«Отдел Покрытосеменные растения»



Скачать 20.88 Kb.
Дата28.04.2016
Размер20.88 Kb.
ТипУрок
Урок – состязание

Цель урока: обобщить практические и теоретические знания учащихся по теме:

«Отдел - Покрытосеменные растения»

Задачи: - найти отличительные признаки растений, класса однодольных и двудольных растений;

- определить признаки семейств растений;

- определить вид растений.

В ходе подготовки к уроку учащиеся делятся на 5 групп (по 5 человек в группе). Каждая группа выбирает семейство растений, которое она изучает более подробно и глубоко. Например, 1 группа изучает семейство крестоцветные; 2 - розоцветные; 3 – пасленовые; 4 – злаковые; 5 – лилейные.

При проведении урока столы в классе ставятся полукругом. Учащиеся каждой группы сидят отдельными столами. У каждого школьника свой номер. Члены жюри, в состав которого входят завуч школы, учителя смежных предметов, члены биологического кружка, оценивают работу групп в целом и каждого отдельного ученика.

Конкурс 1.

«Знаете ли вы отличительные признаки растений класса однодольных и двудольных?»

На доске выписаны признаки растений и названия семейств в определенном порядке:


  1. Сетчатое;

  2. Мочковатая;

  3. Крестоцветные, розоцветные, пасленовые;

  4. Одна семядоля;

  5. Злаковые, лилейные;

  6. Две семядоли;

  7. Параллельное или дуговое;

  8. Стержневая.

Ученики имеют набор цифр от 1 до 8. Учитель зачитывает текст, в котором пропущены слова, выписанные на доске. По ходу чтения ребята находят ответ и показывают цифру, которой он обозначен.

Текст: «У растений класса однодольных корневая система …, у двудольных - … . У двудольных зародыш семени имеет … , а у однодольных - … . У растений класса однодольных жилкование листьев …, а у класса двудольных - … . Из изученных семейств растений к классу двудольных относятся …, к классу однодольных - …».

Ответ: 2, 8, 6, 4, 7, 1, 3, 5.

Конкурс 2.

«Найди ошибку»

Перед каждым участником лежит пронумерованный конверт, в котором находятся карточки со схемами, отражающими систематическое положение предложенных видов растений, однако схемы эти имеют ошибки. Задача ребят – найти ошибки и нарисовать схему правильно. Приведем для примера одну такую схему и правильный€ ответ.

Схема:

Царство: Растения



Тип: Покрытосеменные

Класс: Однодольные

Род: Шиповник

Семейство: Розоцветные

Вид: Шиповник коричный

Ответ:


Царство: Растения

Тип: Покрытосеменные

Класс: Двудольные

Семейство: Розоцветные

Род: Шиповник

Вид: Шиповник коричный

Конкурс 3.

«Знаете ли вы признаки семейств растений?»

Каждая группа учащихся получает карточку, расчерченную на пять клеток (в каждой из них написано название одного из семейств: крестоцветные, розоцветные, пасленовые, злаковые, лилейные), и фишки с цифрами от 1 до 20. Учитель называет цифру и зачитывает признаки, а ребята совещаются и помещают фишку с цифрой в прямоугольник с соответствующим названием семейства.


  1. Плод – зерновка.

  2. Цветок имеет один пестик и шесть тычинок одинаковой величины.

  3. В цветке – один пестик и шесть тычинок, из которых две короткие и четыре длинные.

  4. Многолетние растения с луковицами или корневищами.

  5. Плод – ягода или коробочка.

  6. Листья длинные с параллельным жилкованием и длинным влагалищем.

  7. Цветок имеет один пестик и десять тычинок.

  8. Цветок имеет один пестик и пять тычинок.

  9. Плод – стручок или стручочек.

  10. Стебель – соломина с узлами.

  11. Цветок имеет две цветковые чешуи, три тычинки и один пестик.

  12. Венчик цветка раздельнолепестный, состоит из пяти лепестков.

  13. Венчик цветка сростнолепестный, состоит из пяти лепестков.

  14. Соцветие – кисть.

  15. Чашечка цветка состоит из пяти свободных чашелистиков.

  16. Мелкие цветки собраны в соцветия – колоски, которые, в свою очередь, соединяются в более сложные соцветия.

  17. Околоцветник состоит из четырех чашелистиков и четырех лепестков.

  18. Листья тройчатосложные, перистосложные или пальчатосложные с прилистниками.

  19. Околоцветник простой, состоит из шести листочков.

  20. Чашечка цветка сростнолистная, состоит из пяти чашелистиков.

Схема для проверки демонстрируется через графопроектор.

Конкурс 4.

«Четвертый лишний»

Каждый ученик получает по 4 гербарных листа, прикрепленных скрепками к листкам бумаги, на обратной стороне которых написаны буквы или знаки препинания. Необходимо сравнить растения и выделить среди них одно, которое по признакам отличается от трех остальных. После этого ребята берут в руки гербарные листы, оказавшиеся лишними, и поворачивают к жюри обратной стороной. Если все верно выполнили задание, то жюри может прочитать текст: «Ай да мы! Молодцы ребята! Ура!».

Конкурс 5.

«Узнай семейство»

Учащиеся каждой группы должны узнать растения, которые относятся к выбранному ими семейству. Перед каждым столом мелом нарисованы круги, обозначающие семейства. Учитель читает названия растений, а один из участников группы должен за 3 с. Забежать в круг, обозначающий нужное семейство. Кто ошибется или е успеет забежать в круг, принесет своей группе штрафное очко. Список растений : роза коричная; томат обыкновенный; хрен древесный; пшеница; тюльпан степной; белена черная; лилия кудрявая; манжетка обыкновенная; гусиный лук; гулявник лекарственный; физалис обыкновенный; сурепка обыкновенная; лапчатка прямостоячая; пырей ползучий; ячмень; пастушья сумка; табак душистый; рис; малина обыкновенная; гравилат речной; дурман обыкновенный; кукуруза; вороний глаз четырехлистный; чеснок; редька дикая.

Конкурс 6.

«Узнай название»

Каждый ученик получает гербарный лист и определительную карточку. Задание – определить вид растения и написать порядок определения.

Конкурс 7.

«Кто больше!»

По одному ученику от каждой группы становится в круг. Им объявляется название семейства. Ребята, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Раз, два, три, четыре, пять!

Начинаем мы играть!

Ну-ка, думай, вспоминай

И растенья называй!

Затем останавливаются и называют растения предложенного семейства.

Кто промолчит более 3 с. Или допустит ошибку, выбывает из игры. Играют до тех пор, пока останется один участник. Его группе присуждается победный балл. Повторять названия растений нельзя.

Конкурс 8.

«Во саду ли, в огороде…»

Для этого конкурса учитель использует кроссворд, состоящий из ответов на загадки. Он зачитывает загадки, а ребята вписывают ответы в клетки кроссворда. Оценивается правильность выполнения задания.

Конкурс 9.

«Ай, болит!»

Ребятам предлагается использовать полученные ими знания о растениях на практике. Представьте себе, говорит учитель, что вы приходите к товарищу, а он болен. Его мучает кашель и насморк, болит горло, повышена температура. Какое народное средство для лечения вы посоветуете ему, используя знания о растениях выбранного вами семейства?

Возможные ответы:

1 группа – хорошее средство от кашля – редька с медом. Приготовить ее надо так: взять черную редьку, вымыть ее, ножом вырезать сердцевину так, чтобы в нее вошли две чайные ложки меда. Положить редьку в чашку, накрыть плотной бумагой и оставить на 3-4 ч. Жидкость, образующуюся внутри редьки, пить 3-4 раза в день до еды.

2 группа – при простудных заболеваниях хорошим жаропонижающим средством считаются сухие плоды малины, заваренные в виде чая. Для этого 2 столовые ложки сухой малины заваривают в стакане кипятка, настаивают 15-20 мин, процеживают и пьют как чай 2-3 раза в день с последующим укутыванием в постели.

3 группа – рекомендуем вдыхание пара, получаемого при раздавливании только что сваренного картофеля. Он хорошо согревает верхние дыхательные пути.

4 группа – в качестве потогонного и отхаркивающего средства мы советуем использовать настой корневища пырея ползучего. Для его приготовления берут 15-20 корневищ, заливают 2 стаканами холодной воды и настаивают 10-12 ч.



5 группа – если кашель только начинается, то поможет сок лука. Несколько луковиц надо мелко нарезать, положить в стеклянную посуду, густо посыпать сахаром и дать постоять. Полученный сок пьют 4-5 раз в день по чайной ложке. Лук помогает и при насморке. Для этого 1-2 столовые ложки натертого лука надо положить на дно чашки, которую поставить в посуду с горячей водой. Чашку накрывают воронкой из плотной бумаги и через нее попеременно дышат то одной, то другой ноздрей по 5-10 мин 3-4 раза в день.

Пока жюри подводит итоги работы групп, классу предлагается провести поэтическую пятиминутку, подготовить которую помогает учитель литературы.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница