Открываем заново технологию аудио-визуальной



Скачать 289.8 Kb.
Дата14.09.2017
Размер289.8 Kb.


ОТКРЫВАЕМ ЗАНОВО

ТЕХНОЛОГИЮ

АУДИО-ВИЗУАЛЬНОЙ

СТИМУЛЯЦИИ






перевод : Андрей Патрушев, Никонов Владимир

www.mindmachine.ru – майнд машины
www.yugzone.ru – скорочтение и тренировка памяти
www.koob.ru – электронная библиотека «Куб»



DAVESIEVER, С.Е.T.




БЛАГОДАРНОСТЬ

Мне посчастливилось получить от жизни шанс исполнить свою мечту – научить людей помогать самим себе посредством представленной технологии. Семнадцать лет назад я ни за что бы не поверил, что моя жизнь будет развиваться по этому пути. В течение всего этого времени я имел честь и счастье проводить время со многими особенными, проницательными и одаренными людьми и учиться у них.

Я был вовлечен в разработку и оформление приборов аудиовизуальной стимуляции (АВС) на протяжении десяти лет. Я перечитал огромное количество информации и исследований по воздействию световой и звуковой стимуляции, а также повидал и послушал многочисленные свидетельства об удивительных результатах применения данной технологии. Я сам лично использовал эту технологию в течение последних 18 лет и наблюдал ее благотворное влияние на мою жизнь, особенно в отношении устранения тревог и волнений, связанных с травмами моего жестокого детства (которые, в конце концов, стоили жизни моему брату). Да, я не могу приписать все это лишь на свой счет. Многие прошли этот путь со мною вместе – необыкновенные люди, которые помогали мне на этом пути. Я искренне благодарен этим людям. Без их любви, поддержки и подбадриваний в течение всех этих лет моя жизнь была бы скучна и одинока; без них я бы давным-давно все бросил.

Во-первых, я хочу особо поблагодарить, на мой взгляд действительно «сумасшедшего учёного» -доктора Норманна Томаса (Dr. Norman Thomas). Он научил меня со страстью относиться ко всему, чем бы я ни занимался. Доктор имеет 3 степени, несколько сообществ, харизму и чуткий, заботливый подход к людям, который вдохновил меня добиться большего, чем, как я всегда думал, я могу достичь. Во время моей работы с ним в University of Alberta в 1980-е годы (над разработкой электронного оборудования диагностики и лечения дисфункции височно-нижнечелюстного сустава (TMJ dysfunction)), он подбадривал и вдохновлял меня, и заставил осмелеть и поверить в себя. Я пустился в путешествие по знаниям. Ничто не казалось глупым и недостойным изучения. Вскоре мы с ним обедали, оба с ворохом проводов и электродов, свисающих с наших лиц и голов. Я был официально посвящен в звание «сумасшедшего ученого»!

Я также благодарен Дону Ханкину (Don Hunkin), который первым посвятил меня в эту концепцию. Осенью 1984 года я получил приглашение работать с Доном, который в то время был инструктором исполнительского мастерства в University of Alberta. Некоторые его студенты испытывали боязнь сцены во время исполнений, забывая строки и держась «сковано» на сцене. Он рассказал мне о приборах, которые использовались для того, чтобы привести людей в гипнотический транс для возвращения в ранний возраст в состоянии гипноза и выявления источников страха с помощью вспышек света, направленных в глаза, и пульсирующих звуков. Он считал, что обладание таким прибором могло бы помочь ему помогать своим студентам. Вот так я начал работать над своим первым "светозвуковым" прибором. Вскоре я был по уши в проводах и запчастях. К маю 1985-го мой первый DAVID I был готов. Из-за моей ответственности и самоотверженности Дон решил назвать машину в мою честь. Он назвал ее "DAVID," аббревиатура Digital Audio/Visual Integration Device (прибор цифровой аудио-визуальной интеграции). Это был цифровой прибор, использующий аудио и визуальные средства для интеграции деятельности мозга как единого целого! В самых безумных снах я не мог представить, к чему приведет эта «футуристическая» идея Дона (это было 15,000 приборов тому назад!).

Итак, мы стали производить эти приборы. Тем не менее, это был период моего охлаждения к работе. Однажды, когда я был совсем уже готов «завязать», Агнес Крок (Agnes Krawec), замечательная веселая женщина, заново вдохновила меня продолжать мое путешествие. Итак, я остался. Спасибо тебе, Агнес.

И я хотел бы поблагодарить Майкла Хатчисона (Michael Hutchison) за его вдохновение и поддержку в течение всех этих лет. Он – настоящий пионер этой индустрии. Его книги «Мегамозг» (Megabrain) и «Могущество мегамозга» (Megabrain Power) стали инструментом для приобретения знаний об этой технологии. Майкл всегда был щедр на похвалы нашего продукта.

Том Хоус (Tom Hawes), спортивный психолог, использовал нашу технологию долгие годы. Он провел ряд занимательных занятий с использованием наших приборов. Том также курировал главу "Использование психологических технологий для доступа в Зону" для этой книги. И спасибо Майклу Джойсу (Michael Joyce) из школы для особых детей «Шанс вырасти» в Миннеаполисе, чьи методики и опыт в использовании наших продуктов были распространены в помощь особо нуждающимся детям в более чем 30 подобных школах.

Я благодарю доктора Бека (Dr. C. Beck), из University of Alberta. Он помогал нам ценными советами в наших исследованиях. Он способствовал организации процесса обучения и обработке информации. И спасибо коллективу отделений прикладной психологии и нейрорегуляции за то, что приняли меня в свою группу и позволили читать лекции на своих конференциях.

И многим нашими покупателям, которые отзывались со своими интересными историями – спасибо вам. Когда я задаю себе вопрос: «Занимаюсь ли я в жизни действительно тем, чем следует?», я получаю телефонный звонок от кого-нибудь в этом мире с удивительным рассказом об опыте применения нашей технологии. Именно эти многочисленные рассказы и отзывы дали мне силы и вдохновение продолжать.

И спасибо моему коллективу в компании Comptronic Devices Limited. Они оказали мне большую поддержку в написании этой книги. Они были чрезвычайно терпеливы ко мне, когда я работал сверх нормы и отталкивал их, когда заходил в тупик. Особенно благодарю Дэррела Парка (Daren Park), который провел много часов вместе со мной, редактируя эту книгу.

Я также благодарю Нэнси Сьевер (Nancy Siever), мою жену и лучшего друга, которая всегда была рядом со своей интуицией, мудростью и ободрением. Она была бесценна для меня и как источник исследований: продвигая исследования, давая подтверждения и редактируя. Она была полезна во всех разработках наших продуктов и инноваций, обеспечивая их высокое качество, которое они демонстрируют сегодня. И она была сигналом, когда мне требовалась проверка на реальность. Нэнси смеялась со мной в радости, горевала в печали и прошла со мной все тяжелые испытания – за что я ей безмерно благодарен!

И я благодарю Вас, читатель, за то, что Вы захотели пройти со мной это путешествие, чтобы узнать больше о технологии, которая изменила мою жизнь и, надеюсь, изменит Вашу.



Dave Siever, 2002

ПРЕДИСЛОВИЕ

В начале 1986-го, примерно в то время, когда впервые была опубликована моя книга «Мегамозг», я прочитал о новой светозвуковой системе, разработанной канадским инженером Дэвидом Сьевером (David Siever). Я связался с ним, и мы начали серию разговоров о светозвуковых (L&S) приборах, техниках и опытах, которые продлились до сегодняшнего дня. Дэвид прислал мне один из своих клинических приборов DAVID 1, и я сразу понял, что это была самая лучшая L&S система. Я договорился с Дэвидом о создании для меня многопользовательской системы, и эта многопользовательская система DAVID 1 стала основой моих обучающих семинаров «Мегамозг», проводимых по всему миру.

С самого начала было очевидно, что Дэвид – не только искусный инженер и дизайнер, но также имеет глубокие познания и технические возможности для создания самых эффективных и высококачественных L&S приборов, а так же твердую уверенность в эффективности L&S приборов, призванных влиять на синхронизацию волн мозговой активности (BWE) для повышения эффективности работы мозга. Поэтому Дейв разрабатывает и поддерживает самое мощное BWE оборудование для огромного количества потребителей по низкой цене. В то время единственным аналогичным доступным BWE прибором был старый Synchro-Energizer, который продавался более чем $8,000 за штуку — DAVID 1 был не только технически совершеннее, но также доступен по цене.

И что наиболее важно, Дэвид пришел в эту сферу с клинической работы и университетских исследований и я сразу понял, что он владеет серьезной методической базой для повышения наших знаний по психологии и физиологии применения L&S приборов, особенно для практического клинического и терапевтического применения. В те времена L&S приборы считались (особенно в научных, медицинских и терапевтических кругах) не более чем игрушками для развлечения, для проведения психологических опытов, или просто средствами гипнотической индукции. Дэвид, который разделял мою веру в L&S технологию, представил прямой путь к потенциально революционному прорыву в оптимизации человеческого здоровья и жизнедеятельности.

К счастью, у Дэвида хватало энергии, ответственности и технического ноу-хау в области психотехнологий, чтобы продвигать и поддерживать важные научные исследования клинических и терапевтических эффектов L&S. Начиная с его раннего изучения (с доктором Норманном Томасом) в области L&S и самовнушения, напряжения мускулов, чувств волнения и боли, и заканчивая его собственными исследованиями — и его поддержкой других многочисленных исследователей за последние 10 лет— в таких областях, как физиологическая релаксация, Синдром Дефицита Внимания/Гиперактивность, лечение хронической боли, волнения и депрессии, спортивные тренировки и многих других. Дэвид многое привнес в наше понимание применения L&S. Я счастлив сообщить, что многие из ключевых прозрений и находок Дэвида, включая разделы этой книги, появились по прошествии многих лет в журнале, который я редактирую: «Репортаж Мегамозга: журнал об оптимальном состоянии» (Megabrain Report: The Journal of Optimal Performance).

В последнее десятилетие проводились экстраординарные исследования. Технически по сравнению с карманным L&S прибором сегодняшнего дня со всем богатством протестированных и эффективных программ и возможностью индивидуальных настроек, первые приборы выглядят как вымершие динозавры. И в то время, как L&S приборы были самыми дорогими лабораторными изысками 10 лет назад, известные и используемые лишь немногими пионерами в этой области, сегодня гораздо более эффективные приборы, стоящие лишь малую часть от стоимости их первых предшественников, используются миллионами людей по всему миру, с увеличением продаж из года в год. Работа Дэвида Сивера сыграла ключевую роль в развитии L&S технологии до сегодняшнего состояния глобальной популярности и научно/медико/терапевтической востребованности.

Эта книга содержит целый клад информации, которая окажется захватывающей, ценной и исключительно полезной для всех, кто использует (или заинтересован в использовании) L&S систем, как для личных целей, например, снятия стресса, глубокой релаксации, улучшения сна, повышения обучаемости; медитации или самоисследования и трансформации, так и для более широкого спектра терапевтического применения, для чего L&S, как доказано, чрезвычайно эффективны, как, например, для укрепления иммунной системы; лечения расстройств внимания (дефицит внимания, ADD), боли, состояния беспричинной тревоги, депрессии, ПМС, наркотической и алкогольной зависимости, посттравматических стрессовых расстройств, повреждений мозга, возрастных умственным нарушений и многого другого.

Michael Hutchison

Майкл Хатчисон (Michael Hutchison) автор таких книг как Мегамозг: новые инструменты и техники для роста мозга и умственной экспансии и Могущество Мегамозга: Измените свою жизнь с помощью майнд-машины и питания мозга и редактор журнала Репортаж Мегамозга: журнал об оптимальном состоянии.
СОДЕРЖАНИЕ

Благодарность

Предисловие

Введение


Глава 1 - Мозг и его ритмы – базовые знания

Глава 2 -Активность мозга и количественная ЭЭГ

Глава 3 - Визуальная физиология и методы стимуляции

Глава 4 - Физиология аудиостимуляции

Глава 5 - Физиология стресса

Глава 6 - Что же такое аудио – визуальная стимуляция?

Глава 7 - История синхронизации волн мозговой активности и светозвуковой стимуляции

Глава 8 - Правила синхронизации волн мозговой активности

Глава 9 -Тона и бинауральные ритмы

Глава 10 - Методы стимуляции и примеры занятий

Глава 11 -Анатомия занятия

Глава 12 - "Выбор и использование" занятия

Глава 13 -Предосторожности и побочные эффекты светозвуковой стимуляции

Глава 14 – Использование светозвуковой стимуляции в спорте

Приложение A - H

Библиография



ВВЕДЕНИЕ

Я ХОРОШО ПОМНЮ ТОТ САМЫЙ ПЕРВЫЙ РАЗ, когда я использовал прибор аудио-визуальной стимуляции волн мозговой активности. Это был DAVID 1, который я разрабатывал для Дона Ханкина, инструктора по исполнительскому искусству в University of Alberta. Он заключил со мной контракт на изготовление этой таинственной штуковины, которая посылает вспышки света и пульсирующие звуки. После бесконечных часов разработок и тестирования я, наконец, остановился на маске с маленькими лампочками, расположенными вдоль линии глаз. Это было самое неожиданное открытие в моей жизни. Я нашел электрический переключатель где-то в куче проводов, чипов и транзисторов, поставил его в положение «включено» и ВДРУГ! Потоки цветов и узоров закружились перед моими глазами. Этот опыт был ни на что не похож! Калейдоскоп цветов и видений был необыкновенным, я никогда в жизни не видел ничего подобного! До этого момента я не имел представления, что я разрабатываю.

Это было в 1985. С тех пор я очень продвинулся в области этой увлекательной технологии, но я все еще каждый день узнаю что-нибудь новое о том, как и почему работает этот прибор. Когда я впервые испытал аудио-визуальную стимуляцию около 10 лет назад, я и не представить себе не мог какой потенциал и какое разнообразное применение будут иметь эти приборы в будущем. И я не ожидал такого огромного количества людей, которые теперь рассказывают, какое позитивное влияние наши продукты оказали на их жизнь.

Именно потому, что я не осознавал потенциала и не понимал даже всех принципов работы прибора, я поначалу мало экспериментировал с прибором. Последующие 2 года я сделал только 5 приборов по предварительному заказу. Однако к 1987 году, после получения огромного количества ободряющих отзывов от наших клиентов (которые, наверное, верили в DAVID больше меня), я провел литературные исследования и был, по меньшей мере, заинтригован тем, что эти приборы работали, в первую очередь, благодаря концепции, известной под рядом терминов: "управление посредством света", "управление через слух", "реакция кортекса следования частоте ", и более позднего "синхронизация волн мозговой активности" (BWE). Я обнаружил, что коммерческие приборы визуальной синхронизации разрабатывались уже с 1958 года!

В течение 1950-х и 1960-х годов было выяснено, что визуальная синхронизация имеет многочисленные применения: анестезия в хирургии, релаксационная поддержка, альтернатива замораживанию в стоматологии плюс мощный инструмент гипнотической индукции. К сожалению, большинство этих исследований остались без внимания медицинского сообщества. Может быть, они опередили свое время?

Последние исследования продолжают демонстрировать эффективность BWE в достижении очень глубокой релаксации, пользу в устранении симптомов хронической боли, предменструального синдрома, расстройства внимания, мигрени, хронической усталости, тревожности и депрессии, а также способность повышать мозговое кровообращение и стимулировать производство мозгом таких нейро-трансмиттеров, как эндорфины и серотонин.

В последние несколько лет имело место значительное смещение основных представлений касаемо нашего здоровья и самочувствия. Люди теперь хотят заботиться о своем теле и здоровье. Многие понимают, что они могут влиять на свою иммунную систему своими мыслями и убеждениями. Это понимание породило востребованность в обществе технологии синхронизации волн мозговой активности. К настоящему моменту популярность этой технологии стремительно возросла.

С середины 1980-х годов появилось несколько производителей, предлагающих "свето и звуковые" приборы. Тем не менее, термин "аудиовизуальная стимуляция"(AVE) наиболее точно описывает эту технологию, используемую с целью влияния на волны мозговой активности. С прогрессом в миниатюризации электронных приборов, эти AVE приборы все более доступны общественности. Эти технологии, в конце концов, привлекают внимание и осознание ведущих исследователей, которые постоянно находят им новые применения. Надеюсь, что эта книга, и ей подобные, помогут нам в понимании и исследовании AVE технологий. И я надеюсь, что это поможет другим проводить больше исследований. Я думаю, настанет время, когда эти приборы будут использоваться во многих домах, как компьютеры и телевизоры сегодня, чтобы помогать людям лучше использовать потенциальные возможности своего организма.

Итак, мы продолжаем получать ободряющие благодарственные отзывы от пользователей этой мощной технологии. Как-то одна мамочка рассказала, что ее сына только что заново приняли в школу после использования прибора DAVID Paradise. Предыдущим летом ему сообщили, что его не примут осенью в школу в очередной класс из-за неадекватного поведения, и он будет обучаться на дому. Учителя не могли поверить, что это тот же самый мальчик, которого они видели в июне! Или исторя мужчины, который был так близок к смерти, когда шел в наш офис несколько лет назад, а теперь просто приходит к нам рассказать о своих приключениях во время последнего плавания. Есть торговый брокер, который использует Paradise XL пока занимается своими торговыми делами за ПК. Он утверждает, что это помогает ему предугадать тенденции в торговле и увеличить заработок на 80%. Одна школьная учительница рассказала, что ее Paradise помог ей уменьшить симптомы артрита и в то же время помог ее ребенку с проблемами расстройства внимания. Многие рассказывают истории своих личных перемен: те, кто добился улучшения здоровья, сохранил свой брак или укрепил отношения со своими детьми. Таких историй много.

ГЛАВА 1

МОЗГ И ЕГО РИТМЫ – БАЗОВЫЕ ЗНАНИЯ

Хотя синхронизация волн мозговой активности (BWE) посредством световой стимуляции успешно использовалась в клинических целях, ее признание, как метода лечения, встречало препятствия в результате недопонимания того, как и почему это работает. Сегодняшнее возрождение метода аудио-визуальной стимуляции (AVE) (а метод BWE - синхронизация волн мозговой активности - использует именно этот метод) объясняется частично лучшим пониманием зависимости состояния сознания и мозга от ритмов волн мозговой активности. Итак, прежде чем начать дискутировать об AVE, необходимо усвоить некоторые базовые знания о мозге и о том, как он работает.

ФИЗИОЛОГИЯ МОЗГА

Мы часто сравниваем человеческий мозг со сложным компьютером. Эта аналогия не слишком удачна, но если рассуждать о реальных возможностях и функциях мозга, то количество логических процессов, которые в нем происходят, поразительно велико.

Человеческий мозг состоит из трех основных элементов:



  1. Глиальные клетки

  2. Нейроны

  3. Дендтиры

1) Глиальные клетки

Название «глиальный» происходит от греческого слова "glia", означающего «клеить». Хотя эти клетки обладают мембранным потенциалом, глиальные клетки по большей части не имеют нервных окончаний и выполняют поддерживающую роль для головного и спинного мозга. Выявлено 7 типов глиальных клеток, все они выполняют разные функции. Глиальные клетки поддерживают высокий уровень рибонуклеиновой кислоты (RNA), протеинов и энзимов (ферментов). Один из энзимов, производимых глиальными клетками, является ацетилхолинестераза (AChE). Ацетилхолинестераза связана напрямую с памятью и способностью к обработке информации. Некоторые типы глиальных клеток, особенно астроциты, обеспечивают питание для нейронов. Другие синтезируют миелин, который используется для предотвращения пересечения друг с другом нервов и нейронов. Микроглия и астроциты являются фагоцитарными, это значит, что они очищают центральную нервную систему от мертвых клеток и продуктов распада. Глиальные клетки обладают способностью делиться и размножаться в течение всей жизни. Они имеют ответвления, но не имеют аксонов и дендритов. В последних исследованиях выяснилось, что некоторые глиальные клетки могут действовать как усилители, наподобие транзисторов. Их назначение - это поддержка нервных связей и обеспечение функционирования нервной сети, объединяющей различные области коры головного мозга.

Человеческий мозг в 5 раз больше, чем мозг шимпанзе, однако нейронов содержит всего на 30-50% больше. Похоже, что интеллектуальные границы, отделяющий человека от обезьяны, являются следствием действия в человеческом мозге именно глиальных клеток, которые превосходят по численности нейроны примерно 5 к 1. В результате новых технологических разработок в создании современных исследовательских приборов, ученые смогли изучить различные виды активности, происходящие в глиальных клетках. Исследования нейрофизиолога Гарри Линча (Gary Lynch) из калифорнийского университета в Ирвине показали, что в зародыше, еще в период до роста нейронов и аксонов, глиальные клетки проявляют повышенную активность. Глиальные клетки делятся и перемещаются в мозге через интактные ткани. Они преодолевают большие расстояния в мозге, чтобы достичь активных областей мозга, а те, которые уже присутствуют на месте, демонстрируют невероятные реакции. Они выбрасывают ответвления и становятся очень большими. Все это происходит еще до того, как аксоны вырастают из нейронов.

2) Нейроны

Нейроны – нервные клетки мозга. Они образуют серое вещество, представляющее собой самый внешний 2-х миллиметровый слой мозга. Нейроны состоят из тела клетки, аксона и одного или более дендритов. Функция нейронов – создавать и проводить нервные импульсы.

Ко второму триместру беременности развивающийся мозг уже способен вырабатывать примерно сотню нейронов в минуту. К двухлетнему возрасту ребенок может иметь уже сотню миллионов нейронов в мозге. Люди со временем могут терять нейроны, особенно в той части мозга, которая менее всего задействована, но потеря нейронов с лихвой компенсируется увеличением количества дендритов.

Лучше всего разница между настоящими и ненастоящими млекопитающими проявляется в том, что настоящие млекопитающие имеют 6 отдельных слоев нейронов в новой коре головного мозга. Слои 2 и 4 – это внутренние сенсорные слои. Слой 2 представляет из себя ретикулярную формацию, которая контролирует процессы внимания и уровни сознания, а слой 4 управляет первичными сенсорными процессами. Слои 3, 5 и 6 – внешние слои. Слой 1, который расположен ближе всего к черепной коробке и лучше всего просматривается с помощью электроэнцефаллограммы (EEG), - это слой, способствующий обмену информацией между другими слоями. Этот слой имеет множество горизонтальных нейронов, содержащих дендриты, связанные с другими слоями. Активность в слое 1 представляет собой суммарную активность других слоев, и на ЭЭГ представляет полную картину новой коры головного мозга.

Внешняя поверхность мозга, на которой располагаюся нейроны, состоит из извилин и борозд (складки и извилины мозга). Эта извилины и борозды увеличивают площадь поверхности расположения нейронов. Если распрямить борозды и извилины мозга, мы получим поверхность, площадью примерно полтора квадратных фута.

3) Дендриты

Это слово происходит от греческого дерево. Аксоны и дендриты служат для связи различных нейронов. Дендриты образованы благодаря процессам в протоплазме нейронов, и передают импульсы к телу клетки нейрона. Обычно задействованы несколько сотен дендритов.

Они формируют связи, которые называются «синапсы», с другими нейронами. В результате, дендриты представляют собой систему «проводов» мозга. Они формируются мыслительными процессами, воздействием окружающей среды, обучением и жизненным опытом. Установлено, что у образованного взрослого человека развивается примерно 1 триллион дендритов в мозге, что при физическом измерении составило бы примерно 100 000 миль. На рисунке 1 показан нейрон и его дендриты.

Рис. 1








ВОЛНОВАЯ АКТИВНОСТЬ МОЗГА

Типичному нейрону нужна 1 микросекунда, чтобы ответить на стимул, но когда миллионы нейронов реагируют в унисон, они производят «качающиеся» электрические разряды. Эти разряды создают ритм который получил название «мозговая волна». Эти ритмы поддаются наблюдению посредством ЭЭГ. ЭЭГ записывает и измеряет огромное количество нейронов, реагирующих одновременно. Эти ритмы волн мозговой активности формируются в несколько групп, в зависимости от их частот: Бета, Альфа, Тета и Дельта (Beta, Alpha, Theta и Delta). Каждая из этих групп представляет собой особый тип корковой активности и соотносится с такими состояниями сознания, как тревога, спокойствие, сновидение или состояние сна. Мы постоянно производим некоторое количество одновременно всех этих частот. Поэтому состояние нашего сознания отражает смешанную активность ритмов разных волн мозговой активности и их локализацию. Ритм волн мозговой активности характеризуется самой большой мощностью волновой активности определенной категории. Например, человек с закрытыми глазами производит большое количество альфа и малое количество бета волн в визуальной части коры, т.к. он не обрабатывает визуальную информацию. Когда глаза открыты, производство альфа – волн резко сокращается, а мощность бета–волн возрастет в результате обработки в визуальной части коры поступаюшей визуальной информации. Рисунок 2 показывает каждый из ритмов волн мозговой активности и разные состояния сознания, соответствующие каждому типу волн. Классификация ритмов волн мозговой активности изменяется в процессе того, как ученые получают новые сведения о мозге и состояниях сознания. Например, многие из этих категорий теперь имеют различные подгруппы.



Рис. 2







БЕТА ВОЛНЫ

Бета-волны – это быстрые волны, низкой амплитудой, приблизительно от 14 до 40 циклов в секунду (Hz). Бета-волны генерируются естественным путем, когда мы находимся в состоянии бодрствования, тревожном состоянии сознания. Изначально бета-волны представляют собой процесс обработки данных, включающий сотни мелких вычислений между двумя ближайшими областями коры, которые работают вместе для достижения результата ("Что это был за звук или образ?", "Сколько будет 2 + 3?", "Это опасно?", "Я боюсь», «Что мне делать?").

Существуют 3 основные подгруппы бета-волн: Гамма (от 35 до 40 Hz), Бета 2 (от24 до 34 Hz) и Бета 1 (от 14 до 23). Гамма волны, самые быстрые, отражают пиковую деятельность сознания. Чрезмерная активность бета 2 связана с повышенными эмоциональными состояниями, такими как волнение и страх. Частоты бета 1 связаны с познавательными процессами, такими как решение проблем и мышление.

АЛЬФА ВОЛНЫ
Альфа волны вибрируют в диапазоне примерно от 8 до 13 Hz. Альфа активность представляет собой вибрации между фрагментами коры и зрительным бугром, известным как корково-таламическая петля. Альфа волны проявляются в период сенсорного покоя (например, в тихой комнате с закрытыми глазами), умственной релаксации, глубокой релаксации, медитации или умиротворенного сознания (диссоциации). Альфа волны – вожделенный результат медитирующих. Традиционные методы медитации требуют 10 лет практики, чтобы достичь производства идеальных альфа волн. Производство альфа волн сокращается в момент обработки данной частью мозга сенсорной информации, а также в процессе решения проблем и познавательной активности. Увеличение количества альфа волн дает:
чувство умиротворения, улучшенное академическую успеваемость, тепло в конечностях, повышенную производительность на рабочем месте, ощущение благополучия, снижение тревожности, улучшение сна, улучшение иммунной функции.

Считается, что самые креативные гении, такие, как Эйнштейн, постоянно пребывали в почти неизменном альфа состоянии. Большинство из таких творческих людей имели плохую успеваемость в школе и считались неблагополучными учениками. Возможно, они были слишком сконцентрированы на творческой активности, чтобы уделять внимание учебе.

В последние несколько лет были выделены новые подгруппы альфа волн. Мю волны (иногда их называют Тальфа) пограничны между Альфа/Тета волнами (от 7 до 9 Hz). Их активное производство ассоциируется со здоровым состоянием сознания, дающим исключительную интуицию и опыт личной трансформации. Некоторые исследователи уверены, что «здоровая» мю активность может снижать состояние беспричинного гнева и тревоги от скрытых проблемных воспоминаний детства или душевных травм прошлого. Примеры этих волн мозговой активности - Резонанс Шуманна или «пятая стадия» медитации.

Тем не менее, признаком плохого ментального здоровья является состояние, когда человек не может сознательно контролировать свою мю активность и «зацикливается» на мю. Долговременное, неконтролируемое, производство мю волн часто наблюдается у людей, страдающих от расстройств, связанных с низкочастотной активностью мозга, как, например, дисфункция внимания, предменструальный синдром, сезонные аффектиные расстройства, хроническая усталость, депрессия и закрытые травмы мозга..



ТЕТА ВОЛНЫ

Частоты тета волн - от 4 до 8 Hz. Тета волны ассоциируются с состоянием сна, «сумеречным» состояние, состоянием гипнотического транса, БДГ – фазой сна (фаза Быстрых Движений Глаз - REM) и состоянием сновидений. В этом состоянии увеличивается активность памяти. Память улучшается (особенно долговременная память), повышается доступ к подсознанию, возможность свободных ассоциаций, повышается креативность, имеют место неожиданные озарения. Это таинственное, особое состояние сознания. Долгое время ученые не могли исследовать это состояние мозга, т.к. обычный человек не может долгое время в нем оставаться без того, чтобы ни свалиться в сон (что также дает большое количество тета волн).



ДЕЛЬТА ВОЛНЫ
Дельта волны – самые медленные волны мозговой активности с частотой, колеблющейся от 1 до 4 Hz. Дельта волны доминируют, когда мы засыпаем и продолжают преобладать в состоянии глубокого сна. Повышенная активность дельта волн наблюдается также как следствие мозговых травм, когда сформировалась ткань рубца (обратная связь корково-таламической петли нарушается). Возрастает очевидность того факта, что некоторые люди могут оставаться в неком подобии сознания на фоне активности дельта волн. Некоторые исследователи уверены, что дельта-волны присутствуют у целителей в состоянии «целительства» и у экстрасенсов во время получения информации.
Следующая таблица представляет свод позитивных и негативных факторов, ассоциируемых с активностью разных групп волн мозговой активности.



Позитивные факторы

Категории волн мозговой активности

Негативные факторы

Возможно, связаны с пиком жизненной активности.

Гамма
35 - 45 Hz




Очень активное внешнее внимание.

Бета 2
22 - 35 Hz

Соматическое возбуждение, напряженность.

Активное внешнее внимание.

Бета 1

15-22 Hz





Релаксация, пассивное внимание.

Медленные бета волны
12-15 Hz




Релаксация, внутреннее внимание, медитация, здоровое ментальное состояние.

Альфа (Верхние)

9- 13 Hz





Глубокая медитация, проницательность, Резонанс Шуманна, гипноз

Медленные альфа волны

- Мю/ Тальфа

7-9Hz


Душевное волнение, депрессия, закрытые травмы мозга,

«низкочастотные» расстройства мозга, такие как предменструальный синдром, расстройства внимания, мигрени, хроническая усталость, тревожность и депрессия, аффективные сезонные расстройства. Состояния считаются хроническими, когда эти процессы имеют место в передней лобовой части мозга при открытых глазах.



Креативность, БДГ- фаза сна, гипнагогическое соостояние

Тета

5-7Hz


Расстройства мозга могут отражаться в высокой активности Тета-волн.

Улучшение сна.

Дельта 1 -4 Hz

Тяжелые травмы мозга.

В течение нескольких минут мозг обычно производит некоторое количество всех видов волн. Однако, для специфического вида активности или поведения мозг способен производить изначально волны одной группы. Рисунок 3 - это модифицированная карта Браунбека (Brownbeck) и Мейсона (Mason), интерпретирующая типы поведения, соответствующие активности одного ритма специфической частоты.


По сути, волны мозговой активности подобны волнам озера. Когда дует сильный ветер, большие волны появляются далеко в озере (большая амплитуда, низкая частота). А когда мы бросаем в озеро камешек, появляются небольшие волны очень близко к месту волнения (низкая амплитуда, высокая часота). Интересная зависимость в том, что когда частота увеличивается, амплитуда уменьшается. Рисунок 3 показывает взаимосвязь типов поведения, ассоциируемых с преобладанием какой-то одной группы частот.
Рис. 3

Тип волн мозговой активности, амплитуда и отражение в личном опыте

Siever 2000








ВОЛНЫ МОЗГОВОЙ АКТИВНОСТИ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Здоровый мозг выполняет много важных ментальных функций одновременно, производя большое количество волн мозговой активности разных частот, отражающих эти функции. При сегодняшнем стрессовом образе жизни мы часто демонстрируем повышенную бета активность. Чтобы преодолеть этот негатив, многие ищут способы производства альфа волн – умиротворенного существования, релаксации. Когда мы повышаем нашу альфа и тета (включая мю) активность посредством конструктивных процессов – медитаций, упражнений, средствами аудио визуальной стимуляции (АВС), мы добиваемся изменений состояния сознания или «альфа активности». Важно, чтобы мы научились производить альфа волны на ежедневной основе посредством медитации или АВС.

Однако, многие находят, что легче добиваться альфа активности путем применения деструктивных средств, таких, как наркотики или алкоголь. А также постоянное, неконтролируемое, ненормальное наличие низкочастотной альфа или тета активности является причиной усталости или болезненных состояний, ассоциируемых с бессонницей, депрессией, расстройствами внимания, предменструальным синдромом и синдромом хронической усталости. Постоянная альфа или тета активность в течение длительного времени – явление нездоровое. Как показано в таблице выше, большинство групп волн мозговой активности различных частот могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на личность.


Самый важный аспект, связывающий волны мозговой активности со здоровьем человека – это способность изменять эти состояния в соответствии с требованиями ситуации. У человека, «застывшего» в одном состоянии сознания, по причине ли непомерно тяжкого существования или же из-за деструктивных мыслей, частотность волн мозговой активности также «заморожена». С другой стороны, тяжелый жизненные обстоятельства, деструктивные состояния сознания или мысли (депрессия, расстройства внимания, синдром хронической усталости и др.) могут отражаться в разрегулированности частот волн мозговой активности. В свете сказанного, негибкость становится основной проблемой. Со временем это «застывшее» состояние волн мозговой активности становится новым «гомеостазом» функционирования, и к нормальному ритму вернуться бывает чрезвычайно сложно. Часто в таком состоянии испытывают чрезвычайную ментальную «затуманенность». В таких состояниях чаще всего используются АВС, тренинги с биологической обратной связью (БОС) и наркотики, чтобы подавить мю и увеличить бета активность.
Каждое состояние сознания также имеет уровни «возбуждения» (рис.4), которые варьируются в зависимости от типа личности. Например, бета 1, состояние внешнего внимания, показатель частоты колеблется от 15 до 22 Hz. Тогда как один человек качественно обрабатывает информацию при доминирующей частоте 16 Hz, другой может испытывать "затуманенность сознания" при 16 Hz, и ему необходимо 20 Hz активности мозновых волн для организации адекватного познавательного процесса. Другой же может чувствовать легкое волнение при 20 Hz. Это имеет отношение к любому состоянию сознания, включая сон и сновидения.








ЗАПИСЬ ВОЛН МОЗГОВОЙ АКТИВНОСТИ

Чтобы расшифровать записи ЭЭГ, надо понимать, как производятся записи волн мозговой активности. Существует два простых способа записи волн мозговой активности:


  1. Дифференциальная запись

  2. Референциальная запись

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ЗАПИСЬ

Дифференциальная запись требует использования двух электродов, расположенных на некотором расстоянии друг от друга. Сигнал ЭЭГ – это сеть математических вычислений активности волн мозговой активности между электродами. Один электрод в машине ЭЭГ распознает и увеличивает сигнал именно таким, каким он появляется на коже черепа (позитивный сигнал мозговой волны показан позитивным и на экране осциллографа). Другой электрод распознает и увеличивает сигнал, как инверсию того, чем он на самом деле является (позитивный сигнал мозговой волны показан негативным на экране осциллографа). Эта технология «замены» используется главным образом из-за электрических шумов в окружающем пространстве, которые одинаково влияют на оба электрода. Шум, взаимодействуя с инверсией электродов, увеличивает «замену», и как бы аннулирует шум,






взаимодействующий с не-инверсионным электродом, и таким образом, шум аннулирует сам себя. Такой подход требует тщательности и понимания для избежания серьезных ошибок в интерпретации ЭЭГ. Например, представьте, что один из электродов расположен в лобовой части, а другой – в затылочной части головы. Если оба электрода принимают одни и те же ритмы волн мозговой активности и они одинаковы по частоте и фазе, то ЭЭГ не покажет ничего, т.к. эти сигналы аннулируют друг друга. С другой стороны, если оба сигнала идентичны, как в первом случае, кроме того, что они находятся не в одной фазе, то результаты ЭЭГ покажут двойную амплитуду двух волн мозговой активности. Интерпретация результатов ЭЭГ должна быть очень тщательной.

РЕФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ЗАПИСЬ

Референциальная запись показывает сигнал мозговой активности под электродом, и, таким образом, показывает действительную электрическую активность в этой части мозга. Контролирующий, или активный электрод, расположен над наблюдаемой областью, тогда как референтный электрод расположен в неактивной области, например, в области уха. В настоящее время это наиболее предпочитаемый метод измерения электрической активности мозга.

ЗЕРКАЛО СОЗНАНИЯ

«Зеркало Сознания» был первым прибором этого типа дифференциальной ЭЭГ для выполнения спектрального анализа в реальном времени. Другими словами, Зеркало сознания показывал все компоненты частот волн мозговой активности (а не сырые данные, как на рис. 2) в тот момент, когда они производились мозгом. Он был разработан Г. Бланделлом (Geoff Blundell) из Audio Ltd. в Англии, позже Максвел Кейд (Maxwell Cade) и Нона Коксхед (Nona Coxhead) на основе обширных исследований, проведенных с помощью этого прибора, написали книгу «Пробужденное сознание» (The Awakened Mind).

Кейд и Нона Коксхед изучили примеры проявления волн мозговой активности у дзен-медитирующих на разных стадиях медитации, у людей, находящихся в стрессе, решающих математические задачи, находящихся в различных экстрасенсорных состояниях и т.д. Анна Вайз (Аnna Wise) принесла эту технологию в Америку и продолжила разработки, что выразилось в ее приборах «Зеркале Сознания II и III». Она показала, как достичь этого пробужденного состояния сознания, а также как добиться высокой работоспособности сознания, что раньше было привилегией лишь посвященных медитаторов, а теперь стало доступным многим людям в течение короткого периода использования Зеркала Сознания. Первое Зеркало Сознания использовало дифференциальные записи, простейшие, но, по крайней мере, самые точные из всех записей ЭЭГ. В наши дни ЭЭГ использует референциальное расположение электродов, хотя эти же эдектроды могут быть сконфигурированы и для дифференциального расположения по желанию пользователя. Мульти-канальные референциальные карты мозга ЭЭГ, задействующие нормативные базы данных (Глава 2) дают гораздо более точный анализ мозговых функций.

Зеркало Сознания использует светодиодную матрицу, организованную в две независимые группы, показывающие весь спектр ЭЭГ для левого и правого полушарий головного мозга. Светодиод, расположенный посередине между этими двумя группами, при отсутствии активности волн мозговой активности освещается конкретно для указанной частоты. Когда активность волн мозговой активности данной частоты возрастает, освещенный светодиод перемещается в эту сторону. Этот метод демонстрации данных ЭЭГ был адаптирован группой производителей приборов ЭЭГ.

Рисунки 5 - 9 показывают стили считывания Зеркала Сознания для разных состояний сознания/волн мозговой активности. Если аудио-визуальная стимуляция (АВС) работает, то приборы АВС должны увеличивать мощность волн мозговой активности на конкретной частоте работы прибора. Однако, АВС работают лучше в диапазоне естественной активности альфа волн. Частоты, превосходящие, или, наоборот, недотягивающие до естественных альфа волн, труднодостигаемы для людей с высоким содержанием альфа волн в спокойном состоянии с закрытыми глазами.

Рисунок 7 показывает нормальный пример бета активности. Заметьте, что нормальная, здоровая личность демонстрирует симметричную, сбалансированную бета активность.

Рисунок 6 показывает мощный альфаритм, производимый опытным медитирующим. Заметьте, что активность волн мозговой активности сбалансирована в обоих полушариях.

Рисунок 5 демонстрирует личность в состоянии тревожности от полученного стресса. Заметьте, что высокое содержание бета волн в левом полушарии головного мозга указывает на аналитический тип мозговой функции, тогда как правое полушарие, т.е. творческие процессы, подавлены.



Рисунок 8 дает образец перевозбужденной личности. Хотя активность на рис.8 сбалансирована с обеих сторон, эта личность слишком возбуждена, чтобы обращать внимание на необходимое к выполнению задание. Часто человек после завершения медитации или занятий с АВС демонстрирует активность волн мозговой активности, показанную на рис. 9, известную как пассивное бодрствование. Кейд полагал, что этот образец совпадал с оптимальным состоянием ментальной активности и социальной адекватности. Возможно, это последствия активности обоих полушарий головного мозга, означающей способность к решению как аналитических, так и холистических проблем, плюс тот факт, что человек находится в состоянии релаксации.























продолжение следует…




Каталог: download -> book
book -> Елена Петровна Блаватская Письма из пещер и дебрей Индостана
book -> Галактическая федерация света исцеление болезнью
book -> Парацельс Философ огня
book -> Ббк 87. Горчаков Г. С. Миропонимание огненной эпохи Томск, «Твердыня», 2003, 561 стр. Миропонимание огненной эпохи
book -> Архив а. М. Асеева
book -> В письмах ваших сообщается, что какие-то индивидуумы упрекают друзей наших в том, что они будто бы считают меня богом, желая этим как бы задеть и друзей и меня. Какая вредительская чепуха! Ответ на все готов
book -> Учебное пособие для эндокринологов, терапевтов, врачей общей врачебной практики Новокузнецк, 2012
book -> ~~~~~~~~~~~~~~ учение жизни
book -> Правила дыхания 10 Связь между дыханием и зрением 11 Что необходимо для восстановления зрения 13


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница