Ответы на вопросы для самоконтроля



Скачать 111.57 Kb.
Дата23.04.2016
Размер111.57 Kb.
Ответы на вопросы для самоконтроля


  1. Как бы вы охарактеризовали состояние здоровья современных школьников?

Многочисленные исследования свидетельствуют о продолжающемся ухудшении состояния здоровья детей.

По данным Минздравсоцразвития России с 2004 по 2009 годы общая заболеваемость детей Российской Федерации в возрасте до 14 лет за последние пять лет возросла на 16 %; юношей и девушек в возрасте 15-18 лет - на 18%. Количество детей в возрасте 6-7 лет, не готовых к систематическому обучению, превышает 32 процента. Две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания. Среди современных первоклассников вдвое меньше абсолютно здоровых детей, чем среди их сверстников конца прошлого века (4,3 против 8,7 процентов). Более чем у 30% юношей выявляется задержка полового созревания». Современные подростки по уровню морфофункционального развития и в целом отстают от своих сверстников предшествующего десятилетия, что сопровождается тем, что до 80 % выпускников школ имеют ограничение в выборе профессии по состоянию здоровья. Более 35 % юношей непригодны к службе в армии, имеющиеся заболевания и расстройства у 22-25 % девушек могут в дальнейшем привести к нарушениям реализации репродуктивной функции.

Лишь 10 – 12% выпускников общеобразовательных школ России могут быть отнесены к категории здоровых.


  1. Выделите основные факторы, негативно влияющие на здоровье школьников.

Внутришкольные факторы (непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями).

Общепатогенные факторы (все остальные, потенциально оказывающие воздействие на здоровье человека).

Перечень общепатогенных факторов, наносящих вред здоровью человека, в том числе и школьников, на которые указывают многие исследователи и практики:

- Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья.

- Сужение понятия здоровья.

- Воздействие неблагоприятных экологических факторов.

- Воздействие неблагоприятных для здоровья антропогенных и техногенных факторов.

- Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения.

- Несовершенство законодательной, нормативно-правовой базы регламентирующей деятельности по охране здоровья человека и ребенка.

- Несформированность культуры здоровья у педагогов, неблагополучие их состояния здоровья.

Наряду с такими факторами, как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные, экологические условия и другие, неблагоприятное влияние на здоровье школьников оказывают внутришкольные факторы – имеющих непосредственное отношение к проблеме сохранения здоровья в образовательном учреждении и ЗОТ:

- перегрузка учебных программ;


- авторитарный стиль преподавания;
- недостаток двигательной активности учащихся;
- неправильное питание учащихся;
- несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;
- недостаточное финансирование школы;
- недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий;

- неблагополучное состояние здоровья учителей;


- низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья.
3. Дайте определение следующим понятиям: здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровьесберегающие технологии, здоровьесберегающая педагогика, здоровьесберегающие образовательные технологии, здоровьесберегающее пространство школы (ЗПШ).

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровый образ жизни это:

- благоприятное социальное окружение духовно-нравственное благополучие;

- оптимальный двигательный режим (культура движений);

- закаливание организма;

- рациональное питание;

- личная гигиена;

- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);

- положительные эмоции.

Культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая педагогика - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

Культура здоровья - сознательная система действий и отношений к своему здоровью и здоровью окружающих. Важнейшей установкой формирующей культуру здоровья является ценность здоровья как такового.

Здоровьесберегающее пространство школы (ЗПШ) – совокупность условий, создаваемых администрацией школы, педагогическим коллективом при участии самих обучающихся и их родителей с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников и создания оптимальных условий для профессиональной деятельности педагогов.


  1. Цели, задачи, особенности здоровьесберегающей педагогики (ЗСП).

Цель ЗСП – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его багажом знаний, умений, навыков для ведения ЗОЖ и воспитав у него культуру здоровья.

Принципы здоровьесберегающей педагогики:

- Принцип не нанесения вреда.

- Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.

- Принцип взаимосвязи здоровья и благополучия.

- Принцип непрерывности и преемственности.

- Принцип приоритета развивающего обучения.

- Принцип психофизиологической комфортности.

- Принцип субъект субъектного взаимоотношения с учащимися.

- Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям ученика.

- Комплексный подход.

- Принцип медико-психологической компетентности учителя.

- Приоритет позитивных педагогических воздействий над негативными (запреты, порицания).

- Приоритет активных методов обучения.

- Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии.

- Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.

- Принцип отсроченного результата.


  1. Показатели рациональной организации учебного процесса и отдельного урока.

Показателями рациональной организации учебного процесса являются:

- объем учебной нагрузки – количество уроков, их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

- нагрузка от дополнительных занятий в ОУ: факультативов, индивидуальных занятий и т.п.;

- занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физкультуры, спортивные занятия и т.п.;

- рациональная организация урока.


  1. Назовите условия необходимые для организации здоровьесберегающего пространства школы (ЗПШ).

Приоритет: признание школой сохранение и укрепление здоровья учащихся, как одной из важнейших задач.

Для решения этой задачи необходимо:

- разработать школьную программу здоровья;

- в каждом серьезном решении принимаемом администрацией школы (управлением образованием), отдельной строкой фиксировать аспекты, связанные с влиянием данного решения на здоровье детей;

- обеспечить проведение диагностики и мониторинга здоровья;

- учет результатов мониторинга при составлении отчетов школы, при разработке программы развития, финансирования и т.п.

Ответственность: каждый человек, связанный со школой, должен нести ответственность за решение вопросов здоровьесбережения, без чего невозможно утверждение приоритета здоровья.

Для этого рекомендуется:

- в должностные обязанности учителей включить пункты, касающиеся сохранения здоровья детей;

- заключить со школьниками индивидуальные соглашения, в которых прописано, что именно должен или не должен учащийся, чтобы заботится о своем здоровье и помочь в школе в решение данных задач;

- подобные соглашения заключить и с родителями учащихся, что повысит уровень их ответственности.

Урок: обеспечение благоприятного психолого-педагогического воздействия учителя на своих учеников с максимальной индивидуализацией этого воздействия.

Обучение: обеспечение необходимого уровня компетентности по вопросам сохранения здоровья педагогов, учащихся и родителей.

Укрепление здоровья и физическое развитие учащихся: при появлении у школы достаточных финансовых возможностей целесообразно использовать дополнительные средства для сохранения здоровья учащихся и педагогов: открытие фитобара, строительство и оборудование тренажерных залов, бассейна, комплекса медицинской диагностики, комнат психологической разгрузки, горного воздуха и др.



  1. Механизм формирования здоровьесберегающего пространства школы (ЗПШ).

Последовательность формирования ЗПШ

Шаг 1. Создание небольшой группы (5 – 10 человек), которая будет осуществлять проектную деятельность по формированию ЗПШ. В состав группы могут войти учителя, администрация образовательного учреждения, родители, специалисты ИРО, ученые и т.п. Социальные роли в группе могут быть такими: «генераторы идей», «критики», «организаторы», «коммуникаторы».

Шаг 2. Подготовка и принятие обоснованного решения о включении вопросов здоровья в число приоритетов работы школы, учитывая имеющиеся у школы или управления образованием ресурсы (кадровые, финансовые, организационные, информационные); разработка и принятие проекта «Здоровая школа»; поиск дополнительных источников финансирования. Если проект разработан самостоятельно, то необходимо провести его экспертизу.

Шаг 3. Повышение квалификации педагогического коллектива в сфере здоровьесберегающей педагогики (обучение педагогов, заключение договоров о сотрудничестве с центрами повышения квалификации).

Шаг 4. Активизация возможностей родительского комитета, спонсоров, администрации школы, управления образованием для успешной реализации проекта.

Шаг 5. Разработка программы диагностики и мониторинга здоровья учащихся. Введение на каждого ученика паспорта здоровья.

Шаг 6. Анализ полученных результатов диагностики и мониторинга здоровья и учет полученных результатов при планировании и корректировке программы работы школы на 2 этапе.

Урок с позиций здоровьесбережения



Критерии (параметры)

урока


Уровни рациональности

Рациональный

Недостаточно рациональный

Нерациональный

1. Обстановка и гигиенические условия в классе или кабинете, температура, влажность, рациональность освещения помещения и доски, наличие или отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей

Соответствуют СанПиН.

Частично соответствуют СанПиН.

Не соответствуют.

2. Количество видов учебной деятельности, таких, как опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач и т.д.

4-7

2-3

1-3

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (мин)

Не более 10 минут. Смена не позже чем через 7-10 мин.

11-15 минут. Смена через 11-15 мин.

Более 15 минут. Смена через 15-20 мин.

4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.)

Не менее 3-х

2

1

5. Чередование видов преподавания (мин.)

Не позже чем через 10-15 минут

Через 15-20 минут

Не чередуются

6. Количество на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся

2-3

Менее 2

Отсутствуют

7. Место и длительность применения ТСО. (мин)

В соответствии с гигиеническими нормами.

С частичным соблюдением гигиенических норм.

В произвольной форме.

8. Поза учащихся во время занятия, чередование позы (наблюдает ли педагог за посадкой учащихся, чередуются ли позы в соответствии с видами работы)

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся.

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся.

Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем.

9. Количество и продолжительность оздоровительных моментов на занятии, таких как физкультминутки, динамические паузы, самомассаж.

На 20-й и 35-й мин. урока по 1 мин. Из 3-х легких упражнений с 3-4-мя повторениями каждого.

1 физкультминутка с неправильным

содержанием или продолжительностью.



Отсутствуют

10. Наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни

Присутствуют.

Частично присутствуют.

Отсутствуют.

11.Наличие мотивации деятельности учащихся на занятии (оценивается наличие внешней – оценка, похвала, поддержка и внутренней – стремление узнать больше, интерес к изучаемому материалу и другие мотивации)

Наличие внешней и внутренней мотиваций.

Присутствует частичная мотивация.

Отсутствует.

12. Психологический климат на занятии (оцениваются взаимоотношения на занятии, как между педагогом и учащимися, так и между учащимися)

Преобладают положительные эмоции.

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный.

Преобладают отрицательные эмоции.

13. Наличие на занятии эмоциональных разрядок, таких как шутка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, музыкальная минутка и т.д.

2-3

1

Нет

14. Плотность занятия, т.е. количество времени, затраченного учащимися на учебную работу (в %)

Не менее 60 % и не более 75 -80 %.

85-90 %.

Более 90 %.

15. Отслеживание педагогом момента наступления утомления у учащихся и снижение их учебной активности (время начала появления утомления у учащихся на уроке)

Не ранее 40 мин.

Не ранее 35-37 мин.

До 30 минут.

16. Темп окончания занятия («скомканность», спокойное завершение занятия, задержка учащихся после звонка

Спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать вопросы учителю, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются.

Быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания.

Задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница