Оу «Лицей-интернат для одаренных детей им академика П. А. Кирпичникова с углубленным изучением химии» фгбоу впо книту» сопоставление мифов древних славян и древних татар



Дата26.09.2017
Размер0.66 Mb.

ОУ «Лицей-интернат для одаренных детей им. академика П.А.Кирпичникова

с углубленным изучением химии» ФГБОУ ВПО КНИТУ»

СОПОСТАВЛЕНИЕ МИФОВ ДРЕВНИХ СЛАВЯН И ДРЕВНИХ ТАТАР (НА МАТЕРИАЛЕ МИФОВ, СВЯЗАННЫХ СО СТИХИЕЙ ВОДЫ)

Выполнила работу:

Власова Анастасия

ученица 9 «а» класса

Руководитель работы:

Гарипова Ильмира Дамировна

учитель русского языка и литературы

Казань - 2014

Введение

Согласно статистике, на территории Российской Федерации живет более 100 народов и народностей. Каждому многочисленному и малочисленному народу присущи свои особенности образа жизни, своеобразные природные условия, в которых складывается быт и даже внешний облик того или народа, культурные традиции, склад характера, свойственный только ему.

Поскольку мы живем в Татарстане, в республике, в которой в тесном соседстве живут русские и татары, поэтому изучение литературы, истории, культуры русских и татар в сопоставительном аспекте представляется очень важным. Как известно, источниками многих образов в литературе являются мифы. Поэтому исследование мифов древних славян и древних татар, связанных с такой важной стихией, как стихия воды, является необходимым подспорьем при изучении литературы разных народов и понимания ее особенностей.

Тема: Сопоставление мифов древних славян и древних татар (на материале мифов, связанных со стихией воды).

Цель работы: выявить черты сходства и различия древнеславянской и татарской мифологии, связанной со стихией воды.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

-анализ значение воды для человека, которое отразилось в мифах, легендах, народных поверьях;

-изучение того, как представляются в мифах мифологические существа, обитающие в воде, у древних славян и древних татар;

-сопоставление описания мифологических существ, обитающих в воде, в мифологии древних славян и древних татар.

Поскольку существ, обитающих в воде, в мифологии древних славян и древних татар достаточно много, мы остановили свой выбор на наиболее известных из них: водяной и русалка – в мифах славян и су-анасы, су-иясе, су-бабасы – в мифах древних татар.

Изучая мифы разных народов, мы обогащаем знания не только в области мифологии, но и культуры каждого народа. Выбранная нами тема очень актуальна, особенно сейчас, когда правительство Татарстана прилагает большие усилия по подъему татарской культуры и национального самосознания.

Объект исследования: мифы и легенды древних славян и татар, газетные и журнальные публикации, материалы интернета.

Предмет исследования: сходства и различия в мифах и легендах древних славян и татар.

Практическая направленность: использование данной работы на классных часах, уроках литературы и истории, внешкольных мероприятиях.

О ЗНАЧЕНИИ СТИХИИ ВОДЫ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
Вода, как и земля, является одной из основных стихий мироздания. В космогонических мифах многих культурных традиций вода выступает в роли первоначального хаоса, из которого формируется мировое пространство. Так, в украинской легенде, сохранившей это архаичное представление, рассказывается, что с самого начала не было ни неба, ни земли, а была только тьма и вода, а Бог летал святым духом по-над водою.

Мотивы возникновения водных объектов нередко встречаются в фольклорных текстах, содержащих мифологический пласт повествования, в частности в сказках и былинах. В легендах реки олицетворяются и наделяются человеческими характерами.

По поверьям, в воде живут такие мифологические существа, как водяной, русалки, шуликуны, черти и подобные. Поэтому перед купанием было принято креститься и осенять крестом воду. Церковное освящение воды, по народным представлениям, имело целью изгнать из нее бесов.

Освященной воде приписывали магические свойства и хранили ее, особенно крещенскую воду, в течение года, используя в очистительных обрядах (окропляли домочадцев, скотину, дом и хозяйственные постройки) и лечебной практике от различных болезней.

С древних времен у славянских народов известно почитание водных источников. Во многих древнерусских письменных памятниках встречаются упоминания о жертвоприношениях воде, молениях возле нее, гаданиях, заключении браков и союзов, принесении клятв.

Почитание воды объясняется традиционными представлениями о ее свойствах, как положительных, так и отрицательных, что, в свою очередь, объясняется ее посреднической функцией и связью с потусторонним миром. С одной стороны, вода воспринималась в народном сознании как источник жизни. Ей приписывалась продуцирующая сила, способствующая плодородию растений, животных и человека, что в славянской традиции особенно хорошо прослеживается в ритуальных акциях весенне-летней обрядности. К ним, например, относится окропление освященной водой в пасхальную неделю или в Иванов день озимых на полях для повышения урожая; совершаемое при первом выгоне на пастьбу поливание скота водой наряду с оглаживанием боков домашних животных пасхальным яйцом, что традиционно связывалось с идеей плодородия. У многих славян существовали календарные обычаи обливания водой девушек парнями, и наоборот, имеющие брачную символику и, соответственно, продуцирующее значение. Так, у поляков этот обычай приходился на понедельник и вторник пасхальной недели, у русских – на день Ивана Купалы.

Особые продуцирующие свойства приписывались росе, катание по которой было широко известно у славянских народов. В традиционной культуре роса, особенно первая или выпавшая в определенный праздник, воспринималась как средоточие плодоносящего начала.

Древние языческие истоки имели также обряды кормления воды или жертвоприношения ей. Чтобы вызвать дождь, в колодец во время засухи бросали различные продукты (хлеб с солью, зерно мака и злаковых растений, огородные культуры), цветы, деньги, освященную воду. Мотив кормления воды сохранился в многочисленных закличках дождя, которые обычно исполняли дети. На Тамбовщине пели:

Дождик, дождик, пуще.

Дам тебе гущи.

Выйду на крылечко, дам огуречка.

Дам и хлеба каравай.

Дождик, пуще поливай!

Особое почитание у русских воздавалось первой воде – дождевой или речной. Всегда радовались первому весеннему дождю: подставив руки, капли собирали в пригоршню и трижды мыли лицо. В некоторых местах ее собирали в чашки и хранили в закрытых сосудах как целебную в течение всего года до следующего первого весеннего дождя.

Традиционно воде приписывалась очистительная функция, что в значительной степени объясняется ее физическими свойствами. Представления о воде как чистой и очищающей стихии предопределили широкое использование ее в календарных обрядах (особенно во время Крещения и в весенне-летних праздничных циклах) и обрядах жизненного цикла (размывание рук роженицы и повитухи через несколько дней после родин, обливание водой и посещение бани после свадебного пира, обмывание покойника и др.). В Поволжье широко бытовали очистительные обряды, направленные на благополучие скота: для этого домашних животных прогоняли через проточную воду – реку или ручей, используя очищающую, по поверьям, силу воды. Повсеместно у русских с этой же целью в разные сроки, имевшие значение рубежных, осуществлялось окропление скота освященной водой.

Помимо очистительных воде приписывались свойства целебные, что нашло широкое применение в традиционной обрядовой и лечебной практике. Так, в Вологодской губернии в Великий четверг хозяйка дома, почерпнув воду из колодца, бросала в нее серебряную монету и умывала ею своих детей, чтобы они были здоровы. А девушки рано утром в этот день умывались водой, чтобы быть красивыми и чтоб их «любили молодцы».

Вместе с отмеченными характеристиками воды нельзя не упомянуть, что в народном сознании она всегда осмыслялась и как опасная стихия. Вспомним хотя бы, что в воде, по народным представлениям, обитает нечистая сила. Но особенно страшной считалась сама разбушевавшаяся водная стихия, приводящая к наводнению. В этой связи показательны русские поговорки: «Где много воды – там жди беды», «Xороши в батраках огонь и вода, а не дай им Бог своим умом зажить».

Опасной считалась также «нечистая» вода, то есть та, которой обмывали новорожденного, больного, покойника. Такую воду всегда старались выливать там, где не может наступить человек или скотина.



Негативная символика воды выступает в толкованиях снов: мутная вода, по поверьям, снится к болезни, смерти, грусти, а чистая вода – к слезам.

Многозначность воды в традиционной культуре, иногда прямо противоположные представления о ней как о плодотворной, исцеляющей и в то же время смертоносной стихии, нашло отражение в сказочном образе живой и мертвой, или сильной и слабой, воды.

В любом случае, добра или грозна была к человеку стихия воды, в народной среде всегда соблюдалось к ней почтительное отношение. Оно, в частности, реализовалось в выполнении установившихся правил и запретов.
МИФЫ О ВОДЕ
Первые мифы возникли давно, много тысяч лет назад. Тогда человек знал о себе и окружающем мире совсем мало. Людям было очень трудно существовать один на один с грозными и таинственными силами природы. Весь мир они себе представляли заполненным могучими, необоримыми богами – благосклонными и губительными, равнодушными и таинственными. Они царствовали на земле, в небесах и преисподней, правили живыми и мертвыми, помогали людям или беспощадно наказывали их. В мифы верили, как в правду. Их передавали устно из поколения в поколения, а с появлением письменности стали записывать на глиняных табличках, папирусе, бумаге. Эти древние сказания стали колыбелью, из которой выросли литература, искусство, религия, наука.
Окружающий мир редко был добр к человеку. Известные ученые утверждали, что славянское язычество – это обожествление стихий. Стремясь дать объяснения явлениям природы или жизни своего рода, племени, предки породили множество мифических существ, божеств, похожих своими стремлениями и поступками на самих людей. Их дела не противоречат здравому смыслу, среди них тоже происходит борьба добра и зла, света и тьмы. И к тому же они не недоступные небожители, а находятся здесь же, рядом.

Для нас представляется важным описать тех существ, которые обитали в воде. По поверьям древних славян в воде живут такие мифологические существа, как водяной, русалки, шуликуны, черти и подобные.

Опишем как в славянской мифологии представлялся водяной.
МИФИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА, ОБИТАЮЩИЕ В ВОДЕ,

В МИФОЛОГИИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
ВОДЯНЫЕ В МИФОЛОГИИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
Кто такие водяные?

В славянской мифологии водяной – это злой дух, воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала. Чаще всего выступает в облике мужчины с отдельными чертами животного (лапы вместо рук, рога на голове) или безобразного старика, опутанного тиной, с большой бородой и зелёными усами.

Водяными, то есть хозяевами рек и озер, в мифах славян чаше всего становились утопленники.

Где обитают?

Водяные обитают на дне глубоких водоемов, в омутах и водоворотах, под колесами водяных мельниц. Под водой стоят наполненные золотом хрустальные хоромы, где водяной живет с женой и детьми. У него есть стада рыб, он охраняет их и перегоняет из одних озер и рек в другие.



Как они выглядят?

Водяного представляли лохматым бородатым стариком, пузатым или горбатым. Он весь оброс шерстью, покрыт тиной или рыбьей чешуей, и с него капает вода. Голова огромная, плешивая, иногда лошадиная, выпученные мутные глаза, как у рыбы, зеленые волосы, оттопыренные или козьи уши, нос без ноздрей, тонкие длинные ноги, а между пальцев утиные перепонки. Часто водяной появляется в образе сома, щуки или бесхвостого карпа. Может обернуться большой жабой, селезнем, черным котом или хромым зайцем, собакой, ягненком, конем или быком. Одежда у водяного мокрая, в заплатках и надета наизнанку. Ходит он босиком или в разноцветных чулках. Питается молоком черных коров. Топит печь и печет себе хлеб. Говорит непонятно, переиначивая слова.



Как водяные относятся к людям?

Пугает людей воем, уханьем, свистом и хохотом. Иногда слышно, как он крякает, ржет или блеет в воде. Водяные утаскивали людей к себе на дно, пугали и топили купающихся.

Появляется водяной обычно в полдень или в лунную полночь, в ночь накануне Ивана Купалы. Его видят на берегу, на мосту и на вербе возле воды. Он ищет у себя вшей, полощет и сушит одежду или латает ее. Жена водяного стирает белье или сидит на камне возле воды, расчесывая мокрые волосы. Сыновья водяного ходят в деревню на посиделки, танцуют с деревенскими девушками и даже берут их в жены. Сам водяной тоже бывает среди людей, играет с ними в карты на рыбу, торгует на ярмарке пестрыми лентами, приносит рыбу и раков людям, с которыми дружит. Но никогда не остается у людей после полуночи.

С водяным общаются рыбаки и мельники. Проплывая над жилищем водяного, рыбаки и плотогоны снимали шапку. Водяной заключает с рыбаками договор и помогает им ловить рыбу. Но если его рассердить, он спутывает и рвет сети, насаживает на крючок вместо рыб лягушек и угоняет лодки. Мельнику он может застопорить мельничное колесо и разрушить плотину. Водяной устраивает наводнения, заманивает людей в воду, топит их и скот, даже в луже.

Чтобы умилостивить водяного, рыбаки и мельники кидали в воду табак, мед, масло, лили в омут водку, отдавали ему первую пойманную рыбу, баранью голову, курицу или гуся. Строя мельницу, бросали подводяное колесо голову петуха и произносили заклинания: «На тебе, водяной, табаку, давай мне рыбку», «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье, люби да жалуй нашу семью». Рыбаки бросали ему в омут лапоть: «На тебе, черт, обутку, загоняй рыбу». Бывало, во время половодья крестьяне всем селом покупали лошадь, откармливали ее, мазали ей голову медом и топили в реке. Если не угостить водяного, он может наслать дождь или не пустить воду на луга.

Как защититься от водяного?

Чтобы избавиться от водяного, нужно схватить его за средний палец – в нем сосредоточена вся его сила. Или загадать загадку, которую он не сможет разгадать. Можно защититься, бросив в него чесноком. Водяного выманивали из воды, позвав его по имени или бросив ему обглоданную баранью кость. Его можно поймать в мешок, сшитый не обычными стежками – к себе, а от себя. Водяной не любит лесных зверей, и если рыбаки, находясь на воде, упомянут их, он рассердится, поднимет бурю или порвет сеть. Больше всего водяной боится медведя. Одному мельнику благодаря медведю удалось однажды избавиться от водяного, который повадился каждую ночь приходить к нему на мельницу и варить там себе рыбу. Он пустил к себе переночевать поводыря с медведем. С тех пор испуганный водяной еще долго спрашивал мельника, нет ли у него этой страшной «кошки».



Цвет, который соотносится с водяным.

Водяные соотносятся с чёрным цветом; им приносили в жертву чёрного козла, чёрного петуха, существовал обычай держать на водяных мельницах чёрных животных, любезных водяному.

По поверьям, у водяного были коровы чёрного цвета, он обитал в чёрной воде – в сказках, в частности серболужицких, урочище Черна Вода служит местом встречи с водяным. С левой полы водяного постоянно капает вода (это можно сравнить с особым значением левой стороны у лешего и другой нечистой силы).

Женские духи воды

Женские духи воды – водяницы, берегини, русалки и мавки, выплывают на поверхность только под вечер, а днем спят. Они заманивают прекрасными песнями путников, а потом затаскивают их в омут.


РУСАЛКИ В МИФОЛОГИИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
У восточных славян много поверий о русалках. Они тоже выступают в роли водяных.

Как выглядят русалки?

Их представляли по-разному: косматыми старухами, голыми или в лохмотьях, с отвислыми или даже железными грудями, которые они закидывают на плечи, с телом, обросшим шерстью, и руками, похожими на собачьи лапы. Но чаще русалки – красивые молодые девушки с длинными распущенными волосами, нагие или в белых одеяниях, с веночками на голове, иногда – маленькие девочки в венках. Знакомый всем облик русалки в виде девы с рыбьим хвостом тоже известен в народе, но этот образ попал в народную среду из книжных источников.

Русалка может принимать облик разных животных и птиц – белки, крысы, лягушки, собаки, коня, красной коровы или теленка, а то и обернуться возом с сеном или церковью.

Кто такие русалки?

Русалки – это души умерших женщин, девушек или детей. Русалками становятся девушки, умершие на Русальной неделе, утопленницы, невесты, не дожившие до своей свадьбы, или дети, умершие прежде, чем их окрестили.

Рассказывают, как однажды умерла невеста, которая уже была обручена, но обвенчаться не успела. Отец не хотел, чтобы дочь стала русалкой, и «обвенчал» ее с деревом. Матери, чьи дочери умерли на Русальной неделе, вывешивали перед Троицей возле дома одежду для русалок, чтобы они могли прикрыть свою наготу.

Когда появляются русалки?

Русалки являются людям на Троицу. А в последний день Русальной недели они исчезали или их прогоняли, устраивая обряд «проводов русалок». На Русальной неделе, когда начинает цвести рожь, русалок видели в поле – чаще всего во ржи, иногда в конопле. Русалки появляются также в лесу на деревьях. Вот почему и у Пушкина «русалка на ветвях сидит». Особенно любят русалки качаться на ветках берез. Часто над водой или у колодца они расчесывают волосы, выходят на мост и поют песни. Именно из воды чаще всего они выходят на Русальной неделе и в воду же возвращаются. Или уходят в могилы, в землю, на небо, в рай – на тот свет.



Русальная неделя

Праздник Русалий или Росалий один из самых архаичных на территории Украины с эпицентром на Полесье.

Во времена Киевской Руси праздник Русалий приходился на начало мая, в момент появления молодой зелени, он сопровождался поминальными пирами, ритуальными танцами, кострами, гаданиями. Приспосабливаясь к календарю, русальские обряды были сдвинуты и слились с чествованием Троицы, образовав единые «Зелеш свята». Однако в селах Полесья и Волыни древние ритуалы живы и поныне, а «троицкие» песни часто называют русальскими. Русальная неделя начинается в 50-й день после Пасхи. В эти дни в селах традиционно поминают души праматерей, на подоконники выставляют свежеиспеченный хлеб (по поверью, его запах насыщает русалок). В некоторых регионах свежеиспеченный хлеб ломают на куски и бросают вдоль межи на поле или по берегу рек. В подарок зеленоглазым красавицам женщины вывешивают на березы ленты и куски белой ткани (русалке на рубаху).

Четверг (27 мая) является Русальной Пасхой. В этот день рекомендуется обязательно иметь при себе полынь или любисток. Работающий в этот день берет оберег, который защитит от русалочьего гнева. В колыбель к маленькому ребенку следует класть головку чеснока. В этот день девушки могут гадать у реки, пуская на воду венок для русалки и обязательно защищаясь полынью. Женщины выходят на луг, рвут цветы и плетут поминальные венки, которыми украшают кресты на кладбище. С этого дня начинаются «проводы русалок».

Как русалки относятся к людям?

В русальную неделю, следующую за троицей, выходят из воды, бегают по полям, качаются на деревьях, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. Особенно опасны в четверг – русальчин велик день.

Русалки в поле следят за тем, чтобы никто не вредил посевам, не ломал колосьев и не отрясал с них цвет. Танцуя во ржи, валяясь по ней, они помогают ее цветению. Но русалка вовсе не безобидна. Она может украсть ребенка, оставленного в поле во время жатвы, хотя иногда качает и забавляет его. Русалки пугают людей в поле, могут истолочь в ступе пестом, вальком для стирки белья, кочергой или своей железной грудью и даже забрать с собой на тот свет. Парня могут заманить в поле и защекотать до смерти.

Убегая от русалки, нельзя оглядываться, иначе голова останется перекрученной назад. Русалки предсказывают будущее, любят заплетать коням гривы и кататься на бороне. Иногда они попадают к людям, питаются паром от пищи, живут на печи и вылетают из дома в печную трубу.


МИФИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА, ОБИТАЮЩИЕ В ВОДЕ,

В МИФОЛОГИИ ДРЕВНИХ ТАТАР
Вообще татарские баснословные существа можно разделить на следующие две группы:

1) существа, обитающие в воде, и 2) существа, живущие на суше.

Существа, обитающие в воде: су-бабасы, су-ияси, су-анасы, юха.
СУ-БАБАСЫ В МИФОЛОГИИ ДРЕВНИХ ТАТАР
Су бабасы – это водяной дед, старик, которому подчинены водные пространства какой-либо местности. Живет он в самых глубоких местах, и из народных рассказов не видно, чтобы он когда-либо выходил на берег. Если же легенды и говорят об этом, то в своих действиях на берегу он ничем не отличается от су-иясе и су-анасы, расчесывающих золотым или серебряным гребнем свои длинные волосы.

Когда человек купается или нечаянно падает в воду в глубоком месте, су-бабасы уносит его, и тот погибает. Поэтому, когда утонет человек, обыкновенно говорят; водяной дед или водяной хозяин взял.

Чтобы умилостивить су-бабасы, смешивают горсть крупы с солью и бросают в реку или в пруд, и болезнь проходит. Иной раз при появлении болячек на теле завертывают в тряпицу одну полбенную крупу без соли и пускают по воде со словами: «Иди туда, откуда пришел, отдай хозяину». Болезнь проходит и в этом случае. А обряд этот называется приношение соли и крупы.

Умилостивляют водяного и в том случае, если приходится пить или брать воду из реки впервые. Женщины выдергивают из головы волос и бросают в воду, мужчины расстаются с волосом из бороды. Это – плата водяному за воду.


СУ-ИЯСИ В МИФОЛОГИИ ДРЕВНИХ ТАТАР
Су-ияси (то есть «водяной хозяин»). Су-ияси является в образе бойкого мальчишки, посредника между татарином и своим повелителем, водяным дедом, – и образе посредника глуповатого, трусливого, неопытного, не знающего хорошенько татарина, но более сильного, чем татарин и менее, чем медведь.

Существенной разницей между су-бабасы и су-иясе, кроме возраста, является и то, что водяной дед серьезнее в своих действиях. Он не поднимает напрасно бури и не причиняет людям вреда беспричинно. Но если гневается, может вызвать бурю и утопить людей, прорвать плотину на мельнице, наслать на людей болезни. Когда на теле человека появляются водянистые пузыри, эту болезнь всегда приписывают водяному, су-бабасы либо су-иясе.


СУ-АНАСЫ В МИФОЛОГИИ ДРЕВНИХ ТАТАР
Су-анасы – это мать воды или водяной дух, а значит существо женского пола. Так как у татар нет более имен водяным существам, исключая юхи, неродственной по своему происхождению описанным выше, и так как упомянутые существа родственны между собою, то су-анасы есть мать су-ияси и жена су-бабасы.

Су-анасы моет своих детей, выходя в полночь на мостик над водой.

Людям су-анасы показывается на берегу реки, расчёсывая волосы гребнем.

Считалось, что су-анасы может наслать засуху, болезнь, утопить человека. Поэтому молодая жена, которая впервые пошла в доме мужа за водой, в дар ей бросала в воду монетку.

У тобольских татар су-анасы (соу короткоях) считалась главой соу-пяре, злых духов, за ноги затаскивающих людей в воду. Представляли её в образе старухи с длинными седыми распущенными волосами, обычными атрибутами считались золотые вёдра или золотая гребёнка.



Су-анасы в последнее время стали олицетворять с русалкой, что в общем-то идентично.

Существует также легенда, которая передается из уст в уста и гласит она, что у одного казанского хана по имени Мухаммед-Амин была сестра, которая слыла умом и красотой в народе. Также она занималась «бесовской магией» и поэтому смогла заранее предсказать падение ханства, но это не помогло изменить неизбежное.

Когда пришли захватчики, девушка бросилась в озеро Кабан, лишь бы не попасть к злодеям в руки. Но царевна не утонула, а превратилась в духа воды су-анасы и с тех пор обитает в этих местах. Ночами она выходит на прогулку и осматривает руины ханского дворца и долго печалится над разрушенной мечетью. Если вдруг су-анасы увидит людей, она сразу возвращается обратно в озеро. Поговаривают, что летними ночами су-анасы садится на камень и золотым гребнем расчесывает свои длинные волосы.
СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СУЩЕСТВ, ОБИТАЮЩИХ В ВОДЕ, В МИФОЛОГИИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН И ДРЕВНИХ ТАТАР
Изучив мифы о стихии воды древних славян и древних татар, мы обнаружили сходства и различия в представлении описанных существ, обитающих в воде.
Сходства в представлении о мифических существах, обитающих в воде, выявляются в следующем:


Критерий

Описание

пол

У древних славян и татар выявлены мифические существа, обитающие в воде, которые соотносятся как с женским полом (русалки, су-анасы), так и с мужским (водяной, су-бабасы).

возраст

Существа мужского пола (водяной, су-бабасы) по мифам древних славян и татар являются стариками. Водяного, как правило, представляли как лохматого бородатого старика. А само название существа су-бабасы, что в переводе означает «водяной дед, старик», говорит о его преклонном возрасте.

мотив задабривания мифических существ

В мифах славян и татар встречается мотив задабривания мифических существ.

Так, чтобы умилостивить водяного, рыбаки и мельники кидали в воду табак, мед, масло, лили в омут водку, отдавали ему первую пойманную рыбу, баранью голову, курицу или гуся.

Свежеиспеченный хлеб ломают на куски и бросают вдоль межи на поле или по берегу рек, чтобы задобрить русалок. В подарок зеленоглазым красавицам женщины вывешивают на березы ленты и куски белой ткани (русалке на рубаху).

Чтобы умилостивить су-бабасы, смешивают горсть крупы с солью и бросают в реку или в пруд, и болезнь проходит.

Молодая жена, впервые пошедшая в доме мужа за водой, в дар су-анасы ей бросала в воду монетку.

Выявленные сходства говорят об общечеловеческой природе мифов разных народов. Можно предположить, что общее представление о мифических существах, обитающих в воде, для русского и татарского народов, является универсальным в представлении многих народов.

Кроме того, в процессе взаимодействия культур взаимодействуют и похожие сказания и мифы.
Различия в представлении о мифических существах, обитающих в воде, выявляются в следующем:


Различия

В мифологии древних славян

В мифологии древних татар

Сравнивая русалку и су-анасы, можно обнаружить, что у этих мифических существ разный возраст.

Русалки – красивые молодые девушки с длинными распущенными волосами, нагие или в белых одеяниях, с веночками на голове.

Су-анасы представляли в образе старухи с длинными седыми распущенными волосами.

Если в мифологии древних славян можно обнаружить упоминания как о негативном, так и дружелюбном отношении к людям, то в мифологии древних татар встречаем лишь упоминания о негативном отношении к человеку, при этом уточняется, что мифические существа не причиняют людям вреда беспричинно.

В мифологии древних славян мифические существа, обитающие в воде, относятся к человеку

как дружелюбно

(Водяной помогает рыбакам ловить рыбу.

Русалки в поле следят за тем, чтобы никто не вредил посевам, не ломал колосьев и не отрясал с них цвет. Танцуя во ржи, валяясь по ней, они помогают ее цветению.),
так и негативно

(Водяной спутывает и рвет рыболовные сети, насаживает на крючок вместо рыб лягушек и угоняет лодки. Мельнику он может застопорить мельничное колесо и разрушить плотину. Водяной устраивает наводнения, заманивает людей в воду, топит их и скот, даже в луже.



Русалки пугают людей, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду, могут украсть ребенка, оставленного в поле во время жатвы).

-

В мифологии древних татар встречаются упоминания



только о негативном отношении к людям

(Когда человек купается или нечаянно падает в воду в глубоком месте, су-бабасы уносит его, и тот погибает.

Когда на теле человека появляются водянистые пузыри, эту болезнь всегда приписывают водяному, су-бабасы либо су-иясе.

Считалось, что су-анасы может наслать засуху, болезнь, утопить человека.).



Только в татарских мифах мифические существа, обитающие в воде, состоят в родственных отношениях.

-
*При этом у водяного есть жена – водяница и дети, как правило, сыновья. Но русалка и водяной не связаны родственными отношениями.

Су-анасы есть мать су-ияси и жена су-бабасы.

Только в славянских мифах мифические существа могут менять облик

Водяной может обернуться большой жабой, селезнем, черным котом или хромым зайцем, собакой, ягненком, конем или быком.

Русалка может принимать облик разных животных и птиц – белки, крысы, лягушки, собаки, коня, красной коровы или теленка, а то и обернуться возом с сеном или церковью.

-

Различия в мифах разных народов объясняются различиями фантастического отражения действительности в первобытном сознании.

Выявленные сходства и различия в представлении о мифических существах, обитающих в воде, у древних славян и древних татар, свидетельствуют, с одной стороны, о сходном мифологическом сознании славян и татар, с другой – о самобытности мифологии каждого народа.
Список литературы:

Каюм Насыйри. Поверья и приметы казанских татар

Мифологический Словарь. – М.: Советская Энциклопедия, 1991. – 736 с.

Парандовский Я. Мифология. – М., 1991.

Русская мифология. Энциклопедия - Мадлевская Е.Л., Эриашвили Н.Д., Павловский В.П., 2007

Токарев С.А. Что такое мифология? – Москва, 1983.

Энциклопедия «Мифы народов мира». – Москва/Минск/Смоленск, 1994

Интернет-источники:

http://www.legendami.ru/bod/russia/russia54.htm

http://vision7.ru

http://svitk.ru/004_book_book/8b/1923_drevnie_mifi_i_legendi.php

http://druidgor.narod.ru/slavtrad/slavtrad24.html

http://mithology.ru/Voda.html

http://godsbay.ru/slavs/

http://www.teremok.in/Mifologija/slav_predanija/voda-tsaritsa.htm

http://www.liveinternet.ru/users/bahit/post311861494/

http://www.goldmuseum.ru/folklor-tat/

http://darklibrary.ru/mifyi_na_bukvu_s/2686-su_anasyi.html

Приложение

Водяной



Русалки




http://stat21.privet.ru/lr/0c252c18808f0cf5380d48ca9c144a9a

Су-бабасы



Су-анасы



Каталог: private office -> application -> info application -> uploads
uploads -> Чем полезно молоко
uploads -> Исследовательская работа с. Горнозаводск
uploads -> Исследовательская работа по биологии
uploads -> Тезисы. Определение содержания железа в воде из разных источников
uploads -> Исследовательская работа «Проблема йододефицита и его профилактика» Выполнили:
uploads -> Викторина по биологии «Особенности строения живых организмов» Имя, фамилия: Оглоблина Наталия
uploads -> Роль здоровьесберегающего урока в стрессоустойчивости младшего школьника Цель: Обеспечить школьникам возможность сохранения здоровья на весь период обучения в школе
uploads -> Исследовательская работа «Любимый цветок композитора»
uploads -> Природа донского края на страницах шолоховских рассказов
uploads -> Исследовательская работа Экологическая обстановка лесов Арского лесничества на примере Балтасинского участкового лесничества


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница