Оздоровление часто болеющего ребенка в домашних условиях



Скачать 23.79 Kb.
Дата28.04.2016
Размер23.79 Kb.
Оздоровление часто болеющего ребенка в домашних условиях.

Здоровье, обучение и воспитание являются неотъемлемой частью единого процесса формирования полноценной личности ребенка и подростка. В последние годы, в связи с существенными изменениями в системе школьного образования, вызывает обоснованную тревогу состояние здоровья учащихся. По данным научных исследований 55% - 65% школьников страдают хроническими заболеваниями. При этом в структуре ее ведущее место занимают болезни органов дыхания, нервной системы и органов чувств, травмы и отравления, 50% всей детской заболеваемости определяет контингент часто и длительно болеющих детей. Из них наибольшая часто приходится на младший школьный возраст. При этом хроническим заболеваниям чаще подвержены девочки по сравнению с мальчиками.

Часто болеющие – это дети со сниженной сопротивляемостью организма по отношению к неблагоприятным факторам окружающей среды и высокой подверженностью респираторным заболеваниям. Такие дети болеют от 4 до 6 и более раз в год. Вероятность заболеть у них сравнительно одинаковая во все сезоны года (по отношению к редко болеющим, заболеваемость которых более высокая в осенне-зимний период), поэтому профилактические и оздоровительные мероприятия ля ЧБД должны проводиться круглогодично.

Часто болеющие школьники болеют не только чаще, но и тяжелее. Связано это с формированием особого статуса часто болеющего ребенка, прежде всего с наличием остаточных проявлений перенесенных ОРЗ, которые сохраняются от 3 до 6 недель после заболевания. Частые заболевания приводят к формированию хронической интоксикации, наиболее типичными проявлениями которой являются бледность кожи, синева вокруг глаз, желтушное окрашивание склер, увеличение лимфатических узлов, снижение гемоглобина крови. Дети могут жаловаться на плохой аппетит, периодические боли в животе, головные боли, повышенную утомляемость. Эмоциональный тонус их как правило понижен, к окружающим они апатичны, либо отличаются повышенной агрессивностью. Изменения, вызванные частыми заболеваниями, способствуют формированию отклонений в физическом развитии и возникновению различных нарушений в функции многих органов и систем, а также развитию хронических заболеваний.

Физическое развитие большинства часто болеющих детей дисгармоничное за счет дефицита массы тела. Эти дети имеют сниженную физическую подготовленность. В силу этого они испытывают значительное напряжение при выполнении общешкольной программы физического воспитания. Рассчитанной на здорового ребенка. Это определяет важность правильной организации физического воспитания ЧБД.

Длительная хроническая интоксикация организма ведет за собой развитие астено-невротических состояний, которые проявляются повышенной утомляемостью, раздражительностью, неврастенией, навязчивыми мыслями вплоть до ухода в болезнь, навязчивыми движениями: учащенное мигание, облизывание губ, наморщивание лба, покашливание и др. Эти особенности требуют бередного отношения окружающих к нервной системе часто болеющего ребенка.

Последствиями частых заболеваний у детей является формирование изменений со стороны сердечно-сосудистой системы в виде функциональных шумов в сердце, снижения артериального давления, учащения пульса, ухудшение показателей пров на физическую нагрузку.

Характерно особенность ЧБД является наличие у большинства из них аллергических заболеваний таких как респираторный аллергоз, аллергодерматозы, пищевая аллергия, отмечаются аллергические реакции ан медикаменты. На фоне аллергически измененной реактивности организма формируются хронические очаги инфекции в носоглотке (тонзиллит, аденоидит, гайморит), заболевания пищеварительной системы (холецистит, ДЖВП), мочевыводящей (пиелонефрит, цистит) систем, отмечаются патологические изменения микрофлоры кишечника, которые ведут к нарушению всасывания белка и повышенной его потере через кишечник. Недостаток белка ведет к усилению иммунной недостаточности. Возникает порочный круг частой заболеваемости.

Контингент часто болеющих детей формируется под влиянием комплекса медико-биологических и социально-гигиенических факторов. Способствуют формированию частых заболеваний у школьников неблагоприятные тенденции в образе жизни: малая физическая активность, нерациональное питание, сокращение продолжительности ночного сна и времени пребывания на открытом воздухе, использование общественного транспорта, отсутствие летнего отдыха за городом, пассивное отношение к сохранению своего здоровья. Большую роль играет заболеваемость родителей и других членов семьи, проживающих вместе с ребенком, а так же уровень из медицинской активности.

Особенности состояния здоровья часто болеющих школьников и факторы, их формирующие, определяют основные направления профилактической и медико-педагогической реабилитации этого контингента детей.



Р Е Ж И М Д Н Я.

Для того, чтобы ребенок рос здоровым, хорошо развивался, был спокойным, бодрым и жизнерадостным, нужно приучать его к определенному режиму. Особенно это важно для часто болеющих детей, так как среди них часто выявляются дети с преобладанием торможения и возбуждения в нервной деятельности.

Детям, часто болеющим ОРВИ, необходимо в течении дня выделить время для дневного отдыха. Для предупреждения заболевания необходимо больше бывать на свежем воздухе, одеваться по погоде, но ни в коем случае не перегреваться.

Правильный режим, предупреждая переутомление нервной системы, значительно повышает возможности организма, а также создает привычку делать все своевременно, так как имеет, кроме того, огромное воспитательное значение.



П И Т А Н И Е .

Не менее важным для часто болеющего ребенка является правильное, рациональное питание. Именно с пищей в организм поступают все необходимые вещества: белки, жиры, углеводы, а также минеральные соли и микроэлементы (фосфор, кальций, медь, железо, цинк и др.), активно участвующие во всех жизненно важных процессах, происходящих в органах и системах организма.

Диета часто болеющего ребенка должна быть разнообразной, высококалорийной, содержащей оптимальное количество всех основных ингредиентов. Большое значение имеет регулярное употребление свежих овощей и фруктов (салаты, соки и т.д.).

Рекомендуется проводить курсы ЛЕЧЕБНОГО ПИТАНИЯ 3 раза в год в течении одного месяца.. Чаще используют кисломолочный лактобактерин, бифилакт по 100 мл 3 раза в день за 30 минут до еды.



З А К А Л И В А Н И Е .

Лучшее средство профилактики частых заболеваний - это закаливание организма. Местное закаливание может дать немалый эффект при использовании следующих простых процедур.



Обмывание стоп. Эту процедуру лучше всего проводить ежедневно перед сном. Начальная температура воды 20 * ( для ослабленных 25* ). Продолжительность процедуры 15-30 секунд. Постепенно снижая температуру воды ( на 1* через каждые 3-4 дня), со временем можно использовать воду из под крана. Привыкнув к обмыванию, можно увеличить его продолжительность до 1,5 - 2 мин., затем перейти к ножным ваннам.

Ножные ванны. Во время этой процедуры следует непрерывно переступать в воде с ноги на ногу. Применяются также местные контрастные ванны, при которых ноги попеременно погружают в воду температурой 37 и 20* ( сначала в теплую- на 30 сек., затем в холодную - на 15 сек.). После 2-3 смен следует насухо вытереть ноги полотенцем. В дальнейшем температуру горячей воды можно постепенно повышать до 42*, а холодной - снижать до 15*.

Полоскание горла холодной водой - очень простая и эффективная процедура. которую надо выполнять утром во время умывания и вечером перед сном. Начинать полоскание нужно теплой водой ( 32*), понижая ее температуру каждую неделю на 1*.В дальнейшем можно будет полоскать горло холодной водой из под крана.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА


Ввиду того, что при частых острых заболеваниях у детей страдают органы дыхания (носоглотка, бронхи, легкие), закаливающие процедуры целесообразно сочетать с дыхательной гимнастикой. Она улучшает кровообращение, повышает обменные процессы, стимулирует функцию дыхания ребенка. Элементы дыхательной гимнастики рекомендуется включать в утреннюю зарядку.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УПРАЖНЕНИЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

1. "Часики". Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить "тик-так". Повторить в среднем 10-12 раз.

2. "Трубач". Сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, поднять вверх. Медленный выдох с громким произношением звука "п-ф-ф-ф-ф". Повторить 4-5 раз.

3. "Помаши крыльями, как петух". Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить "ку-ка-ре-ку". Повторить 5-6 раз.

4. "Каша кипит". Сидя на скамейке, одну руку положить на живот, другую на грудь. Выпятить живот и набрать воздуха в грудь - вдох, опустить грудь (выдыхая воздух) и втянуть живот - выдох. При выдохе громко произносить звук "ш-ш-ш-ш-ш". Повторить 4-5 раз.

5. "Паровоз". Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая "чух!чух!чух!". Повторить в течение 20-30 секунд.

6. "На турнике". Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки - вдох, палку опустить назад на лопатки - длинный выдох с произношением звука "ф-ф-ф-ф-ф". Повторить 3-4 раза.

7. "Партизаны". Стоя, палку(ружье) в руках. Ходьба с высоким подниманием коленей. На 2-3 шага - вдох, на 6-8 шагов - выдох с произношением слов "ти-ш-ш-ше". Повторить в течение 1,5 мин.

8. "Насос". Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох, затем наклон туловища в сторону. Выдох, руки скользят, при этом громко произносить "с-с-с-с! с-с-с-с!". Выпрямление - вдох, наклон в другую сторону и опять. Повторить 6-8 раз.

9. "Регулировщик". Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлиненным выдохов и произношением звука "р-р-р-р". Повторить 4-5 раз.

10. "Летят мячи". Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произнести при выдохе длительное "ух-х-х-х". Повторить 5-6 раз.

11. "Вырасти большой". Встать прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Произнести "у-х-х-х-х". Повторить 4-5 раз.

Ф И З И О Л Е Ч Е Н И Е .

В зимний период назначают курс общего ультрафиолетового облучения 20 процедур. 2 раза в год проводят ингаляции лекарственных трав ( календула, ромашка, береза, шалфей, эвкалипт , зверобой) по 3 недели.

МАССАЖ является эффективным методом терапии. Его применяют на всех этапах лечения и профилактики заболеваний. Наибольший эффект при частых ОРЗ оказывает массаж носа и шеи., а также массаж грудной клетки.

Для повышения адаптационно-защитных возможностей организма, профилактики и лечения заболеваний органов дыхания эффективно применение точечного массажа по следующей схеме: 1точка - в центре грудины на уровне прикрепления 4 ребра, 2 точка - в центре вырезки грудины, 3 точка - симметрично на уровне верхнего края щитовидного хряща, 4 точка - симметричная у внутреннего края надбровной дуги, 5 точка - симметричная у крыла носа , 6 точка - симметричная спереди козелка уха в углублении, 7 точка - симметричная сзади основания мочки уха в углублении, 8 точка - между 7 шейным и 1 грудным позвонком, 9 точка - между большим и указательным пальцами на конце кожной складки симметрично с обоих сторон,10 точка - симметрично на кончиках всех пальцев рук на 3 мм снаружи угла ногтевого ложа.



Массировать активные точки нужно подушечками большого, указательного или среднего пальца вращательными движениями по часовой стрелке и против по 4-5 секунд в каждую сторону. Начинают с легкого нажима, постепенно повышая интенсивность воздействия. С профилактической целью массаж проводят 1-2 раэа в день, для лечения ОРВИ каждый час.

Таким образом, соблюдение режима дня и питания ребенка, всестороннее применение оздоравливающих мероприятий в домашних условиях будет способствовать воспитанию здоровых жизнерадостных детей.
Каталог: resources
resources -> Методические рекомендации Санкт-Петербург
resources -> Методические рекомендации Санкт-Петербург
resources -> Методические рекомендации по этиопатогенитической терапии острых синуситов с целью подготовки врачей-оториноларингологов и смежных специалистов к обязательному внедрению нового стандарта
resources -> Ю. Г. Алиев // Хирургия. Журнал имени Н. И. Пирогова. 2013. № С. 73-75
resources -> Методические рекомендации Санкт-Петербург
resources -> Младенческая смертность в россии в ХХ веке
resources -> В. О. Кайбышева [и др.] // Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии. 2013. Т. XXIII, № С. 4-16
resources -> Программа составлена по предмету «Технология» по направлениям: «Технологии ведения дома»
resources -> Рабочая программа по биологии для 6 класса на 2015-2016 учебный год Разработано в соответствии с программой курса биологии для 6 классов


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница