Перечень вопросов к зачету по дисциплине



Скачать 23.82 Kb.
Дата09.09.2017
Размер23.82 Kb.

Перечень вопросов к зачету по дисциплине:

  1. Педиатрия как наука о здоровом ребенке. Основные этапы развития и становления педиатрии в нашей стране. Роль С.Ф. Хотовитцкого, Н.А. Тольского, Н.Ф. Филатова, Н.П. Гундобина, К.А. Раухфуса в развитии отечественной педиатрии. Казанская школа педиатрии: Толмачев Н.Н., Меньшиков В.К., Лепский Е.М., Святкина К.А., Хамидуллина А.Х.

  2. Педиатрия как наука о здоровом ребенке. Основные достижения отечественной педиатрии. Роль Киселя А.А., Тура А.Ф., Маслова М.С., Колтыпина А.А., Сперанского Г.Н., Молчанова В.И., Домбровской Ю.Ф.

  3. Особенности сбора анамнеза у детей. Схема расспроса матери при сборе анамнеза жизни и развития ребенка. Значение анамнеза для диагноза. Понятие об эпидемиологическом, аллергологическом и инфузионном анамнезе. Социальный анамнез. Критерии оценки тяжести состояния больного при остром и хроническом заболевании.

  4. Периоды детского возраста, их характеристика. Роль наследственно-генетических факторов, условий внешней среды, вскармливания, воспитания, профилактики заболеваний для правильного развития детского организма.

  5. Характеристика внутриутробного периода детства. «Критические периоды». Факторы, влияющие на развитие плода и ребенка. Понятие эмбрио- и фетопатии. Антенатальная охрана плода.

  6. Характеристика периода новорожденности. Понятие о зрелости новорожденного. Морфофункциональные признаки, оценка состояния новорожденного по шкале Апгар. Понятие о задержке внутриутробного развития (ЗВУР), внутриутробной гипотрофии.

  7. Характеристика периода новорожденности. Физиологические транзиторные состояния новорожденных, как проявление синдрома адаптации к внеутробной жизни.

  8. Периоды детства. Характеристика периода грудного возраста: физическое, психомоторное развитие, особенности вскармливания, воспитание, иммунитет, особенности заболеваний.

  9. Периоды детства. Характеристика преддошкольного и дошкольного периодов: физическое и нервно-психическое развитие, воспитание, формирование навыков самообслуживания, занятия с детьми, питание, иммунитет, особенности заболеваний.

  10. Характеристика младшего и старшего школьного периодов детства. Физическое, нервно-психическое и половое развитие. Взаимосвязь морфологии и функции. Особенности заболеваний этого периода.

  11. Физическое развитие детей. Законы нарастания роста и массы. Роль и значение генетических факторов, нервной системы и эндокринных желез в регуляции процессов роста. Соотношение социальных и биологических факторов в генезе нарушения нормального физического развития детского организма.

  12. Физическое развитие детей, методы оценки. Законы нарастания роста и массы. Семиотика наиболее частых отклонений от нормального физического развития. Понятие о гипотрофии, паратрофии, гипостатуре, гипо- и гиперсомии и т.д.

  13. Анатомические, морфологические и функциональные особенности нервной системы детей, рост и дифференцировка структурных единиц с момента рождения. Особенности процессов возбуждения и торможения. Значение анатомических соотношений позвоночника и спинного мозга у детей для выбора уровня спинномозговой пункции

  14. Показатели и критерии оценки нервно-психического развития детей различного возраста. Роль окружающей среды, ухода, воспитания в формировании психики ребенка. Понятие об олигофрении.

  15. Клинические проявления поражения ЦНС после рождения и их влияние на дальнейшее развитие ребенка. Физиологические рефлексы новорожденного.

  16. Развитие координации движений и условно-рефлекторной деятельности ребенка после рождения. Значение анализаторов в формировании движения. Порядок развития статики и моторики у детей первого года жизни.

  17. Семиотика поражения нервной системы: типы нарушения сознания, менингеальный и судорожный синдромы, синдром мышечной гипотонии и др.

  18. Понятие об энцефалопатии. Возрастные особенности состава ликвора у детей. Семиотика изменения ликвора.

  19. Морфологические и функциональные особенности кожи у детей. Особенности развития и функционирования придатков кожи.

  20. Морфологические элементы поражения кожи (первичные и вторичные). Характеристика элементов сыпи. Семиотика сыпей у детей. Изменения кожи при и дефектах ухода (потница, опрелости, гнойничковые поражения кожи).

  21. Морфологические и функциональные особенности подкожной клетчатки у детей различного возраста. Распределение подкожно-жирового слоя, тургор мягких тканей. Оценка питания. Понятие о нормотрофии, гипо- и паратрофии. Индекс Тура.

  22. Семиотика поражения подкожно-жировой клетчатки у детей. Отечность общая и ограниченная. Понятие о склереме и склередеме. Оценка питания. Индекс Тура, Чулицкой, Эрисмана.

  23. Анатомо-физиологические особенности костной системы у детей и подростков. Рост и формирование скелета. Особенности фосфорно-кальциевого обмена у детей, его регуляция. Регуляция отложений минеральных солей в костях: значение витаминов, правильного питания, эндокринных желез.

  24. Анатомо-физиологические особенности костной системы у детей и подростков. Рост и формирование скелета. Зубы, сроки прорезывания молочных и постоянных зубов, зубная формула. Особенности надкостницы и кровоснабжения костей. Определение «костного возраста». Сроки закрытия швов и родничков.

  25. Семиотика поражения костной ткани: остеопороз, остеомаляция, остеоидная гиперплазия, деформации и др. Семиотика поражения костно-суставной системы: плоскостопие, сколиоз, артрит и др. Особенности переломов у детей.

  26. Анатомо-физиологические особенности мышечной системы у детей. Особенности строения и развития мышц, значение физического воспитания и допустимые физические нагрузки для детей различного возраста.

  27. Семиотика поражения мышечной системы. Понятие о мышечной гипотонии, гипертонии, гипертрофии и атрофии.

  28. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Механизм первого вдоха. Дыхательно-пульсовой коэффициент. Органогенез бронхов и легких и дифференцировка ацинуса. Сегментарное строение легких и его влияние на локализацию легочного воспалительного процесса у детей. Понятие о мукоцилиарном клиренсе. Механизм пуэрильного дыхания.

  29. Возрастные особенности внешнего дыхания у детей: частота и глубина дыхания, минутная легочная вентиляция, жизненная емкость легких, дыхательно-пульсовой коэффициент. Инструментальные, функциональные, лабораторные методы исследования органов дыхания.

  30. Характеристика дыхания у детей различных возрастов. Семиотика кашля, одышки, изменения перкуторного звука и дыхательных шумов. Синдром дыхательной недостаточности.

  31. Семиотика поражения носоглотки, гортани, трахеи. Синдром крупа.

  32. Семиотика поражения органов дыхания: бронхов, легких, плевры. Бронхо-обструктивный синдром. Синдром дыхательной недостаточности.

  33. Анатомо-физиологические особенности сердца и сосудов у детей и подростков. Увеличение сердца в процессе роста ребенка, соотношение размеров полостей сердца и просвета сосудов, их значение для гемодинамических показателей. Возрастные изменения просвета артериального и венозного отделов сосудов сердца. Особенности строения сосудистой стенки.

  34. Особенности внутриутробного кровообращения и изменение его после рождения. Механизмы и сроки закрытия фетальных коммуникаций, установления малого круга кровообращения.

  35. Основные функции сердца. Особенности проводящей системы сердца у детей, регуляция сердечного ритма.

  36. Механизм формирования тонов сердца. Особенности звучности тонов сердца в возрастном аспекте. Понятие о сердечных шумах. Отличия функциональных шумов от органических.

  37. Семиотика нарушения ритма сердца (тахи-, брадикардия, дыхательная аритмия, экстрасистолия). Семиотика патологии пульса.

  38. Семиотика врожденных пороков сердца: со сбросом крови слева направо; со сбросом крови справа налево, синдром шлюза.

  39. Синдромы поражения сердца: мио-, эндо-, перикарда. Семиотика приобретенных пороков сердца.

  40. Синдром сердечной недостаточности, клинические проявления лево- и правожелудочковой недостаточности, стадии недостаточности кровообращения. Синдром сосудистой недостаточности.

  41. Особенности показателей сердечно-сосудистой системы у детей в возрастном аспекте: пульса, дыхательно-пульсового коэффициента, артериального давления, верхушечного толчка.

  42. Возрастные особенности основных показателей ЭКГ у детей: величина зубцов и интервалов, положение электрической оси и т.д.

  43. Семиотика поражения сердца по данным ЭКГ: синусовая и пароксизмальная тахикардия, брадикардия, аритмии, экстрасистолии, синдром Вольф-Паркинсона-Уайта, блокады.

  44. Особенности полости рта у детей. Специфические анатомические образования у новорожденных. Сосательный и глотательный рефлексы и акт сосания.

  45. Анатомо-физиологические особенности желудка и пищевода у детей и подростков. Их размеры и расположение у детей первого года жизни. Развитие отделов желудка: кардии, тела, пилоруса. Особенности секрето-, ферменто- и кислотообразующей функции желудка у детей.

  46. Анатомо-физиологические особенности тонкого и толстого кишечника у детей: длина, развитие слизистой оболочки и подслизистого слоя, скорость освобождения пищеварительного тракта при различных видах вскармливания у детей первого года жизни. Понятие о незавершенном повороте. Особенности расположения аппендикса у детей раннего возраста для клинической диагностики острого аппендицита.

  47. Микрофлора кишечника у здоровых детей различного возраста и ее физиологическая роль. Становление микрофлоры кишечника после рождения ребенка. Особенности микрофлоры кишечника в зависимости от характера вскармливания детей. Понятие о биоценозе и дисбиозе.

  48. Анатомо-физиологические особенности гепатобилиарной системы и поджелудочной железы у детей. Возрастные особенности внешнесекреторной функции печени и поджелудочной железы.

  49. Лабораторно-инструментальные методы исследования желудочно-кишечного тракта. Значение дуоденального и желудочного зондирования, рН-метрии, лучевых, эндоскопических и копрологических методов диагностики. Биохимический анализ крови (лабораторные тесты синдромов холестаза, цитолиза, воспалительного).

  50. Поражение полости рта, зева (стоматиты, гингивиты, ангины) и пищевода у детей. Синдром срыгиваний и рвоты.

  51. Семиотика поражения желудка и кишечника. Семиотика болей в животе у детей. Синдром увеличения живота и его причины.

  52. Семиотика поражения кишечника. Синдром острого живота. Понятие об инвагинации. Семиотика изменения стула. Копрограмма.

  53. Понятие о дискинезиях желчевыводящих путей. Семиотика желтух в детском возрасте.

  54. Особенности кроветворения и состава крови во внутри- и внеутробном периоде. Изменение морфологического состава крови и типов гемоглобина после рождения.

  55. Возрастные особенности состава периферической крови и гемостаза у детей.

  56. Синдромы поражения органов кроветворения: анемический и геморрагический синдром. Семиотика изменений периферической крови.

  57. Анатомо-физиологические особенности органов лимфоидной системы у детей: тимус, лимфатические узлы, селезенка и их развитие после рождения.

  58. Семиотика увеличения периферических лимфатических узлов, понятие о микрополиадении, полиадении. Синдромы увеличения внутригрудных лимфатических узлов. Причины спленомегалии.

  59. Анатомо-физиологические особенности органов мочеобразования и мочевыделения у детей различного возраста. Основные функции почек.

  60. Клиническая и лабораторная оценка функционального состояния почек. Рентгенологические и инструментальные методы исследования почек и мочевыводящей системы.

  61. Основные синдромы поражения органов мочеобразования и мочевыделения у детей. Семиотика изменений мочевого осадка.

  62. Понятие об острой и хронической почечной недостаточности у детей.

  63. Анатомо-физиологические особенности надпочечников у детей. Их гормоны. Понятие о надпочечниковой недостаточности. Синдром Уотерхаузена-Фридрексена, бронзовая болезнь.

  64. Анатомо-физиологические особенности щитовидной железы у детей. Гормоны щитовидной железы и их роль в нервно-психическом развитии ребенка. Семиотика гипо- и гиперфункции щитовидной железы.

  65. Питание детей – компонент профилактической педиатрии. Понятие о физиологическом питании, «пищевое программирование».

  66. Физиологическая адекватность питания детей грудного возраста. Многокомпонентная сбалансированность питания, нутриентноепредобеспечение (питание беременной женщины). Потребность детей первого года жизни в белках, жирах, углеводах, калориях в зависимости от вида вскармливания.

  67. Лактация. Фаза развития молочной железы. Регуляция лактогенеза и галактопоэза. Состав молозива, переходного и зрелого женского молока. Значение молозива в питании детей первых дней жизни.

  68. Преимущества грудного вскармливания. Принцип системной поддержки грудного вскармливания.

  69. Питание и режим кормящей женщины. Техника грудного кормления. Противопоказания и затруднения для кормления грудью со стороны матери и со стороны ребенка. Вскармливание новорожденного.

  70. Преимущества естественного вскармливания. Качественные и количественные различия между женским и коровьим молоком: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и их усвоение.

  71. Гипогалактия: причины, формы, степени, способы определения достаточности молока у матери и методы борьбы с гипогалактией.

  72. Смешанное вскармливание: понятие, показание к назначению. Техника и правила докорма.

  73. Прикорм и необходимость его введения для правильного развития детей. Сроки, правила и техника введения прикорма. Виды продуктов и блюд прикорма.

  74. Искусственное вскармливание. Определение. Причины перевода на искусственное вскармливание. Недостатки искусственного вскармливания. Принципы адаптации заменителей женского молока.

  75. Классификация заменителей грудного молока, используемых для вскармливания детей первого года жизни.

  76. Питание здоровых детей от 1 года до 3 лет. Распределение суточногокалоража пищи. Потребность детей в основных пищевых ингредиентах: белках, жирах, углеводах, минеральных солях, витаминах, калориях. Основной набор продуктов, используемых в питании детей старше года.

  77. Питание здоровых детей от 3 до 7 лет. Распределение суточногокалоража пищи. Потребность детей в основных пищевых ингредиентах: белках, жирах, углеводах, минеральных солях, витаминах, калориях. Основной набор продуктов, используемых в питании детей от 3 до 7 лет.

  78. Питание здоровых детей школьного возраста. Распределение суточногокалоража пищи. Потребность детей в основных пищевых ингредиентах: белках, жирах, углеводах, минеральных солях, витаминах, калориях.

  79. Особенности водно-солевого обмена у детей. Возрастные особенности содержания воды в организме. Роль и значение вне- и внутриклеточной жидкости. Синдромы эксикоза, «водной интоксикации».

  80. Особенности водно-солевого обмена у детей. Содержание воды и распределение вне- и внутриклеточной жидкости в возрастном аспекте. Проба Мак-Клюра-Олдрича: синдром эксикоза, «водной интоксикации», гипо- и гипернатриемии, гипо- и гиперкалиемии.

  81. Особенности белкового обмена у детей и семиотика основных его нарушений. Потребность ребенка в белках. Баланс азота. Особенности выделения конечных продуктов обмена белка. Содержание белка и его фракций в сыворотке крови у детей различного возраста и семиотика отклонений спектра белков.

  82. Особенности белкового обмена у детей и семиотика основных его нарушений. Синдромы, возникающие при дефиците и избытке белка в питании ребенка. Синдромы, связанные с нарушением переваривания белков и всасывания аминокислот.

  83. Особенности углеводного обмена у детей и семиотика его нарушений. Гидролиз и резорбция углеводов, синдром дисахаридазной недостаточности. Возрастные особенности содержания сахара в крови. Потребность детей в углеводах. Причины и клинические проявления гипо- и гипергликемических состояний.

  84. Особенности жирового обмена у детей. Роль и значение поджелудочной железы и печени в процессе переваривания и резорбции жира. Потребность детей в различных жирах. Понятие о кетогенности пищи, первичном и вторичном кетозе у детей («ацетонемическая рвота», сахарный диабет). Содержание холестерина и липидов в крови у детей.

  85. Кислотно-основное состояние крови у детей. Понятие об ацидозе и алкалозе метаболического и дыхательного происхождения.

  86. Значение витаминов для правильного развития ребенка. Физиологическая потребность детей в основных водорастворимых витаминах – В1, В2, В6, В12, С, РР и др. Семиотика гипо- и гипервитаминозов.

  87. Значение витаминов для правильного развития ребенка. Физиологическая потребность детей в основных жирорастворимых витаминах – А, D, Е, К. Семиотика гипо- и гипервитаминозов.

Каталог: files -> Pediatr
Pediatr -> Программа вступительных испытаний для поступающих в интернатуру (и/или ординатуру) по специальности
Pediatr -> Тест по педиатрии система подготовки к тестам Gee Test oldkyx com Список вопросов по педиатрии
Pediatr -> Учебно-методическое пособие Минск, 2013 (075. 9) Ббк 54. 11я73 г 33
Pediatr -> Половая жизнь женщин в климактерическом периоде
Pediatr -> 4. 27 Болезни пищевода
Pediatr -> Учебно-методическая разработка для студентов (внеаудиторная работа) Номер и тема занятия: 03 клинико-фармакологические принципы выбора антибактериальных препаратов в педиатрии
Pediatr -> Учебно-методическая разработка для студентов (внеаудиторная работа) Номер и тема занятия: 08 кф препаратов, влияющих на бронхиальную проводимость вид занятия: Внеаудиторное занятие
Pediatr -> Вопросы для ига 6 курс Педиатрия
Pediatr -> 4. 28 Хронические воспалительные заболевания кишечника


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница