План и темы семинарских занятий по дисциплине «история физической культуры и спорта»



Дата04.05.2016
Размер138 Kb.
ТипКонтрольная работа
План и темы семинарских занятий по дисциплине

«ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

Направление подготовки

040700.62 «Организация работы с молодежью»

Квалификация (степень) выпускника - Бакалавр

Форма обучения – очная




Раздел/тема дисциплины

Кол-во часов

Формы текущего контроля

1.

Раздел 1.

Всеобщая история физической культуры и спорта



Введение в предмет.

Возникновение и первоначальное развитие физической культуры и спорта в первобытном обществе. Физическая культура и спорт в древнем мире.



2

Доклад,


Физическая культура и спорт в Средние века (V-XVII в.) Физическая культура и спорт в Новое время.

2

Контрольная работа

Физическая культура и спорт в зарубежных странах в период между первой и второй мировыми войнами.

2

Презентация, Опрос,


Физическая культура и спорт в странах мира после второй мировой войны.

2

Контрольная работа

2

Раздел 2.

История физической культуры и спорта России



Физическая культура и спорт у народов России с древнейших времен до конца XIX в.).


2

Презентация, Опрос,

Контрольная работа



Физическая культура и спорт в нашей стране с начала XX века до революционных событий 1917 г. Физическая культура и спорт в нашей стране с первых годов советской власти до конца второй мировой войны

2

Контрольная работа

Развитие физической культуры и спорта со второй половины

40-х годов до распада СССР




2

Доклад, Опрос,


Физическая культура и спорт после распада СССР

2

Контрольная работа

3

Раздел 3.

История международного спортивного и Олимпийского движения



Возникновение и первоначальное развитие международного спортивного и олимпийского движения.

2

Доклад

Международное спортивное и олимпийское движение в первой половине XX в.

2

Доклад

Международное спортивное и олимпийское (вторая половина ХХ в.)

2

Презентация, Опрос,


Современное состояние и проблемы МСиОД

2

Контрольная работа




Итого: 24

24






Введение в предмет

Предмет и задачи курса ИФК. Понятие основных дефиниций: история, физическая культура, спорт. Составные части предмета истории физической культуры: историография и источниковедение. Использование историей физической культуры и спорта данных гражданской и военной истории, этнографии и археологии, истории педагогики и медицины, истории культуры. Значение истории физической культуры и спорта для формирования научного мировоззрения и всесторонней подготовки специалистов по физической культуре и спорту. Связь ИФК с другими дисциплинами учебного плана РГУФКСМиТ.



Методология и источники ИФК. Становление и развитие ИФК как учебной и научной дисциплины. Диалектико-материалистическая концепция в познании явлений и событий всеобщей истории физической культуры и спорта, истории физической культуры и спорта России, СССР, и Российской Федерации, истории международного спортивного и олимпийского движения. Диалектико-материалистическая методология - есть научно-теоретическая основа истории физической культуры и спорта, позволяющая использовать конкретные методы изучения и исследования предмета: историко-теоретический анализ, обобщение и систематизация исторических материалов, проведение исторической аналогии, сопоставление и сравнение, системный, структурный и статистический анализ, письменный опрос, интервьюирование, обобщение практики развития физической культуры у народа мира. Периодизация, историография, источники ИФК, методы ее изучения. Обзор отечественной и зарубежной историографии, истории физической культуры и спорта.
РАЗДЕЛ I. Всеобщая история физической культуры и спорта

Тема I. Физическая культура и спорт в древнем мире

  1. Возникновение и первоначальное развитие физических упражнений и игр в первобытном обществе.

  2. Особенности развития физической культуры в государствах древнего Востока.

  3. Физическое воспитание в Древней Греции.

  4. Особенности развития физической культуры в Древнем Риме.

Тема 2. Физическая культура и спорт в средние века (V-XVII вв.) (2 часа)

  1. Краткая характеристика средневековья и особенности развития физической культуры и спорта.

  2. Система военно-физической подготовки рыцарей.

  3. Народные формы физического воспитания.

  4. Вопросы физического воспитания в трудах гуманистов и ранних социалистов-утопистов.

Тема 3. Физическая культура и спорт в новое время

(середина XVII - начало ХХ века)

  1. Исторические условия и особенности развития физической культуры и спорта.

  2. Развитие педагогических идей в новое время. Характеристика теоретических основ физического воспитания.

  3. Создание и развитие гимнастических и спортивно-игровых систем.

  4. Возникновение и развитие рабочего спорта.

  5. Формы организации физической культуры в предпринимательских спортивных клубах, скаутских отрядах, союза Христианской молодежи и других молодежных организациях накануне и в годы первой мировой войны.

  6. Любительский и профессиональный спорт.


Тема 4. Физическая культура и спорт в зарубежных странах в период

между первой и второй мировыми войнами

  1. Международная обстановка и особенности развития физической культуры и спорта.

  2. Развитие спортивного движения в Германии, Италии, Японии, США, Франции, Финляндии, Швеции и в других странах.

  3. Постановка физического воспитания в школах и других учебных заведениях.

  4. Новые методы физического воспитания.

  5. Развитие спорта и участие спортсменов в международных соревнованиях.

Тема 5. Физическая культура и спорт в зарубежных странах после

второй мировой войны ( вторая половина ХХ века)

  1. Исторические условия и особенности развития физической культуры и спорта.

  2. Развитие физической культуры и спорта в США, Германии, Японии, Скандинавии и др. странах. Физическое воспитание в учебных заведениях. Характеристика современного спортивного движения (любительский, профессиональный, клерикальный, предпринимательский и рабочий спорт).

  3. Особенности развития физической культуры и спорта в бывших странах социализма. Участие представителей этих стран в международном спортивном и олимпийском движении (на примере нескольких стран).

  4. Основные тенденции развития физической культуры и спорта в развивающихся странах после второй мировой войны. Участие спортсменов этих стран в региональных и Олимпийских играх и в других международных соревнованиях.

  5. «Спорт для всех», основные тенденции развития на современном этапе.

  6. Участие спортсменов зарубежных стран в Олимпийских играх и других международных соревнованиях. Имена выдающихся спортсменов.


РАЗДЕЛ II. История физической культуры и спорта России

Тема 1. Физическая культура и спорт у народов России

с древнейших времен до конца XIX века

  1. Физические упражнения и игры в быту народов России.

  2. Создание и развитие основ русской национальной системы военно-физической подготовки войска в XVIII-XIX веках.

  3. Физическое воспитание в системе учебных заведений России (XVIII-XIX века).

  4. Физическая культура и спорт в быту дворянства.

  5. Становление и первоначальное развитие теоретических (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов), педагогических (А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, К.Д. Ушинский), естественно-научных (М.В. Ломоносов, А.П. Протасов, И.М. Сеченов) основ физического воспитания.

  6. Учение П.Ф. Лесгафта о физическом образовании и его педагогическая деятельность.

  7. Развитие спорта в России в XIX веке.

  8. Вступление России в международное спортивное и олимпийское движение. Выдающиеся спортсмены России.


Тема 2. Физическая культура и спорт в нашей стране с начала ХХ в.

до революционных событий 1917 г.

  1. Крупнейшие события в жизни России и их влияние на развитие физической культуры и спорта.

  2. Физическое воспитание учащейся молодежи. Внешкольные формы организации («Потешные», Скауты, Маккаби). Развитие студенческого спорта.

  3. Развитие научно-теоретических основ физической культуры и спорта. Вклад В.В. Гориневского, В.Е. Игнатьева, В. Крамаренко, А. Анохина, Н. Панина, Б. Котова.

  4. Дальнейшее развитие спорта. Формирование в России спортивных центров, создание лиг, всероссийских спортивных союзов. Представительство России в Международном Олимпийском комитете, в международных спортивных федерациях. Выступление россиян на международной спортивной арене. Первое выступление команды России на Играх IV Олимпиады (Лондон 1908 г.)

  5. Создание Российского Олимпийского комитета. Подготовка и участие в Играх V Олимпиады (Стокгольм 1912 г.). Итоги выступления.

  6. Спортивное движение России 1912-1917 гг. Участие государственных и общественных организаций в совершенствовании управления спортом, проведении Всероссийских Олимпиад, в дальнейшем развитии олимпизма. Спорт в России в годы первой мировой войны и революционных событий.


Тема 3. Физическая культура и спорт в нашей стране с начала ХХ в.

до конца второй Мировой войны

  1. Особенности развития физической культуры и спорта в первые годы Советской власти. Деятельность государственных и общественных организаций по развитию физического воспитания и спорта в стране.

  2. Роль и место Всесоюзной спартакиады 1928 г. в развитии физкультурного и спортивного движения нашей страны.

  3. Создание нормативных основ физического воспитания. Особенности постановки физкультурной работы в учебных заведениях (до начала второй мировой войны).

  4. Развитие теоретических, педагогических, естественно-научных основ физического воспитания в довоенные годы. Проблемы спорта и пути их решения.

  5. Международные спортивные связи советских спортсменов в 20-30-е годы. Выдающиеся советские спортсмены.

  6. Особенности развития физической культуры и спорта накануне и в годы Великой Отечественной войны. Основные Формы работы физкультурных организаций по военно-физической подготовке населения в годы войны. Примеры мужества и героизма, проявление советскими спортсменами на фронтах Великой Отечественной войны.


Тема 4. Развитие физической культуры и спорта со второй половины

40-х годов до распада СССР

  1. Восстановление и дальнейшее развитие физкультурного движения в стране.

  2. Развитие государственных и общественных форм руководства физкультурным движением.

  3. Повышение мастерства советских спортсменов. Спартакиады народов СССР.

  4. Развитие науки о физическом воспитании и спорте.

  5. Физическое воспитание и спорт в учебных заведениях.

Тема 5. Международные связи советских спортсменов

с середины 40-х годов до конца 80-х

  1. Выход советских спортсменов на международную спортивную арену.

  2. Создание НОК СССР и возвращение в Олимпийское движение. Итоги первых выступлений советских спортсменов на Играх Олимпиад и Олимпийских зимних играх (1952, 56 гг.).

  3. Анализ выступлений советских спортсменов в Играх Олимпиад и Олимпийских зимних играх 1960-1988 гг.

  4. Рост авторитета отечественного спорта на международной спортивной арене.


Тема 6. Физическая культура и спорт в России

после распада СССР

  1. Формирование государственных и общественных структур управления физической культурой и спортом.

  2. Олимпийский комитет России. Задачи, содержание работы. Проблемы.

  3. Характеристика системы массовых физкультурно-спортивных общественных организаций в стране. Анализ их деятельности.

  4. Спортивная наука в России. Состояние, проблемы, перспективы.



Тема № 7. Российский спорт в международном спортивном и

олимпийском движении

  1. Спортсмены России на Играх Олимпиад и зимних Олимпийских играх 1992-2010 гг.

  2. Расширение международных спортивных связей.

  3. Подготовка к Играм Олимпиад и Олимпийским зимним играм в XXI веке.


РАЗДЕЛ III. История международного спортивного и

олимпийского движения

Тема 1. Олимпийские игры Древней Греции

  1. Условия, место и время проведения Игр.

  2. Виды упражнений в программе Игр.

  3. Участники, зрители и победители Игр.

  4. Общественное и культурное значение Игр.

  5. Преемственность традиций древних и современных Олимпийских игр.


Тема 2. Возникновение и первоначальное развитие международного спортивного и олимпийского движения

  1. Исторические предпосылки создания МС и ОД.

  2. Пьер де Кубертен - инициатор создания МОК и основатель современного олимпийского движения.

  3. Создание МОК и его Хартии. Первый международный Атлетический Конгресс.

  4. Вступление России в Олимпийское движение.

  5. Особенности олимпийского движения (от Афин до Стокгольма).


Тема 3. Международное спортивное и олимпийское движение в

первой половине ХХ в.

  1. Историческая обстановка и особенности развития МС и ОД.

  2. Расширение международного спортивного движения. Рабочее спортивное движение, региональные, студенческие и другие игры.

  3. Игры Олимпиад и Олимпийские зимние игры от Антверпена до Лондона.

  4. Причины отказа СССР от участия в Олимпийском движении.

  5. МОК и его президенты. Олимпийские конгрессы.


Тема 4. Международное спортивное и олимпийское движение

во второй половине ХХ в. – начале XXI в.

  1. Развитие и демократизация международного спортивного и олимпийского движения.

  2. Игры Олимпиад и Олимпийские зимние игры 1952-2010 гг.

Олимпизм, МОК и его президенты во второй половине ХХ века – начале XXI в. Олимпийские конгрессы.

  1. Вклад спорта СССР, России, СНГ в Международное спортивное и олимпийское движение.


Тема 5. Современное состояние и проблемы МС и ОД

  1. Основное содержание Олимпийской Хартии.

  2. Тесное сотрудничество МОК, МСФ и НОК - залог успешного развития олимпийского движения.

  3. Современный состав членов МОК.

  4. Основные проблемы МС и ОД (допинг, судейство, профессионализация, программа Игр, выбор стран и городов, дороговизна организации и проведения Игр, коррупция и др.).

  5. Основные итоги развития олимпийского движения за 100 лет существования.


Тематика семинарских занятий

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

1. Возникновение и первоначальное развитие физической культуры и спорта в первобытном обществе. Физическая культура и спорт в государствах древнего мира

Основные теории происхождения физической культуры: трудовая, культовая, биологическая. Роль труда, культовых и других обрядов в становлении и развитии общества и его культуры. Охота - важный фактор возникновения и первоначального развития физической культуры. Появление новых форм трудовой деятельности (скотоводство, рыболовство и др.) и их влияние на возникновение физических упражнений и игр. Игры натуралистические, символические и состязательные.

Физическое воспитание в родовом обществе. Его связь с военным делом, трудом, культовыми обрядами и другими сторонами общественной жизни.

Игры и физические упражнения у древних народов Австралии, Европы, Африки, Азии, Америки.

Физическое воспитание в период разложения первобытного общества в различных регионах мира.

Исторические условия и особенности развития физической культуры и спорта в странах древнего Востока (Месопотамия, Египет, Ассирия, Вавилон, Персия, Индия, Китай, Япония). Литературные, письменные, клинописные и другие источники, освещающие вопросы физической культуры и физического воспитания в государствах древнего Востока.

Физическая культура и спорт в Древней Греции. Физические упражнения и игры на Крите и в Микенах. Отражение физических упражнений, игр и состязаний в «Илиаде» и «Одиссее».

Возникновение и развитие спартанской и афинской систем физического воспитания в классический период. Гимнастика и агонистика, их содержание и направленность. Олимпийские игры античного мира, их характеристика. Мифы и легенды о происхождении Игр. Олимпийские праздники и их значение в культурной жизни Древней Греции. Значение исторического опыта древнегреческих Олимпийских игр. Панафинейские, Немейские, Истмийские, Пифийские игры.

Вопросы физического воспитания в древнегреческой философии, медицине, литературе и искусстве. Физическая культура и спорт в Греции в конце классического периода и в период эллинизма. Профессиональный атлетизм. Упадок физического воспитания и запрещение Олимпийских игр.

Физическая культура в Древнем Риме. Физическое воспитание в царский и республиканский периоды Древнего Рима. Основные средства и методы физического воспитания. Физическая подготовка в римской армии. ФКиС в императорский период. Место физических упражнений в цирковых зрелищах. Состязание и игры в Римской империи. Физическая подготовка в гладиаторских школах. Восстание под руководством Спартака.

Вопросы физического воспитания в трудах римских педагогов, врачей, философов и поэтов. Отражение вопросов физического воспитания и физической культуры в римской литературе.

Основные итоги развития ФКИС в древнем мире. Их влияние на последующее развитие ФКиС в обществе.



2. Физическая культура и спорт в Средние века

Краткая характеристика средневековья. Особенности развития ФКиС в феодальном обществе Европы.

Период раннего и развитого средневековья. Физические упражнения, игры в быту, трудовой и военной подготовки народных масс. ФКиС горожан.

Стрелковые и фехтовальные братства и их роль в борьбе горожан с феодалами. Отношение церкви к физической культуре в средние века.

Военно-физическая подготовка феодальной знати. Появление рыцарской системы физического воспитания в странах Европы. Ее направленность, организация, проведение. Рыцарские турниры.

Период позднего средневековья. Упадок рыцарской системы военно-физической подготовки, возникновение дворянской системы воспитания. Превращение фехтовальных и стрелковых братств в замкнутые аристократические спортивные объединения.

Своеобразие развития физической культуры и спорта в эпоху средневековья народов Азии, Африки, Америки. Вопросы культовых игр в литературе Америки.

Развитие педагогических идей физического воспитания в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи, Уильям Гарвей, Андреас Везалий).

Физическое воспитание в трудах и деятельности гуманистов. Школа Витторино де Фельтре. Труд И. Меркуриалиса «Об искусстве гимнастики» и его значение для развития методики физического воспитания и лечебной гимнастики.

Мысли французских гуманистов Ф. Рабле и М. Монтеня о физическом воспитании. Физическое воспитание в педагогическом учении великого славянского педагога Яна Амоса Коменского.

Ранние социалисты-утописты: Т. Мор и Т. Кампанелла о физическом воспитании. Возвращение забытых олимпийских традиций.

Исторический опыт средневековой ФКиС и его влияние на ход их развития в последующие столетия.



3. Физическая культура и спорт в Новое время (XVII – нач. ХХ вв.)

Общая характеристика и особенности развития физической культуры и спорта в буржуазном обществе.

Развитие педагогических и идейно-теоретических основ физического воспитания и спорта. Взгляды на физическое воспитание Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.-Г. Песталоцци, Р. Оуэна, Ш. Фурье, К. Маркса, Ф. Энгельса, Ф. Ницше, Г. Спенсера, Ж. Демени. Возникновение и развитие гимнастических и спортивно-игровых систем в Германии, Швеции, Франции, Чехии, Англии. Их значение для дальнейшего развития организационно-методических основ гимнастики, спорта и игр.

Спортивно-гимнастическое движение в Западной Европе и Северной Америке в конце XIX и начале ХХ века. Физические упражнения и игры народов Азии, Африки, Латинской Америки.

Модернизация старых систем физического воспитания в конце XIX - начале ХХ века. Развитие теории физического воспитания. Система гимнастики Ж. Демени. Естественный метод Ж. Эбера. Индивидуальные гимнастические системы (Мюллер, Далькроз и др.). Создание Христианского союза молодежи и католических спортивных клубов, организаций «Маккаби», «Скаутов». Их деятельность в области физического воспитания. Привлечение молодежи к занятия физическими упражнениями и спортом. Патриотические системы физического воспитания для молодежи.

Предпринимательские фабрично-заводские спортивные клубы и их сущность. Возникновение и развитие рабочих спортивно-гимнастических организаций в Германии, Болгарии, Франции и других странах. Попытка создания международной спортивно-гимнастической рабочей организации (Гент, 1913 г.).

Рекреационное движение и физическое воспитание в странах Европы, Америки, Австралии. Связь его с развитием инфраструктуры крупных городов, развитием производства, ухудшением экологии и т.д. Физическое воспитание и спорта в колониальных и зависимых странах.

Развитие любительского и профессионального спорта. Создание национальных спортивных союзов и федераций по видам спорта и их деятельность. Физическое воспитание и спорт накануне и в годы первой мировой войны. Зарождение и дальнейшее развитие спортивной журналистики.



4. Физическая культура и спорт в странах мира с начала 20-х годов до окончания II Мировой войны

Итоги первой мировой войны и их влияние на развитие физической культуры и спорта в обществе.

Преобразование физического воспитания и спорта в Германии, Италии, Японии, США, Англии, Франции, Болгарии, Чехословакии и других стран. Введение новых методов физического воспитания для детей и молодежи (К. Гаульгофер, М. Штрайхер, Н. Бук и др.) Усиление государственного контроля за деятельностью спортивных организаций. Повышение интереса государств к развитию гимнастики, спорта и игр. Развитие рабочего спорта.

Спортивное движение накануне второй мировой войны. Усиление милитаризации и фашизации физического воспитания и спорта. Участие спортсменов в отрядах сопротивления и их борьба против фашизма в годы второй мировой войны.



5. Физическая культура и спорт в странах мира (II половина ХХ в.)

Новая историческая обстановка и ее влияние на развитие ФКиС в послевоенный период. Политическое и экономическое развитие стран мира и его влияние на спортивно-гимнастическое движение. ФКиС в развитых странах запада. Физическое воспитание и спорт в учебных заведениях США, ФРГ, Великобритании, Франции, Италии, Скандинавских стран, Японии. Новые молодежные спортивные организации. Проведение новых молодежных соревнований и Универсиад.

Самодеятельное спортивно-гимнастическое движение: Рабочий спорт, «Спорт для всех», Спорт и церковь. Развитие олимпийского спорта в крупнейших странах мира.

ФКиС в развивающихся странах. Распад колониальной системы и начало активного развития спорта в странах Африки, Азии, Латинской Америки. Активное участие развивающихся стран в крупнейших международных соревнованиях и международных спортивных объединениях. Успехи развивающихся стран в Олимпийском движении.

Физическая культура и спорт в бывших социалистических странах (конец 40-х - начало 90-х годов). Создание органов государственного руководства, развитие самодеятельного спортивного движения, использование опыта Советского союза в подготовке кадров, формировании юношеского спорта, развитии научно-методических основ физической культуры и спорта, системы спортивных соревнований и спортивной классификации. Успехи бывших стран социализма в развитии массового спорта и спорта высших результатов.

Характеристика состояния спорта в странах мира в конце ХХ века, начале XXI века.



ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА РОССИИ

6. Физическая культура и спорт нашей страны с древнейших времен до второй половины XIX в.

Возникновение игр и физических упражнений у древнейших народов Севера и Юга нашей страны.

Физическое воспитание у скифов, славян и в Древнем русском государстве. Роль традиционных физических упражнений и игр в самобытном воспитании подрастающего поколения. Военно-физическая подготовка княжеских дружин.

Отражение физических упражнений и игр в литературных памятниках, летописях, народном эпосе («Поучение чадам своим» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», народные былины) и в других эпических произведениях.

Развитие физической культуры как составной части общей культуры в русском централизованном государстве. Усиление дворянской системы воспитания. Физическое воспитание боярских и дворянских детей. Военно-физическая подготовка русского войска. Лыжная рать в русском войске.

Роль народных игр и физических упражнений для развития физических, моральных и волевых качеств русского и других народов России. Популярность на Руси стрельбы из лука, верховой езды, борьбы и кулачного боя, плавания и катания на лодках, ходьбы на лыжах и метания камней.

Отношение церкви и государства к народным физическим упражнениям и играм.

Первые попытки теоретического обоснования физического воспитания для физического развития и укрепления здоровья человека. Вопросы физического воспитания в книге Абу-Али Ибн-Сины (Авиценны) «Канон врачебной науки» и в педагогическом сочинении Епифания Славинецкого «Гражданство обычаев детских».

Подъем экономики, укрепление оборонной мощи, совершенствование государственного аппарата, рост науки, техники, просвещения в эпоху царствования Петра I и его преемников. Влияние петровских реформ на развитие физического воспитания привилегированных классов. Введение физического воспитания в учебные заведения. Создание основ военно-физической подготовки в русской армии и военно-морском флоте (Петр I, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, М.И. Кутузов).

Физическое воспитание и спорт в быту народов Российской Империи. Самобытная форма физических упражнений и игр у народов России, Украины, Белоруссии, Закавказья, Средней Азии, Прибалтики, Финляндии.

Отражение физического воспитания в художественной литературе и изобразительном искусстве.

Спорт и игры в быту дворянства. Открытие в Москве, Петербурге, Одессе и других городах частных школ плавания, гимнастики, фехтования, стрельбы, верховой езды.

Создание в первой половине XIX в. закрытых частных аристократических спортивных клубов. Первые спортивные соревнования для гражданских лиц и военнослужащих.

Создание первых пособий по основам техники, тактики, методики отдельных видов спорта (Б. Фишер, Тевенот, Н.В. Соколов, И.Е. Севербрик). Проникновение в дворянскую среду спортивных игр.

Отражение вопросов физического воспитания в общественной и педагогической мысли (В.Н. Татищев, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков). Вопросы физического воспитания в трудах М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, академика А.П. Протасова и других русских ученых. В.Г. Белинский и А.И. Герцен о физическом воспитании.

7. Развитие физической культуры и спорта во II половине XIX в.

Экономическое, политическое и культурное развитие Российской Империи и его значение для дальнейшего распространения физической культуры и спорта в стране.

Развитие идейно-теоретических и научных основ системы физического воспитания и спорта. Вопросы физического воспитания в трудах врачей, педагогов и других ученых. Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов о физическом воспитании. Физическое воспитание в научных и педагогических взглядах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, К.Д. Ушинского, Е.А. Покровского, Е.М. Дементьева. Учение П.Ф. Лесгафта о физическом образовании и его педагогическая деятельность. Дальнейшее развитие научно-методической мысли в трудах В.В. Гориневского, В.Е. Игнатьева, В.С. Пирусского и других представителей русских ученых и методистов. Прогрессивный характер отечественной науки о физическом воспитании.

Физическая подготовка в учебных заведениях и в армии. Реформы народного образования 60-70-х годов и попытки улучшения физического образования в кадетских корпусах России, в гимназиях, в учительских семинариях, реальных училищах. Трудности внедрения физического воспитания в учебные заведения страны. Попытки российской интеллигенции расширить внеклассные и внешкольные формы занятий. Создание Общества содействия физическому развитию учащейся молодежи (ОСФРУМ).

Введение в русской армии в конце 50-х - начале 60-х годов обязательных форм физической подготовки. Военная реформа 1874 года и усилия Военного министерства по улучшению военно-физической подготовки солдат и офицеров русской армии. Вклад в разработку методики и теории физической подготовки русской армии генералов М.И. Драгомирова и А.Д. Бутовского.

Создание спортивных клубов и развитие спорта. Исторические предпосылки развития спорта в России. Рост демократических сил в спортивно-гимнастическом движении. Любительский, профессиональный спорт, рекреативные формы физической культуры и спорта. Виды спорта, ставшие особенно популярными в России к концу XIX века (борьба, тяжелая атлетика, конькобежный, лыжный, гребной и парусный спорт, стрельба фехтование, велоспорт, шахматы, шашки).

Крупнейшие спортивные клубы России. Выход спортсменов России на международную арену. Первые победы в международном спорте. Меценатство и благотворительность в спорте (В.Ф. Краевский, М.О. Кистер, Г.И. Рибопьер, Г.А. Крестовников, С.Т. Морозов и др.)

Создание первых Всероссийских Союзов по видам спорта. Связь их с международными спортивными ассоциациями.

Проникновение олимпийских идей в Россию. Вступление России в международное олимпийское движение. А.Д. Бутовский - первый представитель России в составе МОК. Его вклад в развитие олимпизма в стране.

8. Физическая культура и спорт с начала ХХ в.

Общественное движение и русский спорт. Крупнейшие события в жизни России, влияние их на оживление развития спорта в стране. Расширение меценатства и благотворительности в спорте. Усиление внимания государственных и общественных организаций к физическому воспитанию и спорту в учебных заведениях России. Создание системы внешкольных спортивно-гимнастических организаций (отряды «потешных», скауты, «соколы», «маккаби»), развитие студенческого спорта.

Дальнейшее развитие теории и методики физического воспитания и спорта в трудах В.В. Гориневского, В.Е. Игнатьева, А. Вирениуса, В. Крамаренко, А. Анохина, А. Крассуской, Н. Панина, Б. Котова и др.

Развитие спорта и участие русских спортсменов в международных соревнованиях. Формирование спортивных центров в России. Ведущая роль Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Риги в развитии отечественного спорта. Создание спортивных лиг и союзов. Выдающиеся спортсмены, их победы в международном спорте. Представительство России в Международном Олимпийском комитете. Первые олимпийские старты российских спортсменов. Подготовка спортивных организаций России к участию в Играх V Олимпиады. Образование Российского олимпийского комитета. Результаты выступления команды России на играх V Олимпиады. Поиски новых путей развития спорта в России. Создание Канцелярии Главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения России, организация, Всероссийских олимпиад, формирование всероссийских союзов и лиг по видам спорта, расширение международных спортивных связей.

Русский спорт в годы первой мировой войны. Участие спортивных организаций в подготовке резервов для фронта, спортивное движение в тылу.

9. Физическая культура и спорт в России от революционных событий 1917 г. до конца 30-х годов. Физкультурное движение в годы Великой Отечественной войны

Состояние спортивно-гимнастического движения в России в период от февраля до октября 1917 г. Победа партии большевиков. Установка правительства на демократизацию школы, улучшение физического воспитания молодежи, развитие массовых форм физической культуры и спорта. Подчинение деятельности физкультурных и спортивных организаций коммунистической идеологии.

Организация физкультурной работы в первые годы Советской власти в центре и на местах. Деятельность в области ФКиС органов Наркомпроса (А.В. Луначарский), Всевобуча (Н.И. Подвойский) и Наркомздрава (Н.А. Семашко). Организация подготовки физкультурных кадров. Роль комсомола в организации физкультурной работы как проводника политики партии большевиков среди молодежи. Особенности развития ФКиС с начала и до конца 20-х годов. Образование СССР (1922 г.). Поиски новых форм и методов физического воспитания. Дискуссии о путях развития новой системы физического воспитания, место в ней спорта. Образование общества «Динамо», спортивного клуба Армии и их роль в развитии спорта. Вступление в Красный Спортивный Интернационал (КСИ). Разрушение старых организационно-методических связей, ликвидация спортивных лиг, клубов, союзов. Выход России из Олимпийского движения.

Трудности и недостатки в работе физкультурных организаций. Усиление партийного руководства физкультурным движением. Постановление ЦК РКП(б) «О задачах партии в области физической культуры» от 13 июля 1925 г. Введение секционного метода спортивной работы. Всесоюзная спартакиада 1928 года. Постановление ЦК ВКП(б) от 23 сентября 1929 г. «О физкультурном движении». Его роль в дальнейшем развитии советского физкультурного движения.

Основные тенденции развития ФКиС с начала и до конца 30-х годов. Внутренние и внешние причины, влияющие на развитие физической культуры и спорта. Нарастание тенденций культа личности Сталина в жизни общества. Их проявление в деятельности физкультурных организаций. Необоснованные репрессии против руководителей физкультурного движения, спортсменов, педагогов, ученых. Утверждение командно-административной системы и ее влияние на государственные и общественные органы управления физкультурным движением. Учреждение Всесоюзного совета физической культуры при ЦИК СССР и Всесоюзного комитета по делам ФКиС при СНК СССР. Переход на производственный принцип организации самодеятельного физкультурного движения. Создание коллективов физической культуры.

Экономические и политические трудности, острый недостаток в спортивных сооружениях, оборудовании и инвентаре - факторы, сдерживавшие развитие физкультурного движения в стране.

Противоборство двух политических систем в мире и его влияние на военизацию средств, форм и методов физического воспитания населения.

Введение комплекса «Готов к труду и обороне СССР», учреждение оборонно-прикладных нормативов и значков.

Установление почетного звания «Заслуженный мастер спорта» и его первые обладатели. Введение Единой всесоюзной спортивной классификации. Создание добровольных спортивных обществ (ДСО).

Становление советской школы спорта. Тенденция к развитию спорта высших достижений.

Физическая культура и спорт в союзных республиках. Всесоюзные парады и праздники как одна из форм пропаганды массовой молодежной физической культуры и спорта.

Трудности в организации физического воспитания детей, учащейся молодежи, в развитии юношеского спорта. Развитие науки о физическом воспитании и спорте. Основные направления научных исследований. Выдающиеся ученые в области научных знаний. Система спортивной тренировки. Имена выдающихся советских спортсменов. Рекордсмены мира.

Особенности международных спортивных связей. Причины неучастия советских спортсменов в Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы. Возвращение в международное спортивное движение (парашютный, стрелковый, авиаспорт). Состояние физкультурного движения в стране накануне Великой Отечественной войны.

Перестройка физкультурного движения на военный лад в годы войны. Участие физкультурных организаций в работе органов всеобщего военного обучения. Место физической подготовки в программе всеобщего военного обучения. Формы и методы физической подготовки.

Боевые подвиги спортсменов. Работа физкультурных организаций по восстановлению здоровья и боеспособности раненых солдат и офицеров Красной Армии средствами лечебной физической культуры.

Физическое воспитание учащейся молодежи на службе обороны Родины. Организация массовой военно-спортивной работы среди учащихся школ и студентов. Создание добровольного спортивного общества «Трудовые резервы». Спортивно-массовая работа в годы Великой Отечественной войны.



10. Физическая культура и спорт в стране со второй половины 40-х годов до распада СССР.

Окончание второй мировой войны и переход страны к мирной жизни: трудности, связанные с восстановлением народного хозяйства и культуры. Недостатки в организации и проведении физкультурной и спортивной работы в послевоенные годы. Всесоюзные физкультурные парады и их значение в восстановлении физкультурно-спортивного движения в стране.

Содержание постановления ЦК ВКП(б) от 27 декабря 1948 г. о развитии физкультурного движения в стране и повышении мастерства советских спортсменов. Изменения в государственных (1953, 1959, 1968, 1986 гг.) и общественных (1957, 1960, 1981, 1987 гг.) формах руководства физкультурным движением. Причины этих изменений

Руководители физкультурного движения: Н.Н. Романов (1945-1948 и 1950-1962 гг.), А.Н. Аполлонов (1948-1950 гг.), Ю.Д. Машин (1962-1968 гг.), С.П. Павлов (1968-1983 гг.), М.В. Грамов (1983-1988 гг.) и характеристика их деятельности.

Спартакиады народов СССР, их роль и место в физкультурном движении. ФКиС в союзных республиках.

Недостатки в работе по комплексу ГТО. Причины утраты его популярности среди народа.

Физическое воспитание подрастающего поколения в послевоенные годы: достижения, трудности, недостатки, проблемы. Проблемы физической культуры и спорта в сельской местности. Подготовка физкультурных кадров в стране: потребности и обеспеченность. Состояние материальной базы физкультурного движения, наличие спортивных сооружений, оборудования, инвентаря. Их количество, качество и коэффициент полезного действия. Развитие спорта для всех (формы, методы, средства).

Дальнейшее развитие науки о физическом воспитании и спорте. Формирование научных школ по основным направлениям спортивной науки. Мысли выдающихся ученых Н.М. Амосова и других о роли и значении использования физических упражнений в целях сохранения и улучшения здоровья человека и его творческого долголетия. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» (1981 г.). Причины и механизмы, тормозившие развитие массового физкультурного движения в стране: застойные явления в экономической и социально-культурных сферах, «остаточный» принцип финансирования соцкультбыта и недостаточное внимание к этой области общественности. Углубление перекоса между массовостью и мастерством с явным ущербом для первого, ведомственные барьеры в использовании спортивных сооружений, физкультурных кадров. Административно-командные методы управления физкультурным движением.

Международные спортивные связи физкультурных организаций в послевоенные годы. Трудные пути выхода советского спорта на международную спортивную и олимпийскую арену. Вступление физкультурных организаций в международные спортивные объединения. Создание НОК СССР и его признание МОК.

Дебют советских спортсменов на летних и зимних Олимпийских играх. Постепенный рост авторитета отечественной школы спорта в международном и олимпийском движении. Анализ выступления советских спортсменов на Олимпийских играх от Хельсинки до Сеула и от Кортина д’Ампеццо до Калгари: успехи, неудачи, трудности.

Участие молодых спортсменов СССР в Универсиадах (с 1963 года).

Распад СССР и образование СНГ (1991 г.), создание объединенной команды независимых государств (ОКНГ). Россия в составе СНГ. Выступление ОКНГ на Олимпийских играх в Альбервилле и Барселоне.



11. Физическая культура и спорт в Российской Федерации после распада СССР

Распад СССР и проблемы развития физической культуры и спорта в России. Ликвидация всесоюзных структур управления физкультурным движением.

Суверенный статус России и преобразование физкультурных структур управления физической культурой и спортом.

Формирование государственных органов управления и общественных спортивных организаций в РФ.

Создание Олимпийского комитета России (1.12.1989 г.), создание Комитета содействия развитию олимпийского движения при правительстве Российской Федерации (1991 г.), Координационного Совета по физической культуре и спорте при правительстве РФ (1.06.1992 г.), Комитета РФ по физической культуре и туризму (1994 г.), Федерального агенства по физической культуре и спорту (2002 г.), Министерства по спорту, туризму и молодежной политики (2008 г.).

Возрастание роли всероссийских спортивных федераций по видам спорта, физкультурно-спортивных обществ и ведомственных физкультурных организаций. Их место в современном физкультурно-спортивном движении РФ.

Подготовка физкультурных кадров, развитие спортивной науки, деятельность Олимпийских академий в РФ.

Развитие олимпийских и не олимпийских видов спорта, спорта инвалидов. Тенденция к развитию профессионального спорта в РФ. Проблемы юношеского спорта. Спорт, соревнования, спартакиады в современной России.

Признание НОК России МОК и российских спортивных Федераций МСФ. Первое самостоятельное выступление спортсменов России на XVII зимних Олимпийских играх в Лиллехаммере (1994 г.) и на III Играх доброй воли в Санкт-Петербурге (1994 г.). Анализ выступления спортсменов России на Играх XXVI Олимпиады в Атланте (1996 г.). Итоги XVIII зимних Олимпийских игр в Нагано (1998 г.). Выступление россиян на Играх XXVII Олимпиады в Сиднее (2000 г.). Анализ результатов выступления сборной команды России на этих Играх. Участие спортсменов России к XIX зимним Олимпийским играм в Солт-Лейк-Сити (США) - 2002 г. Сборная России на Играх ХХVIII Олимпиады в Афинах (2004 г.) и на ХХ зимних Играх в Турине (2006 г.). Итоги выступления сборной Российской Федерации на Играх ХХIХ Олимпиады в Пекине (2008 г.) и на ХХI зимних Играх в Ванкувере (2010 г.).

ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СПОРТИВНОГО И ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ

12. Возникновение и первоначальное развитие международного спортивного и олимпийского движения

Исторические предпосылки возникновения международного спортивного и олимпийского движения в XIX веке. Расширение экономических, политических и культурных связей между странами и их влияние на возникновение и развитие международного спортивного и олимпийского движения (МСиОД). Активизация общественного движения в странах мира за улучшение физического воспитания молодежи. Археологические раскопки Олимпии. Развитие спорта и создание первых международных спортивных федераций. Первый Международный атлетический (Олимпийский) конгресс. Образование Международного олимпийского комитета (МОК), утверждение его Хартии. Цели и задачи МОК. Пьер де Кубертен (1863-1937 гг.) - инициатор создания МОК и основатель современного олимпийского движения, его жизнь и деятельность.

«Ода спорту», ее содержание, отражение в ней гуманистических ценностей олимпизма. Вступление России в олимпийское движение. Российские единомышленники Пьера де Кубертена. Игры I Олимпиады и их анализ. Влияние Олимпийских игр на дальнейшее развитие международного спортивного и олимпийского движения, рост спортивных результатов. Олимпийские конгрессы.

13. Международное спортивное и олимпийское движение в первой половине ХХ века

Международная обстановка и ее влияние на расширение спортивного и олимпийского движения.

Новые международные спортивные объединения. Международный студенческий спорт. Региональные Игры. Чемпионаты мира и Европы. Международное рабочее спортивное движение. Создание Люцернского и Красного рабочих спортивных интернационалов. Организация и проведение всемирных рабочих спортивных Олимпиад в Германии (1925 г.), Австрии (1931 г.), Бельгии (1937 г.), всемирных рабочих спортивных Игр в Осло и Москве (1928г.). Деятельность МОК и его президентов. Расширение географии олимпийского движения, совершенствование организации и проведения Игр. Хронология летних и зимних Олимпийских игр первой половины ХХ века. Протесты против проведения Игр XI Олимпиады в фашистской Германии. Причины отказа СССР от участия в олимпийском движении (1924-1936 гг.). Кризисные явления в олимпийском движении.

Олимпийские конгрессы. Совершенствование методов подготовки атлетов. Повышение уровня спортивно-технических достижений спортсменов. Выдающиеся спортсмены мира первой половины ХХ века.

Первая телевизионная трансляция Олимпийских игр 1936 г. (Берлин). Первый пропагандистский фильм об Олимпийских игра (1936 г.).

14. Международное спортивное и олимпийское движение во второй половине ХХ – начале XXI в.в.

Историческая обстановка послевоенного периода и ее влияние на международную спортивную жизнь.

Научно-технический прогресс и развитие МСиОД. Дальнейшая интернационализация и демократизация МСиОД. Роль президентов МОК в развитии олимпийского движения. Основные изменения в содержании Олимпийской Хартии. Сотрудничество МОК, НОК и МСФ - залог успешного развития МСиОД.

Олимпийские конгрессы: Х в Варне (1973 г.), XI Баден-Бадене (1981 г.) и XII в Париже (1994 г.) и их значение для развития международного и олимпийского движения по демократическому пути.

Организация и проведение летних Олимпийских игр от Хельсинки (1952 г.) до Пекина (2008 г.) и зимних Олимпийских игр от Осло (1952 г.) до Ванкувера (2010 г.). Причины бойкота Игр XXI Олимпиады в Монреале, Игр XXII Олимпиады в Москве, Игр XXIII Олимпиады в Лос-Анджелесе. Отражение бойкота Игр в периодической печати разных стран.

Игры доброй воли (1986, 1990, 1994, 1998, 2000, 2001 гг.) и их роль в развитии МСиОД. Участие молодежи в Играх Доброй. Студенческие летние и зимние универсиады. Региональные спортивные игры и другие крупные международные соревнования. Паралимпийские игры.

Отражение вопросов физического развития людей с ограниченными возможностями в международной печати.

Всемирные научные конгрессы и их роль в развитии спортивной науки. Совершенствование системы подготовки спортсменов, рост мировых и олимпийских достижений в спорте. Имена наиболее выдающихся олимпийских и мировых чемпионов.



Объявление ООН 1994 г. - годом международного спорта и олимпийского идеала.

Главные итоги более чем 100-летнего пути развития олимпийского движения. Основные проблемы МСиОД. Реформы МОК (1998-2011 гг.).
Каталог: sites
sites -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
sites -> Мобильный телефон стал неотъемлемым атрибутом повседневной жизни человека, удобно устроившись в нашем кармане или сумочке. Он приносит нам множество возможностей, невообразимых ещё каких-то десять лет назад
sites -> Хроническая сердечная недостаточность и депрессия у лиц пожилого возраста
sites -> Ирвин Ялом Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы
sites -> Оценка элементного статуса в определении нутриентной обеспеченности организма. Значение нарушений элементного статуса при различной патологии
sites -> Проблема безопасности продуктов питания


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница