План-конспект урока №16 тема: терминальные состояния. Основные понятия. Реанимационная помощь, подготовка к реанимационной помощи. Цель



Дата02.05.2016
Размер59 Kb.
Просмотров92
Скачиваний0
ТипПлан-конспект



ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА №16

ТЕМА: ТЕРМИНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

РЕАНИМАЦИОННАЯ ПОМОЩЬ, ПОДГОТОВКА К РЕАНИМАЦИОННОЙ ПОМОЩИ.

Цель:

Познакомить учащихся с основными понятиями терминальных состояний и реанимационной помощи.



Задачи:

1.Научить основным практическим действиям при подготовке к реанимации, формировать навыки по спасению человека в различных экстремальных ситуациях;

2.Воспитать чувство ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и чувства милосердия по отношению к другим людям.

3.Развить качества личности необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных экстремальных ситуациях;

4.Использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Форма урока: беседа, ролевая игра, практическое занятие.

Учебно-наглядный комплекс: ПК, интерактивная доска, плакат, подручные средства, робот-тренажёр «гоша»


№ п/п

Ход урока

Кол-во мин

Примечания

1

2

3

4

I.

II.


III.

IY.


Организационный момент.

Повторение пройденного материала прошлой темы. Ответы на вопросы.

1.Первая помощь при травмах головы.

2. Первая помощь при травмах груди.

3. Первая помощь при травмах живота.

Ситуационные задачи:

1.Автомобильная авария, у пострадавшего травма головы.

2. Нападение хулиганов. Проникающее ножевое ранение груди.

3.Спортивное мероприятие, случайный удар в живот.



Изучение новой темы.

1. Терминологическая работа (Плакат 1)

Учащиеся зачитывают определения терминальных состояний и реанимации, объясняют их значения и записывают в тетрадь.

2. Объяснение условий проведения урока, ознакомление с планом урока.



План урока:

- виды и основные понятия терминальных состояний, реанимационной помощи;

- признаки терминальных состояний;

- причины клинической смерти;

- самостоятельная работа с учебником;

- практическая работа по определению состояния пострадавшего и подготовке его к реанимации.

3. Содержание новой темы. Объяснение учителя.

Терминальные состояния (ТС) - по сути это пограничное состояние между жизнью и смертью. Это период умирания. Постепенно угасают все жизненные функции организма, которые отключаются в определенной последовательности.


Виды ТС:

- преагональное

- агональное

- клиническая смерть (КС)


Признаки преагонального ТС:

- общая заторможенность

- путанное сознание

- дыхание-отдышка

- резкое снижение артериального давления, пульс прощупывается только на сонной и бедренных артериях

- синюшность.


Признаки агонального ТС:

- отсутствие сознания и глазных рефлексов

- артериальное давление падает до нуля

- дыхание судорожное, прерывистое, неритмичное

- покровы синюшные и холодные

Нарушено кровообращение и газообмен, что приводит к гипоксии, а с ней к остановке сердца и дыханию. Наступает переход к клинической смерти (КС).


Признаки клинической смерти:

- сознание отсутствует

- дыхание отсутствует

- сердцебиение отсутствует

- отсутствует реакция зрачка на свет

- расширение зрачков.

КС – это последняя обратимая фаза умирания. Ещё сохраняются обменные процессы внутри организма, в тканях. Длится КС – 3-5 минут, после чего наступает биологическая смерть.

Также причинами КС могут быть:

- поражение электротоком
- сдавливание (закупорка дыхательных путей)

- инфаркт миокарда

- острое отравление

- удушье или утопление

- общее замерзание

- различные виды шока

- тяжёлые травмы жизненно важных органов

ВЫХОД – немедленная реанимация.

Реанимация – (лат. оживление). Это значит – немедленно определить состояние пострадавшего, подготовить его к реанимации и провести реанимацию


4. Самостоятельная работа.

Как это сделать – рассмотрим самостоятельно только вопрос определения состояния пострадавшего и подготовки его к реанимации.

Как будет проходить сама реанимация, мы рассмотрим на следующем уроке. Итак, задача: как определить состояние пострадавшего и подготовить его к реанимации.
Учитель слушает ответы учеников:

- определяем состояние пульса на сонной или бедренной артерии, наличие сознания и наличия дыхания по движению грудной клетки.

- подготавливаем пострадавшего к реанимации. Восстанавливаем проходимость дыхательных путей.

Освобождаем полость рта от посторонних предметов, западение корня языка и надгортанника.

Используем метод запрокидывания головы и если не помогает, то используем тройной метод Сафара.

5. Практическая часть. Закрепление урока.

Учитель:

Вызываю по очереди учащихся, ставлю задачи:

- пострадавший находится в состоянии КС в результате утопления;

- пострадавший находится в состоянии КС в результате поражения электротоком;

- пострадавший находится в состоянии КС в результате отравления.

Учитель: слежу за правильностью действий, вношу поправки, указываю на ошибки, оцениваю действия учеников

6.ИТОГ урока.

Задаю вопросы ученикам:

- что нового и полезного вы узнали на уроке

- какую межпредметную связь вы находите

- сделайте выводы по теме сегодняшнего дня.

Домашнее задание.

Подготовить опережающие сообщения по темам:

- искусственная вентиляция лёгких (Полонская)

- непрямой массаж сердца (Новиков)


На следующем уроке предстоит отработать практические навыки по искусственной вентиляции лёгких и непрямому массажу сердца.

Принести оборудование для демонстрации ИВЛ и НМС.


Литература:

учебник ОБЖ 2006г. стр130-135

Программа курса ОБЖ Миненко П.П. для учащихся 8-9 классов

Календарно-тематический план 9 классов, урок 16

Преподаватель-организатор ОБЖ А.Мысливый


10 мин

30 мин


Объявляется тема урока, цель и задачи.

Проверяется наличие учащихся, учебников, тетрадей и дневников.


Ответы представляем в виде решения ситуационных задач.

Соколов- 5 Ответ полный. Молодец.

Петров- 4. Ответ не полный. Не перекрыл доступ воздуха в легкое.

Иванов - 4. Не учёл момент, как создать «холод»


СМ. плакат с образующими по теме словами

Агония, Азбука оживления, Биологическая смерть, Клиническая смерть, Преагония, Сердечно-легочная реанимация, Терминальное состояние


Используем ИКТ в виде презентации урока

Можно сравнить с работой ПК

Учащиеся записывают в тетрадь оновные положения содержания урока.

Проверяем знания тестированием,

таблица №1, ЭОР 1
Ставлю перед учащимися проблему: как определить состояние пострадавшего и подготовить его к реанимации.
Самостоятельная работа с учебником стр.132

Учащиеся самостоятельно работают с учебником.

Цель развивать у учащихся память, внимание, монологическую речь, практические навыки
Проверяем знания тестированием,

таблица №1, ЭОР 2

Используем робот-тренажёр «гоша»

Ролевая игра. «Гоша» - пострадавший, учащийся - медбрат или медсестра.

Учащиеся в виде игры разбирают конкретную ситуацию и подготавливают пострадавшего к основным действиям по реанимации.

Все учащиеся готовят сообщения по выбору






Этап урока

Название ЭОР

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1

Определение терминальных состояний

учащиеся выписывают новые определяющие слова, просматривают слайды, отвечают на вопросы тестов

Рассказываю, поясняю, направляю деятельность учащихся, помогаю исправить ошибки

1.1

Преагональное состояние







1.2

Агония







1.3

Клиническая смерть







2

Восстановление проходимости дыхательных путей






Задание 1

Таблица №1 «Фрагмент урока/занятия»



Название ЭОР

Ссылка ЭОР

Аннотация ЭОР

Определение терминальных состояний

http://fcior.edu.ru/card/11704/terminalnoe-sostoyanie-etapy-serdechno-legochnoy-reanimacii-praktikum.html


В процессе работы с модулем ученик сможет закрепить знания по причинам терминальных состояний, отработать навыки по определению стадий терминального состояния по их клиническим признакам и последовательности проведения элементарной СЛР

Восстановление проходимости дыхательных путей

http://fcior.edu.ru/card/18820/vosstanovlenie-prohodimosti-dyhatelnyh-putey-kontrolnye-zadaniya.html






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал