Подростковое курение



страница1/5
Дата24.04.2016
Размер1.22 Mb.
Просмотров197
Скачиваний0
ТипАнализ
  1   2   3   4   5
ПОДРОСТКОВОЕ КУРЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ


Употребление табака широко распространено во всем мире. Примером признания значимости этой проблемы в национальном масштабе может служить тот факт, что Европейский союз (ЕС) сделал борьбу против курения одним из основных приоритетов общественного здравоохранения. В значительной мере профилактические программы ориентированы именно на подростковое курение. На проведение одной только компании «ПОМОГИ – жизнь без табака» в период между 2005 и 2008г.г. ЕС выделил 72 млн евро.

Что касается нашей страны, то проблема с подростковым курением (как впрочем, и с курением взрослого населения) не просто остается в удручающем состоянии, но и прослеживается ее отрицательная динамика на протяжении последнего десятилетия. По данным всемирного исследования ВОЗ 2004г. в России 33,4% подростков 13-15 лет постоянно курят сигареты, употребление табачных изделий (любого табачного продукта) среди этой категории наблюдается в 35,1% случаев. По распространенности курения сигарет подростками РФ занимает четвертое место после Северных Марианских остовов (39,2%), Чили (38,4%), Украины (33,9%). Затем идут Уругвай (26,5%) и Аргентина (25,3%). По употреблению табачных изделий среди подростков Россия занимает пятое место в мире после Северных Марианских островов (62,4%), Палау (58,5%), Индии (50,1%) и Чили (38,3%). За Россией следуют Украина (34,6%), Уругвай (29,9%), Аргентина (28,1%).

Анализ динамики распространенности курения среди мальчиков и девочек по данным международного исследования ВОЗ среди школьников о поведении, влияющем на здоровье (HSBC) в периоды1997/1998 г.г., 2001/2002 г.г., а также глобального опроса молодежи о курении табака (GYTS) в 2003г.г. показывает цифры роста процента курящих подростков в нашей стране (График ). Распространенность еженедельного курения (не меньше одной сигареты в неделю) среди 15-летних мальчиков и девочек в России в 1997/1998 г.г., 2001/2002 г.г. и 2003г.г. изменилась среди мальчиков - 24%, 27,4% и 39,9%, среди девочек – 22%, 18,5% и 28% соответственно. Данные исследования были проведены в нескольких десятках стран Европейского региона. В большинстве из них в течение последних лет наблюдается снижение процента распространенности курения среди мальчиков, при сохраняющемся примерно на одном и том же уровне процента курящих девочек. Так, средняя распространенность курения среди 15-летних мальчиков составила соответственно по годам 1997/1998 г.г. и 2001/2002 г.г. - 25,4% и 24%, среди 15-летних девочек – 23,3% и 23,5%.

По данным исследования ВОЗ в России (2004г.), проведенного в Москве среди школьников 7-10 классов (всего 4091 обследуемых) когда-либо курили сигареты 66,7% подростков (из них мальчики составляли 71,4% и девочки 61,7%), постоянно употребляли какие-либо табачные изделия 35,3% (мальчики -40,6%, девочки - 29,8%), постоянно курили сигареты 33,5% (мальчики - 38,3%, девочки - 28,7%), постоянно употребляли другие табачные изделия в 10,7% (мальчики - 15,4%, девочки - 6,1%). Из обследованных 62,9% имели одного или двух родителей, которые курят. У 35,1% большинство или все друзья курили. По результатам этого исследования 69,8% школьников хотели бросить курить, 74,8% - пытались бросить курить в течение последнего года. В этой же работе делается вывод, что эффективность и объем профилактических мероприятий в отношении недопущения курения для этой группы населения одна из самых низких в мире.


График. Распространенность еженедельного курения (не меньше одной сигареты в неделю) среди 15-летних мальчиков и девочек (%), 1997/1998 г.г., 2001/2002 г.г. и 2003г.г. в России.

Источник: исследование HSBC 1997/1998 г.г., 2001/2002 г.г. и GYTS 2001/2004г.г.

По данным анонимного анкетирования 2006-2007гг, в котором приняло участие 593 подростка (455 юношей и 138 девушек) в возрасте 16 ±1,6 лет, проведенного сотрудниками НД№9 преимущественно среди учащихся учреждений начального профессионального образования общий процент курящих составил – 71,5% (юноши – 73,4%, девушки – 65,2%.) (Таб.1). Заявили что курят постоянно сигареты 42,8% подростков (юношей – 48,6%, девушек – 23,9%). Из ответивших «нет» на вопрос о курении сигарет (их всего 28,5%) - 13% имели пробы курения в прошлом.

Таблица 1.

Сводная таблица отношения к курению сигарет среди подростков

Курят сигареты

Вся выборка

Юноши

Девушки

общее число

%

общее число

%

общее число

%

постоянно

254

42,8

221

48,6

33

23,9

иногда

170

28,7

113

24,8

57

41,3

не курят

168

28,5

121

26,6

48

34,8

Итого

593

100,0

455

100,0

138

100,0

ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО КУРЕНИЯ

ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ НИКОТИНА НА ДЕТСКИЙ ОРГАНИЗМ

Результаты научных исследований последних лет убедительно свидетельствуют о разграничении подросткового и взрослого курения, так как патологические изменения при хронической никотиновой интоксикации в условиях интенсивного роста и развития имеют существенные различия.
ПОДРОСТКОВОЕ КУРЕНИЕ КАК

ВОРОТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ АДДИКТИВНОЙ ПАТОЛОГИИ

Тезис о том, что подростковое табакокурение стоит в одном ряду с проблемой употребления других психоактивных веществ (ПАВ) не является новым. Более того, большинство профилактических программ в нашей стране, включая школьные программы, объединяет их в единое целое. Таким образом, профилактика табакокурения идет под знаменем недопущения употребления ПАВ. Оборотной стороной подобного отношения является невольное замыливание вопросов значимости детского курения как такового (действительно, «пусть лучше курит, чем колется…»). В результате мы теряем, пожалуй, один из мощнейших и эффективнейших рычагов профилактики наркомании и алкоголизма среди подростков.

Несколько иная ситуация наблюдается за рубежом (страны ЕС, США, Канада и др.), где в течение последних десятилетий курение рассматривается как самостоятельная проблема. Однако в осуществляемых ими профилактических программах абсолютно не звучит положение о том, что отучивая детей от курения, мы спасаем их от наркомании. Подтверждение тому служит материал Европейского доклада о борьбе против табака за 2007г., где нет даже намека на эту тему. Возможно, данный факт объясняется, тем, что вопрос решения медицинской составляющей проблемы подросткового курения сконцентрирован в руках терапевтов, онкологов, врачей первичного звена. Присутствие же в них наркологов и психиатров считается излишним.

Обратимся к цифрам, делающим еще более наглядным значимость этой проблемы. Существует точка зрения, что между тремя составляющими наркотизма — алкоголизацией, курением, случайной наркотизацией существует достоверная, математически описываемая взаимосвязь, при этом алкоголизация, по мнению авторов, является доминирующим фактором (Скворцова Е.С., Черемных Л.Т., 1998). Вероятностъ обращения подростков к наркотикам при отсутствии потребления алкоголя и табака, по мнению авторов, составляет 0,6% у мальчиков и 0,4% у девочек.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН (Шубочкина Е.И., С.С.Молчанова, Куликова А.В., 2007г.) разделение в процессе исследования школьников старших классов общеобразовательных школ и учащихся учреждений начального профессионалоного обучения (УНПО) на группы курящих и некурящих позволило получить достоверные различия в распространенности других поведенческих факторов риска отклоняющегося поведения. Среди курящих юношей-школьников в 7 раз выше оказалось число пробовавших наркотические вещества, наблюдалась также более высокая алкоголизация. Общее число приобщенных к регулярному употреблению алкогольных напитков — раз в месяц и чаще — превышало половину курящих школьников. Аналогичные различия оказались характерными и для девушек, обучающихся в старших классах общеобразовательных школ. При этом они были даже более выраженными, чем среди юношей. Число пробовавших наркотики среди некурящих составляло 0,8%, тогда как среди курящих каждая пятая девушка ответила, что пробовала наркотические вещества. Среди курящих школьниц


очень мало тех, кто не употреблял алкоголь, — всего 4,3%, тогда как
в группе сравнения их 40,9% (р < 0,001). Группа высокого риска
по частому употреблению алкогольных напитков соответственно
в 9,6 раза выше среди курящих школьниц в сравниваемых подгруппах старшеклассниц.

Сравнение распространенности вредных привычек среди учащихся учреждений начального профессионалоного обучения, разделенных на аналогичные подгруппы, также подтверждает закономерный характер выявленных различий в образе жизни курящих и некурящих подростков (рис. 4.1). Распространенность частого употребления алкогольных напитков и приобщение к наркотическим веществам также оказались в значительной степени более характерными для курящих подростков как юношей, так и девушек. Их распространенность среди курящих существенно, в несколько раз, может превышать аналогичные данные в группе некурящих подростков. Прослойка подростков, совершенно не употребляющих алкогольные напитки, среди курящих очень мала — 1—3%, тогда как среди некурящих составляет 15—20%.

С описанными выше данными согласуются и цифры, полученные в ходе исследования, проводимого сотрудниками НД №9 в период 2006-2007г.г. По результатам анонимного анкетирования, в котором приняло участие 593 подростка (455 юношей и 138 девушек) в возрасте 16 ±1,6 лет, проведенного преимущественно среди учащихся учреждений начального профессионального образования (политехнический, строительный колледжи), из курящих подростков 29% юношей и 10% девушек признались, что употребляли наркотики. Причем, на курение марехуаны указали 21% юношей и 3% девушек, пробовали наркотаблетки группы курящих соответственно – 29% юношей и 10% девушек. Среди некурящих процент употреблявших наркотики был достоверно ниже лишь среди юношей – 3%. Что касается некурящих девушек, то они практически не указывали на марехуану, а наркотаблетки пробовали 6% из них.

Таким образом, для того, чтобы сделать профилактику табакокурения среди подростков более эффективной, необходимо выделить ее как самостоятельное направление. От этого результативность всех остальных программ недопущения аддиктивного поведения только выиграет.


ДЕЙСТВИЕ РЕКЛАМЫ ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПОДРОСТКОВ

Реклама табачной продукции была и, к сожалению, остается одним из мощнейших средств воздействия на психику подростков, побуждающих их к курению. Осуществляется она табачными компаниями как напрямую (рекламные плакаты в популярных журналах, метро, вокзалы и аэропорты; привлекательное оформление сигаретных пачек и т.д. и т.п.), так и опосредованно путем спонсорства спортивных мероприятий, всевозможных молодежных акций (например, «Мой выбор»), использование табачных торговых марок на нетабачных изделиях, стимулирование сбыта. По данным исследования, проводимого среди российских школьников 7-10 классов под эгидой ВОЗ в 2004 году, 94 % из них видели щитовую уличную рекламу сигарет в течение последних 30 дней; 77% - видели рекламу сигарет в газетах и журналах в течение последних 30 дней; 22 % - имеют предметы с логотипом производителей сигарет; 17 % - получали предложения взять бесплатно сигареты от представителей табачных компаний. Положение усугубляется еще и тем, что на сегодняшний день согласно Федерального закона Российской Федерации от 13 марта 2006г. N 38-ФЗ "О рекламе" (приложение ) в Российской Федерации полный запрет на рекламу табачной продукции введен лишь на телевидении и радио. Что касается щитовой рекламы, рекламы в печатных изданиях, некоторых вариантов опосредованной рекламы, то она ограничена лишь частично.

В течение последних лет реклама табачных изделий становится все более и более изощренной. Она уже не содержит откровенных призывов к курению, но при этом продолжает оставаться привлекательной (в прямом смысле слова, привлекая к себе внимание). Определяющее значение в ее воздействии на психику остается за контекстом или фоном, на котором размещается рекламная информация. Производители сигарет утверждают, что их реклама направлена в основном на выбор покупателями марки сигарет и не влияет особо на приобщение к курению. Вместе с тем, показано, что некурящие подростки, одобряющие рекламу сигарет, чаще приходят к мысли о целесообразности курения. Тщательный анализ многочисленных исследований показывает, что реклама влияет на решение подрастающим поколением вопроса: курить или не курить; она определяет также выбор марки сигарет. По данным исследования, проведенного на базе нашего диспансера (Соболева А.Д., Борисов Е.П., 2007г.) реклама табачной продукции наряду с вовлечением в процесс курения, усугубляет проявления психологической зависимости от него. Это достигается опосредованной подачей в рекламе ложной информации о курении. Анализ рекламной продукции позволил выделить 9 мифов, активно насаждаемых табачными компаниями для вовлечения подростков в курение:



  1. Большинство успешных и популярных личностей, знаменитостей курят.

  2. Курение помогает более полно раскрыть свои возможности, стать лидером компании, достичь успеха в жизни.

  3. Курить – это модно и стильно.

  4. Курение позволяет выглядеть более привлекательно, мужественно (женственно).

  5. Курение облегчает общение.

  6. Курение делает человека сексуально привлекательным, облегчает знакомство и общение с противоположным полом.

  7. Курение облегчённых сигарет – безопасно для здоровья.

  8. Курение является изысканным удовольствием.

  9. Курение оказывает расслабляющее и успокаивающее действие

Для изучения актуальности вышеописанных мифов среди подростков была разработана анкета (приложение ). Анкетирование подростков показало, что наиболее популярными оказались мифы гедонистической направленности (нравится вкус), а также миф о безопасности лёгких сигарет. На втором месте оказались мифы, связанные с подражанием курящим кумирам и знакомым, а также мифы об облегчении коммуникативных возможностей и снятия стресса. Полученные результаты легли в основу тренинга «Нейтрализация действия рекламы сигарет на подростков», который будет более подробно рассмотрен ниже.

Завершая раскрытие вопроса о действии рекламы табачной продукции на подростков, можно сделать следующие выводы:



  1. Самым действенным способом борьбы с негативным влияние рекламы табачной продукции является полный и безоговорочный ее запрет. В этом смысле можно равняться на достаточно позитивный международный опыт. По данным Европейского доклада о борьбе против табака (2007г.) на июнь 2006г. в 34 странах действует полный запрет рекламы табака в местных журналах и газетах, реклама на щитах и внешних стенах запрещена в 38 странах и в кинотеатрах – в 30 странах, реклама в точках распродажи запрещена в 14 странах.

  2. Единственным вариантом рекламы, где может фигурировать информация о табаке, должна быть социальная реклама или антиреклама курения. К сожалению, в государственном масштабе создание и тиражирование подобной рекламы в нашей стране не налажено.

  3. При разработке тренингов и психокоррекционных программ целесообразно учитывать те установки относительно курения, которые проводятся в психику подростков с помощью рекламы табачной продукции.

АКТИВНАЯ ПРОФИЛАКТИКА

ТАБАКОКУРЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

Один из главных недостатков большинства существующих программ профилактики табакокурения среди подростков в нашей стране является некая односторонность. Действительно на сегодняшний день профилактикой табакокурения занимаются педагоги; школьные, медицинские и социальные психологи; гигиенисты; врачи (онкологи, пульмонологи, кардиологи, педиатры, наркологи, психотерапевты). Кто-то из них делает акцент на первичной, а кто-то на вторичной профилактике. Все они являются большими фанатами и энтузиастами своего дела. Однако значимого взаимодействия между ними не происходит. Это помимо всего прочего объясняется:



  1. Отсутствием, несмотря на очевидную актуальность проблемы, внятной государственной политики направленной на профилактику и лечение табачной зависимости у подростков.

  2. Недостаточным вниманием и формальным подходом со стороны руководства образовательных учреждений и преподавателей к решению вопросов профилактики курения среди учащихся.

  3. Нехваткой качественного «инструментария» (методических разработок, эффективных коррекционных методик) для психологов, психотерапевтов, врачей-наркологов, работающих с курящими подростками.

Частично устранить подобные недостатки позволяет концепция активной психопрофилактики табакокурения, разработка которой стала возможной благодаря уникальному организационно-штатному потенциалу НД№9 с входящим в его состав Городским центром профилактики и лечения табачной зависимости.

Решая данную задачу, мы исходили из того, что:



  1. «Агрессивная» реклама табачных изделий, эффект подражания (курящие родные и близкие, знаменитости, кумиры и т.д. и т.п.), а также некоторые другие факторы психологического, политического и экономического характера делают курение среди подростков чрезвычайно популярным явлением.

  2. Психология подросткового возраста такова, что курящие юноши и девушки в наркодиспансер или другое лечебное учреждение для решения этой проблемы сами никогда не придут (многолетний опыт нашего диспансера и других являлся тому подтверждением).

  3. Вместе с тем, среди подростков старшей возрастной категории выявляется достаточно высокий процент лиц, признающих у себя сформировавшуюся зависимость от табака и желающих прекратить курение.

  4. Профилактируя курение среди подростков мы проводим, пожалуй, самую эффективную психопрофилактику развития других видов зависимостей (прежде всего, наркомании).

Разработанная нами лечебно-профилактическая программа опирается на следующие принципы:

  • Системность – разработка и проведение профилактических мероприятий происходит исходя из системного анализа ситуации с табакокурением в образовательных учреждениях в целом, так и в каждом конкретном учебном заведении в частности.

  • Комплексность – в реализации профилактических и лечебных мероприятий принимают участие все необходимые для их успешной реализации специалисты от психолога до врача-терапевта, нарколога и психотерапевта.

  • Стратегическая целостность – формируется единая стратегия профилактической деятельности, обуславливающая основные стратегические направления, конкретные мероприятия и акции.

  • Этапность – реализация лечебно-профилактической программы включает ряд этапов, представляющих из себя своего рода «сито» с все более и более мелкими ячейками. Каждый последующий этап, таким образом, оказывается все более специализированным, в его реализации задействуется все большее количество специалистов.

  • Преемственность – каждый последующий этап профилактической программы является продолжением предыдущего, исправляя недочеты и дополняя его новыми мероприятиями.

  • Доступность – получить высокоспециализированную помощь может любой высказавший желание и нуждающийся в ней подросток.

  • Активное вовлечение подростков в профилактическую программу – не дожидаясь, когда подростки обратятся за специализированной помощью в лечебное учреждение, специалисты выдвигаются и оказывают данный вид помощи непосредственно в образовательном заведении.

Таким образом, ключевым моментом этой программы является организация мобильных групп специалистов в составе врача-нарколога, психотерапевта, психолога и терапевта общей практики, призванных оказывать специализированную помощь непосредственно в учебных заведениях. Выбор школ, училищ и колледжей, в подавляющем большинстве случаев, определяется интересом к такому сотрудничеству со стороны руководства данных учреждений. Между образовательным учреждением и наркологическим диспансером заключается договор сотрудничества (приложение ), который служит точкой отсчета для дальнейшего взаимодействия.

Работа в рамках реализации данного проекта подразделяется на несколько этапов:



1. Подготовительный этап – проводится психологом в учебном заведении.

  1. Основной этап – реализуется силами выездной бригады также в учебном заведении, со сформированной для коррекционной работы психологами группой подростков.

  2. Завершающий этап - проводится на базе НД№ 9 силами и средствами диспансера с подростками, высказавшими пожелание пройти полный лечебный курс.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ

Общая методология психопрофилактических мероприятий
Подготовительный этап осуществляется психологом диспансера совместно с ответственными в конкретном учебном заведении за воспитательную работу, психологом (если таковой имеется), а также преподавателями биологии и ОБЖ образовательного учреждения.

Цели психопрофилактической работы на данном этапе фактически соответствуют общепринятым целям первичной профилактики табакокурения среди подростков. Это, прежде всего: уменьшение количества лиц, составляющих группу риска употребления табачных изделий; снижение количества курящих подростков и юношей; уменьшение тяжести негативных последствий табакокурения у подростков и юношей.

На подготовительном этапе психологами решаются следующие задачи:


  • Налаживание контакта и подписание договора сотрудничества с руководителем (заместителем по воспитательной работе, психологом) учебного заведения (Приложение).

  • Участие в проведении разъяснительной работы среди родителей учащихся и получение их согласия на осуществление психодиагностических и психокоррекционных мероприятий с их детьми.

  • Различные варианты психологического тестирования подростков, включающие как традиционные психодиагностические методики для изучения памяти, внимания, личностных особенностей, так более специализированные инструменты, такие как анонимное анкетирование, направленное на выяснение отношения подростков к табакокурению и употреблению других ПАВ; тесты позволяющие определить степень зависимости подростков от никотина и определить уровень мотивации на отказ от курения.

  • Проведение разъяснительных и просветительских мероприятий (лекции, семинары) с учащимися, направленных на информирование о разрушительных последствиях табакокурения, причинах, подталкивающих к первым пробам курения табака, симптомах зависимости от никотина; лекции для родителей и преподавательского состава, обучающие оказывать поддержку подросткам, помогать формировать у подростков здоровый жизненный стиль.

  • Проведение психокоррекционных тренингов, направленных на формирование мотивированных на прекращение курения групп подростков и выработку у них готовности и положительного настроя на терапевтическое взаимодействие со специалистами выездной бригады.

Профилактика табакокурения проводится параллельно с решением таких психокоррекционных задач, как: развитие веры ребят в свои силы, поддержание положительной самооценки, формирование коммуникативных навыков, преодоление социальной изоляции, обучение гибкости и терпимости в конфликтных ситуациях, формирование навыков выхода из стресса и конструктивного решения проблем, развитие сферы чувств и поддержка процессов самоопределения и самореализации.

Примерный план занятий с подростками выглядит следующим образом (на каждый урок отводится по 90 мин):




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал