«Подросток и алкоголь»



страница1/5
Дата24.12.2017
Размер88 Kb.
ТипЗанятие
  1   2   3   4   5

«Подросток и алкоголь»

конспекты занятий по профилактике

алкогольной зависимости у подростков
Занятие 1

Тема: Проблема алкоголизма. История виноделия.

Природа алкогольных обычаев и традиций.
Задачи: 1. Формировать представление о вреде алкоголизма.

2. Показать истоки и причины распространенности потребления алкоголя и обсудить меры борьбы с этим явлением.


Ход занятия

  1. ЭНК

  2. Сообщение темы. Постановка проблемы.

- Как вы поступите, если вам предлагают выпить жидкость, которая вызывает расстройство внимания, неспособность запоминания, путаницу и непоследовательность в мыслях, плохое осмысление окружающего, падения контроля за словами и действиями, снижение мышечной силы, нарушение координации движения и походки, снижение кровяного давления, учащение сердцебиений и т. д. Стали бы вы пить?

Вы наверное догадались о чем пойдет речь? Об алкоголе.

Похититель рассудка – так именуют алкоголь с давних времен. Об опьяняющих действиях спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н.э. – с появлением посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда.

Чистый спирт начали получать в VI-VII веках арабы и назвали его "аль коголь", что означает "одурманивающий". Первую бутылку водки изготовил араб Рагез 860 году. Перегонка напитков для получения спирта резко усугубила пьянство. Возможно именно это и послужило поводом запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама (мусульманской религии) Мухаммедом. Этот запрет вошел впоследствии и в свод мусульманских законов – Коран. С тех пор на протяжении 12 столетий в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а отступники этого закона (пьяницы) жестоко карались.

Но даже в странах Азии, где потребление вина запрещалось религией, культ вина все же процветал и воспевался в стихах.

В средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей. Согласно легенде, впервые эту операцию совершил итальянский монах алхимик Валентиус. Испробовав вновь полученный продукт и придя в состояние сильного опьянения, алхимик заявил, что он открыл чу4додейственный эликсир, делающий старца молодым, утомленного бодрым, тоскующего веселым.

С тех пор крепкие алкогольные напитки быстро распространились по странам мира, прежде всего за счет постоянно растущего промышленного производства алкоголя из дешевого сырья ( картофеля, отходов сахарного производства и т. д.)

Распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов. Было даже создано мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа. При этом ссылались на слова летописи: "Веселие на Руси – есть пити". Но это клевета на русскую нацию. Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н.И. Костомаров полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10. Чарка пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом.

Но с XVI столетия начался массовый завоз из-за границы водки и вина. При Иване IV и Борисе Годунове учреждаются "царевы кабаки", дававшие массу денег в казну. Тем не менее уже тогда пытались ограничить потребление спиртных напитков. Так, в 1652 году вышел указ "продавать водку по одной чарке человеку".Запрещалось выдавать вино пьющим, а также всем во время постов, по средам, пятницам и воскресеньям. Однако из-за финансовых соображений вскоре в указ была внесена поправка: "Чтобы великого государя казне учинить прибыль, питухов с кружечного двора не отгонять", чем фактически поддерживалось пьянство.

Почему люди пьют? С убийственным сарказмом перечисляет поводы для пьянства поэт Роберт Бернс. Его слова сохраняют актуальность и в наше время:

Для пьянства есть такие поводы:

поминки, праздник, встреча, проводы,

крестины, свадьбы и развод,

мороз, охота, Новый год,

выздоровленье, новоселье,

печаль, раскаянье, веселье,

успех, награда, новый чин,

и просто пьянство – без причин.

Итак, алкоголь принимают для повышения настроения, для согревания организма, предупреждения и лечения болезней, в частности, как дезинфицирующее средство, а также как средство повышения аппетита и энергетически ценный продукт. Где здесь правда и где заблуждение?

Один из пироговских съездов русских врачей принял резолюцию о вреде алкоголя: "… нет ни одного органа в человеческом теле, который бы не подвергался разрушительному действию алкоголя; алкоголь не обладает ни одним таким действием, которое не могло бы быть достигнуто другим лечебным средством, действующим полезнее, безопаснее и надежнее; нет такого болезненного состояния, при котором необходимо назначать алкоголь на сколько-нибудь продолжительное время".

Так что рассуждение о пользе алкоголя – это довольно распространенные заблуждения.

Выдающийся психиатр и общественный деятель, борец с алкоголизмом, академик Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) так охарактеризовал психологические причины пьянства: "Все дело в том, что пьянство является вековым злом, оно пустило глубокие корни в нашем быту и породило целую систему диких питейных обычаев. Эти обычаи требуют питья и угощения при всяком случае…"

Вот как сказано об этом в стихотворении Владимира Котова:

Средь традиций самых разных

Есть нелегкая одна.

Если встреча, если праздник,

Значит, пей и пей до дна!

Пей одну, и пей другую,

И седьмую, и восьмую,-

Просят, давят, жмут "друзья"!

Ну, а если не могу я,

Ну, а если мне нельзя?

Ну, а если есть причина

Завтра утром в форме быть?

Значит я уж не мужчина?

Хоть давись, но должен пить!

Восприятие и постепенное усвоение алкогольных обычаев начинается задолго до того, как у человека возникает потребность в алкоголе, задолго даже до первого знакомства с самим алкоголем, его вкусом и действием.

Опыты, проведенные в старших группах детского сада, показали, что если детям предложить сыграть" в свадьбу", "день рождения", то они с достаточной точностью копируют в игре внешние атрибуты взрослого застолья с имитацией чоканья бокалами, тостов, качающейся походки гостей. Уже в это время начинает формироваться представление об алкоголе как об особом, обязательном спутнике торжеств и встреч, притягательном символе взрослой жизни.

Если вы не хотите опуститься до состояния алкоголика, попасть в пьяную компанию, потерять работоспособность, доброе имя – не прикасайтесь к вину, даже если его предлагают взрослые, близкие вам люди.
Литература: Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя – М., "Просвещение", 1985 с. 50-61

Занятие 2



Тема: Влияние алкоголя на важнейшие системы органов: пищеварительную, сердечно-сосудистую, нервную, репродуктивную.
Задачи: 1. Формировать представление об отрицательном влиянии алкоголя на организм человека;

2. Развивать умение отказаться от предлагаемых спиртных напитков;


Оборудование: таблицы со строением внутренних органов человека.
Ход занятия

1.ЭНК


2. Сообщение темы.

3. Информация по предложенной теме:

Алкоголь – это вещество, которое содержится в спиртных напитках. По химическому составу относится к наркотическим веществам и оказывает токсическое действие на организм. Само название «алкоголь» происходит от арабского «аль-коголь», что означает «одурманивающий».

Алкоголь хорошо смешивается с водой и растворяется в жирах. При помощи ферментов разлагается на углекислый газ и воду. Благодаря своим химическим свойствам алкоголь легко проходит через биологические мембраны в организме. Всасывание алкоголя происходит уже во рту, около 20% всасывается в желудке, остальное в тонком кишечнике. Из тонкого кишечника алкоголь поступает в систему кровообращения, посредством которой разносится по всему организму. Рассмотрим действия алкоголя на некоторые внутренние органы человека.



Желудок. Всасываясь, алкоголь вызывает раздражение слизистой оболочки, выстилающей желудок, и приводит к ее воспалению. Появляются тошнота, рвота, боли в животе, неприятные ощущения после приема пищи (изжога, отрыжка), снижается аппетит. Следствием этих проявлений является уменьшение количества принимаемой пищи. В организм не поступают в достаточном объеме необходимые питательные вещества, витамины. Может наступить истощение. Развиваются такие заболевания, как гастрит, язвенная болезнь. Усиливается риск возникновения злокачественных заболеваний.


Каталог: pages
pages -> К., Мизерницкий Ю. Л. Рабочая классификации основных клинических форм бронхолегочных заболеваний у детей
pages -> Терапия воспалительных заболеваний мужских половых органов хламидийной этиологии с использованием препарата Протефлазид. Ю
pages -> 3(3) 2006 / Клиническая педиатрия Журнал «Здоровье ребенка» 3(3) 2006 стр. 33-36 Журн вуш., нос. і горл хвороб. 2006. № С. 33-36
pages -> Сценарий защиты экологического проекта «Ёлочка, живи!»
pages -> Семь вопросов о молоке и молочных продуктах
pages -> Методические рекомендации "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств"


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница