Получить грант под работу с детьми с овз особенности организации взаимодействия учащихся с собакой адвентором как условие социальной адаптации детей с овз



Дата13.01.2020
Размер3.14 Mb.

Получить грант под работу с детьми с ОВЗ

Особенности организации взаимодействия учащихся с собакой адвентором как условие социальной адаптации детей с ОВЗ
Собака — спутник человека еще с пещерных времен, на протяжении веков она исполняла роль защитника, пастуха, помощника в охоте, транспортного средства. В современном обществе использование собак по их прямому назначению снижено, но вместе с тем возросла значимость собаки как компаньона.

Многолетняя практика и исследования показывают, что собаки оказывают положительное влияние на физическое и психологическое состояние людей разных возрастов. Поддержка, которую оказывают собаки-компаньоны, проходит через эмоциональный комфорт и нормализующий эффект от общения с домашним питомцем.



Проблема реабилитации и вовлечения в социум детей с ОВЗ очень актуальна в современном мире. Эффективным направлением помощи в личностном развитии детей и формировании их психического здоровья является оказание психологической помощи через взаимодействие с собаками, когда дети перестают стесняться болезни, забывают про нее и раскрывают свои способности – в этом главная особенность использования специально подготовленных собак. Применение собак в соответствии с медицинскими представлениями о двигательной, психологической и социальной реабилитации в России началось в 2011 году с созданием организации «Сообщество Поддержки и Развития Канис - Терапии», с 2014 года эта организация представляет интересы в «Союзе реабилитологов России».

В рамках своей деятельности Сообществом Поддержки и Развития Канис - Терапии для собаководов, желающих со своей собакой проводить ознакомительные, развлекательные и познавательные занятия для детей и взрослых были разработаны курсы по организации нелечебной деятельности с собакой.

К этой деятельности относят и праздники с участием собак, и посещения с собаками-ассистентами больниц, детских домов, интернатов, домов престарелых. Кружки юных собаководов, разовые досуговые программы с участием собак тоже относятся к этому виду нелечебной деятельности.

Собак, используемых в рамках такой деятельности называют адвенторами.

Адвентор – пришелец, гость, посетитель.

К собаке - адвентору предъявляются определенные требования.

Итак, собака - адвентор – это обученная для работы с людьми собака. По завершении обучения собака, успешно сдавшая аттестацию, получает свидетельство, действующее 3 года. Собака, имеющая ветеринарный паспорт с отметками о прививках. Перед каждым занятием собака моется, амуниция собаки для работы с детьми должна быть чистая, запрещено использовать амуницию, в которой собака гуляет.

В последнее время стало модно с целью отвлечения ребенка от компьютера завести ему «лохматого друга», с которым ребенок сможет гулять на улице, и который всегда рад его присутствию. Такие дети имеют возможность заниматься с собакой самостоятельно, со стороны родителей требуется минимальная помощь.

При всех положительных моментах общения с собакой, ребенок с ОВЗ не всегда может воспитать себе любимца, даже с помощью специалиста. Родители детей с ОВЗ больше других загружены развивающими занятиями и уходом за ребенком, поэтому часто не имеют возможности завести собаку, а тем более найти дополнительное время на ее выгул и дрессировку. К сожалению, необученные собаки на улице «нестандартного» ребенка (непривычное поведение, костыли) воспринимают как необычного – значит, опасаются, не хотят с ним взаимодействовать, то есть, отличающийся ребенок лишен возможности регулярного общения с животными.
Социально-адаптационная деятельность с участием собак подразделяется на пассивную - наблюдение и активную - вовлечение животных в совместные игры и занятия с детьми.

В ходе работы детям предоставляется выбор из специально подготовленных собак, которые не только привычны к нестандартному поведению, но и положительно реагируют на любого ребенка. Собаки безопасны, за их поведение отвечает волонтер-владелец, работа которого со стороны незаметна. То есть, когда ребенок взаимодействует с собакой, окружающие воспринимают «особого» ребенка и собаку как одно целое и принимают их положительно (оценка собаки переходит на ребенка и окружающие воспринимают его как владельца собаки).

Подготовленная собака позволяет воздействовать различными способами - от психологического влияния до активной деятельности через игру и уход за собакой: расстегивание и застегивание ошейника, работа с игрушками разной формы и текстуры, подача команд голосом и жестами используется в активной социализации детей. Полезные игры не удручают обязательностью и монотонностью, а позволяют давать полноценную нагрузку разным органам движения и чувств.

Адаптация в социуме детей с ОВЗ осуществляется через повышение их социального статуса за счет животного (ребенка с собакой принимают как здорового) и повышение самооценки за счет постоянной положительной реакции собаки на любые действия ребенка, причём собака выступает в роли мощного мотиватора к действиям. С другой стороны, через проведение праздников и массовых мероприятий в силу привыкания общественности дети с ОВЗ начинают восприниматься как успешные и «нормальные». Ребенок с собакой раскрепощается, потому что объектом внимания становиться не он, а находящаяся с ним собака, очень быстро происходит переадресация положительной оценки - «веселый», «интересный» с животного на ребенка, что повышает его самооценку и позволяет установить новые связи в коллективе.


Карабанова Людмила Валериевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО СЮН.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница