Пособие для самостоятельной работы студентов по теме «История развития латинского языка. Общие сведения о развитии медицинской терминологии. Латинский алфавит. Правила чтения» по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской



страница1/3
Дата26.04.2016
Размер1.74 Mb.
ТипПособие для самостоятельной работы
  1   2   3
Министерство здравоохранения и социального развития РФ

Краевое государственное образовательное бюджетное учреждение

среднего профессионального образования

«Уссурийский медицинский колледж»



Пособие для самостоятельной работы студентов по теме

«История развития латинского языка. Общие сведения о развитии медицинской терминологии. Латинский алфавит. Правила чтения »

по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
для специальности: 060101.62 «Лечебное дело»

Уссурийск 2013

Составлен в соответствии с требованиям ФГОС «Утверждаю»

и одобрен методистом (старшим) Зам. директора колледжа

по учебной работе

_____________ О.В. Артамонова ____________ И.Г.Кобзарь

«___»____________ 2013 г. «___»__________ 2013 г.

Составитель: Петрова Виктория Владимировна, преподаватель иностранных языков КГОБУСПО «Уссурийский медицинский колледж».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Пособие для самостоятельной работы студентов по теме «История развития латинского языка. Общие сведения о развитии медицинской терминологии. Латинский алфавит. Правила чтения» представляет собой подборку теоретического материала по данной теме, позволяющую студентам хорошо усвоить материал, тест для самоконтроля, подборку упражнений для отработки навыков чтения на латинском языке, что очень важно для успешного освоения дисциплины.




Содержание


  1. Требования ФГОС.




4

  1. История латинского языка.




7

  1. Из истории профессионального языка медицины.




14

  1. Тест.




30

  1. Латинский алфавит и правила чтения.




34

  1. Контрольные вопросы.




38

  1. Упражнение № 1.




39

  1. Упражнение № 2.




41

  1. Упражнение № 3.




42

  1. Приложение № 1. Ответы к тесту.




43

  1. Приложение № 2. Ответы к упражнению № 3.




43

  1. Список литературы




44


В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 060101. 52 «Лечебное дело» в процессе освоения дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией» должны формироваться следующие компетенции :
Общие компетенции (ОК), включающие в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Профессиональные компетенции (ПК), соответствующие основным видам деятельности

Диагностическая деятельность

ПК 1.1. Планировать обследование пациента различных возрастных групп.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 1.4. Проводить диагностику беременности.

ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка.

ПК 1.6. Проводить диагностику смерти.

ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.



Лечебная деятельность

ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.

ПК 2.2.Определять тактику ведения пациента.

ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.

ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.

ПК 2.7. Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению.



Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе.

ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.

ПК 3.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.

ПК 3.4. Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий.

ПК 3.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 3. 6. Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар.

ПК 3.7. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 3.8. Организовывать и оказывать неотложную медицинскую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

Профилактическая деятельность

ПК 4.5. Проводить иммунопрофилактику.

ПК 4.9 Оформлять медицинскую документацию.

Медико-социальная деятельность

ПК 5.1. Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией.

ПК 5.2. Проводить психосоциальную реабилитацию.

ПК 5.3. Осуществлять паллиативную помощь.

ПК 5.4. Проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий и лиц из группы социального риска.

ПК 5.5. Проводить экспертизу временной нетрудоспособности.

ПК 5.6. Оформлять медицинскую документацию.
Уважаемый студент!
Вы начинаете удивительное путешествие в мир латинского языка. Вам предстоит познакомиться с историей латинского языка, проникнуть в тайны профессионального языка медицинских работников. В данном пособии Вы найдете теоретический материал по теме, а также упражнения для отработки навыков чтения и тесты для проверки усвоения материала. Работайте усердно и будьте внимательны!

Удачи!


Invia est in medicina via sine lingua Latina



Непроходим путь в медицине без

латинского языка.

Овладение профессией невозможно без усвоения профессионального языка, который состоит из системы терминов, выражающих определенные понятия.


Современная медицинская терминология – одна из самых сложных систем терминов. Её специфическая особенность – это традиционное много

вековое использование латинского языка.


Учебная дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» является исходной учебной базой для успешного усвоения профессионального языка будущими медицинскими работниками. Она должна способствовать подготовке терминологически грамотного специалиста, формированию его профессиональной языковой культуры.

Латинский язык (Lingua Latina) —

мертвый язык, то есть такой, на котором в настоящее время не говорит ни один народ. Кроме латинского, есть и другие мертвые языки: например, древнегреческий и санскрит. Несмотря на это, латинский язык занимает важное место в современной системе образования, изучается как в высших учебных заведениях, так, в ряде стран, и в гимназиях и школах. Такая востребованность латыни обусловлена исторически.
Латинский язык принадлежит к италийской ветви индоевропейской семьи языков. Название «латинский» восходит к племени латинов (одно из племен Апеннинского полуострова), населявшему небольшую область Лаций (Latium), расположенную в нижнем течении реки Тибр. Центром этой области в VIII в. До н. э. стал город Рим, поэтому жители Лации называли себя также «римляне». К северо-западу от римлян жили обладавшие высокоразвитой цивилизацией этруски, которые оказали значительное влияние на культуру зарождающегося римского государства. В латинский язык вошло много этрусских слов. К какой языковой семье относится этрусский язык, до сих пор неизвестно науке (этрусские надписи не расшифрованы). Другие же языки Италии, важнейшими из которых являются осский и умбрский, родственны латинскому и постепенно были им вытеснены.

В своем историческом развитии латинский язык прошел несколько

этапов (периодов):

1. Период архаической латыни: от первых сохранившихся письменных памятников до начала I в. до н. э. Древнейшие памятники датируются примерно VI в. до н. э., и их очень немного. Это отрывок сакральной надписи на обломках черного камня (найден в 1899 г. при раскопках Римского форума); надпись на так называемой пренестинской фибуле (золотой застежке, найденной в 1871 г. в городе Пренесте, недалеко от Рима)'; надпись на глиняном сосуде, известная как надпись Дуэноса. Значительно возрастает число памятников, начиная с III в. До н. э. Это связано с ростом могущества Рима, покорившего в это время большую часть Италии. Завоевание греческих городов на юге Италии привело к проникновению в римское общество элементов греческой культуры и образованности, что стимулировало появление литературных произведений и на латинском языке. Начало этому процессу было положено пленным греком, впоследствии вольноотпущенником, Ливием Андроником, который перевел на латинский язык «Одиссею» Гомера. Из латинских авторов этого периода нам известны имена драматурга и писателя Гнея Невия (сохранились отрывки комедий), эпического поэта и драматурга Квинта Энния (сохранились отрывки из разных произведений); крупнейшими же представителями архаического периода в области литературного языка являются комедиографы; Тит Макций Плавт (ок. 254—ок. 184 до н. э.), от которого сохранилось 20 комедий целиком и одна в отрывках; Публий Теренций Афр (190—159 до н. э.), от которого до нас дошли все шесть написанных им комедий. Кроме того, от середины I—начала

II в. до н. э. дошли многочисленные надгробные надписи и официальные

документы. Все это дает богатейший материал для изучения характерных черт

архаической латыни.

2. Период классической латыни: от первых выступлений Цицерона (81— 80 до н. э.), так как в его прозе латинский язык впервые приобрел ту грамматическую и лексическую норму, которая и сделала его «классическим», до смерти Августа в 14 г. н. э. Этот период представлен блестящей плеядой авторов. В ораторской прозе это прежде всего, как уже было сказано, Марк Туллий Цицерон (106—43 до н. э.); в исторической прозе—Гай Юлий Цезарь (100— 44 до н. э.), Гай Саллюстий Крисп (86—35 до н. э.), Тит Ливий (59 дон.э. — 17 н. э.); самыми знаменитыми поэтами этого периода были: Тит Лукреций Кар (ок. 98—ок. 35 до н. э.). Гай Валерий Катулл (ок. 87—ок. 54 до н. э.), Публий Вергилий Марон (70—19 до н. э.), Квинт Гораций Флакк (65 — 8 до н.э.), Публий Овидий Назон (43 до н.э.— 18 н. э.). Благодаря последним трем поэтам, расцвет творчества которых совпал с периодом правления Августа, а также другим талантливым поэтам этого времени (Тибулл, Пропорций), эпоха Августа получила название золотого века римской поэзии.

В большинстве учебных заведений нашей страны изучается латинский язык именно этого периода — классическая латынь.

3. Период послеклассической латыни: I — II вв. н. э. Наиболее известныеавторы этого периода: Луций Анней Сенека (ок. 4 до н. Э.—65 н. э.) — философи поэт-драматург; Марк Валерий Марциал (ок. 42—ок. 102) и Децим Юний Ювенал (ок. 60—после •127) — поэты-сатирики: Гай Корнелий Тацит (ок. 55— ок. 120) —самый знаменитый из римских историков; Апулей (ок. 124—?)—философ и писатель. Язык этих писателей отличается значительным своеобразием в выборе стилистических средств, однако грамматические нормы классической латыни при этом почти не нарушаются. Поэтому деление на классический и послеклассический период имеет скорее литературоведческое, чем лингвистическое значение.

4. Период поздней латыни: III—VI вв. — эпоха поздней империи и возникновения после ее падения (476) варварских государств. Античные традиции в литературном творчестве этой поры, за редкими исключениями, угасают. Как исторический источник сохраняют значение сочинение Аммиана Марцеллина (ок. 330—400) и не во всем достоверные биографии римских императоров (Scriptores historiae Augustae). Существенным фактором в духовной жизни периода поздней империи становится распространение христианства и появление христианской литературы на латинском языке — Иероним (ок. 348—420), Августин (354—430) и др. В произведениях поздних латинских авторов находят место уже многие морфологические и синтаксические явления, подготовляющие переход к новым романским языкам.

Романизация захваченных территорий


Период формирования и расцвета классического латинского языка был связан с превращением Рима в крупнейшее рабовладельческое государство Средиземноморья, подчинившее своей власти обширные территории на западе и юго-востоке Европы, в северной Африке и Малой Азии. В восточных провинциях римского государства (в Греции, Малой Азии и на северном побережье Африки), где к моменту завоевания их римлянами были широко распространены греческий язык и высокоразвитая греческая культура, латинский язык не получил большого распространения.

Иначе обстояло дело в западном Средиземноморье. К концу II в. до н. э. латинский язык господствует не только на всей территории Италии, но в качестве официального государственного языка проникает в покоренные римлянами области Пиренейского полуострова и нынешней южной Франции, где тогда была римская провинция — Gallia Narbonensis — Нарбонская Галлия. Покорение остальной Галлии (в целом это территория современных Франции, Бельгии, отчасти Нидерландов и Швейцарии) завершилось в конце 50-х гг. I в. до н. э. в результате длительных военных действий под командованием Юлия Цезаря. На всех этих территориях распространяется латинский язык, притом не только через официальные учреждения, но и в результате общения местного населения с римскими солдатами, торговцами, переселенцами. Так происходит романизация провинций, т. е. усвоение местным населением латинского языка и римской культуры. Романизация идет двумя путями: сверху, в частности, через открытие римских школ для детей местной знати, где обучали литературному латинскому языку; и снизу, через живое общение с носителями разговорного латинского языка.

Латинский язык в его народной (разговорной) разновидности — так называемая вульгарная (в значении — народная) латынь — явился языком - основой для новых национальных языков, объединяемых под общим названием романских (от лат. Romanus "римский"). К ним принадлежат итальянский язык, создавшийся на территории Апеннинского полуострова в результате исторического изменения языка латинского, французский и провансальский языки, развившиеся в бывшей Галлии, испанский и португальский — на Пиренейском полуострове, ретророманский — на территории римской колонии Реции (в части нынешней Швейцарии и северо-восточной Италии), румынский — на территории римской провинции Дакии (нынешняя Румыния), молдавский и некоторые другие.

При общности происхождения романских языков между ними имеются и значительные различия. Это объясняется тем, что латинский язык проникал на завоеванные территории на протяжении нескольких веков, в течение которых сам он как язык-основа несколько видоизменялся и вступал в сложное взаимодействие с местными племенными языками и диалектами. Известный отпечаток на возникавшие родственные романские языки наложило также различие в исторической судьбе территорий, на которых они формировались в течение длительного времени.

Завоевание Британии в V—VI вв. германскими племенами англов, саксов и ютов увеличило число латинских заимствований, усвоенных британскими племенами, за счет слов, уже воспринятых германцами от римлян до их переселения в Британию.

Значение латинского языка для постепенного и длительного формирования новых западноевропейских языков сохраняется и после падения Западной Римской Империи. Латинский язык продолжал оставаться языком государства, науки и школы в феодальном Франкском королевстве (образовалось в конце V в.), поглотившем значительную часть территории Западной Римской империи; по-латыни написаны, в частности, «История франков» Григория Турского (540 — 594) — почти единственный литературный источник по ранней политической истории франков, «Жизнеописание Карла Великого» его современника Эйнхарда. После того как Франкская империя распалась в 843 г. на самостоятельные государства Западной Европы (Италию, Францию и Германию), отсутствие в них в течение нескольких столетий национальных литературных языков заставляло прибегать в сношениях между ними к помощи латинского языка. На протяжении всех средних веков и позже латинский язык являлся языком католической церкви, начало чему было положено уже упоминавшимися христианскими писателями поздней империи. Исключительна роль классического латинского языка в эпоху Возрождения (XIV—XVI вв.), когда гуманисты, бывшие представителями прогрессивного течения в ранней западноевропейской культуре, проявляли огромный интерес к античности и когда писатели, пользуясь латинским языком, стремились подражать античным образцам, особенно языку Цицерона. Для примера достаточно назвать имена писавших на латинском языке Томаса Мора (1478-1535) - в Англии, Эразма Роттердамского (1466-1536) - в Голландии, Томмазо Кампанеллы (1568-1639) - в Италии.

Латинский язык становится в этот период важнейшим средством международного культурного и научного общения. Многовековое распространение латинского языка вызывало необходимость основательного изучения его в школах, составлялись словари, издавались переводы; это также содействовало проникновению соответствующей латинской лексики в новые западноевропейские языки. Например, латинские слова из области образования и школы — magister"наставник", "учитель", schola "школа", tabula "доска" — вошли в современные живые языки в виде англ. master, school, table и нем. Meister, Schule, Tafel.На английский язык латинская лексика оказала существенное влияние также и через французский вследствие завоевания Англии во второй половине XI в. французскими норманнами. Ср.: англ. noble, victory, art, color с лат. nobilis, victoria, ars, color. Много заимствований было сделано английским языком в эпоху Возрождения и непосредственно из латинского.

Вплоть до XVIII в. латынь оставалась языком дипломатии и международным языком науки. В частности, на латинском языке составлен первый документ в истории русско-китайских отношений — известный Нерчинский договор 1689 г. На латыни писали свои сочинения голландский философ Б. Спиноза (1632 — 1677), английский ученый И. Ньютон (1643 —1727), М.В.Ломоносов (1711 — 1765) и многие другие. Был период в культурной жизни Европы, когда без знания латинского языка невозможно было получить образование.



Из истории профессионального языка медицины.
История врачевания, наверное, не многим короче истории самого

человеческого рода. Уже в древнейших дошедших до нас памятниках литературы, насчитывающих несколько тысячелетий, содержатся некоторые

сведения о врачевании и медицинские термины. Узнать немного о достижениях

медицины древнейших цивилизаций можно из вавилонских клинописных записей, из египетских папирусов, из памятников санскритского письма и

китайских иероглифических рукописей. С египетской и ассирийской культурами была связана древнегреческая культура, которой мы обязаны рядом известных сочинений по медицине.
Древнейшие дошедшие до нас древнегреческие медицинские тексты (в виде нескольких фрагментов) принадлежат Алкмеону Кротонскому и относятся к VI в. до н. э.

Наиболее известным из древнегреческих врачей является прославленный

Гиппократ (460—377 гг. до н. э.). Гиппократ происходил из семьи потомственных врачей, возводивший свой род к легендарному врачу Асклепию,

впоследствии обожествленному греками. Гиппократ является автором многих сочинений по медицине, еще большее количество ему приписывалось.

Несомненно авторство Гиппократа для сочинений: «Афоризмы», «Прогностикон» (в нем представлены общие свойства болезней), «Эпидемии»

(дано описание течения болезней), «О природе человека» (здесь изложена теория четырех состояний (или жидкостей): "крови", "флегмы", "желтой желчи"

и "черной желчи"), а также «Клятва» (более известная под названием «Клятва

Гиппократа»). В так называемом «Гиппократовом сборнике» («Corpus

Hippocraticum») собрано свыше 100 медицинских сочинений. В «Гиппократов

сборник» вошли сочинения не только Гиппократа и его учеников, но и врачей,

представлявших иные направления древнегреческой медицины. С «Гиппократова сборника» фактически начинается история европейской медицины и медицинской терминологии.

Хотя связь греческой медицины с культурами Египта и Месопотамии несомненна, но уже в древнейших греческих медицинских сочинениях используется греческая по происхождению, а не заимствованная терминология.

Гиппократ и его преемники унаследовали медицинскую лексику, применяемую

многими поколениями народных врачевателей; эти термины можно встретить

уже в поэтических произведениях Гомера (IX—VIII вв. до н. э.). В гомеровском

эпосе представлена значительная доля тех анатомических и нозологических

обозначений, которыми пользовался Гиппократ и без которых не обходятся

современные врачи. Из греческой народной речи главным образом черпались

слова для названий медицинских предметов и явлений. Один и тот же предмет

обозначен в «Гиппократовом сборнике» нередко разными словами. В основном

в сборнике мы находим наименования болезней и их симптомов, а анатомическая лексика представлена не так подробно. Из «Гиппократова сборника», часто при посредстве последующей латинизации, в научную медицину пришли такие наименования, как нефрит, парез, бронх, уретра, акромион, апофиз, симфиз, илеус, карцинома, кифоз, полип, тиф, холера, эмфизема, эпидемия и множество других.

Значительный вклад в медицинскую лексику внес древнегреческий

философ и ученый Аристотель (384—322 гг. до н. э.), ученик Платона иc:\users\костя\desktop\методист.ру\аристотель.jpg

воспитатель Александра Македонского, основатель Ликея (перипатетической школы). Аристотель внес большой вклад в развитие ряда наук: социологии, философии, математики, физики и других. К его сочинениям восходят такие медицинские термины, как аорта, глаукома, диафрагма, меконий, лейкома, фаланга, экзофтальм. Аристотель уточнил специальные значения ряда уже существовавших в медицинском лексиконе слов, например содержание слова mēninx, mēningos (оболочка) сузил до значения «мозговая оболочка».
В период эллинизма (конец IV—I в. до н. э.) центром научной медицины становится в столица одной из эллинистических (возникших в результате завоеваний Александра Македонского) монархий — Александрия Египетская. Здесь сложилась известная во всем мире и предопределившая на многие столетия вперед развитие медицины Александрийская медицинская школа. Она прославилась деятельностью главным образом двух выдающихся врачей — Герофила (около 300—250 гг. до н. э.) и Эразистрата (умер около 250 г. до н. э.).
Врач Герофил Халкедонийский и Эразистрат, одни из родоначальников Александрийской медицинской школы, впервые стали с научной целью изучать анатомию человека на трупах, делать психологические опыты на приговоренных к смерти, за что их справедливо упрекал писатель-богослов Люций Целий Фирман Лактинций (Lactantius, вторая половина III века н. э.). К сожалению, основные труды этих ученых (Герофилом была написана «Анатомия») утеряны.Об анатомических и физиологических взглядах александрийских ученых мы узнаем из сочинений Везалия, который критиковал их материалистическое объяснение происхождения чувствительности и движения.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница