Пояснительная записка Цель и задачи дисциплины (модуля) Целью освоения дисциплины (модуля) является: формирование у студентов



Скачать 211.43 Kb.
Pdf просмотр
Дата01.10.2017
Размер211.43 Kb.
ТипПояснительная записка

I. Пояснительная записка
1. Цель и задачи дисциплины (модуля)
Целью освоения дисциплины (модуля) является формирование у студентов представлений об основах сохранения, восстановления и совершенствования психологического здоровья человека.
Задачами освоения дисциплины (модуля) являются

ознакомление студентов с основными понятиями психологии здоровья показать взаимосвязь психологии здоровья с другими науками – физиология, эпидемиология, медицинская социология, медицинская антропология и др познакомить слушателей с основными методологическими подходами и методами психологии здоровья определить значение психологических факторов, влияющих на формирование и развитие заболеваний, а также их профилактики подготовить студентов к самостоятельному исследованию в области психологии здоровья, оценке влияния различных факторов на здоровье личности.

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Учебная дисциплина Психология здоровья относится к курсам по выбору в составе модуля Дисциплины по углублению общекультурных компетенций» и является необходимым условием подготовки психолога. Освоение данного курса требует знания дисциплин Философия, Анатомия и физиология ЦНС», Анатомия и физиология человека, Психофизиология, Общая психология, Социальная психология, Психология личности, Психология развития и возрастная психология, Введение в профессию, Основы консультативной психологии, Психология семьи Практикум по психодиагностике, Конфликтология. Данные курсы способствуют формированию научного подхода у студентов к объяснению психологических явлений социальной жизни, создают предпосылки для практической реализации психологических знаний в различных сферах деятельности. Данная дисциплина содержательно закладывает основы для освоения и углубления знаний по дисциплинам базовой и вариативной частей образовательной программы Психологическое консультирование, Профессиональная деятельность психологических служб, Психология профессиональной карьеры, Профессиональная этика, а также эффективного прохождения производственной практики.


3. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единицы,
108 часов.

4. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю) Основы
консультативной психологии
Формируемые
компетенции
Требования к результатам обучения
В результате изучения дисциплины (модуля) студент должен
ОК-9
Способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
Владеть:
- владеть приемами использования индивидуальных и медицинских средств защиты в ЧС
- владеть приемами оказания первой помощи пострадавшим в ЧС и экстремальных ситуациях;
- принципами и методами составления программ в соответствии с задачами и основными принципами и процедурами реализации программ специализированной помощи населению по сохранению и развитию ресурсов здоровья
- методами реализации программ специализированной помощи населению по сохранению и развитию ресурсов здоровья
Уметь:
- уметь идентифицировать основные опасности, возникающие при ЧС
- уметь принимать решения по целесообразным действиям в ЧС
- уметь выбирать методы защиты от вредных и опасных факторов ЧС
- уметь распознавать нарушения жизненно важных функций организма и выбирать способы оказания первой помощи при неотложных состояниях пострадавшим в ЧС
- относительно полно характеризовать основные положения, понятия, главные принципы и проблемы в рассматриваемых психологических концепциях и научных направлениях психологии здоровья
- ставить и решать профессиональные задачи в научно- исследовательской и практической деятельности
- быть способными готовым к проведению к просветительской деятельности среди населения.
- оценивать результаты своей деятельности
Знать:
- знать основные природные и техногенные опасности, их свойства и характеристики
- знать характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы и способы защиты от них
- знать возможные последствия ЧС, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и применением современных средств поражения
- знать правовые и организационные основы защиты населения и территорий от ЧС
- знать методы защиты населения при ЧС
- знать анатомо-физиологические последствия воздействия на человека
травмирующих, вредных и поражающих факторов и приемы первой помощи
- основные понятия психологии здоровья внутренняя картина здоровья
(ВКЗ), био-психо-социальный подход к болезни, здоровье как системное понятие, социально-психологическая дезадаптация, здоровое поведение
- принципы и содержание программ специализированной помощи населению по сохранению и развитию ресурсов здоровья

5. Образовательные технологии
Традиционная академическая лекция, лекция-визуализация, проблемная лекция, мастер-класс, деловая учебная игра, метод малых групп, упражнения, подготовка письменных аналитических работ, дискуссия, разбор различных случаев, разработка профилактических программ.
6. Форма промежуточного контроля
Текущий контроль - письменный и устный опрос, обсуждение проблемных вопросов, выполнение практических заданий. Рейтинговый контроль – практические задания, тесты. Итоговый контроль (по окончании модуля) - зачет

II. Учебная программа
Тема 1. Теоретико-методологические основы психологии здоровья,
пути становления новой отрасли человекознания.
Введение: Предмет, объект, цели и задачи психологии здоровья. Актуальность проблем психологии здоровья. Основные направления и перспективы развития. Основные представления о здоровой личности в различных направлениях психологии и психотерапии. Теоретическое обоснование психологии здоровья. Норма, патология, зрелость личности. Внутренняя картина здоровья
(ВКЗ). Психологические факторы возрастания заболеваемости населения. Четыре уровня социально-психологической дезадаптации: акцентуации характера, неврозы и соматоформные вегетативные дисфункции, личностные расстройства, психозы. Понимание отступления к болезни как развитие неадекватной идентичности личности. Методы психологии здоровья.
Тема 2. Психология здоровья в системах психологического и
медицинского знания.
Медицинская и биопсихосоциальная модели болезни. Объективная и субъективная болезнь. Концепция позитивного здоровья – результат функционального подхода. Развитие психологии здоровья как
взаимопроникновение и взаимообогащения теоретического и эмпирического знания. Основные направления исследований психологические факторы в этиологии источники стресса психологические факторы в конкретных заболеваниях и нарушениях поведения поведение, связанное со здоровьем и болезнью психологическое обеспечение разработки и реализации профилактических и лечебных программ психологические факторы в деятельности лечебно-профилактических учреждений. Значение психологического исследования здоровья для клинической и профилактической медицины.
Тема 3. Здоровье как системное понятие.
Идея системности в толковании понятия здоровье. Основные составляющие здоровья личности физическое, психическое, социальное и духовное. Критерии психического здоровья. Самоуправление и психическое здоровье. Стратегии реагирования личности на болезнь. Самосознание и психическое здоровье. Я-концепции. Проблема психического здоровья в парадигмах
«материально-телесного Я,
«фунционального Я,
«субстанционально-бестелесного Я. Факторы, способствующие повышению уровня здоровья личности. Принципы и приемы психического оздоровления личности. Познание себя и психологическая помощь.
Тема 4. Осознание здоровья как ценности.
Здоровье как жизненная ценность. Субъективная картина здоровья и болезни. Отношение к здоровью. Когнитивная, поведенческая и эмоциональная составляющие отношения к здоровью. Смысл жизни и здоровье, здоровье в системе ценностных ориентаций. Потребность в здоровье. Осознание здоровья, желание изменений и используемые средства в разные возрастные периоды. Состояние здоровья как причина эмоционального дискомфорта.
Тема 5. Интегральная психология синтез души и тела.
Проблема единства сомы и психики человека. Проблема психосоматических взаимоотношений. Влияние психического фактора на соматическую сферу человека (патогенное влияние и саногенное влияние. Влияние соматического состояния на психическую сферу. Патогенное влияние соматической сферы на психическую сферу человека (соматогенное и психогенное влияние. Саногенное влияние сомы на психическую сферу человека. Психосоматические аспекты различных заболеваний. Проблема единства психики и тела в различных направлениях психотерапии.
Телесноориентированная психология В. Райха. Биоэнергетический подход
А.Лоуэна. Современная телесноориентированная психотерапия. Перспективы интегральной психологии.
Тема 6. Социально-психологические факторы здоровья.
Социокультурные факторы здоровья социально-демографические, социально-экономический статус, культурные особенности общества. Работа и семья. Стресс, источники стресса. Выявление « групп повышенного риска.
Протективные факторы стресса и профилактические программы. Управление стрессом. Понятие психического выгорания. Личностные и профессиональные факторы психического выгорания. Синдром психического выгорания у менеджеров. Конфликты и моббинг как психотеррор на рабочем месте. Методы интервенции. Социальные изменения и здоровье населения.
Тема 7. Здоровье и субъективное благополучие личности.
Понятие субъективного благополучия и субъективного качества жизни. Потребности и субъективное благополучие. Удовлетворенность жизнью. Ресурсы преодоления жизненных трудностей. Тип поведения (Аи В. Личностная адаптация. Потенциал личности и саморегуляция. Дисгармония настроения. Влияние позитивных жизненных событий, позитивного настроя и счастья на физическое и психическое здоровье.
Тема 8. Геронтологические аспекты психологии здоровья.
Старение и старость как биологическая и психологическая проблема. Классификация возраста. Основные признаки старости. Факторы долголетия. Возраст человека. Психологический и хронологический возраст. Методика Ваш психологический возраст Синдром ускоренного старения. Замедленное старение. Причины старения. Адаптация к новым условиям жизнедеятельности. Образ жизни пожилого человека и здоровье. Опросник Активность повседневной жизни. Долгожители и профессиональное долголетие. Отношение к собственной старости. Понятие счастливой старости. Методика Индекс жизненной удовлетворенности.
Тема 9. Здоровый образ жизни. Стратегии борьбы с поведением,
наносящим вред здоровью.
Здоровое поведение и общие поведенческие установки. Диагностика здорового поведения (курение, алкоголь и наркотики, еда, физические упражнения физическая форма, стресс-контроль, безопасность. Диагностика избранных поведенческих установок, препятствий для действий, локус контроля. Методы борьбы с поведением, наносящим вред здоровью. Физическая культура как составная часть здорового образа жизни. Физические упражнения как средство повышения психической деятельности. Психологическая помощь и самоконтроль, самовоспитание. Методы и рограммы.
III. Содержание дисциплины (модуля)
Наименование
разделов и тем
Всего
(час.)
Контактная работа
(час.)
Самостоятель
ная работа

Лекции
Практиче
ские
(лаборатор
ные)
работы
(час.)
Тема 1. Теоретико- методологические основы психологии здоровья, пути становления новой отрасли человекознания.

12 2
2 8
Тема 2. Психология здоровья в системах психологического и медицинского знания.
14 2
2 10
Тема 3. Здоровье как системное понятие 2
2 8
Тема 4. Осознание здоровья как ценности 2
2 6
Тема 5. Интегральная психология синтез души и тела.
10 2
2 6
Тема 6. Социально- психологические факторы здоровья 2
2 8
Тема 7. Здоровье и субъективное благополучие личности 2
2 6
Тема 8. Геронтологические аспекты психологии здоровья 2
2 10
Тема 9. Здоровый образ жизни. Стратегии борьбы с поведением, наносящим вред здоровью 2
2 10
ИТОГО
108
18
18
72
IV. Методические указания и оценочные средства для текущего контроля
успеваемости, промежуточной аттестации, рубежного контроля по итогам
освоения дисциплины (модуля)
1. Текущий контроль успеваемости
Примерные темы для рефератов
1.
Проблемы социально-психологической дезадаптации. Внутренняя картина здоровья. Самосознание и эдоровье. Управление стрессом. Управление конфликтом.
6.
Моббинг. Понятие и программы вмешательства.
Проблема единства психики и тела в различных направлениях психотерапии. Субъективное качество жизни здоровье в разные возрастные периоды. Детские и подростковые неврозы. Диагностика здорового поведения личности. Методы борьбы с поведением, наносящим вред здоровью
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки
1. Уточните предмет психологии здоровья.
2. Определите значение неосознаваемого в происхождении болезни.
3. В чем заключается патохарактерологическое развитие личности
4. Уточните значимость для здоровья биологических факторов.
5. Определить влияние социальных факторов в психопатизации личности.
6. Определите индивидуальные критерии и цели здорового образа жизни.
7. Перечислите компоненты образа жизни, положительно влияющие на здоровье.
8. Проанализировать различные определения здоровья.
9. Критерии психического и социального здоровья.
10. Основные принципы гуманистической психологии.
11. В чем проявляется психологическая устойчивость и психологическая зависимость.
12. Уточните содержание понятий безопасность труда, профессиональная работоспособность, профессиональная реабилитация.
13. Особенности античной модели здоровья.
14. Особенности адаптационной модели здоровья.
15. Проблематичность адаптационной модели здоровья.
16. Сравните представления о здоровой личности Э.Эриксона и Э.Фромма.
17. Сравните представления о здоровой личности К.Р.Роджерса и А.Маслоу.
18. Особенности трансперсонального измерения здоровья.
19. Творчество здоровье или болезнь

Примерные темы контрольных работ
1. История становления и современное состояние психологии здоровья
2. Исследование представлений о критериях здоровья.
3. Исследование представлений о здоровом образе жизни.
4. Представления о здоровой личности в зарубежной психологии.
5. Представления о здоровой личности в отечественной психологии.
6. Национальные образы здоровья и болезни.
7. Личная психогигиена
8. Психология телесности и здоровье.
9. Представления о сексуальной зрелости как критерии здоровья.
10. Психопрофилактика зависимого поведения.
11. Проблема профессионального здоровья.
12. Акцентированная активность и здоровье.

13. Кризисные состояния и их последствия.
14. Суицидальное поведение как форма кризисного реагирования.
15. Вера как опора психологической устойчивости.
16. Психологические аспекты долголетия.
17. Психологический портрет долгожителя.
18. Патохарактерологическое развитие личности. Психопатии.
19. Психогенные расстройства в экстремальных ситуациях.
20. Геронтологические аспекты психического здоровья. Психологические признаки старения.
21. Особенности акмеологического периода развития человека.
22. Влияние социальных и биологических факторов в развитии психопатизации личности.
23. Условно-компенсаторные пути самореализации личности.
24. Основные вопросы профилактики психосоматических расстройств.
25. Формирование внутренней картины здоровья.
26. Разработка индивидуально ориентированных оздоровительных программ с учетом состояния здоровья, половых, возрастных и личностных особенностей человека.
27. Социально-психологические факторы здоровья (семья, организация досуга и отдыха, социальная адаптация, общение и др.
28. Психологические механизмы стрессоустойчивости.
29. Детская и школьная психология здоровья.
30. Психологическое обеспечение профессионального здоровья.
31. Психологическое обеспечение профессионального здоровья.
Методические рекомендации
по выполнению контрольных работ Контрольная работа является отчетом о самостоятельных занятиях студентов. Она имеет задачей проверить, как идет усвоение отдельных разделов изучаемого курса, также позволяет своевременно указать на ошибки, давать необходимые рекомендации и всю другую методическую помощь со стороны преподавателя. Требования к оформлению контрольной работы
- объем 15-17 страниц
- выполняется на листах формата А (210х297мм) на одной стороне листа, обязательно в компьютерном наборе. Размеры полей страницы левое – 25 мм, правое – 8- 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Текст работы должен быть отпечатан через полтора межстрочных интервала, 14 шрифтом, абзац – 15 мм. Нумерация страниц в тексте работы должна быть сквозной.
- титульный лист, где указана кафедра
- наименование темы

- исполнитель (Ф.И.О., номер группы
- обязателен план работы, который включает вводную часть, содержание, заключение
- используемая литература
- ссылки на источники (не менее 5).
ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. Выберите верное утверждение
1. Здоровый образ жизни сохранение и укрепление здоровья употребление алкогольных напитков табакокурение
2. Гиподинамия - это пониженное артериальное давление малая физическая активность сниженная работоспособность
3. Положительные эмоции называются стрессом b)
дистрессом c)
эустрессом
4. Рациональное питание d. здоровое питание e. голодание f. несоблюдение режима питания
5. Нормальный ритм дыхания а) учащенное дыхание б) ритмичное дыхание в) замедленное дыхание
6.
Госпитализм лечение в госпитале заболевание детей при недостатке внимания ласки и любви лечение в психиатрической клинике
7. Валеология наука о деревьях наука о заболеваниях нервной системы наука о здоровье

8. Сексология наука, изучающая проблемы пола наука, изучающая венерические заболевания наука, изучающая проблемы кожи.
9. Нормальная продолжительность сна d)
10-12 часов e)
9-10 часов f)
7-8 часов
10. Рекомендуемое количество приема пищи вдень раза вдень разв день f) 3-4 раза вдень

Задание 2. Заполните пропуски в утверждениях

Положительный стресс называется Отрицательный стресс называется ……. Выделяют следующие три категории признаков стресса. В качестве борьбы со стрессом применяют две основные стратегии …….. Выделяют два основных источника стресса Фрустрацию, по источнику ее возникновения, делят на две категории
………. В качестве реакции на фрустрацию чаще всего называют агрессию и Конфликт, в котором сталкиваются две положительные альтернативы, это. Конфликт, в котором сталкиваются две отрицательные альтернативы, это. Конфликт, характерный амбивалентностью чувств, это. В жизни чаще всего встречаются …………………. конфликты. При столкновении с угрожающей сточки зрения психики ситуацией, человек реализует стереотипные стратегии поведения, которые называются механизмами …………. Если в жизни человека много стрессовых факторов, то увеличивается вероятность возникновения заболеваний. Серия реакций организма на продолжительный стресс называется
……………


Циркадные ритмы это ритмы чередования …………

Задание 3. Ответьте на вопросы и обоснуйте свой ответ.

Чем занимается психология здоровья К каким наукам Вы склонны отнести психологию здоровья - к гуманитарным или к естественным Что такое иные состояния сознания, чем они характеризуются Можно ли сказать, что во сне восприимчивость отсутствует Можно ли сказать, что для различных людей и для людей различного возраста ритмы сна-бодрствования примерно одинаковы Можно ли сказать, что все люди одинаково реагируют на депривацию сна Чем вызывается соннодепривационный психоз Что характерно для этого состояния Что такое реактивная задержка Когда она возникает и как ее преодолеть Какие фазы сна Вызнаете Чем моделируется их продолжительность Какие расстройства сна Вам известны В каких фазах они реализуются Как бы Вы охарактеризовали состояние гипноза Можно ли сказать, что стресс всегда вреден В каких случаях возникают стрессы Каким они бывают, что характерно для этого состояния, какие способы борьбы со стрессом Вызнаете Можно ли сказать, что конфликт всегда негативен Какие типы конфликтов Вызнаете Каковы основные стратегии конфликтного поведения Перечислите основные механизмы психологической защиты. Какие основные классы психоделических веществ Вызнаете Чем характерны иные состояния сознания, вызванные различными видами психоделиков? Связаны ли, на Ваш взгляд, иные состояния сознания с творчеством и как

2. Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету
1. Психология здоровья предмет и задачи изучения, история развития и современное состояние.
2. Классификация факторов, влияющих на здоровье.
3. Психологические факторы здоровья (независимые, передающие, мотиваторы).
4. Здоровье, его компоненты.

5. Адаптационные резервы.
6. Двигательная активность и здоровье.
7. Подходы и методы оценки физического здоровья.
8. Гармония личности и здоровье.
9. Психологическая устойчивость, ее составляющие и основы.
10. Индивидуально-психологические аспекты психического здоровья.
11. Психологические типы как формы психического здоровья.
12. Акцентуации личности. Виды.
13. Отношение к здоровью. Факторы влияющие на отношение к здоровью.
14. Образ жизни и здоровье. Определение образа жизни.
15. Основы рационального питания.
16. Гигиена и здоровье.
17. Двигательная активность и здоровье.
18. Основы сексуального здоровья. Понятие сексуального здоровья.
19. Аддиктивное поведение. Психологические модели аддиктивного поведения.
20. Основные принципы профилактики аддиктивного поведения.
21. Факторы риска и стадии развития зависимости.
22. Психическая саморегуляция, ее виды.
23. Обучение и психическое здоровье.
24. Профилактика нарушений психического здоровья обучающихся.
25. Психологическое обеспечение профессионального здоровья. Стресс в профессиональной деятельности.
26. Феномен профессионального выгорания его причины и методы предупреждения.
27. Экстремальные условия деятельности и здоровье.
28. Античная модель здоровья.
29. Адаптационная модель здоровья.
30. Гуманистическая модель здоровой личности.
31. Структурные и динамические характеристики здоровой личности.
Примерные задания для контрольной работы
Задание 1. Прокомментируйте отрывки. Что вам известно о состоянии
сна?
1. Как мы уже увидели, научные теории сновидений не рассматривают проблемы толкования последних, ибо сновидение не является для них вообще душевным актом, а лишь соматическим процессом. Иначе обстоит дело почти всегда с воззрениями на сновидение у широкой публики. Последняя считает своим правом быть непоследовательной и, хотя и признает, что сновидение непонятно и абсурдно, однако не может решиться отрицать какое бы тони было значение за сновидениями. Руководимая неясным предчувствием, она все же предполагает, что сновидение имеет определенный смысл, быть может, и скрытый, и заменяющий собою другой
мыслительный процесс и что речь идет лишь о необходимости правильно раскрыть эту замену, чтобы понять скрытое значение сновидения. (Зигмунд
Фрейд)
2. Встречаются сообщения о еще более любопытном типе сна, который Ван
Иден назвал люцидным. Подобные сны обладают необычным качеством спящий будто пробуждается от обычного сна и внезапно ощущает себя в состоянии нормального бодрствующего сознания, при этом он знает, что лежит в постели испит, но мир сна в котором он находится, совершенно реален. С какой конкретно фазой сна связать люцидный сон – неизвестно. Существуют редкие ссылки на способы обучения и достижения подобного типа сна – например, при помощи йоги сна. (Чарльз Тарт)
Задание 2. Оцените следующие фрагменты. Какие психологические
закономерности в них проявляются Видите ли Вы сейчас какие-либо
синтетические химические вещества, которые применяются без
достаточного
апробирования
и
могут,
по
Вашему
мнению,
спровоцировать кокаиновый скандал в ближайшем будущем

Мнение об опасности марихуаны по сути преувеличено, и серьезные юридические взыскания, налагаемые на случайного пользователя или хранителя наркотиков, слабо учитывают социальную перспективу. Долгое время считалось, что марихуана подталкивает людей к совершению сексуальных насилий и других антисоциальных действий, для подтверждения этого свидетельств недостаточно. Толерантность и физическая зависимость не развиваются, и не возникает синдрома абстиненции. (ООН г) Комиссия по наркотикам осознает большую опасность марихуаны вследствие нанесения ею определенного ущерба умственным способностями факта, что ее продолжительное употребление прямо приводит в психиатрическую лечебницу. (ООН г)

Задание 3. Прокомментируйте отрывки сточки зрения психологии
здоровья. Что Вам известно о методах борьбы со стрессом

«Наша оценка происходящего полностью зависит от на самих. Выспросите, как я смею требовать от вас, когда ваши нервы напряжены и кажется вот-вот взорвутся, изменить образ мышления с помощью волевых усилий Да, я настаиваю именно на этом Если вы опечалены, прежде всего улыбнитесь широко, весело и от всей души, расправьте плечи, а
потом попробуйте спеть куплет из какой-нибудь веселой песенки. Держу пари – вы невольно воспрянете духом. Ведь физически невозможно остаться сердитым, надев на себя маску счастливого человека Д. Карнеги. Люди с высокой самооценкой могут чувствовать себя не на высоте. Однако из-за этого они не считают себя безнадежными и не делают вид, что ничего такого не чувствуют. Они также не перекладывают свои переживания на других. Вполне естественно время от времени чувствовать себя не в лучшей форме. Это очень большая разница – обманываете ли вы себя, утверждая, что все в порядке, или признаете, что бывают нелегкие времена, с которыми вам необходимо справиться (В. Сатир)
V. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
(модуля)
а) Основная литература
1.
Васильева ОС, Филатов ФР. Психология здоровья человека Эталоны, представления, установки. Учебное пособие. – М Академия, 2001. Воронова Елена Александровна. Здоровый образ жизни в современной школе. - Изд. е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
3.
Туманян Георгий Саакович. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование. - е изд, стер. - Москва Academia, 2009. Ядов В. А.Социальные и социально-психологические механизмы формирования идентичности личности Психология самосознания. Хрестоматия по социальной психологии личности. Самара, 2007.
б) Дополнительная литература
1.
Аргайл М.Психология счастья. - СПб., 2003.
2.
Васильева ОС, Филатов Ф.П.Психология здоровья человека. - М.
3.
Гринберг Д. Управление стрессом. - СПб., 2004 Диагностика здоровья. Психологический практикум. / Под ред.
Г.С.Никифорова. - СПб., 2007. 950 с. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней- М, 2001.
6.
Никифоров ГС. Психология здоровья Учебное пособие. - СПб., 2002. Психология здоровья. / Под ред. Г.С.Никифорова. - СПб., 2000. Психология профессионального здоровья. / Под ред. Г.С.Никифорова. -
СПб, 2006..
9.
Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. - М, 1995.
10.
Абрамова ГС. Практическая психология. - М, 1997.
11.
Абрамова ГС, Ючиц Ю.А. Психология в медицине. - М. 1998.

12.
Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и применение. - М.
13.
Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины Вопросы психологии. - 1989.№5.
14.
Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. - СПб. 1998.
15.
Ананьев В.А. Психология здоровья синтез знаний о личностном росте // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - М, № 3,1996.
16.
Анцыферова ЛИ. Личность в трудных жизненных условиях переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал.1994.Т.15 № 1 17.
Апанасенко ГА. Охрана здоровья здоровых некоторые проблемы теории и практики Валеология Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - СПб, 1993, с. 49-60. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М,
1997.
19.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М, 1986.
20.
Бурлачук Л.Ф., Коржова ЕЮ. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. - М, 1998.
21.
Веселова Е.К. Смысл жизни в контексте личностной идентичности. // Вестник Санкт-Петербурского университета. Серия 6. Выпуск 3 (№22), С. 67-72.
22.
Водопьянова НЕ. Синдром психического выгорания и его профилактика.
// Психология профессионального здоровья / Под ред. Г.С.Никифорова. -
СПб, 2006..
23.
Водопьянова НЕ, Старченкова Е.С.Стратегии и модели преодолевающего преодолевающего поведения. // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С.Никифорова, МА.
Дмитриевой, В.М. Систкова. - СПб, 2001.
24.
Гинзбург М.Р.Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. 1995.№3. С.
25.
Гинзбург
М.Р.Психологическое содержание личностного самоопределения. // Вопросы психологии. С.
26.
Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности Психология личности в трудах отечественных психологов. —
СПб.: Питер, 2000. — С. 256-269.
27.
Головина ГМ, Савченко Т.Н. Влияние экономического фактора на субъективное качество жизни // Проблемы экономической психологии.
Т.1.М., 2004..
28.
Гройсман
А.Л. Клиническая психология, психосоматика и психопрофилактика. - М, МАГИСТР-ПРЕСС, 2002.
29.
Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. - СПб.,1999. Захаров АИ. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - Л. Захаров В.И. Дневные и ночные страхи у детей. – М Изд-во Союз, 2004.

32.
Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. - М.
33.
Иванюшкин А.Я. Здоровье и болезнь в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АПН СССР. Тсс.
34.
Игнатова Е.Н., Куликова Л.В., Розанова М.А.Социальные и социально- психологические аспекты стрессоустойчивости личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 2. Ч. 2. / Под ред. А.А. Крылова.
- СПб., 1995.
35.
Исаев ДН. Психологический стресс и психосоматичесие расстройства в детском возрасте. - СПб., 1994.
36.
Исаев ДН. Психопрофилактика в практике педиатра. - Л, 1984.
37.
Капрара Дж, Сервон Д. Психология личности. - СПб., 2007.
38.
Карвасарский Б.Д. Неврозы. - М, 1980. Клиническая психология. / Под ред.Майнрада Перре, Урса Бауманна. -
СПб., 2002.
40.
Колодей К. Моббинг. Психотеррор на рабочем месте. - Харьков, 2007.
41.
Карвасарский ДБ. Клиническая психология. - СПб., 2002.
42.
Коржова ЕЮ. Психология познания судьбы человека. - СПб.,2002.
43.
Леонтьев ДА. Психология смысла. - М, 1999.
44.
Леонтьев ДА. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании // Психологическое обозрение. с.
45.
Лоуэн А. Психология тела биоэнергетический анализ тела. М, 2007.
46.
Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. Справочник практического психолога - М 2005.
47.
Маслоу А. Психология бытия. - М, 1997.
48.
Мэй Р. Происхождение экзистенциальной психологии
// Экзистенциальная психология. - МС. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. - М.
50.
Новиков В.И. Здоровье и физическое состояние в системе ценностей студенческой молодежи Физкультура и здоровье студентов. - М, 1988.
51.
Олпорт Г.Становление личности. - М, 2002. Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии Эмпирические исследования и перспективы Психологический журнал. Т.
53.
Плюс-минус жизнь Социально-психологические аспекты проблемы суицида. - М, 1990. Психология личности. Учебное пособие. / Под ред.П.Н. Ермакова, В.А,
Лабунской. - М, 2008. Психология самосознания. Хрестоматия по социальной психологии личности. - Самара, 2007. Психология старости. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. - Самара,
2004. Психология экстремальных ситуаций Хрестоматия. / Сост.А.С. Тарас.К.В.
Сельченок. - М, 2001.
58.
Рейноутер Д. Это в ваших силах. - М.

59.
Роджерс Карл Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М,
1994.
60.
Рудестам. К. Групповая психотерапия. - Москва, 1993.
61.
Сандомирский М. Психосоматика и телесная психотерапия. Практическое руководство. - М, 2007.
62.
Семичев С.Б. Предболезненные психические расстройства. - Л, 1987.
63.
Смирнова Е.О. Теория привязанности концепция и эксперимент Вопросы психологии. 1995.№ 3. Тренинг развития жизненных целей. - СПб.,2001 65.
Фернхейм А, Хейвен П. Личность и социальное поведение. - СПб., 2001.
66.
Ферруччи Пьеро. Кем мы можем быть. Психосинтез как метод психологического и духовного роста. - СПб., 1992.
67.
Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. - СПб., 2001.
68.
Франкл В. Человек в поисках смысла. - М, 1990. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. - М, 1997.
70.
Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности. - СПб, 1997.
71.
Хэй Л. Исцели свою жизнь, свое тело. Сила внутри нас. Каунас. ,1996.
72.
Цукерман ГА, Мастеров Б. М. Психология саморазвития. — М, 1995.
73.
Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии, № 2, с.
74.
Чумаков Б.Н. Валеология. - М.
75.
Шостром Э. Анти-Карнеги или Человек-манипулятор. - М.
76.
Эриксон Э. Идентичность // Психология самосознания. - Самара, 2000. С 77.
Эриксон Э. Идентичность. Теоретическая интерлюдия // Психология самосознания. - Самара, 2000. С. Юнг К. Проблемы души нашего времени. - М. 1994 б.
79.
Яковлева Н.В. Анализ подходов к изучению здоровья в психологии // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. - Ярославль,1998,Т.4 Вып. 2, с. Ялом И. Групповая психотерапия теория и практика. - М. 2001.

в) Программное обеспечение

информационные справочные системы Федеральный портал Российское образование http://znanium.com/
Электронно-библиотечная система www.rsl.ru
Российская государственная библиотека http://elibrary.ru/
Научная электронная библиотека http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Интернет-ресурсы: http://koob.ru/
Электронная библиотека Словари и энциклопедии на Академике http://www.mchs.gov.ru
Сайт МЧС России
Мир психологии Журнал Вопросы психологии Журнал Консультативная психология и психотерапия http://www.psyedu.ru/
Электронный журнал Психологическая наука и образование

VI. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
Лекционная аудитория, оснащенная мультимедийной техникой, тренинговый класс.
VII. Перечень обновлений рабочей программы дисциплины (модуля)
№п.п.
Обновленный раздел
рабочей программы
дисциплины (модуля)
Описание внесенных изменений
Дата и протокол заседания
кафедры, утвердившего
изменения
1.
IV. Методические указания и оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации, рубежного контроля по итогам освоения дисциплины модуля) Изменена база проверочных материалов освоения дисциплины
05.03.15 протокол №7 2.
V. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) Внесены изменения в список литературы
05.03.15 протокол №7



Каталог: sveden -> files
files -> Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Фармакология»
files -> 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Клиническая фармакология»
files -> Тема Обмен веществ в клетке: бескислородный и кислородный этапы окисления глюкозы. Понятие о гомеостаз
files -> Программа систематического курса биологии для основной школы (6-9 классов) составлена на основе Государственного стандарта общего образования
files -> Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Нормальная физиология» являются
files -> Рабочая программа учебного курса
files -> Рабочая программа составлена с учетом нормативных документов
files -> Примерная тематика аттестационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница