Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по биологии



Скачать 339.9 Kb.
Дата23.04.2016
Размер339.9 Kb.
ТипПояснительная записка
c:\users\admin\desktop\рабочие программы на сайт\ттв\10010.tif

1.Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе:

1.Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по биологии

2.Примерной программы основного общего образования по биологии

3. Авторской программы коллектива под руководством Пономаревой И. Н.

Программа предполагает использование учениками следующего учебного пособия: «Биология» 8 кл. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. М.: - «Вентана-Граф», 2010.


Общая характеристика предмета

Структура курса складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма, рассматриваются клеточное строение, ткани и повторяется материал 7 класса о нервно-гуморальной регуляции органов. Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике. В третьей, завершающей части рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, характер, способности и др.

В программе предусмотрены лабораторные и практические работы. Практические работы могут выполняться как в классе так и дома (в классе проверяются и интерпретируются полученные результаты). Среди практических работ большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющим каждому школьнику оценить свои физические возможности путем сравнения личных результатов с нормативными. Включены также тренировочные задания, способствующие развитию наблюдательности, внимания, памяти, воображения.

Главные задачи обучения учащихся на данном этапе изучения предмета:

- овладение учащимися знаниями о собственном организме, методами изучения организма человека;

- развитие общеучебных умений;

- гигиеническое воспитание и формирование культуры здорового образа жизни;

- формирование экологической культуры учащихся.



Место предмета в учебном плане

По учебному плану и учебному графику МБОУ «Карсашурская ООШ» изучение курса предусматривается за 68 часов из расчета 2 часа в неделю. Часы, предусмотренные на повторение могут быть использованы для проведения промежуточной аттестации или других незапланированных занятий.



2.Содержание программы

Введение

Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Ее преимущества и издержки. Зависимость человека как от природной, так и от социальной среды. Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.



Организм человека. Общий обзор

Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно-гигиеническая служба. Функции санитарно-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность людей, нарушающих санитарные нормы общежития.

Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.

Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление.

Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.

Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вырабатываемых ими гормонов.

Лабораторная работа.

№1. Действие фермента каталазы на пероксид водорода.

Практическая работа.

1.Получение мигательного рефлекса и его торможения.



Опорно-двигательная система

Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц.

Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения. Причины детского травматизма (по материалам местной прессы) и правила оказания первой помощи

Практические работы.

2.Роль плечевого пояса в движении руки; функции костей предплечья при повороте кисти;

3.Утомление при статической и динамической работе;

4.Определение нарушений осанки и плоскостопия.

Лабораторные работы.

№2. Изучение состава костей.



Кровь и кровообращение

Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.

Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови - проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета.

Сердце и сосуды - органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.

Лабораторная работа.

№3. Сравнение крови человека с кровью лягушки.

Практические работы.

5.Кислородное голодание

6.Пульс и движение крови.

7.Скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки;

8.Функциональная сердечно-сосудистая проба;

Дыхательная система

Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань - орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плевры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях. Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляции дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца. Статистические данные по РК по заболеваемости органов дыхания, связанной с вредными привычками



Пищеварительная система

Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция пищеварения.

Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье. Причины и источники пищевых отравлений у жителей РК.

Лабораторные работы.

№4. Действие ферментов слюны на крахмал.

Практические работы.

9.Глотательные движения.

Обмен веществ и энергии. Витамины

Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, D. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А ("куриная слепота"), В1 (болезнь бери-бери), С (цинга), D (рахит). Их предупреждение и лечение.

Практическая работа.

10.Функциональные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.

Лабораторная работа

№5 «Составление пищевого рациона»



Мочевыделительная система

Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон - функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.

Кожа

Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их предупреждение и меры защиты от заражения.

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.

Практическая работа.

11.Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки.

Эндокринная система

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с гиперфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.

Экологическая ситуация в РК как фактор риска. Заболевания желёз внутренней секреции и их профилактика.



Нервная система

Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий.

Демонстрации

Коленного рефлекса спинного мозга, мигательного, глотательного рефлексов продолговатого мозга, функций мозжечка и среднего мозга.

Практические работы.

12.Действие прямых и обратных связей,

13.Штриховое раздражение кожи.

14.Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка



Органы чувств. Анализаторы

Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.

Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения.

Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.

Вестибулярный аппарат - орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.

Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений - результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.

Демонстрации.

Модели черепа, глаза

Практические работы.

15.Выявление функции зрачка и хрусталика; обнаружение слепого пятна;

16.Проверка выносливости вестибулярного аппарата;

17.Проверка чувствительности тактильных рецепторов.



Поведение и психика

Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.

Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения - торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сновидения.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие.

Воля, эмоции, внимание. Анализ волевого акта. Качество воли. Физиологическая основа эмоций.

Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.

Практические работы.

18.Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма.

19.Иллюзии установки, зрения, влияние речевых инструкций на восприятие

20.Изучение внимания при разных условиях



Индивидуальное развитие человека

Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).

Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля - Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.

Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей. Влияние вредных привычек на здоровье подростков РК.

3.Требования к уровню подготовки учащихся

в результате изучения биологии в 8 классе учащиеся должны

знать/понимать

- основные термины и понятия

- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, ВНД и поведения

уметь


- родство человека с млекопитающими, место и роль человека в природе, взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды, роль гормонов и витаминов в организме

- распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека

- сравнивать биологические объекты: клетки, ткани, органы, системы органов человека и делать выводы на основе сравнения

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека

- проводить самостоятельный поиск биологической информации

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, ВИЧ – инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, опорно – двигательного аппарата

- оказания первой помощи при отравлении, укусах животных, травмах кожи, кровотечениях

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма
4.Система оценивания результатов обучения

Для контроля уровня достижений учащихся и их соответствия образовательному стандарту используются следующие виды контроля: контрольные работы, проверочные работы, тестирование, терминологический диктант, письменные домашние задания, задания исследовательского характера.


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

3.Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.



Оценка "4" ставится, если ученик:

1.Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

3.Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).


Оценка "3" ставится, если ученик:

1.Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

2.Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.

3.Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.


Оценка "2" ставится, если ученик:

1.Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

2.Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

3.При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1.Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.

2.Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:

1.Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.

2Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.
Оценка «3» ставится, если ученик:

1.Правильно выполняет не менее половины работы.

2.Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.

3.Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.


Оценка «2» ставится, если ученик:
1.Правильно выполняет менее половины письменной работы.

2.Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

3.Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.

Оценка «5» ставится, если:

1.Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.

2.Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

3.Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

4.Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:

1.Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

2.При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.
Оценка «3» ставится, если ученик:

1.Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

2.Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

3.Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

4.Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик:

1.Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.



2.Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно

5. Тематическое планирование
Учебно – тематический план


Тема

Количество часов

Форма контроля

всего

Лабораторные работы

Введение. Общий обзор организма человека

8

л\р 1

Проверочная работа

Опорно – двигательная система

9

л/р 2

к/р 1

Кровь. Кровообращение

9

л/р 3

к/р 2

Дыхание. Дыхательная система

4







Питание. Пищеварительная система

7

л/р 4

к/р 3

Обмен веществ и энергии

3

л/р 5




Мочевыделительная система

2







Кожа. Терморегуляция

4




к/р 4

Эндокринная система

2







Нервная система

5




Проверочная работа

Органы чувств. Анализаторы

5







Поведение и психика

5




Проверочная работа

Индивидуальное развитие организма

4







Повторение

2







Итого

68

л\р - 5

пр/р – 3, к/р - 4


Учебная программа

п.п

Тема урока




Форма контроля




Введение. Общий обзор организма человека







1

Введение. Биосоциальная природа человека

Знать методы изучения организма человека; о месте и роли человека в природе.

Уметь характеризовать социальную сущность человека






2

Науки об организме человека







3

Место человека в системе органического мира

Уметь характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью

Устный текущий

4

Клетка: строение и химический состав

Знать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости. Уметь распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки; сравнивать клетки растений и животных




5

Жизнедеятельность клетки. Л/р 1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода»

Отчет по л/р

6

Ткани

Уметь: распознавать и описывать ткани человека; сравнивать различные ткани человека и устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями

Оформление таблицы

7

Органы и системы органов. Уровни организации организма

Знать органы и системы органов.

Уметь характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма






8

Нервная и гуморальная регуляция

Проверочная работа




Опорно – двигательная система







9

Скелет. Строение и состав костей. Л/р 2 «Свойства прокаленной и декальцинированной кости»

Знать особенности строения скелета.

Уметь распознавать на таблицах и на модели основные части скелета, устанавливать взаимосвязь

строения и функций костей


Отчет по л/р

10

Типы соединения костей

Устный текущий

11

Скелет головы, туловища, конечностей




12

Первая помощь при травмах опорно – двигательной системы

Уметь использовать приобретенные знания и умения для оказания

первой помощи при травмах и в практической деятельности



Устный текущий

13

Мышцы, их строение и значение

Уметь: распознавать на таблицах основные группы мышц человека; устанавливать взаимосвязь строения и функций мышц




14

Работа мышц

Понимать сущность биологического процесса работы мышц.

Уметь описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц



Устный текущий

15

Нарушения осанки и плоскостопие

Знать признаки хорошей осанки, основные правила здорового образа жизни.

Уметь использовать приобретённые знания и умения для проведения наблюдений за состоянием собственного организма и для соблюдений мер профилактики нарушения осанки






16

Развитие опорно – двигательной системы

Сообщения

17

Обобщающий урок по теме «Опорно – двигательная система»




к/р 1




Кровь. Кровообращение.







18

Внутренняя среда человека. Кровь, ее значение и состав. Л/р 3 «Изучение строения эритроцитов человека и лягушки»

Знать признаки биологических объектов.

Уметь: характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови; сравнивать кровь человека и лягушки, делать выводы на основе сравнения



Отчет по л/р

19

Иммунитет

Знать виды иммунитета, его проявления.

Уметь: использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных заболеваний



Терминологический диктант

20

Тканевая совместимость и переливание крови

Уметь анализировать факторы риска, влияющие на здоровье

Устный текущий

21

Строение и работа сердца. Круги кровообращения

Знать признаки биологического объекта (сердца), сущность биологического процесса (работы сердца).

Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца Уметь: распознавать и описывать на таблицах систему кровообращения; понимать сущность транспорта веществ

Уметь: объяснять роль гормонов в организме; понимать сущность биологических процессов (движение крови по сосудам, регуляция жизнедеятельности организма, автоматизм сердечной мышцы); использовать приобретённые знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма


Оформление таблицы

22

Движение крови по сосудам.

Отчет по л/р

23

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов

Уметь: анализировать и оценивать факторы риска, влияющие на здоровье, оказывать первую помощь




24

Сердечно – сосудистые заболевания и их предупреждение.

Устный текущий

25

Первая помощь при кровотечениях

Проблемные задачи

26

Обобщающий урок по теме «Кровь. Кровообращение»




к/р 2




Дыхание. Дыхательная система







27

Дыхание, его значение. Строение дыхательной системы

Знать особенности строения дыхательной системы.

Уметь: распознавать на таблицах, муляжах основные органы дыхательной системы человека; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания



Оформление таблицы

28

Строение легких. Газообмен в легких и тканях

Знать сущность процесса дыхания, транспорта веществ.

Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания, между процессами дыхания и кровообращения



Устный текущий

29

Дыхательные движения. Регуляция дыхания

Знать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.

Уметь характеризовать механизм вдоха и выдоха,

его значение для жизни человека





30

Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания

Знать: меры профилактики

инфекционных и простудных заболеваний органов

дыхания; вредные привычки;

Уметь: объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды



Сообщения




Питание. Пищеварительная система







31

Питание, его значение. Пища и ее состав

Знать о роли питательных

веществ в организме.

Уметь: характеризовать сущность процесса питания; различать питательные вещества и пищевые

продукты


Устный текущий

32

Органы пищеварения

Уметь: характеризовать сущность процесса питания и пищеварения; распознавать на таблицах и муляжах основные органы пищеварительной системы человека; устанавливать связь между строением и функциями органов пищеварения

Оформление таблицы

33

Строение и значение зубов

Знать особенности пищеварения в ротовой полости. Уметь объяснять роль ферментов в пищеварении; характеризовать форму и строение зубов, особенности пищеварения в ротовой полости

Знать особенности пищеварения в желудке.

Уметь характеризовать сущность процесса регуляции пищеварения





34

Пищеварение в ротовой полости и желудке. Л/р 5 «Действие ферментов слюны на крахмал»

Отчет по л/р

35

Пищеварение в кишечнике. Всасывание. Регуляция пищеварения.

Знать особенности пищеварения в кишечникеУметь: характеризовать сущность процесса регуляции пищеварения, называть стадии пищеварения в желудке и кишечнике

Устный текущий

36

Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения

Уметь: использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек, оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями, проведения наблюдений за состоянием собственного организма

Сообщения

37

Обобщающий урок по темам «Дыхание. Дыхательная система. Питание. Пищеварительная система»




к/р 3




Обмен веществ и энергии.







38

Обмен веществ и энергии

Знать определение понятий «пластический обмен», «энергетический обмен». Уметь характеризовать сущность обмена веществ и превращения энергии




39

Нормы питания. Л/р 6 «Составление пищевого рациона»

Уметь: использовать приобретённые знания для рациональной организации труда и отдыха, соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ

Отчет по л/р

40

Витамины

Знать: основные группы

витаминов и продукты, их

содержащие; роль витаминов в организме


Сообщения




Мочевыделительная система







41

Строение и функции почек

Знать: особенности строения выделительной системы; органы мочевыделительной системы.

Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы Роль различных систем в удалении ненужных веществ, образующихся в организме.

Образование первичной и вторичной мочи


Устный текущий

42

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим

Знать меры профилактики заболеваний выделительной системы, вредных привычек.

Уметь: характеризовать сущность процесса выделения и его роль в обмене веществ; анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье










Кожа. Терморегуляция.







43

Кожа, ее значение и строение

Знать: особенности строения кожи, функции кожи. Уметь: распознавать на таблицах основные части кожи; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи.

Оформление таблицы

44

Нарушения кожных покровов и повреждения кожи

Уметь использовать приобретенные знания для

оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях, для их профилактики






45

Роль кожи в терморегуляции

Знать о роли кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма

Проблемные задачи

46

Обобщающий урок по темам «Обмен веществ и энергии. Мочевыделительная система. Кожа. Терморегуляция»




к/р 5




Эндокринная система







47

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции

Знать особенности строения и работы желез эндокринной системы. Уметь: распознавать на таблицах её основные части; различать железы внешней и внутренней секреции




48

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма

Знать определение понятия «гормоны»; заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез. Уметь: давать характеристику роли гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте и развитии организма, в поведении

Устный текущий




Нервная система







49

Нервная система, ее значение, строение и функционирование

Знать: особенности строения и функции нервной системы; определение понятия «рефлекс».

Уметь составлять схему рефлекторной дуги



Терминологический диктант

50

Автономный отдел нервной системы

Знать отделы нервной системы и их функции. Уметь: характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма; объяснять роль нервной

системы и гормонов в организме; различать функции соматической и вегетативной нервной системы






51

Нейрогормональная регуляция

Устный текущий

52

Спинной мозг

Знать особенности строения и функции спинного мозга.

Уметь давать характеристику роли спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма






53

Головной мозг, его строение и функции. Обобщение по темам «Эндокринная и нервная система»

Знать особенности строения и функции головного мозга.

Уметь характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведения организма



Проверочная работа




Органы чувств. Анализаторы







54

Анализаторы, их строение и значение

Знать особенности строения органов чувств и анализаторов.

Уметь распознавать на таблицах их основные час-ТИ, описывать их



Устный текущий

55

Зрительный анализатор

Знать особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Уметь объяснять результаты наблюдений

Оформление таблицы

56

Заболевания и повреждения глаз

Знать заболевания органов зрения.

Уметь анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье







57

Слуховой анализатор

Знать особенности строения органа слуха и слухового анализатора.

Уметь характеризовать вестибулярный аппарат как орган равновесия



Устный текущий

58

Органы равновесия, осязания, обоняния и вкуса.

Знать особенности обонятельного, осязательного, вкусового анализаторов. Уметь применять на практике полученные знания







Поведение и психика







59

Врожденные и приобретенные формы поведения

Знать определения основных понятий. Уметь характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма




60

Закономерности работы головного мозга




Устный текущий

61

Биологические ритмы. Сон и его значение

Знать основные виды биоритмов.

Уметь объяснять значение сна для организма человека






62

Особенности ВНД человека. Познавательные процессы

Знать особенности высшей нервной деятельности, познавательные процессы.

Уметь характеризовать речь, мышление, память и их значение в поведении человека



Устный текущий

63

Психологические особенности личности

Знать определение терминов «эмоции», «внимание», «воля».

Уметь: использовать приобретённые знания для организации учебной деятельности; характеризовать волю, эмоции, внимание и их значение в поведении человека Знать определение понятия «утомление». Уметь: анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье; использовать приобретённые знания для рациональной организации труда и отдыха

Знать: основные виды темперамента; определение терминов «мотив» и «потребность»; значение потребностей в жизни человека.

Уметь: характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека



Проверочная работа




Индивидуальное развитие организма







64

Половая система человека

Знать особенности строения женской и мужской половых систем. Уметь: называть отличительные признаки женской и мужской половых систем, объяснять хромосомный механизм развития организма по тому или иному типу




65

Внутриутробное развитие организма

Знать определение понятий «размножение», «оплодотворение».

Уметь: характеризовать сущность процессов размножения и развития человека



Устный текущий

66

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. СПИД. О вреде наркогенных веществ.

Знать основные виды наследственных и врожденных заболеваний.

Уметь: объяснять причины проявления наследственных заболеваний; анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. Уметь объяснять зависимость собственного здоровья от следования тем или иным привычкам






67 -68

Повторение









Учебно методическое обеспечение

Драгомилов, А. Г. Биология : 8 класс : учебник для учащихся общеобразоват. учреждений / А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш. - М. : Вентана-Граф, 2011.


Драгомилов, А. Г. Биология. Человек. 8 класс: методическое пособие / А. Г. Драгомилов. Р. Д. Маш. - М. : Вентана-Граф, 2010
Никишов, А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс / А. И. Никишов. - М. : Дрофа, 2010.
Биология: Человек. 8 класс: поурочные планы по учебнику А. Г. Драгомилова, Р.Д. Маша/ авт – состав. О. Л. Ващенко. – Волглград: Учитель, 2008
Контрольно – измерительные материалы. Биология. 8 класс./ Состав. Е. Д. Мулловская. – М.: ВАКО, 2013
Интернет – ресурсы:
school – collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

fcior.ru – федеральный центр информационно – образовательных ресурсов

fipi.ru – федеральный центр педагогических измерений

it – n.ru – сеть творческих учителей

modernbiology.ru - современный урок биологии

bio.1 september.ru – электронная версия журнала

ecosistema.ru – экологический центр «Экосистема»

jiwoy.ru – все для учителя биологии (голоса птиц, млекопитающих, интерактивные лабораторные работы)



videouroki.net.ru - видеоуроки

natursciences.ucoz. ru - естествознание


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница