Пояснительная записка: фио (кто исследовал): Студентка IV курса Ямальского многопрофильного колледжа отделения естественнонаучного профиля, группа 401 «Лечебное дело»



Дата26.09.2017
Размер82.5 Kb.

Пояснительная записка:
ФИО (кто исследовал):

Студентка IV курса Ямальского многопрофильного колледжа отделения естественнонаучного профиля, группа 401 «Лечебное дело» Яндо Диана Ивановна



Краткое описание

Данная психокоррекционная программа предназначена для профилактики и ликвидации тревожного стиля переживания беременности, агрессивного поведения во время беременности. Программа содержит релаксационные упражнения, а также подвижные занятия на свежем воздухе, дыхательную гимнастику и ЛФК, массаж. Все это позволяет беременной женщине побороть в себе предпосылки для тревожного поведения.



Цели: создание коррекционно-развивающей программы по устранению тревожности во время беременности, снижение уровня агрессивности, и переживания путем снятия эмоционального напряжения, устранения патологических стереотипов реагирования, принятие себя и других.

Задачи программы: устранить у беременной неконтролируемые чувства тревожности и страха за будущее;
— научить ее контролировать свою тревожность, выражать недовольство в приемлемой форме;
— повысить самооценку, нормализовать эмоциональное состояние

— закрепить положительные коммуникативные модели поведения: устранить ругательства и плаксивость.

  Необходимые материалы и технические средства для занятия: резиновый шар для упражнений, мягкие игрушки, карандаши цветные бумага.

Ожидаемые результаты по программе: нормализация эмоционального состояния беременной, повышение уверенности в себе, развитие эмпатии, социализации и позитивного отношения к другим людям, и как следствие устранение вербальной и невербальной тревожности беременной.

Организационные условия: пол группы - женский, возраст- 19 -26лет, помещение – женская консультация(поликлиника), кабинет 127.
Общие сведения о структуре занятий:


  • активное привлечение к участию в программе ближайшего социального окружения беременной- мужа, других родственников,

  • опора на различные психические процессы

  • "программированное" обучение, которое предполагает включение в программу операций, выполняемых сначала совместно с психологом, а в дальнейшем, по мере формирования соответствующих умений, беременной самостоятельно;

  • усложнение заданий, что позволяет поддерживать интерес к работе и дает беременной возможность испытывать радость от преодоления трудностей;

  • учет объема материала - внесение изменений только после того, как в относительной мере сформировано то или иное умение;

  • учет сложности материала и создание благоприятного эмоционального фона как в процессе работы, так и по ее окончании.


Содержание занятий:
1.Предварительный этап

Приступать к разработке и реализации коррекционно-развивающей программы можно лишь тогда, когда проведена психологическая диагностика беременной. Для определения уровня тревожности беременной можно использовать методики субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л.Ханина (тест на тревожность Спилбергера Ханина).

После определения уровня тревожности мы приступаем к составлению программы, опираясь на общую методологическую основу, заложенную в трудах изучению тревожности у беременных женщин И. Брутман, Г.Г. Филиппова,  и других, что изучали влияние и действие психокоррекционной работы с беременными. Психологическая коррекция – комплекс мер и способов влиянияна беременную женщину, коррекции ее поведения, привычек, взглядов. Вместе с тем психологическая коррекция должна содействовать всестороннему развитию личности беременной. Поэтому она основывается на следующих принципах:
— принцип гуманизма и ненасильственного взаимодействия;
— принцип сотрудничества, личностно-ориентированного взаимодействия; 
— принцип систематичности, последовательности и постепенности.

Согласно положениям индивидуальной терапии требуется:


1. Нахождение причин тревожного поведения женщины
2. Договоренность о проведении коррекционно-развивающей программы с родственниками и поддержка с их стороны
3. Подбор оптимальных техник, зависящих от возраста, психологического развития беременной , а также опыт специалиста, проводящего занятия, его умения использовать или иные методологические приемы
4. Организация психокоррекционных развивающих занятий с приоритетом интересов женщины

Схема коррекционно-развивающей работы с тревожными беременными укладывается в рамки четырех пунктов:


1. Установление контакта, формирование доверительной и дружелюбной атмосферы;
2. Вызов эмоциональной реакции агрессии, выявление источника раздражения и успокоение женщины (учитывать Беременность Т.к. излишняя эмоциональная реакция может навредить малышу)

3.Изменение поведенческих стереотипов и реакций, повышение самооценки, формирование положительного отношения к себе и окружающим;


4. Выработка и закрепление навыков нормального поведения, социально приемлемой коммуникации.

Структура каждого занятия начинается с приветствия и заканчивается процедурой прощания, включающей улыбку и доброе пожелание. Главными методологическими приемами являются занятия ЛФК, дыхательная гимнастика, беседы, релаксация.

Поведение психолога или психотерапевта, проводящего занятий по коррекционно-развивающей программе, должно служить образцом для подражания и способом усиления и подкрепления все положительных изменений в поведении беременной. Психолог, проявляющий во время занятий внимание, сочувствие, искренность и доброту, может сделать коррекционную программу намного более эффективной.

2. Расписание занятий  

На первом занятии уделяется особое внимание знакомству и приветствию, когда формируются отношения доверия, чистосердечия, непосредственности, доброжелательности и оптимизма. В идеале специалист должен установить с женщиной дружественные отношения, выдерживая дистанцию с пациентом.. Причиной тому может быть недостаток родительской любви и уже укоренившиеся патологические модели поведения, с доминирующей вербальной агрессией. Враждебное или провокационное поведение пациента своего рода тест на искренность психолога или психотерапевта, проводимый осознанно или безотчетно на первых занятиях программы.

И если пациентка не встретит враждебности специалиста, то его агрессивность снижается, если же психолог проявляет нетерпение – агрессивность возрастет.

При правильном поведении психотерапевта беременная освобождается от тревожности, недоверия, и пытается установить контакт, вызвать похвалу и поощрение. Важно, чтобы в этот момент, проводящий коррекционную работу не оказывал давление на нее, не выяснил потаенных мотивов его действий, настойчиво не добивался конкретного ответа.


Когда контакт установлен, начинается непосредственная коррекционная работа. В случае необходимости специалист назначает еще одно занятие для укрепления эмоционального контакта с пациентом. Занятия коррекционно-развивающей программы создают систему самоконтроля и самодисциплины. Значимость психолога проявляется в желание беременной получить совет, ответ на его вопросы.

В ходе занятий беременная усваивает правила поведения, для снижения тревожности, нормы и ценности, что предлагаются психологам, пересматривает свое поведение с чужой точки зрения. В ходе первого занятия после знакомства и приветствия специалист интересуется, бывают ли у беременной приступы злости, гнева, ругательств. Если, да, то можно предложить представить кого-то или что-то, что его злит. Важными приемами при работе с тревожностью являются приемы арт-терапии. При этом одновременно развиваются художественные, творческие навыки.

Упражнение «Если я злюсь..» ставит своей целью помочь пациентке осознать первые признаки гнева и научиться, осознав их, уходить от ссоры.

Часто причиной тревоги становится неуверенность в том, что после рождения ребенка испортиться фигура, или пациентка боится н6е справиться с малышом, когда тот будет плакать. Поэтому четвертое занятие посвящается повышению самооценки беременной. После приветствия и осведомления об успехах беременной, специалист заводит беседу о том, что такое уверенность в себе и поему она важна для человека. Беседа может подкрепляться примерами из фильмов, книг или произведений. После этого беременной предоставляется возможность нарисовать свой портрет, чтобы выразить свои лучшие стороны. В завершение при анализе рисунка , просят вспомнить о своем лучшем, на ее взгляд поступке, одобренном окружающими, похвастаться успехами.



Для создания эмоционального комфорта на пятом занятии, закрепляется мысль о том, что она любима и нужна. Но помимо любви к себе, беременная должна ощущать и взаимную любовь к семье и другим людям. Для развития дружелюбия и положительного отношения к людям используется несколько занятий. Так в ходе шестого занятия при помощи подручных средств (можно и продемонстрировать умения в рукоделии) женщина моделирует предмет, символизирующий подарок для будущего малыша, мужа или брата, сестры. Затем проводятся дыхательная гимнастика и ЛФК, так же можно применить массаж.
Основные принципы выполнения дыхательной гимнастики

1. Принцип правильной техники дыхания – не за счет мышц груди, а за счет мышц живота; принцип выполнения дыхательных движений глубоко и сосредоточенно - для полного расслабления мышц тела и снижения повышенного тонуса матки; принцип регулярности – упражнения можно выполнять в меньшем объеме, не перегружаясь, но периодично и постоянно; в течение первых нескольких раз лучше делать около 2 - 3 циклов, постепенно увеличивая продолжительность занятий; средняя продолжительность гимнастики – около 10 минут в сутки; выполнение дыхательной гимнастики можно либо в течение основного комплекса физических упражнений (или в конце комплекса), либо в течение процесса расслабления – релаксации, либо в качестве самостоятельной группы упражнений. Основные комплексы упражнений дыхательной гимнастики

2. Упражнение «грудное дыхание» . Исходное положение – стоя, руки положить на ребра. После выполнения глубокого вдоха через нос (стараться, чтобы при этом мышцы брюшного пресса оставались на месте) и расширения грудной клетки полностью во всех направлениях – выдох – через нос или рот.

3. Упражнение «диафрагмальное дыхание». В положении сидя одну руку положить на живот, а другую – на грудь. Осуществляется полный вдох через нос в течение 2 – 3 секунд, при этом за счет мягкого отодвигания диафрагмы вниз происходит одновременное выпячивание живота. Выдох осуществляется через нос или рот в течение 3 – 5 секунд. Промежуток между вдохом и выдохом – около 1 секунды, не больше. Сначала необходимо начать с одного – двух циклов. Основная польза данного упражнения - массаж внутренних органов и улучшение кровоснабжения малыша за счет сокращений диафрагмы и мышц брюшной стенки при осуществлении вдоха и выдоха.

4. Упражнение «ритмичное четырехфазное дыхание» первый цикл (продолжительность: 4 – 6 секунд) – осуществляется глубокий вдох через нос; второй цикл (продолжительность: 2 – 3 секунды) – осуществляется задержка дыхания; третий цикл (продолжительность: 4 – 6 секунды) – осуществляется глубокий выдох через нос; четвертый цикл (продолжительность: 2 – 3 секунды) – осуществляется задержка дыхания. Средняя продолжительность цикла – 2 – 4 минуты.

5. Упражнение «дыхание с задержкой» После осуществления глубокого вдоха воздуха через нос, в самом конце вдоха задерживается дыхание. После ведется мысленный счет до 10 секунд и осуществляется резкий выдох через рот. На протяжении  тренировки можно совершить попытки досчитать до 20 – 30 секунд. Упражнение «поверхностное дыхание» Основная методика дыхания – быстрое, легкое, ритмичное и бесшумное. При выполнении этого упражнения важно помнить, что двигается только верхняя половина грудной клетки, живот остается неподвижным. Время вдоха должно быть равно времени выдоха. Продолжительность поверхностного дыхания постепенно увеличивается до 10 – 20 – 30 секунд, а под конец течения беременности – до 60 секунд. Данное упражнение и поверхностное дыхание не должны быть беспорядочными, ритм сохраняется одинаковый: продолжительность вдоха и выдоха – 2 секунды. Лучше это упражнение делать не с открытыми, а с закрытыми глазами. Упражнение «прерывистое дыхание»  В положении с приоткрытым ртом и высунутым языком необходимо вдыхать и выдыхать шумно. Требуется учащенный ритм дыхания: по одному вдоху - выдоху в течение секунды. На протяжении тренировки стараться дышать сначала около 30 секунд таким образом, впоследствии – 45 – 60 секунд. Упражнение для приверженцев йоги, основанное на практике нади – шодхана: кончики большого и указательного пальцев необходимо поставить между бровями посередине; большим пальцем нужно слегка надавить на ноздрю справа и закрыть ее; вдох осуществляется, считая до трех через левую ноздрю; задерживается дыхание, с мягко зажатыми обеими ноздрями (мысленно считая до девяти); после того, как откроется правая ноздря, производится медленный выдох (мысленный счет до шести); с аккуратно закрытыми обеими ноздрями задержка дыхания с мысленным счетом до шести; после того, как большой палец убирается с правой ноздри, осуществляется медленный вдох с мысленным счетом до трех; с мягко зажатыми обеими ноздрями и задержка дыхания с мысленным счетом до девяти; после того, как безымянный палец снимается с левой ноздри – медленный выдох с мысленным счетом до шести; с осторожно зажатыми обеими ноздрями – задержка дыхания с мысленным счетом до шести. Если к этой практике Вы приступаете первый раз, то достаточно выполнения не более 10 – и циклов

На седьмом занятии акцентуируется важность перенесения невербального гнева на физические упражнения и релаксация тревожной беременной. Сначала проводится небольшая гимнастическая разминка. В принципе подобная разминка может пригодиться на всех занятиях, особенно для активных беременных. Затем проводятся упражнения . Завершает занятие расслабляющий массаж, желательно, чтобы проводили его муж или родственники по советам специалиста.

Продолжение развития дружелюбия и эмпатии становятся тренинги восьмого занятия.

Девятое занятее целиком посвящено чувствам женщины и окружающих его людей. Женщина должна рассказать про свои чувства к мужу и ребенку. Итоговое занятие включает осуждение полученного женщиной опыта.


Заключение
  Тревожность беременных довольно распространенное явление. От нее часто страдают родственники, муж, испытывают дискомфорт родители. Закрепление подобного поведения в будущем также может негативно сказываться на развитие ребенка. Поэтому для предотвращения повышенной  тревожности психолог должен составить специальную коррекционную программу.

Для предотвращения повышенной тревожности и агрессии используются главным образом занятия, позволяющие развивать чувство эмпатии, а также создавать чувство защищенности, заботы, положительного, дружелюбного взаимодействия. Не лишним будет и проведение специальных программ на развитие навыков адекватного общения с родными.


Таким образом, мы получили психокоррекционную программу, рассчитанную на индивидуальные занятия с беременными женщинами.
До и после проведения программы проводится диагностика уровня тревожности у женщин для определения необходимости ее проведения и определения эффективности самой программы.

Список литературы:




  1. Филиппова, Г.Г. Психология материнства/ Г.Г. Филиппова. - М.: Издательство Института психотерапии, 2002. – 240с.);

  2. Филлипова Г.Г. Особенности представления матери и отца о будущем ребенке // Перинатальная психология и психология родительства. - №2. - 2006. - С.82-93.;

  3. Урусова О.А. Динамика психического состояния беременных женщин и их нормализация с помощью авторской программы психофизической подготовки к родам // Калуга, 2004;

  4. Белогай К.Н. Современные подходы к психологическому исследованию беременности // Материалы научно-практической конференции. - М.: РГУ, 2004. - 498 с;

  5. Боулби Д. Материнская забота и психическое здоровье / Д. Боулби // Хрестоматия по перинатальной психологии. - М.: Изд-во УРАО, 2005. - С. 246 - 251.;

  6. Емелина, Н. Жду малыша./ Емелина Н.// Мама, это я! - 2009. - № 11 (44) . - С. 88 - 91.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница