Пояснительная записка к программе



Скачать 165.32 Kb.
Дата11.09.2017
Размер165.32 Kb.
Просмотров9
Скачиваний0
ТипПояснительная записка

Рабочая образовательная программа

факультативного курса

«Молодой гражданин России»

Пояснительная записка к программе

Практика показывает, что даже взрослые не знают не только свои права, но и не знакомы с нормативно-правовыми документами, регламентирующими гражданско-правовые и семейные отношения. Учащиеся старших классов на уроках обществознания знакомятся с основными правоведческими понятиями. Но в жизни дети гораздо раньше сталкиваются с жестокой реальностью: нарушаются права в области образования и даже семейного воспитания (жестокое обращение с детьми, вовлечение в преступную деятельность и т.д.). Как этому противостоять, что делать, к кому обращаться - чаще всего школьники этого не знают. Представления о нормативной базе по правам детей и механизм защиты своих прав у них не сформированы.

В связи с этим возникает необходимость внедрения правового образования с младшего возраста.

Актуальность факультативного курса молодой гражданин России определяется тем, что учащимся важно знать о роли и значении права в их жизни и уметь защищать себя, отстаивая свои права.

Кроме того, если разработана нормативная база по правам ребенка, то ребенок должен быть ознакомлен с основными положениями этих документов.

Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных жизненных ситуациях, имеющих юридическую силу. Данный элективный курс реализует обществоведческий аспект образования, обеспечивает формирование активной гражданской позиции учащихся.

Принципами отбора содержания материала программы являются:


  • Системность

  • Доступность,

  • Реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 35 часов, по одному часу в неделю.

Данный курс дает учащимся сведения практического характера. В содержании курса рассматривается много житейских проблем, касающихся широких слоев населения и, в частности, самих учащихся.

Факультативный курс является по направленности исследовательским, информационно-репродуктивным, с зачатками продуктивного.

По уровню усвоения - ознакомительный.

Факультатив предназначен для учащихся шестого класса и


соответствует возрастным особенностям детей 12-13 лет (синтезивность,
познавательная активность, любознательность, чрезмерная

чувствительность).

Желание понять и изменить себя в этом возрасте, как правило, еще не реализуется в каких-либо конкретных действиях или реализуется лишь на очень короткое время. Поэтому подростки нуждаются в специальной работе по организации и помощи им в осуществлении процесса самореализации. Оказанию такой помощи в определенной степени будет способствовать факультатив «Ты и твои права».

В зависимости от разноуровневого развития учащихся, содержание программы и практические занятия могут изменяться.

Так как особенностью данного возраста является повышенный интерес к общению со сверстниками, которое выступает на первое место, широко использую в своей программе игры, практикумы, в процессе которых происходит развитие коммуникативных способностей.

Умение и навыки, отрабатываемые на занятиях:



  • отстаивать свою точку зрения,

  • взаимодействовать в группе,

  • применять полученные знания в конкретных ситуациях.


Цель факультативного курса: Формирование правовой культуры у младших школьников, посредством ознакомления учащихся с их основными правами на основе нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.

Задачами курса выступают:

людей, и, в частности, прав ребенка.

  • Освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав.

  • Развитие коммуникативных способностей, прежде всего устной речи.

  • Воспитание вдумчивого отношения и уважения к своим правам и правам других людей

Занятия проводятся в групповой форме, продолжительность

занятий 40 минут. На изучение темы предусматривается в основном 2 часа: один час -теория, а второй - выполнение практических заданий.

При изучении тем факультатива используются:


  • памятки,

  • тесты,

  • тексты документов («Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка», «Конституция РФ, Устав школы)

  • мини-спектакли по темам программы,

  • карточки с правовыми ситуациями,

  • таблицы,

  • кроссворды.


Формы и методы обучения:

1 .Беседа,

2.Практикум (работа с текстом документов, работа с раздаточным материалом),

3.Занятие - тренинг,



  1. Мини - сочинение,

  2. Устный журнал,

  3. Ролевые игры,

  4. Лекции с элементами беседы,

  1. Опережающие задания,

  2. Разработка проекта,

10. Работа с книгой,

11. Эссе.



Содержание факультативного курса

( 35 часов) Раздел 1

Права ребенка, права человека 1. Большая забота о маленьких детях

Продолжить знакомство детей с идеей возникновения прав ребенка, с принятыми соответствующими документами.



  1. Право на жизнь

Расширять знания детей о праве человека на жизнь, учить сохранению жизни.

  1. Вся семья вместе - и душа на месте

Познакомить детей с ролью семьи в обществе, с обязанностями членов семьи; дать элементарные представления о механизме защиты прав ребенка.

4. Казнить нельзя, помиловать?

Способствовать осознанию ребенком права на неприкосновенность его личности, формировать умение отстаивать свое право на защиту от физического и психического насилия.



5.Все мы разные

Помочь учащимся проявить свою

индивидуальность; учить проявлять заботу о ближнем.

6. Школа моей мечты

Расширить знания школьников о праве на образование.

7. Клятва Гиппократа. Что она означает?

Расширить знания школьников о праве на охрану здоровья и медицинское обслуживание.

8. Труд детей

Уточнить представления школьников о понятиях "непосильный труд", "самообслуживание", "эксплуатация детского труда". Формировать осознание того, что труд является главным источником материальных благ.



Раздел 2 Защита прав

  1. Страна справедливости

Учить детей замечать нарушения прав человека.

  1. Расскажи мне обо мне

Расширить знания учащихся о том, что означает слово "мнение", учить высказывать свое мнение, уважать мнение других людей.

  1. Маленький, да удаленький

Учить детей цивилизованно защищать и отстаивать свои права.

  1. Чтобы достойно жить

Закрепить знания о правах человека, учить применять полученные знания на практике.

  1. Мои права - моя свобода

Развивать у учащихся осознанное понимание понятия "свобода" в реальной человеческой жизни.
Раздел 3 Единство прав и обязанностей

  1. За что я в ответе

Можно ли быть свободным без ответственности? Формировать понятие "ответственность", показать значимость понятий "свобода" и "ответственность" в жизни человека.

  1. Устав школы

Закрепить знания основных прав и обязанностей ученика; показать учащимся, что учеба является правом и обязанностью ученика.

  1. Мои обязанности

Воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям. Показать школьникам единство прав и обязанностей.

Раздел 4 Повторение

1 Счастье твоё закон бережёт

Актуализировать основные понятия курса о правах человека.



2. Подведение итогов

Обобщить знания, полученные на занятиях



Ожидаемые результаты

В процессе изучения факультатива «Ты и твои права» учащиеся 6-ого

класса


  1. получат представление об:

  • основных правах, и в первую очередь о правах ребенка;

  • соблюдении хороших манер при общении с незнакомыми людьми при

различных обстоятельствах;

  • основных нравственно-правовых нормах, ценностях и понятиях (жизнь, равноправие, честь и достоинство, милосердие, правонарушения, преступления и т.д.);

  1. смогут научиться:

  • защищать и отстаивать свои права;

- осуществлять выбор поведения на основе нравственно-правовых ценностей;

  • налаживать добрые взаимоотношения с окружающими людьми;

  • находить конструктивные пути выхода из конфликтной ситуации;

  • предвидеть последствия совершения необдуманных поступков;

  • разъяснять правила поведения другим детям;

  • оперировать терминами и формулировками;

- отстаивать свое мнение, используя доказательства, ссылаясь на статьи основополагающих документов;

-оценивать различные ситуации с точки зрения соответствия положениям Декларации и Конвенции по правам ребенка



Учебно-тематический план


№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Формы работы

Обеспечение

1

Большая забота о маленьких детях

2

Лекция

«Международные и Российские документы, защищающие твои права»



Тест

Конвенция о правах ребёнка



2

Право на жизнь

2

Беседа «Право в нашей жизни»

Конвенция о правах ребенка

Декларация прав ребенка Тест «Я и мои права»



3

Вся семья вместе - и душа на месте

2

Беседа

«Международный день семьи» Эссе «Счастье в семье - это, когда...»



Пословицы о семье

4

Казнить нельзя, помиловать?

2

Ролевая игра

Памятка «Как выжить, если вы в опасности»

5

Все мы разные

2

Занятие - тренинг

Кроссворд

«Качества

личности»

Анкета «Три

мушкетёра»

Тест «Конфликтный

ли ты человек?»

Схематическое

изображение

конфликта»



6

Школа моей мечты

2

Проект «Школа будущего»

Опережающие задания: придумать название школы, эмблему, девиз, правила поведения учащихся

7

Клятва Гиппократа. Что она означает?

2

Проект «Я бы в медики пошёл,

Плакат «Здоровье и его составляющие»










пусть меня научат»




8

"Груд детей

2

Лекция с

элементами

беседы

Обсуждение



ситуаций

Декларация прав ребёнка Материалы для обсуждения ситуаций

9

Страна

справедливости



2

Ролевая игра по правам ребёнка

Конвенция о правах ребёнка

Тест «Проверь свои знания»



10

Расскажи мне обо мне

2

Ролевая игра «Поверь в себя»

Тексты игровых заданий

Тест «Познай себя»



11

Маленький, да удаленький

2

Практикум

« Закон один для

всех»


Памятка «Как выжить, если вы в опасности» Карточки: 1 и 2 Правовой статус несовершеннолетних с рождения до совершеннолетия

12

Чтобы достойно жить

:

Литературно -

правовая


викторина

Текст викторины Задание: определить какими правами пользуются дети и подростки

13

Мои права - моя свобода

2

Урок -

размышление






14

За что я в ответе

2

Ролевая игра

Тексты правовых заданий

15

Устав школы

2

Практикум «Права и обязанности школьников»

Устав школы Модель «Права и обязанности ученика»

16

Мои обязанности

2

Мини -сочинение




17

Счастье твоё закон бережёт

2

Тестирование

Текст теста

18

Подведение итогов

1

Устный журнал «Я знаю свои права и знаю, что нет прав без обязанностей»

Карточки с правовыми ситуациями Опережающие задания


Формы контроля и методы оценки знаний

Объектом оценки результатов учащихся при изучении данного курса

должны стать следующие компоненты:


  1. знания о правах и осуществление прав ребенка, о его обязанностях, о морали и нравственных ценностях;

  2. конкретные умения и навыки действий.

В процессе обучения используются текущий, тематический и итоговый контроль.

Формы контроля:

  1. устный опрос,

  2. тестирование,

  3. викторины,

  4. выполнение заданий на выявление операционных умений,

  5. моделирование жизненных ситуаций,

  6. составление кроссвордов, ребусов;

  7. защита проектов.

Все занятия по данному курсу моделируются на основе жизненных ситуаций. Это позволяет ставить школьников перед выбором действия, поступка. Они учатся находить верные решения, приходят к выводу о том, что надо знать и уметь, чтобы не нарушать права друг друга. Основная цель занятий - добиться, чтобы дети поверили в свои права. Не обязательно заучивать формулировки прав или статей из Конвенции, неважно, если дети не запомнили всех прав, которые обсуждались на уроках. Главное, чтобы они поняли и всегда знали, что у них есть права, есть Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, а уточнить какие-то моменты по поводу определенного права они всегда смогут, взяв текст или обратившись за помощью к учителям, родителям.



Список литературы для учителя

1 .Азбука права: разработка занятий в начальной школе/ авт.-сост. Н.Н.Бобкова. - Волгоград: Учитель, 2009.



2.Внеклассные мероприятия по обществознанию. 8-11 классы. Классные часы, общешкольные мероприятия. / А.Т. Корнева. - М: Глобус, 2008.

  1. Декларация прав ребенка.

  2. Дереклеева Н.И.Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя:

5-9 классы. - М.:ВАКО2007

  1. История. Обществознание. 5-11 классы: внеклассные мероприятия / авт.-сост. Л.Л. Кочергина. - Волгоград: Учитель, 2009 6.

6. Кравченко А.И., Певцова Е.А.
Обществознание. Учебник для 6 класса
М.: «Русское слово» 2007.

  1. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. / В.А. Великородная, О.Е. Жиренко, Т.М. Кумицкая. - М: ВАКО, 2006.

  2. Конвенция о правах ребенка.

  1. Конституция Р.Ф.

  2. Формирование здорового образа жизни. 5-11 классы: классные часы / авт.-сост. Т.И. Магомедова, Л.Н. Канищева. - Волгоград: Учитель, 2007.

Рекомендуемая литература для учащихся

  1. Введение в обществознание. Граждановедение: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Е.С. Королькова, Н.Г. Суворова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2006.

  2. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 5 классов, их родителей и учителей. / Я.В. Соколов. - 5-е изд. - М: Научно-внедренческий Центр «Гражданин», 1999.

  3. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 6 классов, их родителей и учителей. / Я.В. Соколов. - 5-е изд. - М.: Научно-внедренческий Центр «Гражданин», 1999.

  1. Декларация прав ребенка.

  2. Конвенция о правах ребенка.

  3. Конституция Р.Ф.

При изучении курса предполагается помощь в работе по документам со стороны родителей.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал