Пояснительная записка Офтальмология



Скачать 275.35 Kb.
Дата01.10.2017
Размер275.35 Kb.
ТипПояснительная записка




СоставителИ:

Л.Н.Марченко, заведующая кафедрой глазных болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор;

М.Ф.Джумова, доцент кафедры глазных болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент

Рецензенты:

Кафедра офтальмологии Учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»;

Т.А.Имшенецкая, заведующая кафедрой офтальмологии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», доктор медицинских наук, профессор

Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой глазных болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 4 от 11.11.2011 г.);

Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 3 от 14.12.2011 г.);

Секцией по специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию

(протокол № 2 от 16.12.2011 г.)

Пояснительная записка

Офтальмология – дисциплина, содержащая систематизированные научные данные о патогенезе, этиологии, клинической картине, диагностике, лечении и профилактике заболеваний органа зрения.

Типовая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:



      • образовательным стандартом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» (ОС РБ 1-79 01 03-2008), утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 мая 2008 г. № 40;

      • типовым учебным планом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» (регистрационный № L 79-008/тип.), утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 16 апреля 2008 г.

Типовая учебная программа дисциплины «Офтальмология» включает новейшие научные данные по этиологии, патогенезу, клинической картине, диагностике, лечению и профилактике заболеваний органа зрения. Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции.

Цель преподавания и изучения дисциплины «Офтальмология» состоит в формировании базовых знаний, которые позволят овладеть основными принципами диагностики и лечения заболеваний глаз.

Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:

–методов исследования глаза и придаточного аппарата, методов исследования зрительных функций;

–диагностики и клинических проявлений наиболее распространенных заболеваний глаз;

–основных заболеваний глаз, приводящих к постепенному снижению зрения и слепоте;

–диагностики и клинических проявлений профессиональных заболеваний органа зрения и заболеваний глаз, в патогенезе которых существенное значение имеют эпидемические, генетические и экологические факторы;

–методов профилактики повреждений органа зрения, профессиональных заболеваний глаз и эпидемических вспышек;

–способов оказания неотложной медицинской помощи при травмах органа зрения.

Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции, основа которой заключается в знании и применении:

– умений выявлять симптомы заболеваний глаз, способствующих формированию клинического мышления при соблюдении норм медицинской этики и деонтологии;

– методов диагностики офтальмопатологии, в том числе основных заболеваний глаз, приводящих к постепенному снижению зрения и слепоте;

– методов по оказанию неотложной медицинской помощи при травмах органа зрения;


Программа отличается от предыдущих изменениями, проведенными в соответствии с новым типовым учебным планом, с учетом достижений современной науки и практики в области офтальмологии. Переработана тема «Профессиональные заболевания глаза и его придаточного аппарата. Профилактика».

Специфика подготовки студентов по специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» определяет необходимость целенаправленного изучения студентами вопросов охраны зрения населения; основных заболеваний глаз, в патогенезе которых существенное значение имеют эпидемические, генетические и экологические факторы; методов профилактики профессиональных заболеваний глаз и эпидемических вспышек.

Преподавание и успешное изучение дисциплины «Офтальмология» осуществляется на базе приобретенных студентами знаний и умений по разделам следующих дисциплин:

Медицинская и биологическая физика. Медицинские приборы и аппаратура, используемые в офтальмологии.

Медицинская биология и общая генетика. Биологические основы жизнедеятельности человека. Биология клетки. Протозоология. Биология простейших. Фило-опто-морфогенез зрительного анализатора и его взаимосвязи с другими анализаторами.

Латинский язык. Знание латинских и греческих словообразовательных элементов и определенного минимума терминологии на латинском языке.

Анатомия человека. Строение органа зрения.

Гистология, цитология, эмбриология. Методы гистологических и цитологических исследований.

Нормальная физиология. Зрительный анализатор. Функции.

Микробиология, вирусология, иммунология. Возбудители инфекционных и паразитарных заболеваний человека, их микробиологическая характеристика. Понятие об иммунитете и аллергии. Общая характеристика реакций клеточного и гуморального иммунитета. Проведение мазка, посева, соскоба.

Патологическая анатомия. Воспаление: понятие, этиология и патогенез, классификация (банальное воспаление, специфическое воспаление).

Фармакология. Механизмы действия лекарственных средств, дозировки и способы введения. Систематизация лекарственных средств по их эффекту.
Структура учебной программы по дисциплине «Офтальмология» включает два раздела: общая и частная офтальмология.

Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины

Студент должен знать:



    • анатомию, гистологию и взаимоотношение составных частей глазного яблока, защитного и вспомогательного аппарата глаза, физиологическое назначение каждого отдела и всего глаза в целом, функции защитного и вспомогательного аппарата глаза, методы исследования органа зрения;

    • зрительные функции и методы их исследования, патологию зрительных функций;

    • виды, методы определения клинической рефракции и астигматизма, способы коррекции аномалий рефракции и астигматизма, виды нарушений аккомодации;

    • этиологию, классификацию, патогенез, клиническую картину, диагностику и дифференциальную диагностику, методы профилактики и лечения наиболее распространенных заболеваний глаз;

    • клинические проявления заболеваний глаз, в патогенезе которых существенное значение имеют эпидемические и экологические факторы;

    • клинические проявления и методы профилактики профессиональных заболеваний глаз;

    • признаки травматических повреждений органа зрения (механических травм, термических, химических и лучевых ожогов, контузий).

Студент должен уметь:

    • исследовать зрительные функции;

    • ставить диагноз при заболеваниях век и конъюнктивы;

    • проводить профилактику профессиональных заболеваний глаз, травм органа зрения и эпидемических вспышек;

    • ориентироваться в основных заболеваниях глаз, приводящих к снижению зрения и слепоте;

    • оказывать неотложную медицинскую помощь при травмах органа зрения.


Характеристика рекомендуемых методов обучения. При организации обучения рекомендуется использовать традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия, а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и практических занятий), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети учреждения высшего образования и Internet.

Практические занятия проводятся на базе глазных отделений. На практических занятиях студенты изучают вопросы общей и частной офтальмологии, обучаются методам исследования органа зрения и зрительных функций. Необходимым условием организации практических занятий является ознакомление студентов с требованиями санитарно-противоэпидемического режима, правилами внутреннего трудового распорядка, техникой безопасности, вопросами этики и деонтологии.

В методике проведения занятий рекомендуется предусмотреть работу студентов под руководством преподавателя в диагностических кабинетах, перевязочной и операционной. Самостоятельная работа студентов организуется во время внеаудиторной работы.

Организация самостоятельной работы студентов рекомендуется в формах:



  • подготовки и оформления учебной истории болезни (академическую историю болезни рекомендуется выполнять после изучения темы «Патология хрусталика и патология сосудистого тракта глаза»);

  • решения ситуационных задач;

  • подготовки рефератов в целях усвоения, закрепления и углубления знаний каждой темы дисциплины. Подготовка рефератов предполагает сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации.

Контроль знаний студентов рекомендуется осуществлять путем опроса, бесед, выполнения письменных контрольных заданий и тестирования. Текущая аттестация проводится в форме зачета.
Распределение бюджета учебного времени

Шифр, название

Специальности



Семестр

Количество часов учебных занятий

Форма аттестации

всего

в т.ч. аудиторных

из них

самостоятельных внеаудиторных

лекций

лабораторных

практических

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело»

10

64

42

12

-

30

22

зачет

Всего часов




64

42

12



30

22




ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела (темы)

Количество часов

аудиторных занятий



лекций

Практических

1. ОБЩАЯ ОФТАЛЬМОЛОГИЯ

2

10

1.1. Офтальмология и краткая история ее развития

1

-

1.2. Анатомия, физиология и функции составных частей глаза и придаточного аппарата

1

2

1.3.Зрительные функции и методы их исследования

-

2

1.4. Методы исследования органа зрения

-

2

1.5. Физиологическая оптика, рефракция, аккомодация. Миопия

-

4

2. ЧАСТНАЯ ОФТАЛЬМОЛОГИЯ

10

20

2.1. Патология век, конъюнктивы и слезных органов

2

4

2.2. Патология роговицы и склеры

2

3

2.3. Патология хрусталика

-

2

2.4. Патология сосудистого тракта глаза

2

2

2.5. Глаукомы

2

3

2.6. Повреждения глаза и его придаточного аппарата

1

2

2.7. Ожоговые повреждения органа зрения

1

1

2.8. Профессиональные заболевания глаза и его придаточного аппарата. Профилактика

-

2

2.9. Изменения органа зрения при инфекционных заболеваниях организма. Профилактика

-

1

Всего часов

12

30

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Общая офтальмология

1.1. Офтальмология и краткая история ее развития

Офтальмология, ее содержание и задачи. Место офтальмологии в медицинской науке. Новейшие достижения мировой и отечественной офтальмологии, их значение в снижении глазной заболеваемости и в борьбе со слепотой. Офтальмология как область хирургии.

История отечественной офтальмологии. Возникновение и организация офтальмологической помощи населению в Республике Беларусь.

Структура и уровень глазной заболеваемости, слабовидения и слепоты. Профилактические мероприятия в области охраны зрения. Задачи врачей в охране зрения населения, профилактике заболеваний и повреждений глаз. Вопросы диспансеризации. Профессиональный отбор, медицинская экспертиза в офтальмологии. Показания к назначению группы инвалидности при патологии органа зрения.



1.2. Анатомия, физиология и функции составных частей глаза и придаточного аппарата

Эволюция органа зрения. Развитие глаза человека в онтогенезе. Стадии развития органа зрения у эмбриона и плода.

Глазное яблоко. Возрастная динамика, величины веса, формы глазного яблока. Наружная оболочка глаза (роговица и склера). Сосудистый тракт (радужная оболочка, цилиарное тело, хориоидея). Сетчатка. Строение и функции сетчатки. Хрусталик, стекловидное тело, передняя и задняя камеры глаза. Зрительный путь. Топографическая анатомия 4 отделов зрительного нерва. Хиазма, зрительный тракт, подкорковые зрительные центры. Зрительные центры коры головного мозга. Веки, анатомия и функции. Конъюнктива, анатомия и функции. Слезные органы. Слезопродуцирующий аппарат. Слезопроводящие пути. Глазодвигательный аппарат. Орбита, строение, содержимое, топографическая анатомия, функции. Сосуды и нервы глаза и его придаточного аппарата.

1.3. Зрительные функции и методы их исследования

Физиология зрительного восприятия. Патология зрительных функций: центрального, периферического зрения, цветоощущения, светоощущения и бинокулярного зрения. Основные принципы диагностики нарушений зрительных функций. Современные методы исследования зрительных функций. Острота зрения как функция желтого пятна. Определение остроты зрения по формуле Снеллена. Принцип устройства таблиц для проверки остроты зрения. Периферическое зрение как функция парацентрального и периферических отделов зрения. Кинетическая и статическая периметрия, контрольный способ определения полей зрения. Дефекты в поле зрения – сужения границ, гемианопсии, скотомы. Виды врожденных и приобретенных расстройств цветового зрения, их частота. Роль наследственности. Методы исследования цветового зрения. Изополихроматические таблицы Е.Б.Рабкина и принципы их построения. Роль исследования цветового зрения для диагностики поражения различных отделов органа зрения. Методы исследования темновой адаптации. Гемералопия врожденная, эссенциальная, симптоматическая; связь ее с общим состоянием организма. Причины расстройства бинокулярного зрения, методы исследования.



1.4. Методы исследования органа зрения

Порядок исследования пациента с заболеваниями глаз. Основные методы исследования органа зрения. Наружный осмотр глаза и его придаточного аппарата. Методы бокового или фокального освещения. Техника простого и комбинированного бокового освещения. Исследование в проходящем свете. Исследование хрусталика и стекловидного тела. Офтальмоскопия. Исследование сетчатки, хориоидеи, диска зрительного нерва. Биомикроскопия. Значение биомикроскопии для диагностики и наблюдения за течением глазных заболеваний. Эхобиометрия. Офтальмотонометрия.



1.5. Физиологическая оптика, рефракция, аккомодация. Миопия

Оптическая система глаза. Виды клинической рефракции. Характеристика гиперметропии, миопии и эмметропии. Анизометропия. Астигматизм, его виды. Методы исследования клинической рефракции: субъективный и объективные – скиаскопия и авторефрактометрия.

Аккомодация. Пресбиопия. Аккомодативная астенопия.

Миопия. Роль наследственности в происхождении близорукости. Современные теории происхождения миопии. Принципы коррекции аномалий рефракции. Лечение медикаментозное и хирургическое. Профилактика развития миопии. Режим и гигиена зрительной работы.



2. Частная офтальмология

2.1. Патология век, конъюнктивы и слезных органов

Воспалительные заболевания век. Болезни края век. Различные виды блефаритов. Заболевания хряща век, сальных и мейбомиевых желез. Консервативное и хирургическое лечение. Аллергические заболевания век.

Аномалии развития и положения век. Колобома век, лагофтальм, заворот и выворот век, эпикантус. Врожденный и приобретенный птоз. Осложнения птоза (амблиопия, косоглазие). Показания, принципы и методы хирургического лечения.

Патология слезопродуцирующего и слезоотводящего аппарата. Методы исследования слезных органов. Патология слезных желез. Синдром Сьегрена. Патология слезоотводящих путей. Патология слезных точек, слезных канальцев, слезного мешка и слезно-носового канала. Дакриоцистит новорожденных. Хронический дакриоцистит. Принципы и методы лечения дакриоциститов. Флегмона и фистулы слезного мешка.

Конъюнктивиты. Классификация. Методы этиологической диагностики. Частота, возбудители, пути заражения, характерные клинические признаки, причины возможных осложнений при гонобленнорейном, дифтерийном, аденовирусном, пневмококковом, остром эпидемическом, весеннем конъюнктивитах. Дифференциальная диагностика конъюнктивитов.

Профилактические мероприятия по предупреждению эпидемических вспышек конъюнктивитов.

Трахома. Патогенез, клиника, принципы и длительность лечения, меры профилактики трахомы. Осложнения, исходы. Дегенеративные изменения конъюнктивы. Опухоли конъюнктивы.

2.2. Патология роговицы и склеры

Кератиты. Общая симптоматика, классификация кератитов. Экзогенные (инфекционные бактериальные, грибковые и вторичные катаральные кератиты), эндогенные (герпетические, туберкулезные, сифилитические) кератиты. Нейропаралитический кератит. Авитаминозные кератиты. Кератиты невыясненной этиологии. Методы диагностики. Средняя продолжительность течения различных кератитов. Принципы и длительность лечения. Осложнения, исходы повреждений и заболеваний роговицы. Кератопластика.

Профессиональные поражения роговицы. Профилактика.

Врожденные аномалии развития роговой оболочки. Микро- и макрокорнеа, кератоконус, кератоглобус. Дистрофии и дегенерации роговой оболочки.

Воспаления склеры: эписклериты, склериты, абсцессы склеры. Аномалии цвета и формы склеры. Синдром голубых склер, меланоз, стафиломы.

2.3. Патология хрусталика

Виды и частота патологии хрусталика. Методы диагностики.

Классификация катаракт. Современные принципы лечения. Удельный вес в структуре слабовидения и слепоты.

Возрастные (старческие) катаракты. Корковые, бурые, смешанные. Клиника. Стадии развития катаракт. Консервативное лечение в начальных стадиях. Показания к операции. Методы экстракции катаракт. Криоэкстракция. Факоэмульсификация. Вторичные (послеоперационные катаракты). Причины возникновения, клиника, лечение. Показания, сроки и методы операций. Исходы.

Осложненные катаракты. Возникновение катаракт на почве общих заболеваний (диабет), общих инфекций (дифтерия, оспа, малярия), при глазных процессах (глаукома, миопия, увеит, пигментная дегенерация сетчатки, отслойка сетчатки), в результате отравления ртутью, нитритами, белкового голодания, ионизирующей радиации, повреждений и др. Клиническая картина этих видов катаракт. Прогностическое значение возникновения осложненных катаракт при общих заболеваниях. Лечение катаракт в зависимости от этиологии процесса и степени помутнения хрусталика.

Врожденные катаракты. Классификация катаракт у детей. Показания к оперативному лечению в зависимости от величины катаракты, ее локализации, остроты зрения, возраста ребенка.

Интраокулярная коррекция. Афакия, ее признаки, принципы коррекции афакии для зрения вдаль и вблизи. Коррекция односторонней афакии. Патология положения хрусталика.

2.4. Патология сосудистого тракта глаза

Частота заболеваний сосудистого тракта среди общей глазной патологии. Структура заболеваний сосудистого тракта (воспалительные, дистрофические процессы, новообразования, врожденные аномалии). Тяжелые исходы как причина слабовидения и слепоты. Профилактика слепоты и слабовидения при увеитах.

Воспаления сосудистого тракта. Этиология, патогенетические механизмы развития увеитов: инфекционно-метастатические и токсико-аллергические. Классификация увеитов по течению, локализации, клинико-морфологической картине, этиологии, иммунологии. Основные морфологические, функциональные признаки и механизмы развития передних увеитов (иридоциклитов); задних увеитов (хориоидитов); панувеитов. Возрастные особенности течения и исходов увеитов. Диагноз заболеваний сосудистого тракта в зависимости от их этиологии по клинической, лабораторной, рентгенологической и иммунологической картине (коллагенозные, вирусные, туберкулезные, сифилитические, токсоплазмозные, фокальные и т.д.). Организация, принципы, методы общего и местного лечения передних и задних увеитов в зависимости от этиологии и характера процесса. Осложнения увеитов. Метастатическая офтальмия. Исходы, профилактика.

Дистрофические заболевания радужной оболочки и цилиарного тела. Частота заболевания. Причины возникновения. Формы (хроническая дисфункция цилиарного тела, синдром Фукса). Дифференциальная диагностика с передними увеитами. Клиника, течение, принципы лечения.



2.5. Глаукомы

Определение глаукомы. Частота и распространенность заболевания. Социальное значение глаукомы как одной из главных причин слепоты. Внутриглазное давление. Циркуляция водянистой влаги. Регуляция внутриглазного давления. Основные типы глауком.

Первичные глаукомы. Современные взгляды на этиологию и патогенез. Факторы, предрасполагающие к развитию глауком. Наследственные факторы при глаукоме. Классификация первичной глаукомы. Клиническое течение открытоугольной и закрытоугольной глаукомы. Абсолютная глаукома. Методы диагностики глаукомы: тонометрия, электротонография, биомикроскопия, офтальмоскопия, гониоскопия, периметрия. Методы ранней диагностики глаукомы. Субъективные и объективные симптомы в зависимости от стадии заболевания. Клиническое течение острого приступа глаукомы, общие и местные симптомы. Патогенез острого приступа. Дифференциальная диагностика с острым иридоциклитом, с рядом общих заболеваний. Неотложная терапия острого приступа глаукомы. Показания к хирургическому лечению. Молниеносная глаукома.

Принципы консервативного лечения открытоугольной и закрытоугольной глаукомы. Медикаментозное местное лечение, механизм действия, принципы назначения препаратов в зависимости от формы глаукомы. Использование средств общего воздействия. Режим, диета, трудоустройство. Показания к хирургическому лечению. Принципы патогенетически ориентированных операций. Использование физических факторов в лечении глаукомы (лазеры, высокие и низкие температуры). Диспансеризация пациентов с глаукомой. Профилактика слепоты от глаукомы.

Вторичные глаукомы: увеальная, факогенная, сосудистая, травматическая, дегенеративная, неопластическая. Особенности течения и лечения. Исходы.

Врожденная глаукома. Частота. Этиология и патогенез. Роль наследственности. Наиболее ранние признаки болезни. Клиника, течение. Гидрофтальм, буфтальм. Принципы, сроки и методы хирургического лечения врожденной глаукомы. Исходы, прогноз.

Профилактика слепоты от глаукомы.

2.6. Повреждения глаза и его придаточного аппарата

Место глазных повреждений в общем травматизме. Частота бытовых, школьных и производственных травм. Классификация повреждений глаза по этиологии, локализации, степени тяжести, наличию и свойствам инородных тел. Методы диагностики. Основные виды первичной медицинской помощи. Исходы. Лечение осложнений. Профилактика глазного травматизма.

Ранения век, конъюнктивы и слезных органов. Первичная медицинская помощь при них.

Ранения глаза. Классификация: непроникающие, проникающие; простые, сложные, с осложнениями. Симптоматика прободных ранений роговицы и склеры. Признаки сквозных ранений. Первичная медицинская помощь. Первичная хирургическая обработка. Методы определения и локализации инородных тел. Рентгенодиагностика инородных тел в глазу. Принципы удаления магнитных и амагнитных инородных тел. Металлоз и сроки его проявления. Механизм развития различных симптомов при металлозах. Осложнения проникающих ранений: травматический негнойный иридоциклит, гнойный иридоциклит, эндофтальмит, панофтальмит. Клиника, течение, лечение, исходы.

Симпатическая офтальмия. Частота и сроки возникновения, этиология и патогенез. Клинические формы. Общее и местное лечение, прогноз, профилактика. Показания к удалению раненого глаза и сроки операции.

Тупые повреждения глазного яблока. Их частота, клиника, течение, исходы. Классификация по степени тяжести, принципы лечения.

Особенности детского травматизма. Причины, частота проникающих ранений, профилактика. Особенности боевых повреждений. Особенности производственного травматизма, микротравматизм, методы индивидуальной и общественной профилактики.

2.7. Ожоговые повреждения органа зрения

Ожоги органа зрения: химические, термические, лучевые. Классификация ожогов по степени их тяжести и распространенности. Особенности клиники, течения и лечения ожогов, вызванных кислотами, щелочами, кристаллами марганца. Оказание неотложной медицинской помощи. Лечение ожогов: консервативное и хирургическое.



2.8. Профессиональные заболевания глаза и его придаточного аппарата. Профилактика

Поражения органа зрения, вызванные физическими факторами (микроволновое излучение, инфракрасное излучение, видимая часть спектра больших яркостей, ультрафиолетовое излучение, рентгеновское и ионизирующее излучение, радиоволны, лазерное излучение в различных частях спектра, сварка). Профилактика.

Действие вибрации и ультразвука на орган зрения. Профилактика.

Производственные поражения органа зрения металлами и их соединениями. Офтальмомеркуриализм, офтальмосатурнизм, офтальмоаргирия. Поражения глаз сероуглеродом, мышьяком и его соединениями, оксидом углерода. Табачная амблиопия.

Производственные поражения органа зрения синтетическими соединениями (тринитротолуол, гидрохинон). Поражения глаз синтетическими красителями. Поражения глаз ядохимикатами в сельском хозяйстве (ФОС, хлорорганическими ядохимикатами, фтором и фтористым водородом, серой, пестицидами и др.). Поражения глаз на производстве синтетических высших спиртов.

2.9. Изменения органа зрения при инфекционных заболеваниях организма. Профилактика

Офтальмологические симптомы при инфекционных заболеваниях (корь, коклюш, скарлатина, ветряная оспа, эпидемический паротит, полиомиелит, дифтерия, дизентерия, лимфоретикулез доброкачественный). Профилактика. Офтальмологические симптомы при ВИЧ-инфекции. Профилактика.



Информационно-методическая часть
Литература

Основная:

  1. Бирич, Т.А. Офтальмология / Т.А.Бирич, Л.Н.Марченко, А.Ю.Чекина. М.: Медицина, 2007. 555 с.

  2. Ерошевский, Т.И. Глазные болезни / Т.И.Ерошевский, А.А.Бочкарева. М.: Медицина, 1989. 448 с.

Дополнительная:

  1. Аветисов, Э.С. Оптическая коррекция зрения / Э.С.Аветисов, Ю.З.Розенблюм. М.: Медицина, 1994. 200 с.

  2. Аветисов, Э.С. Руководство по детской офтальмологии / Э.С.Аветисов, Е.И.Ковалевский, А.В.Хватова. М.: Медицина, 1987. 496 с.

  3. Бирич, Т.А. Радиационная катаракта: этиопатогенез, клиника, дифференциальная диагностика, лечение и профилактика: метод. реком. / Т.А.Бирич, А.Ю.Чекина. Мн., 2000. 29 с.

  4. Гундорова, Р.А. Травмы глаза / Р.А.Гундорова, А.А.Малаев, А.М.Южаков. М.: Медицина, 1986. 368 с.

  5. Глазные болезни в вопросах и ответах / под ред. Г.И.Должич. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 413 с.

  6. Даниличев, В.Ф. Современная офтальмология / В.Ф.Даниличев. СПб.: Питер Пресс, 2000. 667 с.

  7. Егоров, Е.А. Офтальмофармакология / Е.А.Егоров, Ю.С.Астахов, Т.В.Ставицкая. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. 464 с.

  8. Зайцева, Н.С. Увеиты / Н.С.Зайцева, Л.А.Кацнельсон. М.: Медицина, 1995. 317 с.

  9. Ковалевский, Е.И. Глазные болезни / Е.И.Ковалевский. М.: Медицина, 1987. 367 с.

  10. Курышева, Н.И. Глаукомная оптическая нейропатия / Н.И.Курышева. М.: МЕДпресс-информ, 2006. 136 с.

  11. Нестеров, А.П. Глаукома / А.П.Нестеров. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. 360 с.

  12. Терапевтическая офтальмология / под ред. М.Л.Краснова, Н.Б.Шульпиной. М.: Медицина, 1985. 360 с.


Критерии оценок результатов учебной деятельности

  1. баллов — десять:

Выставляется студенту, показавшему всесторонние систематизированные и глубокие знания по всем разделам учебной программы, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы, свободно владеющему основными понятиями курса офтальмологии, полностью усвоившему основную и дополнительную литературу, рекомендованную программой, стилистически грамотно и логически правильно излагающему материал. Студент должен проявлять способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы, уметь критически оценивать и анализировать теории, направления и концепции в офтальмологии, использовать при ответе знания других дисциплин. Студент должен принимать активное участие в групповых обсуждениях, показывать высокий уровень культуры исполнения заданий.

9 баллов – девять:
Заслуживает студент, показавший глубокие и систематизированные знания по всем разделам учебной программы, свободно владеющий основными понятиями курса офтальмологии, полностью усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, стилистически грамотно и логически правильно излагающий материал. Студент должен проявлять способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в рамках учебной программы, ориентироваться в основных теориях и концепциях в офтальмологии и давать им критическую оценку. Студент должен принимать активное участие в групповых обсуждениях, показывать высокий уровень культуры исполнения заданий.
8 баллов – восемь:
Выставляется студенту, показавшему систематизированные и глубокие знания по поставленным вопросам в объеме учебной программы, грамотно и логически правильно излагающему материал, свободно владеющему основными понятиями курса офтальмологии, усвоившему основную и знакомому с дополнительной литературой, рекомендованной программой, стилистически грамотно и логически правильно излагающий материал. Студент должен проявлять способность самостоятельно решать сложные проблемы в рамках учебной программы, уметь ориентироваться в основных теориях и концепциях в офтальмологии. Студент должен принимать активное участие в групповых обсуждениях, показывать высокий уровень культуры исполнения заданий.

7 баллов – семь:
Выставляется студенту, показавшему полные и глубокие знания по всем разделам учебной программы, хорошо излагающему материал, владеющему основными понятиями курса офтальмологии, усвоившему основную и знакомому с дополнительной литературой, рекомендованной программой, стилистически грамотно и логически правильно излагающему материал. Студент должен показывать систематический характер знаний по офтальмологии, проявлять способность самостоятельно решать сложные проблемы, ориентироваться в основных теориях и концепциях в офтальмологии. Студент должен принимать активное участие в групповых обсуждениях, показывать высокий уровень культуры исполнения заданий.
6 баллов – шесть:
Выставляется студенту, показавшему достаточно полные знания в объеме учебной программы, владеющему основными понятиями курса офтальмологии, хорошо излагающему материал, умеющему делать обоснованные выводы, усвоившему основную литературу, рекомендованную программой. Студент должен показывать систематический характер знаний по офтальмологии, проявлять способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы, ориентироваться в базовых теориях и концепциях в офтальмологии и давать им сравнительную оценку. Студент должен периодически принимать участие в групповых обсуждениях, показывать высокий уровень культуры исполнения заданий.
5 баллов – пять:
Выставляется студенту, показавшему достаточные знания в объеме учебной программы, владеющему основными понятиями курса офтальмологии, стилистически грамотно излагающему ответы на вопросы, умеющему делать обоснованные выводы, усвоившему основную литературу, рекомендованную программой. Студент должен проявить способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы, ориентироваться в базовых теориях и концепциях в офтальмологии и давать им сравнительную оценку. Студент должен принимать участие в групповых обсуждениях, самостоятельно работать на практических занятиях, показывать высокий уровень культуры исполнения заданий.

4 балла – четыре, ЗАЧТЕНО:
Выставляется студенту, показавшему достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта, владеющему основными понятиями курса офтальмологии, использующему научную терминологию, стилистически и логически излагающему ответы на вопросы, умеющему делать выводы без существенных ошибок, усвоившему основную литературу, рекомендованную программой. Студент должен проявить способность решать стандартные задачи под руководством преподавателя, уметь ориентироваться в основных теориях и концепциях в офтальмологии и давать им оценку. Студент должен работать на практических занятиях под руководством преподавателя, показывать допустимый уровень культуры исполнения заданий.
3 балла – три, НЕЗАЧТЕНО:
Выставляется студенту, показавшему недостаточно полный объем знаний в рамках образовательного стандарта, слабо владеющему основными понятиями курса офтальмологии, излагающему ответ на вопрос с существенными лингвистическими и логическими ошибками, некомпетентному в решении стандартных задач и не усвоившему часть основной литературы, рекомендованной программой, не умеющему ориентироваться в основных теориях и концепциях в офтальмологии, пассивному на практических занятиях, показавшему низкий уровень культуры исполнения заданий.
2 балла – два, НЕЗАЧТЕНО:
Выставляется студенту, показавшему фрагментарные знания в рамках образовательного стандарта, излагающему ответ на вопрос с грубыми стилистическими и логическими ошибками, знающему отдельные литературные источники, рекомендованные программой, пассивному на практических занятиях, показавшему низкий уровень культуры исполнения заданий.

1 балл – один, НЕЗАЧТЕНО:
Выставляется студенту, показавшему отсутствие знаний и компетенций в рамках образовательного стандарта или отказавшемуся от ответа.

Рекомендуемые средства диагностики

Оценка учебных достижений студента осуществляется с использованием фонда оценочных средств и технологий учреждения высшего образования. Фонд оценочных средств учебных достижений студента включает:



  • типовые задания в различных формах (устные, письменные, тестовые, ситуационные и т.п.);

  • контрольные работы;

  • учебные истории болезни и результаты дополнительных методов исследования (лабораторных, функциональных, лучевых и т.п.);

  • учебно-исследовательские работы студентов.

Фонд технологий контроля обучения включает:



  • устный опрос;

  • защиту реферата по теме учебной программы дисциплины;

  • текущую аттестацию по окончании изучения дисциплины с применением устной, письменной, тестовой и иных методик контроля обучения.




Сведения об авторах учебной программы:


Фамилия, имя, отчество

Марченко Людмила Николаевна

Должность, ученая степень, ученое звание

Заведующая кафедрой глазных болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», д.м.н., профессор

 служебный

(017) 227 81 95

Факс:

+375 44 795 22 54

E-mail:

adalidovitch@gmail.com




Фамилия, имя, отчество

Джумова Марина Федоровна

Должность, ученая степень, ученое звание

Доцент кафедры глазных болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», к.м.н., доцент

 служебный

(017) 227 81 95

Факс:

+375 29 696 74 57

E-mail:

marina_dzhumova@mail.ru



Каталог: dadvfiles
dadvfiles -> Пояснительная записка Урология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики по изучению заболеваний органов мочевой системы у женщин, заболеваний органов мочевой системы и половых органов у мужчин
dadvfiles -> Составители
dadvfiles -> Составители: Я. Я. Гордеев
dadvfiles -> Рекомендована к утверждению в качестве типовой
dadvfiles -> Рекомендована к утверждению в качестве типовой
dadvfiles -> Пояснительная записка Патологическая физиология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания о жизнедеятельности больного организма, о природе и механизмах устойчивости к заболеваниям, изучающая общие закономерности


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница