Пояснительная записка сд. 15 Клиническая фармакология для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы спо базовой подготовки



Скачать 152.98 Kb.
страница1/7
Дата02.05.2016
Размер152.98 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7
Пояснительная записка

СД.15 Клиническая фармакология

для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы СПО базовой подготовки
Клиническая фармакология является одной из основных составляющих современной терапии и занимает ключевое место в системе лечения больного. Практическая деятельность медицинской сестры непосредственно связана с использованием лекарственных препаратов - проведение фармакотерапии по назначению врача, оценка действия лекарств на пациента, оказание первой медицинской помощи при лекарственных отравлениях. В связи с этим в системе подготовки квалифицированной медицинской сестры студентам необходимо обладать знаниями дисциплины " Клиническая фармакология". Клиническая фармакология основывается на знаниях, полученных на предыдущих курсах дисциплин: "Фармакология", "Сестринское дело в терапии с курсом первичной помощи", "Сестринское дело в педиатрии", "Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии", "Сестринское дело в акушерстве и гинекологии".

Цель изучения данной дисциплины состоит в том, чтобы в процессе теоретической и практической подготовки дать базовые медицинские знания, необходимые для четкого выполнения врачебных назначений, осмысленного применения лекарственных препаратов.

Клиническая фармакология изучается на 4 курсе в цикле специальных дисциплин базового уровня СПО. Курс рассчитан на 48 часов аудиторного времени, из них- 36 часов теоретические занятия (лекции), 12 часов - практические занятия. Лекции дополняют и разъясняют материал учебника, обобщают учебный материал крупных разделов курса. На семинарско-практических занятиях проверяется усвоение учебного материала с помощью различных методов контроля, осуществляется углубление и закрепление знаний студентов путем разбора ситуационных задач, оценки рациональности комбинирования лекарственных средств, проведения фармакотерапии по назначению врача, вырабатываются навыки работы с литературой, медицинской документацией.

Рабочая программа дисциплины "Клиническая фармакология" состоит из двух разделов: "Общие вопросы клинической фармакологии" и "Частные вопросы клинической фармакологии". В разделе "Общие вопросы клинической фармакологии" рассматриваются основные вопросы фармакокинетики и фармакодинамики, виды побочного действия, взаимодействия лекарственных препаратов, особенности применения лекарственных средств у лиц пожилого возраста, у женщин в период беременности, у кормящих матерей, у новорожденных. Темы раздела "Частные вопросы клинической фармакологии" выбраны в соответствии с учетом эффективности лекарственных препаратов при конкретных наиболее распространенных заболеваниях. В связи с тем, что в городе Сургуте большое количество пациентов с патологией щитовидной железы и высокий уровень заболеваемости сахарным диабетом, считаю необходимым в раздел ввести изучение лекарственных средств, применяемых для лечения этих заболеваний.

Данная программа предусматривает широкое использование самостоятельной работы студентов в виде составления и заполнения таблиц, написания рефератов, составления кроссвордов, составления и решения задач на определение рациональности комбинирования препаратов, составления графологической структуры темы по предложенному образцу, и т.д. Подобный подход к обучению развивает логическое мышление, обеспечивает широкое привлечение студентов к учебно-исследовательской работе.

После изучения раздела "Частные вопросы клинической фармакологии" будет проведен тест-контроль, который поможет учащимся и преподавателю определить степень усвоения пройденного материала, а также даст возможность повторить все важные вопросы перед итоговым зачетом.

Итоговый контроль знаний будет проводиться в виде зачета: ответ на теоретический вопрос, решение задач на определение рациональности комбинированного применения препаратов и выписывание рецептов.
После изучения дисциплины "Клиническая фармакология", в соответствии с государственными требованиями, студент должен: иметь представление:


  • о фармакокинетике и фармакодинамике лекарственных препаратов; знать:

  • показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов;

  • характер взаимодействия лекарственных средств;

  • побочные эффекты лекарственных препаратов, методы их профилактики; уметь:

  • оценивать действие лекарственных препаратов на пациента;

  • проводить лекарственную терапию по назначению врача;

  • оказывать первую медицинскую помощь при лекарственных отравлениях.


Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 68 часа, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 (из них – теория -36 часов, практика – 12 часа);

- самостоятельной работы обучающегося - 20 часов.



Пояснительная записка

СД.10 Сестринское дело в офтальмологии

для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы СПО базовой подготовки
Рабочая программа по курсу "Сестринское дело в офтальмологии" предназначена для реализации требований Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки студентов по вышеуказанному курсу.

На основе изучения строения, функций органа зрения, этиологии, патогенеза, проявлений глазных заболеваний, задачей в конце освоения курса офтальмологии является полное овладение элементами сестринского процесса, умением применять современные подходы в уходе за больными с патологией органа зрения.

Социально-экономические реформы в России повысили потребность общества в оказании высококвалифицированной медицинской помощи. В соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки, принятой Постановлением Правительства РФ от 5.11.97г. № 1387 предусмотрено увеличение количества медицинских сестер. Особое значение придается высокой профессиональной подготовке среднего медицинского персонала.

В соответствии с выше сказанным, современная медицинская сестра должна владеть философией сестринского дела, знать и понимать, уметь применить сестринский процесс, уметь клинически мыслить, владеть искусством ухода, применять научные методы профессионального решения сестринских проблем, определять ситуацию, выявлять проблемы пациента, определять план действий.

Медицинская сестра должна быть компетентной, творчески активной. Необходимо поднять престиж профессии медицинской сестры и одновременно качество осуществления ухода за больными с учетом современных требований с применением этапов сестринского процесса.

В данной примерной программе дан обзор системы сестринского процесса и некоторые аспекты его применения при изучении предмета - "Сестринское дело в офтальмологии".


Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 56 часа, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 40 (из них теория - 16 часов, практика – 24 часа);

- самостоятельной работы обучающегося 16 часов.



Пояснительная записка

СД.ДВ.03 Онкология

для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы СПО базовой подготовки
Рабочая программа по дисциплине «Онкология» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначена для подготовки выпускников средних медицинских образовательных учреждений по специальности 060501 «Сестринское дело».

Онкологические заболевания имеют тенденцию к значительному распространению, характеризуются многообразными клиническими проявлениями. Лечение таких больных должно проводиться в специализированных клиниках. Задачей медицинской сестры является своевременное выявление и направление к специалистам пациентов и пациенток с подозрением на онкологическую патологию. Средний медицинский работник обязан проводить среди населения профилактическую работу, участвовать в организации систематического прохождения диспансеризации для выявления злокачественных новообразований на ранних их стадиях.

Цель: Сформировать и закрепить у студентов систему знаний в области онкологии.

Задачей преподавания дисциплины «Онкология» является формирование у студентов целостного представления об онкологии как самостоятельной научной и практической дисциплине. При изучении курса студенты должны получить подготовку в вопросах профилактики онкологических заболеваний, ранней диагностики злокачественных новообразований, знания по организации онкологической службы, выявлению проблем пациента, нарушению их потребностей для своевременного направления пациентов к онкологам, организацию сестринских вмешательств, при уходе за онкологическими пациентами.

Студенты, при изучении предмета, расширяют свои знания путем изучения дополнительной специальной литературы по онкологии, сбора анамнеза у онкологических пациентов, при подготовки самостоятельной работы. Формы самостоятельной работы могут быть следующие: подготовка и сообщение реферативных сообщений, проведение студенческих исследовательских работ, беседа с пациентами, статистические исследования, изучение лабораторных и инструментальных исследований и др. В процессе преподавания уделено серьезное внимание профессиональной этике, вопросам медицинской экспертизы, ухода и трудоиспользования онкологических больных.

Практические умения студенты получают при обследовании курируемых пациентов, .участии в перевязках, поликлинических приемах, диагностических процедурах, и проведении эндоскопических, лучевых методах обследования.

Теоретические занятия проводятся в кабинетах БУ «Сургутский медицинский колледж». Базой для практических занятий по онкологии, является онкологическое хирургическое отделение СЦКБ.

Для контроля знаний предусмотрены задания: решение ситуационных задач, тестовый контроль. По окончании дисциплины «Онкология» студенты сдают зачет по дисциплине. Вопросы по онкологии включены в билеты по терапии, хирургии, акушерству и гинекологии в рамках итоговой государственной аттестации.


Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 76 часа, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 40 (из них теория - 16 часов, практика – 24 часа);

- самостоятельной работы обучающегося - 36 часов.



Пояснительная записка

СД.08 Сестринское дело в психиатрии с курсом наркологии

для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы СПО базовой подготовки
Рост заболеваемости пограничными состояниями, посттравматическими, в том числе, пост, психическими расстройствами, алкоголизмом и наркоманией диктует обществу необходимость совершенствования медицинской помощи таким больным. Осуществляется эта помощь специализированной с психиатрической и наркологической службами. Совершенствование психиатрической помощи, смещение акцента на реабилитацию психически больных и на возвращение их в общество неразрывно связаны во всем мире с возрастанием роли медицинской сестры. Уникальная функция медсестры при уходе за психическими больными состоит в том, чтобы правильно оценить состояние больного, обеспечить адекватный уход не травмируя психику пациента, установить контакт с любой категорией больных и их родственниками, привлечь последних к совместному процессу лечения и т.п.

Реформа сестринского дела, внедрение сестринского процесса подразумевает новые понимания роли медсестры в психиатрии, требуя от нее не только хорошей технической подготовки, но и умения работать с пациентом как с личностью, осуществлять вмешательство на уровне семьи и социальной группы.

На выполнение этих требований направлен цикл «Сестринское дело в психиатрии с курсом наркологии».

Рабочая программа по предмету составлена в соответствии с требованиями ГОС СПО и примерной учебной программой. Преподавание предмета ведется в виде теоретических (лекция, семинар) и практических занятий.

После изучения курса студенты:

Должны знать:


  • этические и юридические аспекты оказания психиатрической помощи;

  • роль медсестры при проведении лечебно - диагностических процедур;

  • основные клинические признаки психических заболеваний и зависимости от психоактивных веществ.

Должны уметь:

  • осуществлять наблюдение за пациентом;

  • обеспечить выполнение манипуляций по уходу;

  • оказать неотложную помощь;

  • консультировать пациентов по вопросам наркозависимости.

При проведении занятий используются разнообразные педагогические приемы, формы занятий и контроля знаний.

Итоговая оценка складывается из текущей успеваемости, итогового тест - контроля, состояния учебной документации, результатов внеаудиторной работы.



Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 64 часа, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 44 (из них теория -20 часов, практика – 24 часа);

- самостоятельной работы обучающегося - 20 часов.



Пояснительная записка

СД.13 Сестринское дело в фтизиатрии

для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы СПО базовой подготовки
Рабочая программа дисциплины "Сестринское дело во фтизиатрии" предназначена для реализации требований к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 060501 "Сестринское дело" (базовый уровень среднего профессионального образования).

Необходимость изучения дисциплины «Сестринское дело во фтизиатрии» в процессе подготовки медицинских сестер обусловлена неблагоприятной эпидемической ситуацией в России, отражающей мировую тенденцию роста заболеваемости и смертности от туберкулеза. Ухудшению ситуации по туберкулезу в нашей стране способствуют неудовлетворительные экологические и социально-экономические условия, миграционные процессы, увеличение числа социально дезадаптированных людей. В связи с этим будущие медицинские сестры должны - быть хорошо подготовлены в области сестринского дела во фтизиатрии. Рабочая программа дисциплины «Сестринское дело во фтизиатрии» составлена с учетом требований, изложенных в "Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22.08.93 года, в Федеральном законе "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" от 18.06.2001 г. № 77, Постановлении Правительства РФ от 25.12.2001 г. № 892 "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации"", в приказе МЗ РФ от 21.03.2003 № 109 «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской федерации».

Рабочая программа ставит своей целью подготовку медицинской сестры, знающей этиологию, эпидемиологию, основные клинические проявления, методы исследования, лечения, ухода и профилактики туберкулеза. После изучения дисциплины студент должен уметь осуществлять сестринский процесс у пациентов с различными формами туберкулезной инфекции, участвовать в проведении профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий.

Дисциплина "Сестринское дело во фтизиатрии" входит в цикл специальных клинических дисциплин и тесно связана с другими дисциплинами данного цикла, такими как "Основы сестринского дела", "Сестринское дело в терапии", "Сестринское дело в педиатрии", "Сестринское дело в хирургии", "Основы реабилитации", а также с дисциплинами общепрофессионального цикла: "Анатомия и физиология человека", "Основы патологии", "Фармакология", "Здоровый человек и его окружение".

В соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности 060501 "Сестринское дело" (базовый уровень) после изучения данной дисциплины выпускник должен -

знать:


  • факторы риска туберкулезной инфекции,

  • основные клинические проявления, осложнения различных форм туберкулеза,

  • виды профилактики туберкулеза,

  • обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических мероприятий;

уметь:


  • осуществлять сестринский процесс: проводить первичную оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода;

  • подготавливать пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям, проводить туберкулинодиагностику, вакцинацию и ревакцинацию БЦЖ;

  • обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала, осуществлять комплекс противоэпидемических мероприятий в очагах туберкулезной инфекции;

  • выполнять сестринские манипуляции;

  • осуществлять лекарственную терапию по назначению врача;

  • оказывать первую медицинскую помощь.

Знания и умения, полученные студентами после изучения программы, позволят выпускнику применять их в повседневной деятельности медицинской сестры при работе в любом лечебно-профилактическом или медико-социальном учреждении.

Рабочая программа предназначена для изучения на третьем году обучения и состоит из трех разделов:



  1. Общие вопросы фтизиатрии.

  2. Организация противотуберкулезной службы.

  3. Сестринский процесс во фтизиатрии.

При изучении дисциплины "Сестринское дело во фтизиатрии" используются следующие формы организации учебного процесса: лекции, семинары, практические занятия в профильных ЛПУ, самостоятельная работа студентов в аудиторное и внеаудиторное время. Практическое занятие по разделу "Организация противотуберкулезной службы" проводится в виде семинара-экскурсии. Учитывая достаточный уровень овладения

профессиональными навыками студентов 3 года обучения, представляется возможным организовать практические занятия по данной дисциплине с включением всех этапов сестринского процесса, осуществляемого как в стационарных, так и в амбулаторных условиях.

Для активизации познавательной деятельности студентов используются широкий спектр методов обучения; наряду с традиционными -программированное обучение (тестовый контроль), проблемное обучение (чтение проблемных лекций, разбор конкретных ситуаций, решение проблемных задач), игровое моделирование профессиональной деятельности, применение технических средств обучения, привлечение студентов к выполнению творческих работ исследовательского характера.

При изучении дисциплины обращается особое внимание на возможности решения таких важных задач сестринской помощи, как профилактика туберкулеза и участие в мероприятиях ранней диагностики туберкулезной инфекции.

Вопросы дисциплины "Сестринское дело во фтизиатрии" включены в итоговую государственную аттестацию выпускников.

Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 64 часа, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 44 (из них теория -- 20 часов, практика – 24 часа);

- самостоятельной работы обучающегося - 20 часов.



Пояснительная записка

СД.02 Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи

для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы СПО базовой подготовки
Данная рабочая программа предназначена для реализации требований Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по дисциплине "Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи".

В соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности "Сестринское дело", после изучения дисциплины "Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи" выпускник должен:



знать:

  • факторы риска, клинические проявления, осложнения, профилактику заболеваний внутренних органов, обязанности медсестры при выполнении лечебно-диагностических мероприятий в терапевтическом отделении;

уметь:

  • осуществлять этапы сестринского процесса: проводить первичную сестринскую оценку пациента, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, проводить текущую и итоговую оценку ухода;

  • подготовить пациента к диагностическим процедурам;

  • выполнять сестринские манипуляции;

  • обучать пациента и семью правилам применения лекарственных средств;

  • обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала;

  • консультировать пациента, семью по вопросам профилактики обострений заболеваний;

  • оказывать первую помощь;

  • осуществлять паллиативную помощь;

  • взаимодействовать в лечебной бригаде.

Дисциплина "СД в терапии" изучается на 2 и 3 курсах с учётом знаний и умений, сформированных на базе следующих общепрофессиональных дисциплин: основы латинского языка с медицинской терминологией, анатомия и физиология, здоровый человек и его окружение, медицинская генетика, гигиена и экология человека, основы микробиологии, вирусологии, иммунологии, фармакология, психология, основы сестринского дела.

Программа имеет 3 раздела.

Во введении дается оценка предмета, подчеркивается роль медсестры при оказании помощи терапевтическим пациентам. Дается понятие первичной медико-санитарной помощи, разбираются модели сестринского дела, используемые при уходе за терапевтическими больными.

Первый раздел посвящен методам сестринского обследования пациента и роли медсестры при дополнительных методах исследования.

Специальная часть - второй раздел знакомит с особенностями сестринской помощи при конкретных заболеваниях внутренних органов. Акцент делается на умениях медсестры осуществлять сестринский процесс и использовать модели сестринского дела. Данная программа разделена на две взаимодополняющих части: теоретическую и практическую части.
Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 397 часа, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 142 (из них – теория - 40 часов, практика – 102 часа);

- самостоятельной работы обучающегося - 255 часов.



Пояснительная записка

СД. ДВ.01 Неонатология

для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы СПО базовой подготовки
Данная рабочая программа «Неонатология» предназначена для реализации требований Государственного образовательного стандарта (ГОС) к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности: 060501 «Сестринское дело».

Требования ГОС к знаниям и умениям студентов в области неонатологии:

- иметь представление об основных принципах организации и методах лечебно-профилактической помощи детям;

- иметь представление об организации неонатологической службы и антенатальной охране плода;



знать:

  • основные заболевания периода новорожденности, их проявления у новорожденных различной степени зрелости;

  • мероприятия по профилактике заболеваний у детей;

  • основные заболевания периода, особенности лечения и ухода;

уметь:

  • оценивать состояние новорожденного, выполнить первичный туалет новорожденного, осуществлять уход за новорожденными разной степени зрелости, оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях;

  • оценить физическое и психическое развитие ребенка и условия, в которых он развивается;

  • осуществлять уход за больным ребенком, оказывать помощь родителям;

  • проводить беседы по профилактике заболеваний у детей.

Требования ГОС к минимуму содержания учебной дисциплины «Неонатология».

История неонатологии. Основные принципы организации лечебно-профилактической помощи новорожденным. Организация лечебно-профилактической помощи детям. Организация неонатальной службы и антенатальной охраны плода. Инфекционная безопасность и особенности санитарно-противоэпидемического режима отделения новорожденных. Совместное пребывание матери и ребенка.

Сестринский процесс в неонатологии (обследование, выявление проблем ребенка и семьи, планирование действий акушерки (медсестры, фельдшера), реализация плана, оценка достигнутого. Грудное вскармливание и организация ухода за новорожденными разной степени зрелости в учреждениях родовспоможения. Основные заболевания новорожденных разной степени зрелости, проявляющиеся в первые сутки, первую неделю и первый месяц жизни, план действий акушерки (медсестры, фельдшера) при них. Неотложные состояния новорожденных, план действий акушерки (медсестры, фельдшера).

На изучение предмета «Неонатология» предусмотрено 34 часа, из них 24 на практические занятия. Обучение проводится на III—IV курсах, когда студенты имеют необходимый исходный уровень знаний и умений по медицинской терминологии, анатомии и физиологии человека, основам сестринского дела, по аспектам программы здорового ребенка и его окружения, фармакологии, гигиене, психологии общения.


Каталог: wp-content -> uploads -> 2012
2012 -> Хроническая сердечная недостаточность: определение, классификация, диагностика
2012 -> План: Предмет экологической биохимии
2012 -> Реакция уротелиального эпителия мочевого пузыря при доброкачественной гиперплазии предстательной железы
2012 -> "Иммунопатология"
2012 -> Методическая разработка для ординаторов, обучающихся по специальности «аллергология и иммунология» Тема разработки: Первичные иммунодефициты
2012 -> Учебное пособие для врачей
2012 -> Медико-санитарной помощи в территориальной поликлинике для взрослого населения методические рекомендации
2012 -> Руководство для врачей Москва 2013
2012 -> Методические рекомендации по подготовке и оформлению рефератов для студентов: по специальности060501 Сестринское дело
2012 -> «Избранные вопросы внутренней медицины» 25-26 февраля 2016 г


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница