Пояснительная записка Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках «Стандартов второго поколения»



Скачать 371.85 Kb.
страница1/5
Дата25.09.2017
Размер371.85 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5



c:\users\ert45\desktop\титульные программы учителя\ccf17032017_00015.jpg


  1. Пояснительная записка

Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках «Стандартов второго поколения» для общеобразовательной школы основано  на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь. Курс музыки в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов.




    1. Цели программы:

    • Формирование музыкальной культуры личности, как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

    • воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием, эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремление к музыкальному самообразованию;

    • развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;

    • развитие общей музыкальности и эмоциональности, восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

    • освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

    • овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности(слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально – пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).



    1. Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

- формировать и развивать эстетические и духовно-нравственные качества личности;

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- воспитывать культуру мышления и речи.

Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьников, обеспечения их интенсивного интеллектуально-творческого развития, самостоятельное освоение различных учебных действий.



Личностное развитие учащихся заключается в реализации способности творческого освоения мира в различных формах и видах музыкальной деятельности, становлении ценностных ориентиров, проявлении эстетической восприимчивости. Формирование основ художественного мышления способствует познавательному развитию школьников.

Социальное развитие учащихся происходит через приобщение к отечественному и зарубежному музыкальному наследию, уважение к художественным ценностям различных народов мира.

Коммуникативное развитие учащихся происходит на основе умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства, и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения. Учебное продуктивное сотрудничество (ансамблевое пение и инструментальное музицирование), совместная деятельность, требующая умения «слышать другого», поиск решения творческих задач также создает благоприятные возможности для коммуникативного развития обучающихся.

Познавательное развитие школьников формируется через ознакомление с музыкальной картиной мира, ее анализ и осмысление.

Приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России, образцам народной и профессиональной музыки участвует в формировании российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе.

Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется организацией музыкальной учебной деятельности.
1.3.Рабочая программа по музыке разработана в соответствии с требованиями:


  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897)

  • Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (Примерные программы по учебным предметам). Изобразительное искусство 5-7 классы; Музыка 5-7 классы; Искусство 8-9 классы: проект – 2-е изд. Москва. «Просвещение» 2011.

  • Фундаментального ядра содержания общего среднего образования. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  • Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1 – 7 классы; Искусство 8 – 9 классы.

3-е издание. Авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – Москва: «Просвещение» 2010.)

  • Программы общеобразовательных учреждений. Под руководством Кабалевского Д.Б. «Музыка».

3-е издание Музыка: 1-8 классы. – Москва: «Просвещение» 2006.)
1.4. В авторскую программу не внесены изменения, так как уровень развития познавательной сферы обучающихся позволяет освоить ее в варианте, предложенном авторами.

1.5. Рабочая программа по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования, и изучается в 5 – 7 классах в объеме 105 часов (по 35 часов в каждом классе из расчета 1 час в неделю).

1.6. Система оценивания – пятибалльная, в соответствии с Уставом МБО УСОШ №4 и «Положением о текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МБОУ «Удомельская средняя общеобразовательная школа №4» (утвержденной приказом №0/6 от 10.01.2012г.)

Контроль осуществляется в следующих видах:

-входной, текущий, тематический, итоговый.



Формы контроля:

- самостоятельная работа;

- устный опрос;

- взаимоопрос;

- тест.

1.7.Ценностные ориентиры содержания предмета Музыка.

Значение предмета заключается в расширении музыкального кругозора, в углублении представлений о содержании музыкального искусства, развитии у школьников «чувства стиля» выдающихся композиторов – В. Моцарта, Л. Бетховена, С. Прокофьева, П. Чайковского, К. Дебюсси и других. Важным является установление внутренних связей музыки с литературой, историей и изобразительным искусством, понимании процессов образного и драматургического развития. Эмоциональное и активное восприятие музыки становится базой для дальнейшего разностороннего интеллектуального и духовного развития обучающихся, формировании у них основ художественного мышления. Изучение музыки в школе, ориентированное на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство, обеспечивает в целом успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве.


1.8. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностными результатами изучения музыки являются:

  • формирование целостного представления поликультурной музыкальной картине мира;

  • развитие музыкально-эстетического чувства, художественного вкуса;

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

  • умение познавать мир через музыкальные формы и образы.


Метапредметными результатами изучения музыки являются:


  • проявление творческой инициативы и самостоятельности;

  • активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия музыки;

  • стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

  • умение организовать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять ее цели и задачи;

  • оценивание современной культурной и музыкальной жизни и видение своего места в ней;

  • умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства;

  • участие в жизни класса, школы, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.



Предметными результатами изучения музыки являются:


  • представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;

  • различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;

  • различать основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • применять специальную терминологию для определения различных элементов музыкальной культуры;

  • осознавать ценность музыкальной культуры разных народов мира и место в ней отечественного музыкального искусства;

  • овладевать практическими знаниями и навыками для расширения собственного музыкального опыта, реализации творческого потенциала;

  • стремиться к самостоятельному общению с высокохудожественными музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию.




  1. Содержание рабочей программы.

Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. Программа 5класса состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз. В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств. Основу программы 7 класса составляет высокохудожественное отечественное и зарубежное музыкальное наследие, современная музыка различных стилей и жанров, духовная музыка, музыка композиторов XX века. С этими образцами музыки учащиеся знакомятся в исполнении выдающихся музыкантов.


Виды музыкальной деятельности:

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой.



  • слушание музыки (расширение представлений о жанрах, видах, формах музыки, расширение представлений о взаимосвязи музыки и других видов искусства, воздействии музыки на человека);

  • исполнительская деятельность учащихся: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.);

  • размышления о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений);

  • художественные импровизации (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений);

  • инструментальное музицирование;

  • драматизация музыкальных произведений;

  • музыкально-творческая практика с использованием ИКТ (поиск информации в сети Интернет, подготовка презентаций).


Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, полугодия, года.
Межпредметные   связи. В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств. Литературы(прозы и поэзии), истории, изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.
Методы музыкального образования:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод художественного контекста;

  • метод создания «композиций»;

  • метод перспективы и ретроспективы.




  1. Содержание курса.

Особенности содержания курса «Музыка» в основной школе обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания, и многолетними традициями отечественной педагогики. Сформированные навыки активного диалога с музыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления накопленного эстетического опыта. Содержание изучения музыки представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования.

При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображение учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем.

Изучение предмета строится по принципу концентрических возвращений к основам музыкального искусства, изученным в начальной школе, их углублению и развитию. В процессе восприятия музыки происходит формирование перехода от освоения мира через личный опыт к восприятию чужого опыта, осознания богатства мировой музыкальной культуры, становление собственной творческой инициативы  в мире музыки.


Учебно - тематическое планирование уроков музыки в 5 классе - 35ч.

Тема года: «Музыка как вид искусства».




урока

Тема урока
тема I полугодия: “Музыка и литература” 17ч.

Кол-во часов

1.

Что  роднит  музыку   с  литературой.

1

2.

Вокальная  музыка. 

1

3.

Вокальная  музыка. 

1

4.

Вокальная  музыка. 

1

5.

Фольклор  в  музыке  русских  композиторов.

1

6.

Фольклор  в  музыке  русских  композиторов.

1

7.

Жанры  инструментальной  и  вокальной  музыки.

1

8.

Вторая  жизнь  песни.

1

9.

Вторая  жизнь  песни.

1

10.

Всю  жизнь  мою  несу  родину  в  душе…

1

11.

Писатели  и  поэты  о музыке  и  музыкантах.

1

12.

Писатели  и  поэты  о музыке  и  музыкантах.

1

13.

Первое путешествие  в музыкальный театр. Опера.

1

14.

Второе  путешествие  в  музыкальный  театр. Балет.

1

15.

Музыка  в   театре,  кино,  на  телевидении.

1

16.

Третье  путешествие  в   музыкальный  театр.  Мюзикл.

1

17.

Мир композитора. Обобщение материала полугодия.

1

тема II полугодия: “Музыка и изобразительное искусство” 18ч.

18.

Что  роднит  музыку  с изобразительным   искусством.

1

19.

Небесное   и  земное  в  звуках  и  красках.

1

20.

Звать через  прошлое  к  настоящему.

1

21.

Звать через  прошлое  к  настоящему.

1

22.

Музыкальная   живопись  и  живописная  музыка.

1

23.

Музыкальная   живопись  и  живописная  музыка.

1

24.

Колокольность  в  музыке  и   изобразительном  искусстве.

1

25.

Портрет   в  музыке  и  изобразительном  искусстве.

1

26.

Волшебная   палочка   дирижера.

1

27.

Волшебная  палочка  дирижера.  Образы  борьбы  и  победы  в  искусстве.

1

28.

Застывшая  музыка.

1

29.

Полифония  в  музыке  и  живописи.

1

30.

Музыка   на  мольберте.

1

31.

Импрессионизм   в  музыке  и  живописи.

1

32.

О  подвигах,  о  доблести  и  славе...

1

33.

В  каждой  мимолетности   вижу  я  миры…

1

34.

Мир   композитора.  С  веком  наравне.

1

35.

Заключительный  урок – обобщение.

1


Требования к уровню подготовки учащихся 5кл.

В результате обучения учащийся должен
Знать/понимать:

  • специфику средств художественной выразительности музыки, литературы, изобразительного искусства;

  • взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка, разных видов искусств;

  • роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей, композиторов и музыкантов;

  • стилистические особенности музыкального языка композиторов;

  • роль музыки в обществе;


уметь:

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки с другими видами искусств;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;

  • различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;

  • различать группы инструментов и виды оркестра;

  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, ансамблевом музицировании, импровизации и игре на простейших инструментах);

  • высказывать свое мнение о музыкальном произведении, аргументируя его.


Использовать приобретенные знания в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров, выставок, спектаклей;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.



Учебно - тематическое планирование уроков музыки в 6 классе - 35ч.


Каталог: wp-content -> uploads -> 2016
2016 -> Xx неделя здорового сердца
2016 -> Хел Херцог Радость, гадость и обед
2016 -> Правила и сроки госпитализации граждан в обуз курская городская больница
2016 -> «казұму 85 жыл: жетістіктері мен келешегі» халықаралық ғылыми-тəжірибелік конференция аясындағы «клиникалық фармация: халықаралық ТƏжірибе мен қазақстанның денсаулық сақтаудағы даму ерекшеліктері»
2016 -> Перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно
2016 -> В рамках Территориальной программы бесплатно предоставляются виды помощи
2016 -> Памятка для пациента: Как предупредить появление и прогрессирование остеохондроза
2016 -> Юрий Александрович Никитин Трансчеловек Странные романы


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница