Пояснительная записка Сохранение и укрепление здоровья дошкольников одна из актуальнейших проблем нашего времени. Анализируя данные медицинских осмотров за последние три года, был выявлен рост заболеваемости опорно-двигательного аппарата



Скачать 398.69 Kb.
страница1/2
Дата01.05.2016
Размер398.69 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2
Пояснительная записка
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Анализируя данные медицинских осмотров за последние три года, был выявлен рост заболеваемости опорно-двигательного аппарата, а именно плоскостопия и уплощения стопы.

Плоскостопием страдают от 40 до 60 % населения земного шара (данные А.А. Очерет). Особо актуальна проблема плоскостопия в городских условиях. В нашем городе она усугубляется климатическими условиями Крайнего Севера, а именно: сведена к минимуму возможность ходить босиком в естественных природных условиях, где происходит раздражение рецепторов и укрепление мышечной системы стопы.



Плоскостопие – это деформация стопы с уплощением ее свода (у детей обычно деформируется продольный свод, из-за чего подошва становится плоской и всей своей поверхностью касается пола)

Точно определить, есть у ребенка плоскостопие или нет, можно только когда малышу исполниться пять (или даже шесть) лет. Почему? Во-первых, детей до определенного возраста костный аппарат стопы еще не окреп, частично представляет собой хрящевую структуру, связки и мышцы слабы, подвержены растяжению. Во-вторых, подошвы кажутся плоскими, так как выемка свода стопы заполнена жировой мягкой «подушечкой», маскирующей костную основу. При нормальном развитии опорно-двигательного аппарата к пяти-шести годам свод стопы приобретает необходимую для правильного функционирования форму. Однако в некоторых случаях происходит отклонение в развитии, из-за которого появляется плоскостопие.



Факторы, влияющие на развитие плоскостопия:

  • наследственность (если у кого-то из родных есть/было это заболевание, нужно быть особенно осторожным: ребенка следует регулярно показывать врачу-ортопеду),

  • ношение «неправильной» обуви (на плоской подошве совсем без каблука, слишком узкой или широкой),

  • чрезмерные нагрузки на ноги (например, при поднятии тяжестей или при повышенной массе тела),

  • чрезмерная гибкость (гипермобильность) суставов, рахит.

Стабилизация стопы и профилактика плоскостопия у детей — одна из ключевых задач коррекционных мероприятий с дошкольниками, т.к. это способствует не только правильному функциональному развитию организма, но и  обеспечивает профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей и в некоторых случаях, непосредственно, коррекцию подобных отклонений.

Таким образом, следует помнить, что плоскостопие – заболевание прогрессирующее, поэтому, чем раньше начата профилактика, тем лучшие результаты она приносит. Профилактика плоскостопия должна быть комплексной и направленной на укрепление всего организма.

Актуальность проблемы, отсутствие программ по профилактике плоскостопия, недостаточное количество разработок в данной области способствовали созданию дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности «Ножки на дорожке».



Новизной данной программы является интеграция инновационной технологии «степ-аэробика».

Степ-аэробика это ритмичные движения вверх и вниз по специальной степ платформе. Степ аэробика используется для профилактики заболеваний, которые вызваны гиподинамией, т.е. недостатком движений. Она оказывает преимущественное влияние на развитие опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются сила мышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность в суставах, повышается мышечный тонус стоп, лабильность нервно- мышечного аппарата. Особенность степ-аэробики состоит том, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задается ритмом музыкального сопровождения. Степы обладают для детей особой привлекательностью как некоторые ограничители персонального пространства «Домики» . Степ требует от детей обостренного чувства пространства и равновесия. На нем сложнее двигаться, чем на коврике, требуется контроль над собственными движениями, точная ориентировка. Но задача эта, если усложнить ее постепенно, для детей посильна и интересна, и к тому же отмечена новыми игровыми штрихами.

Данная программа обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей посредством реализации современных и адаптированных к условиям дошкольного учреждения оздоровительных технологий. Эти технологии носят сугубо профилактический характер и направлены на поддержание эмоционально-положительного тонуса воспитанников.

Исходя из этого, была поставлена цель Программы: профилактика плоскостопия как средство укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста.



Задачи программы:

  • развивать основные функции стоп;

  • повышать мышечный тонус стоп;

  • увеличивать подвижности в суставах стоп;

  • улучшать кровообращение стоп;

  • обучать правильной постановке стоп при ходьбе;

  • формировать навык сохранения правильной осанки;

  • повышать тренированность организма;

  • обеспечивать систематическую тренировку мышечно-связочного аппарата ног;

  • обогащать запас двигательных навыков за счет разучивания коррекционных упражнений и подвижных игр;

  • поддерживать и развивать у детей интерес и осознанное отношение к коррекционным занятиям.

  • Повышать функциональные возможности вегетативных органов, укреплять сердечно-сосудистую и дыхательную систему.


Принципы реализации программы

В процессе работы по профилактике и коррекции опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста необходимо руководствоваться следующими принципами:



  • Принцип индивидуализации.

  • Принцип доступности.

  • Принцип научности лежит в основе всех оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни, укреплению опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста.

  • Принцип оздоровительной направленности, обеспечивающий оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

  • Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

  • Принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Методика проведения занятий направлена на то, чтобы обеспечить профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата и способствовать развитию всех групп мышц, участвующих в двигательных актах. В ходе занятий, кроме упражнений для укрепления мышц свода стопы, также используются упражнения общего характера, направленные на улучшение работы сердечно-сосудистой и дыхательных систем, совершенствование функций анализаторов

Методы и средства реализации Программы

Физические упражнения:

- в равновесии и ориентировке

- корригирующие

- на растягивание

- рефлекторные

- дыхательные



Спортивно-прикладные упражнения:

- ходьба обычная и на степах; бег

- лазание, ползание.

- прыжки
Общеразвивающие упражнения:

- оздоровление и укрепление организма


Методы реализации Программы


Методы

Приемы

Наглядный

рассматривание сюжетных иллюстраций, личный пример взрослых, аудиовизуальная техника.

Практический

подвижные игры и физические упражнения (спортивные, общеразвивающие, различные виды корригирующей ходьбы, игры-релакскции, упражнения на степах)

степахи т.д.)



Словесный

Беседы, сюжетно-ролевые подвижные игры, моделирование ситуаций, консультации, чтение художественной литературы.

Игровой

Использование сюжета игр для организации и проведения коррекционных упражнений с использованием нестандартного оборудования


Режим занятий.

Программа рассчитана на 30 занятий. Занятия проводятся с октября по май, 1 раз в неделю во второй половине дня, продолжительностью – не более 30 минут. При сложных ситуациях курс обучения повторяется.



Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 5-7 лет.

Количество детей – 10-15 человек. Комплектование группы детей проводится с учетом общего функционального состояния детей старшего дошкольного возраста, данных медицинского осмотра, рекомендаций врача-педиатра в начале учебного года.



Срок реализации: 1 год.

Структура занятий

I. Вводная часть - 15 % (4 мин).

И. Основная часть - 70 % (17 мин)

III. Заключительная часть - 15 % (4 мин)

I. Вводная часть.

Построение. Упражнения в ходьбе. Перестроение. Упражнения на внимание

Организовать детей и привлечь их внимание к выполнению двигательных заданий, подготовить их организм к выполнению более сложных и интенсивных движений.

II. Основная часть.

1. Комплекс гимнастики, бег, прыжки на месте; упражнения на расслабление.

2. Основные движения.

3. Подвижная игра большой интенсивности.

Обучение новым упражнениям, повторение и закрепление ранее пройденного материала. Совершенствование умений и навыков в движениях, развитие физических качеств. Овладение навыками произвольного расслабления.

III. Заключительная

Построение в одну колону. Подведение итогов занятия. Постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойному, организованный переход к другим видам деятельности.

Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений и до 10-12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса. Один комплекс разучивается и выполняется в течение двух недель.

Все упражнения выполняются детьми босиком, так как, благодаря этому достигается наибольший эффект. Босохождение позволяет сочетать укрепление мышц и связок стоп с их локальным закаливанием. При босохождении имеет место комбинированное воздействие на термо- и механорецепторы наиболее активной рефлексогенной зоны - подошвенной поверхности стоп. Кроме того, отмечается, что хождение босиком оказывает позитивное влияние на психоэмоциональное состояние человека.

При распределении упражнений степ-аэробики необходимо правильно дозировать физическую нагрузку, т.е. частота сердечных сокращений не должна превышать 150-160 уд./мин. Несколько простых, но важных правил. Подъем на платформу надо осуществлять за счет работы ног, а не спины. Ступню ставить на платформу полностью. Спину всегда держать прямо. Не делать резких движений, а также движений одной и той же ногой или рукой больше 1 минуты.

Гимнастика для детей носит ярко выраженный игровой характер, используются приемы имитации и подражания. У детей дошкольного возраста абстрактное мышление развито слабо. Поэтому каждому упражнению в комплексах дается название. Если упражнение в своей основе содержит тот или иной конкретный зрительный образ - это помогает детям быстрее освоить и запомнить упражнение. Высокий эмоциональный уровень занятий позволяет повысить у детей интерес к коррекционным упражнениям

Занятия по профилактике плоскостопия проводятся с октября (в сентябре идет адаптация детей к условиям детского сада и обследование детей на наличие плоскостопия) - по середину мая (в конце мая проводятся открытое занятие для родителей, веселые соревнования между командами детей; медицинские работники проводят плантографию).

Ожидаемые результаты

К концу курса занятий по профилактике плоскостопия дети могут:


  • правильно выполнять различные виды ходьбы и бега;

  • ходить и бегать легко, ритмично, удерживая заданный темп;

  • выполнять прыжки (в длину, в высоту, в глубину);

  • сохранять правильную осанку;

  • выполнять основные элементы упражнений степ-аэробики;

  • проявлять самостоятельность в двигательной деятельности.

Практическая значимость программы состоит в возможности более эффективно организовать коррекционную работу по профилактике плоскостопия с детьми дошкольного возраста. В результате коррекционной работы укрепляется мышечный свод стопы, повышается его тонус; ребенок приобретает практические навыки оздоровления. Предложенный методический материал по организации кружковой работы может быть использован для оптимизации занятий физической культурой в дошкольных образовательных учреждениях.




Учебно-тематический план

№ п/п

Виды занятий

№ занятия


Количество занятий


1.

Учебно-тренировочные

(с использованием степ-аэробики)


3, 4, 7, 8, 11, 12,

15, 16, 19, 20, 23

24, 25, 26, 27, 28


17

2.


Сюжетные (с использованием степ-аэробики)

«Урожай»

«Утята»

«Поход»

«Стройка»

«Матрешки»

«Зоопарк»

«Птицы»

1, 2


5, 6

9, 10


13, 14

17, 18


21, 22

29, 30

13


Каталог: wp-content -> uploads -> 2011
2011 -> Как алкоголь, табак и другие наркотики влияют на деторождение
2011 -> С. Ж. Асфендияров атындағЫ
2011 -> Методические рекомендации государственное образовательное
2011 -> «Молоко или
2011 -> Скалолазный центра «Трамонтана»
2011 -> Сахарный диабет: причины возникновения, формы, симптомы и признаки
2011 -> Программа 13-го Международного Славяно-Балтийского научного форума «Санкт-Петербург Гастро-2011»
2011 -> Как продлить быстротечную жизнь
2011 -> Мотивация персонала строится на pr
2011 -> Правила организации производства и контроля качества лекарств, предусмотренные gmp


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница