Пояснительная записка Урология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики по изучению заболеваний органов мочевой системы у женщин, заболеваний органов мочевой системы и половых органов у мужчин



Скачать 368.9 Kb.
Дата23.04.2016
Размер368.9 Kb.
ТипПояснительная записка




СоставителИ:

А.В.Строцкий, заведующий кафедрой урологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор;

Е.И.Юшко, доцент кафедры урологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;

Д.Н.Руденко, ассистент кафедры урологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»



Рецензенты:

Кафедра хирургических болезней № 2 с курсом урологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»;


В.С.Пилотович, профессор кафедры урологии и нефрологии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», доктор медицинских наук, профессор

Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой урологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 6 от 04.01.2012 г.);

Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 4 от 18.01.2012 г.);

Секцией по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию

(протокол № 3 от 19.01.2012 г.);

Секцией по специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию

(протокол № 4 от 23.01.2012 г.)
Пояснительная записка

Урология – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики по изучению заболеваний органов мочевой системы у женщин, заболеваний органов мочевой системы и половых органов у мужчин, и разрабатывающая методы их лечения и профилактики.

Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:


  • образовательным стандартом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 01 «Лечебное дело» (ОС РБ 1–79 01 01-2008), утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02.05.2008 г. № 40;

  • образовательным стандартом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 02 «Педиатрия» (ОС РБ
    1–79 01 02-2008), утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02.05.2008 г. № 40;

  • типовым учебным планом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 01 «Лечебное дело» (регистрационный
    № L 79-005/тип.), утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 16.04.2008 г.

  • типовым учебным планом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 02 «Педиатрия» (регистрационный
    № L 79-007/тип.), утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 16.04.2008 г.

Типовая учебная программа дисциплины «Урология» включает новейшие научные данные по анатомии и физиологии мочевыводящей системы человека и мужской половой системы, а также нарушению функций органов мочевой системы у женщин, органов мочевой и половой систем у мужчин при различных патологических состояниях; о методах диагностики и лечения заболеваний урологического профиля. Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции.

Цель преподавания и изучения дисциплины «Урология» состоит в формировании у студентов и приобретении ими научных знаний о заболеваниях органов мочевой системы у женщин, заболеваниях органов мочевой системы и половых органов у мужчин, методах их лечения и профилактики для подготовки будущих врачей к самостоятельной работе с пациентами урологического профиля.

Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:


  • основных понятий по этиологии и патогенезу, диагностике и лечению заболеваний урологического профиля;

  • факторов риска возникновения наиболее распространенных урологических заболеваний и их профилактики;

  • причин и механизмов типичных осложнений урологических заболеваний;

  • важнейших проявлений типичных осложнений урологических заболеваний и мер по их ликвидации;

  • способов диагностики и оказания медицинской помощи при неотложных урологических состояниях в педиатрической практике и у взрослых пациентов.

Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции, основа которой заключается в знании и применении:

  • теоретических знаний, способствующих формированию клинического мышления при соблюдении норм медицинской этики и деонтологии;

  • методов проведения диагностики и дифференциальной диагностики острых состояний и заболеваний органов мочевыводящей системы и мужской половой системы;

  • методов лечения и диспансерного наблюдения за пациентами с урологическими заболеваниями.

Специфика подготовки врачей по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» и 1-79 01 02 «Педиатрия» определяет необходимость целенаправленного изучения студентами большого объема учебного материала для формирования интегрального подхода в процессе диагностики, лечения и диспансерного наблюдения пациентов урологического профиля.

Преподавание и успешное изучение дисциплины «Урология» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих дисциплин:

Общая химия. Электролитный состав крови, мочи, буферные системы крови. Кислотно-основное состояние.

Латинский язык. Латинские и греческие словообразовательные элементы, терминология.

Медицинская биология и общая генетика. Биологические основы жизнедеятельности организма. Биология клетки. Размножение клетки. Паразитология (гельминтозы, простейшие). Способы проведения медико-генетического исследования и его роль в выявлении и лечении урологических заболеваний.

Анатомия человека. Строение тела человека, составляющих его систем, органов, половые и возрастные особенности строения организма. Скелетотопия и синтопия органов мочеполовой системы. Кровоснабжение и иннервация органов и систем.

Нормальная физиология. Основные физиологические функции органов и систем человеческого организма.

Гистология, цитология, эмбриология. Гистологическое строение тканей. Кровь и лимфа. Эпителиальные ткани. Рыхлая соединительная ткань. Методы гистологических и цитологических исследований.

Патологическая анатомия. Воспаление – понятие и биологическая сущность. Доброкачественные и злокачественные новообразования.

Патологическая физиология. Учение о патогенезе. Воздействие факторов внешней среды на организм человека. Роль реактивности организма в патологии.

Микробиология, вирусология, иммунология. Бактериологические, вирусологические и иммунологические методы диагностики инфекций. Микробиологические основы антибактериальной химиотерапии и антисептики.

Фармакология. Основные принципы действия лекарственных средств. Нестероидные противовоспалительные средства. Средства, действующие на периферические нейромедиаторные процессы. Антибактериальные, противопаразитарные, противогрибковые средства, диуретики.

Пропедевтика внутренних болезней (для специальности
1-79 01 01 «Лечебное дело»), пропедевтика детских болезней (для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия»). Схема обследования пациента в клинике внутренних болезней. Особенности диагностики и лечения терапевтических заболеваний у детей, лиц пожилого и старческого возраста, пациентов с сахарным диабетом, иммунодефицитными состояниями. Диетическое питание. Программа диспансерного наблюдения.

Топографическая анатомия и оперативная хирургия. Топография передней брюшной стенки, брюшины и забрюшинного пространства. Клетчаточные пространства таза. Хирургический инструментарий. Техника выполнения наиболее распространенных оперативных вмешательств.

Общая хирургия. Схема обследования пациента с хирургической патологией. Основы асептики и антисептики. Десмургия. Способы диагностики и лечения кровотечений. Переливание крови, препаратов крови, компонентов крови. Показания и противопоказания к гемотрансфузии. Гемотрансфузионные осложнения, неотложные мероприятия и профилактика. Клиническая диагностика наиболее распространенных хирургических заболеваний.

Хирургические болезни. Клиника, диагностика и лечение заболеваний органов брюшной полости.

Структура учебной программы дисциплины «Урология» включает семь разделов.

Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины

Студент должен знать:



  • основные понятия, используемые в урологии;

  • этиологию, классификацию, патогенез, клиническую картину, диагностику и дифференциальную диагностику, методы профилактики и лечения наиболее частых заболеваний и повреждений органов мочевыделительной системы;

  • методы диагностики и врачебную тактику при травматических повреждениях, врожденных аномалиях мочевыделительной системы;

  • алгоритмы купирования неотложных урологических состояний у пациентов разных возрастных групп;

  • диагностические и лечебные протоколы при неспецифических воспалительных заболеваниях органов мочеполовой системы, мочекаменной болезни, аномалиях мочеполовой системы, опухолях мочеполовых органов, туберкулезе и паразитарных заболеваниях мочеполовых органов.

Студент должен уметь:

  • проводить диагностику и оказывать экстренную помощь на догоспитальном этапе, определять тактику оказания дальнейшей медицинской помощи при почечной колике, острой задержке мочи, синдроме острой мошонки, острой почечной недостаточности, повреждениях мочеполовых органов;

  • определять тактику ведения пациентов с урологической патологией;

  • вести медицинскую документацию при оформлении истории болезни пациентов урологического профиля;

  • организовывать уход за пациентами разных возрастных групп с недержанием мочи, наличием стом (нефро-, цисто-, пиело-, уретеро-, уретро-, уретерокутанео-), требующих систематической катетеризации мочевого пузыря.

Характеристика рекомендуемых методов обучения. При организации обучения рекомендуется использовать традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия, а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и практических занятий), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети учреждения высшего образования и Internet.

На практических занятиях студенты проводят анализ историй болезней пациентов урологического профиля, изучают причины и механизмы патологических процессов мочеполовой системы у мужчин и мочевыводящей системы у женщин, обучаются методикам основных урологических манипуляций. Учатся правильно представлять полученные данные в виде записей в картах наблюдения больного, актах экспертиз, а также формулировать диагноз. Практическая подготовка обеспечивается также решением студентами ситуационных задач, участием в обходах, клинических и патологоанатомических конференциях.

Студентов знакомят с приемами, особенностями работы с пациентами и техникой безопасности, международными требованиями и этическими нормами при проведении обследования и лечения пациентов с урологической патологией. Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путём устных и письменных (в том числе тестовых) опросов в процессе практических занятий.

На изучение дисциплины отводится 66 часов, из них 43 аудиторных, в том числе: 8 часов лекций, 35 часов практических занятий.



Текущая аттестация проводится в соответствии с типовым учебным планом в форме зачета (10 семестр). Рекомендуется использование компьютерного тестового контроля знаний студентов.

Примерный тематический план

Наименование раздела (темы)

Количество часов аудиторных занятий

лекций

практических

  1. Введение в дисциплину «Урология». Симптоматика урологических заболеваний. Обследование пациента урологического профиля

1

5

  1. Неспецифические воспалительные заболевания органов мочеполовой системы

1

5

  1. Мочекаменная болезнь

2

5

  1. Аномалии почек и мочевыводящих путей. Нефроптоз. Аномалии мужских половых органов

2

5

  1. Опухоли мочеполовых органов

1

5

  1. Опухоли предстательной железы

1

5

  1. Заболевания органов мошонки. Туберкулез органов мочеполовой системы. Паразитарные заболевания органов мочеполовой системы

-

5

Всего часов

8

35

Содержание учебного материала

  1. Введение в дисциплину «Урология». Симптоматика урологических заболеваний. Обследование пациента урологического профиля

История урологии. Краткий исторический очерк развития урологии в Республике Беларусь. Основные вехи развития мировой урологической науки. Роль отечественной медицины и ее представителей в развитии урологии. Современное состояние, структура урологической службы и организация урологической помощи населению Республики Беларусь.

Топографическая анатомия и клиническая физиология почек и мочевых путей. Скелетотопия и синтопия почек, мочеточников, мочевого пузыря. Строение почек и органов мочевыводящей и половой систем у мужчин. Топографическая анатомия забрюшинного пространства. Клетчаточные пространства таза. Топография ворот почки. Оболочки яичка.

Почка как орган гомеостаза. Функция почечных клубочков и почечных канальцев. Механизм образования мочи (фильтрация, реабсорбция, секреция). Противоточно-множительная канальцевая система почки. Физиология верхних мочевых путей, мочевого пузыря, уретры.



Симптоматика урологических заболеваний. Боль. Патогенез. Локализация и характер болей при заболевании почек, мочевого пузыря, предстательной железы, уретры, органов мошонки. Возможная иррадиация и особый характер болей при почечной колике. Причины возникновения почечной колики. Патогенез болей в области мочевого пузыря. Роль треугольника Льето в патогенезе болей, возникновении болезненного мочеиспускания. Боль в области крестца при урологических заболеваниях. Безболевые формы ряда урологических заболеваний.

Расстройство мочеиспускания (дизурия). Виды дизурии: учащенное (поллакиурия), болезненное, затрудненное (странгурия) мочеиспускание, никтурия. Острая и хроническая задержка мочи (ишурия), парадоксальная ишурия, императивные позывы. Недержание и неудержание мочи, ночное недержание мочи.

Количественные изменения мочи. Полиурия, опсурия, олигоурия, анурия (преренальная, ренальная, субренальная, аренальная). Дифференциальная диагностика анурии и ишурии.

Качественные изменения мочи. Физикальные свойства мочи: цвет, прозрачность, запах. Причины изменения физикальных свойств мочи. Лейкоцитурия, эритроцитурия (гематурия) и их виды. Бактериурия и ее виды. Гемоглобинурия, миоглобинурия, хилурия, гидатидурия, пневматурия. Плотность и осмоляльность мочи. Гиперстенурия, гипостенурия, изостенурия. Протеинурия и ее виды. Реакция мочи в норме и ее изменения.

Обследование пациента урологического профиля. Общеклинические методы исследования. Сбор жалоб, анамнеза. Осмотр пациента. Пальпаторное исследование органов мочевыводящей системы. Пальпация органов мошонки и полового члена. Перкуссия. Аускультация. Осмотр пациента во время акта мочеиспускания. Пальцевое ректальное исследование.

Лабораторные методы исследования. Общий и биохимический анализ крови. Общий анализ мочи. Микроскопия осадка мочи. Методика забора мочи для исследования. Особенности сбора мочи у детей и женщин.

Методы количественной оценки форменных элементов крови в моче: по Нечипоренко, Аддису-Каковскому, Амбюрже. Топическая диагностика лейкоцитурии и эритроцитурии (трехстаканная и четырехстаканная пробы).

Бактериологические исследования мочи. Исследование урокультуры на чувствительность к противомикробным препаратам.

Биохимическое исследование мочи. Иммунохимические исследования белков в моче.

Выявление атипичных клеток в моче и их значение в диагностике онкоурологических заболеваний.

Оценка функционального состояния почек. Определение суточного количества мочи. Методика определения диуреза. Факторы, влияющие на диурез. Значение динамического определения относительной плотности мочи: проба Зимницкого. Пробы на разведение и концентрацию. Понятие о «средней молекуле». Определение содержания азотистых соединений в крови. Проба Реберга–Тареева. Провокационные тесты.

Инструментальные и эндоскопические методы исследования. Их практическая значимость. Инструментальные и эндоскопические методы исследования и возможные лечебные пособия по ходу их выполнения. Катетеры, бужи, стомические наборы: цели и техника их применения.

Уретроскопия. Инструментарий и техника выполнения. Показания и противопоказания к уретроскопии.

Цистоскопия. Инструментарий и техника выполнения. Показания и противопоказания к цистоскопии. Цистоскопическая картина в норме и при патологии. Хромоцистоскопия. Катетеризация мочеточников: диагностическое и лечебное значение. Показания и противопоказания. Опасности и осложнения катетеризации мочеточников.

Уретеро -, пиело-, нефроскопия. Инструментарий и техника выполнения. Показания и противопоказания к уретеро -, пиело-, нефроскопии.

Уродинамика: урофлоуметрия, цистоманометрия, электромиография мышц тазового дна. Профилометрия уретры. Понятие о программе биологической обратной связи (биофитбак).

Эндоскопические операции в урологии: лапараскопические операции на органах мочеполовой системы, везикоскопические операции, трансуретральные операции, эндолитотрипсии.



Ультразвуковые методы исследования (УЗИ). Сканирование органов мочеполовой системы. Трансректальное исследование органов мочеполовой системы. Нагрузочные пробы, исследование кровотока при УЗИ органов мочеполовой системы. Применение ультразвукового сканирования при урологических операциях и манипуляциях (пункционная биопсия, опорожнение кист, гематом, пункционная установка дренажей под ультразвуковым контролем).

Рентгенологические методы исследования:

Обзорная урография. Интерпретация обзорного снимка мочевой системы, условия и правила выполнения. Схема чтения обзорной урограммы: тени костно-мышечных образований, скелетотопия почек, тени патологических образований в проекции почек и мочевыводящих путей.

Экскреторная урография. Показания. Особенности и способы подготовки пациентов. Техника выполнения. Инфузионная урография (особенности проведения). Значение экскреторной урографии, выполняемой пациентам в ортостатическом и клиностатическом положениях. Интерпретация экскреторных урограмм и их описание. Противопоказания к проведению экскреторной урографии. Контрастные вещества, применяемые в урологии, их классификация, дозы и способы введения. Осложнения и побочные реакции применения контрастных средств. Неотложная помощь при развитии осложнений.

Антеградная уретеропиелография. Чрескожная пункционная пиелоуретерография или с использованием ранее установленного дренажа. Показания, противопоказания, осложнения. Интерпретация рентгенограмм. Возможные осложнения исследования и их профилактика.

Ретроградная уретеропиелография. Техника выполнения. Показания, противопоказания. Интерпретация рентгенограмм. Возможные осложнения исследования и их профилактика.

Ангиография в урологии. Сущность методики контрастирования почечных артерий и вен. Ценность почечной ангиографии как морфологического исследования почек. Показания и противопоказания к почечной артерио– и венографии. Возможные осложнения и их профилактика. Ангиографические признаки опухоли, кисты и других объемных образований почек. Ангиографические признаки стеноза почечной артерии, нефросклероза, гидронефроза.

Принципы эндоваскулярных вмешательств в урологии: эмболизация почечной и внутренних подвздошных артерий, баллонная дилатация артериальных стенозов. Эмболизация яичковой, яичниковой и надпочечниковой вен.



Цистография. Сущность исследования, показания и противопоказания. Техника выполнения. Модификации цистографии: нисходящая, осадочная, микционная, пневмоцистография. Цистография в диагностике доброкачественной гиперплазии предстательной железы, опухолей, дивертикулов, камней мочевого пузыря, туберкулезного поражения мочевого пузыря. Роль цистографии при обследовании пациентов с нейрогенной дисфункцией мочевого пузыря. Правила асептики и антисептики при проведении цистографии.

Уретрография. Виды уретрографии. Техника выполнения. Показания, противопоказания. Роль уретрографии при обследовании пациентов с конкрементами, инородными телами, опухолями и повреждениями мочеиспускательного канала. Интерпретация рентгенограмм. Возможные осложнения исследования и их профилактика.

Радионуклидная диагностика. Сцинтиграфические исследования в урологии. Принцип метода. Виды сцинтиграфии, используемые препараты. Роль нефросцинтиграфии в оценке функционального состояния почек. Значение применения различных нефротропных радионуклидов в оценке функционального состояния различных структур нефрона. Показания к проведению динамической нефросцинтиграфии (ДНСГ). Показания к проведению статической нефросцинтиграфии (СНСГ). Противопоказания к проведению нефросцинтиграфии. Фармакологические нагрузочные пробы. Трактовка результатов нефросцинтиграфии.

Ренорадиография. Принцип метода. Фармакологические нагрузочные пробы. Показания и противопоказания к проведению ренографии. Оценка результатов исследования.

Компьютерная томография (КТ), магнитно-резонансная томография (МРТ) в диагностике урологических заболеваний. Сущность методов компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии. Спиральная компьютерная томография. Показания и противопоказания к применению томографии. Диагностическая значимость применяемых методик.

  1. Неспецифические воспалительные заболевания органов мочеполовой системы

Пиелонефрит. Определение. Классификация. Этиология и патогенез пиелонефрита. Пути проникновения инфекции в почку. Рефлюксы мочи, их виды. Роль рефлюксов мочи, венозного стаза, иммунологического статуса организма в развитии пиелонефрита. Первичный и вторичный пиелонефрит. Острый и хронический пиелонефрит. Патоморфологические формы острого пиелонефрита (серозный, гнойный, некротический папиллит).

Клиника и диагностика острого пиелонефрита. Клинические проявления острого пиелонефрита. Особенности течения заболевания на фоне обструкции мочевыводящих путей.

Диагностика острого пиелонефрита. Физикальное обследование: осмотр, пальпация. Оценка динамики гипертермии, лабораторных показателей мочи и крови. Инструментальные методы диагностики: ультразвуковое исследование, нефросцинтиграфия, рентгенологическое обследование (обзорная и экскреторная урографии), компьютерная томография, магнитно-резонансная томография. Эндоскопические методы диагностики. Важность своевременной диагностики острых гнойных форм пиелонефрита.



Лечение острого пиелонефрита. Принципы лечения первичного и вторичного острого пиелонефрита. Особенности тактики лечения при обструктивном пиелонефрите. Особенности тактики лечения острого пиелонефрита у беременных женщин. Показания и принципы хирургического лечения пиелонефрита. Методы экстренного восстановления оттока мочи из почки: катетеризация мочеточника, установка стента, нефростомия. Принципы лечения пациентов, перенесших оперативное вмешательство по поводу острого пиелонефрита. Бактериотоксический шок. Этиология, патогенез меры неотложной помощи.

Хронический пиелонефрит. Паранефрит. Классификация хронического пиелонефрита. Симптоматика. Методы диагностики. Лечение: значение восстановления пассажа мочи, антибактериальная терапия. Продолжительность лечения. Исходы хронического пиелонефрита (вторично-сморщенная почка, пионефроз).

Этиология и патогенез паранефрита. Патологическая анатомия. Симптоматика, диагностика, лечение, профилактика.



Цистит. Классификация. Этиология и патогенез цистита.

Циститы – острые и хронические (в том числе обусловленные и поддерживаемые камнями, опухолью, лейкоплакией, простой язвой мочевого пузыря, атонией, доброкачественной гиперплазией предстательной железы). Этиология. Пути проникновения инфекции в мочевой пузырь. Патогенез микробного воспаления в мочевом пузыре. Виды инфекции. Факторы, способствующие возникновению цистита (местные и общие).



Клиника, диагностика, лечение и профилактика цистита. Симптоматика цистита. Диагностика острого и хронического цистита. Особенности симптоматики и диагностики цистита у новорожденных детей, детей школьного возраста и подростков. Лечение. Профилактика цистита.

Эпидидимит. Орхит. Этиология и патогенез. Пути проникновения инфекции, виды инфекции. Лечение: консервативное (антибактериальное, противовоспалительное, физиотерапевтическое). Оперативное лечение. Синдром «острой мошонки». Дифференциальный диагноз. Тактика лечения.

Уретрит. Этиология и патогенез уретритов. Классификация. Виды возбудителей: простейшие, бактерии, дрожжеподобные грибы, хламидии, уреоплазмы и микоплазмы, вирусы. Неинфекционные факторы, вызывающие уретрит (аллергены, термические, химические, физические и др.). Специфические и неспецифические уретриты. Патологическая анатомия. Клиническое течение и симптоматика. Диагностика уретритов: клиническая, лабораторная, бактериологическая. Уретроскопия и ее виды. Возможные осложнения уретритов. Лечение уретритов и их осложнений.

Простатит. Этиология и патогенез. Классификация. Острый и хронический простатит. Симптоматика. Диагностика простатита (лабораторная, инструментальная). Биопсия предстательной железы. Лечение простатита (общее и местное). Показания и противопоказания к массажу предстательной железы. Прогноз острого и хронического простатита. Абсцесс предстательной железы. Виды оперативного лечения и дренирования абсцесса.

Везикулит. Этиология и патогенез. Классификация. Клинические признаки, диагностика и лечение.

Баланит. Баланопостит. Причины возникновения и хронизация процесса. Диагностика. Лечение. Фимоз как причина баланопостита. Особенности гигиены у новорожденных, мальчиков школьного возраста и подростков, взрослых мужчин.

Другие, более редкие неспецифические воспалительные заболевания мочеполовых органов. Парацистит. Болезнь Ормонда. Кавернит. Болезнь Фурнье. Этиология. Патогенез. Клинические проявления, диагностика. Лечение.

Общие принципы медикаментозной терапии заболеваний органов мочеполовой системы. Осложнения при антибиотикотерапии у пациентов урологического профиля.



  1. Мочекаменная болезнь

Этиология. Патогенез мочекаменной болезни. Теории камнеобразования. История изучения вопроса. Частота мочекаменной болезни среди заболеваний почек и мочевыводящих путей. Распространенность среди населения различных климатогеографических зон в мире и в Республике Беларусь. Частота нефролитиаза у мужчин и женщин в зависимости от возраста, условий жизни.

Этиология и патогенез. Энзимопатия (тубулопатия), наследственные нефрозо- и нефритоподобные синдромы. Теории камнеобразования (коллоидная, кристаллоидная, теория белково-полисахаридной матрицы, застоя мочи). Роль лимфатического дренажа, инфекции, нарушения пассажа, реакции мочи, пиелонефрита, некротического папиллита, нарушенного обмена веществ (недостаток витаминов А, В и С, избыток витамина D), гиперпаратиреодизма, длительной иммобилизации, функциональных нарушений печени и желудочно-кишечного тракта, климата и особенностей питания, употребления питьевой воды в генезе нефролитиаза. Роль нанобактерий в развитии мочекаменной болезни.



Патологическая анатомия (изменения, возникающие в почках при уростазе). Морфология и химический состав камней. Минералогическая классификация. Патологическая анатомия. Изменения в почках и мочевых путях, обусловленные нарушенным пассажем мочи в результате полной или частичной окклюзии конкрементом, при гидронефротической трансформации, на фоне пиелонефрита, хронической почечной недостаточности.

Морфология и химический состав камней (ураты, фосфаты, карбонаты, оксалаты, цистиновые, холестериновые и белковые конкременты). Современная минералогическая классификация.



Камни почек и мочеточников. Симптоматика. Изменения в почках и мочевых путях, методы диагностики конкрементов почек и мочеточников.

Почечная колика и её дифференциальная диагностика. Этиология и патогенез почечной колики. Роль окклюзии верхних мочевых путей в патогенезе почечной колики. Расстройства уродинамики. Клиника и диагностика почечной колики. Дифференциальная диагностика почечной колики с острыми заболеваниями органов брюшной полости, неврологическими заболеваниями, заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Диагностическое значение первичного скрининга: общий анализ мочи и крови, ультразвуковое исследование органов мочевыводящей системы, обзорная урография, динамическая нефросцинтиграфия (радионуклидная ренография). Возможные осложнения почечной колики (острый пиелонефрит или обострение хронического пиелонефрита, гидронефротическая трансформация и т.д.). Лечебные мероприятия при почечной колике: тепловые процедуры, применение лекарственных средств, новокаиновые блокады, установка стентов (наружного и внутреннего), нефростомия.



Диагностика и методы лечения при мочекаменной болезни. Профилактика камнеобразования. УЗИ, рентгенодиагностика, КТ, МРТ, ДНСГ, радиоизотопная ренография (РРГ). Показания и противопоказания к консервативному лечению камней почек и мочеточников. Принципы камнеизгоняющей и литолитической терапии. Виды хирургического лечения при мочекаменной болезни. Дистанционная и контактная литотрипсия, нефролапаксия, литоэкстракция и открытые операции в хирургическом лечении камней почек и мочеточников. Показания и противопоказания к различным методам лечения. Особенности хирургического лечения при коралловидных конкрементах, двустороннем нефролитиазе, конкрементах единственной почки. Повторные хирургические вмешательства при камнях почек и мочеточников. Санаторно–курортное лечение пациентов с мочекаменной болезнью. Диетическое питание и медикаментозная профилактика рецидивов камнеобразования.

Камни мочевого пузыря, уретры. Первичные и вторичные. Роль нарушения уродинамики и инфекции в образовании конкрементов в мочевом пузыре. Клиника и диагностика конкрементов мочевого пузыря и мочеиспускательного канала (УЗИ, эндоскопическая и рентгенологическая диагностика). Лечение. Виды хирургического лечения. Показания и противопоказания к различным методикам хирургического лечения. Профилактика камнеобразования в мочевом пузыре.

  1. Аномалии почек и мочевыводящих путей. Нефроптоз. Аномалии мужских половых органов

Распространенность аномалий развития почек, мочевых путей и мужских половых органов. Эмбриологические данные о развитии почек и верхних мочевых путей. Клиническое значение аномалий почек – нарушение уродинамики и гемодинамики при аномалиях почек. Возможные диагностические и тактические ошибки при аномалиях почек.

Виды аномалий почек. Аномалии количества (агенезия, аплазия, добавочная почка), аномалии величины - гипоплазия (одно- и двусторонняя), аномалии положения - дистопия (грудная, поясничная, подвздошная, тазовая, перекрестная), аномалии взаимоотношения (подковообразная, галетообразная, L–образная, S-образная почка), аномалии структуры – поликистоз, солитарные кисты, мультикистоз почки, губчатая почка, дисплазия почечной паренхимы, полимегакаликоз.

Методы диагностики: пальпация, УЗИ, НСГ, РРГ, функциональные пробы, рентгенологические методы исследования, почечная ангиография, КТ, МРТ. Принципы лечения.

Гидронефротическая трансформация. Этиология и патогенез. Патологическая анатомия. Классификация. Клиника. Современные методы диагностики (УЗИ, ДНСГ, КТ, МРТ, рентгенологические методы). Фармакодинамические пробы. Оперативное лечение гидронефроза (виды оперативных пособий). Нефрэктомия. Показания к хирургическому лечению. Динамическое наблюдение пациентов с гидронефрозом.

Нефроптоз. Симптоматика (боли, гематурия, артериальная гипертензия, астеноневротический синдром). Диагностика (клиническая, ультразвуковая, рентгенологическая, КТ). Лечение. Виды хирургического лечения. Показания к хирургическому лечению.

Пузырно–мочеточниковый рефлюкс. Этиология и патогенез. Патологическая анатомия. Классификация. Клиника. Современные методы диагностики (микционная цистография, УЗИ, СНСГ, КТ, МРТ). Оперативное лечение пузырно–мочеточникового рефлюкса: эндоскопическое лечение, везикоскопические и лапароскопические, открытые операции. Принципы оперативного лечения. Показания к хирургическому лечению. Динамическое наблюдение пациентов с пузырно–мочеточниковым рефлюксом.

Мегауретер (нейромышечная дисплазия мочеточника). Определение понятия. Классификация. Клиника. Диагностика. Показания к консервативному и хирургическому лечению.

Другие аномалии: удвоение мочеточника (полное и неполное), эктопия устья мочеточника, уретероцеле, реторокавальный мочеточник.



Аномалии мочевого пузыря. Инфравезикальная обструкция. Симптоматика, диагностика, лечение. Агенезия, экстрофия, дивертикулы, удвоение мочевого пузыря. Незаращение урахуса. Основные методы диагностики: осмотр, пальпация, УЗИ, рентгенологические методы исследования, цистоскопия.

Контрактура шейки мочевого пузыря (болезнь Мариона). Врожденные клапаны мочеиспускательного канала (классификация). Гипертрофия семенного бугорка. Клиника. Методы диагностики и лечения.



Аномалии мочеиспускательного канала и полового члена. Гипоспадия. Определение. Этиология и патогенез. Классификация. Клиника, диагностика, лечение. Современные методы хирургической коррекции. Гипоспадия и гермафродитизм у новорожденных, схема обследования для неотложной дифференциации пола. Клинико–генеалогический анализ.

Врожденные стриктуры и свищи мочеиспускательного канала. Атрезия, удвоение, врожденные дивертикулы мочеиспускательного канала. Клиника, диагностика, лечение.

Эписпадия. Определение. Этиология и патогенез. Классификация. Клиника, диагностика, лечение. Современные методы хирургической коррекции.

Аномалии полового члена: фимоз, короткая уздечка крайней плоти, удвоение полового члена, микропенис, искривление полового члена, скрытый половой член.



Аномалии органов мошонки. Крипторхизм. Определение. Этиология и патогенез. Классификация. Клиника. Диагностика (физикальное и инструментальное обследование, исследование гормонального профиля). Лечение (консервативное и оперативное). Показания к хирургическому лечению. Прогноз фертильности при крипторхизме. Возможные осложнения крипторхизма.

Монорхизм, анорхизм. Методы диагностики. Гормональное лечение.



  1. Опухоли мочеполовых органов

Опухоли почки и мочеточника. Опухоли забрюшинного пространства. Распространенность. Этиология и патогенез. Классификация: опухоли паренхимы почки, почечной лоханки и мочеточника. Доброкачественные опухоли: аденома, фиброма, липома, ангиолипома, гемангиома, миксома, дермоидная киста. Злокачественные опухоли паренхимы почки: аденокарцинома, саркома, опухоль Вильмса. Современная классификация с использованием системы TNM. Пути метастазирования и распространения опухолей почек и мочеточников.

Ренальная (гематурия, боль, наличие пальпируемого образования, варикозного расширения вен мошонки) и экстраренальная (кахексия, эритроцитоз, анемия, гипо– и диспротеинемия) симптоматика злокачественных новообразований почек и мочеточников. Понятие о неопластическом синдроме. Особенности течения папиллярного рака лоханки и мочеточника. Особенности гематурии при опухолях почек и мочеточников. Причины возникновения.

Значимость УЗИ почек в диагностике объемных образований паренхимы и чашечно-лоханочной системы почек. Рентгенологические исследования в диагностике объемных образований почек. Диагностическая ценность КТ, МРТ, почечной ангиографии в выявлении рака почки и его метастазов.

Комплексное лечение при гипернефроидном раке почки, опухоли Вильмса, папиллярном раке лоханки. Виды хирургических операций. Лучевая и химиотерапия при лечении опухолей почек и мочеточников. Прогноз лечения.

Классификация опухолей забрюшинного пространства. Пути метастазирования и распространения. Клиника, диагностика (УЗИ, пневмоперитонеум, артериография, компьютерная томография, магниторезонансная томография), лечение. Диспансеризация пациентов с опухолями почек, мочеточников и забрюшинного пространства.

Опухоли мочевого пузыря. Распространенность. Этиология и патогенез. Классификация с использованием системы TNM. Предраковые заболевания мочевого пузыря. Профессиональные вредности в этиопатогенезе мочевого пузыря. Пути метастазирования и распространения опухолей мочевого пузыря.

Симптоматика и клиническое течение. Диагностика опухолей мочевого пузыря: УЗИ, цистоскопия, фотодиагностика опухолей мочевого пузыря, биопсия, рентгенологическое обследование (экскреторная урография, цистографии, осадочная проба, перицистография, флебография, лимфаденография, артериография), КТ, МРТ.

Лечение опухолей мочевого пузыря (оперативное, лучевое, химиотерапия, комбинированное, применение вакцин). Оперативные методы лечения: эндоскопические, открытые операции. Показания к хирургическому лечению. Ближайшие и отдаленные результаты лечения. Диспансеризация пациентов с новообразованиями мочевого пузыря.

Опухоли мочеиспускательного канала у мужчин и женщин. Классификация. Клиника. Диагностика. Лечение новообразований мочеиспускательного канала.

Рак полового члена. Распространенность. Классификация. Роль фимоза и рецидивирующего баланопостита в этиопатогенезе рака полового члена. Клиника. Диагностика. Лечение. Профилактика.

Опухоли яичка и его придатка. Патогенетическое значение травмы и эктопии яичек в развитии опухоли. Значение своевременного низведения при крипторхизме для профилактики новообразований яичка. Распространенность. Классификация. Пути распространения и метастазирования при злокачественных новообразованиях яичка. Современные методы диагностики злокачественных новообразований яичек и их метастазов. Дифференциальная диагностика объемных образований мошонки (опухоли, орхоэпидимит, водянка оболочек яичка, гематома застарелых разрывов белочной оболочки). Комбинированное лечение: оперативное, лучевая терапия, химиотерапия.

Опухоли придатка яичка. Диагностика и дифференциальная диагностика с другими объемными образованиями придатка. Лечение.



  1. Опухоли предстательной железы

Доброкачественная гиперплазия предстательной железы (ДГПЖ). Распространенность заболевания в различные возрастные периоды. Этиология и патогенез. Патологическая анатомия изменений, возникающих в предстательной железе на фоне ее гиперплазии. Клиническое течение. Задержка мочи (ишурия). Виды ишурии. Первая помощь при возникновении острой задержки мочи. Симптоматика (ирритативная, обструктивная). Диагностика. Понятие о бальной оценке по шкалам IPSS и QOL. Дифференциальная диагностика доброкачественной гиперплазии предстательной железы с хроническим простатитом, раком предстательной железы, стриктурами уретры, новообразованиями мочевого пузыря, склерозом шейки мочевого пузыря. Стадийность течения ДГПЖ. Клинические проявления заболевания в различных стадиях. Консервативное лечение: применение ингибиторов 5-α редкутазы, α – адреноблокаторов, гормональное лечение, растительные препараты. Физиотерапевтическое лечение, диетическое питание пациентов с ДГПЖ. Виды хирургического лечения ДГПЖ: установка эндопростатических стентов, термотерапия, эндоскопические операции при ДГПЖ, открытые операции при ДГПЖ, лазерная хирургия ДГПЖ. Показания и противопоказания к различным видам консервативного и хирургического лечения.

Осложнения ДГПЖ (камни мочевого пузыря, цистит, пиелонефрит, почечная недостаточность). Профилактика развития осложнений. Диспансерное наблюдение за пациентами с ДГПЖ.



Рак предстательной железы. Распространенность. Этиология. Патогенез. Патологическая анатомия. Понятие о PIN. Классификация. Клиническое течение. Метастазирование и типы метастазов при раке предстательной железы. Диагностика (клиническая, лабораторная, инструментальная). Мультифокальная биопсия предстательной железы. Дифференциальная диагностика (ДГПЖ, хронический простатит, абсцесс предстательной железы, конкременты предстательной железы и мочевого пузыря, туберкулезное поражение предстательной железы, новообразования мочевого пузыря). Консервативные методы лечения. Общие принципы гормонотерапии и возможные ее осложнения. Первичная и вторичная гормональная резистентность. Показания к оперативному лечению. Виды хирургического лечения. Ближайшие и отдаленные результаты лечения. Роль профилактических осмотров населения.

  1. Заболевания органов мошонки. Туберкулез органов мочеполовой системы. Паразитарные заболевания органов мочеполовой системы

Заболевания органов мошонки. Заболевания: гидроцеле, киста семенного канатика, сперматоцеле, варикоцеле. Распространенность, этиология, клинические проявления, диагностика, показания к различным способам лечения. Тактика и методы лечения при острых заболеваниях органов мошонки у детей и взрослых.

Туберкулез органов мочеполовой системы. Организация борьбы с мочеполовым туберкулезом в Республике Беларусь.

Туберкулез почек и верхних мочевых путей. Этиология. Патогенез. Патологическая анатомия. Симптоматика туберкулеза почек. Диагностика (клинические, лабораторные, инструментальные методы исследования). Туберкулинодиагностика. Пути проникновения и распространения инфекции. Лечение туберкулеза почек и мочеточников: терапевтическое и хирургическое. Показания и противопоказания к хирургическому лечению. Виды оперативных вмешательств (нефрэктомия, нефруретерэктомия, резекция почки, кавернотомия). Пластические операции на мочеточнике (уретероцистонеостомия, интестинальная пластика). Диспансерное наблюдение за пациентами. Профилактика.

Туберкулез мочевого пузыря. Пути проникновения и распространения инфекции. Клиника. Диагностика. Лечение. Консервативное лечение. Хирургическое лечение: показания. Виды оперативных вмешательств. Диспансерное наблюдение за пациентами. Профилактика.

Туберкулез половой системы. Туберкулез придатка яичка, предстательной железы, семенных пузырьков. Пути проникновения и распространения инфекции. Патогенез. Диагностика. Лечение. Профилактика.

Эхинококкоз и шистозоматоз органов мочеполовой системы. Этиология. Патогенез. Биологическая характеристика. Пути проникновения в организм хозяина. Патологическая анатомия. Клинические проявления. Диагностика. Лечение. Профилактика.

Информационно-методическая часть

Литература

Основная:

  1. Лопаткин, Н.А. Урология: учебник / Н.А.Лопаткин [и др.]. М.: Медицина, 2004. 496 с.

  2. Пугачев, А.Г. Детская урология: руководство для врачей / А.Г.Пугачев. М.:Готар-медиа, 2009. 822 с.

  3. Савченко, Н.Е. Учебно–методическое пособие по урологии / Н.Е.Савченко, Н.А.Нечипоренко. Минск, 2000. 240 с.

  4. Урология / под. ред. Ю.Г.Аляева. М.: Медицинское информационное агентство, 2005. 640 с.

Дополнительная:

    5. Канн, Д.В. Руководство по акушерской и гинекологической урологии / Д.В.Канн. М.: Медицина, 1986. 488 с.

    6. Оперативная урология: руководство / под ред. Н.А.Лопаткина, И.П.Шевцова. Л.: Медицина, 1986. 480 с.

    7. Руководство по урологии / под ред. Н.А. Лопаткина. М.: Медицина, 1998. Том 1-304 с., Том 2 – 768 с., Том 3 – 672 с.

    8. Рылюк, А.Ф. Топографическая анатомия и хирургия органов брюшной полости: практическое пособие / А.Ф.Рылюк. Минск, 1995. 319 с.

    9. Савченко, Н.Е. Урология семейного врача: справочное пособие / Н.Е.Савченко. Минск, 1991. 237 с.

    10. Циститы: учебное пособие / Г.Н.Скрябин [и др.]. С-Петербург: мед. акад. последипл. образования. СПб.: СПбМАПО, 2006. 147с.



    11. Guidelines – European Association of Urology, 2011. 2347 p.



Критерии оценок результатов учебной деятельности

10 баллов — десять:

  • систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы по дисциплине «Урология» и по основным вопросам, выходящим за ее пределы;

  • точное использование научной терминологии (в том числе на латинском и иностранном языке, которым владеет студент), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;

  • безупречное владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;

  • выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации;

  • полное и глубокое усвоение основной и дополнительной (по распространенным урологическим заболеваниям) литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

  • умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин;

  • творческая самостоятельная работа на практических занятиях, активное участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

9 баллов - девять:

  • систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы по дисциплине «Урология»;

  • точное использование научной терминологии (в том числе на латинском и иностранном языке, которым владеет студент), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;

  • владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;

  • способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации в рамках учебной программы;

  • полное усвоение основной и дополнительной (по распространенным урологическим заболеваниям) литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

  • умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку;

  • активная самостоятельная работа на практических занятиях, творческое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

8 баллов - восемь:

  • систематизированные, глубокие и полные знания по всем поставленным вопросам в объеме учебной программы по дисциплине «Урология»;

  • использование научной терминологии (в том числе на латинском языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;

  • владение инструментарием учебной дисциплины (методами комплексного анализа, техникой информационных технологий), умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;

  • способность самостоятельно решать сложные проблемы в рамках учебной программы дисциплины «Урология»;

  • усвоение основной и дополнительной (по распространенным урологическим заболеваниям) литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

  • умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине;

  • активная самостоятельная работа на практических занятиях, систематическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

7 баллов - семь:

  • систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы по дисциплине «Урология»;

  • использование научной терминологии (в том числе на латинском языке), лингвистически и логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;

  • владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;

  • способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы;

  • усвоение основной и дополнительной (по распространенным урологическим заболеваниям) литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

  • умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку;

  • активная самостоятельная работа на практических занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

6 баллов - шесть:

  • достаточно полные и систематизированные знания в объеме учебной программы по дисциплине «Урология»;

  • использование необходимой научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;

  • владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач;

  • способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы;

  • усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

  • умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку;

  • активная самостоятельная работа на практических занятиях, периодическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

5 баллов - пять:

  • достаточные знания в объеме учебной программы по дисциплине «Урология»;

  • использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы;

  • владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач;

  • способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы;

  • усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

  • умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку;

  • самостоятельная работа на практических занятиях, периодическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

4 балла - четыре, ЗАЧТЕНО:

  • достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта по дисциплине «Урология»;

  • использование научной терминологии, стилистическое и логическое изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок;

  • владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении стандартных (типовых) задач;

  • умение под руководством преподавателя решать стандартные (типовые) задачи;

  • усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

  • умение ориентироваться в основных теориях, концепциях, направлениях по изучаемой дисциплине и давать им оценку;

  • работа под руководством преподавателя на практических занятиях, допустимый уровень культуры исполнения заданий.

3 балла - три, НЕЗАЧТЕНО:

  • недостаточно полный объем знаний в рамках образовательного стандарта по дисциплине «Урология»;

  • использование научной терминологии, изложение ответа на вопрос с существенными лингвистическими и логическими ошибками;

  • слабое владение инструментарием учебной дисциплины, некомпетентность в решении стандартных (типовых) задач;

  • знание части основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

  • неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях, направлениях изучаемой дисциплины;

  • пассивность на практических занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.

2 балла - два, НЕЗАЧТЕНО:

  • фрагментарные знания в рамках образовательного стандарта по дисциплине «Урология»;

  • знание отдельных литературных источников, рекомендованных учебной программой дисциплины;

  • неумение использовать научную терминологию дисциплины, наличие в ответе грубых стилистических и логических ошибок;

  • пассивность па практических занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.

1 балл - один, НЕЗАЧТЕНО:

  • отсутствие знаний и компетенций в рамках образовательного стандарта по дисциплине «Урология» или отказ от ответа.


Рекомендуемые средства диагностики

Оценка учебных достижений студента осуществляется с использованием фонда оценочных средств и технологий учреждения высшего образования. Фонд оценочных средств учебных достижений студента включает:



  • типовые задания в различных формах (устные, письменные, тестовые, ситуационные и т.п.);

  • контрольные работы;

  • учебные истории болезни и результаты дополнительных методов исследования (лабораторных, функциональных, лучевых и т.п.);

  • учебно-исследовательские работы студентов;

  • отчеты по производственной практике;

  • иные средства диагностики в соответствии с учебной программой.

Фонд технологий контроля обучения включает:

  • устный опрос;

  • собеседование по теме учебной истории болезни;

  • защиту реферата по теме учебной программы дисциплины;

  • текущую аттестацию по окончании изучения дисциплины с применением устной, письменной, тестовой и иных методик контроля обучения.


Перечень рекомендуемых наглядных пособий

  1. Таблицы, плакаты и слайды по теме занятия, набор рентгенограмм.

  2. Тренажеры, муляжи.

  3. Набор хирургических инструментов.

  4. Нефростомический и цистостомический наборы. Катетеры, бужи, стенты.

  5. Смотровой и операционный цистоскопы.

  6. DVD – фильмы, видеофильмы с демонстрацией хода урологических

манипуляций и операций. Презентации по темам занятий.

  1. Истории болезни пациентов.

  2. Компьютерные тесты для самоподготовки.

краткие методические указания по использованию персонального компьютера, технических средств обучения, иного оснащения

  1. Персональный компьютер.

  2. Ноутбук.

  3. Видеомагнитофон.

  4. DVD – плеер.

  5. Телевизор.

  6. Проектор.


Оглавление

Сведения об авторах (разработчиках) учебной программы



Фамилия, имя, отчество

Строцкий Александр Владимирович

Должность, ученая степень, ученое звание

Заведующий кафедрой урологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», д.м.н., профессор

 служебный

(017) 208 27 04

Факс:

(017) 208 27 04

E-mail:

astrotsky@mail.ru




Фамилия, имя, отчество

Юшко Евгений Иванович

Должность, ученая степень, ученое звание

Доцент кафедры урологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», к.м.н.

 служебный

(017) 208 67 51

E-mail:

newurol@mail.ru




Фамилия, имя, отчество

Руденко Дмитрий Николаевич

Должность, ученая степень, ученое звание

Ассистент кафедры урологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет».

 служебный

(017) 208 63 59

E-mail:

dachyk@tut.by






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница