«Предвестники любви»



страница1/5
Дата01.05.2016
Размер0.8 Mb.
Просмотров164
Скачиваний0
ТипЗанятие
  1   2   3   4   5

9 КЛАСС




ЗАНЯТИЕ 1.

Тема: «Предвестники любви»

Цель занятия: ознакомить учащихся с психологическими особенностями полового созревания.

Основные понятия: дружба, влюбленность, любовь, половое созревание, интерес к противоположному полу, доверительное общение.
Что с нами все же происходило? Действительно ли мы вступили в возраст любви?

Давайте проследим, что с вами произошло в плане полового созревания.

Предвестником возраста любви, точнее, возраста влюбленности (15–17 лет) служит, прежде всего, интенсивное половое созревание. У девочек процесс полового созревания начинается в 11–14 лет, у мальчиков – в 12–16 лет. Половое созревание способствует возникновению у подростков новых ощущений и желаний – чувства взрослости, интереса к другому полу, стремления быть полноправным членом коллектива взрослых. Подросток стремится к самостоятельности, к тому, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением, освобождали его от мелочного контроля.

Привлекательными для подростка становятся внешние проявления взрослости – курение, игра в карты, использование в речи определенных слов и оборотов, употребление косметики, украшения, проявление кокетства, вечеринки, манеры ухаживания.

Проявление интереса к другому полу в подростковом возрасте имеет свою особенность. Прежде всего, появляется желание нравиться, а в связи с этим – интерес к собственной внешности, забота о привлекательности. Родителям этот интерес сразу заметен. Дочь или сын подолгу задерживаются у зеркала, начинают тщательно следить за своей прической, одеждой.

В 12–13 лет некоторые девочки выше и крупнее мальчиков-сверстников. Низкорослость может стать предметом неприятных переживаний мальчика, источником чувства неполноценности. Подобные переживания могут быть и у девочки, которая обогнала своих одноклассников в росте.

Мальчики в-12–13 лет проявляют интерес к девочкам особым способом, всячески демонстрируя задиристость и разухабистость. Девочки понимают мотивы их действий и поэтому всерьез не обижаются. В этом возрасте многих подростков, особенно девочек, занимает вопрос, кто кому нравится. Хотя о своих симпатиях подросток рассказывает только другу, но знают о них, как правило, многие одноклассники. В этот период между мальчиком и девочкой редко возникает дружба.

Очень важен данный возрастной период для девочек. У них начинает формироваться образ будущего избранника. Они с удовольствием подмечают и обсуждают все достоинства и недостатки мальчиков.

В 13–14 лет отношения между мальчиками и девочками меняются. Исчезает непосредственность, появляется скованность, робость, стеснительность. У одних это проявляется открыто, у других замаскировано под напускным равнодушием, «презрением» к другому полу. Поведение характеризуется противоречивостью: интерес друг к другу сосуществует с обособленностью мальчиков и девочек. Однако они с большим любопытством относятся к возникающим отношениям, к тому, как они развиваются. В этот период подростки очень восприимчивы к любой информации относительно взаимоотношения полов.

В 14–15 лет нередко возникает дружба между мальчиком и девочкой, и вы это наблюдаете, образуются смешанные компании. Взаимная привязанность может быть очень эмоциональной, занимать большое место в жизни подростков. Безответная симпатия становится источником сильных переживаний. Как правило, девочки с симпатией и уважением относятся к мальчикам, которым свойственна естественная, товарищеская манера поведения, чужды грубость и вульгарность. В свою очередь, мальчики ценят в девочках простоту и естественность, умение поддержать разговор, быть хорошим товарищем.

Обычно в 14–15 лет формируются более или менее конкретные требования к будущему спутнику жизни. И эти требования могут оказаться как завышенными, так и слишком заниженными, несерьезными. Ни то, ни другое, естественно, не способствует в будущем созданию потенциально счастливой семейной пары. Нередко подросток ориентируется только на внешние данные будущего спутника жизни: рост, цвет волос и глаз и т.п.

Интерес к противоположному полу: хорошо это или плохо?

Интерес подростка к сверстникам противоположного пола стимулирует развитие его личности. У него повышается чуткость к людям, развивается избирательная наблюдательность, усиливается интерес к собственной личности, а это в свою очередь является толчком к самосовершенствованию, самовоспитанию.



Что означает «доверительное общение»?

С переходом подростка в юношеский возраст у него возрастает потребность в доверительном общении. Более актуальным для юношей и девушек становится общение со взрослыми. Часто эталоном для доверия молодые люди считают верность, доброту и честность. Именно эти качества они чаще всей обнаруживают и ценят в себе, близких взрослых, родителях, ,три этом у матери гораздо чаще, чем у отца. Следует заметить, что у матери юноши и девушки ценят в основном эмоциональные качества (верность, восприимчивость, чуткость); у отца – волевые интеллектуальные качества личности (дисциплинированность, решительность, настойчивость, любознательность, наблюдательность, эрудированность); в друзьях – коммуникативные качества (говорливость, балагурство, общительность). Наиболее часто в круг доверительного общения юноши и девушки включают родителей, близких друзей и учителей. При этом интенсивность их доверительного общения со сверстниками значительно выше, чем со взрослыми. Но со взрослыми доверительное общение более устойчивое и постоянное.



Каково же содержание доверительного общения юношей и девушек? О чем они говорят?

Можно выделить несколько тем доверительного общения.

Взрослым (родителям и учителям) юноши и девушки доверяют то, что было с ними в прошлом, что происходит сейчас, какие планы у них на будущее. Цель этого общения – не передача интимной информации, а получение необходимы! сведений, когда недостает уверенности в своих силах, когда не хватает собственного опыта. Близким друзьям и сверстникам чаще всего доверяется информация о проведении свободного времени, об особенностях жизни коллектива класса, об отдельных его членах, иногда о планах на ближайшее будущее. Цель передачи доверительной информации сверстнику – желание ощутить сочувствие, сопереживание и самораскрыться. А вот информацию об особенностях психологического климата в семье, своих взглядах на семейную жизнь, своих отношениях с противоположным полом юноши и девушки чаще всего доверяют родственникам (старшему брату, сестре, бабушке). Цель передачи этой информации – утвердиться в правильности своих взглядов на семейную жизнь, на отношения с противоположным полом, которыми не всегда можно поделиться с отцом или матерью. В этом смысле очень важны контакты с родственниками. Юноши и девушки по-разному проявляют доверие ко взрослым. Замечено, что юноши по сравнению с девушками в большей степени доверчивы к старшим по возрасту. А девушки более ровно общаются со всеми: и со взрослыми, и со сверстниками. При этом круг доверительного общения девушек составляет в среднем 5–6 человек, юношей – 3–4 человека.

Неужели «Дружба – это школа любви?»


Всем хорошо известно выражение: «Дружба – школа любви». Без преувеличения можно сказать, что это и школа будущих семейных отношений.

Чему же учит дружба? Настоящая дружба учит бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма. Психологи подтвердили это положение, сравнив группу мальчиков, имевших близких друзей, и группу ребят, не имевших их. Ученые пришли к выводу, что первые отличались большим альтруизмом. Дружеские отношения учат сочувствию, сопереживанию, состраданию, умению действовать совместно. Без этих умений невозможна настоящая любовь и благоприятный психологический климат в семье. Дружба учит самопознанию и самораскрытию перед другими, без чего невозможна глубокая интимность отношений и, соответственно, невозможна любовь. Уже сам факт, что у человека есть друзья, положительно характеризует его как личность. О таком человеке говорят, что он откровенен, общителен, отзывчив и т.п. В целом дружба учит разбираться в людях, понимать и правильно оценивать сверстников противоположного пола.

Большинство родителей обычно поддерживают дружбу своих детей. Но бывают случаи, когда отец или мать навязывают дружбу с детьми своих знакомых, детьми-отличниками, детьми, родители которых занимают высокое положение в обществе. Безусловно, родители могут вмешиваться в дружбу своих детей, но только в том случае, если очевидно, что дружба сына или дочери отрицательно сказывается на формировании положительных качеств личности. Само собой разумеется, что такое вмешательство должно быть предельно тактичным и обоснованным.

Имейте в виду, что родителям очень важно знать причины дружбы. Среди причин, порождающих дружбу, можно назвать такие: симпатия; общность интересов, суждений, взглядов; взаимное дополнение друг друга (один хорошо учится, но слаб физически; другой, напротив, физически развит хорошо, но ллохо успевает; различия в темпераменте); одинаковость положения, занимаемого в классном коллективе; стремление занять прочное место в системе личных взаимоотношений старшей по возрасту группы.



Чем отличается дружба мужская и женская?

Замечено, что дружба юношей отличается от дружбы девушек. Так, в связи с более ранним половым созреванием потребность в дружбе у девушек возникает раньше, чем у юношей. Современные психологические исследования не подтверждают идущих из древности представлений, будто женщины вообще не способны к дружбе. Однако не исключено, что повышенная эмоциональность девушек, их склонность придавать значение мельчайшим психологическим нюансам мешают дружеским отношениям.

Кроме этого, как юноши, так и девушки отличаются степенью общительности. Одни легко вступают в общение, другие страдают от одиночества. Одни популярны, притягательны для проведения досуга, совместных игр, развлечений, другие – нет. Исследования Я.Л.Коломинского, А.Б.Широковой и других психологов позволили выделить критерии, которыми руководствуются дети (да и взрослые тоже) при выборе товарища для общения, при поиске друга. Среди них важное место занимают качества личности и определенные умения: общительность, верность в дружбе, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, богатство фантазии, доброта и простота, чувство юмора, честность, смелость, принципиальность, демократичность, отсутствие зависти, умение слушать, понять товарища, найти рациональную форму поведения и действия, хранить чужие тайны. Важным основанием для выбора товарища является внешняя привлекательность (для мальчиков-подростков и юношей особенно значимы физическая сила, спортивность фигуры), внешний вид (опрятность, стиль одежды, следование моде). Привлекательны для общения также те дети, которые хорошо успевают и- вместе с тем отличаются широким кругозором, положительными качествами личности, охотно делятся своими знаниями.

Если вы чувствуете, что у вас мало друзей или их вовсе нет, то прежде всего необходимо выяснить причины этого (отрицательные личностные качества – высокомерие, эгоизм, упрямство, грубость, равнодушие, капризность, нетактичность, зазнайство, самоуверенность, подхалимство и др.; слабая успеваемость, безразличие к учебе и общественной жизни, ограниченность, узость кругозора; неряшливый вид; неумение установить контакты, назойливость).



Как найти себе друга?

Самый верный путь – активно участвовать во всех коллективных делах. Далее необходимо составить посильную программу работы над собой, выявить у себя положительные черты личности с тем, чтобы в общении опираться именно на них. И, конечно, побуждать себя к непрерывной работе над собой, над избавлением от всего отрицательного в личности и поведении.

В целом общение в юности отличается особой доверительностью, интенсивностью, исповедовательностью. Опыт общения необходим для формирования самосознания молодого человека, для установления благоприятного психологического климата в будущей семье.

Потребность в уединении – это норма?

В юности доставляет удовольствие не только общение. В этом возрасте юноши и девушки стремятся и к уединению. Для чего им необходимо уединиться? Дело в том, что в ранней юности происходит интенсивное познание богатств, накопленных мировой культурой. И это познание вызывает у человека время от времени желание побыть наедине с собой. Далее, если познать себя легче в общении с окружающими, то разобраться в себе, вникнуть в свои переживания, чувства, симпатии можно только в уединении. В связи с этим вспомним о том, что некоторые племена включали в обряд инициации (переход во взрослое состояние) длительное одиночество. Уединение дает возможность реализовать творческие стремления, которые очень многообразны в ранней юности (например, к сочинению стихов, музыки, конструированию и т.п.).

Итак, интенсивное половое созревание, чувство взрослости, интерес к противоположному полу, внимание к своей внешности и личностным качествам, потребность в самовоспитании, доверительном общении, уединении – все это предпосылки, предвестники любви, способствующие формированию самосознания, нравственности. Без достаточно развитого самосознания, без высокой нравственности любовь невозможна. В свое время В.А.Сухомлинский писал: «Любовь – это цветы нравственности; нет у человека здорового нравственного корня – нет и благородной любви».
Вопросы и задания:


  1. В чем проявляются «предвестники любви»?

  2. Что дает для личности интерес к противоположному полу?

  3. В чем особенность доверительного общения?

  4. Действительно ли «Дружба – это школа любви»?

  5. Чем отличается дружба юношей и дружба девушек?

  6. Как приобрести друга?

  7. Почему мы хотим уединиться?



ЗАНЯТИЕ 2.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал