Приемы игрового массажа и самомассажа в работе логопеда с детьми дошкольного возраста



Скачать 70.56 Kb.
Дата04.10.2017
Размер70.56 Kb.

ПРИЕМЫ ИГРОВОГО МАССАЖА И САМОМАССАЖА

В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

М.Г. Власова, учитель-логопед

МБУ детский сад комбинированного вида №33 «Мечта» городского округа Тольятти.

В настоящее время одной из актуальных проблем среди детей дошкольного возраста является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии, которая имеет тенденцию к значительному росту. Большинство детей нашей логопедической группы (для дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровней речевого развития) - 90% имеют логопедические заключения: стертая дизартрия и 10% -заикание. У данной категории детей, отмечаются не только серьезные нарушения звукопроизношения, но и общая моторная неловкость, нарушение координации движений, т.к. нарушено не программирование речевого высказывания, а моторная реализация речи. Наблюдается дискоординация как общей моторики, ручного и орального праксиса. Характер речевых расстройств находится в тесной зависимости от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции.

Главная причина нарушения звукопроизношения – нарушения мышечного тонуса, который охватывает не только переферический речевой аппарат, но и общее изменение мышечного тонуса. Фонетические нарушения у них обусловлены различными парезами в отдельных группах мышц артикуляционного аппарата, поэтому возникает необходимость комплексной коррекции данной категории детей, через включение в различные виды деятельности разнообразных приемов массажа и самомассажа.

Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор. Логопедический массаж направлен на нормализацию произносительной стороны речи. Цели логопедического массажа: стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса. За счет нормализации тонуса мышц, снижаются проявления парезов и параличей, синкинезий, гиперкинезов, речевых судорог, девиаций тремора и т.п. Происходит улучшение объема и амплитуды движений.



Виды массажа:

Классический (активизирующий и расслабляющий).

Точечный (активизирующий и расслабляющий).

Инструментальный.

Смешанный.

Самомассаж.



Самомассаж – это массаж выполняемый самим ребенком. Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа.

Активный сторонник массажа и самомассажа О.И Крупенчук, автор многих книг по логопедии, практикующий педагог-новатор, автор логопедических массажных зондов. В ходе прохождения данного курса повышения квалификации, мною было взято на заметку множество различных приемов. Стало ясно, что для достижения более устойчивых результатов, для самой сложной категории детей (заикании, дизартрии), хорошие результаты дает использование вестибулярных пластинок, разработанных Российскими ортодонтолагами, но произведенными в Германии из прозрачного гипоаллергенного материала.


Существуют различные виды пластинок, для достижения определенных результатов.

У каждого вида по 2 размера: 3-5лет (с красным кольцом); 5-8 лет (с синим кольцом).

-помогает избавиться от вредной привычки сосания пальца;

- корректирует положение языка;

-повышает тонус круговой мышцы рта;

-способствует нормальному смыканию губ;

- устраняет открытый прикус (межзубный сигматизм);

- переводит ротовое дыхание в носовое;

-устраняет речевые дефекты.

Какая и для чего предназначена более подробно для каждой из категории детей можно ознакомиться на курсах автора В.М.Чапала г. Москва или в представленном учебном пособии: «Коррекция речи детей».

Для категории детей моей логопедической группы №9 «Ягодка» МБУ д/с №33 «Мечта», более подошла классическая модель с бусинкой. Пластинка с подвижной бусинкой помогает выработать у ребенка физеологически правильное небное положение языка. Бусинка эффективно массирует спинку языка, поднимая язык вверх.
Показания:

- дизартрия, обусловленная недостаточностью иннервации речевого аппарата;

- повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата;

- снимает судорожое напряжение при заикании.

Рекомендуется ношение 5-7 мин перед занятием с логопедом, а также дома по10мин –(3раза) в день.

В новой модели бусинка располагается у альвеол за верхними резцами.



Показания:

- способствует коррекции межзубного сигматизма;

- вялый кончик языка (при пониженном тонусе языка), (реб с признаками аутизма);

- нарушение произношения «Р», ламбдацизм.

Выполнены они из эластичного селикона, абсолютно безопасные для детского организма.

Не вызывает раздражения, не имеет неприятного запаха.

Удобная экологически безопасная коробочка (индивидуальны, имеют подпись с именем ребенка).

В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

Чтобы детям было интереснее лежать 5-7 мин можем использовать релаксацию.

В каких еще видах деятельности можем использовать пластинки, придумывает сам педагог: при подготовке к постановки определенных звуков в индивидуальной работе;

Перед артикуляционной гимнастикой в подгрупповой работе или индивидуальной;

В ходе выполнения продуктивной деятельности или познавательно- исследовательской и др., значительно сокращая время на выполнение различных видов деятельности.

Возможно, сочетание нескольких задач одновременно:

в образовательном направлении:

-владеть простейшими приемами самомассажа;

-усвоить правила (знание того, что движения необходимо производить по ходу текста).

в оздоровительном направлении:

-ускорять циркуляцию крови и лимфы;

-влиять на обменные процессы;

-улучшать подвижности связочного аппарата.



в воспитательном направлении:

-развивать положительные эмоций;

-доверие и внимание к друг другу;

-терпение и чувство юмора;



в коррекционном:

-развивать моторику речевого аппарата.

-нормализовать мышечный тонус.

-развивать фантазии детей;

-развивать фонематический слух;

-дифференцировать звуки речи;

-развивать крупную и мелкую моторику;

Количество задач можно увеличивать в образовательной деятельности или свободной деятельности.

В групповой работе мы сможем сочетать элементы индивидуальногого массажа в НОД в интересной игровой форме, согласно требованиям ФГТ (в образовательной области «коммуникация»). (см. гиперссылку).

Теперь рассмотрим самомассаж общего мышечного тонуса: можно использовать многократно в течении дня, включая его в различные режимные моменты. (см таблицу).

Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, дневного сна, может быть включен в организованную коррекционно-обучающую деятельность, а также завершать либо предварять артикуляционную гимнастику, а самомассаж рук и тела может включаться в структуру любой организованной образовательной деятельности в качестве физкультурной паузы или пальчиковой гимнастики.

Посмотрим 1 вид - массаж спины. (гиперс-ка) «Яблочный пирог» (игровой массаж проводимый детьми друг другу). Последний прием особенно эффективен при работе с детьми, имеющими психологические сложности: неконтактность, замкнутость, робость. Он помогает детям в игровой форме войти в прямой физический контакт, и на его основе наладить коммуникативное и эмоциональное взаимодействие.

Дети могут сидеть на стульчиках, или лежать на ковриках или в кроватках (после дневного сна).

Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили, что на ладони рук и подошвы ног выходят своеобразные сигнальные точки почти всех органов. Поэтому применяем и массаж рук.

Еще одним направлением в обучении детей приемам самомассажа является использование различных специальных и подручных приспособлений и природного материала (массажных мячиков, шариков «Су-Джок», массажных ковриком и щеток, а также орехов, прищепок, карандашей).

Начиная со средней группы, мы используем виды массажа: массаж стоп: рассмотрим с усложнением (гиперссылка).

Обучение простейшим массажным приемам происходит в игре. Дети выполняют массаж, сами одновременно являются персонажа сказки, развлечения, путешествия. Они могут быть и Лисонькой, и Снеговичком, Петушком. Закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук.

Методы массажа, считаем особенно полезены в логопедической работе, поскольку

обеспечивают тактильно – проприоцептивную стимуляцию,способствуют формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу. Значительно сокращает период постановки звуков, позволяет оказывать скорую помощь более тяжелой категории детей-логопатов.



Веселые стихи и песенки, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота и доступность, дает возможность использования в различной обстановке и в любое время режима.

Дети взаимодействуют в игре, осуществляя разнообразные виды деятельности в различных областях, что способствует изменению позиции ребенка из объекта в субъект, педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы в условиях интеграции соответствует ФГОС.
Каталог: images
images -> Галина Шаталова Здоровье человека. Философия, физиология, профилактика
images -> Рабочая программа для старшеклассниц 11 класса по «Основам медицинских знаний и здорового образа жизни»
images -> Российское общество психиатров
images -> Общероссийская общественная организация «федерация анестезиологов и реаниматологов»
images -> Оглавление название
images -> Т. С. Перепанова, В. П. Комарова нии урологии Минздрава России, Москва
images -> Понятие и признаки профессионального выгорания. Причины и факторы профессионального выгорания


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница