Приложение 3 Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний у детей 6 лет



Скачать 20.93 Kb.
Дата28.04.2016
Размер20.93 Kb.
Приложение 3

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний у детей 6 лет

Критерии сформированности экологических знаний:



В целях диагностики данных компонентов экологической воспитанности мы решили использовать один из вариантов методики, разработанной на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена
Схема изучения знаний о животных.

  1. Знают ли дети животных основных классов (звери, насекомые, рыбы, земноводные)?

  2. Знают ли особенности поведения, среду обитания, чем питаются, где и как находят корм, как передвигаются, приспосабливаются к сезонным изменениям, спасаются от врагов?

  3. Знают ли, как обеспечить уход за животными?

  4. Могут ли определить стадии роста и развития животных?

  5. Относятся ли животных к живым существам, и по каким признакам?

  6. Умеют ли устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни?

  7. Сформированность понятий «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые».

Методика диагностики. Приготовить картинки с изображением животных разных классов, а также с изображением стадии роста и развития кошки (рыбы, цыпленка), дидактическую игру «Зоологическое лото», модели понятий «птицы», «звери», «рыбы», «насекомые», «животные».

Беседа по картинкам:



  1. Кто это?

  2. Составь группы «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые», «животные» (для подготовительной к школе группы).

  3. Найди модели к этим группам животных.

  4. Почему ты объединил рыб (птиц) в одну группу?

  5. Разложи картинки с изображением стадий роста и развития животных. Что сначала, что потом?

  6. Что происходит с птицами зимой, весной, летом?

  7. Почему это происходит?

Схема изучения знаний о растениях

  1. Умеют ли дети различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения?

  2. Знают ли органы растений и их функции?

  3. Знают ли стадии развития и роста растений?

  4. Знают ли их потребности?

  5. Знают ли особенности ухода за домашними растениями?

  6. Знают ли, как и почему растения приспосабливаются к сезонным изменениям?

  7. Относят ли растения к живым существам?

  8. Производят ли группировку: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живое», «неживое» (для подготовительной группы).

Методика диагностики: Приготовить картинки с изображением цветника, огорода, луга, леса, поля, комнатные растения, картинки с изображением стадий роста и развития гороха, фасоли, модели понятий «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живая природа», «неживая природа».

Беседа по картинкам:



  1. Назови растение.

  2. Где растет?

  3. Нарисуй (разложи) картинки по порядку: как растет горох, фасоль?

  4. Что нужно делать, чтобы растение росло?

  5. Назови и покажи растения, которые любят много света, влаги.

  6. Почему они любят много света, влаги?

  7. Что бывает с растениями зимой, весной, летом?

  8. Почему это происходит?

  9. Игра «Путаница».

  1. расположи части растений правильно;

  2. почему части растений нужно расположить именно так?

  3. зачем растению листья, стебель, корни, цветки?

10. Игра «Подбери модели». Детям предлагаются картинки с изображением растений расположить по группам: «травы», «деревья», «кустарники» - и подобрать соответствующие модели. Объяснить свой выбор.

Схема изучения знаний о человеке

  1. Знает ли ребенок, как устроен его организм, как работает, что и почему для него полезно, а что вредно?

  2. Для чего нужны человеку глаза? Как ты о них заботишься?

  3. Зачем человеку уши? Что тебе надо делать, чтобы сохранить уши в порядке?

  4. Знает ли ребенок, для чего человеку нужны зубы? Почему они болят? Как надо за ними ухаживать?

  5. Знают ли дети, для чего нужен нос? Как ты заботишься о своем носе?

  6. Зачем человеку кожа? (Это «броня» организма.) Что угрожает коже? (Загрязнение.)

  7. Знает ли ребенок внутренние органы? (Легкие, сердце, желудок, почки, печень.) Какую функцию они выполняют?

  8. Знают ли дети, что делает кровь? (доставляет питательные вещества и кислород, удаляя углекислый газ и продукты обмена, включая яды.)

  9. Знают ли дети, что скелет – наша опора? Что надо делать, чтобы осанка была правильной?

Методика диагностики: Беседа; рассматривание таблиц, иллюстраций; деловые игры «Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»; разыгрывание ситуаций, рисунки: мальчик занимается спортом, девочка ест, мальчик курит, дети в позднее время сидят у телеэкрана, мальчик чистит зубы, девочка причесывается и др. (показать правильные действия); правила безопасности (на воде, на дороге и т. д.); карточки с изображением продуктов: полезные (укрепляют здоровье) – рыба, кефир, геркулес, морковь, подсолнечное масло, лук, капуста, груши и т. п., неполезные (разрушают здоровье) – фанта, пепси, чипсы, торты, жирное мясо, «Сникерс», шоколадные конфеты и т. п. (можно этикетки от продуктов); опыты.
Схема изучения знаний детей о неживой природе

Вода

  1. Знают ли дети, что такое вода? (Жидкость.)

  2. Знают ли дети, где встречается вода? (В ручейке, реке, озере, океане, море)

  3. Знают ли дети, для чего мы ее используем?

  4. Всегда ли вода одинаковая? (Вода бывает разная. Это дождь, ливень, роса, туман, снегопад, пурга, лед, половодье, лужи, иней, сосульки.)

  5. Знают ли дети свойства воды? (Прозрачная без вкуса, нет запаха, жидкая, не имеет формы и т. д.)

  6. Знают ли дети, что растет в воде?

  7. Знают ли дети, кто живет в воде?

  8. Кому нужна вода?

  9. Знают ли дети, почему воду надо беречь?

Методика диагностики: Беседы с детьми по картинкам, рассматривание на глобусе голубых и белых пятен (голубые – вода, белые – льды, снега); опыты с водой; рассматривание рисунков, фотографий водоемов и водных растений, иллюстраций с изображением кита, рыб, лягушек и других животных, обитающих в водной среде.

Солнце

  1. Знают ли дети, что такое солнце? (Это большая, очень горячая звезда.)

  2. Знают ли дети, что солнце – источник света? (Свет и тень. Смена дня и ночи.)

  3. Знают ли светолюбивые и теневыносливые растения?

  4. Какие животные обитают в местах отсутствия или недостатка света? (Ночные, подземные.)

  5. Знают ли дети, что солнце – источник тепла?

  6. Знают ли животных, растения, которые обитают в условиях холода и жары?

  7. Сформировано ли у детей понятие о сезонных изменениях в природе и в жизни человека?

  8. Знают ли о роли солнца в жизни человека?

Методика диагностики: Беседа по картинкам, рассматривание макета Солнечной системы, календаря (Земля проходит свой путь за год). Предложите поиграть в игру «День-ночь», «Животные в темноте». Роль света можно показать на примере комнатных растений, животных уголка природы. Рассмотреть термометр, иллюстрации с животными и растениями, обитающими в условия холода и жары.

Камни, песок, глина

  1. Знают ли дети свойства песка? (Сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду.)

  2. Знают ли дети свойства глины? (Плотность, вязкость, пластичность.)

  3. Как человек использует песок (строительство, песочные часы) и глину (посуда, кирпич, дымковская игрушка)?

  4. Знают ли дети, какие бывают камни? (Твердые, не рассыпаются, разные.)

  5. Умеют ли дети использовать природные материалы в жизни, в быту?

  6. Воспитано ли у них бережное отношение к природным материалам и сделанным их них предметам?

Методика диагностики: Рассмотреть картины о природе, коллекции камней, песок и глину, спросить об их свойствах. Рассмотреть разнообразные предметы – посуду, игрушки, песочные часы, - чтобы выяснить применение природного материала в жизни.

Почва

  1. Знают ли дети, что такое почва? (Верхний слой земли, «живая земля».)

  2. Значение почвы для жизни растений, в том числе выращиваемых человеком.

  3. Сформировано ли понятие о необходимости охраны почвы?

  4. Выработаны ли навыки ухода за растениями (копка, рыхление, внесение удобрений, уход за комнатными растениями)?

  5. Сформированы ли основы понимания необходимости бережного отношения к почве и ее жителям?

Методика диагностики: Беседа с детьми, рассматривание картин о природе; чтение и беседа по экологическим сказкам; наблюдение в живом уголке, на огороде, в парке; работа с наглядными пособиями.

Критерии оценки ответов (баллы начисляются по каждой позиции)

Высокий уровень (13-15 балов) Знания носят обобщенный, системный характер. Дошкольник уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.

Средний уровень (8-12 баллов) Имеется определенный объем фактических знаний, системность и обобщенность знаний прослеживается слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может растолковать их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя.

Низкий уровень (5-7 баллов) Ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов, не умеет выделить существенное в них; не способен к установлению связей и зависимостей.
Результаты диагностики ( начало и конец учебного года)

Имя


ребен-ка

Уровень сформированности начал экологической культуры

Результат диагностики

животные

растения

человек

нежив.прир.




балл

уровни

балл

уровни

балл

уровни

балл

уровни

балл

уровни

Каталог: articles
articles -> Гипертонический криз. Причины, симптомы, лечение
articles -> Клинических проявлений чаще всего отмечаются слизисто-гнойные бели, боли при мочеиспускании, боли внизу живота, болезненные ощущения при половом акте. При распространении инфекционного процесса может возникать воспаление желез преддверия влагалища
articles -> За пределами мозга
articles -> Классификация чаёв
articles -> Современные аспекты вакцинации собак. Нобивак® новая эра вакцинации
articles -> Блюда из рыбы
articles -> «Часуйма» тибетский способ приготовления чая
articles -> Табакокурение — один из ведущих факторов риска раковых и нераковых заболеваний. Медицинская помощь в профилактике и отказе от табакокурения


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница