Примерная программа дисциплины оториноларингология



страница1/3
Дата01.05.2016
Размер0.49 Mb.
Просмотров92
Скачиваний0
ТипПримерная программа
  1   2   3

Стоматология - Оториноларингология

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ









УТВЕРЖДАЮ

____________ _____________________



(подпись) (ФИО)

"____" ________ 20.. г.


Вводится в действие с"____" ________ 20… г.







ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ





ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ




Для студентов, обучающихся по:




специальности

Стоматология











Форма обучения

очная









Москва

2011 г.


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины - создание у обучающихся теоретических и практических знаний, умений и навыков в отношении диагностики, лечения, диспансеризации, профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний ЛОР-органов, связанных с патологией зубочелюстной системы, и оказания неотложной оториноларингологической помощи.

При этом задачами дисциплины являются:

- обучение студентов принципам организации и работы ЛОР кабинета, профилактики инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней ЛОР кабинете;

- освоение студентами этиологии, патогенеза, клинических признаков, лечения и

профпатологии заболеваний уха, носа, глотки и гортани;

- освоение студентами заболеваний ЛОР-органов, вызывающие опасные для жизни больных осложнения и сопутствующие заболевания;

- формирование у студентов представлений о распространённости и значимости

заболеваний уха, горла и носа и взаимосвязях их со стоматологической патологией;

- обучение студентов правильной постановке предварительного диагноза и направлению пациента на обследование;

- освоение студентами методиками клинического обследования больных с заболеваниями ЛОР-органов;

- формирование у студентов умений интерпретировать данные клинико-лабораторных методов исследования, клинических тестов и проб для подтверждения диагноза;

- формирование у студентов навыков диагностики, лечения заболеваний ЛОР-органов, связанных с патологией зубочелюстной системы, и оказания неотложной оториноларингологической помощи;

- научить будущего врача в зависимости от характера заболевания у пациента:

восстанавливать здоровье больных, оказывать им экстренную или первую помощь, лечить совместно с оториноларингологом или знать куда направить больного.



2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА

Дисциплина "Оториноларингология" относится к профессиональному циклу дисциплин по специальности Стоматология высшего профессионального медицинского образования, изучается в девятом семестре.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

- цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в том числе: философия, биоэтика; психология, история медицины; правоведение; педагогика; латинский язык;

- математические, естественно-научные, медико-биологические дисциплины в том числе: физика и математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; анатомия человека, анатомия головы и шеи, топографическая анатомия; гистология, эмбриология, цитология, гистология полости рта; нормальная физиология; патофизиология; микробиология, вирусология; фармакология; патологическая анатомия, патанатомия головы и шеи;

- медико-профилактические дисциплины: медицинская реабилитация; гигиена; общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения; внутренние болезни, военно-полевая терапия, пропедевтика внутренних болезней; общая хирургия, хирургические болезни; лучевая диагностика, стоматологическая радиология; экстремальная медицина, безопасность жизнедеятельности; инфекционные болезни, фтизиатрия; эпидемиология; дерматовенерология; неврология, медицинская генетика; офтальмология; психиатрия, медицинская психология; судебная медицина; акушерство; педиатрия; стоматология профилактическая; стоматология пропедевтическая; стоматология детского возраста, стоматология терапевтическая у детей, заболевания пульпы и периодонта, заболевания пародонта; стоматология хирургическая, хирургия полости рта, челюстно-лицевая хирургия, онкология ЧЛО; стоматология ортопедическая, ортопедия.



3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ)

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурными (ОК):
способен и готов использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-I);

способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, логически выражает свои мысли (ОК-2);

способен к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, владеет основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса; понимает роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества, владеет исторической терминологией, использует историко-медицинскую терминологию, умеет оценить политику государства, в том числе в области здравоохранения (ОК-3);

способен использовать медицинскую терминологию, научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, способен грамотно оформить латинскую часть рецепта (ОК-4);

способен сформировать новые личностные качества: критически относится к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладает гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, анализировать и синтезировать, быть нравственно ответственным за порученное дело, способен к творческой адаптации в реальной обстановке (ОК-6);

способен к работе с оригинальной литературой по специальности, к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; способен к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, к критическому восприятию информации (ОК-7);

способен к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию Другого; к социальной мобильности (ОК-8);

способен к кооперации с коллегами и работе в коллективе, организовать работу исполнителей, принимать оптимальные управленческие решения (ОК-9);

способен к обучению пациентов правилам медицинского поведения путем использования различных форм и методов обучения, современных информационно-образовательных технологий (ОК-10);

способен осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-11);

способен грамотно использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, медико-техническую аппаратуру, готов применять современные информационные технологии для решения профессиональных задач (ОК-12).

б) профессиональными (ПК):

общепрофессиональные:

способен и готов:

- провести общеклиническое обследование больного и оформить историю болезни,

- интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования (ПК-1);

способен и готов использовать алгоритм постановки предварительного диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) (ПК-2);

способен и готов:

- применять медицинский инструментарий, медикаментозные средства в лабораторно-диагностических и лечебных целях,

- использовать технику антропометрии, термометрии, измерения АД, подсчета ЧСС и ЧДД, измерения суточного диуреза,

- использовать технику введения воздуховода, промывания желудка, газоотведения из толстой кишки,

- осуществлять уход за больными (ПК-3);

способен и готов применять научные принципы и методы асептики и антисептики во избежания инфицирования при работе, с медицинским инструментарием, медикаментозными средствами в лабораторно-диагностических и профилактических целях (ПК-4);

способен и готов удалить дренажи и тампоны, снять швы с раны, произвести перевязку ран (ПК-5);

способен и готов:

- провести подкожные и внутримышечные инъекции

- провести венепункцию, взятие проб крови из вены и внутривенные инъекции; подготовить и заполнить инфузионную систему (ПК-6);

способен и готов определить группы крови по АВО, определить резус-принадлежности экспресс-методом, пробу на индивидуальную совместимость крови донора и реципиента (ПК-7);

способен и готов пользоваться индивидуальным перевязочным пакетом (ПК-8);

способен и готов проводить:

- санитарную обработку лечебных и диагностических помещений лечебных учреждений,

- дезинфекцию воздуха источником ультрафиолетового излучения,

- санитарную обработку больного при поступлении в стационар,

- гигиеническую обработку тела операционного больного,

- дезинфекцию и предстерилизационную подготовку медицинского инструментария и средств ухода за больными,

- оценку стерильности материала в биксе (ПК-9);



профилактическая деятельность

способен и готов использовать методы оценки и коррекции естественных природных, социальных и других условий жизни, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-10);

способен и готов формировать группы риска по стоматологическим заболеваниям с целью их профилактики (ПК-11).

способен и готов к организации проведения первичной профилактики в каждой возрастной группе (ПК-12);

способен и готов к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья (ПК-13);

диагностическая деятельность

способен и готов к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента (биологическая, медицинская, психологическая и социальная информация), включая данные о состоянии полости рта (ПК-16);

способен и готов к интерпретации лабораторных, аппаратных и прочих результатов проведенных исследований (ПК- 17);

способен и готов поставить диагноз, с учетом действующей Международной классификацией болезней на основе клинических и лабораторных исследований для пациентов всех возрастов и направлению их к соответствующим специалистам (ПК-18);

способен и готов выполнить основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-20);

способен и готов анализировать роль социальных и биологических факторов в развитии болезней, понимать патогенез развития болезней, и их влияние на развитие стоматологических заболеваний, оценить функциональные изменения челюстно-лицевого аппарата при различных соматических и инфекционных заболеваниях и патологических процессах (ПК-21);

способен анализировать роль биологических факторов в развитии болезней, генотипические и фенотипические проявления наследственных болезней, генетические основы врожденных нарушений челюстно-лицевого аппарата, владеет современными методами, используемыми в изучении генетики человека, принципами медико-генетического консультирования, способен объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию различных вариантов аномалий и пороков (ПК-22);

способен и готов проводить анализ результатов исследований клинико-анатомического, биопсийного, операционного и секционного стоматологического материала (ПК-23);



лечебная деятельность

способен и готов осуществлять алгоритм выбора лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-24);

способен и готов анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств при лечении различных заболеваний, в том числе стоматологических (ПК-25);

способен и готов к проведению лечения типичных заболеваний слизистой оболочки рта у пациентов различного возраста (ПК-30);

способен и готов к осуществлению приемов реанимации и первой помощи при экстренных ситуациях, которые могут иметь место в стоматологической практике (ПК-35);

способен и готов выполнять основные лечебные мероприятия по оказанию первой врачебной помощи инфекционным больным при неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-36);

способен и готов проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях (ПК-37);

способен и готов назначить лечение заболеваний у детей, провести лечебные мероприятия по оказанию неотложной помощи клинических состояний (ПК-39);

способен и готов применять методы лечебной физической культуры, физиотерапии и курортологии для профилактики и лечения больных, улучшения здоровья, работоспособности и хорошего самочувствия здоровых (ПК- 40);

организационно-управленческая деятельность

способен и готов понимать иерархию правления отраслью, структуру организации медицинской помощи населению и значение стоматологической службы в системе здравоохранения Российской Федерации, роль врача стоматолога в охране здоровья граждан; нормативно правовую базу деятельности врача стоматолога (ПК- 41);

способен и готов управлять средним и младшим медицинским персоналом для обеспечения эффективности лечебного процесса (ПК- 42);

способен и готов к использованию современных технологий менеджмента и маркетинга в своей профессиональной деятельности, осуществлять анализ качества и эффективности своей работы, к анализу показателей деятельности ЛПУ, к использованию современных организационных технологий профилактики, диагностики, лечения, реабилитации при оказании медицинских услуг в ЛПУ амбулаторного и стационарного типа (ПК- 43);

способен и готов решать вопросы экспертизы трудоспособности пациентов; оформлять текущую документацию, составить этапность диспансерного наблюдения, оценивать качество и эффективность диспансеризации; реализовывать госпитализацию в экстренном порядке; способен использовать формы и методы профилактики стоматологических заболеваний (ПК- 44);

способен и готов определить необходимость направления больного в Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ), в Противотуберкулезный диспансер (ПТД) по результатам рентгенологического обследования (ПК- 45);



научно-исследовательская деятельность

способен и готов изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК- 46);

способен и готов к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине (ПК- 47);

способен и готов к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов научных исследований (ПК- 48);



психолого-педагогическая деятельность

способен и готов к обучению пациентов правилам медицинского поведения; к общению и взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, партнерами, пациентами и их родственниками, обучению пациентов гигиене полости рта (ПК- 49).


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- правила работы и техники безопасности в клинических лабораториях, с реактивами, приборами;

- этиологию, патогенез, динамику патологических изменений и связанных с ними функциональных расстройств ЛОР-органов;

- методы диагностики, лечения и профилактики заболеваний ЛОР-органов;

- основные принципы общего клинического обследования больных заболеваниями ЛОР-органов;

- особенности лучевой диагностики при патологии ЛОР-органов;

- особенности оперативной хирургии челюстно-лицевой области и ЛОР-органов;

- организацию плановой и неотложной медицинской помощи, правила ведения медицинской документации;

- взаимосвязь патологии верхних дыхательных путей, уха с заболеваниями зубочелюстной системы и организма в целом;

- алгоритм выбора лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях;

- показания и противопоказания к проведению ортопедического лечения заболеваний полости рта у пациентов различного возраста;

- о возможностях отечественной и зарубежной техники для диагностики состояния и лечения ЛОР-органов.



Уметь:

- пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;

- собирать и анализировать информацию о состоянии здоровья пациента с заболеванием ЛОР-органов;

- использовать методы диагностики, лечения и профилактики заболеваний ЛОР-органов;

- производить расспрос пациента и его родственников, выявлять жалобы, анамнез жизни, анамнез болезни;

- производить осмотр и физикальное исследование ЛОР-органов пациента традиционными методами;

- составлять план дополнительных методов исследований ЛОР-органов пациента;

- анализировать результаты дополнительных методов исследования ЛОР-органов пациента;

- ставить предварительный диагноз с последующим направлением к врачу-специалисту при болезнях ЛОР-органов;

- диагностировать и оказывать экстренную врачебную помощь детям и взрослым на догоспитальном этапе при неотложных состояниях, связанных с патологией ЛОР-органов: стеноз гортани, ложный круп, травмы и инородные тела ЛОР-органов, носовое кровотечение;

- решать деонтологические задачи, связанные со сбором информации о пациенте, диагностикой, лечением, профилактикой и оказанием помощи больным с заболеваниями ЛОР-органов;

- самостоятельно работать с учебной, научной, нормативной и справочной литературой по оториноларингологии - вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач;

- вести истории болезни больного с заболеванием ЛОР-органов;

- описывать клиническую картину поражения больного с заболеванием ЛОР-органов;

- составлять амбулаторную историю болезни больного с заболеванием ЛОР-органов;

- интерпретировать результаты обследования, поставить пациенту предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза; сформулировать клинический диагноз;

- разработать план лечения с учетом течения болезни, подобрать и назначить лекарственную терапию, использовать методы немедикаментозного лечения, провести реабилитационные мероприятия при заболеваниях ЛОР-органов;

- формулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств;

- применять методы асептики и антисептики, медицинский инструментарий при работе с больными сифилисом и ВИЧ-инфекцией;

- проводить профилактику и лечение заболеваний ЛОР-органов; и при необходимости направить пациента к соответствующим специалистам;

- проводить диагностику и лечение с назначением необходимой лекарственной терапии пациента с острыми инфекционными заболеваниями ЛОР-органов; а и при необходимости направлять к соответствующему специалисту.


    Владеть:

- методами общеклинического обследования больных с заболеванием ЛОР-органов;

- интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики у пациентов разного возраста;

- алгоритмом постановки предварительного диагноза пациентам и, при необходимости, с последующим направлением их на дополнительное обследование и к врачам-специалистам; алгоритмом постановки развернутого клинического диагноза больным;

- алгоритмом выполнения основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при острых заболеваниях ЛОР-органов;

- навыками организации диспансерного наблюдения за пациентами с заболеваниями ЛОР-органов в стоматологическом кабинете ЛПУ;

- проведением санитарно-просветительной работы среди различных групп

населения по профилактике заболеваниях ЛОР-органов;

провести первую оториноларингологическую помощь при экстренных ситуациях, которые могут иметь место в стоматологической практике.



4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных

единиц

Семестр

VII

Аудиторные занятия (всего)

48

48

В том числе:







Лекции

12

12

Практические занятия (ПЗ)

36

36

Самостоятельная работа (всего)

24

24

История болезни (написание и защита)

12

12

Другие виды самостоятельной работы

12

12

Общая трудоемкость часы 72

зачетные единицы 2,0


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал