Принято утверждено



Скачать 440.58 Kb.
страница1/3
Дата28.09.2017
Размер440.58 Kb.
ТипПротокол
  1   2   3

ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

Педсовет ГБОУ СОШ № 251 Директор ГБОУ СОШ № 251

Протокол №5 от 13.11.2012 ___________ О.А.Конышева

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №251 Кировского района Санкт-Петербурга

«ЗДОРОВЬЕ»

на 2012 – 2016 гг.

ОГЛАВЛЕНИЕ


  1. Обоснование необходимости реализации программы

  2. Актуальность

  3. Описание опыта решения проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся в ГОУ № 251

  4. Анализ внешних и внутренних факторов анализ внешних и внутренних факторов потенциала развития ГОУ №251 (SWOT-АНАЛИЗ)

  5. Характеристика основных проблем, на решение которых направлена Программа

  6. Ресурсы ГОУ №251, поддерживающие реализацию Программы

  7. Стратегические цели и задачи образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению культуры здоровья

  8. Концептуальные положения, ведущие подходы и принципы, определяющие реализацию программы;

  9. Стратегические цели программы;

  10. Задачи, обеспечивающие достижение поставленных целей.

  11. Основные направления реализации Программы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению культуры здоровья в образовательном учреждении.

  12. Условия (организационные механизмы) реализации Программы

  13. Организационно-функциональная модель реализации Программы

  14. Финансово-экономическое обоснование реализации Программы

  15. 5.3. План мероприятий Программы

  16. Этапы и сроки реализации программы

  17. Ожидаемые результаты реализации Программы (предполагаемые результаты и индикаторы их достижения).

  18. Методика оценки эффективности реализации программы.

  19. Возможные сложности реализации программы и пути их преодоления.

  20. Нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации программы.

  21. Основные термины и понятия программы.

  22. Приложения

  23. Приложение1 Нормативно-правовая и документальная основа Программы

  24. Приложение 2.. Здоровье школьников ГОУ №251

  25. Приложение 3. Система физкультурно-оздоровительной работы

  26. Приложение 4. Дополнительное образование

  27. Приложение 5. Социальные партнеры ГОУ № 251

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ

Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из важнейших задач современной школы и требование сохранения здоровья учащихся находятся на первом месте в иерархии запросов к результатам общего образования и реализуется в соответствии со стратегических документами, определяющими развитие системы образования Российской Федерации и Санкт-Петербурга, в том числе Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (направление «Здоровье в школе»), Доктриной информационной безопасности РФ, Федеральным законом «О безопасности», Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения (Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся), Стратегией развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020» (направление «Здоровье в школе»), Планом мероприятий по сохранению и укреплению здоровья школьников в Санкт-Петербурге на 2012-2016 годы.

По материалам Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения 95% опрошенных среди всех заинтересованных групп (семей, школьных специалистов, педагогической общественности, медицинских ассоциаций и т.п.) включают сохранение здоровья школьников в первую пятерку своих потребностей и запросов.

Результаты медицинского осмотра учащихся ГБОУ № 251 свидетельствуют о том, что наиболее распространены у детей такие заболевания, как:

1. патология костно-мышечной системы;

2. болезни органов зрения,

3. болезни органов дыхания;

4. патология пищеварительного тракта;

5. Сердечно - сосудистые; (Приложение 2).


Целевая программа «Здоровье» ГБОУ № 251 - это комплексная программа, направленная на формирование здоровьесозидающей среды и здорового образа жизни ребенка, сохранение и укрепление здоровья учащихся и учителей; воспитание у них внутренней потребности вести здоровый образ жизни.

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ В ГБОУ № 251

В ГБОУ № 251 – большой опыт по здоровьесозидающей деятельности. Для педагогического коллектива школы здоровье – это одна из базовых профессиональных ценностей. Коллектив ОУ ориентирован на поиск и внедрение здоровьесозидающих технологий и на обеспечение высоких достижений учащихся за счет подбора адекватных технологий педагогической деятельности, а не увеличения нагрузки учащихся.

В школе реализуется целевая программа «Здоровье», в начальной школе – «Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни».

В ОУ уделяется большое внимание созданию оптимальных условий для работы педагогов. Регулярно проводятся медицинские осмотры, диспансеризация, вакцинация и другие профилактические мероприятия.

В школе осуществляется целенаправленная работа по развитию физической культуры учащихся и формированию здорового образа жизни. Эта работа осуществляется по следующим направлениям:

формирование ценностного отношения учащихся к проблемам здоровья;

осуществление мониторинга здоровья учащихся;

реализация систем спортивных мероприятий и двигательной активности учащихся как компонента воспитательной работы школы;

организация рационального питания (Приложение 3);

создание материально-технического обеспечения формирования здорового образа жизни и развитии физической культуры учащихся.

Урочная и внеурочная деятельность дополняют друг друга и направлены на укрепление здоровья детей. Программы физкультурно-оздоровительной направленности и спортивно-массовые мероприятия реализуются и через систему организации досуга учащихся. Они также являются важным моментом здоровьесозидающей деятельности. Большое внимание уделяется организации динамических пауз, как вовремя уроков, так и вне.

В школе работает 4 групп продлённого дня (1-4 классы), где воспитатели не только помогают ребятам выполнить домашние задания, но и ведут различные кружки, дополнительные занятия и организовывают различные мероприятия. Также в школе работает психолог и в начальной школе логопед.

Школа является активным участником различных спортивно-массовых мероприятий, у которых задействованы все участники образовательного процесса (учащиеся, родители и педагоги). В школе работают спортивные секции.

Не только физическому, но и духовному воспитанию, как одному из механизмов оздоровления и воспитания подрастающего поколения в ГБОУ № 251 уделяется значительное внимание.

В ОУ налажена реализация системы просветительской работы по формированию у учащихся, педагогов и родителей культуры отношения к своему здоровью.

Кроме того, в школе ведется работа социального характера:

Диагностические мероприятия:
- составление социального портрета школы (классов);

- выявление подростков, нуждающихся в психологической и социально-педагогической помощи.

Профилактические мероприятия:
- совместная работа с ОДН, КДН с неблагополучными семьями;

- проведение мероприятий по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения

- проведение индивидуальных консультаций для родителей, испытывающих трудности в воспитании детей.

За счет сетевого взаимодействия ОУ с социальными партнерами значительно расширен круг различных услуг здоровьесозидающего характера. Школа активно сотрудничает с ЦПМС и другими организациями Кировского района (Приложение 5).



Внешние факторы

Возможности

Угрозы

Наличие государственного заказа в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Поддержка со стороны отдела образования и Комитета по образованию.

Развитая сеть учреждений Санкт-Петербурга, занимающихся научной деятельностью, подготовкой и повышением квалификации кадров в области здоровьесозидающей деятельности.

Наличие нормативного обеспечения здоровьесберегающей деятельности.

Наличие городских программ, направленных на поддержание социального здоровья, таких как «Толерантность».

Наличие городской системы профилактики беспризорности и правонарушений.




Отсутствие единой государственной программы обеспечения здоровья населения.

Низкий уровень культуры здоровья в обществе.

Увеличение числа социально неблагополучных семей и детей с ослабленным здоровьем.

Ухудшение общей экологической обстановки в Санкт-Петербурге.

Низкая межведомственная координация.

Увеличение количества мигрантов. Относительно низкий культурный уровень социума

Отсутствие целевого финансирования здоровьесберегающей деятельности ОУ.



Внутренние факторы

Преимущества

Недостатки

Наличие высококвалифицированных специалистов и сотрудничества с психолого-медико-социальной службой в районе.

Хороший профессиональный уровень педагогов. Соответствие педагогических работников ГОУ уровням квалификации.

Наличие в ГОУ №251 соглашения по инновационной деятельности с СПбАППО, ППМС центром и другими организациями, учреждений различных уровней, занимающихся проблемами в области сохранения и укрепления здоровья (Приложение).

Наличие Служб здоровья в ГОУ №251.

Наличие опыта инновационной деятельности в области здоровьесозидания.

ГОУ №251 является городской школой лабораторией по теме: "Разработка инвариантной модели образовательной программы "Перспектива" в соответствии с требованиями ФГОС общего образования для начальной школы"

Наличие кружков и секций в ОУ и в организациях социальных партнеров школы, реализующих программы дополнительного образования детей здоровьеразвивающей направленности.


Отсутствие системы эффективного взаимодействия между учреждениями, занимающимися различными аспектами здоровьесбережения.

Недостаточная готовность педагогов к деятельности в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Отсутствие у части подростков твердых жизненных установок.

Несоответствие ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, методических и пр.) конкретному социальному заказу

Недостаточное использование всех возможных ресурсов для привлечения дополнительного финансирования



ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

Проведя анализ физически-психологического самочувствия школьников с точки зрения здоровьесберегающей среды. Мы выделили ряд проблем по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:



  • сохранение и укрепление физического здоровья детей;

  • проблема создания положительного психологического климата и активной жизненной позиции, субъектных отношений;

  • организацию социально-профилактической работы с учащимися, в том числе создание условий для адаптации детей мигрантов;

  • формирование культуры здоровья субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей).

  • проблемы улучшения материально-технической базы

Для решения вышеперечисленных проблем необходимо создание в школе условий, обеспечивающих реализацию в ОУ системной эффективной здоровьесозидающей. Решение данных проблем в ГБОУ №251 возможно, благодаря разработанной в ГОУ целевой программе «Здоровье» (в рамках программы развития ОУ "Успешная школа" на 2012-2016 гг.), направленной на создание здоровьесозидающей среды и на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса. Эта программа опирается на существующие научно обоснованные подходы к организации здоровьсозидающей образовательной среды. Кроме того, существенным условием для решения вышеперечисленных проблем является наличие в ОУ хорошо подготовленных специалистов к реализации здоровьесозидающей деятельности, использованию в образовательном процессе современных здоровьесозидающих технологий.

Для достижения эффективных результатов необходима в школе согласованная работа всех специалистов и Службы здоровья ОУ и совместная работа в данном направлении со специалистами районных и городских структур (ИМЦ, СПбАППО, ПМС центр и др.), обеспечивающая единое организационно-методическое сопровождение школы, целенаправленное и планомерное включение ресурсов района в здоровьесозидающую деятельность ОУ.

РЕСУРСЫ ГБОУ №251, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
Ресурсы

- квалифицированные кадры с опытом работы с использованием здоровьесберегающих технологий,

- развитие службы здоровья ОУ,

- опыт работы ОУ с социальными партнерами,

- наличие комплексной системы обеспечения безопасности в ОУ.
Кадровые ресурсы

В школе работает хороший стабильный коллектив, слаженный по своему составу и творческий по своей сути, всегда готовый к восприятию новых методик, с интересом следящий за новейшими разработками в области образования.

93% учителей школы имеют I и Высшую квалификационные категории. При этом учителя постоянно обучаются на различных курсах в Информационно-методическом центре района, Академии Постдипломного Педагогического Образования и ВУЗах города.

В школе действует служба сопровождения, в состав которой входят социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе, психолог, логопед, медицинский работник, школьный библиотекарь классные руководители.

Кроме того, в начальной школе, начавшей реализацию ФГОС, действуют малая и большая службы сопровождения, что так же позволяет оказывать помощь и психолого-педагогическую поддержку учащимся на протяжении всего образовательного маршрута, создавать определённую систему средств, обеспечивающую комфортные условия обучения, воспитания и развития детей. Это позволяет реализовывать комплекс здоровьесберегающих технологий во всех видах деятельности, способствующей развитию физических, эмоциональных, действенно-практических возможностей учащихся.

Большая группа сопровождения


Малая группа сопровождения

Классный руководитель


Медицинский работник

Воспитатель


Социальный педагог

Педагоги - предметники


Учитель-логопед

Педагоги дополнительного образования


Классный руководитель

Школьный библиотекарь





Родители

Психолог

При организации внутрифирменного обучения в качестве лекторов приглашаются специалисты СПбАППО, работники прокуратуры, ОДН Кировского района, представители медицины и др.


Материально-технические ресурсы

В школе имеется оборудованный спортивный зал, тренажерный зал, медицинский кабинет, тренажерный зал;; компьютерные классы для проведения уроков здоровья, хорошо оснащенные предметные кабинеты. Работает логопункт, кабинет социального педагога.

В школе функционирует читальный зал, библиотека, укомплектованная литературой, необходимой для выполнения творческих, проектных, исследовательских работ учителей и учащихся. За каждым классом закреплен учебный кабинет, имеются: 2 компьютерных класса, кабинет музыки, спортивный зал и малый зал для проведения оздоровительной гимнастики и ритмики, столовая.

Так же имеются: актовый зал и лекционный класс.


Методические ресурсы.

К ним относятся методические разработки уроков педагогов ОУ с применением здоровьесозидающих технологий. Программы, которые реализуются в рамках научно-методического сопровождения здоровьесберегающей деятельности ОУ: программа работы Службы здоровья ОУ, целевая программа «Здоровье». Программы ЦПМСС,

Методические рекомендации по работе с семьей, по организации здоровьесберегающей среды в ОУ и пр.

Методические разработки по проведению семинаров и круглых столов по проблематике здоровьесбережения (для педагогов и родителей).

Методические разработки проведения классных часов по указанной проблематике.
Информационные ресурсы. Информационная поддержка деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, осуществляется с помощью ежемесячных планов мероприятий Службы здоровья ОУ, зам. директоров, классных руководителей и планов ИМЦ, регулярного обновления сайта школы и пр.


СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ПОВЫШЕНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
Ориентация петербургской школы на признание ценности здоровья учащегося и педагога, на решение проблемы здорового образа жизни имеет первостепенное значение и находит отклик в многочисленных научных исследованиях. В связи с этим реализация в ОУ целевой программы «Здоровье» (далее Программа) имеет актуальное значение. Разработка школьной программы «Здоровье» продиктована стремлением на новом уровне удовлетворить образовательные, духовные потребности учащихся, их родителей, в полной мере использовать творческий потенциал коллектива.

Основу реализации Программы составляет здоровьесозидающий подход к обеспечению здоровья участников образовательного процесса. Этот подход подчеркивает формирующий и развивающий характер влияния образования на здоровье каждого человека и реализуется через создание здоровьесберегающей образовательной среды.

Предлагаемая школой Программа базируется на понимании гармонического сочетания ОБРАЗОВАНИЯ и ЗДОРОВЬЯ детей и подростков как фундаментальных основ полноценного и гармоничного развития ребенка в соответствии с его физическими и психическими возможностями.

Ведущими концептуальными понятиями выступают:

1) ЗДОРОВЬЕ участников образования,

2) КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ,

3) ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

По определению Всемирной организации здравоохранения, «ЗДОРОВЬЕ - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов». С развитием человека на первое место выходят социальные и нравственные аспекты здоровья, ведущим принципом его обеспечения становятся собственные усилия человека, а именно:

Принципы обеспечения здоровья:

Сохранение

Укрепление

формирование (развитие) здоровья


Обеспечить наиболее полное и глубокое изучение проблем здоровья, механизмов и условий его сохранения и развития в условиях школы возможно на основе совокупности системного, валеологического и культурологического подходов в образовании
Программа опирается на следующие ведущие подходы:

гуманистический, личностно-ориентированный подход, предполагающий признание аксиологической ценности безопасности человека и здоровья каждого отдельного субъекта образования;

системный холистический подход к безопасности и индивидуальному здоровью человека, в основе которого лежит понимание безопасности и здоровья как многомерных сопряженных систем, состоящих из взаимозависимых компонентов (соматических, психических, социальных и нравственных);

созидающий подход к обеспечению безопасности и здоровья человека, сущность которого состоит в признании определяющей роли культуры безопасности и здоровья как ценностно-мотивационной составляющей целенаправленного оздоровления образа жизни;

средовой подход к созданию условий для обеспечения безопасности и здоровья человека в системе образования, в котором образовательная среда определяется как совокупность внешних и внутренних по отношению к ОУ факторов, которые оказывают влияние на безопасность и здоровье человека.
Данные подходы реализуются через создание в ОУ района условий, обеспечивающих реализацию двух стратегических направлений его развития:

становление безопасности участников образовательного процесса как противодействие факторам риска (физическим, психологическим, социальным, педагогическим, информационным);

развитие и становление здоровья участников образовательного процесса, формирование здорового образа жизни.
Компоненты системной деятельности ОУ по решению проблемы здоровья представлены на рисунке (см. ниже).

Компоненты системной деятельности ОУ


Создание условий для коррекции нарушений здоровья, реабилитации и оздоровление ослабленных учащихся

По решению проблемы здоровья

Систематизация и упорядочение деятельности школы по решению проблемы

Здоровья участников образовательного процесса

д



Построение внутренней среды школы обеспечивающие здоровьесозидающий

характер

образовательного процесса и возможность его участников




Повышение культуры здоровья

Участников образовательного процесса

В современной педагогической науке КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ понимается как «интегративное личностное образование, являющееся выражением гармоничности, богатства и целостности личности и отражающего универсальность ее связей с окружающим миром и людьми, а также способность к творческой и активной жизнедеятельности» (В.А. Магин).

Культура здоровья школьника - это интегративное личностное качество, приобретаемое в результате освоения и принятия индивидом духовного опыта человечества в сфере сохранения и укрепления здоровья, ответственности за его совершенствование в течение всей жизни.

Деятельностной формой проявления культуры здоровья выступает понятие «здоровый образ жизни», который трактуется современными исследователями как:

1) способ жизнедеятельности, обеспечивающий формирование, сохранение и укрепление здоровья, способствующий выполнению человеком социально-биологических,

2) способ биологической и социальной адаптации человека в конкретных условиях жизни,

3) способ его выживания в условиях современного кризиса (экономического, экологического, социального).

Основными компонентами здорового образа жизни (деятельностного компонента культуры здоровья) называют: оптимальный двигательный режим; тренировка иммунитета и закаливание; рациональное питание; психофизиологическая регуляция; рациональная организация жизнедеятельности (рациональный режим жизни); отсутствие вредных привычек; валеологическое самообразование.

Программа “Здоровье ” основана на принципах природосообразного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов к здоровьюсбережению в ОУ.


Каталог: files -> zdorov
zdorov -> Орви или простуда
zdorov -> Республиканский месячник «Актуальные вопросы отоларингологии»
zdorov -> 18 февраля День профилактики инфекций, передающихся половым путем
zdorov -> Классный час «Мы за здоровый образ жизни»
zdorov -> Памятка для населения по профилактике клещевого вирусного энцефалита и клещевого боррелиоза
zdorov -> 18 сентября – День здоровья школьников. Профилактика нарушений зрения
zdorov -> Информационно-библиографическое пособие для детей 7-15 лет Ставрополь 2009
zdorov -> Из книги: Часто болеющие дети. Психологическое сопровождение в начальной школе. Бадьина Н. П., 2007. 152 с
zdorov -> Анастасия Савина Здоровье сосудов: 150 золотых рецептов
zdorov -> Судьба сердца – в твоих руках


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница