«Приобретенные пороки сердца»



Скачать 49.63 Kb.
Дата29.09.2017
Размер49.63 Kb.
ТипЗанятие

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ТАШКЕНТСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
УТВЕРЖДАЮ”

Проректор по учебнойой работе

Профессор Тешаев О.Р.

___________________________

«27» август 2015г.

Кафедра: ФАКУЛЬТЕТСКОЙ И ГОСПИТАЛЬНОЙ ХИРУРГИИ



ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА
Предмет: Госпитальная хирургия
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

на практическом занятии по теме:


«Приобретенные пороки сердца»



Ташкент 2015

Составители:

Профессор Хакимов М.Ш.

Доцент Имамов А.А

Ассистент Ирназаров А.А.

Технология обучения утверждена:

На заседании кафедры протокол № 1 от «27» августа 2015г.



Тема: Приобретенные пороки сердца

  1. Модель технологии обучения на учебном занятии

Время – 6 часов

Количество студентов: 8-10 чел.

Форма учебного занятия

Практическое занятие (семинар) проводится в учебной комнате. Семинар проводится с применением методики «черный ящик», «паутина».

Место проведения занятия

Занятие проводится на кафедре факультетской и госпитальной хирургии лечебного факультета и ее клинической базе (учебная комната, палаты, перевязочные, поликлиники, расположенные во 2-клинике ТМА).

Структура учебного занятия

1. Введение

2. Практическая часть

- курация больных

- выполнение практических навыков

- обсуждение практической части

3. Теоретическая часть

- обсуждение теоретической части

4. Проведение оценки

- самооценка и взаимооценка

- оценка преподавателя

5. Заключение преподавателя. Оценка знаний. Предоставление вопросов по теме следующего занятия.


Цель учебного занятия: Знакомство студентов с приобретенными пороками сердца (ППС), причинами их развития, особенностями клинического течения, течением осложненных форм, дифференциальной диагностикой, оптимальными методами лечения, ведением послеоперационного периода, реабилитацией больных.

Задачи преподавателя:

  • Закрепить и углубить знания студентов об особенностях клиники и течения ППС.

  • Обсудить клиническую характеристику и возможные варианты течения ППС.

  • Разъяснить принципы проведения дифференциальной диагностики с другими заболеваниями.

  • Выработать у студентов навыки своевременного раннего выявления и направление больных на специализированные учреждения для лечения до развития грозных осложнений.

-Ознакомить студентов принципами новых методов лечения и проведения профилактических мероприятий.

Результаты учебной деятельности:

Студент должен знать:

  • методов диагностики и дифференциальной диагностики и их осложнений;

  • расшифровку результатов инструментально-диагностических исследований для обоснования диагноза и выбора рационального лечения;

  • особенности предоперационной подготовки этой категории больных;

  • определить характер оперативных вмешательств и консервативного лечения, знать их особенности;

  • предупреждать осложнения во время и после операций;

  • приобрести определенные практические навыки в обследовании больных с ППС;

  • научиться специальным методам обследования.

Студент должен уметь:

Выполнить практические навыки – приобрести определенные практические навыки в обследовании больных с ППС, выполнять специальные методы обследования данных больных, определить показания и противопоказания к хирургическим вмешательствам.



Методы и техники обучения

Метод «черный ящик», «паутина»; ситуационные задачи, тесты по теме.

Средства обучения

Учебные пособия, учебные материалы, слайды, видео и аудиозаписи, история болезни.

Формы обучения

Индивидуальная работа, коллективная работа в группах, презентации.

Условия обучения

Аудитория, палата.

Мониторинг и оценка

Устный контроль: контрольные вопросы, выполнение учебных заданий в группах, выполнение практических навыков, письменный контроль: тестирование, самостоятельная работа студентов.







2. Мотивация

Внушение студентам необходимости своевременной адекватной операции до развития грозных осложнений, а при их развитии – знакомство с наиболее информативными и современными методами диагностики, хирургического лечения больных, знакомство с возможными осложнениями вне операции и операционного периода, их, профилактикой. Развитие клинического мышления студентов. Выработка современного взгляда на проблему вопроса с позиции мировой медицине и врача общей практики.




3. Межпредметные и внутрипредметные связи

Преподавание данной темы базируется на знании студентами основ анатомии, физиологии, патологической физиологии, патологической анатомии, микробиологии, биохимии, терапии, пропедевтики детских болезней, клинической фармакологии. Полученные в ходе занятия знания будут использованы при прохождении ВОП – педиатрии и других клинических дисциплин.


4. Содержание занятия






4.1. Теоретическая часть
В целях единого подхода кардиохирургами всего мира принята известная классификация Нью-йоркской ассоциации кардиологов (NYHA), согласно которой выделяют 4 функциональных класса (ФК). В ее основу положены признаки сердечной недостаточности, определяемые в покое и физической нагрузке.

ФК I – обычная физическая активность не вызывает заметной усталости, сердцебиения, одышки, боли, т.е. физическая нагрузка переносится так же, как до болезни.

ФК II - болезнь сердца вызывает незначительное ограничение физической нагрузки; в покое жалоб нет. Обычная физическая нагрузка вызывает усталость, одышку, сердцебиение или ангинозные боли.

ФК III – наблюдается заметное ограничение физической нагрузки, когда незначительная физическая активность вызывает усталость, боль, одышку и сердцебиение. В покое больные чувствуют себя хорошо.

ФК IV – Любая физическая нагрузка затруднена. Субъективные симптомы сердечной недостаточности имеются даже в покое.

В странах СНГ используется также классификация недостаточности кровообращения (НК), предложенная Г.Ф. Лангом, В.Х. Василенко и Н.Х. Стражеско. Выделяют 3 стадии НК.

I стадия - начальная, скрытая недостаточность кровообращения проявляется одышкой, сердцебиением и утомляемостью при физической нагрузке. В покое эти симптомы исчезают. Гемодинамика не нарушена.

II стадия – в этой стадии выделяют 2 периода. Период А – признаки НК в покое выражены умеренно, толерантность к физической нагрузке снижена; имеются умеренные нарушения гемодинамики в большом и малом круге кровообращения. Период Б – выраженные признаки недостаточности кровообращения в покое; отмечаются тяжелые гемодинамические нарушения и в большом, и в малом круге кровообращения.

III стадия - конечная, дистрофическая стадия с выраженными наруше-ниями гемодинамики, нарушениями обмена веществ и необратимыми изменениями в структуре органов и тканей.

Митральный стеноз – является самым частым ревматическим пороком сердца и характеризуется сращением краев створок митрального клапана. Изолированный митральный стеноз встречается в 1/3 случаев всех пороков митрального клапана. Суженное митральное отверстие является препятствием для изгнания крови из левого предсердия в левый желудочек, из-за переполнения кровью в левом предсердии в несколько раз повышается давление. Развивается компенсаторная гипертрофия и гиперфункция левого предсердия.

Клиника и диагностика. При незначительном сужении митрального клапана нормальная гемодинамика поддерживается усиленной работой левого предсердия, и больные могут не предъявлять никаких жалоб. При прогрессировании сужения и повышении давления в малом круге кровообращения появляются одышка и сердцебиение при физической нагрузке. Больные жалуются на кашель, сухой или с отделением мокроты, содержащей прожилки крови, слабость, повышенную утомляемость, реже боли в области сердца и перебои в работе сердца. При резком повышении давления в легочных капиллярах развиваются приступы сердечной астмы, отек легких.

При объективном исследовании обращает внимание характерный «митральный» румянец с лиловым оттенком на бледном лице, цианоз кончика носа, губ и пальцев. При пальпации области сердца можно определить диастолическое дрожание в области верхушки ("кошачье мурлыканье"). При аускультации I тон усилен (хлопающий). На верхушке слышен тон открытия митрального клапана. Хлопающий I тон в сочетании со II тоном и тоном открытия создают на верхушке сердца характерную трехчленную мелодию - "ритм перепела". У больных с легочной гипертензией во втором межреберье, слева от грудины слышен акцент II тона. К характерным аускультативным симптомам при митральном стенозе относят диастолический шум, который может возникать в различные периоды диастолы. На ЭКГ выявляются признаки перенапряжений предсердий, перегрузки и гипертрофии правого желудочка, электрическая ось сердца отклонена вправо, зубец Р увеличен и расщеплен, что расценивается как признак перегрузки левого предсердия. Фонокардиографическое исследование регистрирует усиление I тона и диастолический шум над верхушкой сердца, усиливающийся в период пресистолы при синусовом ритме. При рентгенологическом исследовании сердца в переднезадней проекции видно сглаживание талии сердца, выбухание III дуги левого контура сердца за счет увеличения левого предсердия. При высокой легочной гипертензии выявляют увеличение второй дуги левого контура за счет выбухания дуги легочной артерии. Характерным признаком порока является расширение левого предсердия выявляемое во второй косой проекции.

Достоверным методом диагностики является эхокардиография. Характерными эхокардиографическими особенностями порока являются: а) однонаправленное диастолическое движение створок митрального клапана, б) снижение скорости раннего диастолического закрытия передней митральной створки, в) снижение общей экскурсии движения митрального клапана, г) уменьшение диастолического расхождения митральных створок и д) увеличение размера полости левого предсердия. Катетеризация сердца показана при комбинированном митральном пороке для определения степени митральной регургитации, при сочетанных пороках сердца, при выраженной легочной гипертензии - для определения ее степени.

Течение митрального стеноза зависит от степени сужения митрального отверстия и значительно ухудшается при развитии осложнений: мерцательной аритмии, грубого фиброза и кальциноза створок митрального клапана, образовании тромбов в левом предсердии с эпизодами артериальной эмболии, легочной гипертензии, относительной или органической недостаточности трикуспидального клапана. Смерть наступает от прогрессирующей сердечной недостаточности, отека легких, истощения.

Выбор метода лечения митрального стеноза определяется тяжестью состояния больных, степенью нарушения гемодинамики.

В I фукциональном классе больные не нуждаются в хирургическом лечении. Щадящий режим и сезонная профилактика повторных ревматических атак позволяют поддерживать кровообращение в состоянии стойкой компенсации. Во II функциональном классе показания к операции относительны. В III и IV функциональном классе показания к операции абсолютные.

Выбор метода хирургического лечения зависит от многих факторов. Закрытая митральная комиссуротомия показана при изолированном митральном стенозе без грубых изменений клапанных структур, а также при сопутствующей митральной недостаточности I степени или кальцинозе митрального клапана 1 степени. Реконструктивные операции на митральном клапане показаны больным с комбинированным митральным пороком с преобладанием недостаточности при отсутствии кальциноза клапана и без грубых изменений створок, хорд и сосочковых мышц.

При выраженных изменениях клапанных структур, кальцинозе 2 –3 степени и сопутствующей митральной регургитации выполняют протезирование клапана, используя механические или биологические протезы

Недостаточность митрального клапана. Основными причинами возникновения органической формы митральной недостаточности являются ревматизм и септический (инфекционный) эндокардит.

Клиника и диагностика. В стадии компенсации порока больные могут выполнять значительную физическую нагрузку и заболевание часто выявляется случайно при профилактическом осмотре. При снижении сократительной функции левого желудочка и повышении давления в малом круге кровообращения больные жалуются на одышку при физической нагрузке и сердцебиение. У части больных появляется кашель сухой или с отделением слизистой мокроты, иногда с примесью крови. Чаще чем при митральном стенозе больные жалуются на боли в области сердца. При нарастании застойных явлений в малом круге кровообращения могут появляться одышка в покое и приступы сердечной астмы.

Внешний вид больных обычно не меняется. Иногда выявляется деформация грудной клетки - «сердечный горб». При пальпации и на глаз определяется усиленный верхушечный толчок, смещенный влево и вниз. При аускультации I тон ослаблен или отсутствует, акцент II тона над легочной артерией умеренно выражен. Часто у верхушки сердца выслушивается III тон. Наиболее характерным аускультативным симптомом при митральной недостаточности является систолический шум над верхушкой, проводящийся в левую подмышечную область и вдоль левого края грудины. На ЭКГ – признаки гипертрофии левого желудочка и предсердия. Выявление гипертрофии правых отделов сердца является признаком легочной гипертензии. На фонокардиограмме амплитуда I тона значительно уменьшена. Систолический шум начинается сразу после I тона и занимает всю систолу или большую ее часть.

При рентгенологическом исследовании в прямой проекции наблюдается закругление IV дуги по левому контуру сердца вследствие дилатации и гипертрофии левого желудочка. Кроме того, увеличение левого предсердия обусловливает выбухание III дуги. Увеличение левого предсердия особенно четко выявляется в первой косой боковой проекции, где этот отдел сердца смещает контрастированный пищевод по дуге большого радиуса (больше 6 см). При большом увеличении левого предсердия тень последнего может выступать за правый контур сердца в виде добавочной тени. При рентгеноскопии в случаях выраженной митральной недостаточности можно наблюдать систолическое выбухание левого предсердия. Изолированная митральная недостаточность на эхокардиограмме характеризуется дилатацией левых отделов сердца, избыточной экскурсией межжелудочковой перегородки, разнонаправленным диастолическим движением утолщенных митральных створок и заметным отсутствием их систолического смыкания.

Выбор метода лечения митральной недостаточности определяется стадией развития недостаточности кровообращения.

Аортальные пороки сердца. Причиной возникновения аортальных пороков сердца могут быть ревматизм, бактериальный эндокардит, атеросклероз. Клиника и диагностика: больные жалуются на наличие одышки, болей стенокардитического характера в области сердца, сердцебиения и перебои, головокружения и обмороки. Одышка может носить пароксизмальный характер (приступы сердечной астмы) и завершаться развитием отека легких. При аортальных пороках смерть иногда наступает внезапно на фоне кажущегося благополучия. При осмотре больных обнаруживают разлитой приподымающий верхушечный толчок сердца, который смещен вниз и влево. При выраженной недостаточности аортального клапана наблюдают усиленную пульсацию всех артерий; хорошо заметна каротидная пульсация. При недостаточности аортального клапана систолическое давление повышено, характерно снижение диастолического давления (нередко до нуля) и соответственно значительное увеличение пульсового давления. При недостаточности аортального клапана выслушивают и регистрируют фонокардиографически диастолический шум, который следует сразу за II тоном и может занимать всю диастолу. Этот шум, обычно убывающий, распространяясь вдоль левого края грудины, образован струей крови, возвращающейся из аорты в полость левого желудочка во время диастолы. В проекции аортального клапана при аортальном стенозе слышен грубый систолический шум, который распространяется на сонные артерии.

Рентгенологически выявляют увеличение размеров сердца за счет увеличения левого желудочка, восходящей аорты и ее дуги. Талия сердца хорошо выражена, сердце приобретает так называемую аортальную конфигурацию

Эхокардиографическое исследование помогает определить степень расширения аорты и левого желудочка, преобладание процесса гипертрофии или дилатации миокарда, оценить его сократимость, диагностировать обызвествление клапана и его распространение на соседние структуры сердца.

Лечение оперативное. При изолированном стенозе операция показана при градиенте давления между левым желудочком и аортой, превышающем 30мм рт. ст. При аортальном стенозе, если створки клапана изменены незначительно, возможна клапаносохраняющая операция – разделение сращенных створок по комиссурам. При аортальной недостаточности операция показана при регургитация II степени. При обызвествлении створок, аортальной недостаточности, сочетании стеноза и недостаточности клапана производят протезирование аортального клапана.




4.2. Используемый на данном занятии новые педагогические технологии


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»


Метод предусматривает совместную деятельность и активное участие в занятиях каждого студента, преподаватель работает со всей группой.

Каждый студент достает из «чёрный ящика» вопрос. (Варианты вопросов прилагаются.) Студенты должны подробно обосновать свой ответ.

На обдумывание каждого ответа студенту даётся 3 минуты. Затем ответы обсуждаются, даётся дополнение по этиопатогенезу, клиническому течению. В конце метода преподаватель комментирует правильность ответа, его обоснованность, степень активности студентов.

Данная методика способствует развитию речи студента, формированию основ критического мышления, т.к. в этом случае студент учится отстаивать своё мнение, анализировать ответы согруппников - участников этого конкурса.

Вариант аннотации:

У больного, перенесшего в прошлом неоднократного обострение ревмокардита, развился одышка, болевой синдром в области сердца, при аускультации систолический шум над митрального клапана. О какой патологии свидетельствует такое проявление.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «ПАУТИНА»

Шаги:


  1. Предварительно студентам дается время для подготовки вопросов по пройденному занятию.

  2. Участники сидят по кругу.

  3. Одному из участников дается моток ниток, и он задает свой подготовленный вопрос (на который сам должен знать полный ответ), удерживая конец нити и перебрасывая моток любому студенту.

  4. Студент, получивший моток, отвечает на вопрос (при этом участник, задавший его, комментирует ответ) и передает эстафету вопроса дальше. Участники продолжают задавать вопросы и отвечать на них, пока все не окажутся в паутине.

  5. Как только все студенты закончат задавать вопросы, студент, держащий моток, возвращает его участнику, от которого получил вопрос, при этом задавая свой вопрос и т.д., до полного «разматывания» клубка.

Примечание: Предупредить студентов, что следует быть внимательными к каждому ответу, поскольку они не знают, кому бросят моток.
4.3. Аналитическая часть
Ситуационные задачи:

У больного, перенесшего в прошлом неоднократного обострение ревмокардита, развился одышка, болевой синдром в области сердца, при аускультации систолический шум над митральным клапаном. О какой патологии свидетельствует такое проявление.

I. О какой патологии свидетельствует такое проявление:

А. митральный стеноз

Б. митральная недостаточность*

В. Аортальная недостаточность

Г. аортальный стеноз

Д. митроаортальный порок.

II. Какой инвазивный метод исследования необходимо провести для уточнения диагноза:

А. ЭХОКС *

Б. ЭКГ

В. ультразвуковое исследование



Г. ангиография

Д. компьютернаятомография


5. Практическая часть

Выполнение задания по практическим навыкам (провести дифференциальный диагноз и обосновать окончательный диагноз, назначить соответствующую диету и лечение).



1. ПРОВЕСТИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ И ОБОСНОВАТЬ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ.

Цель: обучить провести дифференциальный диагноз и обосновать окончательный диагноз.




Мероприятие

Не выполнил

Полностью правильно выполнил

1

Перечислить заболевания, клинические симптомы, которых сходны с данным заболеванием

0

25

2

Провести дифференциальную диагностику основных клинических синдромов

0

35

3

На основании жалоб, анамнеза, объективных данных и результатов лабораторно-инструментальных исследований, а также дифференциальной диагностики выставить окончательный диагноз

0

40



Всего


0

100


2. НАЗНАЧИТЬ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ДИЕТУ И ПЛАНОВОЕ ЛЕЧЕНИЕ.


Цель: Лечения болезни и добиться ремиссии



Мероприятие

Не выполнил

Полностью правильно выполнил

1

Изучение характеристики лечебных столов по Певзнеру

0

10

2

Правильный выбор диетического стола в соответствии с диагнозом

0

10

3

Оценка полноценности диеты

0

20

4

В соответствии с диагнозом, тяжестью заболевания и стадией назначение основной терапии

0

20

5

В соответствии с диагнозом, тяжестью заболевания и стадией назначение симптоматической терапии

0

20

6

Профилактическая мероприятия

0

20



Всего


0

100

3. ТЕХНИКА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАНИЦУ СЕРДЦА



Цель: Определение размеров сердца и провести дифференциальную диагностику между пороками сердца



Мероприятие

Не выполнил

Полностью правильно выполнил

1

Положение больного на спине

0

15

2

Определить левой границе сердце

0

20

3

Определить правой границе сердце

0

30

4

Определить верхней границе сердце

0

30

5

Дать интерпретации размеров сердце

0

5



Всего


0

100

6. Формы контроля знаний, навыков и умений

1. Устный;

2. Письменный;

3. Решение ситуационных задач;

4. Демонстрация освоенных практических навыков.
7. Критерии оценки текущего контроля



Успеваемость в %

Оценка

Уровень знаний студента

1

96-100%

Отлично

“5”


Полный правильный ответ на вопросы. Подводит итоги и принимает решения, творчески мыслит, самостоятельно анализирует. Ситуационные задачи решает правильно, с творческим подходом, с полным обоснованием ответа.

Активно, творчески участвует в интерактивных играх, правильно принимает обоснованные решения и подводит итоги, анализирует.



2

91-95%

Отлично

“5”


Полный правильный ответ на вопросы. Творчески мыслит, самостоятельно анализирует. Ситуационные задачи решает правильно, с творческим подходом, с обоснованием ответа.

Активно, творчески участвует в интерактивных играх, правильно принимает решения.



3

86- 90%

Отлично

“5”


Поставленные вопросы освещены полностью, но есть 1-2 неточности в ответе. Самостоятельно анализирует. Неточности при решении ситуационных задач, но при правильном подходе.

Активно участвует в интерактивных играх, принимает правильные решения.



4

81-85%

Хорошо

“4”


Поставленные вопросы освещены полностью, но есть 2-3 неточности, ошибки. Применяет на практике, понимает суть вопроса, рассказывает уверенно, имеет точные представления. Ситуационные задачи решены правильно, но обоснование ответа недостаточно полно.

Активно участвует в интерактивных играх, правильно принимает решения.



5

76-80%

Хорошо

“4”


Правильное, но неполное освещение вопроса. Понимает суть вопроса, рассказывает уверенно, имеет точные представления. Активно участвует в интерактивных играх. На ситуационные задачи дает неполные решения.

6

71-75%

Хорошо

“4”


Правильное, но неполное освещение вопроса. Понимает суть вопроса, рассказывает уверенно, имеет точные представления. На ситуационные задачи дает неполные решения.

7

66-70%

Удовлетво-

рительно


“3”

Правильный ответ на половину поставленных вопросов. Понимает суть вопроса, рассказывает уверенно, имеет точные представления только по отдельным вопросам темы. Ситуационные задачи решены верно, но нет обоснования ответа.

8

61-65%

Удовлетво-

рительно


“3”

Правильный ответ на половину поставленных вопросов. Рассказывает неуверенно, имеет точные представления только по отдельным вопросам темы. Допускает ошибки при решении ситуационных.

9

55-60%

Удовлетво-

рительно


“3”

Ответ с ошибками на половину поставленных вопросов. Рассказывает неуверенно, имеет частичные представления по теме. Ситуационные задачи решены неверно.

10

50-54%

Неудовлет-

ворительно

“2”


Правильный ответ на 1/3 поставленных вопросов. Ситуационные задачи решены неверно при неправильном подходе.

11

46-49%

Неудовлет-

ворительно

“2”


Правильный ответ на 1/4 поставленных вопросов. Ситуационные задачи решены неверно при неправильном подходе.

12

41-45%

Неудовлет-

ворительно

“2”


Освещение 1/5 поставленных вопросов с ошибками. Дает неполные и частично неправильные ответы на вопросы.

13

36-40%

Неудовлет-

ворительно

“2”


Освещение 1/10 части вопросов при неверном подходе.

14

31-35%

Неудовлет-

ворительно

“2”


На вопросы не дает ответов.


8. Технологическая карта занятия



Этапы занятия

Формы занятия

Продолжительность в мин.

1

Вводное слово преподавателя (обоснование темы)




5

2

Обсуждение темы практического занятия, оценка исходных знаний студентов с использованием новых педагогических технологий (малые группы, ситуационные задачи, деловые игры, слайды, видеофильмы и др.)

Опрос, объяснение

25

3

Подведение итогов обсуждения




5

4

Предоставление студентам наглядных пособий и дача пояснений к ним, осмотр тематических больных




10

5

Самостоятельная работа студентов по усвоению практических навыков




15

6

Выяснение степени достижения цели занятия на основании освоенных теоретических знаний и по результатам практической работы и с учётом этого оценка деятельности группы

Устный опрос, письменный опрос, тесты, проверка результатов практической работы, дискуссия обсуждение.

25

7

Заключение преподавателя по данному занятию. Оценка знаний студентов по 100 балльной системе и её оглашение. Дача задания на следующее занятие (комплект вопросов)

Информация, вопросы для самостоятельной подготовки

5



9. Контрольные вопросы

1.Этиопатогенезприобретенные пороки сердца

2. Клинический признаки приобретенные пороки сердца


3. Тактика лечения приобретенные пороки сердца

4. Профилактика приобретенные пороки сердца





10. Рекомендуемая литература

I. Основная:

1. Хирургик касаликлар. Ш.И.Каримов, Тошкент, 2005.

2. Хирургические болезни. Ш.И. Каримов, Ташкент, 2005.

3. Chirurgik kasalliklar. Sh.I. Karimov. Toshkent, 2011.

4. Хирургик касаликлар. Ш.И.Каримов, Н.Х.Шамирзаев, Тошкент, 1995.

5. Хирургические болезни. Под ред.М.И.Кузина., Медицина, 2002.

6. Методическое пособие по госпитальной хирургии. Назыров Ф.Г. с соав.Ташкент 2004г.

7. Клиническая хирургия. Под ред. Панцырева Ю.М. М. «Медицина», 1988

8. Воробьев А. Справочник практического врача в 3х томах. 1990

9. Конден Р., Нейхус Л. Клиническая хирургия Москва. Практика 1998

10. Назиров Ф.Г., Денисов И.И., Улугбеков Э.Г. Справочник-путеводитель практикующего врача. Москва, 2000.

11. Петровский Б.В. ред. Руководство по хирургии (в 12 томах) М. Медицина 1959-1966.



II. Дополнительная:

1.В.И. Бураковский, И.Д. Бокерия «Сердечно-сосудистая хирургия». Москва. 1990.

2. К. Иссельбахер – «Справочник Харрисона по внутренним болезням». Санкт-Петербург – Москва – Харьков – Минск. 1999.

3. Д. Мёрта «Справочник врача общей практики». Москва.1998.

4. Малярчук В.И. Хирургические болезни, 2003.

5. Константинов Б.А. Клапанносберегающие операции при врожденных и приобретенных пороках сердца. Москва, 2000.

6. Спиридонов А.А., Путкин Ю.Ф. Пороки сердца, 2002.

Адреса в Интернете по теме лекции:

http://www.tma.tmn.ru/Vestnik

http://medi.ru/doc/83.htm

http://www.rmj.net/index.htm



http://www.consilium-medicum.com/media/refer

http://www.mediasphera.aha.ru


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница