Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста



Скачать 67.25 Kb.
Дата23.09.2017
Размер67.25 Kb.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Текст 1

1) С воцарением в доме чёрного полированного ящика, в откинутой крышке которого многие годы затем неустанно отражалась моя оцепенелая тоска, началась новая, музыкальная эра в семье.

2) Сначала целый год двумя трамваями с пересадкой я ездила на другой конец города к учительнице музыки. 3) Стояла необычно холодная для Ташкента зима… 4) От трамвая до дома учительницы ещё бежала минут двадцать по морозу. 5) Зачем? 6)Не могу вообразить, чтобы я отправила свою дочь ехать трамваями в такую даль, зачем бы то ни было. 7) (Правда, по мнению всех родственников, моя дочь невероятно разбалована…)

8) Зато перед уходом учительница заставляла меня выпить стакан горячего чаю. 9) «Из дому надо выходить с запасом тепла», – говорила она, и одной этой фразой вот уже сорок лет прочно обитает в моей памяти.

10) Итак, к учительнице минут двадцать надо было бежать петлястыми переулками и заброшенными пустырями. 11) Бог знает – какие опасности ждали там восьмилетнюю девочку. 12) Раза два я чудом ускользала от обидчиков. 13) Господи, во имя чего всё это было – во имя «Полонеза» Огинского?

14) Помню, как однажды заметелило и долго, долго не было сначала одного трамвая, потом минут сорок я стояла на пересадке на Госпитальном рынке, ждала другой, потом, подвывая, бежала в бушующей снежной пене домой…

15) Когда позвонила в дверь, мама открыла и сказала бодро:

16) – Замёрзла? Иди пирожки с картошкой кушать!

17) Я сидела за столом с тугой картофельной щекой, каменные коленки сладко отмерзали, пальцы ног болели... и я поверить не могла, что ещё несколько минут назад погибала (в этом я была уверена!) там, одна, на дороге.

18) Детское одиночество – я говорю о чувстве – может сравниться только со старческим. 19) Самый любимый ребёнок в семье, как и обласканный всеми детьми и внуками дед, независимо от обстоятельств, может чуять этот космический холод ещё – уже близкой бездны. 20) Одни ещё недалеко ушли, другие подбираются всё ближе.

21) Кажется, мама была очень довольна, что я не пропустила урока. 22) Наверное, она была права в чём-то существенно важном. 23) Например, в том, что ребёнку следует прививать чувство ответственности.

24) Пропади оно всё пропадом… 25) Я прожила большую часть жизни, послушайте. 26) Ни за что и никогда не заставляйте детей преодолевать препоны этого проклятого мира. 27) В метельный вечер пусть они сидят дома. 28) И тогда, милосердный Господь, есть надежда, что все они останутся живы.

(По Д. Рубиной)

ФРАГМЕНТ РЕЦЕНЗИИ

Сюжет произведения Д. Рубиной связан с Ташкентом середины XX века. Автор вспоминает своё детство в этом городе и с помощью такого синтаксического средства выразительности, как (предложения 5, 13), приглашает читателя к размышлению. («долго, долго», «потом... стояла», «потом... бежала» в предложении 14) позволяют читателю представить особенности мировосприятия маленькой девочки – героини произведения.


Использование такого синтаксического средства выразительности, как (предложения 22, 23 и 25, 26), придаёт размышлениям автора особую интонацию. (например, в предложении 19) усиливает впечатление от прочитанного.

Список терминов:


1) Сравнительный оборот
2) Повторы
3) Разговорная лексика
4) Инверсия
5) Олицетворение
6) Парцелляция
7) Эпитеты
8) Гипербола
9) Вопросительные предложения

Правильный ответ: 9,2,6,1

Текст 2

(1) Наступил момент, когда Бадин перестал слышать, что говорили вокруг. (2) Картина забрала его. (3) Так происходило всегда перед настоящей живописью. (4) Терпеливо он дождался толчка. (5) Бывало, что это настигало плавно, словно раскрывался занавес. (6) Оставалась только картина и он. (7) Хорошую картину недостаточно знать, время от времени ее надо смотреть. (8) Эту картину Астахова он знал давно. (9) Но за это время с ней что-то произошло. (10) Здесь, в Лыкове, она стала иной. (11) Конечно, было поучительно сличать картину с натурой. (12) Определить расхождение – что художник изменил, зачем подчеркнул кирпичное пятно на стене, как написал медную крышу и слепящие окна, сохранив их форму... (13) Бадин привычно анализировал детали, где что понадобилось художнику уравновесить, столкнуть, но это не помогало понять того жара и печали, которые исходили от картины. (14) И раньше он выделял ее из астаховских пейзажей. (15) Теперь же он ощутил скрытую силу картины, каждый мазок, линия были вызваны чувством, которое Бадин не умел определить. (16) Кислых... (17) Лиза Кислых... (18) Ему вспомнилось, что фамилию эту упоминала Тучкова в своем рассказе о женщине, которую любил художник. (19) Может, любовь?.. – спрашивал он себя. (20) Одна природа не может так взволновать художника, думал он.

(21) В пейзаже художник повторил подробности натуры, с дотошностью, ему несвойственной, – и флюгер, и кнехты, имелось все, но сдвинутое, надломанное, чуть незнакомое. (22) Кроме мастерства, было другое, чем-то еще затягивала картина, Бадин начал ощущать таинственное живое тепло этого создания, живущего собственной жизнью живого существа. (23) За то время, что он не видел ее, картина словно поздоровела, окрепла, стала ярче. (24) Не так, как бывает после реставрации, не краски посвежели, а берег, дом, река – все открылось в своем значении. (25) Бадин захотел представить себе отношения Астахова с этой Лизой Кислых, что это была за любовь. (26) Но он слишком мало знал. (27) Он подумал, как мало известны истории создания великих полотен, редко мы знаем, что в жизни художника вызвало их появление.

(По Д. Гранину)

Рецензия

В представленном фрагменте автор описывает размышления героя, пытающегося осознать чарующую силу картины. Ход мыслей героя, а также их динамичность автор изображает при помощи (предложения 1, 13, 14, 15…). Фрагментарность и прерывистость мыслей передается при помощи (предложения 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9…) и (предложения 16, 17).


В сознании героя картина одухотворена, именно поэтому в тексте такое обилие (предложения 2, 22, 23).

Список терминов:
1) метонимия
2) метафора
3) сравнения
4) личные глаголы
5) простые предложения
6) прилагательные
7) расчлененные конструкции
8) риторический вопрос
9) сложноподчиненные предложения

Правильный ответ: 4,5,7,2

Текст 3

(1) Певцы вошли, собственно, они оказались здесь же, за дверьми, через которые и мы проходили. (2) Их было десять человек, всего десять. (3) Причем все молодые, можно сказать, мои ровесники. (4) Все в одинаковых черных концертных костюмах, с жесткими бабочками на белых манишках, все в черных ботинках. (5) Ни тебе инструментов, ни микрофонов, ни эстрадных звукоусилителей, ни даже помоста для сцены и никаких, конечно, световых манипуляторов не было – просто в зале несколько приглушили свет.

(6) И хотя я был уверен, что сюда собрались слушатели, имеющие представление, что такое капелла, мне почему-то стало страшно за певцов. (7) Столько народу собралось, да и молодежь наша привыкла к электронному громогласию, а они – как безоружные солдаты на поле боя.

(8) Певцы плотно выстроились плечом к плечу, образовав небольшое полукружие. (9) Лица их были спокойны и сосредоточенны, точно они вовсе не боялись за себя. (10) И еще одну странность я заметил – все они почему-то казались похожими друг на друга. (11) Возможно, потому, что в этот час ими владела общая забота, общая готовность, единый душевный порыв. (12) Ведь в такие мгновения все, может быть, и очень важное в другое время в повседневной жизни каждого, начисто исключается из помыслов – точно так перед началом боя все думают лишь о том, как одержать победу.

(13) Певцы были готовы. (14) Они немного помолчали, настраивая дыхание, тесней сплотились плечами, и тут стало совсем тихо, зал точно опустел – до того всем было интересно, что же смогут эти десятеро, как они отважились и на что надеются. (15) И вот по кивку стоящего справа третьим от края – видимо, ведущего в этой группе – они запели. (16) И голоса взлетели...

(17) В той тишине как бы медленно тронулась с места божественная воздушная колесница со сверкающими ободами и спицами и покатилась по незримым волнам за пределы зала, оставляя за собой долго не стихающий, всякий раз вновь возрождающийся из неисчерпаемых запасов духа торжественный и ликующий след голосов.

(18) Слушатели были покорены, зачарованы, повергнуты в раздумья. <…> (19) Воображение каждого увлекало в тот неясный, но всегда до боли желанный мир, слагающийся из собственных воспоминаний, грез, тоски, укоров совести, из утрат и радостей, изведанных человеком на его жизненном пути.

(20) А они пели, эти десятеро, чтобы мы погружались в себя, в кружащие омуты подсознания, воскрешали в себе прошлое, дух и скорби ушедших поколений, чтобы затем вознеслись, воспарили над собой и над миром и нашли красоту и смысл собственного предназначения, – однажды явившись в жизнь, возлюбить ее чудесное устроение. (21) Эти десятеро пели так самозабвенно, так богодостойно – быть может, сами того не ведая, что пробуждали в душах высшие порывы, которые редко когда охватывают людей в обыденной жизни, среди постылых забот и суеты. (22) И оттого собравшихся безотчетно переполняла благость, их лица взволнованны, у некоторых поблескивали слезы в глазах.

(23) Как я радовался, как благодарил случай, приведший меня сюда, чтобы подарить мне этот праздник, когда мое существование словно бы вышло на вневременной и внепространственный простор, где чудодейственно совмещались все мои познания и переживания, – и в воспоминаниях о прошлом, в сознании настоящего и в грезах о будущем.

(По Ч. Айтматову)

Рецензия

Приведенный фрагмент представляет собой описание впечатлений человека, слушающего хоровое пение. Чтобы наиболее точно передать ощущения героя, автор прибегает к (17). Кроме этого, в тексте используются (16) и (18), построенные по типу градации. Восторженное состояние героя описывается при помощи (20, 21). Прерывистость же повествования свидетельствует о силе произведенного впечатления.



Список терминов:
1) развернутое сравнение
2) контекстуальные антонимы
3) контекстуальные синонимы
4) фразеологизм
5) метафора
6) гипербола
7) метонимия
8) перифраз
9) экспрессивная лексика 1,5,3,9

Текст 4

(1) Великий сказочник Андерсен считал свою жизнь прекрасной и почти безоблачной, но, конечно, лишь в силу своей детской жизнерадостности. (2) Эта незлобивость по отношению к жизни обычно бывает первым признаком внутреннего богатства. (3) Таким людям, как Андерсен, нет охоты растрачивать время и силы на борьбу с житейскими неудачами, когда вокруг так явственно сверкает поэзия и нужно жить только в ней, жить только ею и не пропустить тот момент, когда весна прикоснется губами к деревьям. (4) Как бы хорошо никогда не думать о житейских невзгодах! (5) Что они стоят по сравнению с этой благодатной, душистой весной…

(6) Андерсену хотелось так думать и так жить, но действительность совсем не была милостива к нему, как он этого заслуживал.

(7) Было много, слишком много огорчений и обид, особенно в первые годы в Копенгагене, в годы нищеты и пренебрежительного покровительства со стороны признанных поэтов и писателей.

(8) Слишком часто, даже в старости, ему давали понять, что он – сын бедного сапожника – должен знать свое место в обществе.

(9) Андерсен говорил о себе, что за всю жизнь он выпил не одну чашу горечи. (10) Его замалчивали, на него клеветали, над ним насмехались. (11) За что?

(12) За то, что не был похож на спесивых и благополучных обывателей, за то, что он был истинный поэт «милостью божьей», был беден и, наконец, за то, что он не умел жить (неумение жить в обществе считалось самым тяжким пороком).

(13) Да, жизненный путь этого человека, умевшего видеть по ночам свечение шиповника, похожее на мерцание белой ночи, и умевшего услышать воркотню старого пня в лесу, не был усыпан цветами.

(14) Андерсен страдал жестоко, и можно только преклоняться перед мужеством этого человека, не растерявшего на этом пути ни доброжелательства к людям, ни жажды справедливости, ни способности видеть поэзию всюду, где она есть.

(15) Он страдал, но не покорялся. (16) Он искал себя, свой путь в литературе. (17) Были годы душевной путаницы и мучительных раздумий. (18) «Как горец вырубает ступеньки в гранитной скале, – говорил о себе под старость Андерсен, – так я медленно и тяжело завоевывал свое место в литературе».

(19) Он толком не знал своей силы, пока один из современных поэтов, Ингеман, не сказал ему: «(20) Вы обладаете драгоценной способностью находить жемчуг в любой сточной канаве». (21) Эти слова открыли Андерсену самого себя.

(22) Несмотря на частые невзгоды, ему выпало счастье быть признанным читателями. (23) Он сохранил до старости чистосердечие ребенка, способность вдохновенно импровизировать, радоваться всему интересному и хорошему, что встречается в жизни на каждом шагу.

(24) Андерсен научил нас верить в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом.

(По К. Паустовскому)



«К. Г. Паустовский уже в начале текста с помощью "детская" (жизнь) подчеркивает душевную чистоту Андерсена. Особенности поэтического восприятия мира Андерсеном передаются в предложении 3 с помощью . Автор с горечью говорит о постоянных житейских невзгодах, которые перенес сказочник, что усиливается и (предложения 7 – 12). Но величие Андерсена, по мнению Паустовского, в том, что он остался самим собой, не потерял душевной чистоты. Эта мысль в предложении 14 выражена с помощью ».

Список терминов:




1) сравнительный оборот
2) литота
3) фразеологизм
4) метафора
5) эпитет
6) ряды однородных членов
7) парцелляция
8) экспрессивный повтор
9) синтаксический параллелизм

5,4,8,9,6

Текст 5

(Владимир Дашкевич – один из самых известных композиторов современности. Он написал музыку к 80 спектаклям и 150 кинофильмам, среди которых «Бумбараш», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Собачье сердце».)



(1) Все, что происходит сейчас в легкой и классической музыке, – результат мощных глубинных негативных процессов. (2) Не только в музыке, но и в культуре в целом.

(3) Музыка – это искусство, которое оценивается по двум критериям. (4) Первый – в произведении должна быть существенная проблема. (5) Второй – запоминаемость мелодии. (6) До сих пор вся Индия свой эпос знает исключительно потому, что она его поет. (7) Классическая музыка – это та, которую человечество помнит сотни лет. (8) Если вы не можете носить с собой мелодию больше года, то, скорее всего, ее не надо носить вообще. (9) Мода ничего не значит. (10) Песни «Битлов» тоже были написаны в период определенной моды, но человечество их помнит. (11) Про большинство наших эстрадных композиторов я могу сказать одно: я не могу запомнить их музыку и не понимаю, какие проблемы они поднимают.

(12) Песня, как и любое музыкальное произведение, – это маленькая программа выживания. (13) Современная российская песня на 95 процентов написана в миноре, потому что в миноре легче сочинять и производить эмоциональное воздействие на аудиторию. (14) Но минор в музыке – это знак неудачи! (15) Такое количество минорных «программ выживания» воспитывает поколение неудачников. (16) А качественную эстрадную песню Россия не создала. (17) Вот летите вы в авиалайнере за рубеж. (18) Вам предложат для прослушивания французскую, индийскую, итальянскую эстраду, но вы не сможете попросить русскую, потому что нет такого понятия.

(19) Музыку не в последнюю очередь убили носители. (20) Прослушивание музыки всегда было событием. (21) Чтобы послушать Генделя, Бах пересёк пешком пол-Германии, а сейчас можно просто поставить диск. (22) Компьютер вообще не способен создавать художественную информацию – он имитирует типовые ритмы и фактуры. (23) Особенно легко это сделать в танцевальной музыке. (24) Танцевальная музыка, сделанная с помощью техники, не несет никакой информации. (25) Она биологически несовместима с природой. (26) От нее сворачивается молоко, гибнут рыбки в аквариуме. (27) А человек слушает и становится зомби. (28) Подсознание привыкает к однотипным сигналам, и им становится легко управлять – с помощью попсы, политтехнологий, рекламы и т. д.

(29) В последнее время зомби становится всё больше, а уровень востребованной продукции все ниже. (30) Это заставляет продюсеров радио и ТВ ставить музыку ещё более примитивную. (31) В песнях происходит деградация лексики, исчезает утончённый интонационный язык. (32) Мелодия никому не нужна. (33) От нее неуютно. (34) Она заставляет посмотреться в зеркало, в котором видна кривая рожа. (35) Вот и остаётся в пьесе всего несколько слов и интонаций.

(36) Когда рыночная продукция, которая гроша медного не стоит, вытесняет всё остальное, это социальное бедствие.

(Из интервью В. Дашкевича «Новой газете»)

«Проблемы современной музыки довольно серьёзны и являются отражением негативных процессов в культуре в целом. Чтобы подчеркнуть эту мысль, в 1-м абзаце автор использует , а в последнем абзаце – . В. Дашкевич остро переживает сложившуюся ситуацию. В 3-м абзаце его волнение передано с помощью , ».



Список терминов:
1) сравнительный оборот
2) литота
3) фразеологизм
4) ирония
5) метафора
6) парцелляция
7) вопросно-ответная форма изложения
8) экспрессивный повтор
9) восклицательные предложения

6,3,8,9

Текст 6

(1) В природе есть праздники. (2) Ледоход. (3) Первая зелень. (4) Первый снег. (5) Первые соловьи. (6) И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. (7) В эти дни кажется, что земля начинает даже светиться. (8) Вы замечали, наверное: идешь по лесу – свет! (9) Думаешь, пятна солнца, а это два желтых клена стоят между елками. (10) Теплый красный свет идет от осины. (11) А глянет солнце – свет во сто крат умножается. (12) В такой час чувствуешь себя на земле именинником. (13) Обостренный слух ловит дальнее теньканье птицы, замечаешь синий холод лесной речушки, стожки на поляне, никем не сорванный красный гриб. (14) Огонь рябин. (15) Серебристые ниточки паутины. (16) Что ни шаг – новые краски.

(17) В картинах осени есть немного щемящей грусти. (18) Но это светлая грусть, без которой невозможна большая любовь. (19) Осенью мы лучше видим и глазом и сердцем. (20) Прозрачны дали. (21) Чиста и прозрачна вода в озерах. (22) Чище и тоньше звучат редкие голоса птиц. (23) Все устоялось и замерло для того, кажется, чтобы собраться с мыслями, полюбоваться на свое отражение в синей воде. (24) Таково состояние природы. (25) Таково состояние и души человека, увидавшего осенний праздник цвета и тишины. (26) В такой день особенно остро чувствуешь, что живешь, что ты частица этой земли и что тебе принадлежит эта земля. (27) Размышляя в такие часы, понимаешь, почему художников во все времена тянули к себе молчаливые стога сена на осенних полянах. (28) Жизнь запасла на зиму тепло в этих стогах. (29) В стогах – труд. (30) Стога – кладовая благополучия на завтрашний день. (31) Поэтому так приятен сердцу вид безымянной поляны, которую, увидев однажды, обязательно будешь помнить…

(32) Может быть, и не наряды осени первая тому причина, но русский народ испокон веков лучшие праздники справляет именно в эту пору. (33) Позади большие заботы лета. (34) Хлеб – в закромах. (35) Сено – в скирде. (36) Можно распрямиться, передохнуть. (37) Большинство деревенских свадеб искони приходилось на эту пору окончания летних трудов. (38) И, конечно, красота земли не последнее дело на человеческом празднике осенью.

(По В. Пескову)

Рецензия

«Каждая строчка в тексте В. Пескова пронизана любовью к природе, восхищением её красотой и светом. Чтобы выразить глубину своего чувства, передать красоту окружающего мира, автор использует разнообразные художественные средства: ______________ («теплый свет», «щемящая грусть», «молчаливые стога»), ______________ («огонь рябин», «синий холод речушки»), ______________ («чиста … вода», «чище … звучат голоса птиц»). Мир природы одинаково дорог всем живущим на земле. Эта мысль усиливается рядом предложений с обобщенно-личным значением (______________). Использование ______________ в последнем абзаце создает особый ритм, передающий неизменность взаимодействия человека и природы».



Список терминов:

1) сравнительный оборот
2) литота
3) фразеологизм
4) синтаксический параллелизм
5) метафора
6) парцелляция (неполные предложения)
7) лексический повтор
8) ирония
9) риторический вопрос
10) эпитет

10,5,7,4,6



Текст 7

(1) В июле 1941 года я ехал на военной грузовой машине. (2) Солнце дымилось в обесцвеченном небе. (3) Иногда налетали черные немецкие мессеры, били из пулеметов, потом исчезали, и оставался только жар во всем теле от раскаленной земли.

(4) Когда я лежу под пулями, я вспоминаю леса наши костромские, неожиданно заговорил водитель. – (5) А вы вспоминаете?

(6) Я тоже, – сказал я. (7) – Вспоминаю свои леса.

(8) Пожалуй, никогда я не вспоминал родные места с такой остротой, как на войне. (9) – Я ловил себя на мысли, что жду момента, когда можно вернуться мыслью к этим местам и пройти по ним медленно и спокойно, вдыхая сосновый воздух. (10) С замиранием сердца я предчувствовал эти воображаемые походы.

(11) В этих мечтах я выходил из деревенского дома и шел по улице мимо старых изб.

(12) За деревней – сосняк. (13) Под первой же раскидистой сосной хорошо прилечь и отдохнуть от духоты. (14) Лечь на спину, почувствовать сквозь рубашку прохладную землю и смотреть на небо. (15) За лесом есть одно место, о котором нельзя вспоминать без того, чтобы не сжалось сердце. (16) Какое же это место? (18) Самое незаметное и простое. (19) Березовый перелесок, за ним сосны, песчаный обрыв… (20) Я сажусь на горячую хвою. (21) Все, к чему ни прикоснешься, сухое и теплое: старые и давно уже пустые сосновые шишки, прозрачные и трескучие, как пергамент, пленки молодой сосновой коры, пни, прогретые до сердцевины. (22) Даже листочки земляники – и те теплые.

(23) Зной, тишина. (24) Безмятежный день созревшего до соломенной спелости лета.

(25) Так я бродил в воспоминаниях. (26) Я думал о родных местах с такой саднящей болью, как будто я потерял их навсегда, как будто никогда в жизни их не увижу. (27) И, очевидно, от этого чувства они приобретали в моем сознании необыкновенную прелесть.

(28) Почему я не замечал этого раньше? (29) Конечно, я все это видел и чувствовал, но только в разлуке все эти черты родного пейзажа возникли перед внутренним взором во всей своей захватывающей сердце красоте.

(30) Природа будет действовать на нас со всей силой тогда, когда мы внесем в ощущение ее человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, радость или печаль придут в полное соответствие с ней и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз.

(31) В природу нужно погрузиться, как если бы вы погрузили лицо в груду мокрых от дождя листьев и почувствовали их роскошную прохладу, их запах, их дыхание.

(32) Проще говоря, природу надо любить, и эта любовь найдет верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой.



(По К. Паустовскому)

Рецензия

«К.Г. Паустовский не ставит своей целью в чем-то убедить читателей, он только стремится передать свои чувства и быть понятым. Для создания определенного эмоционального фона, для того, чтобы подчеркнуть глубину своих переживаний, автор использует в первых абзацах ___. Он размышляет о родине, анализирует свои мысли, постоянно возвращается к ним, стремится разобраться в себе, поэтому в тексте есть ___. Яркость воспоминаний, ощущение красоты природы переданы с помощью ___ «роскошная (прохлада)», «прохладная (земля)», «безмятежный (день)». ___ «соломенная спелость лета, дыхание листьев» создают теплый, незабываемый образ родной природы».



Список терминов:


1) сравнительный оборот
2) литота
3) фразеологизм
4) ирония
5) метафора
6) парцелляция
7) ключевые слова
8) многосоюзие
9) риторический вопрос
10) эпитет

7,9,10,5

Текст 8

(1) Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2) Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3) Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4) Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5) Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6) Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7) Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

(8) – Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой. (9) Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10) В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11) Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12) Она одевалась очень долго. (13) Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14) Уже вечерело. (15) Сад облетел. (16) Палые листья мешали идти. (17) Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18) Далеко над лесом висел серп месяца.

(19) Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20) Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21) Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22) – Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23) Не дай вам бог!

(24) Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(По К.Г. Паустовскому)

Рецензия

«К.Г. Паустовский не поучает своих читателей, он только стремится быть понятым. Уже во втором предложении используется ___. Это имеет большое значение для характеристики героини. Особенности речи Катерины Ивановны: обращения, ___, ___ – также подчёркивают замысел автора.

___ «серп месяца» создаёт яркий образ. Описание осеннего вечера усиливает особую интонацию текста».

Список терминов:

1) сравнительный оборот


2) литота
3) фразеологизм
4) ирония
5) метафора
6) парцелляция (неполные предложения)
7) вопросно-ответная форма изложения
8) экспрессивный повтор
9) риторический вопрос
10) восклицательные предложения 3,10,8,5

Текст 9

(1) Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. (2) Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. (3) Все они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т. д.

(4) Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (5) Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. (6) Утраты в природе до известных пределов восстановимы. (7) Иное дело – ценности культурные и нравственные. (8) Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники культуры, сгоревшие книги, рукописи…

(9) Историк-археолог В.Л. Янин так образно раскрыл содержание понятия «экология культуры». (10) Если выкорчевать дерево, то на его месте можно вырастить новое. (11) Но если мы разрушаем старину, памятники культуры, стираем с карты исторические названия, тем самым, по мнению учёного, мы уничтожаем генетический код нашей исторической памяти. (12) Поэтому наша любовь к духовному наследию своего народа должна быть действенной.

(13) Многое зависит от отношения к языку. (14) Иначе и быть не может! (15) В самом деле. (16) Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. (17) Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества.

(18) Любовь к языку, как и любовь к природе, – составная часть патриотизма, любви к Родине. (19) Экология языка имеет поэтому и нравственную сторону. (20) Небрежное отношение к языку, отход от национальной культуры, которая в нём выражена, не проходят бесследно для человека как личности. (21) Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.

(22) В последние годы наши писатели и публицисты неустанно говорят с тревогой о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанных с языковыми потерями. (23) Как всякое живое на земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.

(По Л.И. Скворцову)



Какие три из перечисленных ниже средств выразительности использованы в тексте? Напишите номера этих средств выразительности.

1)

метафоры

2)

парцелляция

3)

инверсия

4)

экспрессивный повтор

5)

сравнение

1,3,5


Каталог: download -> version
version -> Мбоу сош №42 с. Сандата основы формирования здорового образа школьников
version -> А. В. Ракицкая // Психологический журнал. 2011. Я№3 4 (29 -30). С. 48 55
version -> Синдром эмоционального выгорания у педагогов: эмоционально-нравственные аспекты
version -> А. И. Тихонов, Т. Г. Ярных технология лекарств
version -> Лекция №3: Психосоматика План лекции: • этиопатогенез психосоматических расстройств
version -> Литература Для учащихся медицинских училищ Под редакцией проф. С. А. Георгиевой
version -> По рецептам северных монастырей Древней Руси XVI века
version -> Обзор Острое повреждение почек в кардиохирургии Ключевые слова


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница