Проект «Еще раз о пользе молока»



Дата24.04.2016
Размер0.56 Mb.
Проект «Еще раз о пользе молока»

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ № 78 г. Краснодар



Состав проектной группы: учащиеся 2 классов

Инициативная группа: учащиеся 2 класса

Руководители проекта учителя начальных классов: Мельник Карина Владимировна, Фоминова Елена Викторовна, Щербакова Татьяна Викторовна, Хрушкая Татьяна Валерьевна, Качалова Ирина Михайловна, Примакова Анна Владимировна



Образовательная область: Основы здорового образа жизни

Оформление: рисунки, плакаты, оформленные работы, выставка продуктов из молока

Музыка: «На лугу..», «33 коровы»,

Актуальность проекта:Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко. Оно по своему химическому составу и биологическим свойствам занимает исключительное место среди продуктов животного происхождения, используемых в питании детей всех возрастных групп. Но не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока и молочных продуктов (каши, молочные супы, творожные запеканки, сыр, бутерброды с маслом). Проблема правильного питания очень актуальна для наших школьников, необходимо говорить о пользе и значимости молока и молочных продуктов. Мы решили собрать как можно больше информации о пользе молока и молочных продуктов, выяснить состав молока. Обратились к истории употребления молока. Собрали материал о животных, молоко которых употребляет человек.

Цель работы:раскрыть значение молока и молочных продуктов для правильного питания младшего школьника

Задачи:

1. Расширить знания о молоке и молочных продуктах.

2.Дать представление о значении молока и молочных продуктов для детского организма, выявить роль молока в жизни человека.

3.Формировать у школьников осознанное отношение к здоровому питанию.

4.Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое.

5.Формировать исследовательские навыки (поиск информации в энциклопедиях и других литературных источниках, из общения со взрослыми, телевизионных передач и т.д.).

6.Воспитывать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.

Тип проекта: учебный, информационно-исследовательский.

Темы исследований учащихся:

Молоко и его состав.

Молоко разных животных.

Из истории употребления молока.



Методы исследования:

наблюдение;

поисковая работа с литературными источниками;

анкетирование;

опрос

План проведения проекта

Организационный этап:

1. Выявление интересов детей к проекту.

2. Формулировка проблемы
Подготовительный этап:

1. Выбор темы проекта

2. Формулировка цели проекта

3. Формирование групп учащихся по разработке отдельных вопросов

4. Распределение задач для каждой группы

5. Определение основных источников информации


Этап реализации проекта:

1. Сбор информации по теме для решения поставленных задач;

2. Систематизация собранного материала;

3. Анализ и распределение материала по тематическим группам: для создания презентаций, для изготовления буклетов;

4. Подготовка и оформление результатов в виде буклетов, плакатов, презентаций;

5. Отчет творческих групп о проделанной работе.


Заключительный этап:

1. Оформление Портфолио проекта.

2. Выявление новых проблем и определение направлений дальнейшего развития проекта.

Ход мероприятия

Дети:

Белое да не снег,

Вкусное, да не мед.

От рогатого берут

И ребятам пить дают (молоко)
От него – здоровье, сила

И румянец щек всегда.

Белое, а не белила,

Жидкое, а не вода. (молоко)


Не снег, а белое всегда.

Хоть и течет, а не вода. (молоко)


- Сегодня у нас очень вкусный праздник – «Праздник молока». Молоко не только вкусное, но и очень полезное. Вы это узнали, когда готовились к празднику.

Цель нашей встречи – раскрыть значение молока для правильного питания младшего школьника.

Мы провели тестирование среди учащихся младших классов, опросом было охвачено 160 человек.

Анкета включала следующие вопросы:


1. Какие напитки вы любите?

2. Любите ли вы молоко?

3. Чем полезно молоко?

4. Какие молочные продукты вы знаете?



Ведущий:

Мы выяснили, что из 160 учащихся начальной школы только 28 назвали молоко среди своих любимых напитков, остальные дети отдают предпочтение газированным напиткам, чаю, компотам.



Ведущий:

Вызывает тревогу тот факт, что дети не осознают важность значения молока и молочнокислых продуктов для растущего организма. В списке любимых продуктов молока у многих ребят нет.



Ведущий: Мы решили собрать как можно больше информации о пользе молока и молочных продуктов, выяснить состав молока. Обратились к истории употребления молока. Собрали материал о животных, молоко которых употребляет человек.

Немного из истории молока .



Состав молока, витамины.
Слайд №1.
В молоке есть витамины,

Оно полезно и любимо.

Настроенье повышает

И здоровье укрепляет

Дарит бороду, усы,

Исполняет все мечты!

Вот как выпьешь молоко,

Жить станет весело, легко


- Витамины, витамины А и В и С и Д

В жизни нам необходимы и хранятся в молоке.



Выходят витамины

Витамин А: Чтобы были вы красивы, чтобы были не плаксивы.

Витамин В: Чтоб в руках любое дело дружно спорилось, кипело

Витамин С: Чтобы громче пелись песни, жить чтоб было интересней

Витамин Д: Пейте, пейте молоко, будет на душе легко!

Составляющие молока:

В молоке есть все, что нужно малышу: в нем есть вода, жир, сахар, белок, соли и витамины.

Молоко богато кальцием, который усваивается из него почти на 100 %, чем не могут похвастаться другие продукты.

Молочный белок усваивается из молока очень легко, не в пример мясу!

Коровье молоко содержит более 20 витаминов и много микроэлементов. А без них человек просто не может жить.

Из питательных веществ, которые есть в молоке, строятся кожа, мускулы, кости, зубы.

Белок – необходим для укрепления мышц, восстановления их для тяжелой работы.

Жир (молочный) - обеспечивает организм энергией.

Сахар – углерод (лактоза) – еще один источник энергии.

Лактоза необходима для работы сердца, печени, почек, питания головного мозга, деятельности нервной системы. Лактоза играет важную роль в формировании кишечной микрофлоры.

Минеральные соли – требуются для укрепления и формирования костей, хрящей, волос, ногтей и производства новой крови.

В молоке содержатся: фосфор, кальций, железо, медь, марганец, магний, хлор, йод и другие элементы.

Витамины (около 30): В2, А, С, Д.

Вода.


Игра «перенеси витамины» А-красный шарик, В – синий, С – желтый, Д - зеленый

Приглашаются 4 участника. Игра.


- Из молока делают разные продукты, которые мы все прекрасно знаем. У меня в руках белый шарик такого же цвета, как молоко, мы его будем передавать друг другу под музыку. У кого в руках окажется шарик, тот называет продукт сделанный из молока (дети приглашаются на сцену)
- Молодцы, назвали много продуктов, а теперь послушайте загадки.
В магазине, на витрине

Завязался разговор.

Что нужнее? Что вкуснее?

Разгорелся жаркий спор.

Сыр головастый

Перед всеми хвастал:

«Я запашистый,

Твёрдый, душистый,

С кругленькими дырами,

Нет вкуснее сыра!

Я не то, что молоко,

Ведь его разлить легко».

А сметана белая

Вдруг тоже стала смелая:

«Я, послушайте, ребята,

Разливаюсь по салатам,

По супам и овощам,

Запеканкам и борщам.

Без меня и торты —

Все второго сорта.

Я нужнее молока,

Я послаще творожка».

Тут вмешался творог:

«Вот из нас-то прок.

Уваженье к творогам:

Мы — начинка к пирогам.

Я нужнее молока

И сметаны... Ну, слегка».

Масло тоже не молчало,

Очень громко всем сказало:

«Чтобы сделать бутерброд,

К хлебу масло надо. Вот.

Без меня блины и кашу

Есть никто не будет даже.

Я жирнее молока,

Сыра, сливок, творожка».

Тут и мороженое

Воскликнуло восторженно:

«А меня-то, а меня-то

Очень любят все ребята:

И с клубникой, и с печеньем,

И с орехом, и с вареньем».

Помолчало молоко,

Повздыхало глубоко:

«Глупые продукты,

Как же вы забыли,

Что коровьим молоком

Все когда-то были?

Сделан сыр из молока,

И творог — из молока,

И сметана с маслом —

Это детям ясно!»



Это интересно знать.

Старинная легенда гласит, что громовержец Зевс был вскормлен молоком божественной козы Амалфи из ее же рога.

С древнейших времен молоко и молочные продукты употреблялись не только в пищу, но и в качестве целебного средства. Гиппократ назначал молоко больным, особенно тем, кто болел туберкулезом. Он рекомендовал пить молоко и нервным людям, считая его успокаивающим средством.

Молоком лечились внутренние воспаления, нарывы, опухоли. При ангине и других заболеваниях горла древние римляне полоскали его горячим молоком с добавлением соли. При заболеваниях зубов им смазывали десна.

Выдающийся ученый Древнего Востока Авиценна в своих трудах уделил много внимания молоку и молочным продуктам, особое предпочтение, отдав коровьему.

Молоко активно использовалось и в народной косметике. Из него делали маски и использовали их против морщин.

Молоко широко применялось и для технических нужд. В древности оно использовалось в стенной росписи. Для получения высококачественной пурпурной краски готовили смесь сока брусники с молоком. Для росписи стен использовали также молоко с шафраном.

Стакан теплого молока с медом на ночь – универсальное снотворное.

Древние философы называли молоко «соком жизни»

Молоко способно обезвреживать некоторые ядовитые вещества.



В мире интересного: Молочные часы

Молочные часы? Это еще что за ерунда? Бывают молочные поросята, молочные телята, молочный шоколад, молочные зубы.

Но что такое молочные часы?

Об этих молочных часах я прочла в одной старой книге о часовом искусстве.

В ней говорится, что в древнем Египте на одном из нильских островов был храм бога Озириса. Посреди храма стояло вокруг триста шестьдесят больших сосудов с отверстиями у дна. К каждому сосуду был приставлен особый жрец, так что всего было триста шестьдесят жрецов. Ежедневно один из жрецов наполнял свой сосуд молоком. Молоко выливалось ровно в двадцать четыре часа. Тогда другой жрец наполнял следующий сосуд, и так далее — круглый год.

Нам, конечно, трудно понять, зачем египтянам понадобилось столько молочных часов и почему египетские фараоны не догадались произвести в храме Озириса сокращение штатов.

Ведь содержать триста шестьдесят человек, которые занимались только тем, что переливали из пустого в порожнее, стоило недешево.
Как вкусно и сладко, и очень легко,

Вечером, утром пить молоко!

Из кружки и банки, а может, пакета,

Впитывать вкус счастливого лета.

Солнца и речки, травы и цветка,

Все это входит в состав молока.

Еще там закаты, есть и рассветы,

Яблоки, груши, ромашек букеты.

Речки, ручьи, озерца и канавки,

Жуки и лягушки, сидящие в травке.

Есть там улыбка и радость ребенка,

Мурчанье, и громкое «Мяу» котенка.

Счастье, любовь и мамы тепло,

Какое же разное ты молоко.




Виды молока

Самое известное в мире животное, которое дает молоко – это корова.



В Индии она считается священным животным.

В Испании употребляют овечье молоко.

В Аравийских пустынях молоко берут от верблюдов.


В Египте молоко дает буйвол.




В Перу молочным животным является лама.


В Тибете люди получают молоко от яка.


На севере - от северного оленя.

Во многих странах молоко людям дает коза.



Польза и вред молока, кефира.

«Я смотрю на молоко»


Завтрак. Я ещё спросонья, мысли где-то далеко…

Подперев щеку ладонью, я смотрю на молоко.

Размышляю я при этом: интересное кино –

Так зачем его пить детям? И полезно ли оно?

Сам я справился едва ли, подсказала мама мне.

В нем есть фосфор, кальций, калий, витамины А и Д

А еще сказала мама, молоко - как хочешь пей.

Хочешь с хлопьями, с какао, с мёдом, с булкой и без ней.

Молоком чудесна каша, с молоком отличный чай.

С шоколадом можно даже – вот уж будет сладкий рай.

И, смотря в глаза мне прямо, мне еще сказала мама:

Музыкант, шофер, учитель, сталевар, артист, строитель,

Ученый или бизнесмен, президент или спортсмен –

Сейчас и в прежние века – жизнь начинали с молока.

Быстро мой включился разум, мыслям стало так легко..

Взял я свой стакан и сразу, залпом выпил молоко!


Считалка

Слушал мамин я наказ

И кефир пил в детстве - раз!

А подрос едва-едва

Творог кушал - это два!

Обмакнул в сметану блин,

Посмотри-ка - это три!

Сливки я люблю густые.

После три идет четыре!

Масло в кашу добавлять

Очень вкусно - это пять!

Разных йогуртов не счесть,

А в считалке – это шесть!

Простоквашу пить не лень

И полезно – это семь!

Сыр созрел, ведь скоро осень!

Было семь, а стало – восемь!

И зачем овечке блеять?

Брынза…

Это стало девять!



Кошки любят куролесить,

Молоко пить - это десять!

Все молочные продукты

Сосчитал я за минуту!


Входит пастушок, играет на дудочке под мелодию «Полька» Глинки



Пастушок

Встречу в поле я ребят

Развеселых дошколят

И, конечно, для порядка

Загадаю вам загадки

Кто пасется на лугу?

Все мычит, жует траву? Корова
Голодная мычит,

Сытая – жует,

Всем ребятам пить дает? Корова
А вот эта совсем трудная:

Кто за ней ходит, того она и кормит? Корова

Про корову отгадали загадку, а что дает нам корова, ребятки?

-Молоко


-Правильно.

Чтоб быстрее расти, здоровым быть –

Надо молоко ребятам пить

-Эй, корова, где ты там,

Все ты бродишь по лугам?
Выходит корова.

Пастушок:

Да, корова просто клад,

Позову скорей ребят,

Песню пусть они споют,

Чтоб веселее было тут!

Эй, ребята, поскорей,

Запевайте веселей!
Дети поют песню «На лугу».

Пастушок.

Ходит, бродит по лужку рыжая корова,

Даст она нам к вечерку молока парного.

Саше, Танюшке – молока по кружке,

Всем попить достанется и коту останется.

Только трудно в поле одному, помощника бы.


Входит девочка в русском народном костюме – Алёнушка.
Здравствуйте, дети,

Здравствуй, Бурёнушка!

Можно я коровку попасу.

Да всем песню весело спою?!



Алёнушка исполняет р.н.п. «Ой, вставала я ранешенько»

Корова:

Поете вы хорошо, а знаете ли вы произведения, в которых упоминается молоко?



Аленушка с помощницами читает отрывки, дети отгадывают.
1. «Что делать? Побежала она к молочной речке – кисельным берегам.

– Речка, речка, – просит Маша, – спрячь меня! («Гуси лебеди»)


2. «Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла – молока принесла.

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка – по копытечку,

Из копытечка – во сыру землю!» («Волк и козлята»)


3. «Вот катится блин по дорожке, а из кустов лиса – как прыгнет, да хвать блина за масленый бок. Блин бился, бился, еле вырвался – бок в зубах лисьих оставил, домой побежал». («Крылатый, мохнатый да масленый»)
4. «Принесла сено корове – корова дала маслица. Принесла курочка маслица петушку. Петушок сглотнул маслица – и бобок проглотил. Вскочил и запел: Ку-ка- ре-ку!» («Петушок и бобовое зернышко»)
Корова:

Молодцы, а моё молочко вы, ребята, пьете?



Аленушка:

Как же, милая корова,

Его всегда мы пить готовы!

Ну-ка, девочки-подружки,

Спойте нам веселые частушки
Частушки:
Мы веселые подружки ,

Пропоем для вас частушки

О питании полезном

Знать вам будет интересно!

Пейте, дети, молоко,

Ведь учиться нелегко!

Для образования

Нет лучшего питания.

Молоко продукт полезный,

Очень вкусный, всем известный.

Я скажу вам от души –

Лучше пищи не ищи.

Йогурт, творог, молоко –

Очень много кальция.

Зубки белые всегда –

И никакого кариеса!

Предпочтенье отдаю

Я молочной каше,

Чтобы с каждым новым днем

Становиться краше.

Молоко, творог, сметана

Для здоровья хороши.

Я люблю продукты эти

Говорю вам, от души!

У меня коса большая

Ленточка коротенька,

Масло с мёдом уплетаю,

Потому молоденька.

А румянец на щеках

Вовсе не от колы,

Пью, ребята, молоко,

Будьте все здоровы!

Что-то ночью мне не спится,

Молочка с медком попью,

Сон чудесный мне приснится,

Что пятерку получу.

Белые цвет – вкуснее нет!

Ряженка, кефирчик.

И заглядывает в рот

Со сметаной блинчик.

Творог, ряженка, кефир

Покорили целый мир.

Масло, йогурт, в самом деле,

Даже в космос полетели!

Если хочешь быть здоровым,

Правильно питайся!

Пей побольше молока,

Спортом занимайся!

Пейте, дети, молоко,

Будете здоровы!

Не забудьте, что его

Вам дают коровы!!!


Корова:

Может, в шутку, может быть, всерьез,

Но частушками растрогали вы меня до слез
Ну, корова, не грусти,

Послушай лучше детские стихи.


1.Как-то летом в пол второго

Мише встретилась корова,

Он задумался всерьез,

Постоял и произнес:

"Вы цветы жуете летом,

Но, однако же, при этом

Мне цветного молока

Не давали Вы пока".


2.Удивляется корова:

"Ну и что же здесь такого?

Вам цветное молоко?

Это просто и легко!

Принесу, даю Вам слово!" -

И пошла пастись корова.


3.Может, день, а, может, сутки

Ела только незабудки.

Ела-ела, ела-ела и сказала:

"Плохо дело". Ничего не помогло:

Молоко белым-бело.
4."Да, - корова промычала, -

Нужно все начать сначала".

И до вечера в овражке

Ела желтые ромашки.

Ела-ела, ела-ела и сказала:

"Плохо дело". Ничего не помогло:

Молоко белым-бело.
5.Может, что-то здесь не так,

Может, кушать красный мак?

Красный мак она поела и сказала:

"Плохо дело". Ничего не помогло:

Молоко белым-бело.
6."Ах, - промолвила корова, -

Я, наверно, нездорова,

Не пойти ли мне к врачу?

Я провериться хочу!"


7.Что ты, милая корова,

Ты у нас вполне здорова,

Никуда ты не ходи,

Ты на Мишу погляди:


8.Как у нашего Мишутки

Глазки словно незабудки,

Золотистые кудряшки,

Словно во поле ромашки,

Щечки словно маков цвет,

Не Мишутка, а букет!


9.Улыбается корова:

"В самом деле, я здорова,

Мне приятно и легко,

Я пошла по молоко!"


Сказка «Как старик корову продавал»
Из водицы белой

Всё, что хочешь, делай:

Масло в нашу кашу,

Сливки, простоквашу,

Творожок на пирожок.

Скушай йогурта, дружок!

Ешь да пей, гостям налей

И коту не пожалей.


Молоко – это источник веществ, необходимых человеческому организму, поэтому следует отдавать предпочтение не сладким газированным напиткам, а молоку;
Песня «33 коровы».
В центрегорода большого,

Где травинка не растёт,

Жил поэт, волшебник слова,

Вдохновенный pифмоплёт.

Pифмовал он что попало,

Пpосто выбился из сил,

И в деpевню на попpавку,

Где коpовы щиплют тpавку,

Отдыхать отпpавлен был.

Тpидцатьтpикоpовы,

Тpидцатьтpикоpовы,

Тpидцатьтpикоpовы,

Свежая стpока.

Свежая стpока.

Тpидцатьтpикоpовы,

Стих pодился новый,

Как стакан паpного молока.
В пять утра вставал он ровно,

Это было нелегко,

Он читал стихи коровам,

Те давали молоко.

День за днём промчалось лето,

Очень вырос наш поэт,

Ведь молочная диета

Благотворна для поэтов,

Если им всего шесть лет.

Припев
Пейте на здоровье молоко коровье!


Пастушок:

Льется музыка над полями

Хорошо и весело нам, ребята, с вами!

Ну, а теперь мы пошли,

Надо запасти на зиму сена и травы!
Ведущий:

Пейте, взрослые, пейте, дети

Будете вы самыми здоровыми на свете!

Детям вручается молоко и воздушные шары, звучит музыка.

В ходе работы над проектом учащиеся выяснили, что молоко - основа пищевого рациона ребенка. По рекомендациям Института питания Российской академии медицинских наук рацион подростка должен наполовину состоять из молока и молочных продуктов, взрослого человека - на 25%. Стакан молока в день - это проверенный веками рецепт долголетия!

С молоком наш организм получает все необходимые питательные вещества для нормального развития организма.

В результате работы над проектом учащиеся расширили свои знания о молоке и молочных продуктах, узнали, молоко каких животных употребляет человек в пищу. Исследовательская деятельность учащихся позволила им познакомиться с историей использования человеком молока и молочных продуктов. Дети приобрели умения работать со справочной литературой, энциклопедиями, источниками сети «Интернет».


Результаты работы над проектом (продукт):
*создана презентация «Молоко и молочные продукты»;

*собраны пословицы и поговорки о молоке и молочных продуктах,

проведен конкурс рисунков;

*проведено родительское собрание «Здоровое питание младшего школьника»;

*ведется информационно-разъяснительная работа среди учащихся о пользе молока.

О пользе молока

Общеизвестно, что Молоко - очень полезный напиток. Все знают, что оно содержит большое количество кальция и потому полезно для укрепления зубов и костей. А есть ли ещё какая-нибудь польза от молока? Оказывается есть.

Для нервов


Издавна молоко считалось прекрасным средством для успокоения нервной системы и лечения заболеваний, связанных с расстройствами психики. Для этих целей молоко широко применялось ещё в древнем Востоке. Его рекомендовалось пить по утрам для устранения сонливости, укрепления психических способностей и интеллекта в целом. Принятое на ночь молоко способствует хорошему сну и имеет успокаивающее действие. Согласно Индийским Ведам, молоко является важнейшим напитком, употребляя которое человек становится более разумным, начинает лучше понимать окружающий мир и приобретает правильное виденье добра и зла.
Современные врачи также утверждают, что молоко полезно людям страдающим бессонницей. Для борьбы с ней рекомендовано выпивать на ночь один стакан молока. Хотя специальным снотворным действием молоко не обладает, но, выпитое на ночь, оно снижает желудочную секрецию и оказывает общее успокаивающее воздействие.

Для сердца


Велика польза молока и для снижения риска развития сердечно-сосудистых заболеваний. Недавно проведённые исследования американских ученых свидетельствует о том, что приём даже одного стакана молока каждый день, укрепляет сердечные функции и на 37% предотвращает риск появления таких явлений, как инфаркт и инсульт. Это объясняется высоким содержанием в молоке калия, необходимого для поддержания эластичности сосудов. Молоко также обладает свойством снижать артериальное давление и потому полезно людям, страдающим гипертонией.

Дляжелудка


Молоко весьма благоприятно влияет на слизистую оболочку желудка и является эффективным средством при изжоге. Поскольку оно снижает кислотность желудочного сока, а изжога, чаще всего, возникает как раз из-за повышенной кислотности желудка. Мало известен факт, что молоко является полезным дополнением к ягодам и овощам. Оно повышает содержание кальция в пище и способствует получению ценной смеси аминокислот. Клубнику, чернику и красную смородину рекомендовано употреблять с молоком, поскольку это улучшает усвояемость этих ягод, и к тому же снижает возможность возникновения аллергической реакции. Молоко также является прекрасным средством для утоления жажды, так как содержит большое количество белков и углеводов.

Для нормализации массы тела


Более того, молоко, которому иногда приписывается свойство увеличивать массу тела, на самом деле, наоборот, полезно при борьбе с лишними килограммами. В Канаде в результате 15 недельного исследования было установлено, что люди, сидящие на диете и употребляющие молоко, в среднем похудели на 4 килограмма больше, чем те, кто придерживался аналогичной диеты, но не включал в свой рацион молочных продуктов. Как сообщают авторы эксперимента "мозг, обнаруживая нехватку кальция, стремится компенсировать её, повышая тягу к продуктам, которые не предусмотрены программой похудения. В результатечего и происходитнаборлишнеговеса".

О пользе молока


«Молоко- это изумительная пища,
приготовленная самой природой»
Иван Павлов
Молоко - среди продуктов питания, которые природа подарила человеку, один из самых полезных. Еще не зная химического состава и физических свойств молока, а просто наблюдая за его воистину целебным воздействием на организм, древние врачеватели называли молоко «эликсиром долголетия» и рекомендовали его детям и взрослым, здоровым и больным. Все без исключения трактаты о здоровье, пришедшие к нам из глубины веков от самых разных народов, содержат настоящие восхваления молока, как лучшего диетического и лечебного продукта. Ему приписывали чудодейственные свойства, рекомендовали детям для наилучшего физического и духовного развития, взрослым - для крепости тела и духа, а также при лечении самых различных заболеваний - от чахотки и малокровия до депрессии и судорог.

Позже умозрительные представления о молоке как о самом совершенном продукте для человека нашли свое научное подтверждение. Ценность молока - прежде всего в идеальной сбалансированности содержащихся в нем питательных веществ. Белки, молочный жир, молочный сахар, витамины, ферменты, минеральные вещества и гормоны молока усваиваются организмом человека практически на 100 процентов! При этом белки молока - казеин, альбумин, глобулин - представлены всеми необходимыми человеку аминокислотами и в том числе теми, которые не могут быть синтезированы самим организмом. Кроме того альбумин и глобулин обладают антибиотическими свойствами, то есть защищают организм от инфекций. Кстати именно это качество молока позволяет медикам рекомендовать его в качестве полезного питья при простудах.


Белки молока незаменимы для ребенка - они легко перевариваются, не требуя особо напряженной работы пищеварительных желез.


Жир коровьего молока также как и белки, содержащиеся в нем, совершенен по своему составу и является золотым стандартом строительного материала для клеток, что особенно важно для детского возраста. Молочный жир биологически более полноценен, чем многие другие виды жиров, так как содержит различные виды жирных кислот, в том числе полиненасыщенные кислоты (архидоновую, линолевую и линоленовую), которые принимают участие в формировании нервной системы. Про замечательные свойства молочного жира можно сказать также то, что он плавится при температуре, меньшей, чем температура тела и поэтому поступает в пищеварительные органы человека в неизменно жидком виде и лучше усваивается.


Молочный сахар - лактоза - примечателен тем, что попадая в кишечник, он служит там благоприятной средой для размножения полезной микрофлоры и соответственно - для подавления роста плохих микроорганизмов. Доказано также, что молочный сахар способствует лучшему усвоению кальция, микроэлемента без которого нельзя представить здоровые зубы и крепкие кости. Кроме того кальций в детском возрасте обеспечивает формирование костной ткани, участвует в процессе свертывания крови, осуществляет нормальную возбудимость нервной ткани и сократимость скелетных мышц, а также является активатором ряда ферментов и гормонов.


Из минеральных солей в молоке присутствуют соли кальция, фосфора, натрия, магния, калия. Причем, соотношение этих микроэлементов в молоке также тончайшим образом выверено природой в интересах нашего здоровья. Например, больным сердечно-сосудистыми заболеваниями очень нужен калий. Но можно ли им пить молоко, не вызовет ли оно отеков, как другая жидкость? Оказывается, нет, не вызовет. Даже наоборот, сочетание натрия и калия в молоке таково, что молоко имеет мочегонный эффект и может использоваться как мягкое гипотензивное средство.


Наконец, в молоке присутствуют практически вся витаминная азбука. Как известно, роль витаминов в том, чтобы ускорять протекание биохимических процессов в организме. Именно поэтому молоко рекомендуется при стрессах, при истощении сил, при больших физических нагрузках. Ферменты и гормоны молока также оказывают благоприятное влияние на обменные процессы в организме.


Как и само молоко столь же популярны в мире кисломолочные продукты, вырабатываемые сквашиванием молока или сливок культурами молочнокислых бактерий с добавлением или без добавления дрожжей или уксуснокислых бактерий. Некоторые кисломолочные продукты получают в результате только молочнокислого брожения, при этом образуется достаточно плотный, однородный сгусток с выраженным кисломолочным вкусом. Другие продукты получают в результате смешенного брожения - молочнокислого и спиртового. Кисломолочные продукты имеют большое значение в питании человека благодаря лечебным и диетическим свойствам, особо приятному вкусу, они легко усваиваются. При производстве некоторых кисломолочных продуктов используются пищевые, вкусовые и ароматические вещества, что повышает их пищевую и диетическую ценность.


Биологическое воздействие кисломолочных продуктов на организм ребенка необычайно сильно: они стимулируют рост полезной микрофлоры в кишечнике, активируют секреторную деятельность желудочно-кишечного тракта, повышают иммунитет. Кисломолочные продукты рекомендуют частоболеющим детям, тем, у кого нарушен обмен веществ, а также больным желудочно-кишечными заболеваниями.


Молоко и кисломолочные продукты любят во всем мире. В соответствии с культурными традициями население конкретной страны предпочитает такие продукты на завтрак или на ужин, где-то больше пьют кефир, где-то айран, а кто-то любит кумыс или употребляет молоко в составе других продуктов, например, варит на их основе каши. Различные вкусовые предпочтения людей не меняют сути - как и тысячелетия назад в наши дни ни одна национальная кухня не обходится без молока, самого совершенного из продуктов на планете Земля!


Молоко - основа пищевого рациона ребенка. Однако и рацион подростка по рекомендациям Института питания Российской академии медицинских наук должен наполовину состоять из молока и молочных продуктов, взрослого человека - на 25%. Стакан молока в день - это проверенный веками рецепт долголетия!


Существуют ли противопоказания к употреблению молока? Правда ли, что пожилым молоко уже не так полезно и с годами хуже усваивается? Диетологи отвечают на эти вопросы абсолютно уверенно. Главным противопоказанием к употреблению молока является непереносимость лактозы - молочного сахара, который не расщепляется в кишечнике и поэтому становится токсичным для организма. Это генетическая проблема, человек уже рождается с недостаточной выработкой фермента, ответственного за расщепление молочного сахара. Нет доказательств тому, что подобные проблемы нас настигают с возрастом. Для людей, не переносящих молоко, выпускают так называемые заменители - безмолочные продукты. Но, к сожалению, пищевая ценность их намного ниже. Переваривание молока облегчают некоторые пищевые добавки. Не стоит пить молоко и натощак. Возможны рекомендации по ограничению молока при некоторых заболеваниях желудочно-кишечного тракта, а также уменьшение жирности употребляемого молока и молочных продуктов при лишнем весе и болезнях сердца.


Таким образом, можно сделать вывод: кто с детства пьет молоко, тот не будет отказываться от этого ценнейшего продукта и в преклонном возрасте. Если перед вами задача достичь в своем рационе наибольшей сбалансированности и легкоусвояемости продуктов альтернативы молоку просто не найти. Молоко - это химически и физически щадящая диета для людей всех возрастов.




Молоко, настолько полезно, что диетологи даже людям склонным к аллергическим реакциям не рекомендуют полностью отказываться от молочных продуктов, чтобы не лишать организм комплекса полезных веществ. Свежее молоко можно заменить кефиром, ряженкой, простоквашей, творогом, сыром - эти-то продукты можно и нужно регулярно кушать всем без исключения! Будьте здоровы!
Каталог: sites -> default -> files
files -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
files -> Хроническая сердечная недостаточность и депрессия у лиц пожилого возраста
files -> Ирвин Ялом Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы
files -> Оценка элементного статуса в определении нутриентной обеспеченности организма. Значение нарушений элементного статуса при различной патологии
files -> Проблема безопасности продуктов питания
files -> Примерная программа профессионального модуля
files -> Бета-адреноблокаторы в терапии артериальной гипертензии// Лечащий врач. 2015. № С. 12-14
files -> Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение «научная медицинская библиотека»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница