Профессиональная компетентность педагога- главное условие качественного дошкольного образования



страница1/3
Дата28.04.2016
Размер0.66 Mb.
ТипСборник
  1   2   3


Департамент образования администрации Владимирской области
Владимирский институт повышения квалификации работников образования
Профессиональная компетентность педагога- главное условие качественного дошкольного образования
Материалы региональной научно-практической конференции
30 июня 2010 года, г. Владимир

Профессиональная компетентность педагога - главное условие качественного дошкольного образования (материалы региональной научно-практической конференции)
В сборнике представлены материалы региональной научно-практической конференции по актуальным проблемам кадровой обеспеченности дошкольных образовательных учреждений в системе непрерывного образования и практический опыт, накопленный и обобщенный научными работниками, преподавателями высших исредних учебных заведений по современным направлениям подготовки специалистов для системы дошкольного образования.

Сборник адресован руководителям муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, заведующим и педагогам дошкольных образовательных учреждений, руководителям высших и средних учебных заведений.

Составители: Беляева О.А., Елисеева Е.Б., Панкратова Т.А.

г. Владимир

2010

Т.А. Панкратова, главный специалист-эксперт отдела защиты детства департамента образования администрации владимирской области
КАДРОВАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ СТУПЕНИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯВ СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современное качество дошкольного образования неразрывно связано с кадровой обеспеченностью дошкольных образовательных учреждений.

В настоящее время в детских садах области работают более 700 тыс. педагогов, из них 90,4% имеют специальное педагогическое образование, причем, 36,4 % из них высшее, 51,1% - среднее педагогическое образование.



Одним из позитивных результатов развития системы дошкольного образования 2008 -2009 учебного года является стабилизация кадрового состава дошкольных образовательных учреждений. В 2009 году вакансии педагогов составили 3,4% (2008г.-8%), обслуживающего персонала – 2% (2008г.-10%). Увеличилась доля педагогов, имеющих повышенные квалификационные категории с 80% до 83%.




Процессу стабилизации численного состава и качественных показателей кадрового корпуса способствовали – введение новой системы оплаты труда и реализация мер социальной поддержки педагогов ДОУ. Повышение среднего размера заработной платы педагогов ДОУ составило 13,7 %.

Как мера социальной поддержки в 13 (62%) муниципальных образованиях области используется предоставление работникам ДОУ льгот по оплате за содержание их детей в детских садах. В 7 (33,3%) территориях области производятся ежемесячные доплаты к заработной плате работников ДОУ, в 3 (14,2%) - организовано льготное питание для сотрудников, в 16 (76%) -предусмотрен первоочередной прием их детей в дошкольные образовательные учреждения.

Уровень квалификации педагогов ДОУ позволяет большинству из них осознанно выбирать образовательные программы и использовать соответствующие возрасту и уровню развития детей педагогические технологии.




Несмотря на то, что преобладающей программой в практике педагогов дошкольных учреждений остается реализация Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (2256 дошкольных групп; 2008г.-2179 групп) в дошкольных учреждениях области реализуется еще 7 образовательных программ: «Развитие», «Истоки», «Детский сад-дом радости», «Школа 2100», «Сообщество», «Детство», «Радуга».

Наряду с комплексными программами, в образовательном процессе ДОУ реализуются парциальные программы, которые соответствуют приоритетному направлению развития воспитанников. Наиболее широко педагоги используют программы социальной, художественно-эстетической, оздоровительной и физической направленности.

Авторские программы, разработанные педколлективами дошкольных образовательных учреждений, обеспечивают вариативность содержания дошкольного образования.

Уровень квалификации педагогов – дошкольников позволяет обеспечивать инновационную деятельность, являющуюся базисом развития содержания дошкольного образования.

Анализ участия педагогов в экспериментальной деятельности показал, что в сравнении с 2008 годом отмечена активизация инновационной деятельности в учреждениях дошкольного образования (7,4% ДОУ от общего числа участников экспериментальной деятельности, 2008г. – 4,4%). В 2009-2010 учебном году на базе 14 ДОУ созданы муниципальные и областные опытно-экспериментальные площадки (2008-2009 уч. год – 7).



Ежегодное участие педагогов ДОУ в областных и муниципальных конкурсах, смотрах, фестивалях и грантовых мероприятиях способствует развитию творческого потенциала педколлективов образовательных учреждений. За шесть лет (2004-2009г.г.) на областной конкурс инновационных проектов и методических разработок «Пчелка» педагогами ДОУ было представлено 534 работы. Активизировалась деятельность педагогических коллективов по участию в муниципальных и областных конкурсах «Учитель года». Всего в региональном конкурсе «Учитель года» приняло участие 13 педагогов ДОУ, в том числе в 2010г. – два логопеда, 1 инструктор по физическому воспитанию, 1 музыкальный руководитель.

В то же время анализ результатов аккредитационного обследования ДОУ показал, что за последние 5 лет уменьшилась доля педагогов, владеющих методикой обучения на реально-практическом уровне, с 51% до 38%, при этом доля педагогов, владеющих методикой обучения на формальном уровне за этот же период повысилась с 49 до 53%. Одновременно недостаточно эффективно идет процесс повышения творческого потенциала педагогов ДОУ в образовательной деятельности. Доля педагогов, работающих на минимально творческом уровне, составляет лишь 4,3% (2004г-3,7%).


Основными причинами, выше обозначенной проблемы, является рост доли педагогов ДОУ пенсионного возраста (16,3%, 2008 – 2009 уч.г.-13,9%), а также отсутствие у 10% педагогов соответствующего педагогического образования.




Нерешенной остается и проблема обеспечения ступени дошкольного образования специалистами социально значимых профессий (дефектологи, логопеды, психологи). В целом по области обеспеченность ДОУ педагогами -психологами составляет 42 %, а в сельских детских садах -7,6%.

Учитывая нерешенные проблемы, и в целях повышения эффективности кадрового обеспечения ДОУ необходимо решение следующих задач:



  • модернизация системы подготовки педагогических кадров для воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями развития, детей- инвалидов, получающих воспитание и обучение на дому;

  • разработка новых учебных планов и программ, направленных на удовлетворение потребности общества в специалистах высокой квалификации по новым направлениям воспитания и обучения детей;

  • разработка и реализация программ повышения квалификации педагогов ОУ, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, с включением вопросов по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;

  • разработка и внедрение вариативной системы методической поддержки образовательного процесса с учетом видового разнообразия ДОУ (детский сад для детей раннего возраста, детский сад для детей предшкольного возраста, детский сад компенсирующего вида и др.);

  • обеспечение социальной и грантовой поддержки педагогов, работающих в ДОУ.


Г.Ю. Максимова

Владимирский государственный гуманитарный университет

УЧАСТИЕ КАФЕДРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВГГУ В РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ РАБОТНИКОВ ДОУ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования нового поколения – это ресурс развития системы подготовки кадров высшей квалификации, в свою очередь, являющихся двигателями реализации государственной стратегии модернизации отечественного образования.

Согласно концепции модернизации российского образования основными целями профессионального образования являются: подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

2. Руководствуясь этими стратегическими целями, преподаватели кафедры дошкольного образования факультета педагогики и методики начального образования ВГГУ свою деятельность направляют на подготовку работника системы дошкольного образования, способного успешно работать в своей профессиональной сфере, социально ответственного, мобильного, готового к инновационной деятельности на основе овладения им в процессе обучения и воспитания универсальными и профессиональными компетенциями.

Как известно, новый стандарт должен войти в действие с января 2011 года, однако, педагогический коллектив кафедры вполне отдает себе отчет в том, насколько важна и трудоемка предварительная подготовительная работа. Такая работа уже ведется на кафедре практически параллельно по всем основным аспектам перестройки образовательного процесса.

Прежде всего, это - разработка пакета организационно – методических и нормативных документов, регламентирующих деятельность кафедры, организацию образовательного процесса на дошкольном отделении. В пакет входят, в частности, Положения: о выпускающей кафедре, об учебно – методической работе кафедры, о научно – исследовательской деятельности кафедры, об организации самостоятельной работы студентов, о педпрактике студентов, об итоговой государственной аттестации студентов и др. (Выпускающая кафедра – это кафедра, отвечающая за реализацию основной образовательной программы, в данном случае, по профилю «Дошкольное образование», за подготовку компетентных работников для дошкольных образовательных учреждений.)

Далее это – разработка и представление к лицензированию пакета документов по подготовке бакалавров и магистров по профилю «Дошкольное образование», в который, в свою очередь, входят: аннотация к образовательной программе, характеристика научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности кафедры по образовательной программе сведения об обеспеченности образовательного процесса по программе специализированным и лабораторным оборудованием.

Начата работа по проектированию основной образовательной программы (ООП) по профилю «Дошкольное образование», которая включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, программу учебной и производственной практики студентов, график учебного процесса, методические материалы, обеспечивающие качество реализации программы.

В связи с проектированием ООП ведется работа над матрицей компетенций и картой формирования компетенций, которые связаны с новым пониманием роли дисциплины в формировании компетенций, когда планируемый результат определяет набор дисциплин в соответствии с их вкладом в формирование каждой конкретной компетенции. Матрица компетенций должна гарантировать качество реализации ООП.

Важной задачей является также разработка контрольно – измерительных материалов в рамках технологии оценивания достижений студентов. С 2010 – 2011 учебного года в университете вступает в силу Положение о балльно - рейтинговой системе оценки деятельности студентов. (Что касается кафедры, то она функционирует в условиях этой системы уже в течение года). Без балльно - рейтинговой системы, в свою очередь, невозможен переход на модульную организацию образовательного процесса, на кредитную систему расчета трудоемкости дисциплин. Кроме того, рейтинговый контроль способствует организации регулярной и целенаправленной самостоятельной работы студентов по овладению образовательной программой, обеспечению равномерной нагрузки студентов, формированию у них навыков самоконтроля, а в целом – повышению качества образования.

Обновляются учебно – методические комплексы преподавателей с акцентом на технологию организации и методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, увеличение количества аудиторных занятий, проводимых с использованием современных образовательных технологий (в частности, технологии проблемного обучения, технологии проектной деятельности, технологии контекстного обучения и др.). Все активнее используются информационно – коммуникационные технологии – на аудиторных занятиях (до 20% всех занятий), а также в ходе итоговой государственной аттестации (электронные презентации дипломных работ студентов).

На повестке дня стоит вопрос о новой концепции проведения педагогической практики студентов, которая является и условием формирования и одновременно показателем уровня сформированности основных компетенций студентов.

Разработан в соответствии с новыми требованиями и опубликован также вариант проведения итогового комплексного междисциплинарного экзамена по педагогике и методике дошкольного образования. (Хотя в контексте ФГОС ВПО итоговый экзамен уже не несет прежней обучающей и оценочной нагрузки и итоговая государственная аттестация может ограничиваться защитой дипломной работы, в которой уже фокусируются все сформированные универсальные и профессиональные компетенции выпускника, все же на кафедре сочли целесообразным иметь и такой вариант проведения ИГА).

3. Вся эта разноплановая и достаточно трудоемкая работа по реализации компетентностного подхода, ориентированного и ориентирующего на конкретный результат, ведется на кафедре ВГГУ в контексте системы менеджмента качества, которая уже несколько лет функционирует в ВГГУ и которая построена в виде процессной модели управления. Важнейшей функцией модели, в свою очередь, является координация деятельности преподавателей, кафедр и факультетов в контексте основных процессов менеджмента образовательной деятельности, и, соответственно помощь в определении оптимальных путей продвижения к цели, к конкретному заявленному результату, а именно реализации компетентностного подхода при подготовке работников ДОУ как одного из основных условий качества системы дошкольного образования.

С.Б. Калинковская, к.п.н., доцент кафедры дошкольного образования

Владимирский государственный гуманитарный университет

Формирование интеллигентности

будущих педагогов дошкольного образования
В современном обществе требования к выпускникам дошкольных отделений педагогических вузов постоянно изменяются. Изменения касаются уровня и объема сформированности как знаниевого, так и компетентностного компонентов в общекультурной и профессиональной области. Общекультурная компетентность предполагает такой уровень образованности, который будет достаточным для самообразования личности, самостоятельного решения человеком возникающих при этом познавательных проблем и определения своей позиции в жизненных ситуациях. Общекультурная компетентность в совокупности с освоенными профильными предметами при подготовке в вузе создают базу для формирования профессиональной компетентности будущего педагога дошкольного образования. Профессиональная компетентность педагогического работника заключается во владении им необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности воспитателя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания.

Реализация созидательного потенциала прогресса в развитии современного общества невозможна без трансляции современных знаний детям дошкольного возраста через специально подготовленного педагога-интеллигента, который не только развит в умственном плане, но и регулирует свое поведение на основе высоких духовных идеалов.

Интеллигентность выступает как свойство человека, выражающееся в настроенности на общество, на разум, на понимание, в ощущении ценности и необходимости культуры. Интеллигентность связана с пониманием явлений культуры как авторских законченных самоценных произведений, несводимых к проявлению некоторых общих истин, законов, норм и т.д., с пониманием и острым ощущением важности этого особенного, ничем не заменимого авторского произведения. Поэтому интеллигентность неотделима от индивидуализма, т.е. от установки на индивидуальность. Интеллигентность не обязательно присуща исключительно людям, занимающимся творчеством. Творческий потенциал не только однозначно не определяет интеллигентность, но как, ни парадоксально, даже может входить в противоречие с ней. Каждый творческий акт, в той или иной степени, – это разрушение традиций, утверждение своей правды, некоторый пафос. Интеллигентность же всегда антипафосна, антиразрушительна, ориентирована на ценность и целостность существующей культуры. Интеллигентность связана более с установкой на чужое творчество, на восприимчивость к чужой культуре, чем на созидание своей. Свойственная интеллигентным людям сострадательность составляет их силу, которая заключается в способности не только говорить, но слушать и понимать другого человека. Интеллигентный человек видит в партнёре по общению не средство и не предмет для воздействия, но носителя иного, и этим как раз ценного, мнения иной потенциальной культуры.

В контексте этого определения интеллигентности видится особое значение формирования данного качества у студентов дошкольных отделений вузов. Дело в том, что современный воспитатель, являясь носителем культуры, только при условии сформированности интеллигентности сможет впитывать достижения науки и, переработав, передавать их детям дошкольного возраста, выстраивая взаимодействие с воспитанниками в условиях личностно-ориентированной парадигмы образования.

В. Я. Ляудис отмечает, что в настоящее время и в будущем научный прогресс будет вызывать существенные изменения в требованиях к содержанию образования, в целом, и дошкольного образования, в частности .

В связи с этим, исходной позицией, определяющей требования к выпускникам дошкольных отделений вузов, выделяется тот факт, что наука и образование становятся главным фактором дальнейшего успешного развития современного общества. Выпускники дошкольных отделений высшей школы как представители нового поколения интеллигенции становятся основой прогресса науки, роста культуры. Этому должны содействовать способности, умения, мировоззрение и личностные качества, которые были воспитаны у студентов во время вузовского обучения.

Данная позиция диктует необходимость осознанного, ответственного отношения студентов – будущих педагогов дошкольного образования, к учебе в вузе как основному пути развития личности, способной обеспечить преемственность функций науки и культуры в обществе. Это поможет обществу не только интенсивно развиваться, но и сохранит его от разрушения, предотвратит использование достижений науки против человека .

Из выше сказанного можно заключить, что в настоящее время требования к уровню знаний, умений и навыков, а также к уровню личностного развития выпускников дошкольных отделений вузов постоянно меняются. При подготовке педагогов дошкольного образования новой формации особенно остро стоит проблема перехода от дидактоцентрической системы обучения к личностно-ориентированной. Основой подготовки современных педагогов сферы дошкольного образования в высшем учебном заведении должна стать идея о воспитании интеллигента. Интеллигентность поможет будущим воспитателям не только легко адаптироваться в быстро изменяющемся информационном пространстве, но и сохранить свою самоценность как личности, что создаст основу для успешного развития личности детей дошкольного возраста, чьим воспитанием выпускники дошкольных отделений вузов будут заниматься.



Литература:

  1. Словарь-справочник по педагогике [Текст] / под ред. П. И. Пидкасистого. – М. Сфера, 2004. – 448 с.

  2. Формирование учебной деятельности студентов [Текст] / под ред. В. Я. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. – 240 с.



О.В. Морозова

Владимирский государственный гуманитарный университет
РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОУ
1. Преобразования, происходящие во всех сферах Российского общества, поставили задачу совершенствования и развития профессионального образования. В профессионально-педагогическом образовании определились главные тенденции его развития: ориентация на непрерывное многоуровневое профессиональное образование; усложнение и усиление психолого-педагогической, гуманитарной подготовки; разнообразие специализаций в программах обучения; совершенствование системы повышения квалификации педагогических кадров.

Появилась потребность реализации новых подходов к организации и содержанию подготовки педагога, способного найти методы и приемы, адекватные целям и задачам социально-личностной ориентации образования, с учетом сложившихся культурных традиций. Анализ исследований последних лет свидетельствует об усилении внимания к процессу повышения качества подготовки специалистов, формированию их профессиональной компетентности.

Особое значение приобретает формирование компетентности педагога ДОУ, так как эта компетентность проявляется по отношению к детям. Вред, нанесенный ребенку некомпетентным педагогом в короткий период детства, подчас неустраним в течение всей его дальнейшей жизни.

2. Существуют различные подходы к определению педагогической компетентности. Она рассматривается как:

- интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей;

- интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыт, достаточный для осуществления цели данного рода деятельности, а также его нравственную позицию. В.А.Сластёнин рассматривает профессиональную компетентность педагога как «единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, которая характеризует его профессионализм».

3. В российском образовании происходит смена парадигмы стандартизации. Это вызвано принятием Правительством Российской Федерации «Приоритетных направлений развития образовательной системы РФ» (2004 г.) (в которых объявлен курс на законодательное введение и укрепление двухуровневой системы образования, кредитно-модульное построение образовательных программ), а также вступлением России в «Болонский процесс» (2003 г.), предполагающее введение единой многоуровневой системы образования, классификацию национальных образовательных программ в соответствии с Европейской рамкой квалификаций (ЕРК), компетентностный подход и использование системы ECTS (европейской системы перевода баллов) для создания учебных программ.

Смена знаниевой парадигмы образования компетентностным подходом привела к изменению требований к выпускнику вуза. В качестве важнейших результатов образования сегодня рассматриваются не только традиционные знания, умения, навыки, а, прежде всего:



  • компетентность специалиста;

  • способность на базе полученного знания овладевать новой специализацией и специальностью;

  • совершенствование личных качеств;

  • специфические требования к выпускнику вуза в связи с интеграцией и дифференциацией профессий (умение работать в команде, готовность переучиваться и т.д).

4. Изменение требований нашло отражение в новых государственных образовательных стандартах для высшей школы, которые законодательно вводятся в действие с 1 января 2011 года. Так ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» в качестве «Требований к результатам освоения основных программ» (раздел V) рассматриваются общекультурные компетенции (всего 16), общепрофессиональные (6) и профессиональные (11) компетенции.

Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, встречи с представителями российских и зарубежных образовательных учреждений, научных, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Большая роль в формировании компетенций в избранной области профессионального образования может принадлежать реализации индивидуально ориентированного образовательного процесса (ИООП), которая предполагает нелинейную, модульную организацию учебного процесса, кредитную систему расчета трудоемкости учебных дисциплин и курсов, балльно-рейтинговую систему оценки достижений учащихся.

5. Компетенции проявляются в процессе решения профессиональных задач разного уровня сложности, поэтому компетентность может быть оценена только в ходе деятельности и только в рамках конкретной профессии. Следовательно, контрольные работы, тестирование, экзамены не могут служить средством диагностики профессиональной компетентности. Перед высшей школой сегодня стоит проблема разработки контрольно-измерителльных материалов (КИМ), фондов оценочных средств, позволяющих оценить не только знания, умения обучающегося, но и уровень приобретенных им компетенций.



Э.Г. Любомирская - заслуженный учитель РФ, преподаватель

Владимирского педагогического колледжа, доцент кафедры

дошкольного образования факультета ПиМНО ВГГУ
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем мировой и отечественной педагогической науки и практики. Компетентностный подход олицетворяет сегодня инновационный процесс в образовании, соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом на систему компетентностей в конструировании содержания образования и систем контроля его качества. Формирование компетенций - это не смена содержания, а смена технологии обучения. В связи с этим, необходимо осваивать технологии, методы и приёмы, позволяющие получить данный образовательный продукт.[1]

В силу этого в теории и практике СПО идут активные поиски путей реализации новых форм качества подготовки специалистов. Очень важно, что суть образовательного процесса в условиях компетентностного подхода - создание ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию той или иной компетенции.

За многие годы в колледже сформированы интересные традиции. Одна из них - День науки и творчества. День науки и творчества - это особая форма организации научной деятельности студентов, направленная на развитие творческой личности учащегося и его социа­лизацию. Дни науки и творчества вводятся в учебно-воспитательный процесс  колледжа с целью повышения интереса студентов к изучению предмета либо цикла предметов, воспитания познавательного интереса, формирования компетенций. Основной принцип проведения дней науки и творчества - каждый студент является активным участником всех событий. Он может попробовать свои силы в различных видах деятельности.

День науки и творчества проводится в колледже ежегодно в соответствии с планом работы.  Привлекаются все звенья учебного процесса: студенты всех курсов, педагоги, работники дошкольных образовательных учреждений. Для его проведения при­глашаются ученые, представители образовательных структур.

Тематика дней науки и творчества определяется на заседании отделения. В рамках дней науки и творчества отделения проводятся: нетрадиционные уроки преподавателей по предметам; показательные занятия опытных воспитателей, специалистов; открытые занятия студентов; презентации учебно-исследовательских работ учащихся; проходит работа в секциях; внеклассные мероприятия; презентации специальностей, дополнительных квалификаций; встречи за круглым столом с представителями науки, передового опыта, образовательных структур, выпускниками; организация выставок; выступления творческих коллективов; совместные праздники с детьми базовых дошкольных учреждений; другие формы учебно-воспитательной деятельности.

Очень важно, что День науки и творчества не является просто повторением какого-либо хорошего мероприятия. Каждый новый год вносит свои коррективы в традиционное дело, к нему готовятся и жду как праздника и старшие, и младшие курсы. Он может проходить как в колледже, так и на базе дошкольного учреждения. Как мы уже говорили, варианты его проведения различны.

Например, план проведения Дня науки и творчества на дошкольном отделении по теме «Театрализованная деятельность дошкольников в системе общественного дошкольного воспитания»

1.Предмет « Детская литература». Тема урока «Детское литературное произведение как источник театрализации, развития творчества детей дошкольного возраста»

2.Предмет «Вариативное содержание дошкольного образования». Тема урока «Театрализованная деятельность в современных образовательных программах для дошкольников».

3.Предмет «Методика развития детской речи». Тема урока «Современные исследования по проблеме организации театрализованной деятельности в ДОУ» (выступление студентов)

4.Предмет «ТСО». Тема урока «Инновационные технологии в театрализации» ( готовят студенты 2-го курса)

5.Предмет «Культурно - досуговая деятельность в детском саду». Тема урока «Использование опыта дошкольных учреждений по созданию условий для организации театрализованной деятельности в ДОУ» (выступление коллег из базовых дошкольных учреждений)

6.Дисциплины предметной подготовки. Тема урока «Использование театрализации в различных видах деятельности дошкольников»

-представление ВКР по теме урока (студентка 3 курса);

-демонстрация фрагментов различных занятий с использованием разнообразных видов театра (студенты 2,3 курсов)

- творческие работы преподавателей и студентов 1, 2,3 курсов дошкольного отделения

7. Предмет «Театрализованная деятельность в ДОУ». Творческий проект. Драматизация по мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» (3 курс)

Хотим рассказать еще об одном интересном творческом проекте дошкольного отделения, который мы реализовали на одном из Дней науки и творчества. Данный проект был оформлен в виде детского праздника, содержанием которого являлись фрагменты практической части всех выпускных квалификационных работ студентов выпускной группы.

В связи с этим решались следующие задачи:

Выяснить: степень владения студентами способами и тактикой общения, обеспечивающими установление личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком; сформированность творческой, профессиональной позиции; культуры педагогической деятельности; развитие потребности в самосовершенствовании.

Установить: уровень владения современными педагогическими технологиями воспитания и обучения дошкольников; адекватность использования методов исследования, поставленным целям.

Участники проекта – педагоги колледжа, студенты, воспитатели, руководители дошкольного учреждения, т.е. творческое взаимодействие людей, которые влияют на формирование личности будущего педагога.

Нами разрабатывался сценарий детского праздника, состоящий из творческих блоков, на основе практической части ВКР студентов выпускной группы. Тема данного сценария являлась канвой, которая позволяла объединить все виды детской деятельности. Учитывая то, что воспитатель в течение дня реализует ведущие задачи развития, воспитания и обучения дошкольников, мы старались так структурировать содержание данного мероприятия, чтобы оно базировалось на принципах интеграции, синтеза. Нам кажется, что взаимопроникновение разных видов деятельности, позволяло студентам видеть многогранность работы педагога, взаимосвязь всех, проводимых им мероприятий по решению разнообразных проблем. Главным действующим лицом в данном проекте, естественно, становился ребенок. Цель процесса локализовалась вокруг максимального раскрытия его личностного потенциала. В рамках Дня науки и творчества на базе ДОУ, входящего в комплекс, происходило «погружение» в общее дело. Заслушивались спецвопросы (студенты 1 курса), курсовые работы(2 курс), ВКР(3 курс). Старшие курсы могли поделиться с младшими своим опытом. Студенты каждого курса видели перспективы своей дальнейшей исследовательской работы. Были организованы выставки творческих работ учащихся по дополнительным квалификациям, воспитателей. Проходили просмотры открытых занятий. Происходил обмен опытом работы Данное мероприятие позволяло сплотить всех одним общим делом, завершением которого являлся праздник, о котором мы говорили выше.

В итоге: данная форма проведения мероприятия позволяла увидеть взаимодействие студентов с детьми, оценить результаты научного поиска практической части ВКР, сформированность профессиональных компетенций.

Студентам: видеть практическую значимость изучаемой проблемы в контексте других тем; возможность рассматривать ее разные аспекты: социальные, нравственно-этические, логико-математические, естественно-научные, возможность дальнейшего использования материалов исследования в их будущей профессиональной деятельности; удовлетворять потребность в самовыражении; проявлять свои проективные, организаторские, коммуникативные и специальные умения, что является основным показателем подготовки будущих специалистов в области дошкольного образования.

Еще один пример. На одном из Дней науки и творчества ПЦК колледжа организовали презентацию учебно-исследовательских работ студентов в секциях. Большинство студентов дошкольного отделения представили свои спецвопросы (1 курс), курсовые работы(2 курс), ВКР(3 курс) по разным направлениям: речевому развитию, экологическому воспитанию, познавательному, физическому развитию дошкольников и другим вопросам дошкольного образования. По результатам выступлений были определены лучшие работы в каждой из секций, победители были награждены почетными грамотами. Продолжением праздника стала интересная встреча за круглым столом с выпускниками колледжа прошлых лет. Они в свое время тоже занимались учебно-исследовательской деятельностью. Навыки такой непростой работы пригодились им в дальнейшем обучении в вузах. На встрече присутствовали представители науки, передового опыта, образовательных структур. Получился интересный разговор о том, каким должен быть детский сад.

Компетентностный подход в образовании заставляет сегодня по-новому переосмыслить качество образования. [2]Развитие общества требует от среднего профессионального образования создания оптимальных условий для достижения качества результата в подготовке выпускников.

Литература:

1.Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития. – М., 2000.

2. Ибрагимов Г.И. Качество СПО в современных условиях// Педагогика. - 2006. - №6.



Е.Р.Володина, преподаватель психолого - педагогических дисциплин ОГОУ СПО «Юрьев-Польский педагогический колледж»,

высшая квалификационная категория.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СОЦИАЛЬНО-УЧЕНИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ НА УРОКАХ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Приоритетной задачей учебной дисциплины «Дошкольная педагогика» является систематизация знаний студентов, упорядочивание и критическая оценка наблюдаемого педагогического опыта. Изучение данного предмета позволяет развивать устойчивый интерес к педагогической профессии, стимулировать личностное и профессиональное саморазвитие будущих воспитателей, способствовать социальной адаптации первокурсников к условиям обучения в педагогическом колледже, а в целом, формировать основные составляющие компетентности педагогических работников: профессиональную, информационную, коммуникативную, нормативно-правовую.

Современные требования к уровню и качеству подготовки кадров для дошкольных образовательных учреждений в рамках формирования профессиональной компетентности предполагают поиск путей оптимизации учебного процесса, а именно – смена акцента с влияния на взаимодействие, повышение роли активных, проблемно-поисковых и исследовательских методов обучения в противовес информационным и репродуктивным.

Одной из наиболее эффективных форм организации образовательного процесса в педагогическом колледже, помогающей раскрытию и развитию педагогических способностей, является метод социально-ученического проектирования, который создает атмосферу равноправного общения, продуктивного сотрудничества, обеспечивает социальную значимость осуществляемой деятельности.

Технология социально-ученического проектирования – вариант практической реализации идеи продуктивного обучения, в основе которого лежит приобретение индивидуального опыта педагогической деятельности, формирование практических умений и навыков в процессе реализации социальных проблем воспитания детей и подростков. Основная цель его - помочь социальному самоопределению и самореализации обучающихся и воспитанников в процессе их взаимодействия друг с другом и с окружающим миром.

Студенты Юрьев-Польского педагогического колледжа уже с первой ступени овладения профессией реализуют социально-ученические проекты, в частности, на уроках дошкольной педагогики. Основным отличием занятий на основе проектного обучения от всех остальных является ведущий принцип организации обучения через исследование и практическую деятельность в тандеме с ведущим преподавателем дисциплины и воспитателями ДОУ. Применяя на практике систему теоретических знаний и комплекс современных методик, будущие воспитатели погружаются в педагогическую профессию, атмосферу отношений конкретных участников образовательного процесса.

Группой первокурсников отделения дошкольного образования был проведен цикл занятий в рамках изучения темы «Содержание физического воспитания дошкольников» на базе МДОУ № 4 «Улыбка» (г. Юрьев-Польский, зав. Юдина Ф.Н.). Работа проводилась в несколько этапов и имела достаточно длительную временную протяженность.



Аналитическая работа с графиками и диаграммами на предмет установления динамики различных показателей (по данным Управления образования администрации Юрьев-Польского района), которая позволила подтвердить актуальность выбранной темы социально-ученического проектирования и создать модель предполагаемой деятельности на следующих этапах.

Диагностика – этап, на котором было важно выяснить, какова картина состояния здоровья и причин заболеваемости воспитанников конкретной группы, каковы физические возможности и их потребность в занятиях спортом. Также было интересно узнать, какой смысл вкладывают дети в понятие «здоровье, здоровый человек» (карты детских ответов демонстрируют расширение диапазона знаний ребят на итоговом занятии по сравнению с их скудными первоначальными представлениями).

Кроме этого студентами было разработано содержание анкет для родителей, которые позволили определить круг педагогических проблем в вопросах физического воспитания ребенка членами его семьи.



Подготовительный этап, на котором осуществлялся подбор игровых упражнений, методик, сюжетных занятий, игрового оборудования, спортивного инвентаря, планирование занятий по физическому воспитанию, а также создание игровой зоны на улице совместно с дошкольниками – участниками проекта, пожелания которых были максимально задействованы.

На основном этапе социально-ученического проекта была проведена серия занятий, сгруппированных в соответствии с поставленными задачами. В целом, апробированные игровые методики были подчинены главной педагогической и социально значимой цели – формирование интереса и потребности у дошкольников к систематическим занятиям физическими упражнениями.

На этапе рефлексии студенты совместно с методистом и воспитателем группы проанализировали свой первый педагогический опыт, изучили продукты воспитательной деятельности, оценили результативность образовательного процесса, установили закономерности, сформулировали выводы и обобщили экспериментальные материалы.

Студентами были разработаны методические рекомендации по стратегии формирования представлений о здоровье, ЗОЖ, и воспитанию активного поведения с целью укрепления здоровья.

Кроме этого, совместно с родителями был подготовлен информационный банк данных «Секреты здоровья», оформлены папка-передвижка и выпуск газеты. Для создания более объективной картины самоанализа будущих воспитателей им было предложено ответить на ряд вопросов, объединенных темой «Мой первый педагогический опыт».

В процессе данной работы студенты стремятся к самопознанию, готовы дискутировать по интересующим вопросам образования, получают удовольствие от творческой и, вместе с тем, ответственной работы.

В заключении следует сказать, что использование социально-ученического проектирования, как одной из форм организации учебной работы, позволяет преподавателю дошкольной педагогики определить качество овладения учебным материалом по предмету, уровень выполнения исследовательских заданий, способствует формированию конструктивных умений – умения планировать занятие и методически грамотно разрабатывать его конспект, мотивирует учебную деятельность студентов, учит брать на себя ответственность за качество образовательного процесса, а также совершенствует аналитические, прогностические, коммуникативные компетенции и творческие способности будущих специалистов.
С.В. Румянцев, студент ВО ГОУ СПО «Муромский педагогический колледж»

Научный руководитель Игонина Людмила Николаевна
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
В концепции модернизации системы образования определяется задача повышения качества образования, более эффективного использования человеческих ресурсов. [1] В этих условиях возрастает потребность в людях, способных к творческому поиску и непрерывному самообразованию. Способность к самообразованию рассматривается сегодня как важнейшее профессиональное качество специалиста. Для того чтобы специалист мог поддерживать высокий уровень своей квалификации, он должен быть участником процесса непрерывного образования - самообразования.

Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью. [4] Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.

Администрация ДОУ способствует формированию у воспитателей устойчивой потребности в самообразовании, непрерывно побуждает их к изучению новой информации и опыта, создает условия для их актуализации, творческого применения в различных ситуациях, приучает к самоанализу и самооценке.

C каждым воспитателем подбирается алгоритм работы над индивидуальной научно-методической темой:[5]



  1. Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы;

  2. Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников;

  3. Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы;

  4. Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности.

  5. Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.

  6. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.

  7. Литературное оформление работы, отчет о полученных результатах перед коллегами.

Эта работа выстраивается каждым воспитателем с учетом принципов самообразования: непрерывности, целенаправленности, вариативности, взаимосвязи и преемственности. Она включает в себя: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.[2]

В самообразовании немаловажную роль играют творчество, мотивация, целенаправленность и другие личностные качества воспитателя.

Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного воспитателем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога. [3]
Список литературы:

1.Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.,2005

2.Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.1970

3 Маркова А. К. Психология труда учителя. - М.1993

4Педагогика: Большая современная энциклопедия /Сост. Е.С. Рапацевич – Мн.: «Современное слово», 2005.

5.Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. - М. 1997



Н.М.Котова, заведующая дошкольным отделением

Владимирского педагогического колледжа
Современные подходы к подготовке специалистов

для дошкольных образовательных учреждений

Приоритетным направлением государственной политики в области образования является обеспечение образовательных учреждений, в том числе и дошкольных, квалифицированными специалистами.

Владимирское педагогическое училище было открыто в 1985 году. В 1993 году педагогическое училище было реорганизовано в высшее педагогическое училище (колледж).

Областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Владимирский педагогический колледж» осуществляет деятельность в области подготовки специалистов широкого профиля для дошкольных образовательных учреждений со средним профессиональным педагогическим образованием повышенного уровня по следующим специальностям:



050709 «Преподавание в начальных классах» (открыта в 1985 году) на базе среднего (полного) общего образования и основного общего образования с дополнительной подготовкой в области воспитания детей дошкольного возраста. Наряду с традиционными формами и методами обучения на отделении применяются и нетрадиционные формы обучения, среди них: уроки-дискуссии, уроки-путешествия, уроки - музыкальные гостиные, уроки-выставки, уроки-викторины и другие.

050704 «Дошкольное образование» (открыта в 1987 году) на базе среднего (полного) общего образования; квалификации – воспитатель детей дошкольного возраста, руководитель физического воспитания, руководитель изобразительной деятельности, дополнительная подготовка в области экологического воспитания и в области информационных технологий в дошкольных учреждениях.

Традиционным на отделении стало проведение творческих отчётов по дополнительным квалификациям по итогам прохождения педагогической практики. Творческие отчёты проводятся в базовых ДОУ города Владимира. Такая форма работы позволяет проверить у студентов уровень сформированности знаний, умений и навыков, необходимых для работы специалистов в ДОУ.

Следует отметить активное использование разнообразных педагогических технологий и их элементов преподавателями отделения, позволяющих добиться максимального развивающего эффекта. Это: информационные технологии, представляющие собой совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных с целью получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса и явления (реализация технологии происходит посредством лекционно-семинарского метода, самостоятельного обучения); проективные технологии, которые способствуют развитию индивидуальных особенностей студентов, стимулируют потребности в самовыражении. В структуру образовательного процесса внедряются и технологии проблемного обучения, при этом педагоги руководствуются принципом целесообразности. На учебных занятиях студенты решают познавательные задачи, активно усваивая при этом теоретические знания.

050705 «Специальное дошкольное образование» (открыта в 1995 году) на базе среднего (полного) общего образования, квалификация – воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием.

Социально-экономические перемены, происходящие в обществе, затрагивают и сферу образования, высвечивают назревшие в ней противоречия и проблемы. Это касается и подготовки кадров для дошкольного образования. На сегодняшний день в ДОУ нужны специалисты, готовые к работе в альтернативных учреждениях. Для работы в таких ДОУ нужны педагоги, ориентированные на новую образовательную парадигму, способные иметь установки, направленные на развитие ребенка, готовые к проектированию собственных действий в зависимости от конкретных условий, умеющие анализировать свою деятельность и принимать адекватные решения, обладающие высокой общей и профессиональной культурой.

При этом мы исходим из того, что выпускник отделения «Специальное дошкольное образование» может работать воспитателем, как дошкольном учреждении компенсирующего вида, так и в массовом дошкольном образовательном учреждении. Ведь, как известно, коррекционная дошкольная педагогика рассматривается как часть дошкольной педагогики в целом. Цель работы преподавателей отделения – подготовка специалистов, способных качественно проводить коррекционно-направленную воспитательно-образовательную работу с детьми, имеющими нарушения в развитии, в образовательных учреждениях разных типов, в том числе – компенсирующего.

Подготовка специалистов в ОГОУ СПО «Владимирский педагогический колледж» осуществляется по профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования повышенного уровня, разработанным в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.

В связи с острой необходимостью профессиональной подготовки работающих воспитателей дошкольных образовательных учреждений области с 1991 года во Владимирском педагогическом колледже ведётся подготовка специалистов по заочной системе обучения по специальности «Дошкольное образование». В 2007 году произведён первый набор в бюджетные группы. По сравнению с прошлым годом приём на данное отделение увеличился в два раза. Студенты, занимающиеся по заочной системе, получают те же дополнительные квалификации, что и на дневном отделении. Уже сделан выпуск специалистов с дополнительными квалификациями руководитель физического воспитания, руководитель изобразительной деятельности, с дополнительной подготовкой в области информационных технологий.

В результате освоения основной образовательной программы по перечисленным специальностям выпускники Владимирского педагогического колледжа готовы к выполнению основных видов деятельности воспитателя ДОУ: воспитательно - образовательной, учебно - методической, социально – педагогической в соответствии с квалификационными характеристиками.


О.В. Натарова, преподаватель психолого-педагогического практикума Покровского педагогического колледжа
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА
Понятие компетентность педагога включает в себя знания, умения, способности к педагогической деятельности, личностные качества.

Выделяется четыре составляющих компетентности:



  1. Профессиональная компетентность.

  2. Коммуникативная компетентность.

  3. Информационная компетентность.

  4. Правовая компетентность.

Коммуникативная компетентность включает в себя:

  • эмоциональная устойчивость;

  • эффективное конструирование связей с другими людьми;

  • умение вырабатывать стратегию и тактику взаимодействия с другими людьми;

  • речевые умения, умение слушать.

В процессе обучения в педагогическом колледже у студентов идет комплексное развитие всех видов компетентностей педагога. Особую значимость имеет коммуникативная компетентность. Она поддаётся развитию, поэтому это одна из главных задач психолого-педагогического практикума.

Студенты заочного отделения «вовлечены» в профессиональную деятельность, они осознанно подходят к выявлению проблем в своей работе, проявляют особую заинтересованность к выполнению практических заданий.

Формы организации учебной деятельности по практикуму включают в себя аудиторные занятия (10 часов), самостоятельную работу студентов. Необходимо организовать эффективный контроль, оценив результаты самостоятельной деятельности студентов по предмету. С этой целью проводятся межсессионные занятия – собеседования в микрогруппах.

На занятиях по практикуму используются следующие приемы обучения: мини-лекция; дискуссия; беседа; разработка планов, конспектов; анализ ситуаций; элементы тренинга; игровые упражнения; психотехнические упражнения; самодиагностика; внешняя экспертиза.

Содержание каждой темы раскрывается на анализе разнообразного практического материала представленного в психолого-педагогической литературе и примерами из практической деятельности студентов, что особенно важно для студентов заочного отделения.

Конструктивное взаимодействие зависит от уровня развития эмоционального интеллекта педагога, адекватного выбора позиций и стиля в общении, учета возрастных и индивидуальных особенностей партнера.

Поскольку профессия педагога предусматривает большое количество контактов, а вместе с тем большую эмоциональную нагрузку, иногда воспитатель принимает излишне эмоциональную позицию.

Сейчас говорят о развитии эмоционального интеллекта. В это понятие входит: особенности восприятия эмоций; использование эмоций для улучшения мышления; понимание своих и чужих эмоций; управление своими эмоциями.

В работе над эмоциональной сферой студентам предлагаются психотехнические упражнения: «Яркие воспоминания детства»; «Я – эмоция».

Данные упражнения помогают студентам вспомнить свои детские переживания, учат уважительно относиться к чувствам детей; развивают адекватную самооценку своего эмоционального состояния и способность слышать мнение о себе со стороны коллег.

Наилучший способ помочь проблемным детям – это помочь их родителям. У воспитателей возникают трудности в построении конструктивного взаимодействия с родителями детей.

Студентам необходимо помочь осознать данные проблемы и научить решать их. С этой целью используются следующие психотехнические упражнения:



  • «Рисуем взаимоотношения»;

  • «Полюби своего противника».

Данные упражнения помогают принципиально изменить отношение к коллеге, ребёнку, родителю ребёнка, с которым сложились остро- напряжённые взаимоотношения.

Важным умением педагога является умение выбирать адекватные позиции, состояния в общении и формировать индивидуальный стиль общения. Стиль и позиции в общении неизбежно отражают общую и педагогическую культуру педагога. С этой целью используются следующие приемы: самодиагностика, внешняя экспертиза; анализ ситуаций; упражнение «Скажи по-другому»; инсценировка сказки.

Для реализации личностно-ориентированного подхода к детям студенты должны научиться учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей: владеть диагностическим методиками, грамотно интерпретировать результаты; разрабатывать планы, конспекты различных форм работы с дошкольниками; учитывать особенности взаимодействия с детьми и родителями; работать над самопознанием самого себя.

Таким образом, межсессионные занятия – собеседования в микрогруппах на заочном отделении ставят логическую точку в развитии коммуникативной компетентности студентов.

Система разноплановых заданий для самостоятельной работы позволяет студентам объективно оценить уровень развития своих коммуникативных умений, видеть перспективу в развитии коммуникативной компетентности, углубляет педагогическую рефлексию, способствует развитию личности студента.



Л.Н.Прохорова, А.А. Сидорова

Владимирский институт повышения квалификации работников образования
ИТОГИ КОНКУРСА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «ПЧЕЛКА»
Сложный период развития системы дошкольного образования обусловлен противоречием между высокими требованиями, предъявляемыми общественностью, родителями, школой к воспитанию и развитию дошкольников и трудностями объективного характера (дефицитарное финансирование, низкий престиж профессии воспитателя в обществе и др.), препятствующими достижению высокого качества дошкольного образования.

Тем не менее, развитие системы, инновационные преобразования происходят благодаря наличию у педагогов творческого потенциала, которое, однако, само по себе не является гарантией достижения высокого качества в профессиональной деятельности. Поэтому актуальной является организация управленческой и методической работы по созданию условий для творческой самореализации педагогов на всех уровнях. Под самореализацией понимается такое проявление способностей в реальной, профессиональной деятельности, которое в достаточной степени (хотя бы, по мнению самого человека) отражает и уровень его возможностей, и особенности его личности.

Как справедливо заметил К. Роджерс, стремление челове­ка реализовать себя, проявить свои возможности является главным побудительным мо­тивом творчества. Под этим стремлением он имел в виду направляющее начало, проявляю­щееся во всех сферах органической и человеческой жизни, — стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденцию к выражению и проявлению всех способ­ностей организма и Я. Это стремление может быть глубоко скрыто... однако оно есть в каждом индивиде и ожидает толь­ко подходящих условий для освобождения и проявления.

Одним из условий творческой самореализации по А. Маслоу является "вызов" (стимуляция), в качестве дополнительной предпосылки, исходящей из внешнего окружения. Таким «вызовом» для педагогов могут быть профессиональные конкурсы.

К сожалению, педагогические работники дошкольных учреждений редко становятся участниками районных, городских и областных конкурсов «Учитель года». Поэтому с целью создания условий для творческой самореализации педагогов дошкольных учреждений области коллективом кафедры было принято решение о ежегодном проведении конкурсов инновационных проектов и методических разработок. Исходя из смысла, целевых установок конкурс имеет название — «Пчелка»: педагоги дошкольных учреждений как пчелки-труженицы, собирают крупицы педагогического опыта, систематизируют их и представляют на конкурс.

При организации конкурсов ставятся широкие задачи, направленные на поиск и поддержку творческих педагогов-исследователей, содействие внедрению их разработок, включение педагогических работников ДОУ в деятельность по разработке нового содержания и новых методических разработок. Конкурсы способствуют созданию инновационного пространства области, распространению лучшего педагогического опыта. Участие в конкурсе позволяет педаго­гическим работникам и коллективам самостоятельно проанализировать качество своей деятельности и заявить о своей работе в мас­штабе области.

Проведение экспертизы конкурсных работ дает возможность выявлять проблемы в практической деятельности и в дальнейшем планировать систему методической работы с кадрами по повышению квалификации и совершенствованию педагогического процесса.

Оценка конкурсных материалов проходит в несколько этапов: вначале их оценивает общественное жюри, затем работают экспертные группы, в состав которых входят практические работники, и, наконец, главное жюри выносит решение о награждении лучших работ дипломами и почетными грамотами. Такая процедура оценивания конкурсных материалов содействует привлечению к конкурсу большого количества педагогов, что позволяет расширить пространство для творческой самореализации дошкольных работников.

С целью включения педагогов в деятельность по решению заявленных в конкурсе проблем для педагогических работников организуются семинары, консультации, практические просмотры, посещения базовых дошкольных учреждений.

Тематика конкурсов определяется с учетом актуальности и недостаточной разработанностью как в науке, так и на практике проблем дошкольного образования, например «Методическое обеспечение процесса развития познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования в различных видах жизнедеятельности», «Реализация регионального компонента в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников», «Современные подходы к организации взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников», «Современные подходы к управлению качеством игровой деятельности», «Качество дошкольного образования».

Конкурс - это особая атмосфера профессионального творчества воспитателей, всего педагогического коллектива. В актовом зале ВИПКРО ежегодно встречаются участники конкурсного движения. Интересно и содержательно проводится торжественная церемония награждения лауреатов и победителей. Как правило, это двухдневные семинары по проблематике конкурса. В первый день участникам конкурса предлагается обзорная лекция теоретического характера, затем дается анализ конкурсных материалов, выступления членов жюри, выставка конкурсных работ, просмотр видеоматериалов. Во второй половине дня организуется день открытых дверей в одном из базовых дошкольных учреждений, имеющем положительный опыт по данной проблеме. Практическим показом начинается и второй день семинара, в заключение которого проводится награждение лауреатов и победителей дипломами, почетными грамотами, благодарственными письмами и вручением символа конкурса – сувенира пчелки. Педагогами поддерживается замечательная традиция: победителю конкурса вручается переходящая фарфоровая пчелка-копилка, которая затем передается следующему победителю с презентацией творческих идей, накопленных в коллективе за год. Процессу творческой самореализации в немалой степени может способствовать также проведение торжественной церемонии награждения дипломантов и лауреатов конкурса, где им предоставляется возможность выступить с презентацией проекта, или продемонстрировать педагогические достижения на практике. В конце встречи - старт нового конкурса.

Лучшие инновационные проекты помещаются в методическую базу кафедры, используются в процессе курсовой подготовки, в работе методических объединений, предлагаются педагогам для самообразования (тетрадь регистрации).

В конкурсном движении за 6 лет приняли участие 196 педагогических коллективов ДОУ области (поступило около 600 работ).

Территории области ежегодно активно участвуют в конкурсе: г. Владимир – 93 работы, г. Радужный – 65 работ, Вязниковский район – 46 работ, г. Ковров – 38 работ, Юрьев-Польский район – 37 работ, Собинский район – 40 работ.



Самые активные педагогические коллективы ДОУ:

  • г. Радужный - №5, №3;

  • г. Владимир - №8, №15, №89, №20;

  • г. Гусь-Хрустальный - №37, №40;

  • г. Ковров - №29, №51, №47;

  • о. Вязники - №24;

  • Юрьев-Польский район - №9.

За 6 лет лауреатами конкурса стали как отдельные педагоги, так и педагогические коллективы, среди которых 6 победителей:

  • 1-ый конкурс - 2004 г. Балакшина Татьяна Александровна - воспитатель МДОУ ЦРР д/с № 15 «Подсолнушек» г. Владимир;

  • 2-ой конкурс - 2005г. Глаба Светлана Ивановна - старший воспитатель МДОУ ЦРР д/с № 66 «Дельфиненок» г. Владимир;

  • 3-ий конкурс - 2006 г. Моделкина Раиса Николаевна, заведующая МДОУ № 89 «Ромашка»г.Владимир и Терентьева Ольга Витальевна, воспитатель МДОУ ЦРР – д/с № 5 ЗАТО г. Радужный;

  • 4 -ый конкурс - 2007г. Шишканова Елена Викторовна - старший воспитатель МДОУ ЦРР – д/с № 110 «Лесная сказка» г.Владимир.

  • 5 -ый конкурс 2008 г. Творческая группа «Вдохновение» МДОУ ЦРР д/с №114 г. Владимир (Кокина Фаина Алексеевна - старший воспитатель, Перепёлкина Нина Витальевна - педагог-психолог, Мошкова Лариса Николаевна - музыкальный руководитель);

  • 6 -ой конкурс 2009г. Творческая группа МДОУ ЦРР д/с №29 г. Ковров (Соловьева Людмила Анатольевна - заведующая, Белова Ирина Николаевна - зам.зав.по BMP, Рачкова Светлана Владимировна - зам.зав.по BMP).

  • 7-ой конкурс 2010г. творческий коллектив МДОУ ЦРР – д/с № 5 ЗАТО г. Радужный Бургарт Нина Федоровна- заведующая, Санжаревская Ольга Александровна, заместитель заведующей по воспитательной работе, Токарева Надежда Ивановна, заместитель заведующей по воспитательной работе, Сальникова Анна Геннадьевна, социальный педагог, Семёнова Елена Владимировна, педагог – психолог, Девятова Ольга Евгеньевна, педагог - психолог

В 2010 году с целью обобщения педагогической деятельности по управлению качеством дошкольного образования кафедра дошкольного и начального образования Владимирского института повышения квалификации работников образования проводит конкурс методических проектов и практических разработок по управлению и оценке различных аспектов качества дошкольного образования. В рамках конкурса рассматривается реальная работа дошкольных образовательных учреждений, направленная на совершенствование качества дошкольного образования. На конкурс поступило 143 работы. В конкурсе приняли участие 295 педагогов области (руководители и методисты по дошкольному воспитанию информационных методических центров, заведующие, старшие воспитатели, воспитатели, педагоги-психологи, музыкальные руководители, инструктора по физической культуре). По итогам конкурса наибо­лее интересные проекты и разработки бу­дут опубликованы в сборнике и в научно-методическом журнале «Наша школа», авторы смогут принять участие в региональной научно-практической конференции «Качество дошкольного образования: состояние, проблемы и перспективы»- 12 мая 2010 г.

Практика свидетельствует о том, что конкурсы являются мощными мотиваторами повышения профессиональной компетентности педагогов, стимулами для самообразовательной работы, возможностями творческой самореализации.



Каталог: edu
edu -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
edu -> Дистанционное обучение
edu -> Рабочая программа для старшеклассниц 11 класса по «Основам медицинских знаний и здорового образа жизни»
edu -> Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов специальной медицинской группы по освоению теоретического раздела дисциплины «Физическая культура»
edu -> Рабочая программа дисциплины Диагностика и коррекция межличностных отношений младших школьников Направление подготовки
edu -> Справочник Аннотация
edu -> Рабочая программа дисциплины Основы социальной медицины Направление подготовки 040400 «Социальная работа»
edu -> Сборник заданий для самостоятельной подготовки к сертификационному экзамену по циклу «Современные аспекты работы фармацевтов»
edu -> Ковылина Виктория юп 2014 Пограничные психические расстройства при соматических заболеваниях
edu -> Программа дисциплины для направления 080200. 62 Менеджмент профиль «Государственное и муниципальное управление»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница