Программа дисциплины «лечебная физическая культура и массаж»



Скачать 135.04 Kb.
страница1/2
Дата22.04.2016
Размер135.04 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2

ФГОС ВО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



герб%20чгпу%20чб

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И МАССАЖ»

Отделение заочного обучения


Направление: 49.03.01. Физическая культура.

Уровень образования: Бакалавриат.

Профильная направленность: Физическое образование.

Челябинск 2015

Лист согласования



Разработчики:



























Старший преподаватель кафедры ТОФК










Н.А.Захарова

(занимаемая должность)




(подпись)




(инициалы, фамилия)














































Программа одобрена на заседании кафедры

«




»




20__

Протокол





















Заведующий кафедрой










Ю.Г.Камскова







(подпись)




(инициалы, фамилия)































Одобрено представителем работодателя










(подпись)




(инициалы, фамилия, должность, место работы)

Руководитель ОПОП










С.А.Осинцев







(подпись)




(инициалы, фамилия)

Декан факультета









В.Г.Макаренко









(подпись)




(инициалы, фамилия)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра спортивных дисциплин и безопасности жизнедеятельности

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

«___» _______ 2015 г.

Протокол № __

Зав. кафедрой _______.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И МАССАЖ»

Отделение заочного обучения



Направление: 49.03.01. Физическая культура.

Уровень образования: Бакалавриат.

Профильная направленность: Физическое образование.

Челябинск 2015

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка 5

1.1. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы 5

1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки 5

1.3. Цели дисциплины 5

2. Содержание дисциплины 7

3. Содержание самостоятельной работы по дисциплине 11

4. Учебно-методическое и информационное

обеспечение дисциплины 12

5. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине 13

5.1. Оценочные средства контроля формируемых компетенций 13

5.2. Типовые контрольные задания для текущего и итогового контроля 15

5.3. Шкалы оценивания знаний, умений и способов владения ими на разных уровнях их освоения 16

5.4. Требования к отбору заданий для промежуточной аттестации 16

5.5. Способы проверки и оценки знаний промежуточной аттестации и сформированности компетенций 17

5.6. Порядок проведения промежуточной аттестации 17

5.7. Примерные критерии оценивания знаний студента

на экзамене (зачете) 19

6. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины 21

7. Описание материально-технической базы 21

8. Иные сведения и (или) материалы 22

Лист изменений 28


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа дисциплины является составной частью образовательной программы и представляет собой совокупность учебно-методической документации, которая разработана на основе рабочего учебного плана с учетом целей и задач основной образовательной программы.


    1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина Б1.В.ОД.8 «Лечебная физическая культура и массаж» относится к обязательным дисциплинам вариативной части блока Б1.

Дисциплина проводится на 4 курсе (зимняя сессия) в объёме 104 часа: лекционные занятия - 2 часа, лабораторные занятия - 8 часов, практические занятия - 4 часа, самостоятельная работа – 90 часов, 4 часа - контроль. Трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётных единицы. На 4 курсе (зимняя сессия) студенты сдают зачет.

Содержание дисциплины представляет интегрированный характер и направлено на актуализацию знаний, умений и навыков, приобретаемые студентами при изучении дисциплин профессионального цикла. Изучение дисциплины «Лечебная физическая культура и массаж» является необходимой основой для формирования специальных компетенций бакалавра физической культуры.




    1. НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ

Для освоения дисциплины «Лечебная физическая культура и массаж» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин ФПД и КПВ № 16. Для системного восприятия материала актуализируются знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе и других дисциплинах образовательной программы бакалавриата. Для системного восприятия материала актуализируются знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин «Теория и методика физического воспитания и спорта», «Возрастная анатомия», «Возрастная физиология», «Биомеханика», «История физической культуры», теории и методики отдельных видов спорта и др.


    1. ЦЕЛИ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Лечебная физическая культура и массаж» в сочетании с другими дисциплинами предметного цикла направлена на решение следующих задач:

1. Формирование у студентов целостного представления об основах лечебной физической культуры и массажа;

2. Использование методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья;

3. Обучить студентов коррекции нарушений в физическом развитии и состоянии здоровья школьников специальной медицинской группы и отнесенных к подготовительной и основной группам, но имеющих отдельные дефекты здоровья.

Таблица 1

Планируемые результаты обучения


п/п


Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать

уметь

владеть

1.


ПК 5

Способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессио-нального самоопределе-ния обучающихся.




З.1.Методику оздоровительных физкультурно-спортивных занятий с различными группами населения.

З.2.Особенности методической деятельности при массаже и ЛФК.




У.1.Формулиро-вать конкретные задачи ЛФК в физическом воспитании различных групп населения.

У.2.Проводить экспресс-диагностику функционального состояния организма и места локализации патологического очага или травмы.



В.1.Методами и организацией комплексного физиологического и психолого-педагогического контроля состояния организма при нагрузках ЛФК.


2.


ПК 12

Способен использовать в процессе спортивной подготовки средства и методы профилактики травматизма и заболеваний, организовы-вать восстано-вительные мероприятия с учетом возраста и пола обучающихся, применять методики спортивного массажа.



З.3.Анатомо-физиологические особенности реакций организма детей, подростков и взрослых при проведении ЛФК и массажа.


У.3.Формулиро-вать показания и противопоказания при назначении ЛФК при определенной патологии у конкретного человека.

У.4.Составлять комплекс ЛФК и рекомендации по проведению массажа с учетом возраста, пола, прошлого двигательного опыта и места локализации патологического очага или травмы.



В.2.Методами организации научно-исследовательской работы по ЛФК.


3.



СК-3.

Готов к реализации физкультурно-рекреацион-ных, оздорови-тельно-реабилитаци-онных, спортивных, профессио-нально-прикладных и гигиенических задач.



З.4.Классификацию видов массажа и характеристику основных видов массажа.

З.5.Анатомо-физиологические и гигиенические основы массажа.




У.5.Применять практические приемы проведения ЛФК и массажа (на базе клинической больницы).


В.3.Навыками выполнения общего и частного массажа, классическими приемами.



4.


СК-4.

Способен оценивать физическое и функциональ-ное состояние обучающихся с целью разработки и внедрения индивидуаль-ных программ оздоровления и развития, обеспечиваю-щих полноценную реализацию их двигательных способностей.



З.6.Показания и противопоказания к выполнению массажа.

З.7.Основные приемы классического массажа, порядок их выполнения, технику и методику выполнения приемов.





У.6.Выполнять приемы поглаживания, выжимания, разминания, растирания, вибрации, активных и пассивных движений, а также сотрясающих и ударных приемов.


В.4.Навыками диагностики патологических и неотложных состояний спортсмена.

В.5.Методикой спортивного массажа.





2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 2



Разделы дисциплины, виды учебной деятельности




п/п


Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Количество часов


Всего


Аудиторная работа



Самостоя-тельная работа


Лекции

Лаборатор-ные занятия

Практиче-

ские занятия


1.

Раздел 1.

Общие основы лечебной физической культуры и массажа.




36



2



2




2



30




2.

Раздел 2.

Лечебная физкультура и массаж при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, нервной системы.




34





2


2


30



3.

Раздел 3.

Лечебная физкультура и массаж при ожирении, заболеваниях суставов и нарушениях осанки у детей и подростков.




34





4





30




ВСЕГО

104

2

8

4

90




Контроль

4
















Итого

108












Таблица 3



Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)


Раздел 1. Общие основы лечебной физической культуры и массажа.

Требования к результатам освоения раздела:

код контролируемой компетенции СК 3 (З-4; У-5).



Содержание раздела

1.Значение ЛФК и массажа как лечебных методов.

2.Лечебная физкультура и массаж в детских лечебно-профилактических учреждений.

3.Значение ЛФК и массажа в комплексном лечении заболеваний и травм.



План лекций

План

лабораторных занятий

План

практических занятий

Тема:

«Приемы и техника массажа. Организация ЛФК и массажа в лечебно – профилактических учреждениях» - 2 часа.

1.Роль врача, методиста ЛФК и массажиста в оздоровлении детей.

2.Помещение, инвентарь кабинета лечебной физкультуры, массажного кабинета, гигиенические требования к ним.

3.Гимнастические упражнения, спортивно – прикладные упражнения, подвижные игры, упражнения на воде, упражнения на тренажерах, трудотерапия, естественные факторы природы.


Тема:

«Классификация физических упражнений в лечебной физкультуре» - 2 часа.

1.Дозировка и критерии величины нагрузки (интенсивность, объем) в лечебной физкультуре: исходное положение, темп выполнения, амплитуда, величина отягощений.

2.Упражнения с предметами, величина сопротивления на тренажерах.

3.Количество повторений, серий, продолжительность пауз отдыха, продолжительность процедуры, длительность и сложность маршрута, пешеходные прогулки, терренкура, количество шагов в минуту.


Тема:

«Знакомство с организацией работы кабинетов лечебной физкультуры и массажа» - 2 часа.

1.Освоение различных видов упражнений ЛФК, методов дозировки, контроля за переносимостью нагрузок, определение толерантности к нагрузке.

2.Ознакомление с приемами массажа.

2.Массаж отдельных частей тела инструментальным, точечным массажером и другими приемам массажа.


Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

1.Место, значение и задачи ЛФК в системе физического воспитания

2. Средства и формы ЛФК.



1.Классификация физических упражнений в ЛФК.

2.Способы дозировки упражнений в ЛФК.



Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

З.4.Классификацию видов массажа и характеристику основных видов массажа.

У.5.Применять практические приемы проведения ЛФК и массажа (на базе клинической больницы).



Собеседование.

Выполнение приемов ЛФК.






Раздел 2. Лечебная физкультура и массаж при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, нервной системы.

Требования к результатам освоения раздела:

код контролируемой компетенции СК 3 (З-5; В-3).



Содержание раздела

1.Сформировать понятие о механизмах лечебного действия физических упражнений при травмах: общее и местное влияние.

2.Изучить механизмы лечебного действия физических упражнений и массажа при ишемической болезни.

3.Изучить характеристику заболеваний органов дыхания: бронхиты, пневмонии, бронхиальной астмы.



План

лабораторных занятий

План

практических занятий

Тема:

«Понятие о травматологии, организация травматологической помощи в России» - 2 часа.

1.Травматологический шок, причины, степени, краткая характеристика и принципы лечения.

2.Травматологический токсикоз, причины, характеристика.



Тема:

«ЛФК при заболеваниях сердечно - сосудистой системы» - 2 часа.

1.Роль сердечно - сосудистой патологии в заболеваемости, инвалидности и смертности населения. Краткая характеристика основных заболеваний сердца и сосудов.

2.Механизмы лечебного действия физических упражнений и массажа при основных заболеваниях сердца.

3.Ревматическая болезнь сердца, периода обострений и ремиссии. Ревматические пороки сердца.

4.Лечебная физкультура и физическое воспитание школьников, болеющих ревматизмом, с учетом активности процесса, наличие порока сердца и степени компенсации.

5.Ознакомление и начальное освоение процедур ЛФК и массажа в кардиологических отделениях стационара и поликлиники.


Тема:

«Особенности клиники в зависимости от вида порока» - 2 часа.

1.Выбор формы занятия.

2.Оценка исходных состояний.

3.Демонстрация занятия и контроль его переносимости ("кривая пульса").

4.Разбор историй болезней и решение вопроса о возможности физического воспитания в условиях школы.


Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Влияния массажа на организм.

Гигиенические основы массажа

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

З.5.Анатомо-физиологические и гигиенические основы массажа.

В.3.Навыками выполнения общего и частного массажа, классическими приемами.



Отработка выполнения приемов.

Практическое выполнение приемов.





Раздел 3. Лечебная физкультура и массаж при ожирении, заболеваниях суставов и нарушениях осанки у детей и подростков.

Требования к результатам освоения раздела:

код контролируемой компетенции СК 4 (З-6,7; У-6; В-4,5).



Содержание раздела

1.Изучить упражнения для повышения обмена энерготрат периферического кровообращения, для воздействия на жировое депо.

2.Изучить методики разгрузки позвоночника,

3.Методики коррекции позвоночника: активные и пассивные; занятия корригирующей гимнастикой: исходные положения, степень мышечного усилия, амплитуда движений, режим работы мышц; (статический, динамический); вытягивающие, специальные, дыхательные упражнения, снаряды для отягощений.



План

лабораторных занятий

Тема:

«Лечебная физкультура и массаж при ожирении и заболеваниях суставов» - 2 часа.

1.Изучить ожирение у детей школьного возраста.

2.Изучить упражнения для повышения обмена энерготрат периферического кровообращения, для воздействия на жировое депо.

Тема:

«Лечебная физкультура и массаж при нарушениях осанки у детей и подростков» - 2 часа.

1.Методики разгрузки позвоночника.

2.Методики коррекции позвоночника: активные и пассивные.

3.Занятия корригирующей гимнастикой: исходные положения, степень мышечного усилия, амплитуда движений, режим работы мышц (статический, динамический). 4.Вытягивающие, специальные, дыхательные упражнения, снаряды для отягощений.


Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Особенности проведения массажа у юных спортсменов, женщин и лиц пожилого возраста.

Аппаратный массаж

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

З.6.Показания и противопоказания к выполнению массажа.

З.7.Основные приемы классического массажа, порядок их выполнения, технику и методику выполнения приемов.

У.6.Выполнять приемы поглаживания, выжимания, разминания, растирания, вибрации, активных и пассивных движений, а также сотрясающих и ударных приемов.

В.4.Навыками диагностики патологических и неотложных состояний спортсмена.

В.5.Методикой спортивного массажа.


Собеседование.

Реферат.


Отработка приемов.

Зачет.


3. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Таблица 4



Самостоятельная работа по дисциплине


Раздел

Тема для самостоятельного изучения

Задание для самостоятель-ного выполнения студентом

Кол-во часов

Методиче-ское обеспечение

Форма отчетности

Раздел 1.

Общие основы лечебной физической культуры и массажа.



Введение. Общие основы лечебной ФК и массажа.

Лечебная ФК и массаж при травмах.



Помещение, инвентарь кабинета лечебной физкультуры, массажного кабинета, гигиенические требования к ним.


30

основная лит-ра-

1-5;


допол.-

6-20.


Интернет-источники.

Устный опрос по темам.

Раздел 2.

Лечебная физкультура и массаж при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, нервной системы.



Лечебная ФК и массаж при заболевании сердечно - сосудистой системы.

Изучить механизмы лечебного действия физических упражнений и массажа при ишемической болезни.

30


основная лит-ра-

1-5;


допол.-

6-20.


Интернет-источники.


Практиче-ское выполнение приемов.

Раздел 3.

Лечебная физкультура и массаж при ожирении, заболеваниях суставов и нарушениях осанки у детей и подростков.



Виды спортивного массажа: тренировочный, предварительный, восстановительный

Методика физического воспитания учащихся, имеющих остаточное явление травм, на уроках физической культуры.

30

основная лит-ра-

1-5;


допол.-

6-20.


Интернет-источники.


Реферат


4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература

  1. Аверьянова Н.И. Основы физиотерапии [Текст]:учеб. пособие для вузов/Н.И. Аверьянова, И.А. Шипулина.- Изд. 2-е, доп. и перераб.-Ростов н/Д.:Феникс,2010

  2. Бирюков А.А. Лечебный массаж:учеб.для вузов/А.А. Бирюков.- М. : Академия, 2008

  3. Вайнер Э.Н. Лечебная физическая культура:учеб. для вузов/Э.Н.Вайнер.-М.:Флинта: Наука,2009

  4. Дубровский В.И. Массаж:учеб.пособие для вузов/В. И.Дубровский.-3-е изд., доп.-М.:Владос,2004

  5. Попова Н.М. Гимнастика и массаж ребенка первого года жизни:учеб.пособие для вузов/Н.М.Попова,Е.В. Харламов, С. А. Камышанова.- 2- е изд.-Ростов н/Д.: Феникс,2006.

Дополнительная литература

  1. Бирюков А.А. Спортивный массаж:учеб.пособие для вузов/ А. А. Бирюков.-2-е изд., стер.-М.:Академия, 2008

  2. Бирюков А.А. Спортивный массаж:учебник для студ. высш.учеб.заведений/А.А. Бирюков.-2-е изд. стер.-М.: «Академия», 2008.-576 с.

  3. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура: учебник для вузов по пед.спец.-М.:Владос,1999.-608 с.:ил.

  4. Дубровский В.И., Дубровская Н.М. Практическое пособие по массажу. - М.: Шаг, 1993.

  5. Дубровский В.И. Гигиенический массаж и русская баня. - М.: Шаг, 1993.

  6. Дубровский В.И. Спортивный массаж. - М.: Шаг, 1994.

  7. Дубровский В.И. Лечебный массаж. - М.: Медицина, 1995.

  8. Дубровский В.И. Целебное касание. - М.: Знание, 1992.

  9. Дубровский В.И. Лечебный массаж: учеб.для вузов.-М.: Гэотар-Мед., (разн.изд.), 2004. – 512 с.: ил.

  10. Дубровский В.И. Лечебный массаж: Учеб. для студ. сред. и высш. учеб. заведений. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 464 с.: ил.

  11. Лечебная физическая культура: учеб.для вузов/С.Н.Попов,Н.М.Валеев,Т.С.Гарасева и др.-М.: Академия , 2004.-413 с.

  12. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому. – М., 2001.

  13. Николаева Л.Ф., Аронова Д.М. ЛФК при инфаркте миокарда и хронической ишемической болезни сердца //Лечебная физическая культура/ Под ред. В.А.Епифанова. – 2-е изд. - 2002.

  14. Селуянова В.Н. Технология оздоровительной физической культуры. – М, 2001.

  15. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физ. культуры / Под общ. ред. проф. С.Н. Попова.–Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. – 608 с.

Интернет-источники

  1. http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»

  2. http://dic.academic.ru – словари и энциклопедии

  3. http://www.poiskknig.ru – возможность поиска электронных книг

  4. http://studentam.net/ - электронная библиотека учебников

  5. http://window.edu.ru/ - единое окно образовательных ресурсов.


5. Фонд оценочных средств для проведения ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И промежуточной аттестации

обучающихся по дисциплине

Таблица 5



    1. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ




Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции

Оценочные средства контроля формирования компетенций

ПК 5

Способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся.



Знать:

З.1.Методику оздоровительных физкультурно-спортивных занятий с различными группами населения.

З.2.Особенности методической деятельности при массаже и ЛФК.

Уметь:

У.1.Формулировать конкретные задачи ЛФК в физическом воспитании различных групп населения.

У.2.Проводить экспресс-диагностику функционального состояния организма и места локализации патологического очага или травмы.

Владеть:

В.1.Методами и организацией комплексного физиологического и психолого-педагогического контроля состояния организма при нагрузках ЛФК.



Собеседование

Реферат.


Практическое задание по работе с электронным библиографическим каталогом.

Контрольная работа.

Выполнение заданий по самостоятельной работе.

Анализ соревновательной деятельности.

Выступление с докладом.


ПК 12

Способен использовать в процессе спортивной подготовки средства и методы профилактики травматизма и заболеваний, организовывать восстановительные мероприятия с учетом возраста и пола обучающихся, применять методики спортивного массажа.



Знать:

З.3.Анатомо-физиологические особенности реакций организма детей, подростков и взрослых при проведении ЛФК и массажа.



Уметь:

У.3.Формулировать показания и противопоказания при назначении ЛФК при определенной патологии у конкретного человека.

У.4.Составлять комплекс ЛФК и рекомендации по проведению массажа с учетом возраста, пола, прошлого двигательного опыта и места локализации патологического очага или травмы.

Владеть:

В.2.Методами организации научно-исследовательской работы по ЛФК.



Собеседование.

Реферат.


Контрольная работа.

Выполнение заданий по самостоятельной работе.

Выступление с докладом.


СК-3.

Готов к реализации физкультурно-рекреационных, оздоровительно-реабилитационных, спортивных, профессионально-прикладных и гигиенических задач



Знать:

З.4.Классификацию видов массажа и характеристику основных видов массажа.

З.5.Анатомо-физиологические и гигиенические основы массажа.

Уметь:

У.5.Применять практические приемы проведения ЛФК и массажа (на базе клинической больницы).



Владеть:

В.3.Навыками выполнения общего и частного массажа, классическими приемами.



Собеседование.

Контрольная работа.

Выполнение заданий по самостоятельной работе.

Выступление с докладом.




СК-4

Способен оценивать физическое и функциональное состояние обучающихся с целью разработки и внедрения индивидуальных программ оздоровления и развития, обеспечивающих полноценную реализацию их двигательных способностей.



Знать:

З.6.Показания и противопоказания к выполнению массажа.

З.7.Основные приемы классического массажа, порядок их выполнения, технику и методику выполнения приемов.

Уметь:

У.6.Выполнять приемы поглаживания, выжимания, разминания, растирания, вибрации, активных и пассивных движений, а также сотрясающих и ударных приемов.



Владеть:

В.4.Навыками диагностики патологических и неотложных состояний спортсмена.

В.5.Методикой спортивного массажа.


Собеседование.

Реферат.


Контрольная работа.

Выполнение заданий по самостоятельной работе.

Выступление с докладом.

Зачет.




5.2. ТИПОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО

И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Контрольные вопросы и задания по разделу 1

  1. Точечный массаж способ воздействия: пальцем, специальным массажером, прижиганием, электротоком и др.; приемы пальцевого массажа: вибрация, вращение, давление. Методика пальцевого массажа.

  2. Сегментарный массаж.

  3. Гигиенический массаж.

  4. Общие основы лечебной физкультуры и массажа.

  5. Принципы ЛФК (сознательной активности и т.д.)

  6. Гигиенические основы массажа.

  7. Организация кабинета ЛФК в лечебно-профилактических учреждениях.

  8. Приемы классического массажа.


Контрольные вопросы и задания по разделу 2

  1. Методика лечебной физкультуры и массажа при повреждениях мягких тканей, ожогах, отморожениях, ампутациях конечностей.

  2. Методика физического воспитания учащихся, имеющих остаточное явление травм, на уроках физической культуры.

  3. Анатомно – физиологические основы массажа.

  4. ЛФК при остеохондрозе.

  5. Спортивные массаж.

  6. Классификация физических упражнений в лечебной физкультуре.

  7. Механизмы лечебного действия физических упражнений и массажа при заболеваниях органов дыхания и общие принципы методики лечебной физкультуры и массажа.

  8. Физическое воспитание школьников с хронической бронхопневмонией и бронхиальной астмой.

Контрольные вопросы и задания по разделу 3

  1. Лечебная физкультура и физическое воспитание школьников, болеющих ревматизмом, с учетом активности процесса, наличие порока сердца и степени компенсации.

  2. Врожденные пороки сердца.

  3. Общая клиническая характеристика; хирургическое лечение; лечебная физкультура до и после оперативного лечения.

  4. ЛФК при заболеваниях сердечно – сосудистой системы.

  5. Массаж при гипертонической болезни.

  6. ЛФК при инфаркте миокарде.

  7. Показания и противопоказания к массажу.

  8. ЛФК при гипертонической болезни.

  9. Гигиенические основы массажа детей раннего возраста.

  10. ЛФК при заболеваниях органов дыхания.

  11. Методика массажа при острых и хронических бронхитах.


5.3. ШКАЛЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И СПОСОБОВ ВЛАДЕНИЯ ИМИ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ИХ ОСВОЕНИЯ

Для оценивания сформированности компетенции используется интервальная шкала. Интервальная шкала как более значимая включает остальные (порядковую, наименования, отношений) и позволяет определить значение «весовых коэффициентов» успешности усвоения знаний, умений и способов владения ими. Эту шкалу можно использовать для оценивания качества выполнения разноуровневых заданий контрольной работы. В контрольную работу можно включить пять заданий I,II,III,IV,V уровней; четыре задания I,II,III,IV уровней и три задания I,II,III уровней. В соответствии с выбором инструментария (содержания и количества контрольных заданий) изменится интервальная шкала расчета весовых коэффициентов качества усвоения ЗУВ.



Контрольные вопросы

Таблица 6



Уровень конкретизированной цели

Шкалы оценивания

Порядка

Наименования

Отношения

Интервалов

Знать

I

II

III

распознание

запоминание

понимание


I:II:III:IV:V

1 : 3 : 5 : 7 : 9

I:II:III:IV:V

1 : 3 : 5 : 7 : 9

4:12:20: 28:36


Уметь

IV

применение

Владеть

V

владение


5.4. ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

1. Первая группа заданий (теоретического содержания) на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания.

2. Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний.

3. Третья группа заданий на умение применять знания в нестандартной ситуации.



5.5. СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ЗАДАНИЙ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ

АТТЕСТАЦИИ И СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ

1. Определение коэффициента успешности (КУI, КУII, КУIII) выполнения заданий на основе метода поэлементного и пооперационного анализа

Кy=n/m;

Кy – коэффициент успешности; n – количество выполненных операции (заданий) студентом;



m – общее количество операций (заданий), которые должен выполнить студент.
2. Определение коэффициента сформированности компетенции (ККОМ) по результатам выполнения разноуровневых заданий (промежуточная аттестация)

Успешность выполнения разноуровневых заданий с учетом весовых коэффициентов позволяет рассчитать коэффициент сформированности компетенции

ККОМ=0,04*КУI+ 0,12*КУII + 0,20*КУIII + 0,28*КУIV + 0,36*КУV

Если в промежуточный контроль включено четыре разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,16*КУI+ 0,20*КУII + 0,28*КУIII + 0,36*КУIV

Если в промежуточный контроль включено три разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,36*КУI+ 0.28*КУII + 0.36*КУIII

Используя шкалу В.П. Беспалько, можно сделать вывод, что студент у которого коэффициент сформированности компетенций составляет 0,7-0,5 готов и способен осуществлять её в своей профессиональной деятельности в частности на педагогической практике.


5.6. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Первый этап – зачет.

ФОС1. СК3 (4 курс, зимняя сессия).
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Общая характеристика средств ЛФК.

2. Формы проведения занятий ЛФК.

3. Способы дозировки физических упражнений в ЛФК.

4. Классификация физических упражнений в ЛФК.

5. История развития лечебной физической культуры в России.

6. Организация службы ЛФК в лечебно-профилактических учреждениях.

7. Учение о моторно-висцеральных рефлексах, его значение в ЛФК.

8. Методы оценки эффективности средств ЛФК.

9. Периоды применения лечебных физических упражнений.

10. Показания и противопоказания к назначению ЛФК.

11. Механизмы лечебного действия физических упражнений.

12. Клиническая характеристика, лечение и профилактика заболеваний вен.

13. Основные механизмы лечебного действия физических упражнений при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

14. Цель и методика лечебной гимнастики при инфаркте миокарда при различных

двигательных режимах.

15. Цель и методика ЛФК при гипертонической болезни.

16. Цель и методика ЛФК при гипотонической болезни.

17. Классификация дыхательных упражнений (дыхательная гимнастика по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой).

18. Основные механизмы лечебного действия физических упражнений при забо-

леваниях органов дыхания.

19. Цель и методика ЛФК при пневмонии.

20.Цель и методика ЛФК при бронхиальной астме. Физическое воспитание детей с бронхиальной астмой.

21. Цель и методика ЛФК при эмфиземе легких.

22.Цель и методика ЛФК при нагноительных заболеваниях легких (абсцессы, бронхоэктазы и др.).

23. Основные механизмы лечебного действия физических упражнений при нарушениях осанки.

24. Цель и методика ЛФК при дефектах осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника.

25. Цель и методика ЛФК при дефектах осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника.

26. Цель и методика ЛФК при плоскостопии.

27. Сколиоз. Цель и методика ЛФК.

28. Характеристика деформаций позвоночника в сагиттальной и фронтальной плоскостях.

29. Признаки сколиоза. Классификация сколиозов.

30. Структура и содержание занятия по корригирующей гимнастике.

31. Особенности обучения, воспитания и лечения детей с деформациями позвоночника в специализированных школах-интернатах.

32. Основные механизмы лечебного действия физических упражнений при заболеваниях суставов.

33. Цель и методика ЛФК при артритах и артрозах.

34. Основные механизмы лечебного действия физических упражнений при заболеваниях нервной системы.

35. Цель и методика ЛФК при остеохондрозе позвоночника.

36. Основные механизмы лечебного действия физических упражнений при нарушениях обмена веществ.

37. Лечебная физическая культура при нарушениях обмена веществ.

38. Основные механизмы лечебного действия физических упражнений при заболеваниях органов пищеварения.

39. Цель и методика ЛФК при заболеваниях органов пищеварения.

40. Двигательные режимы в травматологии.

41. Классификация переломов, принципы и методы их лечения.

42. Основные механизмы лечебного действия физических упражнений при лечении переломов.

43. Лечебная гимнастика при компрессионных переломах позвоночника.

44. ЛФК при переломах позвоночника с повреждением спинного мозга.

45. Лечебная гимнастика при переломах таза.

46. Лечебная физическая культура при переломах лучевой кости.

47. Лечебная физическая культура после ампутации конечности.

48. Ожоговая болезнь. Методика ЛФК.

49. Отморожения. Методика ЛФК.

50. Лечебная гимнастика при повреждениях мягких тканей.

51. Симптомы центральных и периферических парезов и параличей.

52. Лечебная физическая культура при периферических параличах.

53. Общая характеристика и методика ЛФК при детском церебральном параличе.

54. Лечебная физическая культура при заболеваниях почек и мочевыводящих путей.
ФОС 2. СК 4 пример теста (4 курс, зимняя сессия).

Выберите один наилучший ответ на каждый из следующих вопросов или дополните предложение. Правильные варианты ответов приведены в конце раздела.



1. Основным средством ЛФК является:

a. физическое упражнение;

b. закаливающие процедуры;

c. механотерапия;

d. трудотерапия.

2. Статические упражнения в ЛФК применяют с целью:

a. снятия утомления мышц;

b. понижения мышечного тонуса;

c. нормализации дыхательного акта;

d. укрепления мышц, профилактики атрофии мышц.

3. Упражнения на растягивание в ЛФК используют с целью:

a. развития силы и выносливости мышц;

b. понижения мышечного тонуса и снятия утомления;

c. укрепления мышц, профилактики атрофии мышц.



4. Корригирующие упражнения направлены на:

a. восстановление бытовых и профессиональных навыков;

b. расширение резервных возможностей организма;

c. исправление, нормализацию осанки;

d. профилактику контрактур.

5. Осанка – это:

a. правильное взаиморасположение головы, плеч, лопаток и пр.;

b. положение человека при стоянии и сидении;

c. привычная поза непринужденно стоящего человека;

d. правильная форма позвоночного столба.
5.7. ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

НА ЭКЗАМЕНЕ (ЗАЧЕТЕ)

5

«отлично»



-дается комплексная оценка предложенной ситуации;

-демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять;

- последовательное, правильное выполнение всех заданий;

-умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.



4

«хорошо»


-дается комплексная оценка предложенной ситуации;

-демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять;

- последовательное, правильное выполнение всех заданий;

-возможны единичные ошибки, исправляемые самим студентом после замечания преподавателя;

-умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.


3

«удовлетворительно» (зачтено)



-затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации;

-неполное теоретическое обоснование, требующее наводящих вопросов преподавателя;

-выполнение заданий при подсказке преподавателя;

- затруднения в формулировке выводов.



2

«неудовлетворительно» (не зачтено)



- неправильная оценка предложенной ситуации;

-отсутствие теоретического обоснования выполнения заданий.


При использовании балльно-рейтинговой системы для контроля и оценки учебных достижений студентов в методических рекомендациях студенту должно быть представлено:

Соотношение текущего и итогового контроля.

Таблица 7



Соотношение текущего и итогового контроля по разделам программы

(в процентах)




Раздел

Текущий контроль

Итоговый контроль

Всего

1

Физкультурно-оздоровительные комплексы и площадки

60

40

100




        1. Условия применения и значение повышающих и понижающих коэффициентов.






Показатели, повышающие коэффициент

Повышающий коэффициент К+

Примечание

1

Личное призовое место на олимпиаде, диплом конференции или конкурса (по дисциплине)

от 0,3 до 0,5

В зависимости от уровня олимпиады /соревнований

2

Участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, публикации.

0,1







Показатели, понижающие коэффициент

Понижающий коэффициент К

Примечание

1

Отсутствие отчета по контрольным мероприятиям за 10 дней до начала сессии

от 0,1 до 0,3

В зависимости от количества невыполненных контрольных мероприятий




        1. Весовые значения (баллы) по каждой форме отчетности студентов.



№ п/п

Формы контроля

max

1

составление терминологического словаря

5

2

выступление с докладом на семинарском занятии

5

3

заполнение таблицы по теме

3

4

заполнение схемы по теме

3

5

тестирование

10

6

подготовка конспекта по теме

3

7

реферат

10

8

устный опрос

8

9

составление блок-схем

3

10

кейс-задачи

10




  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 8



Вид учебных занятий

Организация деятельности студента

Лекция

Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе.

Практические занятия

Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам структуре и содержанию дисциплины. Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстом. Прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме.

Контрольная работа/индивиду-альные задания

Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам.

Реферат

Поиск литературы и составление библиографии, использование от 3 до 5 научных работ, изложение мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу; изложение основных аспектов проблемы. Ознакомиться со структурой и оформлением реферата.

Подготовка к зачету

При подготовке к зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу.




  1. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ

Для осуществления образовательного процесса по дисциплине имеются:




Инфраструктура и учебно – лабораторное оборудование

Кол-во

1.

Кабинет теории и методики физической культуры

1

2.

Специализированная аудитория на 25 мест, специально оборудованная мультимедийными демонстрационными комплексами.

2

3.

Спортивный зал комплексного назначения

1

4.

Научно-методический центр «Инновационные технологии в системе физической культуры и спорта»




5.

Методический кабинет

1

6.

Компьютерный класс с выходом в Интернет

1

7.

Тренажерный зал на базе спортшколы «Атлет»

1

8.

Бассейн на базе СК « Восход»




9.

Видеокамера

1

10.

Секундомеры

5

11.

Специализированная компьютерная аудитория с выходом в интернет

1

12.

Электронный библиотечный каталог « Элекат»

1

13.

Комплект для функциональной диагностики (ростомер, весы, динамометр, спирометр и др.)

1

14.

Комплекты спортивного инвентаря для спортигр и гимнастики

6




  1. Каталог: %D0%A0%D0%9F%D0%94 -> %D0%A4%D0%90%D0%9A%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%95%D0%A2%20%D0%A4%D0%98%D0%97%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%9E%D0%99%20%D0%9A%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%A3%D0%A0%D0%AB%20%D0%98%20%D0%91%D0%95%D0%97%D0%9E%D0%9F%D0%90%D0%A1%D0%9D%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%98%20%D0%96%D0%98%D0%97%D0%9D%D0%95%D0%94%D0%95%D0%AF%D0%A2%D0%95%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%98 -> 49.03.01%20%D0%A4%D0%9A.%D0%A4%D0%9E
    %D0%A0%D0%9F%D0%94 -> Разработал: Гайнуллина Ю. И
    %D0%A0%D0%9F%D0%94 -> Министерство здравоохранения и социального развития
    %D0%A0%D0%9F%D0%94 -> I. цель и задачи дисциплины «Психология здоровья»
    %D0%A0%D0%9F%D0%94 -> Рабочая программа дисциплины профилактика аддиктивного поведения младших школьников
    %D0%A0%D0%9F%D0%94 -> Рабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности шифр, название дисциплины для студентов направления подготовки 05. 03. 06 «Экология и природопользование»
    %D0%A0%D0%9F%D0%94 -> Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Фармакогнозия»
    %D0%A0%D0%9F%D0%94 -> Учитель-дефектолог (олигофренопедагог)
    %D0%A0%D0%9F%D0%94 -> Учебная программа дисциплины
    49.03.01%20%D0%A4%D0%9A.%D0%A4%D0%9E -> Программа дисциплины «физическая культура»


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница