Программа дисциплины Маркетинг в сфере образовательных услуг д



Дата27.04.2016
Размер245 Kb.
ТипПрограмма дисциплины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное учреждение

высшего профессионального образования

"Казанский (Приволжский) федеральный университет"
Юридический факультет






УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по образовательной деятельности КФУ

Проф. Минзарипов Р.Г.

__________________________

"___"______________20___ г.




Программа дисциплины

Маркетинг в сфере образовательных услуг Б1.ДВ.2

 

Направление подготовки: 050100.62 - Педагогическое образование

Профиль подготовки: Право и иностранный язык (английский)

Квалификация выпускника: бакалавр

Форма обучения: очное

Язык обучения: русский

Автор(ы):

Ермосина В.П. , Ибрагимова Е.М.

Рецензент(ы):




 

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий(ая) кафедрой:
Протокол заседания кафедры No ___ от "____" ___________ 201__г

Учебно-методическая комиссия Юридического факультета:
Протокол заседания УМК No ____ от "____" ___________ 201__г

 

 

Регистрационный No

Казань

2013




Содержание

1. Цели освоения дисциплины

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины /модуля

4. Структура и содержание дисциплины/ модуля

5. Образовательные технологии, включая интерактивные формы обучения

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

7. Литература

8. Интернет-ресурсы

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины/модуля согласно утвержденному учебному плану




Программу дисциплины разработал(а)(и) старший преподаватель Ермосина В.П. Кафедра теории и методики обучения праву Юридический факультет , Vera.Ermosina@kpfu.ru ; заведующий кафедрой Ибрагимова Е.М. Кафедра теории и методики обучения праву Юридический факультет , Elena.Ibragimova@kpfu.ru




 

1. Цели освоения дисциплины




Основной целью освоения дисциплины "Маркетинг в сфере образовательных структур" являются глубокие теоретические и практические знания, умения и навыки по формированию научных основ маркетинга, управлению системными маркетинговыми инструментами для удовлетворения потребностей как отдельно взятой личности, так и общества в целом, достижения целей хозяйствующего субъекта на рынка с учетом последних достижении в области маркетинга образования.

Основными образовательными задачами дисциплины "Маркетинг образования" являются:

- обучение студентов современным подходам, формам и методам маркетинговой деятельности в образовании;

- формирование у студентов понимания роли и значения действий профессиональных менеджеров по маркетингу, направленных на совершенствование деятельности современных образовательных учреждений;

- изучение студентами взаимоотношений субъектов рынка образовательных услуг;

- освоение студентами основных концепций маркетинга;

- формирование у студентов понимания социальной основы маркетинга, профессиональной ответственности за свои решения и действия.










 

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы высшего профессионального образования




Данная учебная дисциплина включена в раздел " Б1.ДВ.2 Гуманитарный, социальный и экономический" основной образовательной программы 050100.62 Педагогическое образование и относится к дисциплинам по выбору. Осваивается на 3 курсе, 5 семестр.




- обучение студентов современным подходам, формам и методам маркетинговой деятельности в образовании;

- формирование у студентов понимания роли и значения действий профессиональных менеджеров по маркетингу, направленных на совершенствование деятельности современных образовательных учреждений;

- изучение студентами взаимоотношений субъектов рынка образовательных услуг;

- освоение студентами основных концепций маркетинга;

- формирование у студентов понимания социальной основы маркетинга, профессиональной ответственности за свои решения и действия.







 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины /модуля




В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

 




Шифр компетенции

Расшифровка
приобретаемой компетенции


ОПК1-6
(профессиональные компетенции)

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; - способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; - владеет основами речевой профессиональной культуры; - способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания.

ОК1-2
(общекультурные компетенции)

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; - способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые педагогические проблемы;




 

В результате освоения дисциплины студент:




1. должен знать:




- структуру современного рынка образовательных услуг и объекты рыночных отношений в образовании;

- функциональные задачи маркетинга в образовании;

- основы планирования товародвижения и сбыта образовательных услуг;

- системы маркетинговых исследований и маркетинговой информации;

- сущность маркетинговых коммуникации, основы рекламной деятельности










2. должен уметь:




- внедрять систему основных принципов маркетинга в предпринимательскую деятельность с учетом влияния внутренних и внешних факторов рыночной среды;

- использовать формы и методы маркетинговых исследований для успешной реализации маркетинговых проектов;

- оценивать конкурентоспособность образовательных услуг;

- планировать товародвижение и сбыт образовательных услуг;

- планировать и управлять маркетингом в образовании.










3. должен владеть:




- разработки комплекса маркетинга для различных услуг, предназначенных для различных рыночных сегментов;

- применения современных форм и методов планирования и прогнозирования для определения приоритетных целей и перспективных задач маркетинговой деятельности образовательной организации, а также выбора оптимальных стратегий их решения;

- обеспечения руководства образовательной организации профессиональными рекомендациями по выявлению наиболее выгодных для реализации ее продукции и услуг рыночных сегментов в соответствии с имеющимися ресурсами и возможностями
















- проведения внутренней и внешней ревизии маркетинговой деятельности образовательной организации;

- организации службы маркетинга в образовательном учреждении;

- осуществления управления и контроля маркетинговой деятельности образовательного учреждения










 

4. Структура и содержание дисциплины/ модуля




Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных(ые) единиц(ы) 72 часа(ов).

Форма промежуточного контроля дисциплины зачет в 5 семестре.

Суммарно по дисциплине можно получить 100 баллов, из них текущая работа оценивается в 50 баллов, итоговая форма контроля - в 50 баллов. Минимальное количество для допуска к зачету 28 баллов.

86 баллов и более - "отлично" (отл.);

71-85 баллов - "хорошо" (хор.);

55-70 баллов - "удовлетворительно" (удов.);

54 балла и менее - "неудовлетворительно" (неуд.).

 

4.1 Структура и содержание аудиторной работы по дисциплине/ модулю

Тематический план дисциплины/модуля

 




N

Раздел
Дисциплины/
Модуля


Семестр

Неделя
семестра


Виды и часы
аудиторной работы,
их трудоемкость
(в часах)


Текущие формы
контроля


Лекции

Практические
занятия


Лабораторные
работы


1.

Тема 1. Маркетинг в сфере услуг. Система маркетинга организаций

5




1

1

0

домашнее задание
устный опрос
 

2.

Тема 2. Специфика маркетинга образовательных услуг

5




2

2

0

домашнее задание
эссе
 

3.

Тема 3. Маркетинговые исследования в сфере образовательных услуг

5




2

2

0

тестирование
реферат
 

4.

Тема 4. Окружающая маркетинговая среда и рынок образовательных услуг

5




2

2

0

устный опрос
тестирование
 

5.

Тема 5. Маркетинговые коммуникации. Основы рекламной деятельности.

5




2

2

0

домашнее задание
презентация
 

6.

Тема 6. Поведение потребителей образовательных услуг

5




2

2

0

презентация
реферат
 

7.

Тема 7. Маркетинговая служба в сфере предоставления образовательных услуг

5




2

2

0

эссе
творческое задание
 

8.

Тема 8. Качество образовательных услуг

5




2

2

0

устный опрос
домашнее задание
 

9.

Тема 9. Продвижение образовательных услуг на рынок

5




2

2

0

тестирование
устный опрос
 

10.

Тема 10. Процесс управления маркетинговое деятельностью в сфере образования.

5




1

1

0

устный опрос
творческое задание
 

.

Тема . Итоговая форма контроля

5




0

0

0

зачет
 

 

Итого

 

 

18

18

0

 




4.2 Содержание дисциплины

Тема 1. Маркетинг в сфере услуг. Система маркетинга организаций

лекционное занятие (1 часа(ов)):

Сущность маркетинга. Система маркетинга организации. Понятие маркетинга образования. Определение образовательных услуг с позицией маркетинга. Основные характеристики услуг. Специфические особенности образовательных услуг.

практическое занятие (1 часа(ов)):




Тема 2. Специфика маркетинга образовательных услуг

лекционное занятие (2 часа(ов)):

Маркетинговые исследования как вид маркетинговой деятельности образовательных учреждений. Роль, функции и общая схема исследований в маркетинге. Классификация методов исследования. Характеристика методов исследования. Прогнозирование в маркетинговых исследования (в сфере образования)

практическое занятие (2 часа(ов)):




Тема 3. Маркетинговые исследования в сфере образовательных услуг

лекционное занятие (2 часа(ов)):

Понятие среды образования. Внешняя среда образовательной сферы. Анализ среды окружения (мезосреды) образования. Анализ внутренней среды образовательного учреждения. Методы количественного анализа рынка образования.

практическое занятие (2 часа(ов)):




Тема 4. Окружающая маркетинговая среда и рынок образовательных услуг

лекционное занятие (2 часа(ов)):

Сущность маркетинговых коммуникаций. Основы рекламной деятельности. Стимулирование продаж образовательных ус-луг. Связи с общественностью. Прямой маркетинг. Разработка фирменного стиля образовательных услуг. Ярмарочная и выставочная деятельность в сфере образовательных услуг. Сотрудничество в системе образования

практическое занятие (2 часа(ов)):




Тема 5. Маркетинговые коммуникации. Основы рекламной деятельности.

лекционное занятие (2 часа(ов)):




практическое занятие (2 часа(ов)):




Тема 6. Поведение потребителей образовательных услуг

лекционное занятие (2 часа(ов)):

Анализ факторов поведения потребителей. Процесс принятия решения потребителем образовательной услуги. Прогнозирование спроса на образовательные услуги. Сегментация образовательных услуг. Исследование мнения студентов о качестве образования.

практическое занятие (2 часа(ов)):




Тема 7. Маркетинговая служба в сфере предоставления образовательных услуг

лекционное занятие (2 часа(ов)):

Элементы системы управления маркетингом. Анализ рынка образовательных услуг. Разработка плана маркетинга образовательного учреждения. Реализация плана маркетинга. Конкретная ситуация ?Стратегия конкуренции?.

практическое занятие (2 часа(ов)):




Тема 8. Качество образовательных услуг

лекционное занятие (2 часа(ов)):




практическое занятие (2 часа(ов)):




Тема 9. Продвижение образовательных услуг на рынок

лекционное занятие (2 часа(ов)):




практическое занятие (2 часа(ов)):




Тема 10. Процесс управления маркетинговое деятельностью в сфере образования.

лекционное занятие (1 часа(ов)):




практическое занятие (1 часа(ов)):




 

4.3 Структура и содержание самостоятельной работы дисциплины (модуля)

 




N

Раздел
Дисциплины


Семестр

Неделя
семестра


Виды
самостоятельной
работы
студентов


Трудоемкость
(в часах)


Формы контроля
самостоятельной
работы


1.

Тема 1. Маркетинг в сфере услуг. Система маркетинга организаций

5




подготовка домашнего задания

2

домашнее задание

подготовка к устному опросу

2

устный опрос

2.

Тема 2. Специфика маркетинга образовательных услуг

5




подготовка домашнего задания

3

домашнее задание

подготовка к эссе

1

эссе

3.

Тема 3. Маркетинговые исследования в сфере образовательных услуг

5




подготовка к реферату

3

реферат

подготовка к тестированию

1

тестирование

4.

Тема 4. Окружающая маркетинговая среда и рынок образовательных услуг

5




подготовка к тестированию

2

тестирование

подготовка к устному опросу

1

устный опрос

5.

Тема 5. Маркетинговые коммуникации. Основы рекламной деятельности.

5




подготовка домашнего задания

2

домашнее задание

подготовка к презентации

2

презентация

6.

Тема 6. Поведение потребителей образовательных услуг

5




подготовка к презентации

2

презентация

подготовка к реферату

1

реферат

7.

Тема 7. Маркетинговая служба в сфере предоставления образовательных услуг

5




подготовка к творческому экзамену

2

творческое задание

подготовка к эссе

2

эссе

8.

Тема 8. Качество образовательных услуг

5




подготовка домашнего задания

1

домашнее задание

подготовка к устному опросу

2

устный опрос

9.

Тема 9. Продвижение образовательных услуг на рынок

5




подготовка к тестированию

2

тестирование

подготовка к устному опросу

1

устный опрос

10.

Тема 10. Процесс управления маркетинговое деятельностью в сфере образования.

5




подготовка к творческому экзамену

2

творческое задание

подготовка к устному опросу

2

устный опрос

 

Итого

 

 

 

36

 




 

5. Образовательные технологии, включая интерактивные формы обучения




Для лучшего овладения образовательными компетенциями в процессе обучения используются активные и интерактивные методы обучения. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, в учебном процессе составляет не менее 20% аудиторных занятий. Интерактивные методы могут применяться при организации преподавателем следующей работы со студентами:




? организация тематических занятий;

? организация временных творческих коллективов при работе над учебным проектом

? организация дискуссий и обсуждений спорных вопросов, возникших в коллективе

.

Для развития и совершенствования коммуникативных способностей студентов организуются специальные учебные занятия в виде "диспутов" или "конференций", при подготовке к которым студенты заранее распределяются по группам, отстаивающим ту или иную точку зрения по обсуждаемой проблеме.




Предполагаемые результаты использования интерактивных занятий в работе преподавателя со студенческой группой:

? Повышение эффективности занятий, интереса студентов к деятельности куратора.

? Формирование и развитие у студентов коммуникативных навыков и умений, эмоциональных контактов между студентами (умение жить в диалоговой среде; пони-мание, что такое диалог и зачем он нужен).

? Формирование и развитие аналитических способностей, ответственного отношения к собственным поступкам (способность критически мыслить; умение делать обоснованные выводы; умение решить проблемы и разрешить конфликты; умение принимать решение и нести ответственность за них).

? Формирование и развитие навыков планирования (способность прогнозировать и проектировать свое будущее).




Во время занятий и во внеаудиторное время организуются встречи с представителями научной общественности, во время которых обсуждаются ключевые проблемы современной науки и образования, проблемы мировоззренческого характера, актуальные проблемы современного общества.










 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов




 

Тема 1. Маркетинг в сфере услуг. Система маркетинга организаций

домашнее задание , примерные вопросы:

реферат

устный опрос , примерные вопросы:

семинар

Тема 2. Специфика маркетинга образовательных услуг

домашнее задание , примерные вопросы:

проект

эссе , примерные темы:

эссе

Тема 3. Маркетинговые исследования в сфере образовательных услуг

реферат , примерные темы:

реферат

тестирование , примерные вопросы:

тест

Тема 4. Окружающая маркетинговая среда и рынок образовательных услуг

тестирование , примерные вопросы:

тест

устный опрос , примерные вопросы:

семинар

Тема 5. Маркетинговые коммуникации. Основы рекламной деятельности.

домашнее задание , примерные вопросы:

реферат

презентация , примерные вопросы:

конференция

Тема 6. Поведение потребителей образовательных услуг

презентация , примерные вопросы:

конференция

реферат , примерные темы:

реферат

Тема 7. Маркетинговая служба в сфере предоставления образовательных услуг

творческое задание , примерные вопросы:

проект

эссе , примерные темы:

эссе

Тема 8. Качество образовательных услуг

домашнее задание , примерные вопросы:

реферат

устный опрос , примерные вопросы:

семинар

Тема 9. Продвижение образовательных услуг на рынок

тестирование , примерные вопросы:

тест

устный опрос , примерные вопросы:

семинар

Тема 10. Процесс управления маркетинговое деятельностью в сфере образования.

творческое задание , примерные вопросы:

реферат

устный опрос , примерные вопросы:

семинар

Тема . Итоговая форма контроля

 

Примерные вопросы к зачету:




1. Сущность маркетинга.

2. Маркетинг образования.

3.Маркетинговые исследования.

4.Понятие среды образования.

5.Внешняя среда.

6.Анализ среды окружения (мезосреды) образования.

7.Анализ внутренней среды образования.

8.Сущность маркетинговых коммуникаций.

9.Функции, задачи и требования к рекламе.

10.Стимулирование продаж услуг.

11.Связи с общественностью.

12.Прямой маркетинг.

13.Разработка фирменного стиля.

14.Ярмарочная и выставочная деятельность.

15.Сотрудничество в сфере образования.

16.Анализ факторов поведения потребителей.

17.Процесс принятия решения потребителем.

18.Прогнозирование спроса на образовательные услуги.

19.Сегментация образовательных услуг.

20.Элементы системы управления маркетингом.

21.Анализ рынка образовательных услуг.

22.Задачи подсистемы "Разработка плана маркетинга".

23. Реализация плана маркетинга

24. Конкуренция и основные направления конкурентной среды.

25. Сущность международного маркетинга

26. .Некоммерческий маркетинг.

27.Концепции маркетинга.

28. Маркетинг и общество




ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ "МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАНИЯ"




1. Маркетинг и общество

2. Организация маркетинговых исследований.

3. Сущность и классификация услуг.

4. Понятие конкурентоспособности услуги.

5. Маркетинг в сфере образовательных услуг.

6.Маргетинговая среда: внешняя среда.

7. Концепция социально- этичного маркетинга.

8. Маркетинговые коммуникации

9. Реклама как составная часть маркетинговой деятельности.

10. Стимулирование продаж услуг.

11. Ярмарочная и выставочная деятельность.

12. Потребительские рынки и покупательское поведение потребителей.

13. Процесс принятия решения потребителем образовательной услуги.

14. Сегментирование рынка.

15. Выбор целевых сегментов рынка образовательных услуг.

16. Особенности маркетинга в сфере услуг.

17.Сущность международного маркетинга.

18.Некоммерческий маркетинг.

19. Маркетинг отдельных лиц: знаменитостей и политиков.

20. Стратегическое управление маркетингом.

21. Управление маркетинговой деятельностью: бизнес-план.

22. Конкуренция и основные направления конкурентной среды.










 

7.1. Основная литература:




1. Авсянников Н.М. Маркетинг в образовании. - М.: Изд-во РГГУ, 2008. - 241 с.

2. Амблер Т. Практический маркетинг / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.

3. Бронникова Т.С., Чернявский А.Г. Маркетинг: Учебное пособие. - Таганрог, 2009. - 187 с.

4. Ванькина И.В., Егоршин А.П., Кучеренко В.И. Маркетинг образования. - Н.Новгород: Университетская книга, 2006. - 370 с.

5. Дорошев В.И. Введение в теорию маркетинга: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 285 с.

6. Ивашкова Н.И. Управление маркетингом: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 176 с.

7. Котлер Ф. и др. Основы маркетинга / Пер. с англ.: Учебник / Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж. - 2-е евр. изд. - М.; СПб.; Киев: Вильямс, 2006. - 1152 c.

8. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: Учебник. - 10 изд. - СПб.: Питер, 2006. - 752 c.

9. Соловьев Б.А. Маркетинг: Учебник программы для МВА. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 312 с.

10. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие- 2-ое пере работанное / Под ред. А. П. Егоршина, Н.Д. Никандрова,- Н. Новгород, НИМБ, 2004-526с.










 

7.2. Дополнительная литература:




1. Багиев Г.Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов / Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х.; Ред. Багиев Г.Л. - М.: Экономика, 2009. - 703 c.

2. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. - М.: Финпресс, 2007. - 656c.

3. Кондратьев А. Маркетинг: концепции и решения. - М.: ОЛМА-ПРЕСС ИНВЕСТ: Институт экономических стратегий, 2003. - 287 с.

4. Мотышина М.С. Методы и модели маркетинговых исследований. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2006. - 109 с.

5. Мотышина М.С. Системная концепция маркетинговых исследований. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2008. - 163 с.

6. Акулич И.Л., Герчиков И.З. Маркетинг: Учебное пособие. - Мн.: Интерпресссер-вис; Мисанта, 2006. - 387 с.







 

7.3. Интернет-ресурсы:










 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины/модуля согласно утвержденному учебному плану




Освоение дисциплины "Маркетинг в сфере образовательных услуг" предполагает использование следующего материально-технического обеспечения:

 

Мультимедийная аудитория, вместимостью более 60 человек. Мультимедийная аудитория состоит из интегрированных инженерных систем с единой системой управления, оснащенная современными средствами воспроизведения и визуализации любой видео и аудио информации, получения и передачи электронных документов. Типовая комплектация мультимедийной аудитории состоит из: мультимедийного проектора, автоматизированного проекционного экрана, акустической системы, а также интерактивной трибуны преподавателя, включающей тач-скрин монитор с диагональю не менее 22 дюймов, персональный компьютер (с техническими характеристиками не ниже Intel Core i3-2100, DDR3 4096Mb, 500Gb), конференц-микрофон, беспроводной микрофон, блок управления оборудованием, интерфейсы подключения: USB,audio, HDMI. Интерактивная трибуна преподавателя является ключевым элементом управления, объединяющим все устройства в единую систему, и служит полноценным рабочим местом преподавателя. Преподаватель имеет возможность легко управлять всей системой, не отходя от трибуны, что позволяет проводить лекции, практические занятия, презентации, вебинары, конференции и другие виды аудиторной нагрузки обучающихся в удобной и доступной для них форме с применением современных интерактивных средств обучения, в том числе с использованием в процессе обучения всех корпоративных ресурсов. Мультимедийная аудитория также оснащена широкополосным доступом в сеть интернет. Компьютерное оборудованием имеет соответствующее лицензионное программное обеспечение.

Компьютерный класс, представляющий собой рабочее место преподавателя и не менее 15 рабочих мест студентов, включающих компьютерный стол, стул, персональный компьютер, лицензионное программное обеспечение. Каждый компьютер имеет широкополосный доступ в сеть Интернет. Все компьютеры подключены к корпоративной компьютерной сети КФУ и находятся в едином домене.

Учебно-методическая литература для данной дисциплины имеется в наличии в электронно-библиотечной системе "КнигаФонд", доступ к которой предоставлен студентам. Электронно-библиотечная система "КнигаФонд" реализует легальное хранение, распространение и защиту цифрового контента учебно-методической литературы для вузов с условием обязательного соблюдения авторских и смежных прав. КнигаФонд обеспечивает широкий законный доступ к необходимым для образовательного процесса изданиям с использованием инновационных технологий и соответствует всем требованиям новых ФГОС ВПО.




Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и учебным планом по направлению 050100.62 "Педагогическое образование" и профилю подготовки Право и иностранный язык (английский) .




Автор(ы):

Ермосина В.П. ____________________

Ибрагимова Е.М. ____________________

"__" _________ 201 __ г.

 

Рецензент(ы):

"__" _________ 201 __ г.

 




Лист согласования



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница