Программа дисциплины «Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья»



Скачать 73.32 Kb.
Дата26.04.2016
Размер73.32 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное учреждение

высшего профессионального образования

"Казанский федеральный университет"

Институт психологии и образования

УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по образовательной деятельности КФУ

проф. Р.Г. Минзарипов

__________________________

"___"______________2014 г.

Программа дисциплины

«Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья»

Направление подготовки: 44.03.02 -Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки: Практическая психология в образовании

Квалификация выпускника:

Форма обучения: очно-заочная

Язык обучения: русский

Автор: Цивильская Е.А.

Рецензент:


СОГЛАСОВАНО:

Заведующая кафедрой: Ахметзянова А.И.

Протокол заседания кафедры No ___ от "____" ___________ 2014 г
Учебно-методическая комиссия Института психологии и образования:

Протокол заседания УМК No ____ от "____" ___________ 2014 г


Казань

2014
Программу дисциплины разработала ассистент Цивильская Е.А. Кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики, Институт психологии и образования, e.tsivilskaja@mail.ru


1.Цели освоения дисциплины

  1. формирование у студентов системы важнейших теоретических знаний, необходимых будущему педагогу-психологу для понимания сущности и путей решения проблем лиц с отклонениями в развитии;

  2. достижение студентами соответствующего уровня профессионально-педагогической компетентности, позволяющей интегрировать профессиональные теоретические знания, практические умения и профессионально значимые качества.

  3. формирование гуманистически ориентированного профессионального мировоззрения будущего педагога, понимающего и принимающего проблемы людей с ограниченными возможностями;

  4. формирование профессионального интереса к кругу проблем специальной психологии;


2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

«Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья»

является дисциплиной по выбору психофизиологического модуля «Биолого-психолого-педагогические основы развития ребенка».


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины




Шифр компетенции

Расшифровка приобретаемой компетенции

ОК-1

способностью к самоорганизации и самообразованию;

ОПК-1

способностью учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях;

ОПК-3

готовностью использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов;

ОПК-5

готовностью организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую;

ОПК-10

способностью принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов;

ПКПП-1

способностью организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития

ПКПП-2

готовностью применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;

ПКПП-3

способностью осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики;

ПКПП-5

способностью осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей;

В результате освоения дисциплины студенты должны иметь представление:

— об общих закономерностях аномального развития;

— о государственной политике в области специального образования, медицинской реабилитации, психологической помощи для детей - инвалидов;

— о специальных образовательных условиях для детей с различными вариантами нарушений в развитии в России и за рубежом;

— о современных видах медицинской реабилитации детей с ОВЗ.


Студенты должны знать:

— о теоретических основах видов отклонений в развитии;

— об особенностях формирования психических процессов, физического и личностного развития детей с ОВЗ;

— об особенностях реабилитации детей с ОВЗ;

— о специальных образовательных условиях для детей с ОВЗ в системе общего и специального образования.

Студенты должны уметь:

— обследовать детей с различными видами нарушений в развитии;

— осуществлять продуктивное взаимодействие с участниками педагогического процесса;

— консультировать родителей детей с нарушениями в развитии;
Студенты должны владеть навыками:

— оказывать психолого - педагогическую помощь детям с сенсорными и интеллектуальными нарушениями.

— составлять дифференциальную диагностику особенностей развития детей с ОВЗ;

— уметь составлять психолого-педагогическую характеристику детей с различными видами отклонений в развитии ;

— делать самоанализ своей образовательной деятельности в сфере коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
4. Структура и содержание дисциплины/ модуля
Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу, 36 часов. Форма промежуточного контроля – зачет.

Раздел 1. Теоретические основы изученности особенностей развития детей с ОВЗ

Тема 1.Современный подход к проблеме нарушений в развитии у детей с ОВЗ. Основные понятия и отрасли дефектологии.

Предмет, задачи курса. Актуальность проблематики курса. Место данного курса в системе коррекционно-педагогического образования. Значение смежных дисциплин для изучения и углубленного понимания отклонений в развитии.

Современное понимание сущности аномального развития. Теоретико-методологические основы учения о структуре аномального развития. Понятия нормы и отклонения, нарушения, дефекта в соматическом, психологическом, моторном, интеллектуальном, речевом развитии человека.

Современная структурная организация специальной дефектологии: специальная психология (тифло-, сурдо-, лого-, олигофрено-), специальная педагогика (тифло-, сурдо-, тифлосурдо-, лого-, олигофрено-), отрасль специальной психологии и педагогики применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата.



Тема 2. Группы детей с нарушениями в развитии

Этиология комплексных (сложных) нарушений. Понятие о первичном и вторичном нарушениях. Особенности комбинированных нарушений.

Проблема дифференциальной диагностики детей с нарушениями развития.

Психофизические и речевые особенности детей с нарушенным слухом.

Психофизические и речевые особенности детей с нарушениями зрения.

Психофизические и речевые особенности детей с нарушениями речи.

Психофизические и речевые особенности детей с ЗПР.

Психофизические и речевые особенности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Психофизические и речевые особенности детей с нарушением интеллекта.

Понятие об осложненном (комплексном) нарушении. Дети с комплексными нарушениями, сочетающими сенсорные, интеллектуальные нарушения и речевые расстройства.



Раздел 2. Диагностика психических и речевых функций у детей с ОВЗ

Тема 3. Основные направления психологического и логопедического обследования ребенка дошкольного и младшего школьного возраста с отклонением в развитии

Подбор диагностического материала для психологического и логопедического обследования ребенка дошкольного и младшего школьного возраста с отклонением в развитии.

Подбор обучающих игр на развитие различных сфер нарушенного развития детей с ОВЗ.

Составление диагностического альбома для психологического и логопедического обследования ребенка.( Пример: альбом Семаго, Иншаковой)

Тренировка в проведении обследования по сделанным диагностическим альбомам, распределяясь по очереди по ролям (педагог-психолог/ребенок; учитель-логопед/ребенок)

Раздел 3. Система коррекционной медико-психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ в России и за рубежом

Тема 4. Основные направления коррекционной помощи детям с ОВЗ в России Составление сравнительных таблиц по особенностям и технологиям обучения детей с ОВЗ в России. Подбор видео, текстового материала из интернета и подготовка презентаций по сходствам и различиям в обучении детей с ОВЗ в различных странах.

Подбор и оформление информации в виде презентации об особенностях коррекционной помощи детям с ОВЗ в России.

Слушание докладов, просмотр презентаций. Проведение дискуссии с выделением положительных и отрицательных моментов, по мнению студентов, состояния психолого-педагогической службы помощи детям с ОВЗ в России. Подбор рекомендаций к построению правильного вектора развития данной помощи.

Тема 5. Основные направления коррекционной помощи детям с ОВЗ за рубежом Составление сравнительных таблиц по особенностям и технологиям обучения детей с ОВЗ в различных странах (Россия, Германия, Франция, Англия и др.). Подбор видео, текстового материала из интернета и подготовка презентаций по сходствам и различиям в обучении детей с ОВЗ в различных странах.

Подбор и оформление информации в виде презентации об особенностях коррекционной помощи детям с ОВЗ за рубежом.

Слушание докладов, просмотр презентаций. Проведение дискуссии с выделением положительных и отрицательных моментов, по мнению студентов, состояния психолого-педагогической службы помощи детям с ОВЗ в России и за рубежом. Подбор рекомендаций к построению правильного вектора развития данной помощи.

5. Образовательные технологии, включая интерактивные формы обучения

Выполняются разнообразные виды самостоятельной работы (в том числе, проектные задания, мини-исследования, мультимедийные презентации), охватывающие основные вопросы данного модуля. Виды самостоятельной работы определяет педагог, однако студенты могут и сами предложить собственные идеи. Очные и дистанционные консультации по выполнению студентами творческих самостоятельных работ. Творческие отчеты студентов о выполнении своих самостоятельных заданий в виде круглых столов, защиты проектов, конференций, практикумов по решению профессиональных задач.

Перед посещением лекции требуется ознакомиться с теоретическим материалом по соответствующему модулю и проблемными вопросами. Первая лекция является вступительной, на которой объясняется логика изучения модуля, характеризуются основные творческие и самостоятельные работы, которые студенты должны выбрать для самостоятельного выполнения к определенному преподавателем сроку. Содержание итоговых лекций также не повторяет содержание учебного материала для самостоятельного изучения, носит обобщающий, проблемный и активизирующий характер.

Практические занятия включают интерактивные формы обучения:



  • Творческие задания

  • Метод проектов

  • Исследовательский метод

  • Работа в малых группах

  • Работа в парах

  • Презентации

Для контроля знаний применяются устные и письменные опросы, тестирование, терминологические диктанты.


  1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Промежуточная аттестация осуществляется в форме проведения теста.

Итоговая аттестация проводится в форме зачета. Допуском к зачету является выполнение в полном объеме предусмотренной рабочей программой учебной работе.

Итоговая аттестация проводится в форме зачета. Допуском к зачету является выполнение в полном объеме предусмотренной рабочей программой учебной работе.

Принята следующая шкала соответствия рейтинговых баллов по итогам обучения (с учетом их округления до целых ) оценкам пятибалльной шкалы:

86 баллов и выше – «отлично» (отл.);

71-85 баллов – «хорошо» (хор.);

55-70 баллов – «удовлетворительно» (удов.);

54 балла и менее – «неудовлетворительно» (неуд.).

Минимальное количество баллов для допуска к зачету- 28 баллов.


№ п/п

Содержание задания

Количество

мероприятий



Максимальное

количество

баллов


Срок предоставления

1.

Устный опрос

1

3

В течение курса

2.

Терминологический диктант

1

3

В течение прохождения 1 раздела

3.

Составление таблиц дифференциальной диагностики

1

3

В течение прохождения курса

4.

Составление психолого-педагогических характеристик детей с ОВЗ

1

7

В течение прохождения 2 раздела

5.

Подготовка и демонстрация дидактических игр, упражнений, диагностического материала

1

3

В течение прохождения 2 раздела

6.

Демонстрация видео и компьютерных презентаций по вопросам комплексной реабилитации и обучения, воспитания детей с ОВЗ в различных странах

1

7

В течение прохождения 3 раздела

7.

Составление сравнительных таблиц по особенностям и технологиям обучения детей с ОВЗ в различных странах

1

3

В течение прохождения 3 раздела

8.

Контрольная

работа (тестирование)



1

7

По окончанию курса







Всего:


50




Дополнительный блок (бонусные задания)

15.

Подготовка презентации




5

(По согласованию с преподавателем в течение семестра)

16.

Подготовка реферата




5




17.

Составление тестовых заданий




5




18.

Написание эссе




3




19.

Написание психологического/педагогического анализа занятия




3




20.

Заполнение речевых карт/протоколов обследования




5




21.

Оформление стендов/плакатов с информацией для родителей и коллег




5




22.

Фото-, видео- запись самостоятельной работы с ребенком с ОВЗ в пределах содержания тем дисциплины (по разрешению родителей, администрации образовательного учреждения)




10










Всего:

41







Зачет

1

50

По расписанию






















Итого:

100





6.1. Тесты для оценки текущей успеваемости (освоения теоретического материла по разделам)


  1. ______________ – это физический и психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития:

А. Дефект;

Б. Нарушение;

В. Коррекция;

Г. Компенсация.




  1. Дефектология – это

  1. Наука о нарушениях речи, их преодоления и предупреждении средствами коррекционного обучения и воспитания;

  2. Наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания;

  3. Наука, изучающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации.




  1. ДЦП- это:

  1. Резидуально-органическое поражение головного мозга в форме спастической диплегии;

  2. Последствие пренатальной патологии головного мозга в виде правостороннего гемипареза;

  3. Группа синдромов моторных нарушений, вторичных по отношению к поражению или аномалиям головного мозга, возникающих на ранних стадиях его развития

  4. Группа непрогрессирующих, но часто меняющихся синдромов моторных нарушений, вторичных по отношению к поражению или аномалиям головного мозга, возникающих в пренатальном, натальном или раннем постнатальном периоде развития ребенка.




  1. Какое место по распространенности занимает ДЦП среди остальных неврологических нарушений:

  1. Первое, на втором ЗПР, на третьем – врожденные аномалии;

  2. Второе, на первом ЗПР, на третьем – врожденные аномалии;

  3. Третье, на первом врожденные аномалии, на втором – ЗПР;

  4. Второе, на первом интеллектуальная недостаточность, на третьем – синдром Дауна.




  1. Среди причин ДЦП в процентном соотношении выделяют:

  1. 40% - врожденные патологии, 30% - родовые травмы, 30 % - последствия инфекционных заболеваний в раннем возрасте;

  2. 57% - родовые травмы, 30 % врожденные патологии, 13% - последствия черепно-мозговых травм;

  3. 60% последствия патологий развития в раннем детстве, 30%родовые травмы, 10% врожденные патологии;

  4. 57% - врожденные патологии, 40%-родовые травмы, 3% - заболевания и травмы в раннем детстве.




  1. Первичные нарушения вытекают непосредственно из:

А. Педагогической запущенности;

Б. Наследственной предрасположенности;

В. Биологического характера болезни;

Г. Все ответы верные.




  1. Первичным нарушением при ДЦП является:

  1. Нарушение осанки;

  2. Поражение головного (реже спинного) мозга;

  3. Нарушение опорно-двигательного аппарата;

  4. Нарушение работы мышц;

  5. Нарушение зрения;

  6. Нарушение головного мозга.




  1. Одной из причин появления ДЦП у детей является «перинатальная энцефалопатия». Поясните термин:

А. Поражения нервной системы, возникшие в послеродовый период.

Б. Поражения нервной системы, возникшие в период беременности.

В. Поражения нервной системы, возникшие во время родов.

Г. Поражения нервной системы, возникшие в период беременности, во время родов и в первые дни после рождения ребенка.




  1. Дайте определение понятию «Дисгенезия головного мозга».

____________________.


  1. Чем обусловлена гемолитическая болезнь новорождённого? ____________________.




  1. Первый ученый XIX века, активно изучающий причины ДЦП и внедривший методы хирургического лечения:

  1. Куссмауль;

  2. З.Фрейд;

  3. Литтл;

  4. К.А. Семенова.




  1. Какую форму ДЦП описал Джон Литтл в 1861 году в докладе, представленном на заседании Акушерского общества Лондона?

А) Спастическая тетраплегия;

Б) Атаксическая форма;

В) Спастическая диплегия.

  1. Отметьте вкладЗ. Фрейда в изучениеДЦП(несколько вариантов):

А) предложил способы лечения и реабилитации детей с ДЦП;

Б) ввел термин «детский церебральный паралич»;

В) создал первую классификацию;

Г) подробно описал дискинетическую форму;

Д) предположил, что ДЦП обусловлено нарушением развития мозга во внутриутробном периоде.




  1. Ведущий советский специалист по проблеме церебральных параличей, руководитель крупнейшего центра лечения больных ДЦП в Москве, профессор, предложившая в 1980 г. определение ДЦП.

А) К.А.Семенова

Б) Мамайчук И.И.


В) Мастюкова Е.М.


  1. Отметьте формы ДЦП по К.А.Семеновой:

  1. гиперкинетический гемипарез;

  2. спастическая диплегия;

  3. гипотоническая дистония;

  4. спастическая хорея;

  5. гемипаретическая;

  6. гиперкинетическая;

  7. спастико-гиперкинетическая;

  8. двойная гемиплегия;

  9. атактическая;

  10. атонически-астатическая.




  1. Назовите самую часто встречающуюся форму ДЦП:

  1. спастическая диплегия;

  2. гипотоническая дистония;

  3. гиперкинетическая;

  4. атактическая.




  1. Какую из форм ДЦП до трех лет называют «гипотонической»:

  1. Спастическую диплегию;

  2. Атактическую;

  3. Спастическую параплегию;

  4. Торсионную дистонию;

  5. Атонически-астатическую.




  1. Укажите, о какой форме ДЦП идет речь: «Одна из самых тяжелых форм ДЦП. Из-за тяжелого поражения мозга еще в период внутриутробной жизни оказываются резко нарушенными такие важнейшие функции организма, как двигательная, психическая и речевая. В 90% нарушение интеллекта. Прогноз двигательного развития неблагоприятный. Невозможность социальной адаптации».

  1. спастическая диплегия;

  2. спастическая гемиплегия;

  3. двойная гемиплегия;

  4. атонически-астатическая.




  1. Гемипаретическая форма ДЦП обусловлена … :

А)отсутствием движения в мышце или группе мышц в результате «поломки» в двигательном рефлекторном пути.

Б) низким мышечным тонусом,трудностями в формировании вертикализации

В) односторонним повреждением двигательной зоны коры головного мозга или основного двигательного (пирамидного) пути.


  1. При гиперкинетической форме ДЦП преимущественно поражаются…:

А) подкорковые отделы головного мозга;

Б) височные доли головного мозга;

В) лобные доли головного мозга.


  1. Гиперкинетическая форма ДЦП характеризуется двигательных расстройствами, проявляющимися в виде… :

А) мозжечковой атаксии;

Б)спастического паралича конечностей;

В) насильственных непроизвольных движений.


  1. Гиперкинезы — это… :

А) произвольные движения верхних конечностей

Б) насильственных непроизвольные движения

В) произвольные движение нижних конечностей


  1. Определите форму гиперкинеза. «Медленные, червеобразные движения пальцев рук, реже — мышц лица: выпячивание губ, перекашивание рта, гримасничанье, прищелкивание языком»

А) хореиформные гиперкинезы;

Б) хореоатетоидные гиперкинезы;

В) атетоидные гиперкинезы.


  1. Выберите варианты ответов, содержание которых соответствует гиперкинетической форме ДЦП.

А) Причиной чаще всего является билирубиновая энцефалопатия;

Б)Это самая распространенная форма детского церебрального паралича;

В)При этой форме ДЦП речь отсутствует;

Г)Поздно овладевают самостоятельной ходьбой (с 2 до 8 лет);

Д)Это самая тяжелая форма детского церебрального паралича.


  1. Какой форме ДЦП соответствует данное определение :«Характеризуется поражением конечностей одноименной, преимущественно выраженным в руке. Нередко с самого рождения заметна асимметрия спонтанных движений в конечностях здоровой и пораженной стороны. Врожденные двигательные рефлексы, как правило, сформированы, установочные рефлексы формируются дефектно и с некоторой задержкой». :

А).Спастическая диплегия;

Б).Двойная гемиплегия;

В).Гиперкинетическая форма;

Г).Атонически-астатическая форма;

Д).Гемипаретическая форма.


  1. Характерными особенностями атонически-астатической формы являются:

А) односторонний парез руки и ноги по центральному типу, преимущественно выраженный в руке, судорожные пароксизмы, психические и речевые расстройства;

Б) мозжечковые расстройства, с рождения наблюдается генерализованная мышечная гипотония, задержка формирования статических и локомоторных функций;

В) быстрые, насильственные движения с непроизвольным движением мышц лица.


  1. Выберете правильные варианты ответов характерных признаков атонически – астатической формы (несколько):

А)  дети со значительным опозданием по сравнению с физиологической нормой начинают садиться, стоять, ходить.

Б) в вертикальном положении вследствие мышечной гипотонии наблюдается переразгибание в коленных суставах.

В) сухожильные и периостальные рефлексы обычно высокие с обеих сторон, но на стороне поражения выше

Г) нарушения координации и статики движений становятся заметными при развитии произвольных движений.

Д) интеллект страдает незначительно.

Е)  в ряде случаев имеются умеренные гиперкинезы и признаки пирамидной недостаточности.




  1. Вставьте в места пропусков необходимые слова по смыслу:

Больные с атонически-астатической формой (в раннем возрасте гипотоническая форма) церебрального паралича не могут удерживать __________позу. При этой форме функции _______________практически не развиваются или формируются медленно. Атоническая форма возникает при повреждении_________.


  1. Основным признаком спастической диплегии является:

А) быстрые, насильственные движения, непроизвольные движения мышц лица;

Б) перекрещивание ног при опоре на пальцы, что нарушает спорность стоп;осанку, затрудняет стояние и ходьбу;

В) медленные червеобразные движения в пальцах, сгибание рук во всех фалангах;

Г) вялые конечности руки и ноги с одной стороны тела.




  1. Соотнесите прогнозы двигательного развития с формой ДЦП:

  1. Гемипаретическая форма

  2. Двойная гемиплегия

  3. Атонически – астатическая форма

А) Прогноз двигательного развития неблагоприятный. Стояние и ходьба невозможны. Некоторые дети с трудом овладевают навыком сидения, но даже в этом случае тяжелые отклонения в психическом развитии препятствуют их социальной адаптации.

Б) Прогноз двигательного развития в большинстве случаев благоприятный.Практически все больные ходят самостоятельно. Возможность самообслуживания

зависит от степени поражения руки.

В) Ходить на большие расстояния дети не могут,передвигаются в основном по квартире. В непривычной обстановке двигательные реакции подавляются.




  1. Выберите правильные утверждения (несколько)

Почти у всех детей с двойной гемиплегией отмечаются…:

А)  грубые нарушения речи по типу анартрии, тяжелой дизартрии (речь полностью отсутствует либо ребенок произносит отдельные звуки, слоги или слова)



Б) речь может отсутствовать и в связи с тем, что у большинства детей (в 90 %• случаев) отмечается умственная отсталость (в степени выраженной дебильности, имбецильности или даже идиотии)

В) патология речи отмечается у 30—40% детей, чаще по типу дизартрии или моторной алалии

Г) Интеллект варьирует от задержанного психического развития до умственной отсталости различной степени тяжести


  1. Дайте определение:

Двойная гемиплегия – это ____________________ .


    1. Форма итогового контроля зачет

  1. Понятие нарушенного развития. Причины, этиология патогенеза. Биологические и социально-психологические условия нормального развития ребенка.

  2. Научно - теоретические основы исследования нарушений в развитии у детей с ОВЗ (исторический аспект).

  3. Классификации нарушенного развития.

  4. Психолого-педагогическая характеристика детей с различными нарушениями в развитии.

  5. Клинические проявления нарушений в развитии (на примере одного из видов нарушенного развития).

  6. Раскройте факторы, способствующие патологическому развитию речи.

  7. Психическое развитие детей с ОВЗ (на примере одного из видов нарушенного развития).

  8. .Эмоционально-волевая сфера у детей с ОВЗ (на примере одного из видов нарушенного развития).

  9. .Особенности личности у детей с ОВЗ (на примере одного из видов нарушенного развития).

  10. .Профилактика нарушений в развитии (пренатальный, натальный, постанатальный периоды).

  11. Методы ранней диагностики отклоняющегося развития в России и за рубежом.

  12. Принципы и направления диагностического обследования детей с ОВЗ.

  13. Развитие движений у детей с ОВЗ.

  14. Развитие зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ.

  15. Развитие навыков самообслуживания у детей с ОВЗ.

  16. Модель взаимодействия различных специалистов в области коррекционной помощи детям с ОВЗ различного возрастного состава.

  17. Профессиональная деятельность и личность педагога-психолога включенного в систему специального и инклюзивного образования.

  18. Морально-нравственные требования, предъявляемые педагогу, работающему с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

  19. Педагогика Монтессори в сфере помощи детям с ОВЗ.

  20. Кондуктивная педагогика как один из развивающихся методов обучения детей с ДЦП и их дальнейшей адаптации и социализации.

  21. Вальдорфская школа и специальное обучение.

  22. Вклад Л.С.Выготского (и других известных педагогов и психологов) в понимания особенностей развития и обучения детей с ОВЗ

  23. Роль арттерапии в коррекционно-развивающем процессе.

  24. Сказкотерапия как метод коррекции в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

  25. Система коррекционной помощи детям с ОВЗ в России.

  26. Система коррекционной помощи детям с ОВЗ в странах ближнего зарубежья.

  27. Система коррекционной помощи детям с ОВЗ в Европе

  28. Система коррекционной помощи детям с ОВЗ в Америке

  29. Система коррекционной помощи детям с ОВЗ в Азии

  30. Система коррекционной помощи детям с ОВЗ в Республике Татарстан.

  31. Обучающие игры в работе с детьми сОВЗ младшего школьного возраста.

  32. Возможности дистанционного обучения в системе специального образования.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

7.1. Основная литература

  1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период: Кн. Для логопеда.—М., 1989.

  1. Игнатьева, С.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии: учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Социальная работа» / С.А. Игнатьева, Ю.А.Блинков - М.: Владос, 2004.

  2. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.--М.,2001.

  3. Семаго, М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования / М.М.Семаго. - М., 2005.

  4. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: пособие для учителя /Л.М.Шипицына – СПб.: Союз, 2004.


7.2 Дополнительная литература

  1. Инвалиды и сфера образования в России. Общественные слушания в Государственной думе // Социальная педагогика.- 2007.- №2. – С.3-9.

  2. Никуленко, Т.Г. Коррекционная педагогика: 100 экзаменационных ответов: экспресс-справочник для студентов вузов /Т.Г.Никуленко, А.П. Бандурин. – М.: ИКЦ Март, 2008.

  3. Специальная дошкольная педагогика и психология / под ред. В.И.Селиверстова. – М.: Владос, 2001.

  4. Трофимова, Н. М. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова, Т.Ф. Пушкина - СПб.: Питер, 2005.

  5. Шаронова, Е. Социальная реабилитация школьника при взаимодействии с природой / Е.С.Шаронова // Педагогика – 2005.- №6.- С.55-59.


8. Интернет-ресурсы

  1. Интернет-ресурс: http://xn--80afeaegyxbgb8nuc.xn--p1ai/

  2. Интернет-ресурс: http://www.iro48.ru/?q=node/209

  3. Интернет-ресурс: http://www.s367.zouo.ru/index.php?id=1422

  4. Интернет-ресурс: http://www.booksite.ru/localtxt/osn/ovy/cor/rec/tii/index.htm

  5. Интернет-ресурс: http://gendocs.ru/

  6. Интернет-ресурс: http://www.modernstudy.ru/pdd-1050.html


9. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Видеопроектор, видеофильмы, пакеты презентаций для лекций.

Раздаточный стимульный, справочный материал. Учебно-дефектологическая лаборатория.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и учебным планом дополнительной профессиональной программы (программы профессиональной переподготовки) по направлению «Практическая психология в образовании»


Автор (ы):

Цивильская Е.А.. __________________



«___» __________ 2014 г.



Рецензент(ы):

________________________________

«___» _________ 2014 г.

Каталог: portal -> docs
docs -> Алкоголизация и наркотизация в структуре классов причин смертности населения трудоспособного возраста
docs -> Федерального госудрственного автономного образовательного учереждения высшего
docs -> Активность тиреоидзависимых ферментов, энергетический обмен при гипотиреозе и его коррекции органоминеральным комплексом йодпектин 03. 01. 04 биохимия
docs -> Особенности окислительного стресса, ассоциированного с изменением содержания катехоламинов и серотонина у вич-инфицированных лиц с алкогольным делирием 03. 01. 04 биохимия
docs -> Вопросы к зачёту опорно-двигательный аппарат
docs -> Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по профилю подготовки «Хореографическое искусство»
docs -> Федерального государственного автономного образовательного учреждения
docs -> Федерального госудрственного автономного образовательного учереждения высшего


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница