Программа дисциплины «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с комплексными нарушениями»



Скачать 145.76 Kb.
страница1/4
Дата25.04.2016
Размер145.76 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова»
для программ.jpg

Рабочая программа дисциплины

«____ Психолого-педагогическое сопровождение лиц с комплексными нарушениями ___»

(название дисциплины)
Направление: 44.03.03___/Специальное (дефектологическое) образование ______

(шифр) (название)

Профиль: _______________________

Квалификация: прикладной бакалавр


Кафедра:
Форма обучения: ___очная______
Курс обучения:_____3 ___

Семестр обучения: ___6__


Составители: к.п.н., профессор Борякова Н.Ю.
Москва 2014
1.Пояснительная записка

Цель дисциплины «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с комплексными нарушениями в развитии» – формирование профессиональной компетенции бедующего специалиста, готовности учителя-дефектолога практически реализовать гуманистический подход к ребенку с ограниченными возможностями в развитии.

Задачи:

  • дать студентам определенный объем научно-теоретических и практических сведений, обобщающих результаты современных исследований по проблеме сложных нарушений

  • вооружить студентов знаниями по организации педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития;

  • воспитать у студентов оптимистические взгляды на процесс воспитания, обучения и развития детей с комплексными нарушениями развития;

  • овладеть технологиями коррекционной работы с опорой на сохранные силы ребенка со сложными нарушениями.



Групповая принадлежность модуля: профессиональный
2.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

2.1.Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:

из числа общекультурных компетенций:

способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

из числа профессиональных компетенций:

способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2)

способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ППК-5);

способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференцированной диагностики (ППК-6);

способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ППК-7);

готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ППК-8)

способностью к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для решения исследовательских задач в профессиональной деятельности (ППК-7);

2.2. В результате освоения дисциплины выпускник должен демонстрировать следующие результаты образования:

Трудовые действия

Образовательные результаты

Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью

Умеет организовывать психоло-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в семье



3.Место дисциплины (модуля) в структуре ОПОП

3.1 Необходимым условием обучения по данной дисциплине (модулю) является успешное освоение следующих дисциплин (модулей):



Педагогика, Психология, специальная педагогика, специальная психология, Педагогика и психология инклюзивного образования, Методология воспитательной работы

3.2 Данная дисциплина (модуль) является базой для изучения следующих модулей:

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, Технология специального образовательного процесса, Организация индивидуальных и фронтальных форм работы с детьми с ОВЗ, Проектирование и разработка индивидуальных образовательных маршрутов
4.Объем дисциплины

4.1 Количество зачетных единиц по дисциплине ____3_____


4.2 Объем дисциплины по видам учебных занятий

Форма обучения: ___очная______


Факультет / институт

(направление)

Название дисциплины (модуля)

Вид учебных занятий

Количество часов

Дефектологический


Психолого-педагогическое сопровождение лиц с комплексными нарушениями

Контактная работа с преподавателем:

Лекции (в том числе обзорные)

12

Практические/семинарские

28

Лабораторные




Консультации групповые1




Курсовые работы




Индивидуальная работа с преподавателем2




Итоговый контроль:

Зачет3






Экзамен




Итоговый экзамен4




Защита выпускной квалифицированной работы




Общий объем контактной работы с преподавателем

40

Самостоятельная работа

68

Общий объем часов по дисциплине

108


5.Тематический план дисциплины
Форма обучения: ____очная________


Наименования разделов дисциплин (модулей)

Содержание раздела по темам

Всего часов

Количество часов

Лекции

Практические

Лабораторные

Самостоятельная работа

Раздел 1. Общие вопросы теории обучения детей с комплексными нарушениями развития


Общие вопросы теории. Место данного курса в системе коррекционно-педагогического образования. Актуальность проблематики курса. Значение смежных дисциплин для изучения и углубленного понимания отклонений в развитии при комплексном нарушении.

Теоретико-методологические основы учения о сложной структуре аномального развития – учение Выготского Л.С.

Этиология комплексных (сложных) нарушений.

Проблема дифференциальной диагностики детей с комплексными нарушениями развития.

Понятие об осложненном нарушении.


36

4

8




24

Раздел II. Группы детей с комплексными нарушениями развития.


Дети со сложным дефектом, включающим нарушения двух сенсорных систем: зрение и слух.

Дети с нарушенным слухом и снижением интеллекта.

Дети с нарушениями зрения и интеллекта.

Дети, страдающие нарушениями опорно-двигательной системы и интеллекта.

Дети с комплексными нарушениями, сочетающими сенсорные, опорно-двигательные, интеллектуальные нарушения и речевые расстройства.

Речевые нарушения первичного характера у детей с нарушениями слуха.



Психологические портреты детей с комплексными нарушениями развития.


36

4

10




22

Раздел III. Система коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития.


Актуальность проблемы комплексной помощи детям со сложными нарушениями развития. Основные положения построения коррекционно-педагогической службы для детей с комплексными нарушениями развития. Дети с комплексными нарушениями развития, имеющие нарушения слуха и опорно-двигательной системы. Модель индивидуальной коррекционной программы для детей с комплексными нарушениями слуха и опорно-двигательной системы. Невербальные средства коммуникации с детьми, имеющими сложные нарушения в развитии. Методические приемы работы. Логопедическая работа в комплексе коррекционно-педагогической работы с детьми с комплексными нарушениями развития. Основные положения построения логопедической работы. Специфика логопедического обследования детей с комплексными нарушениями развития. Особенности логопедической работы с детьми, имеющими речевые расстройства и сенсорные нарушения. Родители как участники единой системы коррекционной работы с детьми. Деятельность родителей согласно модульной системе коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития.


36

4

10




22



6.Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине

Форма обучения: ___очная_____________

Наименование тем, задания для самостоятельной работы студентов

Форма отчетности

Тема: Предмет, задачи курса.

Подготовить выступление по данной теме.

Письменно оформленное выступление.

Рекомендуемая литература:
Литература:

  1. Басилова Т.А. Психология детей со сложными нарушениями развития/ Основы специальной психологии / Под ред.Л.В. Кузнецовой. – М., 2002.

  2. Блюмина М.Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов//Дефектология. – 1989. – № 3.

  3. Клинико – психологическое исследование детей со сложным дефектом / Под ред. М.С. Певзнер, Т.В. Розановой. – М., 1980.

  4. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, М., 1989.

  5. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2001.

  6. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.

  7. Сурдопедагогика / Под ред. Речицкой Е.Г.- М., 2004. (раздел 5).

  8. Чулков В.Н. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития / Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2001.

  9. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: - М., изд. центр «Академия», 2003, - 432 с.



Тема: Современное понимание сущности комплексного (сложного) дефекта.

Анализ каждого нарушения. Обследование ребенка, составление структуры дефекта

Таблицы.Схемы нарушений. Характеристики детей

Рекомендуемая литература:

  1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., 1994.

  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. 1983. т.5.

  3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: 1973.

  4. Коррекционная педагогика (учебное пособие) / Под ред. Пузанова Б.П. М., 1999.

  5. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М., 1990.

  6. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. 1971. №6.




Тема: Дети, имеющие различные сочетания нарушений зрения, слуха, интеллекта, движений, речи

Подготовить сообщение по данной теме. Доложить на практических занятиях.


Рефераты, сообщения.

Рекомендуемая литература:


  1. Басилова Т.А. Психология детей со сложными нарушениями развития//Основы специальной психологии. 2002.

  2. Гончарова Е.Л. Программа целенаправленного формирования читательской деятельности у детей с глубокими нарушениями зрения и слуха // Дефектология. – 1996. – № 5.

  3. Дифференцированный подход при обучении и воспитании слепоглухих детей. / Под. ред. Чулкова В.Н. – М., 1990.

  4. Епифанова Г.К. Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих. – 2003.

  5. Коррекционно-воспитательная работа с детьми при глубоких нарушениях зрения и слуха. / Под. ред. Чулкова В.Н. – М., 1986.

  6. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 240с. (15 п. л.).

  7. Жигорева М.В. Психолого-педагогическое изучение развития детей с комплексными нарушениями: Монография. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. – 155 с. (9.75 п. л.).

  8. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети – М., 1974.

  9. Мареева Р.А. Проект программы обучения и воспитания слепоглухонемых учащихся дошкольных групп, подготовительного, 1, 2 классов. – М.: изд. МСО РСФСР, 1982.

  10. Проект программы обучения слепоглухих учащихся третьего класса. – М., 1989.

  11. Специальная педагогика – М., 2001.



Тема: Уровни психического развития детей с комплексными нарушениями

Подготовить сообщение по данной теме. Доложить на практических занятиях. Провести обследование детей с комплексными нарушениями, определить уровень психического развития.

Составить диагностическую программу для обследования детей с комплексными нарушениями развития.



Рефераты, сообщения. Практические диагностические материалы.

Рекомендуемая литература:

  1. Басилова Т.А. Психология детей со сложными нарушениями развития//Основы специальной психологии. 2002.

  2. Гончарова Е.Л. Программа целенаправленного формирования читательской деятельности у детей с глубокими нарушениями зрения и слуха // Дефектология. – 1996. – № 5.

  3. Дифференцированный подход при обучении и воспитании слепоглухих детей. / Под. ред. Чулкова В.Н. – М., 1990.

  4. Епифанова Г.К. Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих. – 2003.

  5. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 240с. (15 п. л.).

  6. Жигорева М.В. Психолого-педагогическое изучение развития детей с комплексными нарушениями: Монография. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. – 155 с. (9.75 п. л.).

  7. Жигорева М.В. Комплексная модель сопровождения развития дошкольников со сложными нарушениями: Монография. – М.:РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. – 145 с. (9 п. л.).

  8. Жигорева М.В. Уровневый подход к психологическому изучению развития детей со сложными нарушениями. М.,2010.

  9. Коррекционно-воспитательная работа с детьми при глубоких нарушениях зрения и слуха. / Под. ред. Чулкова В.Н. – М., 1986.

  10. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети – М., 1974.

Тема: Модульная система комплексной коррекционной работы с детьми, имеющими сложные нарушения развития.

Подготовить сообщение по данной теме. Доложить на практических занятиях.

Рефераты, сообщения.

Рекомендуемая литература:

  1. Апраушев А.В. Тифлосурдопедагогика. – М., 1983.

  2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми первых трех лет жизни. – М., 2004.

  3. Воспитание и развитие детей раннего возраста \ Под ред. Г.М. Лялиной. –М., 1981.

  4. Выготский Л.С. – М., 1982, Т.5.

  5. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 240с. (15 п. л.).

  6. Жигорева М.В. Психолого-педагогическое изучение развития детей с комплексными нарушениями: Монография. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. – 155 с. (9.75 п. л.).

  7. Жигорева М.В. Комплексная модель сопровождения развития дошкольников со сложными нарушениями: Монография. – М.:РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. – 145 с. (9 п. л.).

  8. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания / Под ред. Е. А. Стребелевой. – М., 2004.

  9. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика ранний и дошкольный возраст. – М., 1997.

  10. Приходько О.Г., Моисеева Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. – М., 2003.

  11. Соловьева И.Л. Соловьева Е.А. К вопросу об использовании новой педагогической технологии в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении // Вопросы теории и практики сурдопедагогики (Межвузовский сборник научных трудов №2), 2003.

  12. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М., 1995.

  13. Фильчикова Л.И. Бернадская М.Э. Парамей О.В. Нарушение зрения у детей раннего возраста диагностика и коррекция. – М., 2004.

  14. Шматко Н.Д., Т.В. Пелымская Если малыш не слышит. – М., 1945.



Тема: Современный подход к проектированию индивидуальных программ обучения детей с комплексными нарушениями развития.

Подготовить сообщение по данной теме. Доложить на практических занятиях. Анализ программ обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии. Проектирование индивидуальной коррекционной программы для детей с комплексными нарушениями.

Рефераты, сообщения.

Рекомендуемая литература:

  1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми первых трех лет жизни (монография). – М., 2004.

  2. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. - Авт. коллектив: Лубовский В.И., Лазутова М.Н., Леднев В.С., Воронкова В.В., Шилов Д.С. – М., 1999.

  3. Детский церебральный паралич. Хрестоматия/ составители: Л.М.Шипицина, И.И.Мамайчук. – М., 2003.

  4. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 240с. (15 п. л.).

  5. Жигорева М.В. Психолого-педагогическое изучение развития детей с комплексными нарушениями: Монография. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. – 155 с. (9.75 п. л.).

  6. Жигорева М.В. Комплексная модель сопровождения развития дошкольников со сложными нарушениями: Монография. – М.:РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. – 145 с. (9 п. л.).

  7. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем, обучая – М., 2002.

  8. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. Учебник для студентов педагогических вузов. – М., 1998.

  9. Книга для учителя школы слабослышащих// под ред. И.М.Гилевич, К.В.Комарова, К.Г.Коровина, Л.И.Тиграновой. – Краснодар, 1998.

  10. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001.

  11. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика, ранний и дошкольный возраст. – М., 1997.

  12. Программа. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. Авторы: Л.П.Носкова, Л.В.Головчич, Н.Д.Шматко, Т.В.Пелымская, Р.Т.Есимханова, А.А.Катаева, Г.В.Короткова, Г.В.Трофимова. – М., 1991.

  13. Программа (проект). Воспитание и обучение детей с церебральным параличом дошкольного возраста. Автор: Н.В.Симонова. – М., 1986.

  14. Титова О.В. Справа – слева. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП. – М., 2004.

  15. Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. – М., 2001.




Тема: Логопедическая работа в комплексе коррекционно-педагогической работы с детьми с комплексными нарушениями развития.

Подготовить сообщение по данной теме. Доложить на практических занятиях. Составление конспектов занятий .

Письменно оформленные сообщения. Конспекты логопедических занятий.

Рекомендуемая литература:

  1. Игнатьева С.А., Блинкова Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии.– М., 2004.

  2. Логопедия / Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н.– М., 1998.

  3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.– М., 2001.

  4. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной.– М., 2003.

  5. Рау Ф.Ф., Нейман Л.В., Бельтюков В.И. Использование и развитие слухового восприятия у глухих и тугоухих учащихся.– М., 1981г.

  6. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.– М., 1989.

  7. Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками.– М., 1996.



Тема: Особенности формирования коммуникативных навыков детей с множественными нарушениями развития на начальных этапах обучения.

Подготовить сообщение по данной теме. Доложить на практических занятиях.

Сообщение, сравнительная таблица.

Рекомендуемая литература:

  1. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями развития:педагогическая помощь.-М., 2008.- с.238.

  2. Жигорева М.В. Комплексная модель сопровождения развития дошкольников со сложными нарушениями: Монография. – М.:РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. – 145 с. (9 п. л.).

  3. Пташник Е. Несимволическая и символическая коммуникация слепоглухих детей.-Сергиев Посад, 2005.




Тема: Роль семьи в системе коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития

Подготовить сообщение по данной теме. Доложить на практических занятиях. Составление плана мероприятий с родителями. Разработка домашних заданий для родителей.

Письменно оформленные выступления. Конспекты, рекомендации.

Рекомендуемая литература:

  1. Б.Д. Корсунская. Воспитание глухого дошкольника в семье. – М., 1969.

  2. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. Библиотека для родителей / под ред. В.А. Феоктистовой. – М., 1993.

  3. Е.И. Исенина. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни/ Иваново – 1996.

  4. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями развития: педагогическая помощь.-М., 2008.- с.238.

  5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – М., 1993.

  6. Ипполитова Н.В., Мастюкова Е.М., Бабенкова Р.Д. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. – М., 1981.

  7. Камсюк Л.Г., Мартынов В.Л. Участие семьи в восстановительном лечении ребенка. – М., 1989.

  8. Леонгард ЭИ. И др. Я не хочу молчать! – М., 1990.

  9. Л.И. Солнцева, С.М. Хорош. Советы родителям по воспитанию слепых детей дошкольного возраста. – М., 1988.

  10. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г.Семейное воспитание аномальных детей. – М., 2004.

  11. Морева Н.А. Методические рекомендации родителям по обучению и воспитанию глухих дошкольников. – М., 1999.

  12. Ткачева В.В. Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004., №2.

  13. Шматко Н.Д. Если малыш не слышит…. – М., 2003.





7.Фонд оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации студентов по дисциплине

Зачет может быть выставлен студенту по результатам выполненных им заданий для самостоятельной работы, успешно выполненных контрольных работ, более 50% положительных ответов по материалам тестирования, а также с учетом активной работы на практических занятиях.


Тестовое задание

1.Комплексное нарушение развития - это когда имеется:

А)два первичных нарушения;

Б)одно первичное нарушение;

В)два первичных нарушения, но одно из них ведущее и имеет структуру дефекта, другое первичное нарушение структуры не имеет.

Г)одно первичное нарушение и осложняющие компоненты

2.Дети с комплексными нарушениями развития имеют:

А)два уровня психического развития;



Б)три уровня психического развития;

В)четыре уровня психического развития

Г)пять уровней психического развития

3. Система психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития состоит из:

а)двух модулей;

б)четырех блоков;



в)трех модулей

г)пяти направлений



4.Психолого-педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями развития осуществляется по линиям министерств:

а) - образования;

б)- здравоохранения и социального обеспечения;

в) - образования, здравоохранения и социального обеспечения;

г)- внутренних дел.



5. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида создается для обучения и воспитания:

а- детей с тяжелыми нарушениями речи;



б- неслышащих детей;

в- детей с задержкой психического развития;

г- слабослышащих детей.

6. В первые две недели учебного года педагогом-дефектологом проводится:

а- повышение квалификации;

б- индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми;

в- обследование детей, комплектование групп и подгрупп;

г- лечебные мероприятия.



7. Отбором детей и комплектованием групп для детей с комплексными нарушениями развития занимается:

а- медико-психолого-педагогическая комиссия;

б- медико-психолого-педагогический консилиум;

в- медико-психолого-педагогическая консультация;

г- аттестационная комиссия.



8. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение 5 вида создается для обучения и воспитания:

а- детей с тяжелыми нарушениями речи;

б- неслышащих детей;

в- детей с задержкой психического развития;

г- слабослышащих детей.

9. В конце учебного года педагог-дефектолог составляет:

а-перспективный план работы;

б-список учащихся;

в-планы подгрупповых занятий;



г-отчет.

10. Социальная реабилитация – это:

а)формирование навыков самообслуживания

б)замещение или перестройка нарушенных функций организма

в)оптимальное развитие функций сохранных анализаторов



г)включение ребёнка в социальную сферу, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.

  1. Процесс, включающий восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций, а также замещение последних – это
А)развитие

Б)адаптация

В)компенсация

Г)коррекция

12. Коррекция – это:

А)восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций

Б)создание адекватных условий для развития ребёнка с психофизическими нарушениями



В)система психолого-педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития или отклонения в поведении детей

Г)включение детей в социальную сферу, приобщение к жизни и труду.



13.Что из перечисленного является специальным для обучения слепых? а) устная форма речи

б)дактильная форма речи

в)жестовая речь

г) система Брайля

14.Сочетание в одном и том же глазу разных видов аномалий рефракции или разных степеней рефракции это:

А) агнозия;



Б) астигматизм;

Б)афакия:

Г)миопия.


  1. Первые группы для слепоглухонемых начали открываться в Европе в …веке

А) XVIII

Б) XIX


В) XX

Г) XVII


16. Первые группа для обучения слепоглухонемых в России была организована в …году

А) 1909


Каталог: sites -> default -> files
files -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
files -> Хроническая сердечная недостаточность и депрессия у лиц пожилого возраста
files -> Ирвин Ялом Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы
files -> Оценка элементного статуса в определении нутриентной обеспеченности организма. Значение нарушений элементного статуса при различной патологии
files -> Проблема безопасности продуктов питания
files -> Примерная программа профессионального модуля
files -> Бета-адреноблокаторы в терапии артериальной гипертензии// Лечащий врач. 2015. № С. 12-14
files -> Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение «научная медицинская библиотека»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница