Программа дисциплины «Технологии помощи и самопомощи при синдроме эмоционального сгорания и профессиональной деформации»



Скачать 449.08 Kb.
Pdf просмотр
Дата26.09.2017
Размер449.08 Kb.
ТипПрограмма дисциплины

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

кафедра экономики и социальной работы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Технологии помощи и самопомощи при синдроме эмоционального сгорания и
профессиональной деформации»

Направление подготовки: 39.03.02 Социальная работа
Профиль подготовки: Социальная работа в системе здравоохранения
Квалификация – бакалавр
Форма обучения – очная
Нормативный срок обучения – 4 год
Всего ЗЕТ – 3
Всего часов – 108, из них:

аудиторных занятий – 54 часов:
- лекций – 18 часов,
- практических занятий –36 часа.

самостоятельная работа – 54 часа.
- зачет – 5 семестр. г. Ставрополь, 2016 г.

2
Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии:

ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата), утвержденным приказом Минобрнауки России от «12» января 2016 № 8;

основная образовательная программа высшего образования по направлению подготовки
39.03.02 Социальная работа. Профиль подготовки: Социальная работа в системе здравоохранения, утвержденная Ученым советом университета «24» февраля 2016 г. протокол
№8;

учебным планом по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа, профиль подготовки: Социальная работа в системе здравоохранения, утвержденным Ученым советом университета «24» февраля 2016 г. протокол №8.
Разработчик учебной рабочей программы дисциплины: к.э.н., старший преподаватель кафедры экономики и социальной работы СтГМУ Киселѐва И.Н.
Рецензент: к.п.н., доцент, заведующая кафедрой социальной работы и социального права ГБОУ
ВПО «РГСУ» филиал в г. Ставрополе Бережная О.В.
Рабочая программа дисциплины обсуждена и одобрена на заседании кафедры экономики и социальной работы СтГМУ «25» февраля 2016 г. протокол № 10.

3
Пояснительная записка

Профессионально-личностное выгорание рано или поздно настигает всех работников социальной сферы и очень сильно осложняет жизнь специалистов. Профессиональная деятельность претерпевает значительные искажения в особо неблагоприятных и экстремальных условиях труда, которые могут привести к нарушениям разных систем организма и психики.
Социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом постоянно попадает в стрессовые ситуации. Проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие производственные факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника. Поэтому каждому сотруднику социальных учреждений необходимо знать способы повышения сохранности и способности качественно выполнять свои профессиональные и социальные обязанности.
Дисциплина «Технологии помощи и самопомощи при синдроме эмоционального сгорания и профессиональной деформации» посвящена изучению основных технологий регуляции актуального самочувствия и профессионально-личностного развития, активизации ресурсов личности на преодоление негативных эффектов и деформаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности и в повседневном общении социального работника.
Рабочая программа входит в состав учебно-методического комплекса по дисциплине.
Бумажный и электронный варианты утвержденной рабочей программы хранятся на кафедре (в том числе на страничке кафедры на сайте университета), в профильном деканате, учебно- методическом управлении и научной библиотеке СтГМУ

4
1. Цели и задачи дисциплины
Цель изучения дисциплины: формирование у обучающихся представлений о проблемах психологической помощи и самопомощи, особенностях саморегуляции профессионального и личностного функционирования и развития социального работника с целью сохранения психологического здоровья в целом.
Задачами дисциплины «Технологии помощи и самопомощи при синдроме эмоционального сгорания и профессиональной деформации» являются:
1.
Изучить процессы саморегуляции и развития личности с целью предотвращения нарушений профессионально-личностного функционирования и профессионально-личностных деформаций.
2.
Обучить регуляции актуального самочувствия и самоуправления в ситуациях обыденного и профессионального общения.
3.
Овладеть умениями выработки целей построения и реализации программы профессионально- личностного развития, активизации ресурсов личности на преодоление негативных эффектов и деформаций, возникающих в процессе реализации профессиональной деятельности и в повседневном общении социального работника.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Технологии помощи и самопомощи при синдроме эмоционального сгорания и профессиональной деформации» (Б1.Б.35) относится к дисциплинам базовой части, изучается в 5 семестре. Дисциплина является предшествующей для изучения дисциплин: «Общественное здоровье и здравоохранение», «Инновационные технологии медико-социального обслуживания»,
«Теория креативности и социальная инноватика», «Социальные аспекты паллиативной медицины»
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Перечень компетенций в соответствии с ФГОС:
Общекультурные компетенции (ОК):
1.
Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).
Общепрофессиональные компетенции (ОПК):
1.
Способность обеспечивать высокий уровень социальной культуры профессиональной деятельности и соблюдать профессионально-этические требования в процессе ее осуществления (ОПК-7);
2.
Способность к предупреждению и профилактике личной профессиональной деградации, профессиональной усталости, профессионального «выгорания» (ОПК-8).
Знания, умения и навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины:
ЗНАТЬ:
1.
Психофизиологические основы профилактики эмоционального выгорания социального работника.
2.
Особенности социальной работы с проблемными категориями населения.
3.
Проблематику, методы, основные достижения в области психологии самопомощи.
УМЕТЬ:
1.
Использовать теоретические знания для анализа различных видов психосоматических расстройств.
2.
Предупреждать личностную профессиональную деформацию, профессиональную усталость, профессиональное «выгорание».



5
ВЛАДЕТЬ:
1.
Диагностическим инструментарием изучения психоэмоционального состояния персонала социального учреждения.
2.
Практическими умениями психологической помощи и самопомощи в процессе саморегуляции.


Матрица компетенций, вырабатываемых у студентов в результате изучения дисциплины
№/
№ темы
Наименование темы
Наименование компетенции
Студент должен
ОК
-7
ОПК
-7
ОПК
-8
знать умет ь влад еть
1
Синдром эмоционального сгорания как один из факторов профессиональной деформации
+
+
+
+
+
+
2
Факторы, влияющие на формирование синдрома эмоционального сгорания
+
+
+
+
+
+
3
Стадии профессионального сгорания и его влияние на личность профессионала
+
+
+
+
+
+
4
Симптомы профессионального выгорания.
+
+
+
+
+
+
5
Основные направления в профилактике и коррекции эмоционального выгорания социального работника.
+
+
+
+
+
+
6
Методы диагностики психоэмоционального состояния персонала социального учреждения
+
+
+
+
+
+
7
Личностные особенности как способ профилактики синдрома эмоционального сгорания
+
+
+
+
+
+
8
Технологии помощи при синдроме эмоционального сгорания и профессиональной деформации
+
+
+
+
+
+
9
Технологии самопомощи при синдроме эмоционального сгорания и профессиональной деформации
+
+
+
+
+
+
10
Конструктивное поведение личности в конфликтах
+
+
+
+
+
+

4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет: 3 зачетные единицы (108 часов)
№ п/п
Виды учебной работы
Всего часов семестры
5
1.
Аудиторные занятия
54
54
в том числе:
Лекции (Л)
18 18
Практические занятия (ПЗ)
36 36
Семинарские занятия (СЗ)
Лабораторные работы (ЛР)*
2.
Самостоятельная работа студентов (СРС)
54
54
в том числе: самоподготовка (самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.)
54 54
3.
Промежуточная аттестация (зачет)


Общая трудоемкость дисциплины
108
108



6
5. Содержание дисциплины

5.1 Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Синдром эмоционального сгорания как один из факторов профессиональной
деформации
Цели и задачи курса «Технологии помощи и самопомощи при синдроме эмоционального сгорания и профессиональной деформации». Научно-методическое и информационное обеспечение учебного курса.
Профессиональная деформация как условие профессионализации личности. Возникновение профессиональных деформаций на этапе профессионального обучения, в процессе специализации по профессии.
Профессиональные деформации, возникающие в процессе многолетнего выполнения одной и той же профессиональной деятельности. «Профессиональное выгорание» как одна из форм нарушения профессионального здоровья. «Профессиональное выгорание» как выработанный личностью защитный механизм в ответ на психотравмирующие воздействия в сфере профессиональной деятельности.
Понятие эмоционального выгорания в историческом и современном контексте.
Профессиональная деформация социальных работников.

Тема 2. Факторы, влияющие на формирование синдрома эмоционального сгорания
Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью. Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации. Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе. Факторы, связанные с деловой карьерой. Факторы, связанные с организационной структурой и психологическим климатом. Внеорганизационные источники стресса.

Тема 3. Стадии профессионального сгорания и его влияние на личность профессионала
Стадии профессионального выгорания личности. Первая стадия - фаза напряжения, приглушения эмоций, сглаживание остроты чувств и переживаний. Вторая стадия - возникновение недоразумений, неприязни, раздражения. Третья стадия - искажение представлений о ценностях труда, об общечеловеческих ценностях.
Влияние выгорания на сферу профессиональной деятельности, межличностные отношения, соматическое здоровье.
Тема 4. Симптомы профессионального выгорания
Симптомы проявления эмоционального выгорания. Психофизические симптомы проявления эмоционального выгорания. Социально-психологические симптомы проявления эмоционального выгорания. Поведенческие симптомы проявления эмоционального выгорания.
Тема 5. Основные направления в профилактике
и коррекции эмоционального выгорания социального работника
Понятие саморегуляции эмоционального состояния.
Основные методы и приемы снятия стресса. Актуализация личного опыта использования различных приемов снятия стресса, саморегуляции. Обучение социальных работников основным приемам саморегуляции.

7
Тема 6. Методы диагностики психоэмоционального состояния персонала
социального учреждения
Модели и методы изучения синдрома эмоционального сгорания.
Тестирование, анкетирование, информирование специалистов о их психическом здоровье, психологическое консультирование.
Опросник на выявление эмоционального выгорания MBI. Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Л.П. Пономаренко, О.П. Белоусова). Методика «Прогноз».

Тема 7. Личностные особенности как способ профилактики
синдрома эмоционального сгорания
Личностные особенности, препятствующие формированию эмоционального выгорания.
Личностная выносливость. Содержание и взаимосвязь понятий «самоактуализация»,
«самоактуализирующаяся личность», «профилактика синдрома выгорания».Самоактулизация как выбор в пользу личностного роста.
Тема 8. Технологии помощи при синдроме
эмоционального сгорания и профессиональной деформации
Занятия-тренинги с использованием релаксационных и медитативных техник для снятия эмоциональной напряженности. Психологические практикумы с использованием коррекционных технологий. Коррекционные здоровьесберегающие технологии: арттерапия, аутотренинг, ароматерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкатерапия, фитотерапия, театротерапия, цветотерапия, игротерапия, и их использование в практике работы с персоналом социальной службы. Упражнения на снятие напряжения, скованности. Дыхательные упражнения. Релаксация.
Визуализация. Мобилизационные упражнения. Разработка памяток-советов по преодолению признаков эмоционального сгорания. Способы преодоления болезненного состояния при синдроме эмоционального выгорания.

Тема 9. Технологии самопомощи при синдроме
эмоционального сгорания и профессиональной деформации
Физиологические методы и технологии самопомощи при синдроме эмоционального сгорания и профессиональной деформации: режим сна, рациональное питание, физические нагрузки, фитотерапия, массаж, водные процедуры, дыхательные упражнения, ароматерапия.
Эмоционально-волевые методы и технологии самопомощи при синдроме эмоционального сгорания и профессиональной деформации: общение с семьей, друзьями, занятия любимыми делами, хобби, проведение свободного времени на природе, с животными, музыкотерапия, библиотерапия и др. Аутогенная тренировка как средство снятия эмоционального напряжения и физической усталости, улучшения самочувствия, повышения работоспособности и творческой активности. Методы и приемы аутогенной тренировки. Освоение социальными работниками первой и второй ступеней аутогенной тренировки.
Тема 10. Конструктивное поведение личности в конфликтах
Понятие конфликта. Виды конфликтов. Трехкомпонентная структура общения. Социально - перцептивная сторона общения (психологические механизмы создания образа собеседника).
Коммуникативная сторона общения (вербальные и невербальные средства общения).
Интерактивная сторона общения (позиции и роли).
Поведение в конфликте. Коммуникативная компетентность.
Использование вербальных и невербальных средств общения для выработки навыков эффективного общения в различных сферах жизнедеятельности.

8
5.2 Разделы (темы) дисциплины и формы занятий
№ п/п
Наименование раздела дисциплины
Всего часов
Аудиторные занятия (часы) в том числе
С
амост раб ота лекции практич.
Тема 1
Синдром эмоционального сгорания как один из факторов профессиональной деформации
10 4
4 2
Тема 2
Факторы, влияющие на формирование синдрома эмоционального сгорания
6 4
-
4
Тема 3
Стадии профессионального сгорания и его влияние на личность профессионала
4
-
6 6
Тема 4
Симптомы профессионального выгорания.
8
-
6 6
Тема 5
Основные направления в профилактике и коррекции эмоционального выгорания социального работника.
4 2
-
6
Тема 6
Методы диагностики психоэмоционального состояния персонала социального учреждения
8 2
6 6
Тема 7
Личностные особенности как способ профилактики синдрома эмоционального сгорания
6 2
-
6
Тема 8
Технологии помощи при синдроме эмоционального сгорания и профессиональной деформации
8
-
6 6
Тема 9
Технологии самопомощи при синдроме эмоционального сгорания и профессиональной деформации
10 2
4 6
Тема 10
Конструктивное поведение личности в конфликтах
10 2
4 6

Итого
108 18 36 54

5.3 План лекций

№ п/п
Кол-во часов
Тема лекции
Перечень учебных вопросов
1 4
Тема 1. Синдром эмоционального сгорания как один из факторов профессиональной деформации
1. Цели и задачи курса
2.Профессиональная деформация как условие профессионализации.
3.«Профессиональное выгорание» как одна из форм нарушения профессионального здоровья.
4.Понятие эмоционального выгорания в историческом и современном контексте.
5.Профессиональная деформация социальных работников.
2 4
Тема 2. Факторы, влияющие на формирование синдрома эмоционального сгорания
1.Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью.
2. Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации.
3.Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе.
4.Факторы, связанные с деловой карьерой.
5.Факторы, связанные с организационной структурой и психологическим климатом.

9 6.Внеорганизационные источники стресса.
3 2
Тема 5. Основные направления в профилактике и коррекции эмоционального выгорания социального работника.
1.Понятие саморегуляции эмоционального состояния.
2.Основные методы и приемы снятия стресса.
3.Актуализация личного опыта использования различных приемов снятия стресса, саморегуляции.
4 2
Тема 6. Методы диагностики психоэмоционального состояния персонала социального учреждения
1.Модели и методы изучения синдрома эмоционального сгорания.
2.Тестирование, анкетирование, информирование специалистов о их психическом здоровье, психологическое консультирование.
3.Опросник на выявление эмоционального выгорания
MBI.
Тест на самооценку стрессоустойчивости личности
(Л.П.
4.Пономаренко, О.П. Белоусова).
5.Методика «Прогноз».
5 2
Тема 7. Личностные особенности как способ профилактики синдрома эмоционального сгорания
1.Личностные особенности, препятствующие формированию эмоционального выгорания.
2.Личностная выносливость.
3.Содержание и взаимосвязь понятий
«самоактуализация»,
«самоактуализирующаяся личность», «профилактика синдрома выгорания».
4.Самоактулизация как выбор в пользу личностного роста.
6 2
Тема 9. Технологии самопомощи при синдроме эмоционального сгорания и профессиональной деформации
1.Физиологические методы и технологии самопомощи при синдроме эмоционального сгорания и профессиональной деформации
2.Эмоционально-волевые методы и технологии самопомощи при синдроме эмоционального сгорания и профессиональной деформации
3.Аутогенная тренировка как средство снятия эмоционального напряжения и физической усталости
4.Методы и приемы аутогенной тренировки.
5.Освоение социальными работниками первой и второй ступеней аутогенной тренировки.
7 2
Тема 10. Конструктивное поведение личности в конфликтах
1.Понятие конфликта.
2.Виды конфликтов.
3.Трехкомпонентная структура общения.
4. Социально - перцептивная сторона общения.
5.Коммуникативная сторона общения.
6.Интерактивная сторона общения.
7.Поведение в конфликте.

5.4 План семинарских занятий
№ п/п
Кол-во часов
Тема занятия
Перечень учебных вопросов
1 4
Тема 1. Синдром эмоционального сгорания как один из факторов профессиональной деформации
1.
Понятие эмоциональное сгорание в историческом и современном аспекте.
2.
Стадии развития синдрома и его влияние на личность профессионала.

10 3.
Симптомы эмоционального сгорания
4.
Методы диагностики синдрома.
2 6
Тема 3. Стадии профессионального сгорания и его влияние на личность профессионала
1.
Первая стадия - фаза напряжения, приглушения эмоций, сглаживание остроты чувств и переживаний.
2.
Вторая стадия - возникновение недоразумений, неприязни, раздражения.
3.
Третья стадия - искажение представлений о ценностях труда, об общечеловеческих ценностях.
4.
Влияние выгорания на сферу профессиональной деятельности, межличностные отношения, соматическое здоровье
3 6
Тема 4. Симптомы профессионального выгорания.
1.Психофизические симптомы проявления эмоционального выгорания.
2.Социально-психологические симптомы проявления эмоционального выгорания.
3.Поведенческие симптомы проявления эмоционального выгорания.
4 6
Тема 6. Методы диагностики психоэмоционального состояния персонала социального учреждения
1.Модели и методы изучения синдрома эмоционального сгорания.
2.Тестирование, анкетирование, информирование специалистов о их психическом здоровье, психологическое консультирование.
3.Опросник на выявление эмоционального выгорания MBI.
4. Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Л.П. Пономаренко, О.П. Белоусова).
5.Методика «Прогноз».
5 6
Тема 8. Технологии помощи при синдроме эмоционального сгорания и профессиональной деформации
1.Занятия-тренинги с использованием релаксационных и медитативных техник для снятия эмоциональной напряженности.
2.Психологические практикумы с использованием коррекционных технологий.
3. Коррекционные здоровьесберегающие технологии и их использование в практике работы с персоналом социальной службы.
4.Упражнения на снятие напряжения, скованности.
5.Разработка памяток-советов по преодолению признаков эмоционального сгорания.
6 4
Тема 9. Технологии самопомощи при синдроме эмоционального сгорания и профессиональной деформации
1.Физиологические методы и технологии самопомощи при синдроме эмоционального сгорания и профессиональной деформации
2.Эмоционально-волевые методы и технологии самопомощи при синдроме эмоционального сгорания и профессиональной деформации
3.Аутогенная тренировка как средство снятия эмоционального напряжения и физической усталости, улучшения самочувствия, повышения работоспособности и творческой активности.
7 4
Тема 10. Конструктивное поведение личности в
1.Неоднозначность современных представлений о функциях конфликта.

11 конфликтах
2.Сигнальная, дифференцирующая и динамическая функции конфликта.
3.Основные модели поведения личности в конфликте: соперничество, приспособление, избегание, компромисс и сотрудничество.
4.Нормативная, переговорная, конфронтационная и манипулятивные стратегии поведения личности в конфликте.

5.5 Занятия, проводимые в интерактивной форме
№ п/п
Форма занятия
(Л, ПЗ, СЗ)
Используемые интерактивные образовательные технологии
Кол-во часов
1.
Л. Тема 5. Основные направления в профилактике и коррекции эмоционального выгорания социального работника.
Проблемная лекция, решение проблемных ситуаций
2 2
Тема 6. Методы диагностики психоэмоционального состояния персонала социального учреждения
Семинар-дискуссия.
Защита проектов
4 3
ПЗ. Тема 8. Технологии помощи при синдроме эмоционального сгорания и профессиональной деформации
Деловая игра, ролевые игры
4 4
Тема 9. Технологии самопомощи при синдроме эмоционального сгорания и профессиональной деформации
Деловая игра, ролевые игры
4

5.6 Самостоятельное изучение разделов (тем)
№ п/п Наименование раздела дисциплины (модуля). Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение.
Виды СРС
Кол-во часов
1.
Тема 1. Синдром эмоционального сгорания как
один из факторов профессиональной деформации
Профессиональная деформация как условие профессионализации. «Профессиональное выгорание» как одна из форм нарушения профессионального здоровья. Понятие эмоционального выгорания в историческом и современном контексте.
Профессиональная деформация социальных работников.
Составление картотеки информационных источников по содержанию дисциплины.
Конспектирование источников
2 2
Тема 2. Факторы, влияющие на формирование
синдрома эмоционального сгорания
Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью. Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации.
Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе. Факторы, связанные с деловой карьерой.
Факторы, связанные с организационной структурой и психологическим климатом. Внеорганизационные источники стресса.
Составление
«вредных советов» - рекомендаций для быстрого формирования синдрома эмоционального сгорания
4 3
Тема 3. Стадии профессионального сгорания и
его влияние на личность профессионала
Стадии профессионального выгорания личности.
Первая стадия - фаза напряжения, приглушения эмоций, сглаживание остроты чувств и переживаний.
Вторая стадия - возникновение недоразумений, неприязни, раздражения. Третья стадия - искажение представлений о ценностях труда, об общечеловеческих ценностях. Влияние выгорания на сферу профессиональной деятельности, межличностные отношения, соматическое здоровье.
Написание доклада
«Влияние выгорания на сферу профессиональной деятельности», конспектирование источников
6

12 4
Тема 4. Симптомы профессионального
выгорания.
Психофизические симптомы проявления эмоционального выгорания. Социально- психологические симптомы проявления эмоционального выгорания. Поведенческие симптомы проявления эмоционального выгорания.
Подготовка к практическому занятию.
6 5
Тема 5. Основные направления в
профилактике и коррекции эмоционального
выгорания социального работника.
Понятие саморегуляции эмоционального состояния.
Основные методы и приемы снятия стресса.
Актуализация личного опыта использования различных приемов снятия стресса, саморегуляции.
Подготовка к практическому занятию, подготовка к итоговой аттестации
6 6
Тема 6. Методы диагностики
психоэмоционального состояния персонала
социального учреждения
Модели и методы изучения синдрома эмоционального сгорания. Тестирование, анкетирование, информирование специалистов о их психическом здоровье, психологическое консультирование. Опросники на выявление эмоционального выгорания.
Подготовка к практическому занятию.
Написание доклада
«Методы диагностики психоэмоционального состояния персонала»
Подготовка к итоговой аттестации
6 7
Тема 7. Личностные особенности как способ
профилактики синдрома эмоционального сгорания
Личностные особенности, препятствующие формированию эмоционального выгорания.
Личностная выносливость. Содержание и взаимосвязь понятий «самоактуализация», «самоактуализирующаяся личность», «профилактика синдрома выгорания».
Самоактулизация как выбор в пользу личностного роста.
Самостоятельная работа по разработке программы по пропаганде здорового образа жизни
Подготовка к итоговой аттестации
6
8
Тема 8. Технологии помощи при синдроме
эмоционального сгорания и профессиональной
деформации
Занятия-тренинги с использованием релаксационных и медитативных техник для снятия эмоциональной напряженности. Психологические практикумы с использованием коррекционных технологий.
Коррекционные здоровьесберегающие технологии и их использование в практике работы с персоналом социальной службы. Упражнения на снятие напряжения, скованности
Подготовка к практическому занятию
Разработка памяток- советов по преодолению признаков эмоционального сгорания.
6
9
Тема 9. Технологии самопомощи при синдроме
эмоционального сгорания и профессиональной
деформации
Физиологические методы и технологии самопомощи при синдроме эмоционального сгорания и профессиональной деформации. Эмоционально- волевые методы и технологии самопомощи при синдроме эмоционального сгорания и профессиональной деформации. Аутогенная тренировка как средство снятия эмоционального напряжения и физической усталости, улучшения самочувствия, повышения работоспособности и творческой активности.
Подготовка доклада
«Методы и технологии самопомощи при синдроме эмоционального сгорания»
6 10
Тема 10. Конструктивное поведение личности в
конфликтах
Понятие конфликта. Виды конфликтов. Структура общения Поведение в конфликте. Использование
Подготовка к итоговой аттестации.
6

13 вербальных и невербальных средств общения для выработки навыков эффективного общения в различных сферах жизнедеятельности.

54


6. Библиотечно-информационные ресурсы

6.1 Основная литература
1.
Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям [Электронный ресурс] / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Изд-во "Институт психологии РАН",
2009. - 351 с. - Режим доступа : http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785927001538.html
2.
Холостова Е.И. Технология социальной работы [Электронный ресурс] : учеб. для бакалавров / Е.И. Холостова, Л.И. Кононова - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и
К",
2013.

478 с.
-
Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394020117.html
6.2 Дополнительная литература
2.
Гигиена труда [Электронный ресурс] : учеб. / Н.Ф. Измеров, В.Ф. Кириллов, В.В. Матюхин и др. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 592 с. - Режим доступа : http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970415931.html

6.3 Базы данных, справочные и поисковые системы, Интернет-ресурсы, ссылки

1.
Портал «Гуманитарное образование» - http://www.humanities.edu.ru/
2.
Федеральный портал «Российское образование»- http://www.edu.ru/
3.
Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»- http://shool-collection.edu.ru/
4.
Студенческая электронная он-лайн библиотека- http://yourlib.net/content/view/10/3/
5.
Вербальные и невербальные коммуникации.
Характеристики общения
- http://www.kadry.ru/articles/detail.php?ID=14732 6.
Сайт психолога. Консультирование. http://psischool.ucoz.ru/index/konsultirovanie/0-40

7.
Профессиональное выгорание – http/ www.mgeneral.com/3-now/98-now012498ml/htm
8.
Экзистенциальный анализ синдрома эмоционального выгорания – http/psyhelh- mylife.ru/library/53-sev.html
9.
Профессиональная деформация личности и синдром эмоционального выгорания - http/ www. psychology online.net
10.
Профилактика профессионального выгорания. Glenn A.Roberts- http://wwmed.org/page.php?al=profilaktika_professiona
11.
Программа профилактики профессионального выгорания - http/ www. c- psy.ru›index.php/specialists/2011-12-28-14-04 1.
Гулевский В.Я. Индивидуальная психотерапия: Практикум [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студ. вузов / В.Я. Гулевский. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 189 с. - Режим доступа
: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785756704709.html

14
7. Оценочные средства

7.1 Примерные вопросы для самоконтроля

1.
Синдром эмоционального сгорания как один из факторов профессиональной деформации
2.
Стадии профессионального выгорания личности.
3.
Методы диагностики психоэмоционального состояния
4.
«Профессиональное выгорание» как одна из форм нарушения профессионального здоровья.
5.
Влияние выгорания на сферу профессиональной деятельности, межличностные отношения, соматическое здоровье.
6.
Личностные особенности, препятствующие формированию эмоционального выгорания.
7.
Понятие эмоционального выгорания в историческом и современном контексте.
8.
Психофизические симптомы проявления эмоционального выгорания.
9.
Технологии помощи при синдроме эмоционального сгорания и профессиональной деформации
10.
Профессиональная деформация социальных работников.
11.
Поведенческие симптомы проявления эмоционального выгорания
12.
Занятия-тренинги с использованием релаксационных и медитативных техник для снятия эмоциональной напряженности.
13.
Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе.
14.
Социально-психологические симптомы проявления эмоционального выгорания.
15.
Коррекционные здоровьесберегающие технологии и их использование в практике работы с персоналом социальной службы.
16.
Факторы, влияющие на формирование синдрома эмоционального сгорания
17.
Основные направления в профилактике эмоционального выгорания социального работника.
18.
Упражнения на снятие напряжения, скованности
19.
Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью.
20.
Основные направления коррекции эмоционального выгорания социального работника.
21.
Технологии самопомощи при синдроме эмоционального сгорания и профессиональной деформации
22.
Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации.
23.
Понятие саморегуляции эмоционального состояния.
24.
Физиологические методы и технологии самопомощи при синдроме эмоционального сгорания
25.
Факторы стресса, связанные с организационной структурой и психологическим климатом.
26.
Основные методы и приемы снятия стресса.
27.
Эмоционально-волевые методы и технологии самопомощи при синдроме эмоционального сгорания
28.
Внеорганизационные источники стресса.
29.
Модели и методы изучения синдрома эмоционального сгорания.
30.
Аутогенная тренировка как средство снятия эмоционального напряжения и физической усталости, улучшения самочувствия, повышения работоспособности и творческой активности.





15
7.2 Примерные вопросы к зачету

1.
Понятие профессионального выгорания
2.
История изучения проблемы профессионального выгорания
3.
Профессиональные группы риска выгорания
4.
Модели профессионального выгорания
5.
Структурные компоненты выгорания
6.
Факторы развития выгорания
7.
Основные психологические причины выгорания
8.
Симптомы профессионального выгорания
9.
Развитие выгорания специалиста
10.
Основное назначение деятельности социального работника
11.
Актуальные проблемы деятельности социального работника
12.
Влияние личности социального работника на эффективность профессиональной деятельности
13.
Факторы риска деятельности социального работника для развития выгорания
14.
Основные качества личности социального работника, препятствующие профессиональному выгоранию
15.
Методы диагностики психоэмоционального состояния
16.
Методы профилактики и коррекции профессионального выгорания
17.
Технологии помощи при синдроме эмоционального сгорания и профессиональной деформации
18.
Характеристика методов саморегуляции
19.
Методы и приемы развития эмоциональной гибкости и эмоциональной устойчивости специалиста.
20.
Конструктивное поведение личности в конфликтах

8. Материально-техническое обеспечение

1.
Компьютерный класс.
2.
Интерактивная доска+ПК+видеопроектор.
Программное обеспечение.
1.
Создание и редактирование текстов - Microsoft Word 2007, 2010.
2.
Создание и редактирование электронных таблиц - Microsoft Excel 2003, 2007, 2010.
3.
Создание и редактирование мультимедийных презентаций - Microsoft PowerPoint 2003, 2007,
2010.
4.
Управление базами данных - Microsoft Access 2003, 2007, 2010.

16
9. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи
со смежными (последующими) дисциплинами

№ п/п
Наименование последующих дисциплин
Номера разделов (тем) данной дисциплины, необходимые для изучения последующих дисциплин
Согласовано:
(подпись зав. кафедрами)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1
Инновационные технологии медико-социального обслуживания
+ +
+ + +

2
Общественное здоровье и здравоохранение
+ + + +





+

3
Теория креативности и социальная инноватика





+ + + +


4
Социальные аспекты паллиативной медицины
+





+ + + +



Каталог: userfiles -> depts -> economics social -> social services -> Bakalavriat
depts -> Методическая разработка к практическому занятию для студентов по специальностям
depts -> Кафедра гигиены
depts -> Общая врачебная практика (семейная медицина)
depts -> Рабочая учебная программа последипломного обучения врачей вид обучения (условное обозначение, код) Ординатура
economics social -> Конспект по дисциплине «Научно-исследовательский семинар»
Bakalavriat -> Программа дисциплины «Основы социальной медицины»
economics social -> Методические рекомендации к лекциям по дисциплине «Стратегии конкурентоспособности в здравоохранении»
economics social -> Учебное пособие для семинарской, практической и самостоятельной работы студентов очного отделения по специальностям


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница