Программа для группы оздоровительной направленности ( 4- 5лет) «Если хочешь быть здоров…»



страница1/5
Дата28.09.2017
Размер1.08 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Лесколовский центр образования»

дошкольное отделение

Принято на педагогическом совете

Протокол №______от « _____ » _____________201___г.



Утверждено:

Приказом директора МОУ "СОШ "ЛЦО"

______от « _____ » _____________201___г.





Программа

для группы оздоровительной направленности

( 4- 5лет)



«Если хочешь быть здоров…»

(Приложение к ООП ДОО МОУ "СОШ "ЛЦО)



Автор разработчик:

Шевцова Г.Е.- воспитатель


п. Лесколово


СОДЕРЖАНИЕ

I. Целевой раздел_______________________________________________________________________________ 3
1.1. Пояснительная записка

- Цели и задачи, принципы оздоровительной деятельности детей 4-5 года жизни

- Особенности развития организма детей четвертого, пятого года жизни

- Приоритетные направления деятельности

- Особенности осуществления образовательного процесса

- Принципы и подходы к формированию программы

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

1.3. Результаты освоения программы


II. Содержательный раздел ___________________________________________________________________________________________11
2.1. Содержание образования по пяти образовательным областям

2.2. Средства реализации Программы

2.3. Анализ ресурсного обеспечения программы

2.4 Материально-технические условия

2.5. Взаимодействие с семьей
III. Организационный раздел___________________________________________________________________ 27
3.1. Включение компонентов оздоровительной работы в режим дня

3.2. Предложения для реализации данной программы:

3.2. Предложения для реализации данной программы
IV. Дополнительный раздел____________________________________________________________________36
4.1. Комплексное методическое приложение

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Нормативно-правовые документы.

Программа оздоровительной направленности для детей 4- 5 лет разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:



  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.11.2013г. № 1155);

  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).


"Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым:

пусть он работает, действует, бегает, кричит,

пусть он находится в постоянном движении!"

Жан-Жак Руссо
Общеизвестно, что здоровье – одно из важнейших человеческих ценностей, это важный фактор жизнедеятельности человека, означающий не только свободу деятельности, но и обязательное условие его полноценного участия в физическом и умственном труде, в общественной и личной жизни.

По мнению педагогов, психологов, медиков здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей в ценностях человека в нашем обществе. Все исследователи едины во мнении, что детей с самого раннего возраста необходимо научить ценить, беречь и укреплять свое здоровье, и лишь в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Исследования специалистов выявили неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей за последние 15 лет. Количество детей–дошкольников с хронической патологией увеличилось в 2 раза (с 11, 8 до 21, 3 – 26, 9 %, а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось до 5-6 % (данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН). В настоящее время 50 % детей дошкольного возраста имеют функциональные отклонения, ведущими среди которых являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно- сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. Каждый третий ребенок имеет сниженную остроту зрения. Только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми.

Реально оказать влияние на здоровье в условиях ДОО можно лишь через создание условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей, а также пропагандируя и внедряя здоровый образ жизни среди родителей воспитанников.

Единство физического, психологического здоровья и эмоционального благополучия ребенка, не сводится к узко педагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Оно предусматривает создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении. Это:


  • профессионализм педагогических кадров;

  • соответствующее материально-техническое оснащение ДОО;

  • организация деятельности ДОО, основанная на эффективных результатах научно-методических исследований в области развития и оздоровления дошкольников;

  • мотивация коллектива на внедрение инновационных процессов, способствующих развитию и укреплению здоровья воспитанников;

  • целенаправленное финансово-экономическое обеспечение развития ДОО.


Цель программы: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.
Задачи программы:

  • Разработать индивидуальные маршруты оздоровления часто болеющих детей на основе взаимодействия с семьёй;

  • Обеспечение семей часто болеющих детей всей имеющейся информацией о передовых и эффективных технологиях и методиках по оздоровлению детей;

  • Разработать комплексный план оздоровительных и профилактических мероприятий на основе интеграции деятельности специалистов.


Принципы:

При практической реализации поставленных задач мы основываемся на следующих основных принципах здоровьесберегающих технологий:



  • принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками.

  • принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОО.

  • принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

  • принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

  • принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.

  • принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.

  • принцип успешности заключается, в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задание, которое он способен успешно выполнить.

  • принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.

  • принцип целостно – смыслового равенства взрослого и ребенка подразумевает, что в ДОУ создаются условия для наиболее полного раскрытия личности ребенка, а педагог старается максимально развить способности детей.

  • принцип индивидуального выбора решает задачу формирования у ребенка делать сознательный, правильный для себя выбор.

  • принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

  • принцип взаимодействия ДОУ и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

  • принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Реализация программы базируется на комплексном подходе в работе с детьми.
Программа:

  • строится с учетом принципа интеграции физкультурно- лечебно- оздоровительных мероприятий в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и интеграцией образовательных областей;

  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

  • допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от индивидуальных особенностей здоровья воспитанников.


Особенности развития организма детей четвертого, пятого года жизни.

Физическое развитие. 

В период первого детства (3—7 лет) мальчики и девочки мало различаются по внешней форме тела и многим физиологическим параметрам организма. От первого года жизни до 4—5 лет скорость роста детей замедляется. Все размеры тела увеличиваются относительно равномерно. При этом существенных изменений в зависимости от сезонов года не наблюдается. Годичные прибавки роста составляют от 4,0 до 5,0 см, массы тела — до 1,5—2,0 кг. Скорость ростовых процессов увеличивается на шестом году жизни, при этом изменяются соотношения пропорций тела.

Ориентировочное определение показателей физического развития (длина и масса тела) позволяет сопоставить данные о развитии каждого ребенка с возрастными нормативами или оценить пропорциональность размеров по формулам (индексам). Например, применяется росто-весовой индекс: I = P/L2 (т.е. вес ребенка в кг делится на квадрат роста в метрах).
Костно-мышечная система

В возрастном периоде 3—6 лет у детей идет формирование осанки и свода стопы. Естественные кривизны позвоночника (шейная, грудная) еще не установились и в положении лежа сглаживаются. Костная ткань все еще богата органическими элементами. Это обусловливает большую эластичность скелета и, как в раннем детстве, у дошкольников легко возникают деформации позвоночника при длительном напряжении, подъеме тяжестей, неправильной позе во время занятий за столом. Возможно так же уплощение стоп при ношении обуви, не отвечающей своими размерами и материалами, из которых она изготовлена, требованиям гигиены. В период формирования свода стопы и для его правильного положения необходимо практиковать: хождение детей босиком, выполнение специальных упражнений, массаж, водные процедуры.

Для повышения выносливости и сохранения здоровья существенное значение имеет длительное, не менее 3,5—4,0 ч., пребывание детей на воздухе в течение дня, из этого времени 1,5—2,0 ч. в период солнечной инсоляции. В таких условиях лучше осуществляется нормальный фосфорно-кальциевый обмен, который влияет на скелет и функциональное состояние мышц спины.

У дошкольников характерно преобладание тонуса мышц-сгибателей, что приводит к невозможности при длительном сидении детей удержания спины выпрямленной. Именно поэтому ребенок не должен более 15 минут сидеть за столом без движения. Для снятия усталости и формирования правильной осанки показано выполнение физических упражнений. Вместе с тем целесообразно на всех занятиях с детьми уже среднего дошкольного возраста вводить упражнения для кистей рук. Такие упражнения способствуют развитию точной координации мелких движений рук.

Для нормального развития костной ткани детей дошкольного возраста необходимо также и правильное сбалансированное питание (с обязательным содержанием минеральных веществ — кальция, фосфора, магния и др.), обилие света и наличие ультрафиолетовых лучей солнца во время прогулок, всегда доброкачественного воздуха в помещениях во время игр, занятий и сна, достаточный объем естественных движений.

С костной системой органически связаны мышечная система и инервационный (нервный) аппарат, ибо они совместно обеспечивают движения человека: от 3 до 5 лет величина мышечных усилий у детей повышается. Постепенно устанавливаются содружественные движения рук и ног.

У детей на пятом году жизни хорошо выражено развитие крупных мышц (туловища, преимущественно спины, плеча, предплечья, бедра и др.), мелкие же мышцы (например, кисти рук) далеки от своего полного развития. Дети в 5—6 лет успешно овладевают основными видами движений (ходьба, бег, безотрывная фаза которого только появляется, прыжки, метание), но тонкая координация движений недостаточно совершенна, поэтому производить мелкие и точные движения ребенку еще сложно.

С четырехлетнего возраста длина шага при ходьбе у детей увеличивается до 39,0—40,5 см, а темп уменьшается. Длина шага при беге также увеличивается. Так, например, у детей, достигших 5 лет, при пробегании дистанции в 30,0 м длина шагов достигает 59—62 см при их частоте 248,0—258,0 в минуту. В 6 лет у мальчиков и девочек наблюдаются более высокие показатели быстроты, силы, скоростно-силовых качеств, ловкости, чем в 4—5 лет. В гибкости различия между мальчиками и девочками не проявляются. Примерный перечень двигательных навыков и умений, которые должны быть сформированы у детей 4-, 5- и 6-летнего возраста, мы приводим ниже.

К 4 годам ребенок должен уметь ходить на носках, высоко поднимая колени, приставными шагами вперед и в сторону, ходить по доске, положенной наклонно (с приподнятым на высоту 30—35 см концом), догонять и убегать со сменой направлений, прыгать на одной ноге, перепрыгивать через небольшие препятствия (5 см), бросать мяч не менее чем на 2,5 м, попадать мячом в ящик с расстояния 1,5—2 м, влезать на гимнастическую стенку.

К 5 годам дети должны уметь подпрыгивать, поворачиваясь кругом; ноги врозь, ноги вместе; прыгать в длину на 60 см, перепрыгивать через предметы высотой 5—10 см; прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед; бросать мяч на 3,5—6,5 м; бросать двумя руками снизу, из-за головы; попадать в цель с расстояния 2—2,5 м; ходить на четвереньках, опираясь на стопы и ладони.
Дыхательная система. 

В дошкольном возрасте продолжается развитие органов дыхания. Одной из особенностей бронхолегочной ткани у дошкольников является большое количество кровеносных и лимфатических сосудов. Обильное кровоснабжение слизистой оболочки гортани, трахеи и бронхов является причиной более выраженных воспалительных реакций у детей дошкольного возраста в виде отеков слизистой оболочки и влажного кашля при острых респираторных заболеваниях.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) уже в 4 года достигает 1,1 л, частота дыхания — 27—28 в минуту. Затем ЖЕЛ с возрастом, особенно с 5 лет, начинает существенно увеличиваться (1,2—1,4). Увеличивается и экскурсия ("расширение и сжатие") грудной клетки при вдохе и выдохе. Минутный объем легких у 5-летних детей достигает 5800 мл, возрастает сила дыхательных мышц.
Система дыхания дошкольников очень чувствительна к вредным примесям воздуха (в том числе табачному дыму) и присутствию болезнетворных микробов. Поэтому необходимо постоянно заботиться о чистоте воздуха в квартире и комнате ребенка. Это требование легко обеспечить правильным сквозным проветриванием всех помещений, влажной уборкой с добавлением дезинфицирующих веществ.
Сердечно-сосудистая система. 

С развитием легких и их функций тесно связано развитие сердечно-сосудистой системы детей. В первые шесть лет жизни интенсивно растет сердце. Вес сердца на пятом году жизни — 80—83 г, пульс — 100—105 ударов в минуту. На 6—7-м годах жизни частота сердечных сокращений (ЧСС) снижается до 95—92 ударов в минуту. Артерии в 4—6 лет относительно шире, чем в период второго детства. С этой особенностью связана небольшая величина артериального давления. Сердечно-сосудистая система детей дошкольного возраста очень активно и быстро реагирует на физическую и эмоциональную нагрузку.


Органы зрения. 

Развитие органов зрения у детей в 4—6 лет еще не завершено, и интенсивное формирование зрительной функции во многом зависит от внешних условий. Поэтому особое внимание следует уделять соблюдению мер профилактики нарушений зрения и снижения работоспособности мышц глаза. В связи с ранним введением развивающего обучения дошкольников на пятом году жизни начинают уделять больше времени рисованию, вырезанию, склеиванию, штриховке и другим действиям. При этом голова ребенка находится в склоненном состоянии, особенно резко выраженном при неправильной рабочей позе. Длительное склоненное положение головы затрудняет отток крови от глаз, вследствие чего увеличивается внутриглазное давление, изображение от более отдаленных предметов уже не попадает в сетчатку. Для снятия напряжения глаз и профилактики глазных болезней применяется специальная гимнастика.

Для профилактики нарушений зрения особенно строго должны соблюдаться требования к достаточной освещенности помещения и рабочего стола, за которым занимается ребенок, а также пристальное внимание следует уделять правилам общения детей 5—6 лет с компьютером и телевизором. Нарушение требований к продолжительности пребывания у экрана, их частоте и оптимальному цветовому фону экрана видеотерминала вызывают утомление глаз, снижение функционального состояния аккомодационного аппарата.

Для детей дошкольного возраста просмотр телепередач или пребывание у видеотерминала компьютера допускается не чаще 3—4 раз в неделю по 15—20 минут.

При просмотре TV в помещении должно быть включено неяркое общее освещение.


Нервная система. 

В этом возрастном периоде детям свойственна неустойчивость нервных процессов: дети не могут длительно удерживать активное внимание, легко отвлекаются на посторонние раздражители, быстро утомляются. Чрезмерная нагрузка у детей 4—6 лет может привести к сильному утомлению, падению координации и точности движений, резкому уменьшению произвольного внимания и работоспособности. По мере возрастания силы и подвижности нервных процессов функции восприятия и внимания на пятом и шестом годах жизни становятся все более устойчивыми и управляемыми, поэтому дети этого возраста более внимательны и работоспособны.



На пятом году жизни дети существенно овладевают речевой функцией: активный словарь ребенка на пятом году жизни приближается к двум тысячам. Важнейшее значение для развития детей дошкольного возраста приобретают различные игры и речь. Коллективные игры со сложным сюжетом, осмысленными взаимоотношениями, активной деятельностью, четким выполнением задачи и распоряжений существенно стимулируют развитие детей. Речь ребенка становится сложной, с богатым запасом слов. На пятом году жизни дошкольники в большинстве своем овладевают артикуляцией и правильно произносят звуки. Дефекты речи (неустойчивость произношения, косноязычие) еще довольно часты и больше распространены среди детей, отстающих в физическом развитии.
Система иммунитета. 

В окружающей человека среде существует множество микроорганизмов, способных вызывать те или иные заболевания. Однако организм человека приспособился к защите от многих инфекционных агентов. Ответственность за это несет иммунная система, в состав которой входят лимфатические узлы, миндалины, вилочковая железа, элементы крови и др.
Миндалины — это часть иммунной системы. Лимфоидное кольцо миндалин, задерживая микроорганизмы, не дает им проникнуть в дыхательные пути. Иммунной системе детей в новинку многие привычные для нас инфекции, и работает она с повышенной нагрузкой. Поэтому миндалины у малышей крупнее, чем у взрослых. По мере взросления такое количество иммунных клеток становится ненужным, и миндалины уменьшаются. К подростковому возрасту миндалины и аденоиды становятся крошечными, а у некоторых и вовсе исчезают. При воспалении миндалин, они перестают выполнять свою защитную функцию и сами становятся очагом инфекции в организме. Воспаление миндалин бывает острым (ангина) и хроническим (тонзиллит). Обычно при острой ангине, сопровождающейся повышенной температурой тела и общим недомоганием ребенка, родители обязательно обращаются за врачебной помощью. При хроническом же тонзиллите внешних признаков может либо не быть, либо единственным проявлением заболевания является общая слабость и утомляемость ребенка. В таких случаях родители могут уделять лечению болезни недостаточно внимания, и впоследствии у ребенка развиваются серьезные осложнения.

Аденоиды расположены там, где в носоглотку открываются и носовые ходы, и евстахиевы трубы, соединяющие носоглотку с полостью среднего уха. Если аденоиды воспалены и увеличены, блокируется носовое дыхание и закладывает уши. Нарушение слуха родители обычно списывают на рассеянность. При аденоидах ухудшается в основном восприятие звуков высокой частоты, т.е. шипящих согласных. Еще один признак воспаления глоточных миндалин — у ребенка постоянно приоткрыт рот. В норме воздух должен идти по носовым путям, где он согревается и очищается: бактерии вместе с пылью оседают на вязкой носовой слизи. Если же малыш дышит ртом, холодный воздух вместе со всеми бактериями летит прямиком в трахею и бронхи. Именно поэтому ребенок с увеличенными аденоидами без конца болеет. Аденоидного ребенка вычислишь и по тому, как он говорит: разросшаяся ткань не дает звуку резонировать в придаточных пазухах, и он получается гнусавым. По той же причине аденоидные дети подвержены гаймориту (воспалению пазух носа).
1.2. Планируемые результаты освоения Программы


  • Снижение заболеваемости и укрепление здоровья воспитанников;

  • Развитие у детей потребности в здоровом образе жизни;

- Овладение навыками самооздоровления;

- Осознание детьми понятия «здоровья» и влияния образа жизни на состояние здоровья человека;



  • Формирование традиций по формированию здорового образа жизни семьи и детского сада;

  • Эмоционально-положительное отношение детей к физическим упражнениям и играм, к закаливающим процедурам и действию оздоровительных сил природы, к правилам личной гигиены соблюдению режима дня.

II. Содержательный раздел
2.1. Содержание образования по пяти образовательным областям.
Здоровье интегрируется с содержанием таких образовательных областей, как:

«Физическое развитие» - развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важные условия сохранения и укрепления здоровья детей;

«Познавательное развитие» - расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека;

«Социально - коммуникативное развитие» - формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека;

«Речевое развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека.

«Художественно – эстетическое развитие» -дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Огромную роль в формировании духовного развития личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы играет искусство. Поэтому ознакомление с различными видами искусства, такими как живопись, музыка, декоративно-прикладное искусство, литература, театр являются неотъемлемой частью   художественно-эстетического воспитания, как условие создания психологического здоровья детей в нашем дошкольном учреждении.
2.2. Средства реализации Программы.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – ведущее направление деятельности нашего детского сада.

Данное направление предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ребенка с целью укрепления и сохранения здоровья, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учет и использование особенностей его организма, индивидуализацию профилактических мероприятий.



Учитывая специфику дошкольного учреждения (у каждого ребенка свой период оздоровления и пребывания в детском саду) и необходимость создания здоровьесберегающего образовательного процесса, способствующего эмоциональному благополучию ребенка, полноценному его развитию и повышению уровня здоровья каждого воспитанника, определились следующие особенности организации деятельности ДОУ:

Установление партнерских отношений в плане «ребенок-родитель», «ребенок-педагог», «педагог-родитель», через:

  • создание союза заинтересованных в здоровье детей партнеров;

  • мотивацию родителей на совместную оздоровительно-профилактическую работу;

  • преемственность медицинских и педагогических приемов развития ребенка;

  • разработку индивидуальной программы воспитания, обучения и оздоровления.

Изменение формы и организации образовательного процесса в соответствие с учетом психофизических возможностей и состояния здоровья ребенка, усиленный медицинский контроль за организацией физкультурно-оздоровительного процесса.

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз,точечный массаж, закаливающие процедуры, самомассаж и др.), способствующих формированию навыков здорового образа жизни, оказывающих положительное влияние на состояние здоровья воспитанников.

Создание оздоровительной предметной среды и жизненного пространства в группе с целью обеспечения профилактико - оздоровительного эффекта в течение всего времени пребывания ребенка в условиях ДОУ.

Совершенствование профессионального мастерства педагогов посредством обобщения и распространения положительного опыта своей работы, роста их общей культуры.

Единство воздействия со стороны всех сотрудников детского сада для организации единого воспитательно-образовательного и оздоровительного процесса.
Система работы оздоровительной направленности включает в себя:


  • профилактические, лечебно-оздоровительные мероприятия (специальные закаливающие процедуры, профилактические мероприятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия, просветительская работа с родителями);

  • общеукрепляющую терапию (витаминотерапия, полоскание горла травяными растворами, использование оксолиновой мази, применение чесночных бус и др.);

  • физиотерапию ( массаж);

  • фитотерапию (фиточаи успокоительные, витаминные);

  • санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия:

  • рациональный режим жизни;

  • двигательная активность во время образовательного цикла (физминутки, релаксационные паузы, пальчиковая гимнастика, динамические паузы, специальные оздоровительные подвижные игры, игровые часы);

  • комплекс закаливающих мероприятий (утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением, оздоровительный бег, гимнастика после дневного сна, контрастные воздушные и водные ванны)

  • работа с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков и

формированию здорового образа жизни;

  • использование «здоровьесберегающих» технологий и методик (дыхательные гимнастики, индивидуальные физические упражнения и игры, и мн. др.);

  • режимы проветривания и кварцевания.


Данная организация деятельности осуществляется специалистами:


  • воспитатель

  • врач- педиатр

  • старшая медицинская сестра

  • педагог-психолог

  • руководитель ФИЗО

Анализ заболеваемости детей за период 2013-2015 года

Перечень заболеваний

Декабрь

2013

Промежуточный контроль

(декабрь)2014года

декабрь 2015 года

Количество случаев заболеваний










Количество на 1 ребенка











Несчастные случаи, отравления, травмы










Количество ЧДБ детей











Индекс здоровья

N 15%-40%












Движение детей по группам здоровья


Группам здоровья

декабрь 2013

декабрь 2014года

декабрь 2015 года

1 группа











2 группа











3 группа











4 группа










Основным методом оптимизации оздоровительно-профилактической деятельности в ДОО является «мониторинг здоровья» ребенка, который осуществляется медицинским персоналом.


Цель мониторинга

Контроль и анализ уровня здоровья детей.


Аспекты отслеживания

  • заболеваемость ОРЗ, ОРВИ – статистический учет по результатам годовых отчетов ДОО по посещаемости и причинам отсутствия детей;

  • фтизиатрический учет получивших лечение и оздоровление детей;

  • периоды обострения детской заболеваемости в разных возрастных группах;

  • оценка адаптации детей к ДОУ (психолого-педагогическое отслеживание);

  • оценка личностных психофизических особенностей ребенка;

  • общее физическое развитие детей;

  • уровень физической подготовленности детей.

Оздоровительная работа медицинской службы включает в себя составление:

  • листа здоровья ребенка;

  • индивидуальной программы профилактики и оздоровления ребенка;

  • разработку рекомендаций родителям по укреплению здоровья детей, выполнению культурно-гигиенических норм и по системе закаливающих мероприятий.

Деятельность специалиста по физической подготовке направлена на:



  • обеспечение необходимого уровня двигательной активности а так же совершенствование и развитие основных физических качеств развитие основных физических качеств

  • формирование оптимальной статики осанки и постановки стопы (развитие устойчивости, равновесия, ориентации на поверхности);

  • формирование основных манипуляций и локомоций (ползание, лазание, ходьба, бег, бытовые и спортивные движения);

  • формирование психоэмоциональных и ритмических движений;

  • формирование оптимального динамического двигательного стереотипа (развитие моторики);


Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду направлена на удовлетворение природной потребности детей в двигательной активности, которая включает:

1. Специально организованное обучение, где взрослые выступают в качестве партнера-инициатора. Используются различные варианты физкультурных занятий: традиционные, игровые, сюжетные, тематические, комплексные, итоговые, физкультурно-познавательные – интеграция познавательной и двигательной активности (выполнение образных физических упражнений, подвижные игры, игровые задания, упражнения на дыхание, элементы релаксации, обмен впечатлениями).

2. Совместная деятельность взрослого и детей, которая включает разные формы активности: ежедневный оздоровительный бег, динамические паузы между занятиями, игровой час во вторую половину дня ежедневно. Подвижные игры на прогулках, «Дни здоровья», спортивные праздники, физкультурные досуги, индивидуальная и кружковая работа с детьми.

3. Свободная самостоятельная деятельность детей, предусматривающая формирование самостоятельной двигательной деятельности.
2.3 Анализ ресурсного обеспечения программы
В настоящее время возникло особое направление в дошкольной педагогике - педагогика оздоровления, основные положения которой были положены в основу примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» в образовательной области «Физическое развитие».

В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовной организма.


Сохранение здоровья и подготовка к здоровому образу жизни ребенка должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного школьного возраста.
2.4 Материально-технические условия
Медицинский блок, предназначенный для проведения лечебно - оздоровительной и профилактической работы с детьми включает в себя следующие помещения:

  • медицинский кабинет;

  • процедурный кабинет;

  • комната ароматерапии и сауна

В детском саду имеется следующее медицинское оборудование:



  • бактерицидные лампы;

  • увлажнители воздуха

Организация предметно-развивающей среды в группе осуществляется с учетом возрастных особенностей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.

В группе созданы условия для самостоятельной активной и целенаправленной деятельности детей. Для приобщения детей к ценностям здорового образа жизни созданы «уголки здоровья», оснащенные наглядно-демонстрационным материалом, книгами, дидактическими играми, материалами по ОБЖ, оборудование и инвентарь для двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур.

Для организации и проведения физкультурных, музыкально-ритмических занятий функционируют два зала: физкультурный зал, оснащенный необходимым спортивным оборудованием и музыкальный зал.

Расположение игрового и спортивного оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, их физиологии, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.



2.5. Основные направления программы.
Программа включает в себя 3 основных направления:


Физическое здоровье
Цель: Повышение уровня физического здоровья детей в ДОУ и в семье.
Задачи:

  • изучение уровня физического развития и выносливости детей;

  • анализ возможности учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении, семье для комплексного подхода к физическому воспитанию;

  • укрепление здоровья детей;

  • повышение устойчивости организма детей к воздействию на него неблагоприятных факторов внешней среды.

  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;

  • организация специальной коррекционно-воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей детей, структуры их двигательного дефекта.



Принципы построения раздела «Физическое здоровье»
Единство физического и психического здоровья и эмоционального благополучия ребенка.

Пути достижения физического и психического здоровья ребенка не

сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей.

- Принцип рационального сочетания интеллектуальных нагрузок, организованной двигательной деятельности и целесообразного двигательного режима.

На улучшение здоровья детей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни, то есть полная реализация следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.



- Принцип индивидуального подхода, способствующий успешному поиску адекватных медико-педагогических методов и приемов.

На основе анализа проводимой работы по укреплению здоровья детей по всем основным показателям необходимо определять направления работы в целом и по каждой возрастной группе.

Необходимо своевременно корректировать содержание медико-педагогических приемов с учетом индивидуальных особенностей ребенка, применение психолого-педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений.

- Принцип естественной двигательной активности с учетом региональных и климатических условий.

Ежедневные занятия физической культурой, игры и развлечения на воздухе, проводимые с учетом экологической обстановки, региональных и климатических условий в районе детского учреждения.
Психическое здоровье
Цель: Создание комплекса психогигиенических и психопрофилактических средств и методов.

Задачи:


  • создание в ДОУ атмосферы психологической защищенности, что способствует ограждению ребенка от стрессовых ситуаций, повышает его уверенность в собственных силах и способствует углублению его взаимодействия с окружающими;

  • купирование нарушений эмоционального состояния детей и создание условий для нормального функционирования их нервной системы.

Принципы построения раздела «Психическое здоровье»

- Принцип сохранения и улучшения нервно-психического здоровья с помощью психолого-педагогических средств.

Психолого-педагогические средства направлены на развитие ребенка и коррекцию его негативных индивидуальных особенностей в условиях ДОУ. Коррекционно-развивающие мероприятия и вспомогательные средства общения направлены на:



  • формирование навыков общения;

  • гармонизацию отношений ребенка в семье и со сверстниками;

  • коррекцию некоторых личностных свойств, которые препятствуют общению, либо изменение проявления этих свойств так, чтобы они не влияли негативно на процесс общения;

  • коррекцию самооценки ребенка с целью приближения ее к адекватной.

- Принцип учета общих закономерностей разностороннего развития детей дошкольного возраста и сензитивных периодов в развитии психических процессов.

Каждый ребенок обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, эмоциональной жизни, воли, характера, каждый ребенок требует индивидуального подхода, опираясь на сензитивность данного этапа развития ребенка.

Реализация деятельностного подхода к воспитанию, то есть проведение всех видов воспитательной работы – образовательной и коррекционной в русле основных видов детской деятельности.

С целью формирования, закрепления знаний об отдельных признаках,

свойствах и отношениях объектов реальной действительности проводятся специальные дидактические игры, используются специальные коррекционные упражнения (игровые варианты психотерапии, суггестивные – основанные на внушении, тренировочные, разъясняющие).

Стимуляция психической и двигательной активности детей осуществляется в различных видах детской деятельности (бытовой, игровой, изобразительной, трудовой).


Социально-нравственное здоровье
Цель: Формирование духовных общечеловеческих ценностей.

Задачи:

  • воспитание основ духовности, гуманизма, созидательно-творческого отношения ребенка к миру;

  • формирование высоконравственных начал личности через культуру речевого общения;

  • формирование представлений у ребенка о взаимосвязи природы и человека.



Принципы построения раздела «Социально-нравственное здоровье»

Принцип постепенного усиления осознанности социально-нравственных представлений:

  • понимания красоты и смысла нравственных поступков;

  • необходимости выбора той или иной линии поведения в зависимости от обстоятельств;

  • осознания последствий положительных или отрицательных поступков;

  • установление причинно-следственной связи между отношениями;

  • чувствами к поступкам людей;

  • усиление роли самооценки в поведении.

Применение указанных принципов и разработанного на их основе комплекса оздоровительно-коррекционной работы обеспечит выполнение главных задач по укреплению физического, психического и социально-нравственного здоровья детей.


Современные оздоравливающие и здоровьесберегающие технологии, используемые в повседневной деятельности.


Виды здоровье-сберегающих педагогических технологий

Время проведения

в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

1. Точечный массаж Уманской

3-6 раз в день.

массаж необходимо выполнять строго в последовательности. Вращательные движения 8 раз по часовой стрелке и 8 раз против часовой стрелки .

см. метод.пособие.

Воспитатель

2.Самомассаж

рекомендуется проводить 2-3 раза в день на ООД, физминутках, прогулках до 5минут

Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук

см. метод.пособие.

Воспитатели

3. Динамические паузы

Во время НОД, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Воспитатели

4. Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно

Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используется весь спектр спортивных и подвижных игр.

Воспитатели, руководитель ФИЗО

5. Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Воспитатели, руководитель ФИЗО, психолог

6. Закаливание по Ю.Ф.Змановскому

После сна

Систематичность и последовательность при проведении закаливания, учитывать индивидуальный подход при проведении процедур.см. метод.пособие

Воспитатели

7. Гимнастика пальчиковая

индивидуально

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). см. метод.пособие.

Воспитатели

8. Гимнастика для глаз

Ежедневно в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

см. метод.пособие.

Воспитатели

9. Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

см. метод.пособие.

Воспитатели

10. Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

см. метод.пособие.

Воспитатели

11. Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

Воспитатели, руководитель ФИЗО

12.Гимнастика на осанку

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Рекомендуется детям в качестве профилактики болезней связанных с позвоночным столбом.

Воспитатели, Инстр по ФИЗО

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

12. Физкультурное занятие

2-3 раза в неделю в спортивном зале и на улице. - 20-25 мин

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОО. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Воспитатели, Инстр по ФИЗО

13. Игротреннинги и игротерапия

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Воспитатели,

14. Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Воспитатели,

15. Занятия из серии «Здоровье»

Ежедневно, согласно сетке учебных занятий

Включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

Воспитатели,

16. Точечный самомассаж

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время

Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал

см. метод. пособие.

Воспитатели, ст. медсестра



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница