Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования фгос ООО



страница1/7
Дата01.05.2016
Размер2.65 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7

УТВЕРЖДЕНО

директор МБОУ «Лицей №174»


__________________________ Кутузов В.Е.
приказ №138 от «18» мая 2015 г.


Программа духовно-нравственного развития,

воспитания и социализации обучающихся

на ступени основного общего образования ФГОС ООО

г. Зеленогорск

2015 г.

Общие положения.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования (далее Программа) МБОУ «Лицей 174» (далее Лицей) является частью содержательного раздела Основной образовательной программы основного общего образования, разработана в соответствии с Конституцией России, международными, федеральными и региональными нормативно-правовыми документами (Приложение 1), определяющими обязанности системы общего образования по внедрению новых стандартов, технологий, программ воспитания.

Содержательным ядром Программы являются цели и направления развития образования как общественного блага, сформулированные в федеральных государственных образовательных стандартах: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Программа разработана с учётом базовых национальных ценностей российского общества, а также культурно-исторических, социально-экономических особенностей региона, запросов семьи, общественных организаций, обусловлена особенностями воспитательного процесса в МБОУ «Лицей 174», ресурсами социального окружения.

Программа направлена на:


  • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;

  • формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда;

  • формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • формирование экологической культуры.

Программа предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни лицея, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность, в основе которой - система духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм.

В основе нравственного уклада лицейской жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.



Аксиологический подход является определяющим для всего уклада лицейской жизни. Он утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей и позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни подростка.

Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада лицейской жизни. Это метадеятельность, педагогически интегрирующая в различные виды деятельности, в которые объективно включен обучающийся основного общего образования посредством усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок, моральных норм.

Применительно к организации пространства воспитания и социализации подростка, пространства его духовно-нравственного развития системно-деятельностный подход имеет свои особенности:



  • воспитание как деятельность должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебной, внеурочной, внешкольной.

  • системно-деятельностный подход учитывает утрату семьей и школой монополии на воспитание и предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть по возможности согласована.

Реализация системно-деятельностного подхода осуществляется в МБОУ «Лицей №174» в целостном образовательном процессе как в рамках учебной, так и в рамках воспитательной деятельности:


Учебный процесс

Воспитательный процесс

В ходе урочной деятельности в рамках учебного плана школы

В ходе занятий в рамках внеурочной деятельности

В процессе реализации контрольно- диагностических процедур оценки достижения метапредметных результатов

В ходе реализации проектной деятельности (участия в общешкольных проектах)

В ходе деятельности детских общественных организаций

В ходе деятельности школьного (ученического самоуправления)

Средства реализации системно-деятельностного подхода

Моделирование и анализ жизненных ситуаций

Музейная и экскурсионная деятельность

Использование активных и интерактивных методик


Развивающий подход заключается в сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания и социализации.

При организации деятельности с обучающимися по каждому из направлений учитываются следующие принципы:



Принцип ориентации на идеал.

Идеал – это высшая ценность, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения.


Принцип следования нравственному примеру.

Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечивает возможность построения собственной системы ценностных отношений.


Принцип диалогического общения.

Диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и с другими взрослыми играет большую роль в формировании ценностных отношений. Диалог исходит из признания и уважения права подростка свободно выбирать и присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Выработка собственной системы ценностей невозможны без диалогического общения ребенка со взрослым.


Принцип идентификации (персонификации).

Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы - яркие, эмоционально-привлекательные образы людей. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребенка.


Принцип полисубъектности воспитания.

Школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована.


Принцип системно-деятельностной организации воспитания

Один из основателей системно-деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев, определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения.

Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с педагогами, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.

Основными идеями программы являются:

1.Идея развития:

- развитие ученика, его творческой индивидуальности в учебно-воспитательном процессе;

- развитие личности обучающегося;

- развитие педагогической системы школы в целом.



2. Идея творчества:

- создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса к творчеству;

- творчество пронизывает всю жизнедеятельность участников образовательного пространства.

3. Идея сотрудничества:

- партнерские отношения субъектов воспитательной системы;

- совместная деятельность детей и взрослых.

4. Идея толерантности:

- развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;

- развитие социальной восприимчивости учащихся, доверия, способности к эмпатии ;

- обучение конструктивным способам выхода из конфликтов.

В совокупности все эти идеи направлены на формирование социально активной, физически здоровой, толерантной, творческой и трудолюбивой личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира, путем создания оптимально благоприятных условий организации учебно-воспитательного процесса в подростковой школе.




Раздел 1. Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Цель духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должна отражать нравственный портрет идеально воспитанного школьника:


  • любящий свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • соблюдающий нормы и правила общения;

  • проявляющий уважение и терпимость к чужому мнению;

  • умеющий грамотно разрешать конфликты в общении;

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • честный и справедливый;

  • творящий и оберегающий красоту мира;

  • доброжелательный, обладающий коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Поэтому целью развития, воспитания и социализации обучающихся МБОУ «Лицей 174» на ступени основного общего образования является создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Программа направлена на:



  • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения.

  • формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • формирование экологической культуры.

Результатом воспитания являются личностные характеристики выпускника («портрет выпускника основной школы»), определенные во ФГОС.

Основные ценностные ориентиры Программы - базовые национальные ценности российского общества:

  • Родина как ценностный ориентир программы воспитания и социализации обучающихся представляет собой отождествление себя с Россией как собственной Родиной и своим Отечеством (страной, многонациональным культурным наследием, историей, природой, российским государством), интериоризацию идеи общей исторической судьбы народов России, идентификацию себя с русским языком и языками народов России, предусматривает субъективную значимость благополучия страны, служения, защиты и преобразования (улучшения) Российского государства;

  • гражданское общество и правовое государство как ценностный ориентир программы воспитания и социализации обучающихся предполагает субъективную значимость принципов правового государства и гражданского общества (демократия, верховенство закона, правовой культуры, приоритеты поликультурного мира, гарантий свободы совести и вероисповедания, защиту);

  • человек и человечество как ценностные ориентиры программы воспитания и социализации обучающихся предусматривают приоритеты поиска человеком смысла собственной жизни, значения нравственного выбора, главенство прав;

  • социальная солидарность как ценностный ориентир программы воспитания и социализации обучающихся предусматривает приоритет личной свободы, чести, индивидуального достоинства в сочетании с доверием к людям, институтам государства и гражданского общества, ценность социальной справедливости и милосердия, обеспечения многообразия культур и народов, прогресса человечества, ориентацию на международное сотрудничество;

  • семья как ценностный ориентир программы воспитания и социализации обучающихся представляет собой субъективную значимость любви и верности, уважения к родителям, заботы о старших и младших, заботы о продолжении рода;

  • труд и творчество как ценностные ориентиры программы воспитания и социализации обучающихся включают уважение к труду, субъективную значимость творчества и созидания, целеустремленности и настойчивости;

  • здоровье и природа как ценностные ориентиры программы воспитания и социализации обучающихся предполагают первостепенное значение в человеческой жизни здоровья, личную ответственность за сохранение планеты Земля и родной земли, способность к самоограничению в вопросах природопользования;

  • наука как ценностный ориентир программы воспитания и социализации обучающихся предполагает непреходящее знание познания, стремления к истине, приоритет научной картины мира;

  • традиционные религии России как ценностный ориентир программы воспитания и социализации обучающихся предусматривает значение представлений о вере и духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

  • искусство как ценностный ориентир программы воспитания и социализации обучающихся означает субъективную значимость красоты и гармонии, приоритет духовного мира человека.

Раздел 2. Направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику организации, осуществляющей образовательную деятельность, запросы участников образовательных отношений.

Программа направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающихся лицея, их эффективной социализации и своевременного взросления.



  • Лицейский уклад школьной жизни – это процесс формирования жизни обучающихся, организуемый педагогическим коллективом лицея при активном и согласованном участии семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных организаций. Осуществляется как решение творческих - изобретательских задач в эвристической среде, сочетающее учебно - познавательную деятельность с творчеством (художественным, научным, техническим, социальным), общение носит демократический характер открытой дискуссии равных собеседников, подчинено решению изобретательской задачи. Воспитание происходит продуктивными методами (проект, исследовательская деятельность, беседа, дискуссия и др.). Воспитательное пространство лицея формируют системообразующие воспитательные мероприятия лицея: ключевые дела (акции, праздники, игры), воспитательные комплексы (Лицейская неделя - октябрь, Неделя Творчества и Вдохновения – в течение года, Неделя Науки - январь, Декада военно-патриотической работы - февраль, Театральная неделя - апрель, Неделя Добра - апрель, Неделя Памяти - май), традиции (вечер встречи с выпускниками, День знаний, выпускные вечера, линейки, ежегодная Церемония награждения «Звезда лицея», Спартакиада лицея, Дни здоровья, и др.), социально-проектная, исследовательская деятельность (ученическое соуправление, акции, социально-образовательные проекты классов, НПК), система дополнительного образования и внеурочная деятельность (творческие и спортивные объединения по хореографии, детскому театру, робототехнике, ОФП). Воспитательное пространство подростковой школы лицея организовано педагогическим коллективом с привлечением родителей, учреждений дополнительного образования, и включают различные виды деятельности детей: урочную, внеурочную, внеклассную, внешкольную.



Воспитание, как социально ориентированный процесс в лицее, предполагает целенаправленные действия по созданию условий для формирования личности, обладающей компетенциями важными при ее социализации:

  • коммуникабельность;

  • способность работать в коллективе;

  • умение находить нестандартные решения;

  • навыки самоорганизации;

  • гибкость в отношении к изменению требований;

  • выносливость и целеустремленность.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся реализуется по следующим направлениям:

  • формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к России как Отечеству;

  • формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере нравственных чувств и этического сознания, отношений с другими людьми;

  • формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в

сфере социального взаимодействия, трудовых отношений и выбора будущей профессии;

  • формировании ответственного отношения в сфере учебно познавательной, интеллектуальной деятельности;

  • формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере здорового образа жизни

  • формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к природе, окружающему миру;

• формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях художественной культуры.

Раздел 3. Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.


  • формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к России как Отечеству (приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности);

  • формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере нравственных чувств и этического сознания, отношений с другими людьми, (усвоение обучающимися нравственных ценностей, формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды; развитие мотивации и способности к духовно-нравственному самосовершенствованию; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации);

  • формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в

сфере социального взаимодействия, трудовых отношений и выбора будущей профессии (формирование у обучающихся мотивации к труду, приобретение начального социального опыта общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, формирование осознанного выбора будущей профессии; развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности; приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся; овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием);

  • формировании ответственного отношения в сфере учебно познавательной, интеллектуальной деятельности (развитие интеллектуальных способностей, общей эрудиции, формирование мотивации к учебной деятельности, дополнительному образованию, творческой научно-исследовательской деятельности, интеллектуально-игровым состязаниям);

  • формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере здорового образа жизни (осознание обучающимися ценности целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности; осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания; формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, готовности активно им противостоять; овладение современными оздоровительными технологиями; профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний; убежденности в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения);

  • формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к природе, окружающему миру (формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения);

• формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях художественной культуры (формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие способности к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, своего региона; развитие потребности в общении с художественными произведениями, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно- значимой ценности).


  • Направление 1. Воспитание в сфере отношений к России как Отечеству, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница