Программа экологического воспитания «Экология природы»



Скачать 193.86 Kb.
Дата01.10.2017
Размер193.86 Kb.
ТипПрограмма

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

«Гимназия №20» имени Абдуллы Алиша


Утверждаю

директор «Гимназия №20»

имени Абдуллы Алиша

____________Р.М.Арсланова


Программа экологического воспитания
«Экология природы»
(2015-2020)

Казань,2015

Пояснительная записка
Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.

Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.

Экологический подход необходимо реализовывать через экскурсии, экологические акции, решение задач с экологическим содержанием, практические работы, а также при проведении ролевых игр.

Задачи с экологическим содержанием способствуют формированию экологических знаний и умений школьников, более глубокому пониманию ими сущности экологических проблем, возникновению убежденности в необходимости их решения, а также развитию приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяют три фактора:

непосредственное познание природы;

школьное экологическое воспитание и образование;

средства массовой информации.

Школьное экологическое воспитание и образование обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.
Цели программы. формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса.

Задачи:


  • воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;

  • активизация практической деятельности школьников экологической направленности;

         организация систематических контактов учащихся с окружающей природной средой, прежде всего за счет весенних и осенних экологических практикумов в предметах естественного цикла в основной и полной средней школе;

  • формирование у школьников представления об активном и здоровом образе жизни;

  • содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников.

         усилить роль дополнительного экологического образования, научно-исследовательской деятельности учащихся в окружающей среде;

  • вовлечение всех групп учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума


Планируемые результаты:

    1. Повышенный уровень естественнонаучных знаний

    2. Осознание общественно-значимых проблем и готовность к их решению

    3. Формирование экологической ответственности

4 Повышение общей экологической культуры учащихся, учителей и родителей

5 Превращение школы в центр экологического просвещения и воспитания.


Экологическое образование формирует следующие ключевые компетентности:

  • компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны);

  • компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере биотехнологий, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.);

  • компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);

  • компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) и другие. 



Сроки реализации программы – 5 лет (период с 2014-15 по 2020 годы.).
Структура программы:

Реализация целей и задач экологического образования и воспитания возможна при создании в общеобразовательном учреждении целостной системы такого образования, включающей три этапа, которые соответствуют периодам начальной (I-IV) классы, основной (V-IX классы) и средней (полной) общей (Х-XI классы) школы. Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания экологического образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание экологического образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.




начальная школа (I-IV классы):

У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родное село, улица, школа), семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы.

Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.


основная школа (V- IX классы):

Основной школе принадлежит особая роль в системе экологического образования. На данном этапе у учащихся складываются базовые представления об окружающем мире и своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого-социального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков.

Основные формы работы на этом этапе носят более практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц), природоохранных мероприятиях (субботники, акция «Чистые берега», походы).


средняя (полная) школа (Х-XI классы):

На ступени средней (полной) школы экологическое образование осуществляется в большой степени через научно-исследовательскую деятельность учащихся.

 

 Формы экологической работы должны соответствовать возрасту и знаниям ребят: организация и координация проведения мероприятий, праздников и акций. Исследовательские работы носят более анализирующий характер, должны иметь практическую направленность.



Направления программы:

«Экология природы»



Цель:

Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности

Задачи:

Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера.



Общешкольные творческие дела

Дни защиты окружающей среды от экологической опасности
Природоохранительные акции «Мой экодом», «Пернатые друзья», «Птичья столовая», «Зеленая красавица», «Чистый школьный двор»
Тематические классные часы «День птиц», «День воды», «День Земли»
Конкурс экологических сказок
Конкурс экологических агитбригад, летняя образовательная программа «Зеленая планета»

Формы работы с классом

Общение с природой

Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). Посвящение в друзей природы. Выезды на природу с маршрутными наблюдениями. Обследование флоры и фауны местной территории. Выращивание рассаду цветов для школьной клумбы. Исследовательская деятельность учащихся.

Экологические игры

Загадки природы. Осторожно, их мало!

Почемучкина поляна. Лесная аптека. Знатоки природы. Путешествие в мир природы. Знакомые незнакомцы. Поиск нарушителей природы.



Экологические проекты

«Зеленый класс», «Жалобная книга природы», «Красная книга РТ», «Мусор – Земле не к лицу», «Чистый двор», «Вода, вода кругом вода».

Классные часы, беседы

«Заповеди леса», «Редкие растения и животные», «Кто в лесу живет, что в лесу растет?», «Прогулки в Природоград», «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья», «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля», «Охрана природы – твоя обязанность», «Эта хрупкая планета», «Страницы любопытных фактов», «Природа родного края».

Работа с семьей

Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе»
Экологические акции «Чистый школьный двор», «Мой экодом», «Посади дерево», «Школьный день вместе».

Заповеди

Вылечи каждое раненое дерево. Будь настоящим другом природы. Ухаживай за природой, преумножай ее богатства. Посади и вырасти дерево, цветок, растение. Сердцем и душой прикоснись к таинствам природы. Не засоряй рек, озер, колодцев и родников, помни – придется воды напиться. Будь готов всегда встать на защиту своих младших братьев.

Предполагаемый результат

Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив.

«Экология здоровья»



Цель

Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи

Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта. Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека. Воспитывать сознательное отношение к труду. Формировать навыки рациональной организации умственного и физического труда. Формировать потребность в здоровом образе жизни.

Общешкольные творческие дела

Школьные турниры по баскетболу, футболу, теннису, пионерболу, «Веселые старты».
Дни здоровья. Трудовые десанты.



Формы работы с классом

Летопись класса, портфолио.
Акции «Безопасная дорога детям», «За безопасность жизни детей» и т.д.

Психологические тренинги «Кто я?». Активные игры на воздухе. Подвижные игры на переменах. «Веселые старты».

Классные часы, беседы

«Как стать Нехворайкой», «В гостях у Мойдодыра», «Твой режим дня», «Вредные привычки. Как их искоренить?», «Что дает спорт человеку», «О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке», «Будьте здоровы»

Работа с семьей

Родительский всеобуч «Как сохранить здоровье ребенка», «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника», «Домашняя экология».
Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».
Походы выходного дня.

Заповеди

Просыпайся утром с улыбкой. Научись быть всегда жизнерадостным. Спи и ешь не больше, чем нужно, а не то жизнь проспишь и здоровье проешь. Занимайся спортом. Умей противостоять пошлости жизни: алкоголю, наркотикам, безделью.

Предполагаемый результат

Осознание учащимися значимости физического состояния для будущего жизненного утверждения, для развития нравственных качеств, для профессионального самоопределения. Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости учащихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях.

«Экология души»



Цель

Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника

Задачи

Формировать потребность в сознательном, ответственном отношении к учению. Пробудить интерес к прошлому своего народа, воспитывать гордость за национальную культуру, гражданскую ответственность за свое поведение. Выявлять и развивать творческие наклонности детей. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира.

Общешкольные творческие дела

Интеллектуальный марафон. Предметные олимпиады.
Конкурс «Школьное созвездие». Рассвет Победы. Праздник «День школы».  Деятельность органов детского самоуправления.

Формы работы с классом

Экскурсии в музеи, на выставки. Посещение кинофильмов и их обсуждение. Библиотечные уроки. Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков. Акция «Помоги ветерану». Акция доброты и милосердия.

Классные часы, беседы.

«Герб и флаг России», «Защитники земли русской», «Азбука юного гражданина», «Люблю тебя, мой край родной», «Моя родословная», «Правила поведения в обществе», «Наши читательские интересы», «Из истории праздников», «В мире профессий», «Ребенок и его права», Встречи с интересными людьми. «Что важнее: знать или выполнять?», «Зачем учиться в школе?», «Твой читательский формуляр», «Мои увлечения», «Про великих и знаменитых», «Слово о родном крае».

Работа с семьей

Помощь в организации и проведении праздников. Посещение выставок, программ школьных концертов и лекториев. Поисковая работа по истории школы.

Заповеди

Цени и оберегай свое Отечество, познавай людей, живущих в нем, его прошлое и настоящее. Сохраняй традиции и культуру своего народа. Помни: каждый человек имеет задатки; развивай их!  Раскрой себя в любой инициативе.

Предполагаемый результат

Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои знания. Осознание необходимости изучения, сохранения и преумножения историко-культурного, духовного наследия Родины, верность гражданскому долгу. Гуманистическая направленность личности учащегося, понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность. Осознание учащимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности.
Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира.


Нормативные документы:

- Указ Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»(1996), «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996);

- Экологическая доктрина Российской Федерации (2002);

- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (10.01.2002);

- Концепцией общего экологического образования для устойчивого развития (2010);

Мероприятия по реализации программы:

Для осуществления поставленных задач разработан комплекс мероприятий, охватывающий практически все аспекты жизнедеятельности школы: научно-методический, учебно-воспитательный, документально-правовой, административно-хозяйственный, материально-технический.






мероприятия

сроки

ответственный

Укрепление материально-технической базы школы



Обустройство территории школы

ежегодно

Администрация школы, учитель биологии



Посадка зеленых насаждений на территории школы, уход за ними

Ежегодно

Заведующий пришкольным участком



Проведение агротехнических мероприятий на пришкольном участке

ежегодно

Заведующий пришкольным участком



Создание учебно-экологической тропы

ежегодно

Учитель географии, биологии, начальных классов, педагог-организатор



Участие в конкурсах экологических социальных проектов с целью получения грантов

Ежегодно

Учителя предметники

Укрепление учебно-методической и законодательной базы



Выставление методических находок по экологии на школьный сайт

Ежегодно

Учителя-предметники



Разработка и утверждение локальных актов, касающихся экологического образования и воспитания школьников

Постоянно по мере необходимости

Администрация школы



Разработка программы летнего оздоровительного лагеря

Ежегодно

Администрация школы, начальник лагеря



Трудоустройство подростков в летний период

Ежегодно

Администрация школы

Мероприятия в рамках учебного процесса



Участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах.

Ежегодно

Зам. директора по УР



Работа учебной экологической тропы

Ежегодно

учитель биологии



Участие в районной экологической конференции школьников

Ежегодно

Учителя-предметники



Лекторий «Правила поведения в обществе»

Ежегодно

Классные руководители



Проведение для учащихся начальной школы мини экопроектов «Чистое утро», «День цветов», «Экологическая почта», «Капелька», «Животные в моей семье»

Ежегодно

Учителя начальных классов



Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы).

Ежегодно

Учителя начальных классов



Сочинение « Природа родного края» (1-11 классы)

Ежегодно

Уч. начальных классов, учителя литературы



Экологические уроки:

«Я знаю родной край» (урок – игра 1-5 кл.)

«Красная книга» - 6 кл.

«Охрана животных» - 7 кл.

«Человек и окружающая среда» 2- 8 кл.

«Экология жилища» (урок-исследование 9 кл.)



«Антропогенное воздействие на биосферу»10-11 кл.

Ежегодно

учитель биологии, уч. начальных классов

Внеклассные мероприятия



Осенний карнавал «Золотая осень »

Ежегодно

Учителя нач. классов



Выставка творческих работ «Подарки щедрой осени»

Ежегодно

Кл. руководители, педагог-организатор



Выпуск экологических сказок

Апрель

Кл. руководители, учителя литературы



Оформление фотовыставки «Природа Родины моей»

Апрель

Учитель ИЗО



Оформление школьного экологического стенда по календарю экологических дат

Ежегодно

Зам.директора по ВР, учитель биологии



Акции:

1 апреля – День птиц (КВН - «Птичьи разговоры»; постройка и развешивание скворечников - «Помоги птицам», постройка кормушек и кормление птиц - «Птичья столовая»)

7 апреля – День здоровья,

22 апреля – День Земли

4 октября – День защиты животных,

22 марта – Всемирный день воды (инфо-урок «Вода – удивительное вещество!»)

Ежегодно

учитель биологии, зам.директора по ВР



Дни здоровья.

Осень, весна

Учителя физкультуры



Организация дежурства в классе и в школе.

Еженедельно

Кл. руководители



Лекторий «Загрязнение воздуха в помещениях»

Ежегодно

Кл. руководители



Трудовые десанты, экологические субботники «Чистота спасет мир: Чистая улица. Чистый двор»

Ежегодно

Администрация школы, учителя



Летняя трудовая четверть

Ежегодно

Администрация школы



Мероприятия по экологической тематике в летнем оздоровительном лагере  «Родничок»

Ежегодно

Начальник лагеря



Проведение предметных недель по экологии

Ежегодно

Учителя-предметники, учитель биологии



Конкурс чтецов


Ежегодно

Учителя литературы, кл. руководители



Конкурсы рисунков и плакатов, посвященные экологическим датам «Экологический колокол», «Чистый воздух», «Сохраним нашу планету»

Ежегодно

Зам. директора по ВР



Конкурс на лучшую поделку из природного материала «Лесное диво»

Ежегодно

учитель биологии, географии, технологии



Конкурс поделок из бытовых отходов «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Чистая планета»

Ежегодно

Учителя технологии



Школьный конкурс «Ландшафтный дизайн школьного двора»

ежегодно

Руководитель пришкольного участка, классные руководители

Научно-методическая работа



Анализ состояния экологического образования и воспитания (через тестирование и анкетирование школьников и их родителей)

Ежегодно

Зам.директора по УВР, по ВР



Изучение проблемы экологического воспитания, определение целей и задач педагогического коллектива.

Ежегодно

Зам. директора по ВР



Методический семинар для классных руководителей «Формы и методы экологического воспитания школьников»

По мере необходимости

Зам. директора по ВР



Участие в районных и областных методических  семинарах по проблемам экологического воспитания.

По мере необходимости

Зам. директора по ВР, учитель биологии

Работа с родителями



Родительский всеобуч

«Как сохранить здоровье ребенка»,

«Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника»,

«Домашняя экология».





Ежегодно

Зам. директора по ВР, учитель биологии, кл. руководители



Экологический всеобуч:

«Как воспитать любовь к природе»



Ежегодно

Зам. директора по ВР, учитель биологии, кл. руководители



Экологические акции:

«Школьный двор»,

«Посади дерево»,

«Школьный день вместе».



Ежегодно

Зам. директора по ВР, учитель биологии, кл. руководители

Мониторинг

С целью изучения эффективности экологического воспитания и образования проводится диагностика уровня воспитанности через анкетирование учащихся. В определении уровня воспитанности используется методика Н.П.Капустина, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле,  к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде,  оказать помощь природе.
Оценка результативности программы

Показателями результативности программы могут служить:

         Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ

         Участие школьников в экологических олимпиадах и конкурсах

         Динамика участия школьников в экологических олимпиадах и конкурсах

         Практическая включенность детей в экологическую деятельность школы


Литература

1. Адам А.М. Глоссарий по экологии, экологической безопасности техносферы, природопользованию и охрана окружающей среды. - Томск: изд. «ТГАСУ» 2008

2. Буковский Е.М. Экологические олимпиады для учащихся 9-11 классов. М: изд. «АРКТИ» 2008

3. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений. М: изд. «Вентана-Граф» 2007

4. Воронцов А.И. Охрана природы. - М: «Агропромиздат» 1989

5. Высоцская М.В. Биология и экология 10-11 классы. Проектная деятельность учащихся. - Волгоград: изд. «Учитель» 2007

6. Вторая городская научно-практическая конференция школьников по экологии и географии «В краю кедровом». - Томск: 2005

7. Вишнякова С.М. Экология и охрана окружающей среды. Толковый термилогический словарь. - М: изд. «Всемирный следопыт» 1998

8. Гурова К.П. Прогресс и природа. - М: изд. «Всемирный следопыт» 1986

9. Зверев А.Т. Экология. - М: изд. «ОНИКС» 2005

10. Зыкин П.В. Экологическая безопасность жизнедеятельности человека. - М: изд. «Армпресс» 2003

11. Домило Ж. Социальная экология. - М: «Просвещение» 1991

12. Ердаков Л.Н.Экология. Учебное пособие для 5-8 классов. - Томск: изд. «Агрос» 2007

13. Ердаков Л.Н., Чубыкина. Экология. Учебное пособие для 10-11 классов. - Томск: изд. «Агрос» 2005

14. Иванова Г. В судьбе природы – наша судьба. - М: изд. «Художественная литература» 1990

15. Кресс В. Томская область сегодня и завтра. - Томск: изд. «Пресс-интеграл» 2004

16. Криволап Н.С. Планета здоровья. - Минск: «Красико-Принт» 2005

17. . Комяшкин В.А. Мокс – программа на химическом на сибирском химическом комбинате. -Томск: 2004

18. Кашинская Е.А. Всё обо всём. - М: 1999

19. Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л. Экология. М: «Устойчивый мир» 2000

10. Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе. Классные часы, игры, мероприятия. Волгоград: - изд. «Учитель» 2007

20. Ошмарин А.П. Школьный справочник. Экология. - Ярославль: «Академия развития» 1998

21. Митрошкин К.П. Прогресс и природа. - М: изд. «Лесная промышленность» 2003

22. Миронов А.В. Преподавание экологии в школе. - М: изд. «Владос» 2004

Маркин В. А. Я познаю мир. - М: 2000

24. Рюкбейль Д.Л. Экология и мировоззрение. - Новосибирск: 1998

25. Сомкова В. Экологический бумеранг. - М: изд. «Новая школа» 1996

26. Степановских А.С.Общая экология. М: изд. «ЮНИТИ-ДАНА» 2000

27. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. Методическое пособие для учителя. - М: изд. «Новая школа» 1994

Энциклопедия большая советская. - М: 1978г. Том № 29



Чернова Н.М. Экология. М: изд. «Просвещение» 1988


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница