Программа «Экология и здоровье человека»



Скачать 163.44 Kb.
Дата05.05.2016
Размер163.44 Kb.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Борулахская средняя общеобразовательная школа»



«Согласовано»

Руководитель МЛ:


________________/_________/

Протокол № _____

от « »__________2013 г.


«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР:

________________/_______
« »___________2013 г.


«Утверждено»

Директор:


______________/_________/

Приказ № ______

от « » _________2013 г.



ПРОГРАММА

«Экология и здоровье человека»

для учащихся 8 кл.

Составила: Слепцова В.П.

учитель биологии

МОУ «Борулахская средняя

общеобразовательная школа»

2013 – 2014

Пояснительная записка
Вредные выбросы в атмосферу, неудовлетворительное качество питьевой воды, загрязнение почвы и водоемов, социальные проблемы общества вносят существенный вклад в ухудшение состояния здоровья населения, которое, в свою очередь, является интегральным ответом человеческого организма на изменения окружающей среды.

Созданные в результате преобразовательной деятельности человека новые условия среды и биологическая стабильность организма нередко затрудняют его приспособительные возможности. В связи с этим приходится лечить не только больных людей, но и среду, в которой они живут. Человек настолько изменил окружающую среду, что для обеспечения своего здоровья он должен преобразить самого себя.

Каждый человек сегодня обязан обладать определенными экологическими знаниями и владеть экологической культурой, которые будут способствовать формированию и развитию физически и нравственно здорового общества.

Здоровье - не личное дело каждого человека. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит большую пользу обществу. Здоровый образ жизни - это система поведения человека, включая физическую культуру, творческую активность, высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе, поэтому во многом наше здоровье зависит от нас самих.

Элективный курс: « Экология и здоровье человека» предназначен для учащихся 8 класса, рассчитан на 34 часа (25 часов – теоретических, 9 часов – практических занятий) (табл. 1, 2).
Структура курса:

Таблица 1





Раздел

Практическая часть (кол. час.)

Теор. час


1

Введение




1

2

Окружающая среда и организм человека




2

3

Здоровье человека

1

2

4

Экология и функциональная деятельность организма

2

2

5

Физические факторы здоровья




3

6

Человек и химические факторы

2

5

7

Человек и социальные факторы

2

1

8

Человек и биологические факторы

1

4

9

Экология и человек

1

5

Всего:

9

25

Итого:

34 часов

Курс учитывает возрастные особенности детей и продолжает программный материал Н.И.Сонина «Биология. Человек», расширяя и углубляя знания учащихся о приемах сохранения здоровья, преодоления инерции вредных привычек. Важно, чтобы сам процесс обучения способствовал этому, поэтому при проведении занятий необходимо учитывать следующие требования валеологии:



  • в ходе занятий исключать все действия, вызывающие отрицательные эмоции;

  • не дать возможности проявления обратного эффекта при изучении наркотиков и не спровоцировать подростков на эксперимент;

  • требовать от учащихся выполнения всех санитарно-гигиенических норм на занятиях.

Цель элективного курса «Экология и здоровье человека» - расширить знания учащихся о здоровье и факторах, влияющих на него. Курс способствует удовлетворению познавательных интересов в области экологии, валеологии, биологии и анатомии.

Какое влияние вызывают факторы окружающей среды на организм человека? Как защитить организм от их влияния? Как сохранить и укрепить здоровье в сложных экологических условиях? Чтобы ответить на эти вопросы взаимодействия организма с окружающей средой, необходимо познакомится со строением и функционированием его систем.



Задачи программы:

1. Формирование здорового стиля жизни безопасного поведения в обществе.

2. Информирование учащихся о вреде и последствиях употребления никотина, алкоголя, психоактивных и других форм, ведущих к саморазрушению, о правовых последствиях социально опасного поведения подростков.

3. Воспитание потребности в здоровом образе жизни, возможности приобретения умений и навыков жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.



Рабочая гипотеза: ученик должен уяснить для себя, почему здоровье человека - физическое и духовное, является главным богатством человека, каким образом здоровье зависит от окружающей среды. Тогда он сможет построить свою жизнь в современном обществе, в измененной окружающей среде таким образом, чтобы сохранить собственное здоровье и уменьшать в меру своих сил экологическую напряженность вокруг себя.

Для выявления качества усвоения материала, результатов педагогической деятельности предлагается использование тестов и разработка учащимися творческой работы.

После изучения курса «Экология и здоровье человека» учащиеся должны знать:

- о факторах формирующих здоровья;

- о факторах разрушающих здоровья;

- знать способы укрепления здоровья;

- о болезнях «поведения» и их последствиях;

- о наследственности и здоровье;

- элементарные санитарно-гигиенические нормы, способствующие сохранению здоровья.

После изучения курса « Экология и здоровье человека» учащиеся должны уметь:

- воспроизводить нужную информацию и противостоять вредным привычкам и пристрастиям;

- избегать стрессовых ситуаций, плохого настроения, неумеренности и невоздержания во всех проявлениях;

- учиться рефлексии и навыкам укрепления и улучшения своего здоровья.

В процессе изучения курса вырабатываются определенные навыки:

- позитивного и конструктивного отношения к собственной личности – способность познавать себя, свой характер, свои возможности.

- самооценки, которые позволяют правильно вести себя и уметь оказывать само- и взаимопомощь.

- правильного поведения в стрессовых ситуациях.

- способность творчески решать различные задачи в любом виде деятельности.



Учебно-тематический план

Элективного курса «Экология и здоровья человека»
Таблица 2



Тема

Практическая или исследовательская работа

Элементы содержания

Дата

Дата факт.

I: Введение (1 ч)




1

Введение. Валеология – наука о сохранении и укреплении здоровья.




Критерии здоровья человека. Понимание сущности здоровья.








II: Окружающая среда и организм человека (2 ч)

2

Окружающая среда и организм человека.




Человек и окружающая природная среда. Факторы среды.







3

Адаптация организмов.




Адаптация организмов. Благоприятные зоны и зоны повышенной трудности. Особенности организмов и адаптация к условиям Крайнего Севера. Влияние климата на здоровье человека. Акклиматизация







III: Здоровье человека (3 ч)

4

Здоровье человека. Критерии здоровья.




Здоровье человека. Критерии здоровья человека (духовное, физическое, психическое, социальное).







5

Факторы сохранения здоровья




Факторы сохранения здоровья (физические, химические, социальные, биологические). Защитные механизмы организма. Иммунитет. «Детка» П. Иванова.







6




Самооценка здоровья.

Заполнение листов здоровья.







IV: Экология и функциональная деятельность организма (4 ч)

7

Влияние окружающей среды на организм человека.




Влияние окружающей среды на функциональную деятельность систем организма человека - кровеносную, опорно-двигательную, пищеварительную, дыхательную, выделительную, репродуктивную.







8

Центральная нервная система.




Зависимость нервной системы от биологических ритмов. Головной мозг-инструмент познания окружающей среды.







9




Состояние окружающей среды и заболевания органов дыхания.

Влияние окружающей среды на дыхательную систему.







10




Туберкулез - опасное заболевание.










V: Физические факторы здоровья (3 ч)

11

Физические факторы здоровья.

.


Тепловой режим. Холод-друг или враг.







12

Электромагнитные поля и воздействия шума на организм.




Электромагнитные поля: лечебный эффект и вред здоровью. Воздействие шума на организм.







13

Радиация.




Радиация: естественные и искусственные источники.







VI: Человек и химические факторы (7 ч)




14

Питание человека.


Пища: проблема нитратов. Пищевые добавки.







15

Какую воду мы пьём?




Какую воду мы пьём? Очистка воды.







16




Составление карты рационального питания.

Карта питания. Здоровая пища.







17




Группы крови. Составление карты питания по группе крови.

Группа крови.







18


Химические загрязнения атмосферного воздуха.




Состав воздуха. Химические загрязнения атмосферного воздуха.







19

Лекарства - химические вещества.




Лекарства - химические вещества. Лекарственная аллергия. Народная медицина. Бытовая химия. Помощь при отравлениях.







20

Вредные привычки.




Влияние ядовитых веществ на организм человека.







VII: Человек и социальные факторы (3 ч)




21

Человек и социальные факторы.




Стресс - бич современности. Методы психологической регуляции. Экологичность жилища. Вредные привычки и борьба с ними (курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания). Оптимизация трудового процесса для сохранения здоровья.







22




Психологический тренинг.










23




Экологичность жилища.










VIII: Человек и биологические факторы (5 ч)




24

Влияние биотических факторов на здоровье человека.




Влияние живых организмов на здоровье человека. Вирусы и микробы. Переносчики болезней







25

Чем опасна домашняя пыль?




Влияние пыля.







26-27

Лекарственные растения.

Грибы.





Лекарственные растения. Их использование в различных заболеваниях.

Грибы. Анималотерапия









28




Лекарственные растения.

Лекарственные растения родного края.








IX: Экология и человек (6 ч.)




29-

Человек и среда его обитания.




Человек и среда его обитания. Космос и здоровье. Зависимость постоянства внутренней среды организма от экологических условий среды его обитания.







30

Биоэнергетическое поле человека




Биоэнергетическое поле человека - гипотезы, открытия, факты.







31

Здоровый образ жизни.




Здоровый образ жизни и его влияние на природу человека. Значение культуры в формировании личности человека.







32





Хронические болезни у школьников.

Хронические болезни у школьников. Причины их появления.







33 -

34


Что мы узнали об экологии и здоровья человека




Подведение итога; защита творческих работ. Обобщение.







Содержание курса (34 часов)

Раздел I: Введение (1 ч)

Валеология – наука о сохранении и укреплении здоровья. Критерии здоровья человека. Понимание сущности здоровья.



Раздел II: Окружающая среда и организм человека (2 ч)

Человек и окружающая природная среда. Факторы среды. Адаптация организмов. Благоприятные зоны и зоны повышенной трудности. Особенности организмов и адаптация к условиям Крайнего Севера. Влияние климата на здоровье человека. Акклиматизация.



Раздел III: Здоровье человека (3 ч)

Критерии здоровья человека (духовное, физическое, психическое, социальное). Факторы сохранения здоровья (физические, химические, социальные, биологические). Защитные механизмы организма. Иммунитет. «Детка» П. Иванова.



Практическая работа: самооценка здоровья

Раздел IV: Экология и функциональная деятельность организма (4 ч)

Влияние окружающей среды на функциональную деятельность систем организма человека - кровеносную, опорно-двигательную, пищеварительную, дыхательную, выделительную, репродуктивную. Зависимость нервной системы от биологических ритмов. Головной мозг-инструмент познания окружающей среды.



Практическая работа: Состояние окружающей среды и заболевания органов дыхания.

Практическая работа: Туберкулез - опасное заболевание.

Раздел V: Физические факторы здоровья (3 ч)

Тепловой режим. Холод-друг или враг. Электромагнитные поля: лечебный эффект и вред здоровью. Воздействие шума на организм. Радиация: естественные и искусственные источники.



Раздел VI: Человек и химические факторы (7 ч.)

Пища: проблема нитратов. Пищевые добавки. Какую воду мы пьём? Очистка воды. Химические загрязнения атмосферного воздуха. Лекарства - химические вещества. Лекарственная аллергия. Народная медицина. Бытовая химия. Помощь при отравлениях. Вредные привычки.



Практическая работа: составление карты питания.

Практическая работа: группы крови. Составление карты питания по группы крови.

Раздел VII: Человек и социальные факторы (3 ч)

Стресс - бич современности. Методы психологической регуляции. Экологичность жилища. Вредные привычки и борьба с ними (курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания). Оптимизация трудового процесса для сохранения здоровья. Психологический тренинг.



Практическая работа: психологический тренинг.

Практическая работа: экологичность жилища.

Раздел VIII: Человек и биологические факторы (5 ч)

Влияние живых организмов на здоровье человека. Вирусы и микробы. Переносчики болезней. Чем опасна домашняя пыль? Лекарственные растения. Грибы. Анималотерапия.



Практическая работа: лекарственные растения.

Раздел IX: Экология и человек (6 ч)

Человек и среда его обитания. Космос и здоровье. Биоэнергетическое поле человека - гипотезы, открытия, факты. Зависимость постоянства внутренней среды организма от экологических условий среды его обитания. Здоровый' образ жизни и его влияние на природу человека. Значение культуры в формировании личности человека.



Практическая работа: хронические болезни у школьников.
Методические рекомендации по проведению занятий.
Курс «Экология и здоровье человека» требует несколько отличий от общепринятой в школе формы проведения занятий.

Это могут быть:

- тренинги,

- практикумы,

- защита исследовательских проектов,

- упражнения, игра,

- анкетирование,

- дискуссии.


Примерные темы рефератов.

  1. СПИД: сущность и проблемы.

  2. Мифы о наркомании.

  3. Человек и окружающая среда.

  4. Алкоголь, мы и наше потомство.

  5. Духовные традиции народов мира

  6. Учение об иммунитете: состояние и проблемы.

  7. Биосфера и научно-технический прогресс.

8. Закаливание и его влияние на здоровье.

9. Влияние окружающей среды на здоровье человека.

10. Вредные привычки и их влияние на здоровье.

11. Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка.

12. Факторы, влияющие на здоровье и благополучие

13. Курение - фактор риска.



14. Загрязнение воздуха и его влияние на организм.
Рекомендуемые темы творческих заданий:

  1. Состояние возрастного соотношения веса и роста подростков.

  2. Самооценка психосоциальных условий жизни и режима дня.

  3. Влияние эмоций на состояние здоровья.

  4. Составление режима дня в соответствии с биоритмами

  5. Составление карты питания по группе крови.

  6. Составление генеалогического древа (по наследственным заболеваниям).

  7. Составление карты рационального питания, режима питания.

  8. Психокорректирующие упражнения, способы их проведения.

Литература

  1. Агаджанян Н. А. Экология человека (словарь - справочник). - М. 1997.

  2. Алексеев В. 300 вопросов и ответов по экологии. - Ярославль, 1998.

  3. Балабанова В. В., Максимцева Т.А, Биология, экология, здоровый образ жизни. - Волгоград, 2001.

  4. Величковский Б. Т.Здоровье человека и окружающая среда. - Москва, 1994.

  5. Доклад о состоянии окружающей природной среды и использование природных ресурсов Тамбовской области в 2003 году. - Тамбов, 2003.

  6. Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. - Ярославль,2003

  7. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. - Минск, 1986


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница