Программа элективного курса по биологии «Строение и функционирование живой системы. Человек» Учитель: Кобахидзе И



Скачать 187.17 Kb.
Дата19.09.2017
Размер187.17 Kb.
Просмотров15
Скачиваний0
ТипПрограмма

Муниципальное общеобразовательное учреждение

МОУ «Лицей № 26»


Рассмотрено и одобрено «Утверждаю»

на заседании кафедры Директор МОУ «Лицей26»

биологии и химии

_____________Н. О. Чеверда _____________Л.Н. Устинова

Программа

элективного курса по биологии
«Строение и функционирование живой системы. Человек»

Учитель: Кобахидзе И. М.


2016-2017 учебный год



Пояснительная записка
Программа элективного курса «Строение и функционирование живой системы. Человек » рассчитана на 68 часов. Занятия проводятся по 2 часа в неделю.

Анатомия человека является одним из основополагающих предметов в цикле биологических наук, изучаемых школьниками.



Цель курса:

– изучить форму и строение организма человека;

– основываясь на изученных фактах, в тесной связи с учением об эволюции, формировать научное мировоззрение, позволяющее уяснить положение человека в природе, общебиологические закономерности развития и строения человеческого организма.

Изучение фило- и онтогенеза органов и систем, возрастных и половых особенностей, влияние внешней среды способствует широкому естественно-научному образованию учащихся, формирует у них экологическое мышление.



Курс анатомии решает следующие задачи:

1. Общеобразовательные:

– усвоение научных знаний об особенностях строения организма человека как единого целого;

– выявление связи организма человека с внешней средой;

– уяснение закономерностей развития органов и систем органов в фило- и онтогенезе.



2. Воспитательные:

– широкое использование анатомического материала в воспитании санитарно-гигиенических навыков школьников как одного из аспектов экологического воспитания с обязательным учетом особенностей детского организма.



3. Развивающие задачи состоят:

– в понимании связи анатомии с другими науками: эмбриологией, физиологией и др.;

– в формировании установок ЗОЖ;

– в выявлении взаимосвязи и взаимообусловленности отдельных частей организма;

– в понимании положения человека в природе, что важно для формирования научного мировоззрения.

В результате изучения курса анатомии учащиеся должны знать:

– гуманистические, экологические и санитарно-гигиенические аспекты современной анатомии;

– влияние вредных факторов и привычек на структуру и функции отдельных органов и организма в целом;

– развитие, макро- и микроскопическое, строение, функцию и топографию органов и систем;

– возрастные и половые особенности организма человека;

– специфические морфо-функциональные особенности строения органов человека, возникшие под влиянием трудовой деятельности и вертикального положения тела.

Учащиеся должны уметь:

– использовать анатомические знания для формирования культуры ЗОЖ;

– предупреждать развитие школьной патологии: нарушение осанки, близорукости, плоскостопия;

– использовать имеющиеся знания для оказания первой медицинской помощи;

– объяснять происхождение, строение и функции органов с учетом данных онто- и филогенеза;

– отличать кости человека от костей млекопитающего;

– распознавать позвонки различных отделов позвоночника, кости левой и правой конечностей, кости таза у мужчин и женщин;

– приготавливать анатомические препараты.


Курс поможет учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ по биологии.

Содержание

Введение (2 часа)

Определение предмета анатомии и связи ее с другими биологическими науками. Разделы анатомии. Методы анатомического исследования, значение изучения анатомии в формировании научного мировоззрения. Роль знаний анатомии в формировании личности ученика.


Тема 1. Положение человека в природе (4 часа)

Общие черты человека и позвоночных животных. Общие черты человека и приматов и их отличия. Ранние стадии развития зародыша человека. Особенности эмбриогенеза человека.


Тема 2. Остеология (4 часа)

Скелет как часть опорно-двигательного аппарата, функции скелета, кость как орган. Компактная и губчатая костная ткань. Классификация костей. Роль надкостницы. Факторы, влияющие на формирование костей. Фило- и онтогенез скелета.


Тема 3. Соединение костей (4 часа)

Непрерывные соединения: синдесмозы, синхондрозы, синостозы. Их значение в организме. Полусуставы.

Прерывистые соединения: диартрозы. Строение суставов: основные и дополнительные элементы. Классификация суставов, оси вращения. Факторы, влияющие на подвижность суставов. Развитие суставов в фило- и онтогенезе. Возрастные изменения суставов.
Тема 4. Скелет туловища (2 часа)

Фило- и онтогенез позвоночного столба и грудной клетки, их особенности у человека. Соединение костей туловища. Влияние различных факторов на строение скелета. Предупреждение формирования неправильной осанки. Аномалии развития скелета туловища.


Тема 5. Скелет конечности (2 часа)

Онтогенез. Особенности строения руки человека в связи с трудовой деятельностью и прямохождением. Соединения костей верхней конечности.

Особенности строения у человека. Своды стопы. Предупреждение плоскостопия. Соединения костей нижней конечности. Особенности костей таза у женщин.
Тема 6. Миология (2 часа)

Мышцы – активная часть опорно-двигательного аппарата. Строение мышечной ткани. Классификация мышц. Мышцы туловища. Мышцы верхней конечности. Мышцы нижней конечности. Мышцы головы.


Тема 7. «Поставщики энергии и пищеварительная система на страже здоровья» (4 часа)

Значение питательных веществ, для организма. Особенности обмена веществ в разном возрасте. Рациональное питание. Режим питания. Опасность переедания, болезни сытости. Дистрофия и болезни голода. Лечебное голодание. Диетическое питание для больных. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-диетолога.



Тема 8. Дыхательная система (2 часа)

Воздухоносные пути. Общий план строения стенки воздухоносных путей. Полость носа. Гортань. Трахея, бронхи. Респираторный отдел. Ацинус – структурная единица легкого. Особенности кровообращения в легких. Плевра.


Тема 9. «Исполнители симфонии жизни» (4 часа)

Кровь как внутренняя среда организма. Гуморальная и нервная регуляция функций организма. Железы внутренней секреции. Гормоны и их свойства. Роль нервной системы в восприятии, переработке и передаче информации. Рефлекс как основа нервной деятельности.

Детские инфекционные заболевания и меры борьбы с ними. История становления иммунологии как науки (Л. Пастер, Э. Дженнер, И. И. Мечников, П. Эрлих, Р. Кох). Пути решения проблемы иммунопрофилактики. Распространение инфекционных заболеваний и приоритетные направления по их сокращению.

ВИЧ-инфекция: пути заражения, способы предупреждения, история открытия болезни. Строение и жизненный цикл вируса. Профилактика заболевания. Разработка вакцины.



Тема 10. Сердечнососудистая система (5 часа)

Сердечнососудистая система. Общий план строения стенки кровеносных сосудов. Отличие артерий от вен. Типы капилляров.

Сердце. Топография, строение. Проводящая система сердца. Фило- и онтогенез сердца.

Аорта, ее отделы. Ветви дуги аорты, грудной и брюшной аорты. Области кровоснабжения. Закономерности хода артерий. Фило- и онтогенез сосудистой системы. Верхняя и нижняя полые вены. Лимфатические капилляры, сосуды, узлы, протоки. Морфофункциональные особенности венозной и лимфатической систем.


Тема 11. «Свет мой, зеркальце, скажи...» (3 часа)

Строение и функции кожи. Производные кожи. Методы лечения организма (иглоукалывание, электрофорез, светолечение, криотерапия). Вирусные заболевания кожи (бородавки и герпес). Чесотка и грибковые заболевания кожи (микоз, лишай, парша). Пересадка кожи.

Роль кожи в терморегуляции организма. Обмен веществ и постоянная температура тела. Механизм терморегуляции. Причины повышения температуры при заболеваниях. Нарушение терморегуляции (ожоги и обморожения). Приемы наложения повязок на условно поврежденное место.

Закаливание организма и факторы среды. Формы и условия закаливания. Гигиенические требования к одежде и обуви. Косметические средства и их рациональное использование. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-косметолога. Домашняя косметика.



Тема 12. Эндокринная система (4 часа)

Железы внутренней секреции. Гормоны. Роль эндокринных желез в регуляции функций организма.


Тема 13. Мочеполовая и репродуктивная система (5 часов)

Почки, особенности кровообращения. Эндокринная система почек. Мужские половые органы: семенник, семявыносящий проток, предстательная железа. Женские половые органы: яичник, матка, маточные трубы. Маточно-яичниковый цикл.

Характерные признаки мужского и женского пола. Особенности строения мужской и женской половой системы. Биологическая сущность оплодотворения. Влияние среды на развитие зародыша. Планирование семьи. Физическая зрелость вступающих в брак. Сущность социальной готовности к вступлению в брак. Этико-психологическая готовность. Гигиена беременной женщины; ранняя беременность и ее последствия.

Возрастные процессы и особенности: новорожденного и грудного ребенка, подросткового, зрелого, пожилого и старческого возраста. «Хорошо ли быть бессмертным?» (проблема клонирования).


Тема 14. Нервная система и органы чувств ( 5 часов)

Эмбриогенез нервной системы. Спинной мозг. Белое и серое вещество. Оболочки спинного мозга. Головной мозг. Ствол мозга. Строение продолговатого и заднего мозга. Средний и промежуточный мозг.

Конечный мозг. Базальные ядра. Лимбическая и экстрапирамидная система. Кора головного мозга. Цитоархитектоника. Корковые концы анализаторов по И. П. Павлову.

Черепно-мозговые нервы. Спинномозговые нервы, сплетения. Вегетативная нервная система: симпатическая и парасимпатическая. Морфофункциональные особенности.


Тема 15. Особенности ВНД человека (5 часов)

Рефлекторный характер ВНД. Классификация темперамента по Гиппократу. Классификация типов нервной системы по Павлову. Соотношение характера и темперамента. Воля — способность человека к преодолению трудностей.

« Золотые сны », от которых не просыпаются. Наркомания — это болезнь. Действие наркотиков на организм. Механизмы формирования наркотической зависимости. Наркомания и закон. Ролевая игра-диалог журналистов и врача-нарколога.

Познавательные процессы. Речь — средство общения. Память, ее виды и значение для формирования мыслительной деятельности и поведения. Воображение, восприятие и мышление. И.М. Сеченов.



Тема 16. «Старые и новые загадки мозга» (2 часов)

Двойное чудо сна. Отчего мы погружаемся в сон? Физиология сна. Нормы сна – наполеоновские и медицинские. Что такое литургический сон? Небывалая комбинация бывалых впечатлений. Полезны или вредны сновидения? Могут ли сны быть вещими? Что такое гипноз? Объяснение гипноза «вчера» и «сегодня». Можно ли вылечить гипнозом? Иллюзии. Причины появления иллюзий. Объяснение причин появления иллюзий.

Демонстрация кинофрагмента «Гипноз»

Литература

1. Аршавский, И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития ребенка. – М., 1982.

2. Богомолова, Ф. А., Аполлонова, И. Б. Физическое, нервно-психическое развитие и методика исследования ребенка. – М., 1979.

3. Воронин, Л. Г. Физиология вышей нервной деятельности. – М., 1979.

4. Исаев, Д. Н., Каган, В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. – М.,

5. Ермолаева, Ю. А. Возрастная физиология. – М., 1985.

6. Курепина, М. М., Воккен, Г. Г. Анатомия человека. – М., 1979.

7. Леонтьева, Н. Н. Общая и возрастная физиология анализаторов. – М., 1976.

8. Леонтьева, Н. Н., Маринова К. В. Анатомия и физиология детского организма. – М., 1966.

9. Лурия, А. Р. Язык и сознание. – М., 1979.

10. Морфофункциональное созревание основных физиологических сис-тем организма детей дошкольного возраста / под ред. Антроповой М. В., Кольцовой А. М. – М., 1983.

11. Маринова, К. В. Общая и возрастная физиология нервной системы. – М., 1973.

12. Общий курс физиологии человека и животных / под ред. Судакова К. В. – М., 1973.

13. Основы физиологии человека / под ред. Б. И. Ткаченко: в 2 т. – СПб., 1994.

14. Сапин, М. Р., Сивоглазов, В. И. Анатомия и физиология человека. 2-е изд. – М., 1999.

15. Хрипкова, А. Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. – М., 1978.

16. Хрипкова, А. Г. Возрастная физиология. – М., 1978.

17. Физиология развития ребенка / под ред. Козлова В. И., Фарбер Д. А. – М., 1983.



Перечень ключевых слов

Антагонисты, апоневроз, артерия, афферентный, авитаминоз, автоматия сердца, аккомодация глаза, аллергия, амниоты, анемия, астигматизм, анализатор.

Близорукость, бронхи.

Вена, вещество белое и серое, вентральный, висцеральный, вегетативная (автономная) нервная система, витамины, возбуждение.

Ганглий, гельминтология, гематология, гемофилия, гермафродиты, гипертония, гипотония, гипофиз, гормоны, гуморальная регуляция.

Дорсальный, дальтонизм, дезинсекция, дезинфекция, дезодорация, диафрагма, диспансеризация, диафиз, диартроз, дистальный, динамическая работа.

Кифоз.

Локомоция, ловкие мышцы, лордоз, латеральный.



Метафиз, медиальный.

Нейрон, нейтрофиллынерв, нервное волокно, нервный центр.

Орган, онтогенез, осанка.

Пронация, проксимальный, проводящие пути, париетальный.

Рефлекторная дуга, рычаги первого и второго рода.

Сагиттальный, синартроз, синдесмоз, синхондроз, синостоз, супинация, сфинктер, статическая работа, сильные мышцы, серозный, синергисты, система органов.

Ткань, топография.

Фасция, филогенез.

Эпифиз, эффектор, эфферентный.

Учебно - Тематическое планирование



п/п


Наименование
разделов и тем

Всего

1

Введение

2

2

Тема 1. Положение человека в природе

4

3

Тема 2. Остеология

4

4

Тема 3. Соединение костей

4

5

Тема 4. Скелет туловища

2

6

Тема 5. Скелет конечности

2

7

Тема 6. Миология

2

8

Тема 7. Поставщики энергии и пищеварительная система

4

9

Тема 8. Дыхательная система

2

10

Тема 9. «Исполнители симфонии жизни»

4

11

Тема 10. Сердечнососудистая система

6

12

Тема 11. «Свет мой, зеркальце, скажи…»

3

13

Тема 12. Эндокринная система

4

14

Тема 13. Мочеполовая и репродуктивная система

4

15

Тема 14. Нервная система и органы чувств

5

16

Тема 15. Особенности ВНД

5

17

Тема 16. «Старые и новые загадки мозга»

2

18

Тестирование по курсу «Строение и функционирование живой системы. Человек».

4




Резерв

5




Итого

68


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Тема урока


Кол-во часов


Дата

по плану

по факту




Введение

2







1

1. Общее знакомство с курсом «Строение и функционирование живой системы. Человек». Связь анатомии с другими биологическими науками. Разделы анатомии.

1







2

2. Методы анатомического исследования. Значение изучения анатомии в формировании научного мировоззрения. Роль знаний науки в формировании личности ученика.

1










Тема 1. Положение человека в природе.

4







3

1.Общие черты человека и позвоночных животных. Систематика человека.

1







4

2. Общие черты человека и приматов и их отличия.

1







5

3.Уровни организации организма. Нервная и гуморальная организация организма.

Ранние стадии развития зародыша человека. Особенности эмбриогенеза человека.



1







6

4. Семинар по теме: «Положение человека в природе».

1










Тема 2. Остеология

4







7

1.Скелет как часть опорно - двигательной аппарата, функции скелета, кость как орган.

1







8

2. Компактная и губчатая ткань.

1







9

3. Классификация костей. Роль надкостницы.

1







10

4. Факторы, влияющие на формирование костей. Фило- и онтогенез скелета.

1










Тема 3. Соединение костей

4







11

1.Непрерывные соединения: синдесмозы, синхондрозы, синистозы.

1







12

2. Прерывистые соединения: диартрозы. Строение суставов:основные и дополнительные элементы. Классификация суставов, оси вращения.

1







13

3. Факторы, влияющие на подвижность суставов. Развитие суставов в фило- и онтогенезе.

1







14

4. Возрастные изменения суставов.

1










Тема 4. Скелет туловища

2







15

1.Фило - и онтогенез позвоночного столба и грудной клетки, их особенности у человека. Соединение костей позвоночника.

1







16

2. Влияние различных факторов на строение скелета. Предупреждение неправильной осанки. Аномалии развития скелета.

1










Тема 5. Скелет конечностей

2







17

1.Особенности строения руки человека в связи с трудовой деятельностью и прямохождением. Соединение костей верхней конечности.

1







18

2. Особенности строения. Сод стопы. Предупреждение плоскостопия. Соединение костей. Особенности костей таза у женщин.

1










Тема 6. Миология.

2







19

1.Строение мышечной ткани. Классификация мышц.

1







20

2. Химия и энергетика работающей мышцы. Утомление.

1










Тема 7. Поставщики энергии и пищеварительная система.

4







21

1. Особенности строения различных отделов пищеварительной системы.

1







22

2. Печень и поджелудочная железа. Особенности кровообращения печени.

1







23

3. Значение питательных веществ для организма. Особенности обмена веществ в разном возрасте. Рациональное питание. Режим питания. Опасность переедания, болезни сытости. Дистрофия и болезни голода. Лечебное голодание.

1







24

4. Диетическое питание больных. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача – диетолога.

1










Тема 8. Дыхательная система

2







25

1.Особенности строения. Респираторный отдел. Ацинус – структурная единица легкого.

1







26

2. Особенности кровообращения в легких. Плевра.

1










Тема 9. «Исполнители симфонии жизни»

4







27-28

1-2.Внутренняя среда организма.

2







29-30

3-4. Иммунитет. Детские инфекционные заболевания и меры борьбы с ними. История становления иммунологии. Пути решения иммунопрофилактики. ВИЧ – инфекция: пути заражения, способы предупреждения, история открытия. Строение и жизненный цикл вируса. Профилактика заболевания. Разработка вакцины.

2










Тема 10. Сердечно – сосудистая система

6







31

1.Общий план строения. Стенки кровеносных сосудов. Типы капилляров.

1







32

2. Сердце. Топография, строение. Проводящая система сердца. Фило- и онтогенез сердца.

1







33

3. Аорта. Ее отделы. Ветви дуги аорты. Области кровоснабжения.

1







34

4. Фило- онтогенез кровеносной системы.

1






35


5. Лимфатические капилляры, сосуды, узлы, протоки. Морфофункциональные особенности венозной и лимфатической систем.










36

6. Зачетный урок по темам 9, 10

1










Тема 11. «Свет мой, зеркальце, скажи…»

3







37

1.Строение и функции кожи. Производные кожи.

1







38

2. Методы лечения организма (иглоукалывание, электрофорез, светолечение, криотерапия). Вирусные заболевания кожи (бородавки, герпес). Чесотка и грибковые заболевания кожи(микоз, лишай, парша). Пересадка кожи.

1







39

3. Терморегуляция, ее механизмы. Ожоги, обморожения. Закаливание организма и факторы среды. Гигиена.

1










Тема 12. Эндокринная система

4







40-42

1-3. Железы внутренней секреции.

3






43

4. Гормоны, их значение и свойства. Роль эндокринной системы в восприятии, переработке и передачи информации.

1










Тема 13. Мочеполовая и репродуктивная системы

4







44

1.Почки, особенности кровообращения. Эндокринная система почек.

1







45

2. Строение репродуктивной системы человека.

1







46

3. Маточно-яичный цикл. Беременность.

1







47

4. Возрастные процессы и особенности: новорожденного и грудного ребенка, подросткового, зрелого, пожилого и старческого возраста.

1

























Тема 14. Нервная система и органы чувств

5







48

1.Эмбриогенез нервной системы. Спинной мозг, его оболочки.

1







49-50

2-3. Особенности строения и функционирования отделов головного мозга.

2







51

4 Конечный мозг. Базальные ядра. Лимбическая и экстрапирамидальная система. Кора головного мозга. Цитоархитектоника.

1







52

5 Черепно – мозговые нервы. Спинномозговые нервы, сплетения. Вегетативная н.с.: симпатическая и парасимпатическая. Морфофункциональные особенности.

1










Тема 15. Особенности ВНД

5







53

1.Рефлекторный характер ВНД. Классификация темперамента по Гиппократу. Классификация типов н.с. по Павлову.

1







54

2. Соотношение характера и темперамента. Воля – способность человека к преодолению трудностей.

1







55

3 «Золотые сны». Наркомания. Действие наркотиков на организм. Наркотическая зависимость. Наркомания и закон. Ролевая игра журналистов и врача – нарколога.

1







56

4. Познавательные процессы. Речь – средство общения. Память, ее виды и значение для формирования мыслительной деятельности и поведения.

1







57

5. Воображение, восприятие и Мышление. И. М. Сеченов.

1










Тема 16. «Старые и новые загадки мозга»

2







58

1.Двойное чудо сна. Сновидения.

1







59

2. Гипноз. Иллюзии. Причины появления иллюзий.

1






















60-63

Тестирование по курсу: «Строение и функционирование живой системы»

4

























Резервное время

5























Поделитесь с Вашими друзьями:



База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал