Программа элективного курса по Основам Безопасности Жизнедеятельности



Скачать 26.34 Kb.
Дата28.04.2016
Размер26.34 Kb.
Просмотров21
Скачиваний0
ТипУчебная программа
Учебная программа элективного курса по Основам Безопасности Жизнедеятельности

«Здоровый образ жизни»

Пояснительная записка

В последнее десятилетие в нашей стране отмечены негативные социально- экономические тенденции, способствующие снижению качества и продолжительности жизни значительной части граждан. Наблюдается неуклонный рост заболеваемости и смертности от сердечно - сосудистых, онкологических, респираторных и многих других заболеваний. Особую тревогу вызывает тот факт, что в подростковой и юношеской возрастной группе наблюдается рост заболеваемости, значительно опережающий взрослую группу. Более того, среди старшеклассников отмечен рост числа смертельных исходов болезней, травм и суицидов.

Анализируя истоки столь отрицательного медико-социального статуса подрастающего поколения, необходимо выделить несколько основных:


  • Социально-экономические, связанные с резким расслоением общества;

  • Экологическое неблагополучие среды обитания;

  • Снижение культурно-образовательного уровня практически всех слоев населения

Как следствие-заметная деформация образа жизни, повышения риска развития хронических, заболеваний и врождённой патологии.

В этой связи в этой связи формирование навыков здорового образа жизни, первичной и вторичной профилактики болезней всегда было и остаётся актуальной медицинской и педагогической проблемой, российскими государственными приоритетами в области здравоохранения и образования. От физического и психического здоровья и благополучия подрастающего поколения зависит будущие страны.

Стремительное преобразование окружающего мира, появление новых технологий производства, возрастающие социальные и медико-биологические нагрузки ставят перед обществом и образовательными учреждениями непростую задачу воспитания подрастающего поколения в соответствии с условиями среды обитания.

Цели и задачи учебного курса


  1. Изучить современные понятия здоровья и болезни, механизмы их развития.

  2. Представить современные научные данные по распространению основных инфекционных и неинфекционных болезней, эпидемиологию наиболее значимых для данной возрастной группы заболеваний.

  3. Изучить составляющие здорового и безопасного образа жизни.

  4. Осветить роль наследственных факторов в первичной профилактике наиболее значимых для данной возрастной группы заболеваний.

  5. Изучить влияние вредных привычек и болезненных пристрастий на здоровье и социальный статус.

  6. Изучить причинно-следственные связи образа жизни и состояния здоровья.

  7. Разработать модель здорового образа жизни и безопасного поведения как фактора формирования культуры безопасности.

Тематический план элективного курса

№п/п

Название темы

Кол-часов

часов


1.

Понятие здорового и безопасного образа жизни.

2.

2.

Понятие вкусной и здоровой пищи. Лечебно- профилактическое питание.

2.

3.

Анатомо-физиологические особенности и факторы риска дыхательной системы.

2.

4.

Анатомо-физиологические особенности и факторы риска сердечно сосудистой системы.

2.

5.

Психическое здоровье: пути сохранения и приумножения. Факторы риска. Оптимизация умственной деятельности.

2.

6.

Осанка. Способы выработки правильной осанки.

2.

7.

Система иммунитета. Дисфункция иммунной системы. Методы коррекции иммунитета.

2.

8.

Физиология и патология репродуктивной системы. Здоровая семья, здоровые дети. Генетические основы здоровья

2.



Итого

16.


Тематическое содержание элективного курса

Тема №1. Понятие здорового и безопасного образа жизни

Ключевые слова: аллергические заболевания, безопасное поведение, здоровье человека и общества, культура безопасности, медицина, наркомания, псевдомедицина, психофизиологические особенности подросткового возраста, санитарные правила, табакокурение.

Определение здоровья как физического, психического и социального благополучия, отсутствие болезней и врождённых пороков; понятие здорового образа жизни как совокупности целеустремлённых действий и помыслов, направленных на сохранение и укрепления здоровья, увеличение продолжительности жизни.

Медико-биологические и социально-гигиенические факторы, влияющие на состояние здоровья каждого человека и общества в целом; возрастные психофизиологические особенности здоровья школьников.

Современные тенденции развития и распространения болезней; причины появления новых инфекционных и других болезней; наиболее значимые для подросткового возраста заболевания- нарушения опорно-двигательного аппарата, осанки, зрения, развитие плоскостопия, болезни клапанного аппарата сердца, желудочно-кишечного тракта, а также заболевания, передающиеся половым путём.

Принципы безопасного применения лекарств; деструктивность псевдонародных и экстремальных методов лечения; национальные и этнические способы сохранения здоровья; понятие культуры безопасности и безопасного поведения старшеклассников.

Тема №2. Понятие вкусной и здоровой пищи. Лечебно-профилактическое питание.

Ключевые слова: белки, витамины, вкусная пища, гигиена питания, дистрофия, жиры, здоровая пища, микроэлементы, ожирение, питьевой режим, растительная клетчатка, режим питания, суррогатные продукты, углеводы, энергоёмкие напитки.

Даются понятия здоровой и вкусной пищи; научно обоснованной базовой диеты здорового человека; возрастных потребностей в белках, жирах углеводах, витаминах, микроэлементах; режима питания; калорийности пищевых продуктов; питьевого режима, энергоёмких напитков; понятие ожирения и дистрофии.

С критической точки зрения рассматриваются варианты наиболее известных диет «для похудения», пищевых добавок, суррогатных продуктов.

Освещается тема гигиены здорового питания, влияние лечебно-профилактического питания, различных продуктов и способов кулинарной обработки на здоровье и качество жизни человека.

На занятиях проводится базовое тестирование для выявления излюбленных и нелюбимых продуктов питания. Проводится коллективный анализ полученных данных. Представляется научное обоснование влияния пищевого рациона на состояние здоровья и уровень безопасности жизнедеятельности школьников и членов их семей.

Тема №3. Анатомо-физиологические особенности и факторы риска дыхательной системы.

Ключевые слова: голосовой аппарат, аденоидит, лёгочные альвеолы, газообмен, дыхательный центр, ЖЁЛ, болезни дыхательной системы.

Дыхательная система. Анатомо-физиологические данные дыхательной системы в онтогенезе. Критерии нормы функционирования дыхательной системы. Резервы дыхательной системы. Саморегуляция дыхательной системы. Взаимодействие дыхательной системы с другими системами организма в норме, при нагрузках (физических, психических), в состоянии предболезни. Способы тренировки и оптимизации деятельности дыхательной системы. Факторы риска дыхательной системы.



Тема№4. Анатомо-физиологические особенности и факторы риска сердечно-сосудистой системы.

Ключевые слова: камеры сердца, клапаны сердца, миокард, кардиореспираторная система, гипотония, юношеская гипертония, пороки сердца, аретмия сердца.

Сердечно-сосудистая система. Анатомо-физиологические данные сердечно-сосудистой системы в онтогенезе. Критерии нормы функционирования сердечно-сосудистой системы. Резервы структур сердечно-сосудистой системы. Взаимодействие сердечно-сосудистой системы с другими системами организма в покое и при нагрузках. Способы тренировки и оптимизации деятельности сердечно-сосудистой системы в соответствии с возрастом и видом деятельности человека. Факторы риска деятельности структур сердечно-сосудистой системы.



Тема №5. Психическое здоровье: пути сохранения и приумножения. Факторы риска. Оптимизация умственной деятельности

Понятие о психическом здоровье. Факторы, повреждающие психическое здоровье. Пути сохранения и приумножения психического здоровья. Оптимизация умственной деятельности. Явление адаптации к факторам среды как непреложное условие существования организма и биологическая основа здоровья. Генотипическая и фенотипическая адаптация, физиологическое значение этих видов адаптации. Обзор современных представлений о механизмах фенотипической адаптации. Понятие и виды адаптивных изменений организма. Срочная и долговременная адаптация.Стресс - общий адаптационный синдром, его характеристика, фазы. Стрессорна . Виды стресса. Причины возникновения стресса. Современное понятие об стрессе и дистрессе. Гормональный, нейровегетативный и нейропсихический компоненты стресса. Значение «поисковой активности» особи в стрессовой реакции. Последствия стресса для организма человека.



Тема №6. Осанка. Способы выработки правильной осанки.

Ключевые слова: Вынужденная поза, гиподинамия, грация, мышечный корсет, оздоровительный бег, опорно- двигательный аппарат, осанка, плавание, плоскостопие, самодисциплина, сила воли, спортивная травма, физические упражнения, ходьба.

Раскрываются механизмы формирования фигуры человека; понятие физической красоты; структура и функциональная активность опорно-двигательного аппарата; факторы нарушения осанки, Развития плоскостопия; отрицательное влияние гиподинамии и вынужденной позы на состояние здоровья; влияние физических упражнений на состояние опорно-двигательного аппарата и фигуры; Комплекс корригирующих осанку упражнений; характер питания и состояние опорно- двигательного аппарата. Критический анализ комплексов силовых упражнений, связанных с чрезмерным наращиванием мышечной массы. Предостережение от применения протеиновых пищевых спортивных добавок. Понятие спортивного травматизма и его профилактика; развивающие воздействие регулярных занятий физическими упражнениями на силу воли, самодисциплину, положительное влияние физической активности на физическое и психическое здоровье, безопасность жизнедеятельности. Различные аспекты влияния физической культуры и спорта на состояние здоровья подростка.

На одном из занятий проводится тестирование состояния опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы у школьников, даются рекомендации по физической активности, изучаются методы и закрепляются практические навыки контроля за состоянием своего здоровья при выполнении комплексов физических упражнений.

Тема№7. Система иммунитета. Дисфункция иммунной системы. Коррекция иммунитета.

Ключевые слова: иммунитет, центральные органы иммунной системы, врождённый и приобретённый иммунитет, иммунодефицитные состояния.

Иммунная система и система детоксикации организма. Структурно-функциональная организация иммунной системы. Иммунорегуляция. Врожденные иммунодефициты. Приобретенные иммунодефициты. Аутоиммунные реакции. Межсистемная регуляция иммунной системой систем: кроветворения, гомеостаза, эндокринной системы, дыхательной системы, системы питания, системы терморегуляции, нервной системы. Система детоксикации организма. Эндогенные токсические вещества, механизмы их действия. Клеточный, органный, системный, межсистемный уровни детоксикации. Удаление токсических веществ из организма. Основы хронической детоксикационной терапии.



Тема №8. Физиология и патология репродуктивной системы. Здоровая семья, здоровые дети. Генетические основы здоровья.

Ключевые слова: Генофонд, культура отношений, первичная профилактика, преемственность поколений, родительство, семья, счастье, традиции.

Понятие генетической информации, генома клетки, генофонда человека, семьи и общества. Первичная и вторичная, личная, общественная и семейная профилактика болезней. Семейные , межличностные отношения, их культура и влияние на генетическое здоровье семьи и общества. Социально – общественные институты материнства, отцовства и детства. Репродуктивное здоровье и методы его сохранения. Субъективное и объективное комплексное понимание счастья. Национальные понятие семья и счастья; традиции и уклад семьи, Важнейшая роль семьи в формировании устойчивых навыков здорового образа жизни, культуры безопасности и безопасного поведения старшеклассников.

ЛИТЕРАТУРА



  1. Чумаков Б.Н. Валеология. М. 1997г.

  2. Вайнер Э.Н. Валеология – М. 2001г.

  3. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека.

  4. Казин Э.М. Адаптация и здоровье.

  5. Новиков Ю.В. Азбука здоровья .

  6. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни.

  7. Скурихин И. М. Как правильно питаться.

  8. Тарновский Ю.Б. Как сохранить психическое здоровье.

  9. Малахов Г.П. Движение, дыхание ,закаливание.

  10. Николаева А.А. Научные основы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

  11. Сластенин В.А. Режим труда и отдыха студунтов и школьников.

  12. Васнев, Мишин Учебник ОБЖ.

  13. Журнал по ОБЖ.

  14. Журнал Физкультура и спорт.

  15. Журнал здоровье.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал