Программа «Фонд образовательных инноваций»



Скачать 49.49 Kb.
Дата03.05.2016
Размер49.49 Kb.
ТипПрограмма

Программа «Фонд образовательных инноваций» НИУ ВШЭ

Кречетова Мария Юрьевна

Философский факультет, кафедра наук о культуре




Западная философия до середины XX века (История немецкой классической философии)




Актуализация классического как способ захватывающего чтения «скучных» философских текстов



Общая идея проведения серии семинаров – научить студентов апплицировать классические философские тексты 17-18вв. на современную ситуацию и интеллектуальные, этические и эстетические проблемы нынешнего времени, а не рассматривать эти тексты как прекрасные, но вполне архаичные и антикварные образцы мысли. Основная задача – живое прочтение текста, а не некое подобие школярского изучения древних языков, на которых давно никто не говорит и которое полезно только в качестве некой «тренировки ума» и приобщения к «прекрасной древности» (небольшая ремарка: «древние языки» также можно изучать как «живо», так и «мертво»).

В качестве примера подобной методики: не просто учение И.Канта о моральной недопустимости самоубийства, а значимость этого учения для современной проблемы эвтаназии; не просто учение Ф.В.Й.Шеллинга о природе, а важность этого учения для решения современных экологических проблем etc.

Предварительный план проведения семинаров:

1) Фиксация тезиса (основной мысли изучаемого автора);

2) Постановка вопроса об истинности или ложности данной мысли;

3) Фиксация того обстоятельства, что наша оценка данной мысли на предмет ее истинности или ложности не может быть произвольной, а нуждается в обосновании;

4) Каталогизация аргументов автора в пользу данной мысли и его контраргументов против возможных оппонентов (если таковых (контраргументов) в тексте не имеется, студентам предлагается их гипотетически реконструировать);

5) Аппликация рассматриваемой позиции на современные проблемы. Оценка интеллектуальной, прагматической, ценностной значимости позиции для современных исторических обстоятельств.

6) Выдвижение альтернативных тезисов и аргументов, возражений, сомнений, вопросов, инициированных «современным прочтением» автора.

7) Сопоставление «своего» и «иного», оценка аргументов на предмет их точности, ясности, корректности и т.д. (сопоставление своей позиции и позиции автора, своей позиции и позиции других собеседников: студентов и преподавателя);

8) Фиксация выводов (может осуществляться в разных формах в зависимости от того, как протекала интерпретация и дискуссия): фиксация бесспорной значимости тезиса для современности, фиксация его полной непригодности, фиксация его «слабых» и «сильных» сторон и т.д. Констатация возможного расхождения интерпретативных позиций.

Некоторые способы организации дискуссии на семинаре:

1) Постановка интеллектуально провокативных вопросов. Наподобие: «Автор высказывает такую-то мысль, а, может, все обстоит как раз наоборот, может быть, верен как раз антитезис?»; «Автор писал то-то и то-то, но это же было очень давно и, наверняка, устарело. Не правда ли?»

2) Разжигание интеллектуального азарта. К примеру, на левой части доски фиксируется тезис, а на правой – антитезис. Студентам предлагается привести наибольшее количество аргументов в пользу одного и в пользу другого.

3) Задается совсем простой вопрос, остро актуальный для современности. Например: «А вы бы разрешили эвтаназию в нашей стране?» Затем: «А почему разрешили бы или запретили бы?» Затем: «А как, Вы думаете, высказался бы по этому вопросу И.Кант?», «А почему так, а не иначе?». Такой прием позволяет, во-первых, вовлечь в обсуждение наиболее слабых студентов, для которых изначально изучаемый текст выглядит как толкующий о слишком сложных или абстрактных материях, а задаваемый вопрос прост и понятен. И, во-вторых, позволяет средним и сильным студентам продвигаться собственно «от мнения к знанию».

4) Спрашивать студентов о том, знают ли они какие-нибудь «кейсы» из современной литературы, кино, политической или социальной жизни, которые касаются изучаемого вопроса. Отталкиваясь от наиболее удачных примеров, разворачивать теоретическую дискуссию.

Обратная связь формируется посредством преодоления классической ситуации, когда преподаватель уже знает «правильный» ответ, а студент – еще нет. Вопросы должны формулироваться «открытые», предполагающие возможность научного спора, «конфликта интерпретаций». В таком случае преподаватель и студенты выступают как полноправные участники полноценной коммуникации.



Порядок оценивания работы на семинаре: студенты получают свои баллы в соответствии с формулой, зафиксированной в программе курса (программа приложена к данной заявке). Оценка за устные ответы дифференцируется в зависимости от того, насколько студенту в своих высказываниях и репликах удалось продвинуться от простого выражения своего мнения («нравится – не нравится», «согласен – не согласен») или простого реферирования чужого мнения (автора текста) к развернутой и корректной интерпретации.

Предложенная методика проведения семинарских занятий была опробована в течение последних 2-ух лет при рассмотрении следующих тем:
1) Пьеса Г.Э.Лессинга ""Натан мудрый" и современные проблемы толерантности.
2) Учение И.Канта о моральной недопустимости убийства и самоубийства в контексте современных проблем эвтаназии и отношения к абортам.
3) Учение И.Канта о "вечном мире" в контексте событий второй половины XX века: международное право, создание ООН, создание Евросоюза etc. Особое внимание уделяется теме верховенства права в идеальном "республиканском устройстве" (по И.Канту) и проблемам современных демократий.
4) Учение Ф.В.Й. Шеллинга о природе и современные экологические проблемы. Особое внимание уделяется дискуссии о том, почему маргинальная интеллектуальная ветвь в объяснении природы (представленная помимо Ф.В.Й.Шеллинга Г.В.Лейбницем и И.В. фон Гете) оказывается необычайно актуальной в решении современных экологических проблем и, по всей видимости, переживет необычайный ренессанс в скором будущем.
5) Учение В. фон Гумбольдта об "единстве преподавания и исследования" в университете в контексте современных проблем "классического университета". Специфика "немецкой" модели по сравнению с "английской" и "французской". Университет и школа.
В следующем учебном году планируется распространить предложенную методику также на рассмотрение следующих тем:
1) Учение И.Канта о "прекрасном" и проблемы понимания "современного искусства": понятия "форма", "игра", "воображение", "незаинтересованное удовольствие".
2) Учение И.Г.Фихте о "замкнутом торговом государстве" в контексте современных проблем глобализации и мировой торговли.
3) "Философия права" Ф.В.Гегеля и современные проблемы взаимоотношения общества и государства: суд, полиция, "свобода слова" etc.
4) Педагогическое учение И.Ф.Гербарта и проблемы современного образования.


Каталог: data -> 2013
2013 -> Эконометрический анализ преступности в г. Перми
2013 -> Связь характеристик индивидуального пути с
2013 -> Бакалаврская работа
2013 -> «Система госзакупок высокотехнологичного медицинского оборудования»
2013 -> «Анализ административной практики защиты прав участников размещения заказов»
2013 -> Проблемы социальной адаптации внутренних мигрантов в условиях мегаполиса
2013 -> «Применение международных стандартов информационной безопасности при деятельности российских коммерческих организаций»
2013 -> Диссертация «Воздействие бюджетного дефицита и государственного долга на экономический рост: анализ на примере развитых и развивающихся стран»
2013 -> Программа дисциплины Саморегуляция. Аутотренинг. Медитация для направления 030300. 68 Психология для магистерских программ
2013 -> «Эмоциональная атмосфера в высших эшелонах власти Великобритании и США в ХХ в.»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница