Программа «Ижевск здоровый город»



Скачать 443.88 Kb.
Дата23.04.2016
Размер443.88 Kb.
ТипПрограмма
2. Подпрограмма «Ижевск - здоровый город» муниципальной программы «Развитие физической культуры, спорта и формирование здорового образа жизни» на 2015 – 2020 годы
ПАСПОРТ

Подпрограммы 2 «Ижевск – здоровый город» муниципальной программы «Развитие физической культуры, спорта и формирование здорового образа жизни»

на 2015 – 2020 годы


Наименование Программы

Муниципальная программа «Развитие физической культуры, спорта и формирование здорового образа жизни» на 2015 – 2020 годы

Наименование Подпрограммы

«Ижевск – здоровый город» (далее – Подпрограмма)

Ответственный исполнитель Подпрограммы

Управление по профилактике и охране здоровья граждан Администрации города Ижевска

Соисполнители Подпрограммы


  • Управление по физической культуре и спорту;

  • Главное Управление по архитектуре и градостроительству;

  • Управление по делам молодежи;

  • Управление дошкольного образования и воспитания;

  • Управление образования;

Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и

детства;


  • Управление по культуре и туризму;

  • Управление благоустройства и транспорта;

  • Управления жилищно-коммунального хозяйства;

  • Администрации районов города Ижевска;

  • Информационно-аналитическое управление Аппарата Главы муниципального

образования «Город Ижевск» и Городской думы города Ижевска;

  • Управление по международным, региональным связям и протоколу Аппарата

Главы муниципального образования «Город Ижевск» и Городской думы города

Ижевска;


  • ГБОУ ВПО Ижевская государственная медицинская Академия;

  • БУЗ УР «РЦМП МЗ УР»;

  • БУЗ УР «РКТБ МЗ УР»;

  • БУЗ УР «РНД МЗ УР»;

  • БУЗ УР «РКИБ МЗ УР»;

  • БУЗ УР «РЦ СПИД и ИЗ МЗ УР»;

  • образовательные учреждения, медицинские организации, учреждения социального обслуживания населения, социальные центры и другие учреждения, организации и предприятия;

  • Некоммерческие общественные организации;

  • Общественная палата города Ижевска

Цели Подпрограммы

  • Сохранение и укрепление здоровья всех категорий населения города Ижевска,

достижение равенства в вопросах здоровья и благополучия;

  • Повышение уровня информированности населения города Ижевска в вопросах

здорового образа жизни и профилактики хронических неинфекционных заболеваний

(ХНИЗ);


  • Формирование культуры здоровья, привитие навыков здорового и активного образа

жизни у населения;

  • Снижение уровня распространенности вредных привычек;

  • Здоровое городское планирование, создание благоприятной среды для развития

физической активности с учетом потребности всех категорий жителей города

Ижевска


Задачи Подпрограммы

  • Совершенствование межведомственной деятельности по укреплению здоровья населения, формированию здорового образа жизни, профилактике неинфекционных заболеваний;

  • Повышение мотивации населения к здоровому и активному образу жизни;

  • Формирование информационной среды, поддерживающей здоровый образ жизни и физическую активность;

  • Выстраивание партнерских отношений для повышения уровня физической активности во всех группах населения:

-образовательные учреждения (школы и детские сады);

-рабочие места (предприятия и организации);

-микрорайоны, придомовые территории;

-медицинские учреждения;

-социальные центры;

-места досуга и спорта;



  • Формирование городской среды, способствующей развитию социальных связей, благоприятствующей здоровому образу жизни и физической активности;

  • Внедрение пилотного проекта «Оздоровительная финская ходьба»;

  • Подготовка кадров по вопросам здорового и активного образа жизни;

  • Внедрение в деятельность структурных подразделений Администрации города Ижевска, Администраций районов города и муниципальных, государственных учреждений современных здравоохранных социальных технологий, направленных на достижение равенства в вопросах укрепления здоровья и повышение качества жизни всех категорий населения города Ижевска, на формирование здорового образа жизни и профилактику заболеваний

Целевые показатели (индикаторы) Подпрограммы

  • Удельный вес населения, вовлеченного в мероприятия Подпрограммы;

  • Удельный вес школьников, вовлеченных в мероприятия Подпрограммы;

  • Удельный вес детей, посещающих МДОУ, вовлеченных в мероприятия Подпрограммы;

  • Уровень информированности населения по вопросам профилактики природно-очаговых инфекций;

  • Распространенность потребления табака среди взрослого населения;

  • Уровень информированности населения по вопросам здорового образа жизни, рациональному питанию, двигательной активности, потреблению алкоголя и табака;

  • Распространенность низкой физической активности среди взрослого населения;

  • Уровень информированности населения по вопросам профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, онкологических заболеваний, туберкулеза

Сроки

реализации


Подпрограммы

Программа реализуется в период

с 1 января 2015 года по 31 декабря 2020 года Соисполнители Подпрограммы




Объем средств бюджета муниципального образования «Город Ижевск» на реализацию Подпрограммы

На 2015 год - 1 366,0 тыс. рублей;

на 2016 год - 1 442,5 тыс. рублей;

на 2017 год - 1 297,3 тыс. рублей;

на 2018 год - 1 446,5 тыс. рублей;

на 2019 год - 1 783,73 тыс. рублей;

на 2020 год - 1 485,91 тыс. рублей.



Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы, оценка планируемой эффективности ее реализации

В результате реализации Подпрограммы:

  • продолжится и будет более эффективной межведомственная деятельность по укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни, профилактике неинфекционных заболеваний;

  • будет развиваться информационная среда, поддерживающая здоровый образ жизни и физическую активность;

  • будут внедрены современные социальные технологии в области общественного здоровья и приоритеты VI фазы Проекта ВОЗ «Здоровые города» в отношении равенства в вопросах здоровья;

  • будут формироваться новые поведенческие стереотипы в отношении здорового образа жизни и устойчивые навыки здорового питания, физической активности, активного отдыха;

  • будут внедрены в практику городского планирования направленности на формирование среды, благоприятствующей здоровому образу жизни и физической активности;

  • будут внедрены в деятельность отраслей города Ижевска современные здравоохранные социальные технологии, направленные на достижение равенства в вопросах укрепления здоровья




Перечень основных мероприятий Подпрограммы


Мероприятия и формы работы Подпрограммы
РАЗДЕЛ I. Формирование здорового образа жизни на протяжении всей жизни

Подраздел 1. Здоровье детей дошкольного возраста

Подраздел 2. Здоровье детей школьного возраста

Подраздел 3. Здоровье подростков, студентов и молодежи

Подраздел 4. Здоровье населения трудоспособного возраста

Подраздел 5. Здоровье в пожилом возрасте

В подразделах указать мероприятия по работе с населением, формированию культуры здорового питания, редакционно-издательской деятельности, информационному и материально – техническому обеспечению.



РАЗДЕЛ II. Ижевск – активный город (мероприятия по развитию физической активности по внедрению проекта «Оздоровительная финская ходьба»)

РАЗДЕЛ III. Город, свободный от табачного дыма

РАЗДЕЛ IV. Профилактика инфекционных, природно-очаговых и социально-значимых заболеваний (мероприятия по информированию населения, подготовка информационного материала, обработка территории и чистке водоемов МО «Город Ижевск», профилактика трансмессивных болезней)

РАЗДЕЛ V. Здоровое городское планирование (мероприятия по созданию условий для физической активности, разработка маршрутов, проектирование мест для физической активности , озеленение ,информирование населения о проводимых мероприятиях)

РАЗДЕЛ VI. Подготовка кадров (обучающие семинары, подготовка руководителей и специалистов по вопросам общественного здоровья)

РАЗДЕЛ VII. Подведение итогов и распространение опыта:


1. Характеристика состояния сферы деятельности, основные проблемы и прогноз ее развития.
Подпрограмма «Ижевск – здоровый город» муниципальной программы «Развитие физической культуры, спорта и формирование здорового образа жизни» на 2015 – 2020 годы (далее – Подпрограмма) направлена на выполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации по укреплению здоровья населения и развитию системы профилактики заболеваний.

Профилактическая направленность Подпрограммы обусловлена стратегией развития здравоохранения в Российской Федерации, определенной «Государственной программой развития здравоохранения Российской Федерации» (далее – Государственная программа), утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2012 года №2511-р. В Государственной программе первостепенная роль, наряду с укреплением системы первичной медико-санитарной помощи и обеспечением высокого качества медицинской помощи, отводится профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни.

В Подпрограмме сформулированы основные приоритеты муниципального образования «Город Ижевск» в сфере охраны здоровья граждан. По вопросам развития общественного здоровья в Программе представлены основные подходы к решению таких основополагающих вопросов, как формирование единой профилактической среды, повышение качества межведомственного и межсекторального взаимодействия в области профилактики неинфекционных заболеваний (НИЗ), формирование благоприятной для здоровья городской среды. Подпрограмма определяет цели, задачи, основные направления работы, мероприятия, механизмы их реализации и финансовое обеспечение межведомственной деятельности по укреплению здоровья населения города.

В основу Подпрограммы легли решения Координационного комитета по реализации Проекта ВОЗ «Здоровые города» в г. Ижевске, она является логическим продолжением Муниципальной долгосрочной целевой программы развития общественного здоровья города Ижевска «Здоровье города – здоровье ижевчан» на 2011 – 2014 годы.


Подпрограмма разработана Управлением по профилактике и охране здоровья граждан Администрации города Ижевска в сотрудничестве со структурными подразделениями Администрации города Ижевска, администраций районов города Ижевска, Информационно-аналитическим Управлением Аппарата Главы МО «Город Ижевск» и Городской думы города Ижевска, Управлением по международным, региональным связям и протоколу Аппарата Главы МО «Город Ижевск» и Городской думы города Ижевска, представителями общественности при участии Центра поддержки Проекта ВОЗ «Здоровые города» в России.

Проект Подпрограммы был размещен на официальном сайте муниципального образования «Город Ижевск» для широкого обсуждения с участием общественности. Подпрограмма прошла согласование со всеми партнерами и членами Коллегии Администрации города Ижевска.


Правовая база для разработки Подпрограммы

Формулирование целей и задач Подпрограммы, выбор приоритетных направлений основаны на опыте работы Ижевска в рамках Проекта ВОЗ «Здоровые города» до 2013 года и на содержании предстоящей VI фазы Проекта (2014-2018гг.).

При формировании Подпрограммы использовали предложения структурных подразделений Администрации города Ижевска – разработчиков и исполнителей Программы, предложения жителей Ижевска, изложенные в Резолюции международной научно-практической конференции «Ижевск – Активный город», город Ижевск (11-12 декабря 2012 года) и в документе «Рамочные предложения к стратегическому плану «Активный город». А также использовались:


  • результаты анализа деятельности Администрации города Ижевска в рамках Проекта ВОЗ «Здоровые города»;

  • итоги реализации муниципальных целевых программ развития общественного здоровья города Ижевска «Здоровье города – здоровье ижевчан» за предыдущие периоды, приоритетного национального проекта «Здоровье»;

  • опыт, накопленный в результате сотрудничества Ижевска с городами – участниками Европейской сети Здоровых городов ВОЗ, с российскими городами – участниками Проекта Здоровые города, с Центром поддержки Проекта ВОЗ Здоровые города в России;

  • материалы «Стратегии устойчивого развития города Ижевска», 2003г., изданных профилей здоровья населения города Ижевска (Профиль здоровья города Ижевска «Вчера, сегодня, завтра», 2002г.; «Профиль здоровья старшего поколения города Ижевска», 2008г.; «Профиль физической активности жителей города Ижевска», 2012г.); документы и резолюции городских конференций, выработанные с участием широкой общественности в период становления Проекта «Здоровые города» в Ижевске (Резолюция конференции «Стратегия устойчивого развития города Ижевска: опыт и проблемы», 2005г. и Резолюция Городского форума здоровья, 1998г.), которые остаются актуальными и в настоящее время.


Перечень правовых актов для разработки Подпрограммы:
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008г. № 1662-р);

2. Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010г. № 1563-р);

3. Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009г. № 2128-р);

4. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010г. № 690);

5. Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

6. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;


7. Федеральный Закон от 23.02.2013г. №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»;

8. Федеральный закон от 24.04.2008г. №51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака»;

9. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012г. №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»;

10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.12. 2012г. N 2511-р «О государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения»;

11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2010г. №1873-р «Об основах государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2020 года»;



12. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 07.10.2013г. № 457 «Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Развитие здравоохранения» на 2013-2020 годы».
Документы Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ)

1. Документ ВОЗ «Phase VI (2014-2018) of the WHO European Healthy Cities Network goals and requirements» («Фаза VI (2014-2018 годы) Европейской сети ВОЗ «Здоровые города»: цели и требования к участникам»);



2. Новая Европейская политика здравоохранения «Здоровье - 2020» Всемирной Организации Здравоохранения (утвержденная на 62 Ассамблее Европейского регионального комитета ВОЗ,10-13 сентября 2012г.).

Документы, выработанные с участием населения города

  1. Резолюция международной научно-практической конференции «Ижевск – Активный город», город Ижевск (11-12 декабря 2012г.);

  2. «Рамочные предложения к стратегическому плану «Активный город» (11-12 декабря 2012г.);

  3. Профиль здоровья города Ижевска «Вчера, сегодня, завтра», 2002г.;

  4. «Профиль здоровья старшего поколения города Ижевска», 2008г.;

  5. «Профиль физической активности жителей города Ижевска», 2012г.

Понятия и термины, используемые в Подпрограмме

Общественное здоровье - медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности. Общественное здоровье обусловлено комплексом воздействий социальных, поведенческих и биологических факторов, его улучшение способствует увеличению продолжительности и качества жизни, благополучию людей, гармоничному развитию личности и общества.

Детерминанты здоровья - к детерминантам здоровья относятся факторы, влияние на здоровье которых научно доказано: уровень доходов, качество жилья, уровень образования, благоустройство мест обитания, развитие транспорта, качество и доступность медицинской помощи, качество питания, зависимости (курение табака, алкоголизм и наркомания), условия работы, безработица, социальная изоляция, а также факторы внешней среды.

Охрана здоровья – совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, медицинского, санитарно-эпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни и предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья» (из «Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года», Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.2000г. №1202-р).

Проект ВОЗ «Здоровые города» - комплекс современных развивающихся социальных технологий ВОЗ по внедрению на местном муниципальном уровне программ укрепления здоровья населения, реализации Стратегии ВОЗ «Здоровье для всех».

Межведомственное взаимодействие - один из основополагающих принципов Проекта ВОЗ «Здоровые города», предполагает участие в городских программах здоровья всех ветвей власти, заинтересованных секторов и ведомств, ученых, представителей общественности, СМИ.

Школы здоровья - метод просветительской работы с населением, направленный на повышение гигиенической грамотности, культуры здоровья и на формирование ответственного отношения людей к здоровью, на формирование навыков здорового образа жизни. Школы здоровья могут проводиться в медицинских организациях, других учреждениях, на рабочих местах и т.д.

Список сокращений и терминов

Адм. - Администрация города Ижевска

Адм.Индустр. - Администрация Индустриального района города Ижевска

Адм. Первом. - Администрация Первомайского района города Ижевска

Адм. Ленин. - Администрация Ленинского района города Ижевска

Адм. Устин. - Администрация Устиновского района города Ижевска

Адм. Октябр. - Администрация Октябрьского района города Ижевска

Адм. р-нов - Администрации районов города Ижевска

БАД - Биологически активные добавки

БУСО УР - Бюджетные учреждения социального обслуживания

Удмуртской Республики, расположенные на территории

города Ижевска

БУЗ УР МЗ УР - Бюджетные учреждения здравоохранения Удмуртской

Республики, расположенные на территории города Ижевска

БУЗ УР «РЦМП МЗ УР» - Бюджетное учреждение Удмуртской Республики

«Республиканский Центр медицинской профилактики

Министерства здравоохранения Удмуртской Республики»

ВОЗ - Всемирная Организация Здравоохранения

ВПО - Образовательные учреждения высшего профессионального

образования

ДТП - Дорожно-транспортное происшествие

ЕРБ ВОЗ - Европейское Региональное Бюро Всемирной Организации

Здравоохранения

ЗОЖ - Здоровый образ жизни

ИАУ - Информационно аналитическое Управление

ИГМА - Ижевская государственная медицинская академия

ИжГТУ - Ижевский государственный технический университет

ИППП - Инфекции, передающиеся преимущественно половым путем

КЦСОН              - Комплексный центр социального обслуживания населения

МДОУ - Муниципальные учреждения дошкольного образования и

- воспитания

МП - Муниципальная программа

МЗ РФ - Министерство здравоохранения Российской Федерации

МЗ УР - Министерство здравоохранения Удмуртской Республики

МО - Муниципальное образование «Город Ижевск»

МОУ - Муниципальные образовательные учреждения

МУ - Муниципальное учреждение

НИЗ - Неинфекционные заболевания образования

НИР - Научно-исследовательская работа

НКО - Некоммерческие общественные организации

НПО - Образовательные учреждения начального

профессионального образования

ООН - Организация объединенных наций

ОРВИ - Острая респираторная вирусная инфекция

ПАВ - Психоактивные вещества

РФ - Российская Федерация

РЦП - Республиканская целевая программа

СанПиН - Санитарные правила и нормы

СМИ - Средства массовой информации

СПО - Образовательные учреждения среднего профессионального

образования

СРЦдН               - Социально-реабилитационный центр для

несовершеннолетних

Тыс. руб. - Тысяч рублей

УдГУ - Удмуртский Государственный Университет

УДМ - Управление по делам молодежи Администрации города Ижевска

УДОиВ - Управление дошкольного образования и воспитания

Администрации города Ижевска

УКиТ - Управление по культуре и туризму

УНПН - Образовательное учреждение начального

профессионального образования

УНРИОГ - Управление по наружной рекламе, информации и

оформлению Администрации города Ижевска

УО - Управление образования Администрации города Ижевска

УПиОЗГ - Управление по профилактике и охране здоровья граждан

Администрации города Ижевска

УПРиООС - Управление природных ресурсов и охраны окружающей

среды Администрации города Ижевска

УР - Удмуртская Республика

УСПиДС - Управление социальной поддержки населения и делам семьи

Администрации города Ижевска

Утв. - Утвержденный

УФКСиТ - Управление по физической культуре спорту и туризму

Администрации города Ижевска

ЦПППН               - Центр психолого-педагогической помощи населению

образования

ЦПС - Центр планирования семьи

ЦСПСиД            - Центр социальной помощи семье и детям



Содержание проблемы

Здоровье населения является неотъемлемой частью общественного богатства и ключевым ресурсом развития общества, а показатели состояния здоровья - важным критерием для развития общества, поэтому профилактика заболеваний и укрепление здоровья населения – одно из важнейших направлений государственной социальной политики.

Здоровье – это категория социально-экономическая, так как самочувствие людей порой зависит не только от физической, но и от социальной составляющей и возможности участия человека в жизни общества

В настоящее время доказано влияние на здоровье целого ряда социально-экономических и культурных факторов (детерминант здоровья), к которым относятся образ жизни, уровень образования, физическая активность, качество питания, вредные привычки и зависимости, уровень дохода, безработица, социальная изоляция, качество жилья, благоустройство мест обитания, развитие транспорта, доступность медицинской помощи.

В глобальном масштабе проблемы здоровья обусловлены финансовым и экономическим развитием общества. Финансово-экономические кризисы оказывают негативное влияние на социальные условия и, как следствие, на распространение неинфекционных заболеваний, психических расстройств, угрозу пандемий инфекционных заболеваний, рост производства вредных для здоровья товаров и услуг (в том числе алкоголя и табака).

Эти процессы оказывают огромное влияние на здоровье и демографическую ситуацию в масштабах не только планеты или Европейского региона, но конкретных городов.


Анализ состояния сферы действия Подпрограммы
Анализ демографических тенденций показал, что в течение последних десятилетий наибольший вклад в общую смертность населения страны вносят неинфекционные заболевания (НИЗ), в первую очередь болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования и внешние причины. Город Ижевск не является исключением, поэтому в настоящее время на территории города реализуется комплекс мер, направленных на улучшение демографической ситуации, формирование здорового образа жизни.

Эпидемия неинфекционных заболеваний в Российской Федерации (артериальная гипертония, ожирение и сахарный диабет) в основном обусловлена распространенностью таких факторов образа жизни, как злоупотребление алкоголем, табакокурение, нерациональное (нездоровое питание) и низкая физическая активность.

По оценке экспертов, основными причинами преждевременной смертности взрослого населения (факторы риска ХНИЗ) являются:


  • повышенное артериальное давление – 35,5%,

  • гиперхолестеринемия – 23%,

  • курение – 17,1%,

  • нездоровое питание (недостаточное употребление фруктов и овощей) – 12,9%,

  • ожирение – 12,5%,

  • злоупотребление алкоголем – 11,9%,

  • недостаточная физическая активность – 9%.

На здоровье жителей города Ижевска оказывают влияние следующие детерминанты здоровья: образ жизни, уровень образования, физическая активность, качество питания, вредные привычки и зависимости, уровень дохода, безработица, социальная изоляция, качество жилья, благоустройство мест обитания, развитие транспорта, доступность медицинской помощи.

Воздействие на данные детерминанты и снижение влияния факторов риска НИЗ может предупредить или замедлить развитие, а также прогрессирование многих неинфекционных заболеваний, как до, так и после появления клинических симптомов. Для этого имеются научно-обоснованные эффективные методы профилактики.


Охрана и укрепление здоровья населения является одной из приоритетных задач, в соответствии с которой в настоящее время получило развитие принципиально новое направление деятельности развитие системы, основанной на формировании культуры здоровья и направленной на профилактику болезней.
Основные показатели демографического развития

и состояния здоровья населения
Программно-целевой подход является одним из инструментов системы управления развитием города Ижевска, средством реализации органами местного самоуправления муниципального образования «Город Ижевск» социальной политики, в пределах полномочий, с целью формирования условий для повышения качества жизни населения города, в том числе в вопросах охраны здоровья.

Об эффективно проводимых мероприятиях в этой области свидетельствует ежегодная тенденция к улучшению основных показателей состояния здоровья населения. Начиная с 2007 года, в городе Ижевске наблюдается увеличение рождаемости населения. В 2013 году уровень рождаемости составил - 14,1 (на 1000 населения), что выше показателей по Российской Федерации, где рождаемость составила 13,3 (на 1000 населения).

Благодаря грамотной политике городских властей, концентрации усилий всех секторов и ведомств, организации межведомственной и межсекторальной работы, направленной на ликвидацию демографического кризиса, который имел место в начале 21 века, были преодолены: динамика отрицательного естественного прироста, падение рождаемости и рост смертности населения, особенно среди мужчин трудоспособного возраста. Комплексные меры, в которых значительная роль отводится просветительской деятельности по вопросам сохранения здоровья, изменили негативные демографические тенденции. В 2009 году в г.Ижевске впервые, начиная с 1992 года, отмечен положительный естественный прирост населения. Эта тенденция продолжилась и в 2013году: естественный прирост населения составил –+2,7.
По данным Управления ЗАГС Администрации города Ижевска в 2013 году зарегистрировано актовых записей о рождении – 10 198, (в 2012г. - 10 185). В 116 семьях зарегистрировано рождение «двойни» (2012г. – 129); в 5 семьях – «тройни» (2012г. – 2).

На протяжении нескольких лет город Ижевск занимает лидирующие позиции по числу родившихся среди городов-центров регионов Приволжского Федерального округа.


За 2013 год составлено 7 269 актов о смерти, что на 59 меньше, чем в прошлом году. Показатель смертности в городе Ижевске традиционно ниже уровня смертности населения в Удмуртской Республике, Приволжском федеральном округе и Российской Федерации.

Таблица 1. Динамика изменений демографических показателей города Ижевска


Показатель

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

2013г. по УР

Рождаемость
(на 1000 населения)

10,8

11,3

11,9

13,0

12,9

13,0

14,0

14,1

14,6

Смертность
(на 1000 населения)

12,3

12,7

12,2

11,7

11,9

11,6

11,5

11,4

12,8

Естественный прирост

-1,5

-1,4

-0,3

+1,3

+1,0

+1,4

+2,5

+2,7

+1,8

Из общего числа зарегистрированных в городе актов о смерти в 2013 году мужчины составили 52,5%, женщины – 47,50%. Среди женщин основная доля умерших приходится на возрастную группу старше 70 лет (68,4%), почти каждый второй мужчина умер в трудоспособном возрасте от 18 до 60 лет – 42,4%.

В структуре смертности населения города Ижевска:


  • первое место занимают сердечно-сосудистые заболевания – 47,7 %;

  • на втором месте - онкологические заболевания - 13,1 %;

  • на третьем месте - несчастные случаи, отравления и травмы – 12,3 %.

В структуре общей и первичной заболеваемости ведущее место занимает патология органов дыхания, кровообращения, нервной системы, пищеварения, болезни костно-мышечной и мочеполовой систем, что в целом соответствует показателям по Российской Федерации. В патологии сердечно-сосудистой системы превалирующее значение имеют ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда и сосудистые поражения головного мозга во всех возрастных группах. Неинфекционные заболевания признаны основными причинами смертности в трудоспособном возрасте.


Тенденции развития ситуации и вероятные последствия
В Ижевске, как и по Российской Федерации, продолжает быть актуальной проблема неинфекционных заболеваний, причиной которых часто становится нерациональное питание, гиподинамия, социальный стресс, чрезмерное употребление алкоголя, табакокурение, употребление психоактивных веществ, социальная изоляция. По данным ВОЗ здоровье людей зависит на 50% от образа жизни. Безопасное поведение самих людей и безопасная информационная, социальная и городская среда являются самым эффективными и значимыми инструментами профилактики заболеваний.

Образ жизни неразрывно связан с городской политикой в отношении здоровья, развитием служб общественного здоровья, степенью информированности, грамотности и ответственности населения в вопросах как собственного здоровье, так и здоровья окружающих.

Зачастую межведомственному взаимодействию в сфере укрепления здоровья препятствуют формализм, недооценка систематического подхода к формированию и сохранению здоровья населения. Профилактическое звено вынуждено противостоять сложившейся системе здравоохранения, которая имеет финансовую поддержку, как со стороны государства, так и фармацевтических компаний в ущерб профилактическому направлению. СМИ наводнены потоками негативной информации, рекламой продукции фирм и преступных организаций, производящих алкоголь, табак, наркотики. Производители вредных для здоровья услуг и товаров используют технологии агрессивного маркетинга для продвижения своих товаров.
На городском уровне неоспоримое влияние на здоровье людей оказывает поддержка городскими властями межведомственной деятельности по укреплению здоровья. Совместная работа разных ведомств и общественности, направленная на формирование мотивации к здоровью и к самой жизни, может сдержать потоки негативной информации и выработать у населения, в первую очередь у детей и молодежи, правильные приоритеты в вопросах охраны здоровья.

Благодаря реализации социальных программ здоровья продолжается формирование мотивации жителей города на здоровый и активный образ жизни, ответственное и осознанное отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. В обществе формируется новое отношения к жизни, как к непреложной ценности.


Обоснование необходимости решения проблемы

программно-целевым методом
Для достижения поставленных в Подпрограмме стратегических целей необходимо объединить имеющиеся городские ресурсы – кадровые, материально-технические, финансовые и другие, привлечь все заинтересованные структурные подразделения Администрации города, негосударственный сектор, деловые круги, СМИ, что возможно осуществить только программно-целевыми методами.
Для осуществления поставленных в Программе целей и задач Ижевск располагает достаточными ресурсами и опытом работы:

  • Программа аккумулирует весь предыдущий опыт города Ижевска по развитию общественного сектора здравоохранения и деятельности в рамках Проекта ВОЗ «Здоровые города» с 1995 года;

  • Программа является логическим продолжением муниципальных целевых программ развития общественного здоровья города Ижевска «Здоровье города – здоровье ижевчан» на 2011-2014 годы и на 2007-2010 годы; «Программы развития Ижевска как Здорового города на 2002-2005 годы»;

  • Программа поддерживает успешный опыт работы структурных подразделений Администрации и муниципальных учреждений в области общественного здоровья;

  • В Программе используется российский и международный опыт планирования в области общественного здравоохранения и общественного здоровья.

Город Ижевск с 2000 года как город, аккредитован в европейской сети «Здоровых городов» ВОЗ, работает в сотрудничестве с Европейской сетью Здоровых городов ВОЗ, российской сетью Здоровых городов, использует методические рекомендации, материалы и разработки ВОЗ, участвует в международных проектах, направленных на укрепление здоровья населения города.

В Ижевске отработаны механизмы вовлечения населения в мероприятия по воспитанию культуры здоровья и здорового образа жизни, проводимые в рамках Проекта «Здоровые города» в Ижевске. В них участвует значительное число жителей города, представителей НКО, ученых, журналистов, студентов, школьников и их родителей, пожилых людей. Так, например, в мероприятия муниципальной долгосрочной целевой программы развития общественного здоровья города Ижевска «Здоровье города – здоровье ижевчан» на 2011- 2014 годы в 2012г. были вовлечены 106 059 человек. В школах здоровья прошли обучение в 2012г. более 25 000 человек.
При проведении социологического исследования по вопросам укрепления здоровья получены следующие результаты:
1. Жители города Ижевска отметили, что здоровье людей в большей степени зависит от «образа жизни» (72,5%). На второе место была поставлена «наследственность» (41,2%), далее обозначен «фактор окружающей среды и экология» (29,3%). Замыкает список «состояние медицинского обслуживания», как фактор, влияющий на здоровье (25,2%). Кроме того, опрошенные отметили влияние таких политических составляющих, как «внимание органов государственной и муниципальной власти» к вопросам охраны здоровья населения.
2. Укреплением и сохранением своего здоровья занимаются 80,7% опрошенных. Большинство респондентов стараются правильно питаться (70,2%). Двигательную активность, занятия физкультурой и спортом отмечают - 45,8% опрошенных; увлечены системой закаливания - 13,6%.
3. Учитывая, что здоровый образ жизни популярен среди респондентов, закономерно, что вредные привычки в виде табакокурения среди них не распространены. Подавляющее большинство опрошенных отметили, что не курят (73,6%).

Таким образом, проведенные исследования выявили осведомленность населения города о значимости всех факторов на показатели здоровья. Большинство опрошенных возлагают ответственность за свое здоровье на самих себя.


2. Основные цели и задачи Подпрограммы
Цели Подпрограммы

  1. Сохранение и укрепление здоровья всех категорий населения города Ижевска, достижение равенства в вопросах здоровья и благополучия.

  2. Повышение уровня информированности населения города Ижевска в вопросах здорового образа жизни и профилактики неинфекционных заболеваний (НИЗ).

  3. Формирование культуры здоровья, привитие навыков здорового и активного образа жизни у населения.

  4. Снижение уровня распространенности вредных привычек.

  5. Здоровое городское планирование, создание благоприятной среды для развития физической активности с учетом потребности всех категорий жителей города Ижевска.


Задачи Подпрограммы

  1. Совершенствование межведомственной деятельности по укреплению здоровья населения, формированию здорового образа жизни, профилактике неинфекционных заболеваний.

  2. Повышение мотивации населения к здоровому и активному образу жизни.

  3. Формирование информационной среды, поддерживающей здоровый образ жизни и физическую активность.

  4. Выстраивание партнерских отношений для повышения уровня физической активности во всех группах населения:

    • образовательные учреждения (школы и детские сады),

    • рабочие места (предприятия и организации)

    • микрорайоны, придомовые территории

    • медицинские учреждения

    • социальные центры

    • места досуга и спорта

  5. Формирование городской среды, способствующей развитию социальных связей, благоприятствующей здоровому образу жизни и физической активности.

  6. Внедрение пилотного проекта «Оздоровительная финская ходьба».

  7. Подготовка кадров по вопросам здорового и активного образа жизни.

  8. Внедрение в деятельность структурных подразделений Администрации города Ижевска, администраций районов города и муниципальных учреждений современных здравоохранных социальных технологий, направленных на достижение равенства в вопросах укрепления здоровья и повышения качества жизни всех категорий населения города Ижевска, на формирование здорового образа жизни и профилактику заболеваний.


3. Целевые показатели Подпрограммы
Целевые показатели (индикаторы), характеризующие достижение поставленных целей и задач, обоснование их состава и значений приведены в приложении № 1:

  • Удельный вес населения, вовлеченного в мероприятия Подпрограммы;

  • Удельный вес школьников, вовлеченных в мероприятия Подпрограммы;

  • Удельный вес детей, посещающих МДОУ, вовлеченных в мероприятия Подпрограммы;

  • Уровень информированности населения по вопросам профилактики природно-очаговых инфекций;

  • Распространенность потребления табака среди взрослого населения;

  • Уровень информированности населения по вопросам здорового образа жизни, рациональному питанию, двигательной активности, потреблению алкоголя и табака;

  • Распространенность низкой физической активности среди взрослого населения;

  • Уровень информированности населения по вопросам профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, онкологических заболеваний, туберкулеза


4. Сроки реализации Подпрограммы
Программа реализуется с 1 января 2015 года по 31 декабря 2020 года.

Этапы программы соответствуют календарным годам с 2015 по 2020 годы.



5. Основные мероприятия Подпрограммы
Система мероприятий определяется целями Подпрограммы. В соответствии с ними, мероприятия, предусмотренные Подпрограммой, распределяются по следующим основным видам (направлениям):
Раздел I. Формирование здорового образа жизни на протяжении всей жизни:

Подраздел 1. Здоровье детей дошкольного возраста

Подраздел 2. Здоровье детей школьного возраста

Подраздел 3. Здоровье подростков, студентов и молодежи

Подраздел 4. Здоровье населения трудоспособного возраста

Подраздел 5. Здоровье в пожилом возрасте

Раздел II. Ижевск – активный город

Раздел III. Город, свободный от табачного дыма

Раздел IV. Профилактика инфекционных, природно-очаговых и социально-значимых заболеваний

Раздел V. Здоровое городское планирование

Раздел VI. Подготовка кадров

Раздел VII. Подведение итогов и распространение опыта


6. Прогноз сводных показателей

Прогноз сводных показателей муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), осуществляемых в рамках Подпрограммы.

В рамках реализации муниципальной Подпрограммы оказание муниципальных услуг не предусмотрено.
7. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Ресурсное обеспечение Подпрограммы приведено в приложении № 2.

Финансирование Подпрограммы осуществляется в пределах средств, выделенных на реализацию Программы и утвержденных в бюджете города на очередной финансовый год.

Общие затраты на реализацию программы составляют - 8 821,94 тыс. руб.

из них средств бюджета города на реализацию данной программы -8 821,94 тыс. руб.

в том числе по годам:

На 2015 год - 1 366,0 тыс. рублей;

на 2016 год - 1 442,5 тыс. рублей;

на 2017 год - 1 297,3 тыс. рублей;

на 2018 год - 1 446,5 тыс. рублей;

на 2019 год - 1 783,73 тыс. рублей;

на 2020 год - 1 485,91 тыс. рублей;
Для реализации программных мероприятий возможно привлечение иных источников финансирования (спонсорских средств и грантов) в установленном порядке.

Объемы финансирования, предусмотренные настоящей Подпрограммой, могут корректироваться в соответствии с решением Городской думы г.Ижевска при утверждении бюджета на соответствующий год.


8. Анализ рисков и меры управления рисками
Риски реализации Подпрограммы, а также соответствующие меры по управлению данными рисками представлены в таблице 2.
Таблица 2. Риски реализации Подпрограммы.


Вид риска

Меры по управлению рисками

Отсутствие финансирования либо финансирование в недостаточном объеме мероприятий Подпрограммы


Определение приоритетных направлений реализации Подпрограммы, оперативное внесение соответствующих корректировок в Подпрограмму

Возможное изменение федерального и регионального законодательства

Внесение изменений в действующие правовые акты и (или) принятие новых правовых актов города Ижевска, касающихся сферы реализации Подпрограммы

Неисполнение (некачественное исполнение) мероприятий соисполнителями, участвующими в реализации Подпрограммы

Мониторинг поэтапного исполнения соисполнителями мероприятий Подпрограммы


Потеря актуальности мероприятий Подпрограммы

- Мониторинг эффективности реализуемых программных мероприятий;

- Реализация в случае необходимости новых мероприятий за счет перераспределения средств внутри Подпрограммы




9. Конечные результаты реализации Подпрограммы, оценка планируемой эффективности ее реализации
В результате реализации Программы:

- продолжится и будет более эффективной межведомственная деятельность по укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни, профилактике неинфекционных заболеваний;

- будет развиваться информационная среда, поддерживающая здоровый образ жизни и физическую активность;

- будут внедрены современные социальные технологии в области общественного здоровья и приоритеты VI фазы Проекта ВОЗ «Здоровые города» в отношении равенства в вопросах здоровья;

- будут формироваться новые поведенческие стереотипы в отношении здорового образа жизни и устойчивые навыки здорового питания, физической активности, активного отдыха;

- будут внедрены в практику городского планирования направленности на формирование среды, благоприятствующей здоровому образу жизни и физической активности;



- будут внедрены в деятельность отраслей города Ижевска современные здравоохранные социальные технологии, направленные на достижение равенства в вопросах укрепления здоровья.

Бюджетная эффективность Подпрограммы заключается в том, что происходит оптимизация расходов в результате концентрации усилий структурных подразделений Администрации города Ижевска и органризаций для достижения общих межведомственных целей. Для реализации мероприятий подпрограммы привлекаются внебюджетные средства (средства спонсоров, грантов международных благотворительных фондов, благотворительных средств и социального партнерства).
Социальная эффективность подпрограммы заключается в:

  • повышении в общественном сознании ценности здоровья, как непременной составляющей качества жизни и человеческого ресурса, обеспечивающего устойчивое развитие города;

  • развитии социальной активности горожан всех возрастных групп в интересах здоровья и качества жизни;

  • изменении ценностей общества в сторону семьи, ответственного родительства, рождения и воспитания здорового ребенка, активной жизни в пожилом возрасте;

  • улучшении социально-психологического климата в обществе и трудовых коллективах;

  • формировании благоприятного информационного пространства с участием СМИ;

  • улучшении демографической ситуации в городе и повышении качества жизни населения.


Экономическая эффективность подпрограммы заключается в том, что в обществе создаются условия для социального выбора людей в пользу созидательных целей, так как укрепление здоровья является условием для повышения качества жизни и улучшения социально-психологического климата.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница