Программа итоговой государственной аттестации выпускников к ооп от 02. 07. 2014 №07-116/03-22в по направлению 030300. 62 Психология



Скачать 414.8 Kb.
Дата23.04.2016
Размер414.8 Kb.
ТипПрограмма
ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ







УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета


«Психологии»

___________Е. Л. Солдатова



(подпись)




ПРОГРАММА
итоговой государственной аттестации выпускников
к ООП от 02.07.2014 № 07-116/03-22в


по направлению 030300.62 Психология

(указывается код направления/специальности, наименование, название программы)



степень бакалавр

(указывается наименование степени/квалификации/)



кафедра-разработчик Психология развития

(указывается наименование кафедры, разработавшей программу)


Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки Психология, утвержденным приказом Минобрнауки от 21 декабря 2009 года № 759
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры психологии развития (протокол № 1 от 30.08.2013)

Зав. кафедрой разработчика,


д.психол.н., профессор _________________ Е. Л. Солдатова

(ученая степень, ученое звание) (подпись)


Уч. секретарь кафедры,
к.психол.н., доцент _________________ И. А. Шляпникова

(ученая степень, должность) (подпись)


Разработчик программы,
к.психол.н., доцент _________________ И.А.Шляпникова

(ученая степень, должность) (подпись)

Челябинск 2014

1. Общие положения

1.1. Цель и структура ИГА


Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО), разработанной в университете.

Итоговая государственная аттестация (ИГА) выпускников по направлению подготовки 030300.62 Психология включает:



  • государственный экзамен (решение ученого совета Университета, протокол № 2 от 29.10.2012);

  • защиту выпускной квалификационной работы.

1.2. Виды и задачи профессиональной деятельности выпускника


Основной образовательной программой по направлению подготовки 030300.62 «Психология» предусматривается подготовка выпускников к следующим видам профессиональной деятельности:

  • практической,

  • научно-исследовательской,

  • педагогической,

  • организационно- управленческой.

Выпускник должен решать следующие профессиональные задачи



В практической деятельности:

анализ психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп;

формирование установок в отношении здорового образа жизни и поведения, направленного на сохранение здоровья;

предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, в функционировании людей с ограниченными возможностями, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности;

выявление трудностей в обучении, нарушений и отклонений в психическом развитии, риска асоциального поведения, диагностика психических состояний, возникающих в процессе учебной и внеучебной деятельности;

распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья, в процессах воспитания и образования, трудовой и организационной деятельности, коммуникации;

формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с окружающим миром.
В научно-исследовательской деятельности:

участие в проведении психологических исследований на основе профессиональных знаний и применения психологических технологий, позволяющих осуществлять решение типовых задач в различных научных и научно-практических областях психологии;

изучение научной информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;

применение стандартизованных методик;

обработка данных с использованием стандартных пакетов программного обеспечения.

В педагогической деятельности:

преподавание психологии как общеобразовательной дисциплины;

сбор и оформление учебных материалов; проведение практических занятий в рамках утвержденного плана и программ;

участие в проведении тестирования по итогам обучения; участие в учебно-методической работе в сфере общего образования; пропаганда психологических знаний для работников различных сфер жизни общества.



В организационно-управленческой деятельности — описание и анализ форм организации взаимодействий в трудовых коллективах;

выявление проблем, затрудняющих функционирование организации; проведение диагностико-оптимизационных работ с персоналом организации;

использование нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности.

1.3. Трудоемкость ИГА


Общая трудоемкость ИГА составляет 12 зачетных единиц, 8 недель.

2. Государственный экзамен

2.1. Перечень компетенций, освоение которых проверяется в ходе государственного экзамена


способность и готовность к:

пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5);

владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8);

проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9);

пониманию сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознанию опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдению основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12);

использованию знания иностранного языка в профессиональной деятельности и в профессиональной коммуникации (ОК-13);

использованию нормативных правовых документов в своей деятельности (ОК-14);

овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-15);

отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико- статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);

описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);

осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);

выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);

прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);

пониманию и постановке профессиональных задач в области научно- исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);

использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18);

просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20);

анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21); проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-22);



реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23).

2.2. Перечень дисциплин образовательной программы и/или их разделов и вопросов, выносимых для проверки на государственном экзамене


Общая психология

  1. Ощущение. Общее представление об ощущениях. Пространственные, временные, качественные и интенсивные характеристики ощущений.

  2. Восприятие. Основные свойства образа восприятия: предметность, целостность, константность, обобщенность. Классификации восприятия.

  3. Память. Общее определение понятия память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Классификации видов памяти.

  4. Общая характеристика мышления. Понятие о мышлении. Индивидуальные особенности мышления: самостоятельность, критичность, оригинальность мышления; гибкость, широта, глубина, беглость.

  5. Эмоции. Общая характеристика эмоций. Классификации эмоций.

  6. Психология воли. Понимание воли в психологии. Когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты воли.

  7. Внимание. Дискуссия о психиче­ском статусе внимания и его природе. Физиологические основы внимания. Виды внимания. Основные свойства внимания и их экспериментальные исследования.

  8. Понятие личности. Понятие личности и структуры личности в психологии. Типологический и факторный подходы к описанию личности.

  9. Потребностно-мотивационная сфера личности. Понятие потребности. Классификация потребностей. Понятия «мотив» и «мотивация», характеристики, функции и виды мотивов. Понятие мотивации.

  10. Установки личности. Определению понятия «установка». Виды и характеристики установок.

  11. Теория деятельности. Общая характеристика и структура деятельности. Общее строение деятельности: соотношение внешней и внутренней деятельности. Виды деятельности: игра, учение, труд.

  12. Сознание и бессознательное в личности. Сознание: определение понятия, свойства, функции. Бессознательное: представления о БСЗ, проявления.

  13. Самосознание и Я-концепция. Понятие и структура самосознания. Уровни и единицы самосознания. Понятие и структура Я-концепции. Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное.

  14. Темперамент. Понятие о темпераменте, типы темперамента. Природные основы и свойства темперамента. Темперамент и деятельность.

  15. Характер. Общее представление о характере. Интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера. Типы характеров. Формирование характера.

  16. Способности. Понятие способностей. Способности и задатки. Формирование и развитие способностей.

История психологии

  1. Модификации метода самонаблюдения в истории психологии.

  2. Значение математического аппарата на разных этапах истории психологии.

  3. Основные достижения зарубежной и отечественной педологии.

  4. Основные достижения зарубежной и отечественной психотехники.

  5. Основные эксперименты бихевиорального направления.

  6. Основные эксперименты гештальтпсихологии.

  7. Основные эксперименты когнитивной психологии.

  8. Философская основа современных психологических школ.

  9. Концепции развития в истории психологии.

  10. Категория «образ» в истории психологии.

  11. Категория «мотив» в истории психологии.

  12. Категория «действие» в истории психологии.

  13. Категория «психосоциальные отношения» в истории психологии.

  14. Категория «личность» в истории психологии.

  15. Методологические принципы в советской психологии.

  16. Основные подходы к изучению памяти в истории психологии.

  17. Основные подходы к изучению мышления в истории психологии.

  18. Основные подходы к изучению эмоций в истории психологии.

Методологические основы психологии

  1. Общая характеристика методологии науки.

  2. Понятие парадигмы. Классическая и неклассическая парадигмы науки.

  3. Научные революции.

  4. Неклассическая парадигма в интерпретациях теоретической психологии.

  5. Парадигматическое и нарративное познание в психологии.

  6. Стратегии теоретического исследования в эпоху постнеклассической науки.

  7. Современное состояние и тенденции развития психологии.

  8. Актуальность этической проблематики психологии.

  9. Методологический смысл дискуссии о взаимосвязях психологии, религии и искусства.

  10. Структура психологических теорий.

  11. Основания сравнения психологических теорий. Критерии оценки теорий.

  12. Научные школы в психологии.

  13. Научные дискуссии. Взаимосвязь феноменов, методов, теорий.

  14. Методологический анализ системы категорий психологии.

  15. Системный характер базовых психологических категорий и метапсихологических категорий.

  16. Экстрапсихологические категории и их взаимосвязь с базовыми и метапсихологическими категориями.

  17. Протопсихологические категории и их взаимосвязи с базовыми и метапсихологическими категориями.

  18. Системный анализ категорий в эмпирическом психологическом исследовании.

  19. Принцип детерминизма и варианты его реализации в различных психологических теориях.

  20. Принцип системности и варианты системного подхода в различных психологических направлениях.

  21. Принцип развития в психологии. Универсальный эволюционизм – основа современной научной картины мира.

  22. Эвристическая роль методологических принципов.

  23. Психофизическая проблема: исторический аспект.

  24. Психофизиологическая проблема: исторический аспект.

  25. Психогностическая проблема. Проблема объективного метода в психологии.

Зоопсихология и сравнительная психология

  1. Общая зоопсихология. Характеристика психической деятельности животных. Объект и предмет изучения зоопсихологии. Проблема возникновения психики. Краткая история зоопсихологии. Зоопсихологические исследования в России.

  2. Возрастная зоопсихология. Проблема онтогенеза поведения.

  3. Общая характеристика эволюции психики.

  4. Общая характеристика сравнительной психологии, ее связь с другими науками. Сравнительный анализ теорий, описывающих поведение животных и человека.

Психология личности

  1. Проблема личности в социальной психологии. Социализация личности. Сферы социализации. Стадии социализации. Институты социализации.

  2. Социальные установки: понятие, методы изучения. Изучение аттитюдов в зарубежной социальной психологии. Возникновение и изменение аттитюдов. Поведение и установка: эксперимент Р.Лапьера; теория когнитивного соответствия (структурного баланса) Ф. Хайдера; теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера; диспозиционная концепция В.А. Ядова.

  3. Социально-психологические феномены личности: социальная зрелость, социальный интеллект, социальная компетентность, ценности и ценностные ориентации личности.

Социальная психология

  1. Социальная психология как наука. Предмет социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания (интрадисциплинарный и интердисциплинарный подходы).

  2. Методы социальной психологии. Методы сбора данных (опрос, анализ документов, эксперимент, тесты, наблюдение).

  3. Методы социальной психологии. Методы воздействия (социально-психологический тренинг, консультирование, групповая дискуссия и т.д.). Статистические методы.

  4. Социальная психология больших социальных групп. Общие признаки больших групп: специфические регуляторы социального поведения (нравы, обычаи и традиции); образ жизни (формы общения, тип контактов, складывающихся между людьми, интересы, ценности, потребности и пр.); наличие специфического языка.

  5. Социальная психология больших социальных групп. Классификация больших групп в социальной психологии: организованные (социальные) и неорганизованные (стихийные) группы. Методы изучения больших групп. Специфика общения в больших общностях. Трансформация личности в толпе.

  6. Социальная психология малой группы. Признаки малой группы. Верхняя и нижняя границы малой группы. Классификации малых групп. Основные теоретические подходы к изучению малых групп.

  7. Социальная психология общения. Структура общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения. Вербальная и невербальная коммуникация. Основные знаковые системы невербальной коммуникации. Классификация типов взаимодействия по К.Томасу.

  8. Социальная психология общения. Понятие социальной перцепции. Механизмы взаимопонимания в процессе общения. Проблема точности межличностной перцепции.

Психология труда, инженерная психология и эргономика

  1. Психология труда как область знания. Основные проблемы психологии труда. Трудовой процесс и его структура. Средства труда, орудия труда и их основные разновидности. Условия труда. Понятие субъект труда в психологии труда, уровни его изучения.

  2. Психологическое профессиоведение. Понятия профессиограмма и психограмма.

  3. Психологические основы профотбора, основные требования и принципы организации.

  4. Психологические основы профессиональной ориентации и консультации, основные требования и принципы организации.

  5. Профессиональная адаптация и реабилитация, задачи и принципы организации.

Организационная психология

  1. Организационная культура. Характеристики основных типов организационной культуры. Влияние организационной культуры на систему управления и эффективность деятельности персонала.

  2. Стадии развития организации. Взаимосвязь факторов, влияющих на формирование системы управления в организации.

  3. Психологические основы мотивации персонала. Понятия потребности и мотивы. Индивидуальная мотивация и мотивационный менеджмент. Задачи мотивационного менеджмента.

  4. Обучение и развитие персонала организаций. Классификация форм организации обучения и развитии персонала. Постановка целей в корпоративном обучении.

  5. Психология управления конфликтами в организации. Конфликтология в системе наук. Социология и психология как основа конфликтологии.

  6. Методы оценки персонала.

Психология развития и возрастная психология

  1. Предмет психологии развития и возрастной психологии. Разделы психологии развития: детская психология, психология подросткового возраста и юности, психология зрелости, геронтопсихология. Место психологии развития в системе наук. Практические и теоретические задачи психологии развития и возрастной психологии.

  2. Стратегии и методы исследования в возрастной психологии. Изменение стратегий исследования психического развития в зависимости от уровня развития и господства теоретических представлений в психологии. Наблюдение и его виды, принципы объективного наблюдения. Метод анкетирования, его особенности и значение. Метод беседы. Метод тестов в исследовании психического развития. Метод анализа продуктов деятельности.

  3. Стратегии и методы исследования в возрастной психологии. Проективные методы в исследовании развития. Констатирующий эксперимент. Методы продольных и поперечных срезов. Формирующий эксперимент.

  4. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Понятие о неравномерности и гетерохронности психического развития.

  5. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Природа, особенности протекания и значение возрастных кризисов в психическом развитии человека.

  6. Ранние теоретические концепции психологии развития. Биогенетическое направление в психологии развития. Факторный подход в понимании движущих сил психического развития в онтогенезе. Концепция конвергенции двух факторов.

  7. Психоаналитические теории и их вклад в психологию развития. Теория классического психоанализа о развитии личности. Методы психоанализа. Значение детских переживаний в развитии личности. Структура личности. Защитные механизмы личности. Стадии психо-сексуального развития личности. Психоанализ детства в исследованиях А. Фрейд, М. Кляйн. Понятие социализации личности.

  8. Эпигенетическая концепция развития личности Э.Эриксона. Понятие идентичности. Стадии психосоциального развития личности. Ритуализация как форма преодоления психосоциальных жизненных кризисов личности.

  9. Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме. Теория развития как научение. Законы научения. Теория социального научения.

  10. Генетическая психология Ж. Пиаже. Эгоцентризм детского мышления и речи. Стадии интеллектуального развития ребенка и их характеристика. Закон перехода от общей эгоцентричности к интеллектуальной децентрации. Движущие силы психического развития ребенка. Проблема обучения и развития.

  11. Теория культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского. Понятие о высших психических функциях. Психологический возраст как единица анализа психического развития. Социальная ситуация развития. Психологические новообразования личности, впервые возникающие на той или иной стадии развития, как особый тип строения личности и ее деятельности. Ведущая роль обучения в психическом развитии. Понятие зоны ближайшего развития. Системное и смысловое строение сознания.

Введение в клиническую психологию

  1. Клиническая психология как прикладная и социально значимая психологическая дисциплина. Клиническая психология как наука и профессия, её определение, предмет, задачи, междисциплинарные связи и история развития.

  2. Характеристика клинической психологии как прикладной области психологии. Основные разделы клинической психологии. Методология и основные методы клинической психологии. Клиническая психология в системе медицинской науки.

  3. Общие теоретико-методологические основы клинической психологии. Основные психологические категории клинической психологии и взаимосвязи между ними.

Педагогическая психология

  1. Педагогика как наука (основные категории, задачи педагогической науки и практики в современных социальных условиях). Инфраструктура педагогической науки. Объект, предмет, принципы и методы научно-педагогических исследований.

  2. Принципы и структура современной российской системы образования, пути обеспечения ее непрерывности. Конвенция о правах ребенка. Отражение идей Конвенции в законодательных актах РФ.

  3. Принципы психолого-педагогического проектирования инновационного обучения в школе.

  4. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.

  5. Понятие о воспитании как общественном явлении. Противоречия как источник и движущая сила воспитания.

  6. Понятие о самовоспитании (самовоспитание и развитие личности, мотивы самовоспитания, педагогическое стимулирование деятельности учащихся по самовоспитанию).

Психофизиология

  1. Психофизиология: определение, основные задачи, место среди естественных наук. Неинвазивные и инвазивные методы исследования, их практическое значение.

  2. Проблема соотношения мозга и психики. Современные представления о соотношении психического и физиологического. Системный подход к проблеме «мозг-психика».

  3. Специализация отделов головного мозга: функциональные блоки по А.Н.Лурия, ассоциативная кора, специализация полушарий мозга. Функциональная единица коры головного мозга.

  4. Динамика созревания основных блоков головного мозга и психическое развитие.

  5. Применение психофизиологии для решения практических задач. Психофизиологические компоненты работоспособности.

Экспериментальная психология

  1. Эксперимент как активный метод исследования. Экспериментальное воздействие. Зависимая и независимая переменная. Побочные переменные. Научная гипотеза. Типы гипотез: теоретическая, экспериментальная, статистическая. Внешняя и внутренняя валидность эксперимента и их соотношение.

  2. Естественный и лабораторный эксперимент. Интраиндивидуальная и межгрупповая схемы эксперимента. Кросс-индивидуальная схема. Многоуровневые эксперименты. Факторные эксперименты. Эксперименты и квазиэксперименты. Обзор основных экспериментальных планов.

Специальная психология

  1. Специальная психология как наука. Определение, цели и задачи специальной психологии. Теоретическое и практическое значение специальной психологии.

  2. Методы специальной психологии. Принципы, технологии и методы специального образования.

  3. Инновационные методы и технологии обучения и эффективность их использования в специальной психологии.

  4. Психологическая характеристика отдельных форм дизонтогенеза.

Психодиагностика

  1. История психодиагностики, перспективы ее развития; современное состояние психодиагностики.

  2. Классификация психодиагностических методов; особенности применения для разных категорий клиентов.

  3. Этические принципы психодиагностики; основные теоретико-методологические и этические принципы конструирования и проведения психодиагностического исследования и обследования.

  4. Алгоритм создания и адаптации методик; основные психометрические характеристики психологических тестов, отвечающие за их качество – репрезентативность, надежность, валидность, достоверность.

  5. Сферы применения психодиагностических методов.

Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях

  1. Методы обучения в преподавании психологии в школе. Методы словесного обучения (рассказ, беседа, объяснение). Метод проблемного обучения. Метод погружения. Метод проектов. Метод наблюдения.

  2. Методы экспериментальной и дифференциальной психологии. Новые методы в преподавании психологии в школе. Активные групповые методы социального тренинга. Метод творческого самовыражения, метод психической саморегуляции и тренировки психических функций. Метод экспрессии.

  3. Качество образования и диагностика усвоения знаний. Критерии эффективности качества психологических знаний. Оценка результатов обучения.

Математические методы в психологии

  1. Понятие измерения. Специфика измерений в психологии.

  2. Шкалы измерения в психологии: номинальная шкала, порядковая шкала, шкалы интервалов и отношений.

Психология семьи

  1. Понятие, виды и функции семьи. Семья как малая группа. Зрелые (благополучные) и незрелые (проблемные) семьи. Факторы семейного благополучия. Основные периоды и кризисы семейной жизни. Причины распада семьи и нарушения семейного взаимодействия в эти периоды.

  2. Эмоциональный мир семьи. Понятие и виды любви. Ревность и причины ее зарождения. Динамика эмоциональных отношений в семье. Факторы выбора брачных партнеров. Сексуальные отношения в браке.

  3. Специфика конфликтов в семье. Развод: виды, причины, тенденции. Психологические проблемы, связанные с разводом.

  4. Детско-родительские отношения: основные стили и их влияние на формирование личности ребенка. Отражение основных проблем семейной жизни на личности ребенка.

Психология оценки и оценивания

  1. Понятие оценки и оценивания. Оценка как форма отражения отношений. Оценочная функция психики и ее роль в регуляции деятельности.

  2. Характеристика трех основных родов оценки.

Теории и методы психологического консультирования

  1. Психологическое консультирование: понятие, виды, цели, задачи, принципы. Консультирование и психотерапия: сходства и различия. Профессиональная этика в консультировании. Эффективное и неэффективное консультирование.

  2. Взаимодействие личности консультанта и личности клиента в процессе психологического консультирования. Влияние процесса консультирования на личность клиента. Требования к личности консультанта. Личностная зрелость консультанта как основополагающее условие квалифицированного консультирования. Влияние процесса консультирования на личность консультанта.

  3. Основные направления современной психотерапии: психоанализ, поведенческая психотерапия, клиентцентрированная психотерапия, гештальт-терапия, телесно-ориентированная терапия, психодрама и социодрама, транзактный анализ, экзистенциальная психотерапия, психосинтез, игровая терапия, сказкотерапия (теоретические основы, принципы проведения, роль терапевта в каждом направлении).

  4. Индивидуальная психотерапия: задачи, показания, преимущества и ограничения, специфические проблемы. Связь индивидуальной психотерапии с психологическим консультированием. Связь индивидуальной и групповой психотерапии.

  5. Групповая психотерапия: задачи, показания, преимущества и ограничения, специфические проблемы. Основные виды групповой психотерапии.

  6. Психотерапевтические факторы группы: поощрение надежды, универсальность проблем, новая информация, альтруизм, коррекция опыта первичной семьи, совершенствование социальных навыков, имитационное поведение, катарсис, социальное научение, сплоченность группы, экзистенциальные факторы, инсайт.

  7. Групповой терапевт: требования к личности и подготовке. Профессиональные навыки. Стиль работы. Перенос и контрперенос. Ко-терапевт.

  8. Сопротивление в групповой терапии и его формы. Навыки эффективного участия в группе.

Психология малых групп

  1. Понятие малой группы. Понятие малой группы. Виды малых групп.

  2. Структура малой группы. Структурные характеристики малой группы. Социометрический подход. Ролевая структура малой группы.

  3. Управление малой группой. Понятие социальной власти. Лидерство в малой группе. Руководство малой группой.

Социально-психологический тренинг

  1. Области применения СПТ и функции СПТ. Цели и задачи СПТ. Основные принципы СПТ. Этические принципы работы ведущего.

  2. Общая схема проведения социально-психологического тренинга. Подбор группы. Вступительное слово. Этап создания работоспособности. Этап ориентации. Этап изменений. Заключительный этап.

  3. Классификация методов в тренинге. Методические средства тренинга: техники предоставления информации; имитационные техники; техники создания реальной среды.

  4. Классификация методов в тренинге. Групповая дискуссия. Рефлексия собственного опыта. Ролевая игра. Моделирование ролевой игры на разных этапах социально-психологического тренинга. «Сухие», «полусухие» упражнения. Психогимнастика. Модерация.

Психология творчества и искусства

  1. Предмет психологии искусства. Различные аспекты предмета психологии искусства: психология художественного творчества, психология восприятия искусства, психология красоты, психология истории искусства.

  2. Психология художественного восприятия. Закономерности и факторы восприятия произведения искусства.

  3. Психология художественного воздействия. Закономерности и типы художественных воздействий разных направлений искусства: катарсис, антикатарсис, открытая катастрофа.

  4. Искусство и личность. Способы “присутствия” личности автора в произведении искусства. Источники авторского художественного стиля. Личность воспринимающего в психологии искусства.

Социальная психология личности

  1. Социально-психологические аспекты социальной роли личности. Понятие «роль». Социальная роль личности. Классификация ролей личности. Ролевой конфликт. Соотношение статуса и роли личности.

  2. Лидерство. Феномен лидерства. Современные теории лидерства.

  3. Понятие о социализации личности. Социализация как инкультурация, социализация как итернализация, социализация как адаптация, социализация как конструирование социальности.

Психология массовых коммуникаций

  1. Актуальные проблемы психологии массовых коммуникаций в современном мире. Особенности массовых коммуникаций при переходе к постиндустриальному, информационному обществу. Понятие креативной эпохи.

Особенности массовых коммуникаций. Социально-психологические механизмы влияний массовых коммуникаций на личность. Информационно-психологическая безопасность в СМИ.

2.3. Порядок проведения государственного экзамена


Государственный экзамен проводится в соответствии с учебным планом на пятом году обучения.

Форма сдачи государственного экзамена – устная.

Экзаменационный билет содержит 2 вопроса:

I вопрос – по дисциплинам базовой части профессионального цикла;

II вопрос – по дисциплинам вариативной части профессионального цикла.

На подготовку на экзамене отводится 30 минут, на ответ отводится 10 минут.

По итогам устного ответа члены экзаменационной комиссии согласуют оценки студентов за экзамен и оглашают их в присутствии студентов.

Для каждого из студентов секретарь ГЭК заполняет протокол с указанием билета, заданных комиссией вопросов и итоговой оценки.



В случае получения неудовлетворительной оценки у студента есть возможность в этот же день подать заявление в апелляционную комиссию. В случае повторной несдачи экзамена студент отчисляется, но имеет право сдать государственный экзамен в следующем учебном году.

2.4. Учебно-методическое и информационное обеспечение государственного экзамена

Печатная учебно-методическая документация


а) основная литература

  1. Анастази, А., Урбина С. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – СПб: Питер, 2009. – 688 с.

  2. Берулава, Г.А. Методология современной психологии / Г.А.Берулава. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2009. – 216 с.

  3. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика / Л.Ф.Бурлачук. – СПб.: Питер, 2011. – 384 с.

  4. Горбатова, Е.А. Теория и практика психологического тренинга: Учеб. пособие / Е.А. Горбатова. – СПб.: Речь, 2009. – 320 с.

  5. Двинин, А.П. Современная психодиагностика / А.П. Двинин, И.А. Романченко. – СПб.: Речь, 2012. – 283 с.

  6. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д.Бокум. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 939 с.

  7. Линде, Н.Д. Психологическое консультирование: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов/Н.Д. Линде. – М.: Аспект Пресс, 2009.– 255 с.

  8. Социальная психология /под ред. С.Московичи. – СПб.:Питер, 2010.– 592с.

  9. Эйдемиллер, Э. Г. Групповая психотерапия: Теория и практика / И.Ялом, М.Лесц, под ред. Э. Г. Эйдемиллер– СПб и др.: Питер, 2009. – 683 с.


б) дополнительная литература:

  1. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для вузов по направлению "Психология" / Э. Ф. Зеер. - М.: Академия , 2009. - 239 с.

  2. Карандашев, В. Н. Методика преподавания психологии [Текст] : учебное пособие для вузов по направлению и специальности психологии / В. Н. Карандашев СПб. и др. : Питер , 2008. – 249 c.

  3. Молочкова, И.В. Методологические и методические аспекты психологии как учебного предмета в школе и в вузе [Текст]: учебное пособие / И.В. Молочкова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. – 123 с.

  4. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия: Учеб. пособие / Р. Кочюнас. – М.: Академический проект: Трикста, 2008.– 462 с.

  5. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.Головей, Е.Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – 688с.


в) методические рекомендации по подготовке к государственному экзамену:

  1. Итоговая государственная аттестация: методические указания по подготовке к государственному экзамену / составители И.А.Шляпникова, Ю.А.Дмитриева, С.Ю.Коробова, под ред. Е.Л.Солдатовой – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ. – 2014. – 30с.

Электронная учебно-методическая документация


Вид учебно-методической документации

Наименование
разработки

Ссылка на информационный ресурс

Наименование ресурса в электронной форме

Доступность
(сеть Интернет / локальная сеть; авторизованный / свободный доступ)

Методические рекомендации

Итоговая государственная аттестация: методические указания по подготовке к государственному экзамену / составители И.А.Шляпникова, Ю.А.Дмитриева, С.Ю.Коробова, под ред. Е.Л.Солдатовой – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ. – 2014. – 30с.

http://www.psyrazv.susu.ac.ru/

Официальный сайт кафедры «Психология развития»

Сеть Интернет/свободный

2.5. Критерии оценивания ответа студента на государственном экзамене


Оценка «отлично» выставляется

Оценка «отлично» выставляется, если студент показал высокий уровень владения учебно-программным материалом, свободное владение категориальным аппаратом, аналитический подход к различным теориям и направлениям психологии, умение применять на практике теоретические знания, владение основными методами и технологиями практической психолого-педагогической деятельности, проявив при этом системность знаний, логич­ность изложения, высокую профессиональную направленность.

Оценка «хорошо» выставляется



Оценка «хорошо» выставляется, если студент показал полное знание учебно-программного материала, владение основными фактами, относящимися к области психологии, имеет представление об основных методах направлений прикладной психологии, но во время ответа делал незначительные оговорки и сам исправлял их или по­казал незначительные пробелы в знании теоретического материала.

Оценка «удовлетворительно» выставляется



Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент обнаружил знание основного ма­териала в объеме достаточном для работы практического психолога и дальнейшей учебы, допустив при этом погрешности, пробелы в некоторых областях, но с помощью преподава­теля смог их восполнить.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется



Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент показал слабое владение мате­риалом, допускал грубые ошибки в изложении теоретических вопросов, не владеет основ­ными методами и технологиями практической работы, что ставит под сомнение его способность к самостоятельной профессиональной деятельности.

3. Выпускная квалификационная работа

3.1. Перечень компетенций, формируемых в ходе выполнения и защиты выпускной квалификационной работы


способность и готовность к:

применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);

пониманию и постановке профессиональных задач в области научно- исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11);

проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12);

реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);

выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы (ПК-14).

3.2. Перечень компетенций, освоение которых проверяется при защите выпускной квалификационной работы


Общекультурные компетенции (ОК):

способность и готовность к:



  • активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-3);

  • свободному применению русского и иностранного языков как средства делового общения; активной социальной мобильности (ОК-4);

  • принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработке нестандартных решений в проблемных ситуациях (ОК-6);

  • оформлению, представлению в устной и письменной форме результатов выполненной работы (ОК-11).

3.3. Вид выпускной квалификационной работы


Выпускная квалификационная работа выполняется в виде бакалаврской работы.



3.4. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа бакалавра должна содержать теоретический обзор (не менее 60 источников) по выбранной тематике, описание использованных методов (не менее трех), а также эмпирическое исследование, проведенное на выборке не менее 60 человек со статистической обработкой данных, позволяющих сделать выводы.

Объём работы (без приложений): 45–60 листов – выпускная квалификационная работа.

Структура бакалаврской работы должна быть строго выдержана в соответствии с установленными нормативами.

Стандартным является следующий порядок глав и разделов:
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ обзор



Пример: ОБЗОР основных концепций, связанных с представлениями о жизни в отечественной и зарубежной психологии

1.1. Исследование социальных представлений

1.2. Удовлетворенность жизнью и психологическое благополучие

….

1.4. и т.д.



ГЛАВА 2. Программа исследования

2.1. Цель, задачи, предмет и объект исследования.

2.2. Методы исследования.

2.3. Методы математической обработки данных.

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1.


3.2. и т.д.

ВЫВОДЫ


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) Методики сбора данных (примеры стимульного материала)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б (рекомендуемое) Первичные, сырые данные по методикам исследования или их фрагменты

ПРИЛОЖЕНИЕ В (рекомендуемое) Данные статистического анализа
Содержание главы 1 включает: теоретический обзор основных концепций по выбранной теме в разрезе отечественной и зарубежной психологии; описание психологического феномена/ явления; обобщений и выводов.

Содержание главы 2 включает: описание программы исследования; описание выбранных методов и методик; обоснование применения данных методов и методик; описание применения методов математической обработки данных; формулы.

Содержание главы 3 включает: анализ результатов исследования по выбранной теме путем словесного, табличного, графического обоснования; подтверждение или опровержение раннее выдвинутых гипотез;

Выводы включают в себя логически завершенное обобщение проведенного исследования, рекомендации.


3.5. Примерная тематика и порядок утверждения тем выпускных квалификационных работ


Примерная тематика выпускных квалификационных работ:

  1. Развитие личности: идентичность и кризисы

  2. Личностно-ориентированное взаимодействие с детьми разного возраста.

  3. Влияние взаимоотношений взрослого и ребенка на психическое (личностное) развитие детей и взрослых.

  4. Профессиональное и личностное развитие человека (самоопределение, саморазвитие, самореализация).

  5. Психология детей с особыми образовательными потребностями: диагностика, коррекция, профилактика.

  6. Психология субъект-субъектного лидерства

  7. Глобальное отношение личности к миру

  8. Перинатальная психология.

  9. Психология грудного вскармливания.

  10. Экологическое сознание личности как психологический феномен.

  11. Психология нравственного развития личности.

Порядок утверждения тем выпускных квалификационных работ. Тема выпускной квалификационной работы бакалавра утверждается на заседании кафедры в соответствии со сроками утверждения выпускных квалификационных работ в университете.

3.6. Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы


  1. Итоговая государственная аттестация: методические указания по написанию выпускной квалификационной работы / Составители Ю.А.Дмитриева, П.С.Глухов, под ред. В.Г.Грязевой-Добшинской - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. – 30с.

3.7. Порядок представления выпускной квалификационной работы в государственную аттестационную комиссию


Количество представляемых экземпляров: выпускная квалификационная работа – два экземпляра. В некоторых случаях (по решению выпускающей кафедры) студент сдаёт и электронную версию работы на электронном носителе.

К защите допускаются только выпускные квалификационные работы, имеющие отзыв руководителя о работе студента над бакалаврской работой и рецензию. Рецензентами выступают специалисты, компетентные в той области исследования, в рамках которой выполнялась работа. Работа должна быть сдана на рецензию не позднее, чем за две недели до защиты.

Выпускная квалификационная работа также сопровождается аннотацией, которую студент пишет самостоятельно. В аннотации отражаются основные положения работы (объём аннотации – не более одного листа).

Выпускная квалификационная работа должна быть представлена к защите в печатном переплетенном виде (с отзывом руководителя и рецензией) не позднее, чем за неделю до официальной даты защиты, указанной в графике защит, установленном распоряжением декана факультета психологии ЮУрГУ.

Готовность работы подтверждается наличием подписей на титульном листе пояснительной записки выпускной квалификационной работы автора-студента, консультантов, руководителя, нормоконтролера, заведующего кафедрой, рецензента.

После подписания выпускной квалификационной работы в нее не могут быть внесены никакие изменения.

При нарушении сроков и порядка представления выпускной квалификационной работы студент может быть не допущен к защите.

В случае представления руководителем выпускной квалификационной работы заявления о недопуске выпускной квалификационной работы к аттестации, выпускная квалификационная работа не направляется на рецензирование и студент не допускается к защите.


3.8. Порядок защиты выпускной квалификационной работы


Порядок защиты ВКР:

а) перед началом заседания ГАК всем его членам раздается сводная информация об аттестуемых (результаты промежуточной аттестации по образовательной программе), защита ВКР которых запланирована на данном заседании;

б) секретарь ГАК передает ВКР вместе с отзывом руководителя и рецензией

председателю ГАК, который доводит до сведения членов ГАК и присутствующих тему ВКР, фамилию, имя, отчество аттестуемого и фамилию, имя, отчество руководителя;

в) представление выпускником ВКР (7–10 минут) с использованием электронных

презентационных материалов;

г) заслушиваются вопросы членов ГАК, рецензента и присутствующих к автору ВКР (вопросы должны быть связаны с темой защищаемой работы, кратко и четко сформулированы) и ответы аттестуемого на эти вопросы;

д) выступление руководителя, при его отсутствии отзыв зачитывается секретарем ГАК, председательствующим или одним из членов ГАК;

е) рецензию и отзыв зачитывает секретарь ГАК, председательствующий или один из членов ГАК; если присутствует рецензент, то ему дается слово для рецензии;

ж) аттестуемому предоставляется слово для ответа на замечания рецензента;

з) после выступления всех выпускников, комиссия совещается и выставляет оценки;

и) председательствующий объявляет об окончании защиты ВКР (объявляет оценки).

В случае получения неудовлетворительной оценки студентом на защите, он имеет право выйти на защиту в последующем учебном году в течение 5 лет. Студент имеет право заменить тему выпускной квалификационной работы, либо оставить прежнюю тему.

3.9. Критерии оценивания соответствия уровня подготовки студента требованиям ФГОС ВПО на основе выполнения и защиты выпускной квалификационной работы


Оценка «отлично» выставляется

Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой самостоятельно выполненное завершенное исследование.

Работа грамотно оформлена в письменной форме. Студент демонстрирует отличное владение категориальным аппаратом психологии, способность к обоснованию гипотез и постановке задач научного исследования, выбору адекватных психодиагностических методов и методов математической обработки данных, способность анализировать и интерпретировать результаты эмпирического исследования, делать обоснованные выводы.

Устное выступление на защите – целостное, хорошо структурированное. Студент дает полные, развернутые, осмысленные ответы на вопросы аттестационной комиссии и рецензента, демонстрирует сформированное профессиональное мировоззрение.

Оценка «хорошо» выставляется



Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой самостоятельно выполненное завершенное исследование.

Работа в целом грамотно оформлена в письменной форме. Студент демонстрирует хорошее владение категориальным аппаратом психологии, способность к обоснованию гипотез и постановке задач научного исследования, выбору адекватных психодиагностических методов и методов математической обработки данных, способность анализировать и интерпретировать результаты эмпирического исследования, делать обоснованные выводы. Имеются несущественные недочеты и ошибки.

Устное выступление на защите – целостное, хорошо структурированное. Студент дает достаточно полные, развернутые, осмысленные ответы на вопросы аттестационной комиссии и рецензента, иногда допускает неточности.


Оценка «удовлетворительно» выставляется



Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой самостоятельно выполненное завершенное исследование.

Работа оформлена в письменной форме, но имеются неточности. Студент демонстрирует удовлетворительное владение категориальным аппаратом психологии, способность к обоснованию гипотез и постановке задач научного исследования, выбору адекватных психодиагностических методов и методов математической обработки данных, способность анализировать и интерпретировать результаты эмпирического исследования, делать обоснованные выводы. Имеются недочеты и ошибки.

Устное выступление на защите отражает суть проделанной работы, однако недостаточно целостное и структурированное. Ответы на вопросы аттестационной комиссии и рецензента – недостаточно полные, развернутые и содержательные, допускаются неточности.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется



Выпускная квалификационная работа не завершена, отсутствуют ключевые структурные блоки.

Работа оформлена в письменной форме, но имеются грубые неточности. Студент демонстрирует неудовлетворительное владение категориальным аппаратом психологии, не способен к обоснованию гипотез и постановке задач научного исследования, выбору адекватных психодиагностических методов и методов математической обработки данных, не умеет анализировать и интерпретировать результаты эмпирического исследования, делать обоснованные выводы. Имеются грубые недочеты и ошибки.



Устное выступление на защите не отражает суть проделанной работы. Студент не отвечает на вопросы аттестационной комиссии и рецензента, либо допускает грубые неточности.

Каталог: sites -> default -> files -> univeris -> attestation
attestation -> Программа итоговой государственной аттестации выпускников к ооп от 02. 07. 2014 №07-081/01-294в по направлению 080100. 68 Экономика
attestation -> Программа итоговой государственной аттестации выпускников к ооп от 30. 05. 2014№07-118/01-184в по направлению
attestation -> Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 081100. 62 Государственное и муниципальное управление, утвержденным приказом Минобрнауки от 15 февраля 2010г №123
attestation -> Программа итоговой государственной аттестации выпускников к ооп от


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница