Программа коррекционно-развивающей работы



Скачать 77.09 Kb.
страница1/3
Дата13.09.2017
Размер77.09 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3

Программа коррекционно-развивающей работы

Цель программы

Программа коррекционно-развивающей работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Данная программа создаёт специальные условия обучения и воспитания, позволяющие учитывать особые потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с особыми потребностями. Это формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной или дистанционной формы обучения.

Задачи программы

— осуществить своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья и определить особые образовательные потребности детей данной категории;

— определить особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

— создать условия, способствующие освоению детьми с особыми потребностями основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

— осуществить индивидуально-ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с особыми потребностями с учётом особенностей психического или физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

— разработать и реализовать индивидуальные учебные планы, организуются индивидуальные и групповые занятий для детей с выраженным нарушением в физическом или психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного учреждения;

— создать возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционно-развивающих услуг;

— реализовать систему мероприятий по социальной адаптации детей с особыми потребностями;

— осуществить оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.


Содержание программы коррекционно-развивающей работы определяют следующие принципы:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с особыми потребностями, а также всесторонний подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом или психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с особыми потребностями выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Направления работы

Программа коррекционно-развивающей работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с особыми потребностями, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с особыми потребностями и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Характеристика содержания

Диагностическая работа включает:

— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

— раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

— системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.



Коррекционно-развивающая работа включает:

— выбор оптимальных для развития ребёнка с особыми потребностями программ/методик, методов и приёмов обучения;

— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

— коррекцию и развитие высших психических функций;

— развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

— социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

— выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с особыми потребностями;

— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.



Информационно-просветительская работа предусматривает:

— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Этапы реализации программы

Коррекционно-развивающая работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Механизм реализации программы

Одним из основных механизмов реализации коррекционно-развивающей работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с особыми потребностями специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:

— комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

— составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психологомедико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе — это консилиумы и службы сопровождения образовательного учреждения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.

В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство с психолого-медико-педагогическим центром «Гармония», которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство включает:

— сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;

— сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;

— сотрудничество с родительской общественностью.

Требования к условиям реализации программы



Психолого-педагогическое обеспечение:

— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

— обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

— обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с особыми потребностями; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

— обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

— обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и других мероприятий;

— развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического или физического развития.

Программнометодическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционноразвивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий

инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога.

В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.



Кадровое обеспечение

Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы: учителями, педагогомпсихологом, социальным педагогом, медицинским работником и др.

Специфика организации образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения. Для этого осуществляется обеспечение подготовки, переподготовки и повышение квалификации работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с особыми потребностями.

Материальнотехническое обеспечение

Материальнотехническое обеспечение заключается в создании надлежащей материальнотехнической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционноразвивающую среды образовательного учреждения, в том числе надлежащие материальнотехнические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического или психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении (включая технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и коллективного пользования, для организации коррекционных и реабилитационных кабинетов).



Информационное обеспечение

Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационнокоммуникационных технологий.

Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

Программа подготовки будущих первоклассников

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время проблема адаптации детей в начальной школе стоит очень остро. По данным обследования среди поступающих в школу детей, примерно треть первоклассников недостаточно готова к школе. Подготовленность детей, не посещающих ДОУ, к обучению к школе низка. Зачастую наблюдается несформированная внутренняя позиция школьника, низкий уровень произвольности, завышенная самооценка, интеллектуальная неготовность к обучению, недостатки развития речевой сферы, отсутствие мотивации.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников уровень психического развития ребенка. По этой причине необходимо не только учитывать, но и формировать готовность учащегося к школе.

Главная цель предшкольной подготовки – выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы (декабрь 2004 года, А.Фурсенко).

Для этого, в школе проводится работа «Школы будущего первоклассника». Школа будущего первоклассника представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Обучение направленно на общее развитие детей, на освоение отношений сотрудничества (умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя). Система учебных занятий по подготовке к школьному обучению состоит из курсов: математика (логика), грамота (чтение и письмо, развитие речи и мелкой моторики), психология (введение в школьную жизнь) и ориентирована на различный возрастной состав дошкольников.

Проведение занятий осуществляется учителями, набирающими первые классы и педагогом-психологом. Занятия в «Школе будущего первоклассника» построены с учетом возрастных особенностей детей и направлены на развитие учащихся. На занятиях преимущество отдается игровым упражнениям и групповым формам работы.

Родители, чьи дети посещают школу будущего первоклассника определяются с выбором программ и осознанно выбирают школу.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

- выравнивание стартовых возможностей будущих школьников и создание условий для успешной адаптации детей в школе.



ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

1. Способствовать снятию психологического стресса перед школой;

2. Способствовать формированию навыков учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других;

3. Способствовать развитию мелкой моторики руки.

4. Развивать речь, фонематический слух. Подготовить к обучению грамоте.

5. Способствовать развитию элементарных математических представлений.



Главный принцип, которым мы руководствуемся – ребенок должен приходить в школу, чтобы знакомиться с ней.

Принципы:

  • Доступность (для детей любого уровня готовности к школе)

  • Универсальность (подготовка осуществляется теми средствами, которые наиболее подходят для формирования данной группы школьников)

  • Комфортность (положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося со стороны ведущего группу, чтобы успех ребят переживался ими как радость).

  • Направленность (не занимается комплексным развитием ребенка, а формирует компоненты, необходимые для последующей учебной деятельности ребенка, на основе уже сформированной игровой).

  • Открытость (работают педагоги разной специфики, программ).

  • Добровольность (в группы подготовки попадают все дети, родители которых (или заменяющие их лица), дали согласие на подготовку.

  • Актуальность (Использование современных достижений науки. Своевременное реагирование на изменение социального заказа, стандартов образования мониторинговых показателей)

Критерии сформированности способностей дошкольников:

1.Деятельность и общее развитие:

-произвольная деятельность;

-психологическая саморегуляция;

-развитость творческого потенциала;

-способность принимать инструкцию;

-коммуникативные способности;

-зрительное восприятие

2.Речевое развитие:

-словесная реакция на ситуацию;

-способность понимать говорящего;

-способность объяснять мысль словами



Функции:

1.Методическая

-консультирование;

-рекомендации

2.Диагностическая

(отслеживание результатов с целью корректировки)

3.Развивающая

Участники реализации программы:

-администрация ОУ

-педагоги ОУ

-дети


-родители

Планируемый результат

1. Родители:

-  осознанный выбор школы и программы;

2.  Дошкольник готовый к обучению:

-  легко адаптируется к школьной жизни;

-  умеет договариваться, обмениваться мнениями;

-  умеет высказывать свою точку зрения.






Организация работы «Школы будущего первоклассника»

Занятия проводятся:

С 5 февраля по 12 марта по субботам с 10.00 до 11.10 по три  урока

продолжительность урока –20 минут,  продолжительность перемены – 5 минут

1 этап. Работа с родителями.

Информационно-просветительская и консультативная работа



Задача

Мероприятия и формы проведения

Сроки

Ответственный

Формирование у родителей осознанного

выбора школы и программы обучения



1. Организационное собрание «Как подготовить ребёнка к школе?»

2. Консультации:

· Возрастные особенности детей 6—7 лет.

· «Роль родителей в подготовке к школе.

· «Игры для подготовки к школе».

· «Психологическая готовность детей к школьному обучению».

· «Секреты успешной адаптации».

3. Советы родителям:

«Ваш ребёнок — будущий первоклассник».


Февраль-апрель

Школьный психолог

2 этап. Работа с детьми.

Задачи курса «Введение в школьную жизнь» (психологического сопровождения):



  • Помочь будущему первокласснику сделать его представление об образе настоящего школьника более содержательным. Обучать навыкам учебного сотрудничества. Освоить отношения: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники». Ввести ребенка в «атрибутику школьной жизни». Обеспечить знакомство ребенка со школьным пространством, новой организацией времени, правилами поведения вне урока.

  • Обучать общению и сотрудничеству через материал дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание.

  • Выявить стартовые возможности ребенка:

- В области знаний – наличный уровень знаний и умений (как ребенок уже может читать, писать, считать);

- В области развития детей – уровень предпосылок учебной деятельности: умение внимательно и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему условий задачи: уровень развития памяти, воображения, наглядно – образного мышления, служащего основой для последующего полноценного развития логического мышления, овладения учебным материалом.

- В области структурных компонентов развития личности –  уровень сформированности взаимоотношений со взрослыми, произвольность, сформированность взаимоотношений со сверстниками, адекватность самооценки, на основании которых определяется степень готовности учащихся класса к школе (игровой, предучебный, учебный, коммуникативный тип), уровень мотивации.

Тематическое планирование занятий

с будущими первоклассниками

Диагностический блок



Психологическая тема

Формы работы (методики)

Задачи занятия

1.

Диагностика уровня школьной зрелости


тест Керна- Йерасека

-исследовать общий уровень обучаемости (глазомер, пространственную ориентацию, развитие моторики)

2.


Диагностика продуктивности и устойчивости внимания

Выявление общеучебных умений и навыков



«Кодирование»

Метод  наблюдения, беседы



- исследовать продуктивность и устойчивость внимания;

- исследовать общую осведомлённость и кругозор учащихся.



3.

Изучение развития произвольности внимания (работа по образцу)

Изучение развития мелкой моторики




«Графический диктант»

- исследовать произвольность внимания;

– исследовать развитие мелкой моторики.



4.


Диагностика произвольной регуляции деятельности

Диагностика уровня школьной мотивации




«Графическая проба»

«Рисунок школы»




-исследовать развитие произвольности психических процессов;

- исследовать уровень школьной тревожности



5.


Эмоциональная сфера

Диагностика развития речи




«Нарисуй настроение»

Самопрезентация «Волшебный микрофон»



-выявить развитие эмоционально-волевой сферы;

- развивать навыки общения;

- исследовать общую осведомлённость и кругозор учащихся.


Коррекционно-развивающий блок



Содержание

Формы работы

Цель занятия

1.

Воображение – развитие воображения

 


Пальчиковые игры

Игра«Комбинирование»

ЦЕЛЬ: развитие воображения:

-  геометрические фигуры (дом).



2.


Мышление  -  развитие  мышления.


Игра « Кто больше придумает и нарисует»

Упражнение

«Сходства и различия»


ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики, развитие мышления, связь предметов:

-  форма, величина предметов;

-  сюжеты и композиции на основе наглядных опорных знаков «Дом», «Деревья».


3.

Восприятие  -  развитие  ощущения  и  восприятия.


Игра« Засели дом»

Пальчиковые игры

Упражнение «Перепутанные линии»


ЦЕЛЬ: развитие пространственных представлений – лево, право, в центре, спереди, сзади.

4.

Память  -  развитие  памяти.


Игра « Узнай предметы и нарисуй их»

ЦЕЛЬ: развитие зрительной памяти:

-    зашумленные предметы;

-    зашумленные геометрические фигуры.


5.

Речь  -  развитие  речи.


«Пересказывание сказки»

Упражнение «Мне нравится…»

ЦЕЛЬ: развитие речи, обогащение словаря:

-  композиция предметов.



Занятия диагностического и коррекционно-развивающего блоков проводятся интегрировано.

3 этап. Комплектование первых классов

На основе проведённой работы проводится комплектование первых классов.


ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА

АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К

ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

ВВЕДЕНИЕ

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.



Цель программы: создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

•     сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

•     установление контакта с учащимися, с учителем;

•     формирование адекватного поведения;

•     овладение навыками учебной деятельности.

Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.

При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших школьников.

Деятельность педагогического коллектива МОУ сош № 7 по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:



IОрганизация режима школьной жизни первоклассников.

II. Организация оздоровительно-профилактической работы..                  

III.  Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в
адаптационный период.

IV. Изучение социально-психологической адаптации детей к школе.

V. Проведение коррекционно – развивающих занятий

VI.  Взаимодействие с участниками образовательного сообщества.

VII. Оказание психологической помощи первоклассникам

Психолого-педагогическое сопровождение

адаптации первоклассников к школе

В современной образовательной практике, наряду с формированием знаний и умений, в число приоритетных, включены цели, связанные с общим личностным развитием и сохранением психологического здоровья учащихся. Существенное значение в их достижении имеет психолого-педагогическое сопровождение обучаемых.

Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.

Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую. При легкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, и это свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника.

Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких предлагает считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.

В логике системно-ориентационного подхода сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого наиболее эффективным методом. Таким методом в современной практике образования можно назвать новый компонент – психолого-педагогическую поддержку в процессе сопровождения. Ее основные принципы: согласие ребенка на помощь и поддержку, опора на наличные силы и потенциальные возможности личности; ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать трудности; сотрудничество, содействие; доброжелательность; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату. Целью психолого-педагогической поддержки является устранение препятствий, мешающих самостоятельному продвижению ребенка в образовании.



Планирование психолого-педагогической работы

по сопровождению адаптации первоклассников к школе

 

Работа с документами

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

Школа будущего первоклассника

Протоколы диагностики.


Диагностика: определение уровня актуального развития, прогноз школьных трудностей.

Консультации с педагогами

Родительское собрание “Скоро в школу” Консультации по результатам диагностики.

Рекомендации консультации у специалистов (логопед, невролог)



I четверть

Изучение медицинских документов о состоянии здоровья детей.

Сбор информации.

Учет посещения занятий и динамики поведения детей.


Организация занятий по программе сопровождения адаптации (со 2 недели сентября):

- диагностика перефомирования ведущей деятельности,

- учебная мотивация,

- эмоционально-волевая сфера

Наблюдение за учащимися в разных видах деятельности (урочная и внеурочная деятельность)


Социально – педагогическая адаптация учащихся (глазами учителя) методика Ковалёва

Консультации в режиме динамического наблюдения.

Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце четверти


Консультации по протеканию адаптации

II четверть

Учет посещения занятий и динамики поведения детей.

Протоколы диагностики.




Коррекционно – развивающие занятия по программе сопровождения адаптации. Динамическое наблюдение в разных видах деятельности

Консультации в режиме динамического наблюдения.

Малый педсовет «Сотрудничество с детьми в период их адаптации к школе»



Проведение родительского собрания “Адаптация к школе – радости и трудности” по классам Анкетирование-тест “Адаптировался ли ваш ребенок к школе?”

Рекомендации «Как помочь ребёнку полюбить учиться»



III четверть

Анализ результатов протекания адаптации.


Коррекционно-развивающие

занятия с детьми с тяжелой формой адаптации.

Динамическое наблюдение в разных видах деятельности


Консультации в режиме динамического наблюдения.

Консультации по протеканию адаптации в тяжелой форме

IV четверть

Анализ результатов динамики развития.

Оформление представлений на ПМПК.

Протоколы диагностики.


Диагностика: определение уровня актуального развития у учащихся с тяжелой формой адаптации и не справляющихся с учебной программой для представления на ПМПК

Итоговое тестирование на конец учебного года

Диагностика: определение уровня развития учащихся


Подготовка представления на ПМПК

Консультации по результатам диагностики и подготовка родителей к обследованию ребенка на ПМПК.

Работа учителя и педагога-психолога по преодолению той или иной формы дезадаптации направлена, прежде всего, на устранение причин, ее вызывающих. Выявленные проблемы позволяют определить программы коррекционно-развивающих занятий для детей.

Программа коррекционно – развивающих  занятий



с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении

Каталог: DswMedia
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование влияния эми сотового телефона на живые организмы. Работу ученица 11 класса
DswMedia -> Работу выполнил
DswMedia -> Предметная неделя «Новое поколение за здоровый образ жизни!»
DswMedia -> Конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
DswMedia -> Всё о вреде курения
DswMedia -> Семинар «факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания»
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование уровня профессионального выгорания педагогов мбоу сош№1 Работу ученица 9 класса
DswMedia -> Учебное пособие для студентов по специальности «Сестринское дело»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница