Программа курса «Тьюторское сопровождение ребенка с инвалидностью и ребенка с овз в инклюзивном образовательном пространстве»



Скачать 459.16 Kb.
страница1/6
Дата19.11.2019
Размер459.16 Kb.
ТипПрограмма курса
  1   2   3   4   5   6

ПРОГРАММА КУРСА

«Тьюторское сопровождение ребенка с инвалидностью и ребенка с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве»

СОДЕРЖАНИЕ









I. Теоретические основания тьюторского сопровождения




1.1 Профессия тьютора в инклюзивной практике




1.2 Компетенции тьютора в инклюзивном образовании




1.3 Цели и задачи тьютора в инклюзивном образовании




1.4 Этапы организации тьюторского сопровождения




1.5 Методы и формы тьюторского сопровождения
















II. Сопровождение детей с ОВЗ различных категорий




2.1 Вопросы типологии




2.2 Особенности сопровождения детей с ОВЗ различных категорий




2.3 Сопровождение детей с нарушениями слуха




2.4 Сопровождение детей с нарушениями зрения




2.5 Нарушения опорно-двигательного аппарата, детский церебральный паралич (ДЦП)




2.6 Сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями




2.7 Сопровождение ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ




2.8 Сопровождение ребенка с синдромом раннего детского аутизма (РДА) и расстройствами аутистического спектра (РАС)




2.9 Сопровождение детей с множественными нарушениями





























I. Теоретические основания тьюторского сопровождения

1.1 Профессия тьютора в инклюзивной практике

Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, развитие инклюзивной практики гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), выбора подходящего им образовательного маршрута. Сегодня детям с ОВЗ вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, они могут получить образование и лучше адаптироваться к жизни в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность, качества так необходимые на сегодняшний день.

Одним из наиболее важных условий успешности инклюзивного образования, является наличие системы сопровождения и поддержки детей с ОВЗ, в частности тьюторское сопровождение.

Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) – новая специальность в нашем образовании.

Понятие тьюторства пришло в Россию из Великобритании, где это особая исторически сложившаяся педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку Индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

В Англии тьютор прикрепляется к каждому ученику сразу после перехода в среднюю школу, а после помогает ему вести проекты в вузе.

Существуют различные интерпретации тьюторства, широко представленные сегодня как в международной, так и в отечественной практике. Остановимся более подробно на концепции, представленной в работах и практической деятельности Межрегиональной тьюторской ассоциации, возглавляемой Ковалевой Т.М.

Под тьюторством здесь понимается особый тип педагогического сопровождения ребенка – сопровождение процесса индивидуализации в ситуации открытого образования.

Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.

Индивидуализацию образования следует отличать от индивидуального подхода. Индивидуальный подход понимается как средство преодоления несоответствия между учебной деятельностью, учебными программами и реальными возможностями ученика. На каждом этапе обучения осуществляется учет особенностей учащихся, однако содержание образования неизменно. Деятельность тьютора в логике индивидуального подхода направлена на преодоление трудностей в обучении, связанных с индивидуальными особенностями ученика, на поиск ресурсов.



Задача тьютора – построение образовательного пространства как пространства проявления познавательных инициатив и интересов учащихся. Это относится к любой из ступеней общего образования, при этом средства тьюторской деятельности должны меняться в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Принцип открытости сегодня все чаще обсуждается как одна из качественных характеристик современного образования. Он предполагает, что не только традиционные институты (детский сад, школа, вуз и т.п.) имеют образовательные функции, но и каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе определенный образовательный эффект, если его использовать соответствующим для этого образом. Внешне многообразие образовательных форм и предложений еще не гарантирует обучающемуся реализацию принципа открытости образования, ученику необходимо овладеть культурой выбора и соорганизации различных образовательных предложений в собственную образовательную программу, максимально использовать различные собственные ресурсы для построения своей образовательной программы.



Задача тьютора в рамках реализации принципа открытого образования – расширение образовательного пространства каждого учащегося, предоставление им как можно большего разнообразия вариантов движения для самоопределения.

Основой открытого образования становится индивидуальная образовательная программа, которая не привязана ни к конкретному учебному заведению, ни к стандарту, а привязана к конкретному учащемуся, конкретному человеку.

Представление о тьюторстве как образе новой педагогической деятельности было серьезно обогащено и переосмыслено благодаря теоретическим разработкам культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, в работах Б.Д. Эльконина, где большое место отведено фигуре посредника.

Понимание Б.Д.Элькониным поля и задач посреднического действия позволяет лучше понять и определить место тьютора в общем образовании.

Тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребёнка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции, на первых этапах обучения, выступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство школы. Задача тьютора состоит в том, чтобы организовывать обучение ребенка с учетом его интересов и особенностей. Тьютор помогает ученику заниматься тем, что ему интересно, при этом не отставать в рамках общеобразовательной программы. Это характеристики тьютора для обычного ученика. Общие принципы тьюторства должны сохраняться и при организации системы сопровождения детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования. В инклюзивном образовании позиция тьютора сохраняет свою основу, но приобретает и новые, особые составляющие. В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешного развития ребенка с ОВЗ с учетом его возможностей и потенциала. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может создать для ребенка благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации.

В настоящее время в России должность «тьютор» официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. №216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под №11 731 и №11 725 соответственно). Теперь муниципалитет может вполне законно дать ставку тьютора, а кадровая служба делать записи в трудовые книжки.

Сегодня тьюторами работают специальные педагоги (логопеды, дефектологии т.д), педагоги без специального образования, психологи, студенты профильных вузов, училищ, а также родители ребенка с ОВЗ.

Далеко не каждый может выполнять функции тьютора для ребёнка с ОВЗ. Сопровождение детей с ОВЗ предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке специалистов, работающих в системе инклюзии, в частности:



  • к знанию и пониманию того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования; к знанию психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития ребенка;

  • к навыкам анализа особенностей взаимодействия и взаимовлияния ребенка с ОВЗ и социального окружения;

  • к умению реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, учителями, специалистами, руководством).



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница