Программа курса «здоровый образ жизни»



Скачать 48.69 Kb.
Дата25.04.2016
Размер48.69 Kb.
Просмотров20
Скачиваний0
ТипПрограмма курса
ПРОГРАММА КУРСА «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» ДЛЯ V-IХ КЛАССОВ

Разработана учителем биологии МБОУ СОШ № 28

В.Г. Мотовиловой

Объяснительная записка «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее короля», — писал А.Шопенгауэр. В нашей стране наблюдается рост общей заболеваемости населения, увеличивается количество инфекционных заболеваний. К сожалению, эта тенденция к увеличению заболеваемости напрямую коснулась школьников. В школе, особенно в старших классах, почти нет практически здоровых детей. Учеными давно установлено, что состояние здоровья человека на 50% определяется его образом жизни, питанием и привычками. Наш век- это век стрессов и неврозов, агрессивности и эмоциональной напряженности, век глобального распространения таких вредных привычек как курение, злоупотребление спиртными напитками, увлечение наркотиками. Изменить положение можно только путем обучения и приобщения к здоровому образу жизни детей, начиная с дошкольного возраста. Детям можно привить основные знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, которые в дальнейшем могут превратиться важнейшие компоненты общей культуры человека и оказать влияние на формирование здорового образа жизни всего общества. Возникла насущная проблема формирования здорового образа жизни. Курс «Здоровый образ жизни» должен вводиться в учебный план с первых дней обучения ребенка в начальных классах и сопутствовать школьнику на протяжении всего обучения.

Программа состоит из 5 разделов:

1. Гигиена — залог здоровья 5 кл. 34 ч.

2. Здоровье и окружающая среда 6 кл. 34 ч.

3. Профилактика вредных привычек 7 кл. 34 ч.

4. Питание и здоровье 8 кл. 34 ч.

5. Нравственно -половое воспитание 9 кл. 34 ч.

Программа построена с учетом возрастных особенностей учащихся, их знаний, полученных на уроках биологии и ОБЖ.

Курс позволяет:

углубить и расширить знания учащихся по различным вопросам биологической науки;

расширить знания о собственном организме, о сохранении здоровья;

вооружить учащихся основами гигиенических знаний;

научить их приемам оказаний первой доврачебной помощи в различных;

получить правильное представление о здоровом рациональном питании, о закаливании организма, о правилах использования природных факторов для оздоровления;

обеспечить понимание вреда гиподинамии, нарушения режима дня.

Цели курса: формирование у учащихся устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, ответственности за состояние своего здоровья, за собственное благосостояние и за состояние общества.

Задачи курса:

сформировать ценностные установки жизненных приоритетов на здоровый образ жизни, на умение принимать ответственность за своё поведение на себя;



помочь учащимся осознать необходимость постоянного поддержания достаточной физической активности, соблюдение норм рационального питании, сохранения устойчивого психоэмоционального состояния.

Содержание курса обуславливает необходимость использования разных форм и методов обучения: лекций, бесед, практических занятий, обсуждение докладов учащихся и т.д. При преподавании курса предполагается широко использовать наглядность, кино- и видеоматериалы. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся, выходить их личные конкретные проблемы, широко использовать данные периодической печати. Использование активных методов обучения, тестирование, обсуждение в творческих группах, ролевые игры, создание проблемных ситуации, свободный обмен мнениями по теме повысит интерес учащихся к данному курсу. Этому же будут способствовать практические занятия, привлечение к занятиям врачей. Предлагаю тематическое планирование в 8 классе «Питание и здоровье» (34 часа).

VIII класс ПИТАНИЕ и ЗДОРОВЬЕ(34 часа)

1. Здоровье — высшее благо для смертных. Ухудшение общего состояния здоровья нации в наше время.

2. Составные аспекты здоровья (физический, эмоциональный, интеллектуальный, личностный, социальный, духовный), их взаимосвязи. Ответственность человека за свое здоровье и здоровье окружающих.

3. Факторы, влияющие на здоровье и продолжительность жизни человека. Роль наследственности, образа жизни, правильного питания в сохранении здоровья.

4. Валеология — наука о здоровом образе жизни. Принципы здорового образа жизни.

5. Питательные вещества. Пищевые продукты, их состав, классификация.

6. Белки, жиры, углеводы. Их биологическая роль и функции в организме.

7. Нормы питания. Понятие о пищевых рационах.

8. Практическое занятие. Составление пищевого рациона для учащихся среднего звена.

9. Значение разнообразия питания. Понятие о меню. Составление 2-недельного меню для школьной столовой.

10. Режим питания. Примерный режим питания школьников, посещающих школу в 1-ю смену.

11. Гигиена питания.

12. Аппетит. Факторы, способствующие хорошему аппетиту. Практическое занятие. Сервировка стола.

13. О вреде избытка жиров и холестерина. Последствия ожирения.

14. Роль молока. Значение молочных блюд в рационе питания.

15. Водно-питьевой режим, значение воды для здоровья.

16. Безалкогольные напитки, приготовление нетрадиционных напитков в домашних условиях. Практическое занятие. Приготовление витаминных чаев.

17. Роль сахара и соли, необходимость умеренности их употребления.

18. О питании в условиях радиации. Борьба с радионуклидами.

19. Нитраты, причины их накопления, последствия их присутствия.

20. Грибы, их роль в питании.

21. Грибы съедобные и ядовитые их двойники. Профилактика грибных отравлений. Первая помощь пострадавшим.

22. Витамины, их роль для человека. Обзор основных групп витаминов и их свойств.

23. Как сохранить витамины при приготовлении блюд.

24. О пользе и вреде искусственных витаминов. Необходимость соблюдения норм и приема витаминов.

25. Витамины на грядке. О пользе овощей.

26. Практическое занятие. Приготовление витаминных салатов.

27. Витамины наших садов. Роль фруктов в питании. Заблуждения о сверхпользе тропических фруктов. Чем их можно заменить.

28. Витаминные дары дикой природы: королева болот клюква; регулятор пищеварения черника и т.д.

29. Здоровый вес. Роль правильного питания в его поддержании.

30. О пользе и вреде голодания. Лечение голоданием.

31. Лечебное питание.

32. О сроках хранения пищи. Пищевые отравления, их профилактика. Первая помощь пострадавшим.

33. Влияние алкоголя и курения на органы пищеварения.

34. Последствия неправильного питания. Гастриты, язвенная болезнь, ожирение, сахарный диабет, нарушения обменных процессов.

Программу составила Мотовилова В.Г., учитель биологии.   

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал