Программа образовательного курса «Уроки компьютерной грамотности»



Дата03.10.2017
Размер176 Kb.
ТипПрограмма

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

«____» _______ 20__ год «____» _________ 20__ год

_______________________ директор________ Т.Е.Ким

_______________________


Российская Федерация

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 26

Программа образовательного курса




«Уроки компьютерной грамотности»

Пояснительная записка

к программе образовательного курса «Уроки компьютерной грамотности»

в рамках Школы полного дня для учащихся 1-4 классов.

Автор – составитель:

учитель информатики первой квалификационной категории Клементе Т.И.
«Если Вселенная действительно беспредельна,

а Природа не имеет исчисления в своём творчестве,

то единственная модель этой беспредельности

и этих богатств есть Ребёнок».

Ш.Амонашвили.

«Размышления о гуманной педагогике». М., 1996.
«Компьютер занимает всё большее место в жизни людей: в быту, в их трудовой и творческой деятельности. Он становится важнейшим способом добывания, обработки и хранения широчайшей информации, обеспечивает доступ к информации без ограничения расстояния и в самые сжатые сроки. Школа Жизни создаёт возможность для овладения детьми компьютерной технологией, культурой и нравственностью пользования компьютером; возможностями в получении информации, которые он предоставляет. Важно, чтобы дети поняли: не следует злоупотреблять компьютером – долго засиживаться перед экраном, играть в азартные и злобные игры, пользоваться компьютером в ущерб своему развитию и т. д.»

Ш.Амонашвили.

«Школа Жизни». М., 2000.

Информационная культура - это достигнутый уровень в организации информационных процессов, степень удовлетворения людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использования информации, обеспечивающий целостное видение мира, предвидение последствий принимаемых решений. Информационная культура учащегося – это умение общаться друг с другом, представлять информацию в различных видах, умение целенаправленно работать с информацией на компьютере. Элементы информационной культуры должны закладываться в младшем школьном возрасте, когда идет формирование личности и мировоззрения. Уже в начальной школе ребенок должен уметь работать с различными видами информации, учиться решать задачи в области информационных технологий, проявлять свои интеллектуальные и творческие способности с помощью компьютера. В основу программы положены следующие идей: идея гуманных отношений; идея трудной цели; идея личностного подхода; идея свободного выбора. Данная программа ориентирована на большой объем практических работ. Для решения поставленных задач применяются беседы и практические занятия с элементами логики и дидактических игр, а также используются следующие формы работы с компьютером: демонстрационная – выполняет учитель, а учащиеся наблюдают; самостоятельная – недлительная работа учащихся по усвоению или закреплению материала. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой каждого учащегося.

Цель курса: Научить ребенка работать с различными видами информации, учиться решать задачи в области информационных технологий, проявлять свои интеллектуальные и творческие способности с помощью компьютера.

Задачи курса:

  • привить интерес детей к компьютеру;

  • показать применение технологий во всех сферах человеческой деятельности, прежде всего в наиболее близкой учащимся – учебной деятельности;

  • способствовать развитию логического мышления и творческих способностей учащихся путем решения задач, требующих применение системного анализа, формальной логики, алгоритмического подхода.

Требования к содержанию:

  • Доступность. Безопасность.

  • Привлекательность.

  • Наглядность. Посильность.

  • Научность.

Ожидаемый результат работы:

Учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности при работе на компьютере

  • основные компоненты компьютера;

  • применение, роль и возможности компьютера в различных отраслях деятельности человека;

  • Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться клавиатурой (вводить с клавиатуры русские строчные буквы, цифры);

  • пользоваться “мышью” компьютера;

  • пользоваться обучающим и развивающим программным обеспечением.

  • Работать с основными инструментами графического редактора Paint.

Традиционные рубрики занятий:

  • Настрой на урок.

  • Мы – наблюдатели.

  • Мы – экспериментаторы.

  • Творчество.

Содержание образовательного курса «Уроки компьютерной грамотности» позволяет детям за четыре года обучения познакомиться с основами навыков пользователя компьютера. Младшие школьники из года в год приобретают новые теоретические знания и приобретают практические умения.

Содержание курса «Уроки компьютерной грамотности»(34 часа в год, 1,2,3,4 классы).

  • Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.

  • Устройство компьютера.

  • Для чего нужен компьютер.

  • Компьютер помощник в обучении.

  • Множества.

  • Информация. Кодирование информации.

Программа образовательного курса «Уроки компьютерной грамотности» рассчитана на занятия с учащимися младшего школьного возраста, для проведения один раз в неделю в течение года.

При разработке программы за основу был взят учебно-методический комплекс «Роботландия» и УМК под редакцией Горячева.

Тематический план занятий по курсу «Уроки компьютерной грамотности».


№ заня

тия


Тема занятия

Основное содержание

1 класс

1-2

Законы в жизни человека

Техника безопасности.

Введение в предмет



3-4

Компьютер в окружающем мире

Знакомство с компьютером.

5-6

Твой друг – компьютер

Знакомство с компьютером.

7-8

Человек и информация. Информация для ума и сердца.

Как человек может ввести информацию в компьютер?

Клавиатура. Основные клавиши.

Курсор. Клавиши передвижения курсора.


9-10

Компьютер – художник.

Компьютер умеет рисовать

Программа «Азбука –раскраска»



11-12

Мы рисуем на компьютере

Основные инструменты

Первый рисунок.



13-14

Наши помощники и друзья.

Техника безопасности.

Компьютер – помощник в обучении.



15-16

Память компьютера и человека


Устройство компьютера – память. Сравнение памяти человека и компьютера. Программа «Тренировка памяти». Компьютеру нужна большая память – человеку тоже.

17-18

Подарок маме.

Создание рисунка.

Сохраняем рисунок на компьютере



19-20

История развития умной машины.

Компьютер - вычислительная машина.

Немного истории.



21-22

«Перевозчик»

Решаем задачи – создаем алгоритм.

23-24

«Сочиняем сказку»

Отрабатываем навыки набора текста.

25-26

«Мы рисуем МИР»

Разговор на тему «Война и Мир». Изучение инструментов редактора PAINT Создание рисунка «Мы рисуем МИР»

27-28

«Мы рисуем МИР»

Разговор на тему «Война и Мир». Изучение инструментов редактора PAINT Создание рисунка «Мы рисуем МИР»

29-30

«Мы рисуем МИР»

Разговор на тему «Война и Мир». Изучение инструментов редактора PAINT Создание рисунка «Мы рисуем МИР»

31-32

Мы повзрослели на год.

Подведение итогов.

33

Мы повзрослели на год.

Подведение итогов.

Тематический план занятий по курсу «Уроки компьютерной грамотности».



№ заня

тия


Тема занятия

Основное содержание

2 класс

1-2

Законы в жизни человека.

Техника безопасности.

Введение в предмет.



3-4

Информация вокруг нас.

Понятие информации

5-6

Виды информации.

    1. Основные виды информации: текстовая, графическая, числовая.




7-8

Предметы в окружающем мире.

Признаки предметов. Нас окружают предметы: цвет предмета, форма предмета, размер предмета

9-10

Состав предметов

Из чего состоит предмет?

11-12

Действия предметов

Предмет может выполнять действия – мы над предметом можем выполнять действия.

13-14

Группы предметов

По каким признакам можно объединить предметы в группы?

15-16

Множество предметов. Сравнения множеств.

Что такое множество? Каким образом сравнивают множества? Решение задач.

17-18

Пересечение множеств

Что такое пересечение множеств? Решение задач.

19-20

Объединение множеств

Что такое объединение множеств? Решение задач

21-22

Подведем итоги.

Решение задач с использованием предметов и множеств.

23-24

Законы в жизни человека

Техника безопасности. Повторение

25-26

Координаты предмета

Как определить адрес предмета.

работа с координатами, программа mor.exe



27

Координатная плоскость

Знакомство с понятием координатной плоскости

28

Как компьютер воспринимает информацию? Кодирование информации

Кодирование информации. Различные виды кодировки: кодирование с помощью знаков; ребусы.

29

Компьютер и графическая информация. Подарок маме

Графическая информация самая запоминающаяся для человека. Графическая информация и компьютер: работа в графическом редакторе.

30

Компьютер и числовая информация

Передача информации с помощью чисел.

Компьютер был создан как вычислитель.



31

Мы рисуем МИР

Разговор на тему «Война и Мир». Создание рисунка «Мы рисуем МИР».

32

Вспомним ПОБЕДУ

Продолжение разговора на тему «Война и Мир».

Создание рисунка «Победа».



33

Мы учимся писать.

Текстовая информация и компьютер. Клавиатурный тренажёр.

34

Мы повзрослели на год.

Подведение итогов.

Тематический план занятий по курсу «Уроки компьютерной грамотности».




№ заня

тия


Тема занятия

Основное содержание

3 класс

1.

Законы в жизни человека.

Техника безопасности. Введение в предмет.

2.

Информация и окружающий мир.

Понятие информации. Знания.

3.

Виды информации.

Основные виды информации: символьная и образная.

4.

Графическая информация.

Примеры графической информации.

5.

Текстовая информация.

Примеры текстовой информации.

6.

Смешанная информация.

Виды информационных моделей.

7.

Модели. Информационная модель. Типы моделей.

Что такое модель? Какие виды моделей бывают? Модель в окружающем нас мире.


8.

Модели. Информационная модель. Типы моделей.

Что такое модель? Какие виды моделей бывают? Модель в окружающем нас мире.


9.

Моделирование. Создаем модели.

Моделирование. Для чего человеку нужно создание моделей? Создаем информационную модель.

10.

Создаем модели

Создаем Мультфильм!

11.

Создаем модели

Создаем Мультфильм!

12.

Создаем модели

Создаем Мультфильм!

13.

Создаем модели

Создаем Мультфильм!

14.

Графические модели

Создание новогодней мозаики для первоклассников

15.

Графические модели

Создание новогодней мозаики для первоклассников

16.

Графические модели

Создание новогодней мозаики для первоклассников

17.

Графические модели

Создание новогодней мозаики для первоклассников

18.

Графические модели

Создание новогодней мозаики для первоклассников

19.

Графические модели

Создание новогодней мозаики для первоклассников

20.

Законы в жизни человека Алгоритмы в жизни человека

Техника безопасности. Что такое алгоритм? Алгоритмы в нашей жизни. Примеры алгоритмов.

21.

Линейный алгоритм

Какие алгоритмы называют линейными. Почему данным алгоритмам дали такое название? Создание линейных алгоритмов.

22.

Линейный алгоритм

Какие алгоритмы называют линейными. Почему данным алгоритмам дали такое название? Создание линейных алгоритмов.

23.

Графическая информация и текстовая. Что нагляднее? Блок-схемы

Что такое блок схемы? Почему их составляют?

24.

Отрицания

Что такое высказывание. Отрицания.

25.

Команда «Ветвление в алгоритмах ЕСЛИ»

Когда нам нужна команда ветвления? Создание разветвляющихся алгоритмов.

26.

Команда «Ветвление в алгоритмах ЕСЛИ»

Когда нам нужна команда ветвления? Создание разветвляющихся алгоритмов.

27.

Команда «Ветвление в алгоритмах ЕСЛИ»

Когда нам нужна команда ветвления? Создание разветвляющихся алгоритмов.

28.

Повторение в алгоритмах Циклические алгоритмы

Что такое цикл? Создание циклических алгоритмов.


29.

Повторение в алгоритмах Циклические алгоритмы

Что такое цикл? Создание циклических алгоритмов.


30.

Вложенные алгоритмические конструкции

Создание сложных алгоритмов, с использованием ветвления и циклов.

31.

Вложенные алгоритмические конструкции

Создание сложных алгоритмов, с использованием ветвления и циклов.

32.

Алгоритм и графика. Вспомним ПОБЕДУ

Создание рисунков по заданному алгоритму. Разговор на тему «Война и Мир».Создание рисунка «Победа».

33.

Алгоритм и графика. Вспомним ПОБЕДУ

Создание рисунков по заданному алгоритму. Разговор на тему «Война и Мир».Создание рисунка «Победа».

34.

Повторение никогда не помешает


Решаем задачи с применением всех алгоритмических конструкций

Тематический план занятий по курсу «Уроки компьютерной грамотности».





№ заня

тия


Тема занятия

Основное содержание

4 класс

1.

Законы в жизни человека.

Техника безопасности. Введение в предмет

2.

Информация вокруг нас. Виды информации

Что такое информация. Виды информации

3.

Как человек воспринимает информацию

    1. Пять органов чувств, с помощью которых, человек воспринимает информацию

4.

Информационные процессы

Какие действия человек может производить с информацией? Что такое информационные процессы?

5.

Передача информации

Сохранение информации: ИСТОЧНИК- ПРИЕМНИК

6.

Сохранение информации

Память. Виды памяти: внешняя, внутренняя.

7.

Обработка информации

Задачи на определение информационных процессов.

8.

Человек и компьютер

Компьютер и информация

9.

Устройства компьютера

Устройство ввода, вывода, сохранения и обработки информации.

10.

Устройства компьютера

Устройство ввода, вывода, сохранения и обработки информации.

11.

Душа компьютера - память

Виды памяти компьютера.

12.

Мозг и сердце и компьютера - процессор

Основное устройство, определяющее скорость работы компьютера – процессор. Схема прохождения информации по компьютеру.

13.

Мозг и сердце и компьютера - процессор

Основное устройство, определяющее скорость работы компьютера – процессор. Схема прохождения информации по компьютеру.

14.

Подведем итоги.

Повторение пройденного материала. Проверочная работа на компьютере.

15.

Законы в жизни человека

Техника безопасности. Повторение.

16.

Законы в жизни человека

Техника безопасности. Повторение.

17.

Компьютер помощник человека

Разговор о том для чего человеку нужен компьютер. Подведение итогов сочинения: «Для чего нужен компьютер»

18.

Задача «Ханойская башня»

Решаем задачи с помощью компьютера

19.

Задача о переливаниях

Решаем задачи с помощью компьютера

20.

Задача «Ход конем»

Решаем задачи с помощью компьютер

21.

Задача «Ход конем»

Решаем задачи с помощью компьютер

22.

Алгоритмы и исполнитель

Повторение: что такое алгоритм. Исполнитель- кто он. Знакомство с исполнителем Кукарача.

23.

Линейные алгоритмы

Решение задач с исполнителем Кукарача.

24.

Ветвление

Решение задач с исполнителем Кукарача.

25.

Ветвление

Решение задач с исполнителем Кукарача.

26.

Циклические алгоритмы

Решение задач с исполнителем Кукарача.

27.

Циклические алгоритмы

Решение задач с исполнителем Кукарача.

28.

Графическая информация и компьютер. Вспомним ПОБЕДУ

Разговор на тему «Война и Мир».

Создание рисунка «Победа»



29.

Графическая информация и компьютер. Вспомним ПОБЕДУ

Разговор на тему «Война и Мир».

Создание рисунка «Победа»



30.

Графическая информация и компьютер. Вспомним ПОБЕДУ

Разговор на тему «Война и Мир».

Создание рисунка «Победа»



31.

Решаем задачи.

Решение задач с исполнителем Кукарача

32.

Составляем алгоритм.

Решение задач с исполнителем Кукарача.

33.

Составляем алгоритм.

Решение задач с исполнителем Кукарача.

34.

Мы повзрослели на год.

Подведение итогов


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница