Программа по экологии «Чистый мир»



Скачать 39.24 Kb.
Дата01.05.2016
Размер39.24 Kb.
ТипПрограмма
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ташкирменская ООШ Лаишевского муниципального района РТ




Программа по экологии

«Чистый мир»

При организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО необходимо иметь в виду, что особенностью содержания современного основного общего образования является не только ответ на вопрос, что обучающийся должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. В связи с этим, именно переориентация всего образовательного процесса на формирование и оценку сформированности универсальных учебных действий является решающим показателем реализации ФГОС ООО. Следовательно, особое внимание необходимо уделить изменению формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской и методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов. Также следует обеспечить максимальную насыщенность урочных и внеурочных занятий разными видами проблемной познавательной деятельности, использование развивающего и проблемного обучения.

В соответствии с ФГОС ООО основная образовательная программа основного общего образования реализуется общеобразовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность, под которой следует  понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной (кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции,  школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно- полезная практика, военно-патриотические объединения и т. д.).Эта деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, личностных и метапредметных результатов.

В связи с этим следует учитывать, что в ходе внеурочной деятельности обучающийся не только должен узнать, но и научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО, что накладывает определенные ограничения  на программы курсов внеурочной деятельности в аспекте ее структуры, содержания, направлений, методического инструментария.

Цель: Разработка программы экологического образования и воспитания учащихся

«Чистый мир»
Задачи:

1.Изучение передового педагогического опыта внеурочной деятельности учащихся в условиях ФГОС,

И2. изучение литературы по внеурочной деятельности учащихся в условиях внедрения ФГОС

3.Разработка теоретической части программы экологического образования и воспитания учащихся



Пояснительная записка

Создание программы по экологическому  воспитанию, работа по ее реализации – это некоторый посильный вклад в решение экологических проблем, стоящих перед обществом. Экологическое образование и воспитание учащихся- это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтоб не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни ,современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым типом экологического мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее. Центральное место в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:

– к природе (экология природы), 


– к себе как составной части природы (экология здоровья), 
– к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).

В школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.


Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, Программа экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением. 
Программа призвана объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании учащихся.
Введение.

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы со школьниками. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех звеньев. Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяют три фактора:

-непосредственное познание природы;

-школьное экологическое образование и воспитание;

-средства массовой информации.

Цели программы:

-способствовать пониманию сути глобальных проблем экологии,

-обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки, на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду

-формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, активной роли и места человека в биосфере как социального существа

-формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира

Задачи:

Обучающие :

-дать ребенку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;

-научиться применять на практике полученные знания

-формировать представления о краеведческой работе



Развивающие:

-развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

-формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;

-повышать общий интеллектуальный уровень подростков;

-развивать коммуникативные способности каждого ребенка с учетом его индивидуальности, научить общению в коллективе, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге

Воспитательные:

-прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

-воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;

-воспитывать потребность в общении с природой;

- способность формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;

-Экологическое образование и воспитание позволяют прививать детям общечеловеческие ценности гуманистического характера: 

- понимание жизни как высшей ценности; 

- человек как ценность всего смысла познания; - универсальные ценности природы;

 - ответственность человека за судьбу биосферы, природы Земли. 

 Средствами экологического образования можно формировать следующие ключевые компетентности: 

 • компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны); 

• компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере биотехнологий, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.);

 • компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.); 

• компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) и другие. 


 Особое значение приобретает экологическое образование во внеклассной и внешкольной деятельности учащихся, в системе дополнительного образования, целью которых является закрепление у учащихся первичных навыков участия в природоохранных акциях, моделирование экологических ситуаций, развитие прикладных экологических навыков, эмоционально-эстетического восприятия природы. Предпочтение отдается активным формам деятельности: походы, экскурсии, исследовательские работы и т.п. Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся. 

 Система реализации программы:

Реализация экологического образования и воспитания в нашей местности осуществляется благодаря расположению сельского поселения, через которое протекают реки Мёша и Кама. Рядом находится Волжско-Камский Государственный заповедник. Педагоги школы , нацеленные на экологическое образование и воспитание учащихся, активно включают в свои программы биолого-экологическую составляющую. Все это позволяет реализовывать экологическое образование и воспитание учащихся в следующих формах:

 - предметная – на уроках окружающего мира, биологии, географии, природоведения;

 -межпредметная - экологическое содержание уроков – практическая реализация принципа интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на уроках биологии, химии, физики, математики, литературы и др.;

 - внеурочная - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:

- классные и библиотечные часы;

- исследовательская работа (проектная деятельность)

– научные исследования школьников под руководством учителей;

- экологические праздники и мероприятия;

- участие в экологических конкурсах, конференциях;

- практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники;

- походы и экскурсии;

-агитация и пропаганда населения по экологическим вопросам;

- встречи и беседы с экологами, инспекторами лесной охраны, школьниками других школ. 

 Реализация целей и задач экологического образования и воспитания возможна при создании в школе целостной системы такого образования, включающей два этапа, которые соответствуют периодам начальной (I-IV классы), основной (V-IX классы) и средней(полной) (X-XI кл.) школы. Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания экологического образования на каждом из этапов. Основное содержание экологического образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся. 


Начальная школа (I-IV классы): У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Формировать понятие «Малая Родина (родное село, улица, школа, семья)», обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы. Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми эколого-биологических профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях
 Основная школа (V- IX классы): Основной школе принадлежит особая роль в системе экологического образования. На данном этапе у учащихся складываются базовые представления об окружающем мире и своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого-социального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков. Основные формы работы на этом этапе носят более практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц), природоохранных мероприятиях (субботники, акция «Чистый берег», «Чистая посадка», «День Родника», походы и рейды). 

 

 Мероприятия по реализации программы: 



 1. Принятие новых членов в детское экологическое объединение (сентябрь); 

2. Проведение совместных заседаний Детской Думы и Экологического Совета школы по совместному планированию работы на учебный год(сентябрь).

3. Закрепление в практике работы классных руководителей развития у детей культуры их взаимоотношений с окружающей средой (экологические программы, проекты, отдельные мероприятия)(в течение года); 

4. Исследовательская деятельность учащихся, направляемая педагогами школы, согласно планам работы. Реализация исследовательских проектов, участие в конкурсах и конференциях (в течение года);

 5. Организация и проведение разнообразных экологических праздников и мероприятий: 


  • празднование экологических дат (в течение года);

  • конкурсные программы, КВНы, викторины (в течение года);

  • встречи и беседы с интересными людьми(в течение года);

  • проведение акций: «Приведи в порядок планету», «Красота своими руками», «Живи, родник», «Посади свое дерево и сохрани его» (в течение года);

  • выпуск плакатов, листовок ,стенгазет(в течение года).

  • Выступление Агитбригады

 6. Участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах разных уровней (в течение года). 

7. Практическая реализация экологической работы: экологические рейды, субботники, природоохранные акции (в том числе «Покормите птиц зимой», «Птичий дом», «Чистые реки»), походы и экскурсии юных экологов, практическая помощь окружающей природе (в течение года).

 8. Здоровьесберегающая составляющая экологического воспитания:


  • эколого-туристический поход» (май);

  • Дни здоровья «В здоровом теле…» (1 раз в четверть);

  • подготовка и участие на районном туристическом слете (май);

  • развитие у детей навыков здоровьесбережения, правильного отношения к экологии собственного тела (в течение года).  

 9. Комплекс мероприятий «Экология вокруг нас»:

  • реализация программы по благоустройству пришкольной территории(в течение года);

  • озеленение школы и учебных кабинетов(сентябрь, май);

  • создание в школе, вокруг нее, в родном селе благоприятной экологической обстановки (в течение года). 

  • Уход за обелисками и памятниками села.

 10. Установление и укрепление связей с другими экологическими организациями . 

 11.Подведение итогов экологической работы –школьная и районная экологическая конференция (апрель).

12. Подбор материалов и оформление в сети Интернет экологического раздела сайта школы. 

 Прогнозируемый результат: 

 -свободная творческая личность, осознающая ответственность по отношению к среде своего обитания - к нашему общему дому, обладающая знаниями экологических законов и экологической культурой, соблюдающая нравственные и правовые принципы природопользования, ведущая активную природоохранительную деятельность, противодействующая нарушителям связей в биосфере - социально ориентированная личность с развитым экологическим сознанием.

  Содержание Программы экологического воспитания

Программа экологического воспитания школьников «Чистый мир» включает следующие   направления воспитательной деятельности: «Экология природы», «Экология здоровья», «Экология души». Каждое из них ориентировано на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.

Направление «Экология природы»


 

Младший школьник
(1–4 классы)


Подросток
(5–9классы)


Старшеклассник
(10–11 классы)


Цель:

Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности

Задачи:

Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера.

Становление экологической ответственности как основной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития современной цивилизации.

Общешкольные творческие дела

Дни защиты окружающей среды от экологической опасности
Природоохранительные акции «Пернатые друзья», «Кормушка», «Зеленая красавица», «Чистое село», «День родников»
Тематические линейки «День птиц», «День воды», «День Земли»
Конкурс экологических сказок
Выступления экологических агитбригад.

Формы работы с классом

Общение с природой

Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). Посвящение в друзей природы. Сбор на
пришкольном участке лекарственных трав.

Выезды на природу с маршрутными наблюдениями.  Исследования в школьном саду. Обследование флоры и фауны местной территории.

Экологический мониторинг. Научно-исследовательская деятельность.

Экологические игры

Загадки природы. Осторожно, их мало! Поляна любознательных

Лесная аптека.



Знатоки природы. Путешествие в мир природы. Знакомые незнакомцы. Поиск нарушителей природы.

Экологический КВН. Организация и проведение игр для младших школьников.

Экологические проекты

Разведка прекрасного и удивительного.

Зеленый класс.

«Жалобная книга» природы.


Экологическая почта. Не проходите мимо! Красная книга района. Чистый двор. Школьный дворик. Чистое село Конкурс рисунков «Экология моего села»

Экологический паспорт микрорайона. Экология нашей реки. Экология Княжьего луга. Разработка экологических троп. Фотоконкурс «Моя малая Родина»

Составление экологических правил для жителей села



Классные часы, беседы

«Заповеди леса», «Редкие растения и животные», «Кто в лесу живет, что в лесу растет?», «Прогулки в лес», «Звери, птицы, лес - дружная семья», «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля».

«Охрана природы – твоя обязанность», «Эта хрупкая планета», «Страницы любопытных фактов», «Природа родного края», «Красная книга РТ», «Деревья разные бывают», «Памятники животным».

«Природа в произведениях искусства», «Человек есть существо природное и духовное», «Экологический кризис: шанс на спасение».

Посещение районного краеведческого музея.

Работа с семьей

Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе»
Экологические акции «Чистое село», «Мой дом», «Школьный двор», «Посади дерево».

Заповеди

Вылечи каждое раненое дерево. Будь настоящим другом природы. Ухаживай за природой, преумножай ее богатства. Посади и вырасти дерево, цветок, растение. Сердцем и душой прикоснись к таинствам природы. Не засоряй рек, озер, колодцев и родников, помни – придется воды напиться. Будь готов всегда встать на защиту своих младших братьев.

Предполагаемый результат

Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив.

Направление «Экология здоровья»

 

Младший школьник
(1–4 классы)


Подросток
(5–8 классы)


Старшеклассник
(9–11 классы)


Цель

Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи

Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта. Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека. Воспитывать сознательное отношение к труду.

Формировать потребность в здоровом образе жизни. Развивать физическую подготовку учащихся. Формировать навыки рациональной организации умственного и физического труда.

Формировать валеологическую культуру школьников. Повышать уровень физической подготовки учащихся. Воспитывать ответственность за сохранение существующих школьных традиций

Общешкольные творческие дела

Осенний кросс .
Дни здоровья. 
Организация дежурства в классе и в школе. 
Трудовые десанты. 
Работа по благоустройству школы и ее территории.

День охраны детей



Формы работы с классом

Ведение книги классных спортивных рекордов.
Акции «Дети и дорога», «За безопасность жизни детей»

Психологические тренинги «Кто я?». Активные игры на воздухе

Подвижные игры на переменах. «Веселые старты».



Психологические тренинги «Кто я, какой я?». Спортивно-развлекательные игры. Игра «Азимут».

Тренинги «Сам себе психолог». Вечер физкультуры и спорта. Военизированные и спортивно-развлекательные игра «Зарница»

Организация работы летних трудовых бригад.



Классные часы, беседы

«Как стать Нехворайкой», «В гостях у Мойдодыра», «Твой режим дня», «Вредные привычки. Как их искоренить?»

«Что дает спорт человеку», «О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке», «Будьте здоровы», «Суд над сигаретой», «Труд человека кормит, а лень портит».

«Здоровье нации. Как его сохранить?», «Суд над наркотиками», «Достаточно ли родиться, чтобы стать человеком?

Школа после уроков

Спортивные секции: футбол, волейбол, хоккей, легкая атлетика. 
Кружки: Юные инспекторы дорожного движения, Основы туризма.
Фестиваль спортивной песни. Туристско-спортивный праздник. 
Музей истории школы: музейные уроки и тематические занятия «Спортивные достижения нашей школы», «Выпускники школы – спортсмены» и др.
Познавательные программы «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»,.

Работа с семьей

Родительский всеобуч «Как сохранить здоровье ребенка», «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника», «Домашняя экология».
Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».
Походы выходного дня.

Заповеди

Просыпайся утром с улыбкой. Научись быть всегда жизнерадостным. Спи и ешь не больше, чем нужно, а не то жизнь проспишь и здоровье проешь. Занимайся спортом. Умей противостоять пошлости жизни: алкоголю, наркотикам, безделью.

Предполагаемый результат

Осознание учащимися значимости физического состояния для будущего, для развития нравственных качеств, для профессионального самоопределения. Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости учащихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях.

Направление «Экология души»

 

Младший школьник
(1–4 классы)


Подросток
(5–8 классы)


Старшеклассник
(9–11 классы)


Цель

Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника

Задачи

Формировать потребность в сознательном, ответственном отношении к учению. Пробудить интерес к прошлому своего народа, воспитывать гордость за национальную культуру. Выявлять и развивать творческие наклонности детей. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира.

Воспитывать ответственное отношение к учению, развивать познавательную активность учащихся. Воспитывать чувство национальной гордости, бережное отношение к памятникам истории и культуры, гражданскую ответственность за свое поведение. Развивать духовный мир школьника, его творческое мышление, способности и задатки. Осознавать собственную значимость в окружающем мире.

Формировать потребность в самообразовании в условиях развития науки, культуры и техники. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности за будущее своей страны. Формировать эстетические вкусы и идеалы, инициативность, творческое отношение к окружающему миру. Ориентировать школьников на «постоянный труд души».

Общешкольные творческие дела

Интеллектуальный марафон. Предметные олимпиады.  Смотр-конкурс спектаклей. Фестиваль детского творчества День Победы. Деятельность органов детского самоуправления.

Формы работы с классом

Экскурсии в музеи, на выставки. Посещение театра и обсуждение спектаклей. Библиотечные уроки. Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков. Акция «Помоги ветерану». Акция доброты и милосердия.

Классные часы, беседы.

«Герб и флаг России», «Защитники земли русской», «Азбука юного гражданина», «Правила поведения в обществе», «Что важнее: знать или выполнять?», «Зачем учиться в школе?», «Твой читательский формуляр», «Мои увлечения», «Про великих и знаменитых», «Слово о родном крае».

«Люблю тебя, мой край родной», «Моя родословная», «Жизнь замечательных людей», «Мои земляки», «Учиться с увлечением. Возможно ли это?», «Наши Читательские Интересы», «Из истории праздников», «В мире профессий», «Ребенок и его права», Встречи с интересными людьми.

«Что могу я сделать для своего Отечества?», «Защита Родины – долг каждого», «Конституция – основной закон государства», «Обязанности и  ответственность», «Доброта и гуманность сегодня», «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?», «Моя профессия. Какой ей быть?», «В мире красоты и искусства», Творческие гостиные.

Школа после уроков

Кружки художественно-эстетического и познавательно-практического направления. Концертные программы к различным праздникам.
Музей истории школы: экскурсии; поисковая работа; встречи с ветеранами, с интересными людьми; музейные уроки и тематические занятия  «Наши истоки», «Выпускники школы – защитники Отечества», «Учителями славится Россия» и др.
Интеллектуальные игры, предметные олимпиады, научно-практическая экологическая конференция.

Работа с семьей

Открытые занятия кружков и секций. «Школьный день вместе».
Помощь в организации и проведении праздников. Совместная организация клубной деятельности. Посещение театра, выставок, программ школьной детской филармонии и видеолектория. Поисковая работа в краеведческом музее.

Заповеди

Цени и оберегай свое Отечество, познавай людей, живущих в нем, его прошлое и настоящее. Сохраняй традиции и культуру своего народа. Помни: каждый человек имеет задатки; развивай их!  Каждое дело – творчески, иначе – зачем! Раскрой себя в любой инициативе.

Предполагаемый результат

Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои знания. Осознание необходимости изучения, сохранения и преумножения историко-культурного, духовного наследия Родины, верность гражданскому долгу. Гуманистическая направленность личности учащегося, понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность. Осознание учащимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности.
Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира.








Каталог: referat10 -> doc
doc -> Проблемы загрязнения окружающей среды
doc -> Вред микроволновки
doc -> «Острые нарушения мозгового кровообращения»
doc -> Внеклассное мероприятие для учащихся 8-го класса «Знатоки родного края»
doc -> Конспект урока по биологии в 6 классе Царство Грибов
doc -> Железо-многоликий металл
doc -> «Строение головного мозга»
doc -> Тема учебного занятия: Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение сосудов
doc -> Разработка урока по биологии для 9 класса. Урок-контроля знаний по теме: «Кровообращение и лимфообращение»
doc -> Кровеносная система. Кровь


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница