Программа по предмету биология для обучающихся 10 «А» и10 «Б» классов преподавателя Лактионовой Валентины Алексеевны



страница1/3
Дата06.10.2017
Размер0.79 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10

с углубленным изучением отдельных предметов

г. о. Жуковский Московской области


«Утверждаю»
Директор школы ______________ Винник Е.Б.
Приказ № 185 от «31» августа 2016 года

ПРОГРАММА
по предмету БИОЛОГИЯ
для обучающихся 10 «А» и 10 «Б» классов
преподавателя Лактионовой Валентины Алексеевны

Программа составлена на основе ФГОС,

Примерной программы среднего (полного)

общего образования по биологии (Сборник

нормативных документов. Биология.

Издательство «Дрофа», 2012 год)

10 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 класса «Общая биология» авторов А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д. Днеnров, А. Г, Аркадьев. М:: Дрофа, 2012- 172.1//, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10 - 11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

Предлагаемая программа является логическим продолжением программы по биологии основной школы (5–9 классы), разработанной В. В. Пасечником, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшиным, Р. Д. Машем. Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения обучающихся. Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Она призвана обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии.

Рабочая программа сохраняет традиции учебного предмета и вместе с тем полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта образования по биологии, представляя его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень лабораторных и практических работ.

Содержание программы сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.

В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьёзное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач.

Программа включает все основные разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, предусматривает изучение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В ней нашли отражение проблемы, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение природы и здоровья человека.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:



А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2012.-368с.;

а также методического пособия для учителя:



В.В. Пасечник «Введение в общую биологию и экологию.9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику – М.: Дрофа, 2010

Содержание программы

10 класс


68 ч/год (2 ч/нед.)

Введение (4 ч)

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса.



Демонстрация: портретов ученых-биологов, схемы «Связь биологии с другими науками».

Основы цитологии (28 ч)

Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории.

Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого.

Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.

Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Каталитический характер реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере.

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации. Генетической код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование и-РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

Демонстрация: микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки; опытов, иллюстрирующих процесс фотосинтеза; модели ДНК, модели-аппликации «Синтез белка».

Лабораторные работы:

1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах и их описание».

2 «Сравнение строения клеток растений и животных».

Размножение и индивидуальное развитие организмов (10 ч)

Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез растений. Онтогенез животных. Взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Рост и развитие организма. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Старение и смерть организма. Специфика онтогенеза при бесполом размножении.



Демонстрация: таблиц, иллюстрирующих виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных, схем митоза и мейоза.

Лабораторная работа: №3 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

Основы генетики (18 ч)

История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцеплённое наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.

Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием.



Демонстрация: моделей-аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности, перекрест хромосом; результатов опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарных материалов, коллекций, муляжей гибридных, полиплоидных растений.

Практические и лабораторные работы:

П/р №1 «Составление простейших схем скрещивания».

П/р №2 «Решение элементарных генетических задач».

Л/р №4 «Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой. Изучение фенотипов растений»

Л/р №5 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».

Генетика человека (6 ч)

Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы.

Демонстрация: хромосомных аномалий человека и их фенотипические проявления.

Практическая работа: №3 «Составление родословной»

Обобщение и повторение изученного материала (2 ч)

Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 10 классе


урока




Наименование разделов и тем


Плановые

сроки проведения


Скорректированные сроки проведения


Практические и лабораторные работы


Контрольные и проверочные работы


1. Введение. Биология как наука. Методы научного познания (4 часа)









Краткая история развития биологии

02-10.09












Методы исследования в биологии












Сущность жизни и свойства живого

12-17.09












Уровни организации живой материи










Глава 1. Основы цитологии (28 часов)



Методы цитологии. Клеточная теория

19-24.09












Химический состав клетки.












Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки.

26-01.10












Минеральные вещества и их роль в клетке.












Углеводы и их классификация.

03-08.10












Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.












Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

17-22.10












Строение белков.












Функции белков.

24-29.10












Нуклеиновые кислоты












АТФ и другие органические соединения клетки

31.10-05.11







Химический состав клетки



Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.












Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. Л/р №1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах и их описание».

07.11 – 12.11






Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах и их описание






ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения.










07.11-12.11



Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения

14-19.11












Прокариоты и эукариоты. Сходства и различия прокариотических и эукариотических клеток












Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов. Л/р №2 «Сравнение строения клеток растений и животных».

21-23.11






Сравнение строения клеток растений и животных






Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. Реализация наследственной информации в клетке.

28.11-03.12












Обобщение «Строение клетки»







Строение клетки



Обмен веществ и энергии в клетке.

05.12-10.12












Энергетический обмен в клетке












Питание клетки

12.12-17.12












Автотрофное питание. Фотосинтез.












Автотрофное питание. Хемосинтез.

19.12-24.12












Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке












Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме

26.12-31.12












Контрольно-обобщающий урок «Жизнедеятельность клетки»







Жизнедеятельность клетки



Анализ контрольной работы

09.01-14.01










Глава 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (10 часов)






Жизненный цикл клетки.

09.01-14.01












Митоз. Амитоз.

16.01-21.01












Мейоз.

16.01-21.01












Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

23.01-28.01












Формы размножения организмов. Половое размножение.

30.01-04.02












Развитие половых клеток.

3-.01-04.02












Оплодотворение.

06.02-11.02












Онтогенез – индивидуальное развитие организма

06.02-11.01












Онтогенез. Эмбриональный период. Л/р №3 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

13.02-18.02




Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства






Онтогенез. Постэмбриональный период.

13.02-18.02







Размножение и индивидуальное развитие организмов

Глава 3. Основы генетики (18 часов)



История развития генетики. Гибридологический метод.

27.02-04.03












Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. П/р №1 «Составление простейших схем скрещивания».

06.03-11.03




Составление простейших схем скрещивания






Моногибридное скрещивание П/р №2 «Решение элементарных генетических задач».

13.03-18.03




Решение элементарных генетических задач






Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

13.03-18.03












Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

20.03-25.03












Хромосомная теория наследственности.

20.03-25.03












Взаимодействие неаллельных генов.

27.02-01.04












Цитоплазматическая наследственность

27.03-01.04












Генетическое определение пола

03.04-04.04












Изменчивость. Модификационная изменчивость. Л/р №4 «Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой. Изучение фенотипов растений»

10.04-15.04




Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и вариационной кривой. Изучение фенотипов растений






Изменчивость. Наследственная изменчивость

10.04-15.04












Виды мутаций. Генные и хромосомные мутации

17.04-22.04












Виды мутаций. Геномные мутации

17.04-22.04












Причины мутаций. Мутагенные факторы

24.04-29.04












Соматические и генеративные мутации

24.04-29.04












Причины мутаций. Л/р №5 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».

03.05-06.05




Выявление источников мутагенов в окружающей среде(косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм






Биологическая роль мутаций

03.05-06.05












Обобщение «Основы генетики»










Основы генетики

Глава 4. Генетика человека (6 часов)



Методы исследования генетики человека. Пр/р №3 «Составление родословной»

08.05-13.05




Составление родословной






Генетика и здоровье. Генные заболевания

08.05-13.05












Генетика и здоровье. Хромосомные болезни.

15.05-20.05












Проблемы генетической безопасности

15.05-20.05












Медико – генетическое консультирование

22.05-25.05












Обобщение «Генетика человека»

22.05-25.05







Генетика человека

67 – 68

Повторение и обобщение знаний













Каталог: uploads -> 3000
3000 -> Памятка по профилактике гриппа Грипп
3000 -> Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Я обратила особое внимание на тему «Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении»
3000 -> Нужны ли нам прививки?
3000 -> Причины заражения гриппом
3000 -> Защита зрения у детей
3000 -> Муниципальное бюджетное дошкольное
3000 -> Памятка для родителей в условиях семьи необходимо стремиться соблюдать тот же чёткий распорядок дня и занятий, что и в детском саду
3000 -> Памятка родителям о необходимости здорового питания школьника
3000 -> Анализ деятельности шмо учителей начальных классов моу прогимназии пос. Романцево Жидкова М. Б. (Ф. И. О. руководителя) за 2013-2014 учебный год
3000 -> Педикулез и меры его профилактики!


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница